Перейти к содержимому
Но авторская песня имеет много своих поклонников, которые обожают этот жанр и всячески его поддерживают.
Авторская песня – это песня душевная, необходимая. Это то, что хочется высказать. Это то, что внимательно послушают в кругу друзей. Именно это делает ее очень популярной. Но, разумеется, есть и много других факторов. Но душевность – это то, что отличает такие песни. Каждому человеку хочется, чтобы его слушали, слышали, понимали. Авторская песня – это то, что хочется сказать и то, что слышат друзья, поклонники и единомышленники.
И такой подход, и такие возможности особенно важны в век современных технологий и новых возможностей. Поэтому даже при наличии новых жанров, течений, веяний это направление будет развиваться и давать возможность талантливым людям всячески проявлять себя в этом интересном направлении.
Итак. Когда начался мой роман с авторской песней? Лет в 11-12, наверное, не могу вспомнить точно. Зато хорошо помню, как дома брат учил меня брать на гитаре небезызвестные три аккорда, и песни те древние зачем-то помню наизусть. Вот первая, которую я научилась играть:
В речке Каменной бьются волны
По гранитным скользя камням
Древними каменными глазами
Смотрят горы на меня.
Это безымянное трогательное впоследствии оказалось Адой Якушевой (кто-то помнит еще это имя?). А еще вот это:
Ты – мое дыхание
Утро мое ты раннее
Ты и солнце жгучее
И дожди…
Там еще такое замечательное есть
Целый день все думаю:
«Ну как удержать звезду мою»,
А звезда — рюкзак на плечи
И пошел.
Весь дух 60-х, с их наивом, энтузиазмом, душой нараспашку – в этих четырех строчках, как муха в янтаре.
Перевесь подальше ключи
Адрес поменяй поменяй –
А теперь подольше молчи
Это для меня.
А это уже Клячкин, эта песня жила со мной долго. Ну, и Кукин, конечно: «Гостиница», «Город», «Париж». И «Тридцать лет» маячили как неведомый страшный рубеж, за которым начинаешь спускаться – да поди еще доживи до него.
Наверное, в те же времена в доме появился магнитофон – катушечный, естественно. Какой же он был породы? надо же, совсем не помню. Думала, щас вот открою страничку со старыми магнитофонами и свого родного узнаю в лицо – а он не узнается, собака. Наверное, потому что он был еще не мой, а то ли родителей, то ли брата, и первые услышанные мною бардовские песни («Рыба Кит», «Учитель обществоведения», «Тау-Кита», «Зато мы делаем ракеты») почему-то помню доносившимися из-за запертой двери. Больше всего на сайте старых магнитофонов мне пригляделась «Нота-М»:
может он-то и был у нас тогда первым. А вторым, мне кажется, был «Романтик», портативный кассетник, красного цвета. Снова долго шарилась по сети: «Романтик-307-стерео», «Романтик-201-стерео» – совершенно мимо, больше всего сердце откликается на этот Романтик-3, но опять же черт его знает.
Кстати, меня изрядно удивляет, что такие, казалось бы, базизные вещи, как мои собственные магнитофоны, напрочь выветрились из памяти. Ну-ну. Хотя бы точно знаю, что мой последний катушечный магнитофон был Юпитер-202, вплоть до тактильного ощущения поворота ручки с «19» на «выкл».
И на французские лекции сначала его таскала, а потом – кассетник «Фишер», привезенный из Франции – но это уже совсем другая тема, и вообще хватит о магнитофонах на сегодня, лучше о проигрывателях поговорим.
Проигрыватель всегда жил в моей комнате, его хорошо помню в лицо и по имени: «Аккорд» — вот точно такой, прямо родненький.
Довольно долго он у меня играл только классику, а бардовская песня на заре ее долгого становления распространялась другими путями: из уст в уста и на магнитофонных пленках.
Таких лент у меня дома внушительная коллекция была, и из каждой торчала пара перфокарт с любовно написанным на них содержанием стороны А и стороны В.
В семидесятых же годах начали появляться пластинки – все как одна были фирмы «Мелодия» и Апрелевского завода грампластинок. Сначала вышла пластинка Новеллы Матвеевой (не большая, не маленькая – там, где ее классика, самые-самые лучшие песни). У Окуджавы первой вышла маленькая, со «Смоленской дорогой», кажется она была без рисунка, в стандартном бумажном конверте с орнаментом. Зато хорошо помню первую его большую пластинку, на обложке в коричневатых тонах портрет Окуджавы, затягивающегося сигаретой (тогда еще это считалось модным и стильным)
а песни там про пиджак и про московского муравья – отличная была подборка! Левка по каким-то своим временным приметам точно помнит, что это был 1976 год, и еще он напомнил мне чувство ревности, с которым мы встречали эти пластинки: как же так, что за безобразие? это ж было наше и только наше, тайное, задушевное, для избранных, а теперь каждый сможет купить пластинку и крутить себе, сколько захочет? Потом, конечно, привыкли, и пластинки эти лелеялись и запиливались до невменяемости.
Помню вечеринку институтской эпохи с одной из двух МИСиСовских компашек. Их у меня было две: одна с нашего курса, другая – с ребятами на курс старше меня, к ней я почему-то тоже прилепилась. Женька Валкин (по прозвищу Жевалкин, конечно), как и я, захаживал в обе, и откуда это воспоминание – не помню, но точно помню, как он приходит с гитарой и приносит «новые» песни Окуджавы: «Кабинеты», «Сумерки, природа», «Давайте восклицать» — прикиньте, тогда они были еще новые? Помню еще, как неприятно удивила меня эта последняя, что это вдруг за советский Карнеги такой? Позже оказалось, что Окуджава предвосхитил таки локально социально-поведенческие нормы 21-го столетия в те суровые времена, не знавшие ни реверанса, ни Карнеги, ни сладкой лести.
Нет, ну еще с десяток его песен я никогда не любила и активно не перевариваю до сих пор (если случайно услышу) – в остальном же Окуджава был для меня царь и бог, его эпоха стояла тогда на дворе. Она закончилась для меня с приходом Мирзаяна, но об этом позже. В конце же 70-х продолжали выходить его пластинки (следующая – с обложкой в красных тонах и с «Батальным полотном» — тоже была очень хороша), уже окуджавские песни начинали растаскивать и распевать кто ни попадя, а я отчаянно их ревновала к этим чужакам, признавая только окуджавские тембр и интонации. Да чего там тембр? Исполнители и слова порой перевирали, и мелодию (то есть улучшали, конечно, по их понятиям). К тому времени, однако, я уже выучила не только три аккорда, а все шесть – и те песенки, что попроще, с удовольствием изображала на гитаре: голоса у меня не было и тогда, а слух худо-бедно имел место. Я не считаю Окуджаву великим поэтом, но великим автором и бардом безусловно. И нет для меня лучшей машины времени, как поставить его старые классические записи (а не вопиюще неправильные римейки последних лет) и погружаться в сладкое ностальгическое забытье. В Москве мне не довелось увидеть его живьем, а только в Израиле, на концерте в Синераме (где-то в конце девяностых), старенького уже и с Ларисой Герштейн впридачу. Ну, хоть так.
Высоцкого вот не случилось увидеть совсем. Хотя звали меня однажды на полудомашний концерт, по пятерке с носа. Пошла бы – теперь бы хвасталась, что и Высоцкого живьем видала, а так не могу. Недаром же говорят, что лучше сделать и потом жалеть, чем наоборот. Впрочем, Высоцкого я не очень любила, так получилось. Сначала ведь он пел смешное-хулиганское про спортсменов, простецкий блатняк типа «На Большой Каретной», «Рыжая шалава» – совсем не мой жанр. Гораздо позже уже, услышав однажды французскую пластинку, была поражена. Совершенно ведь другие песни – глубоко поэтические, с роскошными оркестровками, проникающие в душу, до дрожи. «Кони привередливые», «Банька». «Охота на волков», «Гамлет», «Баллада о детстве»… Увы, недолго музыка играла, и любовь моя не продлилась долго: внезапная смерть Высоцкого в 1980 повлекла за собой такой дикий ажиотаж и цунами народной любви к безвременно ушедшему поэту и актеру, что моя личная скромная любовь быстренько сошла на нет. Любить или не любить – я не решаю силой собственного ума: внутри сидит маленький чертик и подсказывает: «это и так любят всей оравой, обойдутся без тебя». (Я с ужасом думаю, что будет, когда у народа откроются глаза и сердце для беззаветной любви к Щербакову, подобной моей. Пока, к счастью, все спокойно и можно продолжать любить дальше.)
Галич – вот еще гений слова. Написал энциклопедию советской жизни (точнее, большого ее сегмента) и хотя бы поэтому никогда не забудется и не устареет. Его люблю до сих пор. Раз в два года достаю с полки запыленные кассеты (на дисках современных и интонации не те и с громкостью/уровнем записи какие-то проблемы — я большой консерватор, если кто еще не понял) и тихо ржу себе над К.П. Коломийцевым, и тетей Калею, и Парамоновой-всей-в-новом-шарфике. Качественно так ржу. Заодно приходится прослушивать другие песни, неприятные и нелюбимые:
«Эрика» берет четыре копии –
Вот и все. А этого достаточно!
И т.д. и т.п. И эти песни (а их много) мне таки не нравятся, коробит назидательность и избыток пафоса – но все равно сдается мне, что слушать надо и забывать нельзя. Галич обладал редкостным даром слова, и иногда мне страшно жаль, что его творчество настолько политизировано. Написал бы еще нормальной лирики – такой как любимые мной «Когда я вернусь» (хотя и это тоже политика), «Номера»… — ну вот видите, раз, два и обчелся. Есть еще третья, редкая, очень хорошая, что-то про неумолимо текущее время — но вспомнить не могу.
Кима, хоть он и считался мэтром уже тогда, не любила. То есть нет, что я такое говорю! Как можно не любить Кима – талантливого, умного, обаятельного, остроумного? Кима любила, а песни его нет. Они мне казались слишком театральными, мажорными, поверхностными, я не знала, зачем мне они нужны такие – за исключением может десятка, а это мало для такого обширного творчества. Помню концерт его в «Доме Коммуны», как я отчаянно зеваю на «Мадам, месье, сеньоры» и «В белом платье с причудливым бантом», а зато потом Ким поет крамолу а мы прыскаем в кулак, восхищаясь его отвагой. Только подумать, что и это тогда была крамола:
Я чувствую как и всегда
Твой локоть, а также плечо
Сегодня мы как никогда
А завтра гораздо еще!
И еще помню, как он поет «19 октября», эту песню почему-то редко кто знает, а у меня она как раз в десятке тех редких любимых:
Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга
Да не выдумаешь как…
Да не выдумаешь как.
Сначала концерты и всякие другие мероприятия МИСиСа происходили в небольшом зальчике Дома Коммуны – мрачного и глючного архитектурного сооружения с пандусами и бесконечными коридорами, построенного в духе Ле Корбюзье и служившему МИСиСу общежитием и вспомогательным корпусом; некоторые занятия (физкультура, черчение и еще всякие семинары) почему-то проводились там, а не в главном корпусе на Октябрьской.
Затем, когда МИСиС отгрохал себе новый стеклянный 9-этажный корпус, тот зальчик сменил роскошный, огромный зал новехонького Дворца культуры – и этот апгрейд почему-то сейчас у меня ассоциируется с постепенным опопсением авторской песни – процесс, по крайней мере, пошел. В этом новом зале помню концерты Никитиных, Берковского, Суханова, Визбора. Визбор тоже пел «новенькое»:
Телефон-автомат у нее,
Телефон на столе у меня…
Это осень, это жнивье,
Талый снег вчерашнего дня.
И про ходики стенные пел (это уже, кажется, было старенькое), и конечно же «Милая моя, солнышко лесное» — но все это было уже для меня пассе и даже слегка раздражало, а солнышко лесное и не слегка, а довольно сильно. К тому времени я уже сделалась адептом других направлений в жанре авторской песни, и вместе с ее авторами позиционировала себя перпендикулярно всем этим солнышкам и звездочкам. Об этом мало того что позже, но и вообще в следующем посте. Однако по порядку, по порядку. Иногда я даже радуюсь тому, что так мало помню из своей жизни, иначе бы вообще свой рассказ никогда не закончила, а так есть реальная возможность разделаться за 3-4 поста.
Концерт Никитиных был уж совсем какой-то грандиозный: под конец они взялись за руки с толпой народу, почему-то торчавшей в тот момент на сцене, и спели «Возьмемся за руки, друзья». Видимо, тогда только-только входило в традицию петь эту песню в конце концерта – и я опять же не знала, радоваться или огорчаться. С одной стороны, было приятно, что наше дело ширится и крепнет, с другой – какого черта эта неприятная мне Татьяна покушается на наши песни. Пела бы себе про ежика резинового – так на тебе, на Окуджаву замахнулась. Не любила я Татьяну с ее фиоритурами и выпендрежем, а следовательно, Никитиных как таковых. Самого же Никитина (в единственном числе) очень ценила, особенно его прекрасную музыку к сонетам Шекспира и стихам Пастернака. Но увы, энтропия – она, как хорошо известно студенту МИСиС, не уменьшается, а всяко движется в направлении, указанном законами термодинамики и Мэрфи.
Возвращаясь к взявшимся за руки друзьям, хочу заметить, что в те времена пафос этих слов был, ей-богу, не пустой и не зряшный. Это был наш протест, протест инакомыслящей интеллигенции против мещанского обывателя, против безвкусной эстрады, против советского официоза и советской власти вообще. Советская власть почила в бозе (во всех смыслах этого слова), протестовать стало не против чего, процесс опопсения продвигался своим чередом, бардовская песня потихоньку растеряла свой смысл и в эпоху торжествующего рока сделалась объектом для насмешек и ругани бардоненавистников. «День не замедлил прийти – ясный, холодный, враждебный» – как сказал один пост-бард, правда, не совсем про это, но мне вспомнилось именно по поводу бардов. Против чего барды берутся за руки сегодня (а кто бы знал, как я не перевариваю «Песни нашего века»), не ведаю – видимо, против неумолимо бегущего времени, отбросившего этот жанр на задворки искусства и истории.
После института, не без помощи маминых то ли друзей, то ли благодарных пациентов, я была распределена в ВИАМ (Всесоюзный Институт Авиационных Материалов), умеренный такой «ящик», с третьей формой допуска. Хотелось в аспирантуру МИСиС, но туда евреев не брали (будь у тебя хоть три диплома с отличием), на завод не хотелось, а ВИАМ этот вроде считался неплохим распределением. Там работать было скучно, свободного времени было полно. К ВИАМу тоже прилагался какой-то зальчик, вроде до него ехать было 3 остановки на 24 троллейбусе в сторону метро Лермонтовская, а названия его не помню. Там происходили концерты Дулова («Железный шлем»), Егорова («Я вас люблю, мои дожди» — классная песня, на самом деле), Луферова. Эти официальные концерты как-то совсем стерлись из памяти, ибо к тому времени у нас с друзьями появилась своя собственная база для концертов типа кого хотим, того и зовем, и в моем романе с авторской песней открылась новая эпоха.
Господи, как длинно-то получается, а до самого интересного, важного для меня так и не дошла! В общем, продолжение следует.
Сочинение-эссе на тему «Моё мнение об авторской песне».
6 класс. Помогите пожалуйста!
Можно просто мнение, не сочинение)
Привлекает нас авторская песня своей красотой и своеобразием. Ценность авторской песни в восприятия любым человеком. Но не каждому может быть привлекательна и понятна авторская песня. Песня оказывает огромное воздействие на слушателя передавая ему смысл вложенный в нее автором.
Я считаю, что благодаря авторской песне мы учимся понимать музыку. Каждый автор пытается создать что-то новое и неповторимое, из-за этого создавались и я считаю будут создаваться новые музыкальные жанры. Каждый последующий автор будет делать музыку исходя из схожести к предыдущим стилям и будет получаться некий гибрид, который возможно создаст новый музыкальный жанр.
Из всего этого можно сделать вывод, что авторская песня имеет место быть, каждый человек имеет свое мнение, к которому каждому нужно прислушаться.
Все предметы
Рейтинг пользователей
Здесь даже нет попытки с какой-то полнотой оценить огромное направление авторской песенной музыки, эта статья — только впечатления, воспоминания, рассуждения.
Авторская песня — это песня, написанная в едином порыве музыки и стихов, не обязательно — одним автором. Авторская песня — это песня, у которой есть авторы.
Авторская песня может стать народной, а все песни берут начало в народном творчестве.
Песенное творчество — это музыка и поэзия. Формирование современной песенной музыки началось в далёкие века, в народных песнях. Большой вехой в песенной музыке является творчество Франца Шуберта, одного из учеников великого Антонио Сальери. Его песни «Аве Мария», «Вечерняя серенада» (1818) прекрасны чудесными сочетаниями мажоров и миноров, высокой одухотворённостью.
Русская авторская песня «Чёрный ворон» была написана Николаем Верёвкиным в 1831, издана в 1837. Из одной песни получается множество других песен, а песенное творчество развивается на основе предыдущих достижений. «Полюшко-поле, полюшко широко поле, едут по полю герои»…. Песня Григория Пономаренко «Клён ты мой опавший» на слова Есенина — независимая музыка. Эти песни приводят к созданию новой песни Таривердиева -«Я спросил у ясеня ….» (слова В. Киршона) . «Hei Judе» и многие другие песни Битлз — это не линейная комбинация песен, а нарезка мелодий народных песен. Вальс Грибоедова в песнях Битлз слышен даже не очень разбирающемся в музыке человеку.
Песня «Эх , дороги, пыль да туман» (музыка А. Новиков — слова — Лев Ошанин) — вызвала другую песню, «Вей, вей, проруха судьба…» Г. Сукачёва.
Создатели современных авторских песен — Анчаров, Галич, Фомин, Френкель (Д-Актиль), Поль Марсель, Окуджава, Шварц, Алешковский, Высоцкий, Городницкий, Розенбаум, Дольский, Клячкин, Егоров, Резник, Матвиенко, Кукин, Ким, Визбор, Якушева, Снежина, Цой, Антонов, Митяев, Газманов, Гребенщиков, Никитин, Макаревич, Добрынин, Николаев, Трофимов, Крылов, Тальков, Фадеев, Ивасюк, — только часть огромного списка создателей современной авторской песни.
Песни Ильи Евгеньевича Катаева (1939- 2009) (Петров — Катаев) и Михаила Леонидовича Анчарова (1923—1990) — советского писателя, поэта, барда, драматурга, сценариста и художника :
» День за днем» («Стою на полустаночке…»), музыка И. Катаева, исп. Валентины Толкуновой «Не шуми, океан, не пугай…» (по стихам А. Грина) Прощальная дальневосточная (стихи В. Инбер). «Песенка о моём друге-художнике» «Рыжим морем на зеленых скамьях…» (стихи М. Анчарова и В. Туркина) «Пыхом клубит пар…» «Прощание с Москвой» «Куранты» «Сорок первый» «Русалочка» «Баллада о мечтах» «Песенка про психа из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку» «Кап-кап» «Песня про низкорослого человека, который остановил ночью девушку возле метро «Электрозаводская»»» Песня про деда-игрушечника с Благуши» «Цыган-Маша» «Песня про циркача, который едет по кругу на белой лошади, и вообще он недавно женился» «Песня об истине» «Песня об органисте, который в концерте Аллы Соленковой заполнял паузы, пока певица отдыхала» «Баллада об относительности возраста» «МАЗ» «Мещанский вальс «Рынок» «Час потехи» «Одуванчики»» Про поэзию» Салют, ребята!» «Любовницы»» Аэлита» «Белый туман» «Глоток воды» «Она была во всем права…»» Баллада о парашютах» «Воскресная застольная» «Село Миксуницу» «Песня о Красоте» «Баллада о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте» «Король велосипеда» «Антимещанская песня» «Песня про радость» «Большая апрельская баллада» «Детский плыл кораблик» «Песня о России», «Мне приснились сырые проталинки», «Песня об относительности возраста» «Слово товарищ» «Я ночью шла по улице».
Владимир Высоцкий написал более 800 известных песен.
Своё отношение к авторской песне, которое на своих концертах высказывали основоположники современной авторской песни — Александр Дольский, Юрий Кукин, Андрей Петров, Георгий Носов.
Авторские песни трудно связать с каким — то направлением, например, песни Дольского — это и романсы, и рок, и шансон. Авторская песня в стиле джаз — это и Валерий Сюткин и Александр Дольский — совершенно различные авторы; — никакого подобия даже в одном подразделе авторской песни найти невозможно, при том, что {авторская песня, джаз } является подразделом общих определений — {джаз}.
Авторская песня в СССР имеет в своей истории слёты бардов Советского Союза (1968), Грушинские, Ильменские фестивали проводятся с 1968 года, Новосибирский слёт бардов созывался и через 30 лет, весной 1998 года. Собрать бардов — занятие не простое. Высоцкий, Визбор и Окуджава никогда не участвовали в конкурсах и в бардовских фестивалях. Владимир Высоцкий в своей песне «Я не люблю» пел о манежах и аренах так — «Я не люблю манежи и арены, на них мильон меняют по рублю… Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю …»
Фестиваль авторской песни в Акедемгородке (март 1968) с участием Галича, и Грушинский осенний фестиваль 1968 года разделяли события в Чехословакии. Многие образованные люди тогда относились с огромной антипатией к действиям советского правительства — однако сейчас Чехия и Словакия разделены и входят в единение 4 рейха; — туда же тянут Украину. И ведь мало кто и сейчас знает, что в 1968 году, на Прагу шла американская танковая колонна, которая была окружена и остановлена странами Варшавского Договора. Через 30 лет, в Академгородке состоялся второй фестиваль бардов.
Не хотелось бы совсем писать о заказной песне, и при самых светлых воспоминаниях о прошедшем времени, мы редко отдавали себе отчёт о смысле некоторых песен того периода, например, «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», потому что у каждого человека должен быть адрес, дом, и должна быть Родина, должны быть родные места и место жительства, — другое дело, что к сожалению, родные места и места жительства не всегда совпадают. Всего хорошего должно быть в меру — а «правильные» песни создают их «неправильные» антиподы.
Многие фанаты В. Цоя покончили жизнь самоубийством после смерти своего кумира — так же, как и в реальных опасных религиозных сектах.
Ритмы и рифмы взаимно связаны. Сами стихи содержат музыку; — и когда получается, что разные композиторы пишут музыку на одни и те же стихи, то варианты обычно имеют сходство. Авторская песня создаётся в едином порыве музыки и стихов. Музыка тоже может побуждать к созданию стихов, и тоже содержит в себе структуры будущей рифмы.
Есть много представлений о жанра «попсы», или же, — поп- рока, — вероятно, это могут быть красивые песни, в которых слова повторяются — например, «Ягода малина нас с тобой манила, ягода малина летом в гости звала …» Чудесно, и так — 10 или 20 раз. «На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу» — и так много — много раз. Попса не может не нравиться, и иногда хочется послушать именно попсу, а не серьёзные песни, которые трудно слушать более 5 за один приём; — у серьёзных песен есть второе дно, подсмысл, адресации к подсознанию, и если Высоцкого слушают миллионы, но понимают далеко не все, то попсу слушают и понимают миллионы, так как им того желается. Попса не бессмысленна, она так же действует на сознание и на подсознание, как и серьёзные песни.
К авторской песне относится песня мексиканской пианистки, композитора и поэтессы Консуэло Велазкес Торес (1916 — 2005) — «Бесаме мучо», вместе с песней «Очи чёрные» — самые известные песни в мире. Песня «Вesame mucho» была написана в 1941 году, —
«Besame, besame mucho, Como si fuera esta noche la ultima vez. Besame, besame mucho, Que tengo miedo tenerte, y perderte despues. Quiero tenerte muy cerca, Mirarme en tus ojos, Verte junto a mi Piensa que tal vez manana, Yo ya estare lejos, Muy lejos de aqui. Besame, besame mucho, Como si fuera esta noche la ultima vez. Besame, besame mucho, Que tengo miedo tenerte, y perderte despues.»
Песню «Бесаме мучо» (рус. — целуй меня крепче) — можно отнести и к «попсе», а музыкальное происхождение этой песни — из музыки Матвея Блантера — «Катюша» (1938), «Колыбельная» («Спи мой сыночек …») (1940); «Катюша» могла возникнуть из музыки Павла Когана («Бригантина», 1937), и все песни берут начало из старинных цыганских романсов. Музыка Матвея Исааковича Блантера (р. 1903 — 1990) оказала влияние на всё мировое песенное музыкальное творчество. Одна песня — шедевр становится основой для многих других песен; песня «Одинокая гармонь» (слова — Михаил Исаковский, музыка — Борис Мокроусов) стала основой для десятков других советских и зарубежных песен; а музыкальная основа этой песни восходит к триолям Лунной сонаты Бетховена.
Поэтов — музыкантов не так много, — а некоторые красивые, чудесные песни написаны авторами так, что у них ( или мы не знаем ) — только одна или несколько песен, и один из таких замечательных примеров — песня Consuelo Velаzquez Torres «Besame mucho».
Песня «Я спросил у ясеня …» была написана в 1936 году Тихоном Хренниковым на слова драматурга Владимира Киршона ( как идейный человек, убеждённый коммунист, он был репрессирован в 1938). Сам Сталин не любил большевиков, и возможно, поэтому советскую литературу нельзя было бы назвать патриотической (Олеша, Булгаков, Зощенко, Фадеев, Шолохов и другие писатели). Например, Шолохов — это «взгляд со стороны», на белых и красных. Микаэл Таривердиев и Эльдар Рязанов тоже, дали новую жизнь песне на слова Владимира Киршона. Эльдар Рязанов сам пишет стихи, и на его стихи обязательно напишут и песни.
Патриотизм во время становления Советской власти — это Маяковский, Есенин. Любовь к Родине у Есенина не была связана с политикой и не была связана со временем. На стихи Есенина написаны чудесные песни.
Авторская песня — это симбиоз музыки и стихов, который может иметь очень сложную историю, которая может уходить в века; барды (сочинители музыки и песен) пишут не только авторские песни. Бард Владимир Вавилов написал музыку песни «Над небом голубым есть город золотой» (стихи — Анри Волохонский), эту песню исполнял Борис Гребенщиков («Под небом голубым»). Песня появилась благодаря музыкальному обращению к классической музыке Владимира Вавилова, который играл не только на гитаре, но и на лютне; эта песня была бы безвестной ещё много лет, если бы её не исполнил бард, действующий в сфере рока, баллад, Борис Гребенщиков [6]. Важными свойствами творчества Гребенщикова и его «Аквариума» является отсутствие в исполнении лишнего пафоса, который не воспринимается, и помощь другим музыкантам и группам. Замечательные песни рождались в сотрудничестве Сергея Никитина и барда Виктора Берковского — «Под музыку Вивальди». Сергей Никитин играет на семиструнной гитаре с не меньшим мастерством, чем Александр Дольский, а Татьяна и Сергей Никитины подарили всем много песен, которые стали известными и любимыми благодаря им. Песни Булата Окуджавы не уступают романсам и авторским песням, потому, что музыку к большинству из них написал Исаак Шварц, — симфонический композитор, автор музыки к более, чем 100 кинофильмам. К нескольким песням Окуджавы музыку написал Матвей Блантер.
Ада Якушева, жена Юрия Визбора, написала вместе с ним много чудесных , любимых нами песен, — из них, «Вечер бродит по лесным дорожкам».
Из малого числа поэтов — композиторов, и одним из основателей русской авторской песни, стал Николай Верёвкин, автор песни «Под ракитою зелёной» (1831). Николай Верёвкин, служил унтер — офицером Невского пехотного полка. Песня была опубликована в 1837 году. Эту песню переделывали много раз, в том числе, и для фильма «Чапаев». Среди её названий есть — «Чёрный ворон».
К основателям русского романса нужно отнести Флориана Германа (Florian Hermann), (Павел Герман, отец писателя Германа) автора музыки «Очи чёрные» (слова — украинский поэт Евгений Гребинка, — друг Тараса Шевченко). Флориан Герман — автор слов «Только раз бывают в жизни встречи» (музыка — великий композитор Борис Фомин, к имени которого относятся многие лучшие романсы). Автором песен и музыки, которая останется на все времена, является
Начало авторских и романтических песен нельзя представить без песни «Бригантина поднимает паруса», которую исполнял Юрий Визбор (музыка — Павел Коган, слова — Григорий Лепский, (1937)). Ген Шангин — Березовский написал песню для своей дочки Насти — «Царевна» («Ты стоишь у окна, небосвод высок и светел…» (1962)). Великолепны песни Ады Якушевой «Вечер бродит по лесным дорожкам», мы все любим её песни и песни Юрия Визбора (1952-53 годы и далее). Сергей Никитин — автор музыки «Александра» из к-ф «Москва слезам не верит», (стихи — Юрий Визбор и Дмитрий Сухарев).
Русские романсы, в отличие от авторской песни, не были рекомендованы к исполнению Министерством культуры СССР, на этот счёт есть распоряжение от 1929 года, — о недопустимости «цыганщины» на сцене, и это распоряжение так никто и не отменил. Русские романсы пришли к нам в 50-х годах из за границы, их пел сэр Пол Маккартни, Далида, Алла Баянова, русские романсы сохраняли Изабелла Юрьева, Валерий Агафонов, Вадим Козин, Иосиф Кобзон. «Подмосковные вечера» играл по всему миру лауреат конкурса имени Чайковского Ван Клиберн (Вэн Клайберн) — музыка Василий Соловьёв — Седой, на стихи Михаила Матусовского.
Александр Вертинский — исполнитель, автор музыки и стихов романсов, в его исполнениях тексты одних и тех же песен различаются, и можно заметить его логические ошибки в текстах, которые повторяют другие исполнители. Александр Вертинский исполнял романсы близко к динамике дикции поэтов и поэтесс, хотя в салонах в России в 18-19 веках уже звучали русские романсы Чайковского, Глинки, Мусоргского. Со времени Вертинского отношение к романсам изменялось; — романсы исполнял Вадим Козин, Валерий Агафонов и другие замечательные исполнители.
Для тех, кто рассматривает авторскую песню как жанр, где подпевают под стихи, кажется, что если автор спел какие-то стихи, то у него возникают авторские права на эту песню. Но стихи и музыка не имеют срока действия, а теряют свою жизнеспособность из-за несовершенств формы и содержания, то подпевание может надоедать; при появлении музыки на стихи, и настоящей песни, у такого автора может возникать естественное раздражение, претензии и даже судебные иски.
А.А. Пугачёв — автор музыки и слов романса «Белой акации гроздья душистые» (19 век), исполнение этого романса осталось в исполнении Аллы Баяновой, — песня была переделана для к-ф «Дни Турбиных» (композитор — Вадим Баснер).
«Белой акации грозди душистые
Вновь ароматом полны,
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянии, сиянии луны.
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянии, сиянии луны.
Годы давно прошли, страсти умолкли,
Молодость жизни прошла.
Но белой акации цветы молчаливые
Мне не забыть, не забыть никогда.
Но белой акации цветы белоснежные
Мне не забыть, не забыть никогда.»
Автором музыки и слов является Михаил Звездинский — «Поручик Галицын», и автором музыки («Очарована, околдована») — на стихи Николая Заболоцкого «Зацелована, околдована» (сборник «Последняя любовь», 1957). Песни «Поручик Галицын» и «Очарована, околдована» имеют музыкальное сходство. Нападки на Михаила Звездинского в том, что песня «Поручик Галицын» , как говорит Вилли Токарев, — времён Гражданской войны — совершенно несостоятельны при самом поверхностном анализе, — песня не соответствует тому времени, когда пели «Смело мы в бой пойдём за власть Советов, и как один умрём в борьбе за это». Белогвардейцы за границей слушали стихи русских поэтов, Есенина, но сами, в состоянии морального угнетения, не сочиняли стихов и песен. По динамике стихов и музыки, песня «Поручик Галицын» имеет вероятное время появления после хрущёвской «оттепели», при осознании трагичности противостояния «красных» и «белых», хотя некоторые фрагменты стихов «а в наших квартирах сидят комиссары, и девушек наших ведут в кабинет» — могли появиться и после революции.
Исполнитель Жанна Бичевская оформила авторство на «Поручик Галицын» и не ссылается на Николая Верёвкина в песне «Чёрный ворон».
Существует известный спор между Александром Лобановским и Михаилом Звездинским по поводу музыки к песне «Очарована, околдована», «Свечи». Лобановский даже подавал в суд на Звездинского и выиграл дело — однако авторами песни остался и тот и другой бард. Музыка Лобановского имеет большие отличия от музыки Звездинского; у Лобановского в песне «Очарована, околдована» нет выраженных музыкальных фраз, а имеется только подпевка к стихам. Музыка Звездинского отличается большей выразительностью, и уже сейчас большинство певцов, исполняющие эту песню, поют её именно на основе музыки Звездинского, и такой вариант не может считаться «незаконным», даже если существует авторство у Лобановского [5].
Развитие русских песен и романсов происходило на основе неисчерпаемых богатств русской поэзии и мировой музыки, уходящей к Антонио Сальери, который писал арии в мажорных и минорных тональностях. Учениками Сальери были Ференц Лист, Жак Мейербер, Ян Непомук Гуммель, Йозеф Вайгль, Игнац Мозель, Людвиг Бетховен, Карл Черни, Фердинанд Рис, Йозеф Эйблер, Вольфганг Моцарт, Франц Ксавер Зюсмайер, Симон Зехтер и многие другие великие композиторы. Антонио Сальери готовил не только композиторов, но и инструментальных исполнителей и исполнителей арий, он написал 40 опер и 5 месс. Представления о музыке скованы представлениями о том, что Сальери убил Моцарта — эта версия возникла при жизни великого музыкального педагога и была одной из возможных причин его смерти от душевных расстройств. Сам Сальери был настолько привязан к своим ученикам, что входил в состояние депрессии даже при отъезде одного из своих учеников. Бетховен и тогда, когда пользовался тетрадями, писал крупными буквами о себе — «Ученик Сальери».
Лучшей музыкой на все времена является классическая музыка, а все музыкальные жанры, в том числе, и песенные, заимствуют музыкальную основу из классической музыки и из произведений других авторов в различных песенных жанрах.
Чудесный романс «Утро туманное» на стихи Ивана Тургенева, написал Эраст Абаза — офицер русской армии.
Важным этапом в музыкальной сфере музыки стало творчество композитора Иона Ивановичи, который жил в России и написал более 100 вальсов, («Дунайские волны») — больше, чем Иоганн Штраус («Сказки венского леса»).
Великолепным шаржистом, литератором, был Анатолий Френкель (Д’ Актиль), автор стихов романса «Нет, ни пурпурный рубин, ни аметист лиловый …» (музыка — Борис Фомин).
Сергей Есенин отмечал творчество поэта Александра Кусикова, автора романса «Слышу звон бубенцов издалёка …», — музыку написал бард Владимир Бакалейников.
Тексты песен, стихи писала Вера Инбер, — песня «Девушка из Нагасаки», — музыка — Поль Марсель. Довоенную песенную музыку в России трудно делить на какие-то жанры, — связь классической и народной музыки давала лучшие произведения на основе русской поэзии. Музыка Поля Марселя слышится во многих песнях Высоцкого, — например — «Песня о Париже». Музыка песен Дольского и Митяева слышится во многих современных музыкальных песенных произведениях.
Ken Wilbard. Его песня «Sing, sing a song» всегда будет в числе лучших песен, — певец, поэт и композитор записал только один альбом «You’re Burning», 12 лирических композиций в стиле диско (1977). Известно, что у Кена Вилбарда был продюсер Кристиан Колоновиц (Christian Kolonovits). Он обещал Кену, что издаст его альбом, если тот принесёт ему хотя бы 10 песен. Кен принёс 25 песен, и о судьбе 13 песен никому не известно, а все сведения о Кене Вилбарде крайне ограничены, нет даже данных о годе его рождения. Известно, что Кен учился в консерватории, но неизвестно, в какой. В Большой Советской энциклопедии есть данные о том, что Кен Вилбард родился в Голландии, но нигде нет данных — в каком городе. Неизвестным осталось и настоящее имя Кена Вилбарда. Альбом «You are burning» был издан через 2 месяца ограниченным тиражом в 40 тыс. экземпляров. Песня «Sing, sing a song» сразу же попала в хит-парады лучших песен Голландии, Бельгии, Швейцарии и заняла 2-е место в хит-параде Германии. Весь альбом был распродан за 5 дней. После этого было после этого продюсер выпустил ещё 170 тыс. дополнительных копий, но Кен Вилбард об этом уже не узнал, — спустя полтора месяца после выпуска альбома он погиб в автокатастрофе в Швейцарии, куда он отправился со съёмочной группой для снятия клипа на одну из песен из своего альбома. Осталось неизвестным, сколько всего композиций отдал Кен Вилбард своему продюсеру, но во всяком случае понятно, что Кен Вилбард был причастен к музыкальному взрыву диско 80- х годов.
Большими этапами развития русских песен и романсов, сохраняющими творческое наследие Бориса Фомина, стало творчество композитора Григория Пономаренко (песня «Тополя», песни на стихи Сергея Есенина) и Исаака Шварца (песни на стихи Булата Окуджавы). Матвей Блантер подарил музыку нескольких песен Булату Окуджаве, но тот возмутился, и дар не принял. Песни исполнил Эдуард Хиль, но Булат Шалвович стал использовать в концертах вариант Блантера; сохранились и первоначальные исполнения песен — «Песенка об открытой двери», «Надежды маленький оркестрик», «Старый пиджак», «В Барабанном переулке», «Не бродяги, не пропоицы», про которые выдающийся композитор Андрей Петров сказал так (в 1965), что стихи Булата Окуджавы хороши, а музыка безобразна и однообразна, как блатные песни.
Лучшие песни создавали не только известные авторы и композиторы. Мало известный композитор Клаудио Санторо написал песню » Дорога серою лентою вьётся» — на стихи Геннадия Никитского; существовали многие варианты этой песни, которые писали маститые композиторы, но сейчас остался только один вариант музыки Claudio Santoro.
Авторские песни писала Татьяна Снежина, (Печёнкина). Поэтесса, певица и композитор(1972 — 1995) написала 74 известных песни, среди которых «Позови меня с собой», «Мы только гости в этом мире» и другие песни, открывающие целое направление и в жанре авторской песни, и в жанре «шансон». Татьяна Снежина погибла на дороге в Новосибирск в автокатастрофе вместе со своим другом, с которым они планировали дальнейшую совместную жизнь. Авторские песни Татьяны Снежиной продолжают жить в профессиональных исполнениях Аллы Пугачёвой, в исполнениях и других профессиональных и начинающих певцов .
Авторские песни в стиле поп — рок пишет Светлана Назаренко (Ая), группа «Город 312» — из них — «Вне зоны доступа», «Останусь».
Авторские песни пишет поэтесса и композитор Ирина Грибулина. Автором песен и романсов, музыки и слов является Сергей Трофимов, — он обращается к истокам, к народным мотивам и к лучшим музыкальным традициям романсов. Авторские песни пишет Юрий Антонов, чудесные песни и романсы пишет Игорь Матвиенко, музыку и стихи пишет Юрий Лоза, который сам исполняет свои песни; у него множество песен, — однако на концертах его всегда заставляют исполнять «Плот», — сам уровень обычной аудитории не соответствует восприятию всех песен. Творческий дуэт Иваси (Алексей Иващенко, Георгий Васильев) трудно не отнести к авторской песне в каком угодно понимании этого жанра. В короткой статье невозможно претендовать на полноту суждений об авторской песне, и я заведомо невозможно в одной статье хотя бы упомянуть все заслуженные имена творцов авторской песни.
Виктор Цой (1962 — 1990), певец, поэт и композитор, автор 119 песен. Разбился в 1990 году в автокатастрофе в Прибалтике. Последний альбом («Чёрный альбом») вышел после трагедии. Музыкальное творчество Виктора Цоя облагораживал и поддерживал Борис Гребенщиков и музыканты «Аквариума», которые играли на студийных записях и на концертах.
Не получилось сотрудничество с А. Разиным не только у Юры Шатунова, но и у Юры Барабаш (сценический псевдоним — Петлюра; (р. 1974 — 1996). Юрий Владиславович Барабаш (Петлюра) — поэт, певец и композитор в жанре «шансон». Не имел специального образования, на гитаре учился играть сам. В 1992 году несколько месяцев был солистом группы «Ласковый май» под псевдонимом «Юра Орлов», — у него был голос, похожий на голос Юры Шатунова. Затем он отказался от дальнейшей работы с Разиным. Уйдя от Разина, Юрий Барабаш начинает сольную карьеру как автор-исполнитель русского шансона под псевдонимом Петлюра. Первые альбомы «Споем, жиган» (1993) и «Налётчик Беня» (1994) записывались в домашней студии. В 1995 году Юрий Барабаш заключил контракт с фирмой «Мастер Саунд» (директор Юрий Севостьянов). Некоторые из предыдущих песен были перезаписаны на профессиональном оборудовании. Появились альбомы «Малолетка», «Скорый поезд» (одна из самых известных работ артиста), «Печальный парень». «Прощальный альбом» был записан ещё при жизни артиста, автор альбома Слава Чёрный, альбом вышел после трагедии, на взлёте артистической карьеры, Юрий Петлюра разбился в Москве на Севастопольском проспекте в 1996 году. Песня Юрия Петлюры «Белое платье» — «Зачем ты это сделала, надела платье белое … Сбивая чёрным сапогом с травы прозрачную росу, наш караул идёт тропой, и каждый к своему посту. И каждый думает о том, что дома ждут, что дома пишут, — «любимый, милый, дорогой, тебя я жду, тебя я слышу»».
К жанру авторской песни относится творчество Стаса Михайлова, — его песни относятся также и к «попсе». К авторским песням и к попсе относятся песни Игоря Николаева и Вячеслава Добрынина, Андрея Зацепина, без которых невозможно представить себе русские песни. Нисколько не уступали Западу песни Давида Тухманова. Музыку Михаила Таривердиева, Евгения Дога, можно относить и к классике, и к авторским песням, и к вальсам.
О чувствах к родителям поётся в авторской песне Игоря Саруханова «Дорогие мои старики» . Можно написать только одну такую песню, чтобы стать значительным песенным автором (слова — Симон Осиашвили).
К русскому року относится творчество музыкантов , певцов, поэтов и композиторов «Машины времени», Андрея Макаревича. Всем нравится новый «Поворот», который был заимствован из песни Саруханова «Поворот». Если у Саруханова поворот — это изменение жизненных событий, то у «Машины времени» поворот связан с управлением авто. «Вот новый поворот, и мотор ревёт. Что он нам несёт ( новый поворот) — пропасть или брод, омут или брод, — ты не разберёшь, пока не повернёшь за поворот».
Арестантская песня является неотъемлемой частью русской песни, говорят же, что от тюрьмы как о от сумы — не отвернёшься. Песню «Товарищ Сталин, Вы большой учёный …. а я простой советский заключённый, и мой товарищ — серый брянский волк» спел Владимир Высоцкий в 1963 году (ВГИК, сентябрь). Песню, с которой начинал Высоцкий, написал Юз Алешковский в 1959 году , автор музыки и слов этой песни официально числился тогда детским писателем. В этом разделе создают песни не только те люди, относящиеся к той стороне колючей проволоки. Большая заслуга авторов, работающих в жанре арестантской песни в том, что они бережно относятся к этой сфере человеческих чувств и страданий, в которой не может отсутствовать место для музыки и поэзии.
Михаил Воробьёв (Круг) — поэт, певец, композитор, занимался творчеством в жанре шансон и в жанре авторской песни (1962 — 2002). Михаил Круг и Ирина Круг исполняли авторские песни, романсы, песни в стиле «шансон». Михаил Круг начинал артистический путь с конкурсов авторской песни, где его отметил Евгений Клячкин. Тембр звучания голоса Михаила Круга отличаются мужской романтической насыщенностью, а исполнения — высокой и искренней достоверностью, исключающей самолюбование своим голосом, — когда голос полностью идёт на слушателей и в слушателей.
Наверное, сейчас почти для каждого человека, даже самого неискушённого в музыке и в её жанрах, существует своё понятие об авторской песне. Авторство, или интеллектуальная собственность, появляется не только в виде авторства на музыку и стихи — а мы обычно ассоциируем авторскую песню с одним автором, — но и когда большой мастер — исполнитель создаёт новое качество из песни, которая уже имеет свою историю. Певец, композитор и исполнитель Игорь Тальков создал шедевр — «Чистые пруды» (муз. — Д. Тухманов, слова — Л. Фадеев). Жанна Бичевская создала авторские песни, которые звучат совершенно в новом качестве.
Юрий Визбор воссоздал авторскую песню — «Бригантина» (муз. Павел Коган, слова — Григорий Лепский). Сергей Никитин создал целую массу авторских песен, и изменил само отношение не только к авторской песне, но и к гитаре как к инструменту для сопровождения песен. Мы говорили, что Борис Гребенщиков создал авторскую песню «Под небом голубым есть город золотой». Не был посторонним человеком в творчестве группы «Кино » Алексей Рыбин, у которого тоже есть авторские песни из группы «Кино». Песня Бориса Гребенщикова «Железнодорожная вода» исполнялась Виктором Цоем и Алексеем Рыбиным. Группа «Кино» исполняла также песни других групп, например, песня — «Сон». Песни Джона Леннона были бы неизвестными балладами без Пола Макккартни, и без музыкантов группы «Битлз», хотя композитор Джон Леннон говорил про свои самые лучшие песни Битлз, что это » the Pol’s shet». Артистичность Пола Маккартни и глубокая философия Джона Леннона, музыкальные дарования музыкантов группы «The Beatles» дали возможности для создали музыкальные шедевры на все времена, продвинули развитие современной песенной музыки.
Все песни создаются не на пустом месте, — лучшие песни становятся основой для других, новых песен, после того, как философ Пифагор придумал нотный стан и ноты.
Творчество и восприятия творчества зависит от уровня образования народа, от средств массовой информации и от внешнего управления этим народом. Зарубежный антисоветский журнал «Континент» печатал произведения нобелевских лауреатов в области литературы. Авторская песня, юмористическая эстрада использовалась в целях развала СССР. Отношение к России как к Достоевскому льстит русским; но ведь Россию и понятия о России нельзя помещать в «Преступление и наказание». Эпоха довоенного периода в СССР не должна позиционироваться в сознании людей только по произведениям А. Галича и А. Солженицына, в которых число жертв режима преувеличено на два порядка, а жизнь представлялась лагерем. «Промолчи — попадёшь в богачи» — из песен Галича. Но ведь в исторической ретроспективе, эти песни привели к современному олигархическому устройству. Искусство и литература имеет обратные стороны — произведения Пушкина могут использоваться в воспитании цинизма, произведения Набокова — в пропаганде педофилии, творчество Высоцкого и Цоя — в пропаганде наркотиков, а Круга — в рекламе преступности. Произведение «Ромео и Джульетта» можно использовать в рекламе детской безрассудной любви и суицида, — с этим можно поспорить, но вряд ли спорящий со мной захотел бы, чтобы в такую трагедию попал бы его ребёнок. После того, как Советский Союз был разрушен, средствами СМИ решаются задачи вовлечения людей в преступность, в наркоманию и алкоголизм, в мотивации потери уважения к своей стране и к истории своей страны, в возведении денег и любви в высшие культы человека. Пушкин писал, что деньги он любит мало, но видит в них средство независимости. Теории Ошо о высших приоритетах любви подкрепляются тренингами по облегчению угрызений совести при отказе от своих близких людей, а песни рекламируют разводы по любви и разводы по измене. Воздействие «извне » и «изнутри» существовало и в средние века, с помощью литературизированных понятий «отвага» и «честь» провожали на тот свет представителей дворян и простого люда, которые тысячами погибали на дуэлях и поединках едва ли не в каждой европейской стране и в России тоже — ежегодно.
Константин Райкин говорил о том, что песни и пьесы так же важны, как государственная безопасность страны. Кроме всех качеств, человеку дана совесть, и совесть должна быть самым большим судьёй в творчестве, и собственным мерилом своих действий у творцов и их почитателей. Авторам и слушателям следует отдавать себе отчёт, что в будущем будут перемены в отношении к всем «великим» и к мало известным авторам, и что всем придётся конкурировать с лучшими зарубежными произведениями в том числе, и потому, что языковые барьеры становятся всё менее значительными. Всем творцам произведений рано или поздно придётся держать ответ не только перед Всевышним, но и перед будущими ценителями их творчества.
Теоретиками часто навязывается мнение о том, что все песни делятся по странам — на самом же деле, песни не имеют границ. Навязывается мнение о различии авторской песни, попсы, рока — сама авторская песня может быть романсом, рок — балладой, песней из раздела шансон, авторская песня может быть вальсом. К лучшей «попсе» можно отнести лучшие авторские песни — например, «Милая моя» Визбора, «Стою на полустаночке» Анчарова.
Различие на «профессионалов» и «дилетантов» в понятиях об авторской песне беспочвенно и на том основании, что дилетанты могут ни в чём не уступать профессионалам — ни в вокале, ни в музыкальных композициях, ни в чём бы то ни было. Хотя можно говорить об истории самодеятельности, как о массовом явлении, и об истории возникновения отдельных личностей — бардов. Можно говорить и о массовом создании «бардовских» течений. Говоря о песнях, о песенной музыке, можно убедиться в преемственности песен; а если переходить на личности, то история личностей часто игнорируют предысторию, и иногда считают, что можно и не ценить помощь, которая им оказывается со стороны профессиональных музыкантов и поэтов.
Об Антонио Сальери —
Авторские песни про горы, моя песня — 13
О песне Червона Рута
О песне «Сиреневый туман» —
media/
molokols/
zagadka-sirenevogo-tumana-5ac9b61b2394dfca464ee5e3
О романсе — «Среди миров»
Константин Беляев — автор песен «Гусарская рулетка», «Куплеты про евреев»,-
artist/
belyaev-konstantin