Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Драг-рейсинг: правила гонок, участники, классы авто

Многие автолюбители увлекаются гонками и мечтают принять участие в этом захватывающем мероприятии. Для этого нужно запомнить правила проведения соревнований и строго соблюдать технику безопасности. Драг-рейсинг довольно опасен, поэтому участники всегда должны быть осторожными.

Что такое драг-рейсинг?

Драг-рейсинг – это парная спринтерская гонка по прямой трассе длиной 402 м (четверть мили).

Иногда проводятся соревнования на других дистанциях:

  • целая миля = 1609 м;
  • восьмая часть мили = 201 м;
  • половина мили = 804 м.

Драг-рейсинговые гонки проводятся на многих видах транспорта:

  • автомобили (в том числе реактивные);
  • мотоциклы;
  • катера;
  • электромобили;
  • велосипеды;
  • скутеры;
  • трактора;
  • газонокосилки.

Чемпионы по драг-рейсингу способны пройти дистанцию за несколько секунд. Многое зависит не только от квалификации водителя, но и от состояния трассы, от качества автомобиля.

Правила соревнований

Водители выезжают парами по прямой дороге. Победитель, который пришёл к финишу первым, проходит в следующий тур, а проигравший выбывает из соревнований. Трассы строятся на отдельных участках, где нет пешеходов и других водителей.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Каждый участник обязан надеть шлем, специальный комбинезон и хомут на шею, а также застегнуть 5 ремней. На эту процедуру отводится 20 минут. Всего на подготовку к старту отводится 40 минут. Возле старта нужно прогреть двигатель и колёса.

Требования к участникам

Все желающие принять участие в состязаниях должны пройти медосмотр и получить медицинскую справку. В гонках могут участвовать только совершеннолетние водители. Иногда в виде исключения к состязаниям допускают несовершеннолетних, но только с письменного согласия родителей. Это согласие должно быть заверено нотариусом. Несовершеннолетние водители обязательно проходят специальную комиссию, которая в индивидуальном порядке рассматривает заявку каждого участника.

Каждый гонщик вместе с заявкой делает денежный взнос. Ему вернут эти деньги, если соревнования отменяются или переносятся, а также если его заявку отклонила комиссия. Если водитель не пришёл на соревнования, ему вернут половину взноса.

Спецкомиссия не допускает к гонкам тех водителей, чей уровень подготовки недостаточно высок, а также людей, у которых есть проблемы со здоровьем.

Без медосмотра водитель не сможет выехать на трассу. Обязательный осмотр проходит перед заездом: каждого водителя осматривают по очереди. За 30 минут до старта и в течение того же времени после финиша врач может дополнительно осмотреть участника.

Что такое драгстер?

В профессиональных гонках участвуют специальные автомобили, которые называются драгстерами. Мощность их двигателя достигает 8000–12000 лошадиных сил. Благодаря этому такой автомобиль идеально приспособлен для гонок. Конструкция драгстера предельно проста. На панели управления располагается минимум деталей. Машина весит меньше тонны и способна развивать огромную скорость.

Разделение по классам

В гонках принимают участие автомобили разных классов:

  1. SL (Street Light) – «

    Уличный

    лёгкий

    »

    . Любая отечественная машина весом от 550 кг с объёмом 4-цилиндрового двигателя до 1600 см³.

  2. FS A (Fast Street A) – «

    Уличный

    быстрый

    А

    »

    . Зарубежная машина с 4-цилиндровым двигателем, объём которого составляет 1601–2000 см³. Авто весит 550 кг и больше.

  3. FS

    B

    (

    Fast

    Street

    B

    ) – «Уличный быстрый В»

    . двигатель может быть 4-цилиндровым компрессорным или 6-цилиндровым атмосферным. Его объём варьируется в пределах 2000–2500 см³. Машина должна весить больше 900 кг.

  4. FS

    C

    (

    Fast

    Street

    C

    ) – «Уличный быстрый С»

    . Автомобиль весом от 900 кг может обладать 6-цилиндровым атмосферным или 4-цилиндровым компрессорным двигателем, объём которого составляет 2500–3000 см³.

  5. US (Unlimited Street) – «Уличный неограниченный»

    . Весит больше тонны. Двигатель бывает либо 8-цилиндровым атмосферным, либо 6-цилиндровым компрессорным. Его объём должен быть больше 3000 см³. Разрешаются более мощные атмосферные двигатели.

  6. SS (Super Stock) – «Серийный улучшенный»

    , профессиональный драгстер. К нему приравниваются машины с 8-цилиндровым компрессорным двигателем любой мощности свыше 3000 см³.

Класс автомобиля определяют с помощью специальных коэффициентов, которые характеризуют объём двигателя:

  • роторный – 1,8;
  • NOS – 1,5;
  • наддув – 1,6.

Чтобы выяснить объём двигателя, необходимо расшифровать VIN-код. Все измерения проводят квалифицированные технические специалисты.

Техническая инспекция. Реклама

Перед соревнованиями на стенде вывешивают список и состав групп и классов участников. Одна и та же машина не может участвовать в нескольких классах, но один водитель может ездить на автомобилях разных классов. Все машины проходят обязательную техническую инспекцию. Во время гонок участник может отправить свою машину на ТИ несколько раз.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Есть множество требований к рекламе:

  1. На машины нужно прикреплять рекламу организатора гонок.
  2. В регламенте состязаний подробно расписан порядок размещения рекламы. Водитель вправе отказаться размещать необязательную рекламу.
  3. Все рекламные мероприятия должны согласовываться с организатором.
  4. На информационном стенде помещают рисунок, на котором указано, на каких частях автомобиля надо поместить рекламу.

Автомобили, не прошедшие техосмотр, не допускаются к гонкам. Обязательную рекламу размещают все участники состязаний.

Условия проведения соревнований

В состязаниях по драг-рейсингу проводятся квалификационные и финальные заезды. Отбор участников проводится в несколько этапов. Сначала соревнуется несколько пар участников. Победители проходят в следующий тур, а финальный зачёт определяет чемпиона.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Как проводятся квалификационные заезды:

  1. Время проведения указывается в регламенте.
  2. Определяются 16 водителей, пришедших к финишу первыми.
  3. У участников есть несколько попыток.
  4. Водители могут соревноваться парами в порядке живой очереди.
  5. Участник, для которого не нашлась пара, может стартовать в одиночку.
  6. Если есть свободные места, КСК может объявить победителем любого участника, не выполнявшего квалификационный заезд.

КСК – коллегия спортивных комиссаров, которая оценивает состязания и выбирает победителей.

Заезды формируются по строгим правилам:

  1. За 10 минут до первого старта оглашают состав всех финальных заездов.
  2. Водители выезжают на трассу только после указания судьи.
  3. В течение 3 минут после объявления о заезде водитель должен завести двигатель и подать машину на место старта. Если он этого не сделал, его отстраняют.
  4. Финальный зачёт проводят по олимпийской системе: 1/8 финала, четвертьфинал, полуфинал и финал. Проигравшие выбывают из соревнований.
  5. Состязания проходят по классам.
  6. Отборочный конкурс для 1/8 финала проходит в несколько этапов. Победитель квалификационного заезда соревнуется в паре с водителем, который пришёл последним (16-м). Участник, занявший 2-е место, состязается с 15-м и т. д.
  7. Если в конкурсе меньше 16 участников, то в четвертьфинал автоматически выходят водители, которые показали лучшие результаты.
  8. Если в гонках участвуют меньше 8 человек, то сразу проводится четвертьфинал.
  9. Если водителей 4 и меньше, то проходит полуфинал.
  10. Если в конкурсе участвуют только три человека, то самый быстрый их них сразу объявляется победителем.
  11. Те, кто проиграл в полуфинале, соревнуются друг с другом за 3-е и 4-е места.

Самая сложная работа в организации соревнований заключается в правильной подготовке места для старта.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Организаторы, участники и судьи должны работать слаженно и выполнять много задач:

  1. Судьи вызывают водителей в предстартовую зону. У каждого участника есть 3 минуты, чтобы выехать в зону для старта. Водитель должен надеть экипировку и пристегнуться ремнями безопасности.
  2. После второй команды машины подъезжают к линии старта. В течение 2 минут водитель может буксовать колёсами, чтобы прогреть шины.
  3. Механики не должны выходить в зону старта.
  4. На старте работает светофор, который даёт отдельный сигнал каждому автомобилю.
  5. Светофор располагают в 12 метрах от стартовой линии.
  6. Когда автомобили подъехали на 15 см к старту, загорается знак «pre-stage» (медленно ехать дальше).
  7. Когда они приближаются на 5 см к линии, загорается сигнал «stage» (остановиться).
  8. Если машина выкатилась за стартовую линию, водитель должен немедленно вернуться и повторить всю процедуру.
  9. После 2 значков «stage» проходит 3 секунды, после чего загораются три ряда жёлтых знаков.
  10. Через 0,4 секунды включается зелёный свет.
  11. Красный свет загорается при фальстартах. Эти сигналы размещают в 70 м от линии.

Во время гонок часто случаются фальстарты и другие затруднения. Для каждого случая предусмотрен порядок действий.

Что делать при фальстарте:

  1. Водитель, который сделал фальстарт, едет в конец очереди.
  2. Второй водитель продолжает ехать и приходит к финишу. Его результат засчитывается.
  3. В финальном заезде в конец очереди отправляются оба водителя.
  4. Один фальстарт разрешается во всех финальных гонках (1/8 финала, четвертьфинал, полуфинал, финал). Если случился второй фальстарт, то водителя объявляют проигравшим.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Очень важно правильно ехать по трассе и соблюдать правила безопасности:

  1. Машины едут параллельно друг другу по прямой линии.
  2. После финиширования водители должны снизить скорость и вернуться на стоянку.
  3. Если водитель, прошедший в следующий тур, решит сразу вернуться в зону старта, то механик тоже может туда прийти для проведения техосмотра.
  4. Перерыв между турами – 5 минут, но судья может увеличить это время.
  5. За опасную езду и неэтичное поведение водитель будет наказан. Ему могут сделать дисциплинарное замечание, оштрафовать или исключить.
  6. После трёх замечаний следует исключение.
  7. Если опасное вождение создаёт преимущества для этого водителя, то КСК аннулирует его результат. То же самое происходит, если опасная еда снижает шансы соперника этого водителя.
  8. Участники могут подавать апелляцию или протест.
  9. После чемпионата водитель должен вернуть машину в закрытый парк. Туда помещают только те авто, которые участвовали в полуфинале.
  10. Автомобиль должен стоять в закрытом парке в течение 30 минут после объявления итогов.
  11. Если водитель этого не сделает или сделает не вовремя, его результат аннулируют.
  12. До завершения гонок машины нельзя увозить из места состязаний.
  13. Неисправные машины забирает эвакуатор.

Все участники обязаны быть осторожными и соблюдать правила безопасности. От этого зависит жизнь и здоровье водителей и гостей чемпионата.

Наказания и протесты

Правила чемпионата регламентируют систему наказаний и протестов. Водители должны знать, за что их могут наказать, и в каких случаях они имеют право не согласиться с несправедливой оценкой.

Как назначаются наказания:

  1. Если водитель превысит скорость, возвращаясь с финиша, его оштрафуют на половину заявочного взноса.
  2. Из конкурса исключают всех, кто отказался от техосмотра.
  3. Любые нарушения на старте караются штрафом в размере половины взноса. За повторные нарушения водителя могут дисквалифицировать.
  4. Если водитель пересёк осевую линию, с него взимают штраф в размере целого взноса. Если это произошло дважды – дисквалифицируют.
  5. Тех, кто не подчиняется приказам судей, штрафуют на 1 взнос. Повторное неподчинение грозит дисквалификацией.
  6. Если водитель опоздал в предстартовую зону, то штрафуется половиной взноса.
  7. Для каждого класса автомобиля строго определена максимальная скорость. Если она превышена, водителя штрафуют.
  8. С соревнований снимают участника, если его автомобиль коснулся осевой линии, стены или ударился о трек.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Некоторые требования к участникам не определены регламентом, и тогда КСК может предъявлять следующие санкции к нарушителям:

  • замечание;
  • штраф;
  • аннулирование результата;
  • исключение из списка участников.

Водители, которые считают оценку несправедливой, подают протест или апелляцию. Для этого надо аргументировать свои претензии.

Порядок подачи протестов:

  1. Необходимо ссылаться на конкретные пункты нормативных документов.
  2. В течение 30 минут после оглашения итогов можно подать протест против несоответствующей классификации автомобиля или его технических параметров.
  3. Вместе с протестом подают денежный залог.
  4. Дополнительная сумма залога вносится, если необходим осмотр деталей автомобиля.
  5. Осмотр техники проводится в закрытом месте.
  6. При необоснованном протесте залог не возвращается.
  7. Водители, недовольные итогами протеста, могут подать апелляцию.

Все заявления нужно подавать сразу после объявления итогов, иначе судьи не примут возражения.

Федерации

Соревнования организовывают различные федерации автомобильного спорта:

  • РАФ – Российская автомобильная федерация;
  • региональные федерации автомобильного спорта;
  • городские федерации.

В 2002 г. была создана Российская федерация драг-рейсинга (РФДР).

История развития драг-рейсинга

У слова «драг-рейсинг» интересная история. Слово «drag» по-английски означает «медленно ползти». Название гонок происходит от разговорного выражения «Drag your car out of the garage and race me!», которое переводится как «Вытаскивай машину из гаража, устроим гонки».

Когда драг-рейсинг только появился, участники гонок тащили свои машины на трейлере, поэтому глагол drag («тащить») стал ассоциироваться с этим видом спорта. Скоростные автогонки по прямой трассе появились в 1930-е годы в Калифорнии (США). Первое в истории гоночное состязание прошло в 1949 г. в калифорнийском городе Голета. В 1950 г. возле озера Мурок была построена гоночная трасса Santa Ana. Её длина достигала 402 м. Она стала первой в истории трассой для автогонок. В том же году драг-рейсинг был признан профессиональным видом спорта.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Американская Национальная хот-род ассоциация была создана в 1951 г. Она утвердила правила состязаний и технику безопасности, а также разделила автомобили для гонок на несколько классов. С 1953 г. эта ассоциация организовывает и проводит все гоночные соревнования. Жители Европы впервые увлеклись автогонками в 1930-х годах, но драг-рейсинг как вид спорта сформировался только в 1960-х. Клуб любителей драг-рейсинга появился в Европе в 1959 г.

Первый мощный драгстер был изготовлен в Великобритании в 1963 г. Его двигатель мощностью свыше 700 лошадиных сил работал на метиловом спирте. Появление столь мощного транспорта повлияло на быстрое развитие драг-рейсинга. Федерации и ассоциации этого вида спорта стали появляться во многих странах.

В Россию драг-рейсинг пришёл только в 1990-е годы. Сначала уличные гонки проводились на мотоциклах. Эти соревнования были нелегальными, многих участников штрафовали инспекторы ГИБДД. Для гонок выбирали пустынные ночные трассы. Вид спорта был признан только в 2002 г., когда появилась федерация драг-рейсинга.

Любители быстрой езды часто увлекаются драг-рейсингом. Этот вид спорта поможет им реализовать себя и насладиться скоростью. Гонки проводятся на специально отведённых трассах, поэтому абсолютно безопасны для окружающих.

Вот это гонки,Вау:Один из участников заезда драг-рейсинга ушел в свободный полет.

Душа уходит в пятки. В прямом смысле. Ступни ног становятся тяжелыми и напряженными до предела. Зубы непроизвольно сжимаются до скрежета и боли в скулах. Перед глазами только сменяющие друг друга огни светофора: ни тысяч орущих зрителей, ни людей службы безопасности, ни голоса комментатора, ни стоящего на соседней полосе соперника, которого НАДО объехать во что бы то ни стало. Вокруг не видишь никого: мир покрывается туманной дымкой, а перед глазами только стойка с разноцветными лампочками. Не выдерживает красный огонек светофора тысяч напряженных взглядов, гаснет, сменяется короткой «очередью» желтых лампочек, и словно яркая солнечная вспышка бьет в самый центр мозга зеленый сигнал! Сцепление, нога утапливает всей тяжестью педаль газа в коврик, уже выжата она до конца, а хочется еще газу, еще скорости, еще мощности! Подлетает стрелка тахометра к своему пику, сцепление — только газ не отпускать! — доли секунды на движение рычагом КП, и снова разгон, снова вперед, скорость, скорость, скорость!…

Уже за финишной чертой, пролетев отмашку клетчатым флагом, бросаешь взгляд на спидометр — стрелка медленно падает вниз с отметки 160, мотор расслабленно дышит после ударной нагрузки, машина резво бежит на нейтрале к повороту через разделительную, и только в этот момент приходит осознание того, что сквозь невидимую финишную границу твой автомобиль пролетел первым. Если повезло. Это потом на каждой гонке будешь со спартанским спокойствием взирать на светофор и ждать старта, знать трассу и машину на зубок, безупречно уходить вперед, без потерянных секунд на пробуксовку, знать возможности свои и соперников и рассчитывать на реальные шансы. А пока — амбиции, адреналин, головокружительные скорости, запредельные разгонные данные и мощность, скорость, движение, полет… Это 402 метра полной свободы, несколько секунд жизни, пролетевших мимо со скоростью свыше 150 км/ч. Это драгрейсинг. Наш драгрейсинг. И мало кто знает, что это за зверь такой на самом деле и с чем его едят там. Где он родился?

6000

лошадиных сил. 510 км/ч. Четверть мили за 4,5 секунды. Это характеристики гоночного болида, выступающего в высшем классе «Top fuel» чемпионата мира по дрэгрейсингу. Впечатляет? Так-то. Это не сравнимое ни с чем по грандиозности зрелище, которое проходит на специально отстроенной трассе при скоплении десятков тысяч зрителей, и где на кону стоят даже не тысячи и не сотни тысяч, а миллионы долларов. Такова цена победы в настоящем большом драге. Это сейчас дрэгрейсинг стал принимать характер эпидемии чумы, которая распространяется по миру бешеными темпами, растет, развивается, зараженные жадно впитывают в себя каждую новинку технического прогресса, направляя ее на то, чтобы еще хоть чуть-чуть, хоть на сотую долю секунды сжать время полета по прямой на четверть мили. А когда-то все было примерно как у нас: где-то на объездной, подальше от чуткого взора полицейских, слетались желающие погоняться, побеждали, проигрывали и снова доводили машины. Так рождалось сразу две культовых мировых «болезни», имя которым тюнинг и дрэгрейсинг. Итак, когда-то давно в далекой Америке…

Исторические корни

Когда-то давно в далекой Америке, а именно в первой половине ХХ века, среди американской молодежи, причем далеко не самой бедной ее части, начало культивироваться новое увлечение, которое впоследствии стали считать прародителем тюнинга: «дети» Америки заряжали как могли американские автомобили довоенного периода (тогда их цена значительно упала и стала доступной для многих) с одной единственной целью — придать машине неимоверные разгонные характеристики. То, каким образом это достигалось — отдельная история. Технический прогресс тогда еще не сделал общедоступными такие вещи, как системы впрыска азота, не практиковались и многие другие, доступные тюнингерам сейчас, а потому под капот обычного автомобиля устанавливались двигатели от другой техники — многолитровые многосильные монстры от грузовиков, самолетов и прочих подобных достижений инженерной мысли. У кого на что хватало фантазии (истории известен случай установки на один автомобиль сразу двух моторов). Это направление получило название «хот-родинг». В переводе на наш Hot — горячий, rod — сокращение от roadmaster — хозяин дороги. Само собой, что немереные табуны лошадиных сил под капотом грузных больших седанов американского производства 30-40-х годов не располагают к хорошей маневренности и чуткому послушанию руля, а потому демонстрировать возможности своих детищ и выяснять, чье же детище быстрее и лучше приходилось на прямых участках загородных трасс: кто быстрее, тот и лучший. Так рождались первые «нелегалы» по дрэгрейсингу. При этом «тапка в пол» иногда приводила к тому, что многолитровые заряженные двигатели просто не выдерживали тех нагрузок, что давались им на гонках — взрывались. Увлечение это быстро стало повальным и абсолютно никем не контролируемым.

При этом, по одной из версий, было вычислено, что оптимальной дистанцией для развития максимального ускорения дрэгстера является прямая протяженностью в четверть мили или 402 метра — цифра, которая впоследствии вошла в историю автоспорта. Кстати, стандартное расстояние между светофорами на американских городских улицах именно четверть мили. С этим фактом связывают вторую версию возникновения трассы именно такой протяженности.

Свои исторические корни драг начинает в штате Калифорния, со дна одного из засохших озер, на чьей гладкой поверхности проходили в 20-х годах прошлого века первые гонки на импровизированной трассе в 402 метра. Вскоре с таким «автодромом» гонщикам пришлось расстаться — на месте бывшего озера власти США возвели военно-воздушную базу, и рейсеры были вынуждены перебраться на городские улицы. Американские власти решили не противостоять стремительно разрастающейся заразе под названием дрэгрейсинг, а взять ее под свой контроль и превратить из нелегальных опасных ночных гонок в зрелищное, упорядоченное, контролируемое и весьма доходное действо. Официально стартовой точкой отсчета истории дрэгрейсинга принято считать 1948 год: именно тогда в американском городе Голета штата Калифорния была открыта первая в мире специальная трасса для дрэгрейсинга, построенная при содействии Вэлли Парке. И началось! Банальные покатушки по прямой, пусть и на специально отстроенной трассе, стремительно переросли в разряд самых популярных и зрелищных видов автоспорта: вскоре в США была создана Национальная Ассоциация хотродеров, ставшая международной, в которую на данный момент входят более 100 000 человек, затем бешеными темпами стали появляться международные ассоциации дрэгрейсинга и простые клубы «по интересам». Сейчас международные ассоциации по драгу объединяют миллионы увлеченных.

Драг начал «переползать» и в Европу. Вскоре зараза укоренилась и по другую сторону океана: в Старом Свете стали как грибы возникать ассоциации дрэгрейсеров. Прародителем европейского драга является Англия, где на одной из взлетных полос, ставших ненужными после войны, был возведен первый профессиональный дрэгстрип в Европе — в 1966 году на полосе Санта Под была официально открыта первая профессиональная трасса для дрэгрейсинга. Чуть ранее, в 1963 году была сформирована Британская федерация дрэгрейсинга. 1972 год ознаменовался очередным временным рекордом: дрэгстер Дениса Придла впервые в истории драга преодолел дистанцию в четверть мили менее чем за 7 секунд! Ему же приписывают и появление в Европе класса «фанни кар». Следующий временной рекорд был поставлен в заезде Алана Хериджа — прямая на 402 метра была пройдена менее чем за 5 секунд! Около 300 миль в час! Впоследствии европейский драг стал развиваться бурными темпами. На данный момент самыми мощными и многочисленными являются ассоциации дрэгрейсинга в Финляндии, Швеции и Англии, они насчитывают около 10 000 активных членов каждая. Несколько лет назад драг официально принял статус одного из видов автоспорта и был признан Международной автомобильной ассоциацией.

Ну, а где Европа, там и до нас рукой подать: загадочная русская душа с головой ринулась в омут под названием дрэгрейсинг. Что самое интересное, гонки на ускорение по прямой стали опрометчиво именовать наряду с Dragrace и Streetrace. А это не совсем правильно: классический Streetrace или стритрейсинг подразумевает полную нелегальность — это гонка по городу (street с английского — улица), где в задачу сразу нескольких гонщиков входит добраться от точки до точки первым. Неважно, какими путями и какими жертвами — скорости у настоящих стритрейсеров при этом неимоверные. Само собой, что ни один полицейский в мире не даст добро на погоню в ночных городских потоках сразу нескольких сумасшедших, чьи скорости во время гонки далеко за пределами 100 км/ч и при этом есть вполне реальный шанс разбить машину в хлам на ближайшем повороте. Как правило, настоящий серьезный стрит проводится в погоне за главным кушем — весомой суммой в долларовом эквиваленте. Суммой, на которую затем можно подлатать то, что было «случайно задето» во время гонки. Вспомните фильм «Форсаж 2». Люди занимались там именно стритрейсингом. У нас же стритом стали гордо именовать гонки на четверть мили по прямой. Возможно, потому что проводились они во времена полного нелегала именно на ночных городских улицах, которые просто внаглую перекрывались машинами.

Впрочем, есть такая практика и сейчас. Но вскоре и к нашим властям пришло желание обуздать столь ярый порыв и направить его в правильное русло: чемпионаты по драгу все чаще становились официальными, при поддержке ГАИ, спонсоров и администраций городов, с соблюдением всех мер безопасности и гонщиков, и зрителей, коих всегда было немало. В итоге в 2002 году в России свершился исторический момент: была создана и официально зарегистрирована Российская Федерация Дрэгрейсинга (РФДР), под покровительством которой проводились многие чемпионаты по драгу. Причем дрэгрейсинг стали включать в календарь гонок, проводимых под эгидой РФ. Как грибы, мини-ассоциации по драгу стали возникать в каждом городе России, у нас такая «организация» получила название GT-клуб. Энтузиастами этих клубов проводятся свои локальные чемпионаты по драгу.

В 2005 году свершилось еще одно важнейшее событие в истории российского драга: 25-26 июня в Красноярске прошла самая масштабная гонка на четверть мили, которая получила название «Драг-битва в середине России». Прошлым летом на взлетной полосе аэропорта «Черемшанка» собрались 9 представителей самых мощных автомобилей страны, чтобы бороться за 20000 долларов. Такого большого призового фонда не было в истории российского драга ни разу.

Тем не менее некоторые из российских гонщиков уже начинают поглядывать на Запад: желание попробовать свои силы в настоящем большом драге ой как велико. А настоящий большой драг — это два крупнейших мировых чемпионата: ежегодно в США проводится серия в 24 этапа, которая выявляет победителя в Чемпионате Мира по дрэгрейсингу. В Европе в 5 этапов каждый год проводится чемпионат Европы. Но там все несколько по-другому.

We are the champions

Что такое настоящий дрэгрейсинг мирового масштаба? Начнем с того, что разбивка на классы там несколько иная. Контингент участников тоже имеет мало общего с нашим местным и даже российским драгом в целом.

В общем, чемпионаты по драгу проводятся более чем в 200 классах, разбивка осуществляется по типу кузова, типу двигателя и т.д. Классификация IHRA (Международная ассоциация хот-родеров) насчитывает 15 больших основных классов, которые могут делиться внутри себя на более мелкие категории. Чтобы представить себе хотя бы в общем, что такое мировой драгрейсинг, познакомимся с самыми зрелищными и популярными классами и их представителями.

Самое, пожалуй, вкусное, где можно наблюдать настоящие дрэгстеры мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, это высший класс Top fuel. Классический дрэгстер этого класса представляет собой длинный стреловидный корпус, напоминающий чем-то ракету. По бокам от острого носа и сзади установлены специальные антикрылья, чтобы при разгоне дрэгстер не отправился бы в свободный полет. Центр тяжести в таком агрегате смещен назад, а потому и мощнейший 8-цилиндровый мотор расположен позади кабины пилота. Мотор дрэгстера, оснащенный нагнетателем, способен развить мощность до 6000 л.с. Питается двигатель такого дрэг-монстра нитрометаном, которого способен «скушать» за один заезд на 402 метра до 60 литров махом. Мощнейшие компьютеры контролируют работу каждого узла «автомобиля». При этом стоимость одного заезда на четверть мили может достигать нескольких тысяч долларов. Ускорение — запредельное: для достижения скорости 160 км/ч пилоту этой махины достаточно потратить чуть менее секунды. На преодоление пути длиной 402,34 метра от старта до финиша уходит около 5 секунд. Скорость «на выходе» — свыше 500 км/ч. Ни о каких тормозах в стандартном их понимании здесь не идет и речи. Чтобы заглушить стрелу, летящую по дороге со скоростью полтысячи километров в час, используются специальные парашюты, выкидывающиеся после преодоления финишной черты. А теперь представьте, что испытывает человеческий организм, находящийся в кабине этого агрегата: нагрузки в этот момент сопоставимы с нагрузками космонавтов и летчиков. Чтобы увидеть автомобиль на финишной черте, сразу после старта достаточно досчитать до пяти.

Еще один класс запредельных скоростей — Funny car. Традиционно заезды этой категории считаются самыми потенциально опасными, потому что представители класса «Смешных автомобилей» являются самыми трудноуправляемыми. Со стороны этот агрегат уже напоминает чем-то автомобиль в его классическом исполнении, но кузов funny car изготавливается из легких композитных материалов — стекло- или углеволокна, при этом не имеет дверей, целиком накрывая пилота сверху. Двигатель на таких машинах имеет переднее расположение, при этом, будучи оснащен нагнетателем, способен развивать мощность до 3000 л.с. Питаются моторы этого класса уже не дорогим нитрометаном, а метанолом, который, впрочем, тоже не так дешев. В этом классе действует ограничение по весу: согласно регламенту IHRA, к соревнованиям в классе Funny car допускаются автомобили весом не менее 1000 кг, включая пилота. Сзади машины сконструированы специальные ролики, необходимые для того, чтобы чересчур легкий и неимоверно мощный автомобиль не перевернулся при старте, встав на задние колеса.

Еще один интересный и самый, пожалуй, экстремальный класс — класс Top sportsman. Нет предела совершенству! Все, до чего дошла человеческая мысль, может быть засунуто в автомобиль, в этом классе нет никаких запретов — ни при конструировании кузова, ни при доработке агрегатов, ни в отделении пилота. Могут быть установлены все возможные электронные системы контроля за состоянием автомобиля.

Популярен также и класс Pro Modified, в котором разрешено изменять и дорабатывать любой агрегат машины с целью добиться лучшего времени на трассе. При этом кузов должен иметь классический свой вид. В качестве топлива здесь используется чистый спирт или этанол. Мощность некоторых представителей этого класса достигает 2000 л.с. При этом гонщикам класса Pro Modified пополнять табун сил дозволено только одним способом на выбор самого гонщика: либо наддувом, либо установкой системы NOS. В зависимости от этого выбора регламентируется объем мотора и вес: машины с наддувом могут иметь литраж не более 8,5 литров и весить при этом не меньше 1200 кг, машины же с закисью могут увеличить объем до 11 литров и установить минимальный вес в 1100 кг.

Интересны также классы Quick Rod и Super Rod. В Quick Rod представлено огромное разнообразие модификаций машин и моторов. Классическая гонка в данном классе несколько усложнена: для пилота дрэгстера важно не просто прийти к финишу первым, а победить противника именно на финишной черте, не превысив при этом Национальное ограничение, которое для трассы в 1/4 мили составляет 8.9 сек. В этом классе для пилота существует огромное количество настроек, автомобиль управляется мощнейшей и очень точной электроникой, которая может помочь пилоту попасть на финише в промежуток скоростей между 150 и 165 км/ч. От водителя требуются не только хорошие навыки пилота, но и интуиция. Класс Super Rod схож с предыдущим. Разница в том, что выступают здесь автомобили меньшей мощности — Национальное ограничение, например, на трассе в 1/4 мили составляет уже 9.9 сек (для 1/8 мили — 6.4 сек). Из-за недостаточной мощности дрэгстеров не используется и система комплексного управления дросселем, как в категории Quick Rod. Хотя класс этот традиционно пользуется популярностью.

Еще одна живописнейшая категория мировых чемпионатов по драгу — класс Nitro Harley-Davidson. Уже из названия ясно, что это категория для мототехники Harley. Этот класс — один из самых малочисленных: для участия в чемпионате здесь отбираются только 8 команд. Притом существует масса ограничений. Так, например, характеристики мотора должны быть максимально приближены к классике: 2-цилиндровый V-образный двигатель, с карбюраторной либо инжекторной подачей топлива, в качестве которого здесь выступает нитрометан. Разрешено и применение закиси азота, но только с этиловым спиртом. Категорически запрещается использовать пропиленоксид. Это одна из самых быстрых и зрелищных категорий: мотоциклы с объемом мотора до 2,8 литров, питающиеся нитрометаном, способны преодолевать трассу в четверть мили за 6-7 секунд.

Не менее красивый по зрелищности класс — класс Pro stock truck, где гоняются дрэгстеры-грузовики.

Движение — это жизнь

Общий призовой фонд в соревнованиях профессиональных классов дрэгрейсинга составляет больше миллиона долларов ежегодно. И это само собой зрелище, собирающее огромное количество зрителей. Дрэгстрипы представляют собой целые гоночные комплексы, специализированные на драге: на треках предусмотрены автопарки для участников со всеми необходимыми техническими тонкостями для контроля гоночных болидов и подготовки их к заездам, магазины, где можно приобрести все — от сувениров до гоночных костюмов и запчастей для машин, ну и, конечно же, самое главное — гоночная трасса, на всей протяженности которой расположены высокие зрительские трибуны, огражденные от гоночного полотна специальными барьерами. Именно здесь собирается до нескольких миллионов зрителей ежегодно! Попасть сюда можно только по специальным билетам, которые необходимо купить заранее, самые дорогие места находятся в VIP-секторе — в зоне старта и финиша, стоимость их в несколько раз превосходит цену «обычных» мест. Гонка начинается традиционным представлением участников, после которого начинается то самое волшебное действо, ради которого собираются миллионы: сначала по сценарию живописнейший прогрев резины, и уже потом — несколько порций неимоверного экстрима по несколько секунд каждая. Все результаты отражаются тут же на специальном электронном табло, видном с каждой точки трассы. И так по несколько дней от 5 до 24 раз за лето.

Вот как выглядит настоящий драг. Нам до этого пока еще предстоит расти. Хотя о строительстве специальных гоночных комплексов в России уже начинают говорить. Проекты строительства дрэгстрипов есть уже в нескольких городах России: Питере, Москве, Чите, есть такой проект и в Иркутске. Но пока все эти планы находятся на стадии теоретической подготовки: на возведение дрэгстрипа, способного отвечать международным стандартам, необходимы огромные финансовые вложения. Но при этом первый же появившийся в России дрэгстрип, который действительно будет работать, наверняка станет центром дрэгрейсинга всей России. И уже после этого начнется строительство настоящих тысячесильных болидов, способных покорять неимоверные скоростные барьеры.

лошадиных сил. 510 км/ч. Четверть мили за 4,5 секунды. Это характеристики гоночного болида, выступающего в высшем классе «Top fuel» чемпионата мира по дрэгрейсингу. Впечатляет? Так-то. Это не сравнимое ни с чем по грандиозности зрелище, которое проходит на специально отстроенной трассе при скоплении десятков тысяч зрителей, и где на кону стоят даже не тысячи и не сотни тысяч, а миллионы долларов. Такова цена победы в настоящем большом драге. Это сейчас дрэгрейсинг стал принимать характер эпидемии чумы, которая распространяется по миру бешеными темпами, растет, развивается, зараженные жадно впитывают в себя каждую новинку технического прогресса, направляя ее на то, чтобы еще хоть чуть-чуть, хоть на сотую долю секунды сжать время полета по прямой на четверть мили. А когда-то все было примерно как у нас: где-то на объездной, подальше от чуткого взора полицейских, слетались желающие погоняться, побеждали, проигрывали и снова доводили машины. Так рождалось сразу две культовых мировых «болезни», имя которым тюнинг и дрэгрейсинг. Итак, когда-то давно в далекой Америке…

Исторические корни

Байки на драге, равно как и Funny car, оснащаются специальным упорным колесом сзади — чтобы супермощная техника не перевернулась при старте назад

Когда-то давно в далекой Америке, а именно в первой половине ХХ века, среди американской молодежи, причем далеко не самой бедной ее части, начало культивироваться новое увлечение, которое впоследствии стали считать прародителем тюнинга: «дети» Америки заряжали как могли американские автомобили довоенного периода (тогда их цена значительно упала и стала доступной для многих) с одной единственной целью — придать машине неимоверные разгонные характеристики. То, каким образом это достигалось — отдельная история. Технический прогресс тогда еще не сделал общедоступными такие вещи, как системы впрыска азота, не практиковались и многие другие, доступные тюнингерам сейчас, а потому под капот обычного автомобиля устанавливались двигатели от другой техники — многолитровые многосильные монстры от грузовиков, самолетов и прочих подобных достижений инженерной мысли. У кого на что хватало фантазии (истории известен случай установки на один автомобиль сразу двух моторов). Это направление получило название «хот-родинг». В переводе на наш Hot — горячий, rod — сокращение от roadmaster — хозяин дороги. Само собой, что немереные табуны лошадиных сил под капотом грузных больших седанов американского производства 30-40-х годов не располагают к хорошей маневренности и чуткому послушанию руля, а потому демонстрировать возможности своих детищ и выяснять, чье же детище быстрее и лучше приходилось на прямых участках загородных трасс: кто быстрее, тот и лучший. Так рождались первые «нелегалы» по дрэгрейсингу. При этом «тапка в пол» иногда приводила к тому, что многолитровые заряженные двигатели просто не выдерживали тех нагрузок, что давались им на гонках — взрывались. Увлечение это быстро стало повальным и абсолютно никем не контролируемым. При этом, по одной из версий, было вычислено, что оптимальной дистанцией для развития максимального ускорения дрэгстера является прямая протяженностью в четверть мили или 402 метра — цифра, которая впоследствии вошла в историю автоспорта. Кстати, стандартное расстояние между светофорами на американских городских улицах именно четверть мили. С этим фактом связывают вторую версию возникновения трассы именно такой протяженности.

Свои исторические корни драг начинает в штате Калифорния, со дна одного из засохших озер, на чьей гладкой поверхности проходили в 20-х годах прошлого века первые гонки на импровизированной трассе в 402 метра. Вскоре с таким «автодромом» гонщикам пришлось расстаться — на месте бывшего озера власти США возвели военно-воздушную базу, и рейсеры были вынуждены перебраться на городские улицы. Американские власти решили не противостоять стремительно разрастающейся заразе под названием дрэгрейсинг, а взять ее под свой контроль и превратить из нелегальных опасных ночных гонок в зрелищное, упорядоченное, контролируемое и весьма доходное действо. Официально стартовой точкой отсчета истории дрэгрейсинга принято считать 1948 год: именно тогда в американском городе Голета штата Калифорния была открыта первая в мире специальная трасса для дрэгрейсинга, построенная при содействии Вэлли Парке. И началось! Банальные покатушки по прямой, пусть и на специально отстроенной трассе, стремительно переросли в разряд самых популярных и зрелищных видов автоспорта: вскоре в США была создана Национальная Ассоциация хотродеров, ставшая международной, в которую на данный момент входят более 100 000 человек, затем бешеными темпами стали появляться международные ассоциации дрэгрейсинга и простые клубы «по интересам». Сейчас международные ассоциации по драгу объединяют миллионы увлеченных.

Производители автопокрышек не нарадуются: нигде более их продукция не расходится с таким свистом

Драг начал «переползать» и в Европу. Вскоре зараза укоренилась и по другую сторону океана: в Старом Свете стали как грибы возникать ассоциации дрэгрейсеров. Прародителем европейского драга является Англия, где на одной из взлетных полос, ставших ненужными после войны, был возведен первый профессиональный дрэгстрип в Европе — в 1966 году на полосе Санта Под была официально открыта первая профессиональная трасса для дрэгрейсинга. Чуть ранее, в 1963 году была сформирована Британская федерация дрэгрейсинга. 1972 год ознаменовался очередным временным рекордом: дрэгстер Дениса Придла впервые в истории драга преодолел дистанцию в четверть мили менее чем за 7 секунд! Ему же приписывают и появление в Европе класса «фанни кар». Следующий временной рекорд был поставлен в заезде Алана Хериджа — прямая на 402 метра была пройдена менее чем за 5 секунд! Около 300 миль в час! Впоследствии европейский драг стал развиваться бурными темпами. На данный момент самыми мощными и многочисленными являются ассоциации дрэгрейсинга в Финляндии, Швеции и Англии, они насчитывают около 10 000 активных членов каждая. Несколько лет назад драг официально принял статус одного из видов автоспорта и был признан Международной автомобильной ассоциацией. Ну, а где Европа, там и до нас рукой подать: загадочная русская душа с головой ринулась в омут под названием дрэгрейсинг. Что самое интересное, гонки на ускорение по прямой стали опрометчиво именовать наряду с Dragrace и Streetrace. А это не совсем правильно: классический Streetrace или стритрейсинг подразумевает полную нелегальность — это гонка по городу (street с английского — улица), где в задачу сразу нескольких гонщиков входит добраться от точки до точки первым. Неважно, какими путями и какими жертвами — скорости у настоящих стритрейсеров при этом неимоверные. Само собой, что ни один полицейский в мире не даст добро на погоню в ночных городских потоках сразу нескольких сумасшедших, чьи скорости во время гонки далеко за пределами 100 км/ч и при этом есть вполне реальный шанс разбить машину в хлам на ближайшем повороте. Как правило, настоящий серьезный стрит проводится в погоне за главным кушем — весомой суммой в долларовом эквиваленте. Суммой, на которую затем можно подлатать то, что было «случайно задето» во время гонки. Вспомните фильм «Форсаж 2». Люди занимались там именно стритрейсингом. У нас же стритом стали гордо именовать гонки на четверть мили по прямой. Возможно, потому что проводились они во времена полного нелегала именно на ночных городских улицах, которые просто внаглую перекрывались машинами. Впрочем, есть такая практика и сейчас. Но вскоре и к нашим властям пришло желание обуздать столь ярый порыв и направить его в правильное русло: чемпионаты по драгу все чаще становились официальными, при поддержке ГАИ, спонсоров и администраций городов, с соблюдением всех мер безопасности и гонщиков, и зрителей, коих всегда было немало. В итоге в 2002 году в России свершился исторический момент: была создана и официально зарегистрирована Российская Федерация Дрэгрейсинга (РФДР), под покровительством которой проводились многие чемпионаты по драгу. Причем дрэгрейсинг стали включать в календарь гонок, проводимых под эгидой РФ. Как грибы, мини-ассоциации по драгу стали возникать в каждом городе России, у нас такая «организация» получила название GT-клуб. Энтузиастами этих клубов проводятся свои локальные чемпионаты по драгу. В 2005 году свершилось еще одно важнейшее событие в истории российского драга: 25-26 июня в Красноярске прошла самая масштабная гонка на четверть мили, которая получила название «Драг-битва в середине России». Прошлым летом на взлетной полосе аэропорта «Черемшанка» собрались 9 представителей самых мощных автомобилей страны, чтобы бороться за 20000 долларов. Такого большого призового фонда не было в истории российского драга ни разу.

Тем не менее некоторые из российских гонщиков уже начинают поглядывать на Запад: желание попробовать свои силы в настоящем большом драге ой как велико. А настоящий большой драг — это два крупнейших мировых чемпионата: ежегодно в США проводится серия в 24 этапа, которая выявляет победителя в Чемпионате Мира по дрэгрейсингу. В Европе в 5 этапов каждый год проводится чемпионат Европы. Но там все несколько по-другому.

We are the champions

Что такое настоящий дрэгрейсинг мирового масштаба? Начнем с того, что разбивка на классы там несколько иная. Контингент участников тоже имеет мало общего с нашим местным и даже российским драгом в целом.

В общем, чемпионаты по драгу проводятся более чем в 200 классах, разбивка осуществляется по типу кузова, типу двигателя и т.д. Классификация IHRA (Международная ассоциация хот-родеров) насчитывает 15 больших основных классов, которые могут делиться внутри себя на более мелкие категории. Чтобы представить себе хотя бы в общем, что такое мировой драгрейсинг, познакомимся с самыми зрелищными и популярными классами и их представителями.

Несмотря на то что скорости в таком виде спорта, как драгрейсинг, самые высокие, а совсем недавно на трассах не редки были случаи взрыва двигателей, драг считается одним из самых безопасных видов спорта: гонка здесь проходит только по прямой, исключая резкие повороты и маневры, как в любых раллийных гонках

Самое, пожалуй, вкусное, где можно наблюдать настоящие дрэгстеры мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, это высший класс

Top fuel

. Классический дрэгстер этого класса представляет собой длинный стреловидный корпус, напоминающий чем-то ракету. По бокам от острого носа и сзади установлены специальные антикрылья, чтобы при разгоне дрэгстер не отправился бы в свободный полет. Центр тяжести в таком агрегате смещен назад, а потому и мощнейший 8-цилиндровый мотор расположен позади кабины пилота. Мотор дрэгстера, оснащенный нагнетателем, способен развить мощность до 6000 л.с. Питается двигатель такого дрэг-монстра нитрометаном, которого способен «скушать» за один заезд на 402 метра до 60 литров махом. Мощнейшие компьютеры контролируют работу каждого узла «автомобиля». При этом стоимость одного заезда на четверть мили может достигать нескольких тысяч долларов. Ускорение — запредельное: для достижения скорости 160 км/ч пилоту этой махины достаточно потратить чуть менее секунды. На преодоление пути длиной 402,34 метра от старта до финиша уходит около 5 секунд. Скорость «на выходе» — свыше 500 км/ч. Ни о каких тормозах в стандартном их понимании здесь не идет и речи. Чтобы заглушить стрелу, летящую по дороге со скоростью полтысячи километров в час, используются специальные парашюты, выкидывающиеся после преодоления финишной черты. А теперь представьте, что испытывает человеческий организм, находящийся в кабине этого агрегата: нагрузки в этот момент сопоставимы с нагрузками космонавтов и летчиков. Чтобы увидеть автомобиль на финишной черте, сразу после старта достаточно досчитать до пяти. Еще один класс запредельных скоростей —

Funny car

. Традиционно заезды этой категории считаются самыми потенциально опасными, потому что представители класса «Смешных автомобилей» являются самыми трудноуправляемыми. Со стороны этот агрегат уже напоминает чем-то автомобиль в его классическом исполнении, но кузов funny car изготавливается из легких композитных материалов — стекло- или углеволокна, при этом не имеет дверей, целиком накрывая пилота сверху. Двигатель на таких машинах имеет переднее расположение, при этом, будучи оснащен нагнетателем, способен развивать мощность до 3000 л.с. Питаются моторы этого класса уже не дорогим нитрометаном, а метанолом, который, впрочем, тоже не так дешев. В этом классе действует ограничение по весу: согласно регламенту IHRA, к соревнованиям в классе Funny car допускаются автомобили весом не менее 1000 кг, включая пилота. Сзади машины сконструированы специальные ролики, необходимые для того, чтобы чересчур легкий и неимоверно мощный автомобиль не перевернулся при старте, встав на задние колеса.

Еще один интересный и самый, пожалуй, экстремальный класс — класс

Top sportsman

. Нет предела совершенству! Все, до чего дошла человеческая мысль, может быть засунуто в автомобиль, в этом классе нет никаких запретов — ни при конструировании кузова, ни при доработке агрегатов, ни в отделении пилота. Могут быть установлены все возможные электронные системы контроля за состоянием автомобиля.

Популярен также и класс

Pro Modified

, в котором разрешено изменять и дорабатывать любой агрегат машины с целью добиться лучшего времени на трассе. При этом кузов должен иметь классический свой вид. В качестве топлива здесь используется чистый спирт или этанол. Мощность некоторых представителей этого класса достигает 2000 л.с. При этом гонщикам класса Pro Modified пополнять табун сил дозволено только одним способом на выбор самого гонщика: либо наддувом, либо установкой системы NOS. В зависимости от этого выбора регламентируется объем мотора и вес: машины с наддувом могут иметь литраж не более 8,5 литров и весить при этом не меньше 1200 кг, машины же с закисью могут увеличить объем до 11 литров и установить минимальный вес в 1100 кг.

Интересны также классы и . В Quick Rod представлено огромное разнообразие модификаций машин и моторов. Классическая гонка в данном классе несколько усложнена: для пилота дрэгстера важно не просто прийти к финишу первым, а победить противника именно на финишной черте, не превысив при этом Национальное ограничение, которое для трассы в 1/4 мили составляет 8.9 сек. В этом классе для пилота существует огромное количество настроек, автомобиль управляется мощнейшей и очень точной электроникой, которая может помочь пилоту попасть на финише в промежуток скоростей между 150 и 165 км/ч. От водителя требуются не только хорошие навыки пилота, но и интуиция. Класс Super Rod схож с предыдущим. Разница в том, что выступают здесь автомобили меньшей мощности — Национальное ограничение, например, на трассе в 1/4 мили составляет уже 9.9 сек (для 1/8 мили — 6.4 сек). Из-за недостаточной мощности дрэгстеров не используется и система комплексного управления дросселем, как в категории Quick Rod. Хотя класс этот традиционно пользуется популярностью.

Помимо описанных классов в чемпионатах мира и Европы участвуют также и начинающие гонщики, для которых предусмотрена отдельная категория Junior, все они в большинстве своем младше 18 лет. Здесь также присутствуют и дрэгстеры. В Европе и США работают специальные школы для обучения технике вождения на драге и юниорские школы дрэгрейсинга

Еще одна живописнейшая категория мировых чемпионатов по драгу — класс

Nitro Harley-Davidson

. Уже из названия ясно, что это категория для мототехники Harley. Этот класс — один из самых малочисленных: для участия в чемпионате здесь отбираются только 8 команд. Притом существует масса ограничений. Так, например, характеристики мотора должны быть максимально приближены к классике: 2-цилиндровый

V-образный двигатель, с карбюраторной либо инжекторной подачей топлива, в качестве которого здесь выступает нитрометан. Разрешено и применение закиси азота, но только с этиловым спиртом. Категорически запрещается использовать пропиленоксид. Это одна из самых быстрых и зрелищных категорий: мотоциклы с объемом мотора до 2,8 литров, питающиеся нитрометаном, способны преодолевать трассу в четверть мили за 6-7 секунд.

Не менее красивый по зрелищности класс — класс , где гоняются дрэгстеры-грузовики.

Так выглядит классический представитель класса Funny car: легкий кузов из композитных материалов, который накрывает водителя сверху, как купол истребителя, значительно уменьшает вес автомобиля

Общий призовой фонд в соревнованиях профессиональных классов дрэгрейсинга составляет больше миллиона долларов ежегодно. И это само собой зрелище, собирающее огромное количество зрителей. Дрэгстрипы представляют собой целые гоночные комплексы, специализированные на драге: на треках предусмотрены автопарки для участников со всеми необходимыми техническими тонкостями для контроля гоночных болидов и подготовки их к заездам, магазины, где можно приобрести все — от сувениров до гоночных костюмов и запчастей для машин, ну и, конечно же, самое главное — гоночная трасса, на всей протяженности которой расположены высокие зрительские трибуны, огражденные от гоночного полотна специальными барьерами. Именно здесь собирается до нескольких миллионов зрителей ежегодно! Попасть сюда можно только по специальным билетам, которые необходимо купить заранее, самые дорогие места находятся в VIP-секторе — в зоне старта и финиша, стоимость их в несколько раз превосходит цену «обычных» мест. Гонка начинается традиционным представлением участников, после которого начинается то самое волшебное действо, ради которого собираются миллионы: сначала по сценарию живописнейший прогрев резины, и уже потом — несколько порций неимоверного экстрима по несколько секунд каждая. Все результаты отражаются тут же на специальном электронном табло, видном с каждой точки трассы. И так по несколько дней от 5 до 24 раз за лето.

Вот как выглядит настоящий драг. Нам до этого пока еще предстоит расти. Хотя о строительстве специальных гоночных комплексов в России уже начинают говорить. Проекты строительства дрэгстрипов есть уже в нескольких городах России: Питере, Москве, Чите, есть такой проект и в Иркутске. Но пока все эти планы находятся на стадии теоретической подготовки: на возведение дрэгстрипа, способного отвечать международным стандартам, необходимы огромные финансовые вложения. Но при этом первый же появившийся в России дрэгстрип, который действительно будет работать, наверняка станет центром дрэгрейсинга всей России. И уже после этого начнется строительство настоящих тысячесильных болидов, способных покорять неимоверные скоростные барьеры.

Наталья НОВИКОВА

Автомаркет+Спорт № 19/2006

Взлетная полоса исчерчена полосами резины – это не самолеты, а «низко летящие» гоночные автомобили. Соревнования по драг-рейсингу, спринтерским гонкам на машинах, проходят в Золотой Долине Приморского края этим летом.

Более 50 участников и десятки тысяч лошадиных сил: технический парк автомобилей на военном аэродроме в Золотой Долине блестит хромом и рычит двигателями. Здесь проходит 3-й этап «Золотого драга» – спринтерских гонок на 402 метра, которые участники пролетают за считаные секунды.

Еще несколько лет назад в Приморье это был один из самых популярных видов автоспорта, но затем обстоятельства сложились так, что драг-рейсинг почти ушел с арены, уступив место дрифту и кольцевым гонкам. Однако начиная с прошлого года команда энтузиастов всеми силами возрождает спринтерские заезды на четверть мили.

«Автомобильный драг-рейсинг проходит в Приморском крае сейчас только в Золотой Долине, – говорит

один из организаторов гонок Арсен Варельджан

. – Участников у нас 57 человек – в принципе это среднее число. Бывает до ста. Все прошли квалификацию, все попали в финальные заезды. Всего у нас шесть классов, которые делятся по скорости. Перерыв в драге у нас был долгий: согласование места проведения и всех документов – довольно сложное и долгое мероприятие. Не все тут так просто. Автомобильная федерация помогает нам как может. С каждым разом у нас все больше участников – приезжают новые ребята. Молодые быстро вливаются в коллектив, понимают работу оборудования».

30 июня на старт третьего этапа вышли сильнейшие гонщики из Находки, Владивостока, Партизанска, Хабаровска, Уссурийска, Дальнегорска и Дальнереченска. Классы в драг-рейсинге делятся по скорости прохождения прямой. Самый сильный, до 9 секунд на 402 метра, и класс новичков – до 15 секунд на эту же протяженность.

Взлетная полоса – то, что надо для драг-рейсинга: хватает и на разгон, и на торможение. У некоторых, особо мощных автомобилей на заднем бампере установлен тормозной парашют. Большинство машин выезжают на старт на специальной резине – «сликах». Они отличаются полным отсутствием протектора или минимальным его рисунком. Цена на такие колеса – от 10 тысяч рублей за штуку, а изнашиваются они моментально. Ведь уже перед стартом пилоты начинают «шлифовать», заставляя машину стоять на месте, а колеса при этом крутиться. Все ради лучшего сцепления с трассой, но и износ моментальный.

Первым делом выстраивается квалификационная сетка – пилоты проезжают 402 метра, стараясь показать свое лучшее время. Затем, по результатам квалификационных заездов, собирается сетка топ-16, топ-8 и топ-4. Причем если класс неполный, то пилоты, оставшиеся без соперника, автоматически проходят в следующий раунд.

Большинство автомобилей подготовлены для скоростного прохождения трассы, но встречаются и «стоковые» модели. Например, новые Nissan GTR, которых на драге несколько, уже с завода «заточены» под моментальный разгон. А иные участники собирают машины из двух. Игорь Шипулин, например, взял за основу уже практически ретроавтомобиль Civic Shuttle первого поколения – такие выпускались в Японии с 1983 по 1987 год. Но под капотом вместо 100-сильного мотора «начинка» от собрата – Accord Euro-R 2001 года.

«Эта платформа была выбрана именно потому, что она необычная, – объясняет

пилот Игорь Шипулин

. – «Цивики» есть у всех, обычные. Их много. А вот Shuttle позиционируется как такая «дедовская машина», от нее никто не ожидает, что она может быть гонкой. А под капотом – Accord Euro-R, полностью взятый с японского «донора». Не заморачивались какими-то переделками, просто взяли мотор с коробкой, поставили – и оно поехало. Работает в заводском исполнении, в принципе удачно. В прошлом году я выбывал из соревнований, потому что было другое деление по классам. Был класс 13,5-14,5 секунды. Я проезжал 14,3, так что меня выкидывало. В этом году сделали класс 14,0-15,0, так что я теперь практически лучший в этом классе».

Чтобы хорошо ехать, нужно точно попасть в настройки. Ведь важно не только «въехать» в свои секунды, но и не «выехать» из них, то есть не прийти быстрее. Некоторые участники создают команды, чтобы совместно превращать автомобиль в гоночный болид.

«Машина у меня – Марк II, 110-й кузов, три литра турбо, – говорит

Ахмед Кадыров из команды «Шин Ойл»

. – Сейчас заезд прошел более или менее нормально. Погода, правда, очень жаркая, автомат перегревается. Из-за этого приехал хуже, чем мы хотели, так что вылетели из четвертого класса и попали в пятый. В общем-то это мои классы: в 2015 и 2016 годах выигрывал чемпионаты в них. Потом два года у меня был отпуск. А с этого марта начали командой собирать машину, собрали за месяц буквально. Машина довольно хорошая, хорошо себя показывает. Но автомат подвел. Теперь пытаемся чуть успокоиться, все волнуемся».

По мнению пилотов, в Приморье есть где готовить автомобиль – хоть на «бюджетной» «Змеинке», хоть на «дорогом» «ПримРинге». Но возвращение в календарь соревнований по драг-рейсингу приветствуют все, ведь это отличный легальный и безопасный способ «погонять» автомобиль.

Результаты соревнований будут опубликованы позднее.

Официальный партнер соревнований – «Дискаунтер Масел».

Информация от «Дискаунтера Масел» представлена на коммерческой основе.

Последние новости:  Число жертв при землетрясении в Афганистане выросло до 1,1 тысячи человек
Оцените статью
( Пока оценок нет )