Читать онлайн «История искусства древности. Малые сочинения»
Иоганн Иоахим ВИНКЕЛЬМАН ИСТОРИЯИСКУССТВА ДРЕВНОСТИ МАЛЫЕ С О Ч И Н Е Н И Я Johann Joachim WINCKELMANN GESCHICHTEDER KUNST DES ALTERTUNS KLEINE SCHRIFTEN Издательство «Алетейя» Санкт-Петербург 2000 Государственный Эрмитаж Иоганн Иоахим ВИНКЕЛЬМАН ИСТОРИЯИСКУССТВА ДРЕВНОСТИ МАЛЫЕ СОЧИНЕНИЯ Издание подготовил И. Е. Бабаков Издательство «Алетейя» Санкт-Петербург 2000УДК 008(4)ББК Щ03(0) В 51 Иоганн Иоахим Винкельман. В 51 История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил И. Е. Бабанов. — СПб. : Алетейя, Государствен ный Эрмитаж, 2000 — 800 с. ISBN 5-89329-260-Х Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) является осново положником современного искусствознания, его философских основ и методики. Его труды, посвященные античному ис кусству, продолжают оставаться фундаментом, на котором зиждется современное знание этого важнейшего раздела ми ровой культуры. Исследовательская мысль не может обойти как его подход к искусству в целом, так и множество выво дов, касающихся отдельных памятников или их групп. Настоящее издание содержит полный перевод основного труда И. И. Винкельмана «История искусства древности» с прижизненного издания 1764 г.
и перевод его малых сочи нений. Состав сборника обусловлен стремлением представить читателю такие работы автора, которые, с одной стороны, дают самую широкую картину его воззрений в области тео рии искусств, а с другой — позволяют проследить примене ние его метода исследования по отношению к самому разно родному материалу. Полное понимание сочинений И. И. Винкельмана воз можно лишь при наличии комментария и научного аппарата. Эти разделы подготовлены с учетом новейших достижений современного искусствоведения и представляют собой само стоятельную научную ценность. Выбор сочинений И. И. Винкельмана и их перевод, очерк, посвященный жизни и деятельности ученого, научный ком ментарий и приложения принадлежат Игорю Евгеньевичу Бабанову (1936-1994). ИСТОРИЯИСКУССТВАДРЕВНОСТИ ВСТУПЛЕНИЕ История искусства древности, которую я решил написать, представляет собой не только повествование о хронологической его последовательности и изменениях: я воспринимаю слрво «история» в томболее широком значении, каким оно обладает в греческом языке 1 ,и намерен изложить здесь опыт научной системы. Я постарался выполнить это в первой части при рассмотрении искусства древних народов, каждого в отдельности, но преимущественно — в отношениигреческого искусства. Вторая же часть содержит историю искусствав более узком смысле, то есть в ее связи со внешними обстоятельствами, и притом лишь у греков и римлян. Однако главнейшей моей цельюкак в той, так и в другой части является исследование сущности искусства, а поскольку при этом мало чем может быть полезна историяхудожников, подобная тем, что составляли другие авторы, то и неследует искать ее здесь.
Мягкая глянцевая
12+
Труд Иоганна Иоахима Винкельмана «История искусства древности» — первый образец научной истории искусства, в котором рассматриваются не отдельные мастера, а искусство в целом в его расцвете и упадке. Не ограничиваясь описанием сюжета и оценкой достоверности передачи натуры, историк пытался охарактеризовать образный язык и художественные особенности того или иного произведения, став одним из создателей методики искусствоведческого анализа. Перевод, комментарии и научный аппарат книги подготовил И. Е. Бабанов (1936-1994) — исследователь европейской и восточной культуры, специалист по античности и эпохе Просвещения.
Сообщить о неточности в описании
Бродмур — больница строгого режима, в которой содержатся самые опасные преступники Великобритании, страдающие психическими расстройствами. В стенах этого учреждения в разное время побывали «Стоквеллский душитель» Кеннет Эрскин, «Йоркширский потрошитель» Питер… Бродмур — больница строгого режима, в которой содержатся самые опасные преступники Великобритании, страдающие психическими расстройствами. В стенах этого учреждения в разное время побывали «Стоквеллский душитель» Кеннет Эрскин, «Йоркширский потрошитель» Питер Сатклифф, каннибал Питер Брайан, предводитель лондонской банды Рорри Крэй и другие серийные убийцы, грабители и насильники. Данная книга, написанная тележурналистом Джонатаном Леви и историком-искусствоведом Эммой Френч, посвящена истории, обитателям и работникам Бродмура. В течение многих лет авторы изучали архивы, общались с врачами, пациентами, персоналом больницы, и их издание стало самым полным исследованием об этом мрачном месте. По какой причине люди совершали те ужасные поступки, которые привели их в Бродмур? Могут ли лучшие специалисты вылечить их? Как устроена внутренняя жизнь больницы, больше похожей на город-призрак? Эта книга знакомит с прошлым, настоящим и будущим Бродмура, открывая реальность, существующую за мифом.СкрытьПоказать весь текст
История России с древнейших времен
Для исторической науки «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879) стала явлением истинно мирового масштаба. На создание этого фундаментального труда ученый затратил 30 лет неустанной ежедневной работы, вложив в него весь свой… Для исторической науки «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879) стала явлением истинно мирового масштаба. На создание этого фундаментального труда ученый затратил 30 лет неустанной ежедневной работы, вложив в него весь свой незаурядный многогранный талант. «История России с древнейших времен» отличается основательностью концепций, обоснованностью аргументов, весомостью доводов, ясностью мысли, четкостью формулировок. Соловьев ввел в научный оборот термины «Новгородская Русь», «Киевская Русь», Владимирская Русь», «Московская Русь», которыми он обозначил временные периоды становления Российского государства; показал государственную централизацию как процесс, тесно связанный с борьбой против нашествия монголов; раскрыл историческую преемственность древних князей и царской власти; объяснил поступательное движение русского народа на Восток и роль России в жизни азиатских народов; впервые очертил главные черты и форму исторического развития русской нации…СкрытьПоказать весь текст
Революция и социализм
В сборник вошли важнейшие труды В. И. Ленина: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Апрельские тезисы» («О задачах пролетариата в данной революции»), «Письмо к… В сборник вошли важнейшие труды В. И. Ленина: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Апрельские тезисы» («О задачах пролетариата в данной революции»), «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина», и другие работы.СкрытьПоказать весь текст
Издательствоэтот сайт Год издания2022
Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 2 апреля 2022 года с использованием общепринятых сокращений. Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на… Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 2 апреля 2022 года с использованием общепринятых сокращений.
Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами.
Текст статей приводится на дату, обозначенную на обложке данной книги (дата актуализации). Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.
Издание содержит путеводитель по актуальной судебной практике Верховного Суда РФ, а также действующим постановлениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ – соответствующие статьи кодекса помечены знаком , после которого
приводятся название, реквизиты и пункты необходимого документа.
Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. № 4-ФЗ;
Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 12-ФЗ;
Федеральный…
СкрытьПоказать весь текст
В середине тридцатых годов прошлого века жесткий конфликт между военной элитой и советским государственно-политическим руководством во главе со Сталиным завершился трагически. Победители спровоцировали массовую ликвидацию представителей высшего и среднего… В середине тридцатых годов прошлого века жесткий конфликт между военной элитой и советским государственно-политическим руководством во главе со Сталиным завершился трагически. Победители спровоцировали массовую ликвидацию представителей высшего и среднего комсостава Красной армии в 1937-1938 годах.
Заговор «красных маршалов» был — аргументировано утверждает доктор исторических наук С. Минаков. Но какую роль сыграл в нем Тухачевский и другие высокопоставленные жертвы политических репрессий 37 года? Что произошло бы со Сталиным и с Советским Союзом, если бы в этом конфликте победили военные во главе с «Красным Бонапартом»? Автор называет имена подлинных заговорщиков и расставляет все точки над «i».СкрытьПоказать весь текст
К 80-ЛЕТИЮ РЖЕВСКОЙ БИТВЫ! Эта битва стала одной из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны, но в Советском Союзе была фактически предана забвению. Историки называют это грандиозное сражение, продолжавшееся в общей сложности почти 15… К 80-ЛЕТИЮ РЖЕВСКОЙ БИТВЫ!
Эта битва стала одной из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны, но в Советском Союзе была фактически предана забвению. Историки называют это грандиозное сражение, продолжавшееся в общей сложности почти 15 месяцев, «Верденом» Советско-германского фронта, а фронтовики – Ржевской «бойней» и Ржевской «мясорубкой» (боль фронтовиков лучше всего выразил Твардовский в гениальном стихотворении «Я убит подо Ржевом»). Немецкое командование считало Ржев «краеугольным камнем» всего Восточного фронта и даже «воротами на Берлин». По своим масштабам, территориальному размаху, количеству участвовавших войск, продолжительности и потерям обеих сторон боевые действия в районе Ржевско-Вяземского выступа стоят в одном ряду со Сталинградской битвой и сражением за Кавказ. Всего с января 1942 г. по март 1943-го в боях под Ржевом погибли около полумиллиона военнослужащих Красной Армии и Вермахта.
На основе архивных документов автор этой, ставшей…СкрытьПоказать весь текст
ИздательствоНаше Завтра Год издания2022
Авторы и эксперты Изборского клуба дают развернутую картину того «Великого обнуления», или, как еще переводят, «Великой Перезагрузки», которую предлагает миру новое жречество транснациональной элиты. Представленная картина богата фактами, глубоко обоснована,… Авторы и эксперты Изборского клуба дают развернутую картину того «Великого обнуления», или, как еще переводят, «Великой Перезагрузки», которую предлагает миру новое жречество транснациональной элиты. Представленная картина богата фактами, глубоко обоснована, строится на знании подоплеки происходящего. При этом время сжимается. В последние несколько лет выдвижение повестки Great Rezet и реализация щагов по ее внедрению в повседневную жизнь резко ускорились. Сегодня очень многое будет зависеть от позиции России, поскольку Запад и Китай, каждый по-своему — уже воплощают собственные версии «обнуления» и алгоритмизации социума, в результате которых должно осуществиться торжество Объекта над Субъектом.
В сборнике работ представлен всесторонний анализ, показаны истоки, концептуальная база и методы обнуления и обнулителей. В частности, подробно разобрана концепция «инклюзивного капитализма» — как ложной альтернативы современному капитализму. Охарактеризованы ведущие деятели глобальной…СкрытьПоказать весь текст
Император Николай ll
Сколько бы ни выходило книг о последнем Императоре из Династии Романовых, его образ, его жизненная миссия и даже посмертная судьба в людской памяти остаются загадочными. Историки материалистического толка, оперируя понятиями светскими, внецерковными, этих… Сколько бы ни выходило книг о последнем Императоре из Династии Романовых, его образ, его жизненная миссия и даже посмертная судьба в людской памяти остаются загадочными. Историки материалистического толка, оперируя понятиями светскими, внецерковными, этих загадок не видят и скрупулезно выискивают сюжеты, которые можно истолковать как политические и моральные просчеты Николая II. Категорически не согласен с ними автор этой книги — доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов. Однолинейное позитивистское мышление, по его твердому убеждению, просто не в состоянии постичь духовный смысл истории, а значит, и миссию православного Царя, принявшего мученический венец.СкрытьПоказать весь текст
Выбираете адвоката по уголовному делу? Эта книга поможет принять судьбоносное решение: из чего исходить; на кого стоит, а на кого не стоит полагаться; что учитывать во взаимодействии с защитником. В ней собраны советы семи опытных адвокатов и профессора, в… Выбираете адвоката по уголовному делу? Эта книга поможет принять судьбоносное решение: из чего исходить; на кого стоит, а на кого не стоит полагаться; что учитывать во взаимодействии с защитником. В ней собраны советы семи опытных адвокатов и профессора, в прошлом следователя.
Книга будет полезна как широкому кругу читателей, заинтересованных в получении квалифицированной юридической помощи, так и самим защитникам — в качестве памяток для доверителей.СкрытьПоказать весь текст
Сталин и космополиты
Жданов А., Маленков Г.
А.А. Жданов и Г.М. Маленков были ближайшими соратниками И.В. Сталина. Жданов был членом Политбюро при Сталине, Первым секретарем ленинградского обкома ВКП(б), главным идеологом партии. В 1946 и 1947 гг. он выступил против антипатриотических течений в советской… А.А. Жданов и Г.М. Маленков были ближайшими соратниками И.В. Сталина. Жданов был членом Политбюро при Сталине, Первым секретарем ленинградского обкома ВКП(б), главным идеологом партии. В 1946 и 1947 гг. он выступил против антипатриотических течений в советской культуре; его доклады стали началом борьбы с космополитизмом. После внезапной смерти А.А. Жданова его дело продолжил Г.М. Маленков, также член Политбюро ЦК КПСС, который продолжал бороться с антирусскими и сионистскими движениями в СССР. В данной книге представлены важнейшие работы Жданова и Маленкова по вопросу о патриотизме и космополитизме, о русофобии некоторой части интеллигенции, об отношении Сталина к теме русского патриотизма.СкрытьПоказать весь текст
Настольная книга сталиниста
«Иосиф Сталин — тиран и массовый убийца». Об этом пишут едва ли не все современные учебники и говорят абсолютно все либеральные СМИ. Но так ли объективно это утверждение? Идеологические установки играют колоссальную роль в понимании истории, и весь период… «Иосиф Сталин — тиран и массовый убийца». Об этом пишут едва ли не все современные учебники и говорят абсолютно все либеральные СМИ. Но так ли объективно это утверждение? Идеологические установки играют колоссальную роль в понимании истории, и весь период правления Сталина — с 1920-х по 1950-е годы — оброс сотнями мифов. Выдумали их, конечно же, либералы, преследуя свои — какие бы то ни были — цели. Однако пришло, наконец, время развенчать эти мифы и по И тогда выясняется, что все утверждения, которыми нас пичкают, можно аргументированно опровергнуть. Так может, Иосиф Сталин — грамотный руководитель и искусный политик? Краткость и обоснованная оценка личности вождя — вот, что ждет вас в этой книге.СкрытьПоказать весь текст
Николай Шам — генерал КГБ в отставке. Молодой изобретатель даже не думал о карьере в спецслужбе. Однако именно он предотвратил большой взрыв в космосе, целый месяц руководил ликвидацией последствий взрыва в Чернобыле и единственный из группы остался жив,… Николай Шам — генерал КГБ в отставке. Молодой изобретатель даже не думал о карьере в спецслужбе. Однако именно он предотвратил большой взрыв в космосе, целый месяц руководил ликвидацией последствий взрыва в Чернобыле и единственный из группы остался жив, внедрил в ряды разведки экстрасенсов и показал всему миру, что будущее уже наступило.
На страницах книги автор рассказывает о человеческом лице разведки из закулисья спецслужб, новейших технологиях, рожденных в нашей стране, и открывает завесу тайны в вопросах, на которые мы всегда ищем ответы: куда движется цивилизация? кому все это нужно? что значит долг и ответственность? к чему готовиться человечеству?
Монографию о ценностях и ценах за счастливое будущее комментирует дочь генерала, Ангелина Шам – известный бизнес-психолог, ученый, спикер.
Читать всем, кто хочет осознать свое место в мире, найти смыслы в жизни, увидеть силу рода, обрести энергию для движения вперед и разгадать свой собственный «секретный ингредиент» успеха.СкрытьПоказать весь текст
Этой эпохе посвящено больше литературы, чем всей остальной отечественной истории вместе взятой. Целые академические институты занимались «историей революции» — в сущности, очень коротким периодом. Пожалуй, можно сказать, что предыдущие тома «Истории… Этой эпохе посвящено больше литературы, чем всей остальной отечественной истории вместе взятой. Целые академические институты занимались «историей революции» — в сущности, очень коротким периодом.
Пожалуй, можно сказать, что предыдущие тома «Истории российского государства» являлись подготовкой к этому. Попробуем разобраться в причинах гибели государства. Была — и остается — надежда, что если правильно проанализировать анамнез болезни, то, может быть, удастся с ней справиться при следующем обострении.СкрытьПоказать весь текст
ИздательствоИнтеллектуальная Литература Год издания2017
Эта книга рассказывает об истории России на всем протяжении правления Владимира Путина, с 2000 по 2015 год. В основу книги легли документы, открытые источники и десятки уникальных личных интервью, которые автор взял у действующих лиц из ближайшего окружения… Эта книга рассказывает об истории России на всем протяжении правления Владимира Путина, с 2000 по 2015 год. В основу книги легли документы, открытые источники и десятки уникальных личных интервью, которые автор взял у действующих лиц из ближайшего окружения Владимира Путина. Собранные воедино, факты, события, интриги и мнения героев составляют полную картину жизни Кремля, из которой впервые становится понятна логика метаморфозы Владимира Путина: как и почему из либерального прозападного президента начала 2000-х он превратился в авторитарного правителя и одного из самых ярых противников Запада.СкрытьПоказать весь текст
ИздательствоАльпина Паблишер Год издания2019
Революции не происходят неожиданно, империи не гибнут ни с того ни с сего. Главный урок, который мы можем вынести из революции 1917 года, — понимание того, почему император и его окружение в обстановке, которая требовала кардинальных внутренних реформ, не… Революции не происходят неожиданно, империи не гибнут ни с того ни с сего. Главный урок, который мы можем вынести из революции 1917 года, — понимание того, почему император и его окружение в обстановке, которая требовала кардинальных внутренних реформ, не только на эти реформы не решились, но, наоборот, всеми силами пытались повернуть развитие страны вспять, усиливая опору на «традиционные ценности», православие и армию.
Глава за главой, через живые истории людей, Михаил Зыгарь показывает, как империя неуклонно движется к катастрофе и почему ничто не может ее спасти.
Главный герой этой книги — российское гражданское общество. Оно зарождается в первые годы XX века, развивается на глазах у читателя и на его же глазах исчезает вскоре после 1917 года. Узнавая хронику событий столетней давности, читатель может понять, что происходит сегодня, и попробовать заглянуть в будущее.СкрытьПоказать весь текст
Восьмой том проекта «История Российского государства» можно было бы назвать «Зигзаги», потому что политика описываемого периода (1855–1894) делает крутые виражи. До краха империи и гражданской войны еще далеко, но в русском небе уже посверкивают зарницы… Восьмой том проекта «История Российского государства» можно было бы назвать «Зигзаги», потому что политика описываемого периода (1855–1894) делает крутые виражи. До краха империи и гражданской войны еще далеко, но в русском небе уже посверкивают зарницы будущей грозы и льется первая кровь. Эпоха Александра II и Александра III дает ответ на вопрос: почему всё вышло так, как вышло.СкрытьПоказать весь текст
ИздательствоАльпина нон-фикшн Год издания2018
Монументальный труд выдающегося политика, талантливого историка и прекрасного литератора У. Черчилля в шести томах (трех книгах). Это героическая эпопея народов, выступивших против планетарной опасности, написанная выдающимся политиком, скрупулезным историком… Монументальный труд выдающегося политика, талантливого историка и прекрасного литератора У. Черчилля в шести томах (трех книгах). Это героическая эпопея народов, выступивших против планетарной опасности, написанная выдающимся политиком, скрупулезным историком и талантливым литератором. Это летопись повседневного руководства страной государственного деятеля, чей вклад в общее дело победы антигитлеровской коалиции ни у кого не вызывает сомнений. Это размышления над прошлым, призванные послужить назиданием потомкам.
В первой книге публикуются в сокращенном переводе с английского I и II тома мемуаров и описаны события с 1919 года по декабрь 1940 года, которые привели к ненужной, по словам автора, войне, которой можно было избежать.
Во второй книге публикуются третий и четвертый тома мемуаров и описаны события в период с января 1941 по июнь 1943 г. — вторжение фашистской Германии в Советский Союз, нападение милитаристской Японии на США, создание антигитлеровской коалиции, переход…СкрытьПоказать весь текст
Второй том «Истории Российского Государства. Ордынский период» охватывает период с 1223 по 1462 год. «В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха… Второй том «Истории Российского Государства. Ордынский период» охватывает период с 1223 по 1462 год.
«В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории – самая неприглядная. Это тяжелая травма исторической памяти: времена унижения, распада, потери собственной государственности. Писать и читать о событиях XIII-XV веков – занятие поначалу весьма депрессивное. Однако постепенно настроение меняется. Процесс зарубцевания ран, возрождения волнует и завораживает. В нем есть нечто от русской сказки: Русь окропили мертвой водой, затем живой – и она воскресла, да стала сильнее прежнего. Татаро-монгольское завоевание принесло много бед и страданий, но в то же время оно продемонстрировало жизнеспособность страны, которая выдержала ужасное испытание и сумела создать новую государственность вместо прежней, погибшей».СкрытьПоказать весь текст
В этой книге оживают страницы отечественной истории XV-XVI веков — как драматичные, ключевые события, так и небольшие эпизоды, о влиянии которых на ход истории порой мало кто задумывается. Охвачен период с момента освобождения Руси от иноземного владычества до… В этой книге оживают страницы отечественной истории XV-XVI веков — как драматичные, ключевые события, так и небольшие эпизоды, о влиянии которых на ход истории порой мало кто задумывается. Охвачен период с момента освобождения Руси от иноземного владычества до великой Смуты — новой утраты независимости в результате внутреннего кризиса и вражеского вторжения. Почему первоначальные успехи сменились поражениями? Что во «втором» русском государстве изначально было — или со временем стало — причиной подобной непрочности? Третий том проекта «История Российского государства» продолжает разговор об истории Отечества с читателем, который предпочитает увлекательную манеру повествования, но стремится изучать факты, а не художественный вымысел, и делать выводы самостоятельно.СкрытьПоказать весь текст
ИздательствоАльпина Паблишер Год издания2018
Книга охватывает период с 1900 по 1917 год. Среди героев — императрица Александра Федоровна, министры Сергей Витте и Петр Столыпин, старец Григорий Распутин, революционеры Владимир Ленин, Александр Керенский, Лев Троцкий, писатель Максим Горький и другие… Книга охватывает период с 1900 по 1917 год.
Среди героев — императрица Александра Федоровна, министры Сергей Витте и Петр Столыпин, старец Григорий Распутин, революционеры Владимир Ленин, Александр Керенский, Лев Троцкий, писатель Максим Горький и другие. Несмотря на документальную точность, это скорее детектив, чем исторический роман или, тем более, учебник.
В книге использованы материалы авторского проекта Михаила Зыгаря «1917. Свободная история», самого популярного в Рунете сайта о русской революции.СкрытьПоказать весь текст
В.Ч.К. Главные документы
Долматов В. (сост)
ИздательствоКомсомольская правда Год издания2019
Уникальный альбом — совместный труд Издательского дома «Комсомольская правда» и Общественного совета при ФСБ России. Большая группа историков, экспертов и ветеранов cлужбы нашла и подобрала главные документы истории грозной организации — В.Ч.К., ставшей на… Уникальный альбом — совместный труд Издательского дома «Комсомольская правда» и Общественного совета при ФСБ России. Большая группа историков, экспертов и ветеранов cлужбы нашла и подобрала главные документы истории грозной организации — В.Ч.К., ставшей на защиту молодого государства, рожденного на обломках Российской империи сто лет назад. Многие из этих документов и фотографий опубликованы впервые.СкрытьПоказать весь текст
Просмотренные товары
Английский без репетитора
ИздательствоКаро СПб Год издания2015
Самоучитель состоит из 43 уроков. В книге изложены в очень доступной форме основные темы грамматики англий-ского языка. В каждом уроке имеется большое количество упражнений с ключами, что упрощает изучение и позволяет производить самоконтроль. В начале каждого… СкрытьПоказать весь текст
Эмилия Говорят, любовь и ненависть — это одно и то же чувство. Лишь обстоятельства определяют, каким оно будет. И это правда. Тот, кого я вижу в своих самых дерзких мечтах, приходит ко мне в кошмарах. Лживый монстр и нежный спаситель. Я сбежала из родного… Эмилия
Говорят, любовь и ненависть — это одно и то же чувство. Лишь обстоятельства определяют, каким оно будет. И это правда. Тот, кого я вижу в своих самых дерзких мечтах, приходит ко мне в кошмарах. Лживый монстр и нежный спаситель. Я сбежала из родного города, чтобы забыть его. Но Вишес нашел меня и теперь не отпустит. Никогда.
Вишес
Она прекрасна и изящна, словно цветок вишни. Юная художница ворвалась в мою реальность без предупреждения и перевернула все вверх дном. И поплатилась за это, когда я разрушил ее жизнь. Я думал, что уничтожил каждую мысль о ней, но ошибся. И теперь Эмилии придется привыкнуть ко мне, ведь я намерен заполучить ее всю.
СкрытьПоказать весь текст
СкрытьПоказать весь текст
Маша живёт в необычном месте: внутри старой водонапорной башни возле железнодорожной станции Хотьково (Московская область). А еще она пишет истории, которые собраны здесь. Эта книга — взгляд на Россию из окошка водонапорной башни, откуда видны персонажи,… Маша живёт в необычном месте: внутри старой водонапорной башни возле железнодорожной станции Хотьково (Московская область). А еще она пишет истории, которые собраны здесь. Эта книга — взгляд на Россию из окошка водонапорной башни, откуда видны персонажи, знакомые разве что опытным экзорцистам.СкрытьПоказать весь текст
ИздательствоНовое литературное обозрение Год издания2021
Память о преступлениях, в которых виноваты не внешние силы, а твое собственное государство, вовсе не случайно принято именовать «трудным прошлым». Признавать собственную ответственность, не перекладывая ее на внешних или внутренних врагов, время и… Память о преступлениях, в которых виноваты не внешние силы, а твое собственное государство, вовсе не случайно принято именовать «трудным прошлым». Признавать собственную ответственность, не перекладывая ее на внешних или внутренних врагов, время и обстоятельства, — невероятно трудно и психологически, и политически, и юридически. Только на первый взгляд кажется, что примеров такого добровольного переосмысления много, а Россия — единственная в своем роде страна, которая никак не может справиться со своим прошлым. В действительности, утверждает исследователь мемориальной культуры Н. Эппле, когда речь идет о непосредственных преемниках преступников и о живой политической реальности, подобного рода прецедентов до сих пор не существует. Даже хрестоматийно образцовый пример Германии, по его мнению, нельзя считать безусловным успехом. Книга посвящена сравнению отечественной проработки прошлого с опытом других стран — Германии, Испании, Аргентины, Польши, ЮАР, Японии — в целях наметить общие…СкрытьПоказать весь текст
Афганская война 1979—1989 гг. — один из важнейших, переломных этапов в истории нашей страны (тогда еще звавшейся Советским Союзом) — пока еще мало освещена как в исторической, так и в художественной литературе. Повести и рассказы, вошедшие в «Фарьябский… Афганская война 1979—1989 гг. — один из важнейших, переломных этапов в истории нашей страны (тогда еще звавшейся Советским Союзом) — пока еще мало освещена как в исторической, так и в художественной литературе. Повести и рассказы, вошедшие в «Фарьябский дневник», написаны участником тех драматических событий и потому особенно значительны для читателей. Художественность изложения в книге достоверно подкрепляется документами, представленными воспоминаниями советских специалистов — советников, пограничников, а также афганцев, защищавших в те годы Демократическую Республику Афганистан..СкрытьПоказать весь текст
СкрытьПоказать весь текст
Новейшая хрестоматия для 4 класса составлена в полном соответствии с современными требованиями Государственного образовательного стандарта и может быть использована со всеми основными учебниками по литературному чтению, рекомендованными Министерством… Новейшая хрестоматия для 4 класса составлена в полном соответствии с современными требованиями Государственного образовательного стандарта и может быть использована со всеми основными учебниками по литературному чтению, рекомендованными Министерством образования и науки РФ…В хрестоматии наиболее полно учтены интересы и возрастные потребности четвероклассника. В нее вошли сказки, произведения из золотого фонда современной детской литературы, русской и зарубежной классики…Издание предназначено для подготовки к урокам литературного чтения и самостоятельной работы учащихся дома..СкрытьПоказать весь текст
ОчеCOVIDный обман: афера на здоровье
К моменту написания книги за плечами автора опыт преподавания в медицинском институте более 9-ти лет, многочисленные выступления на международных конференциях. Также Д.В. Иванов в течение 4-х лет представлял российскую медицинскую науку в Китайской Народной… К моменту написания книги за плечами автора опыт преподавания в медицинском институте более 9-ти лет, многочисленные выступления на международных конференциях. Также Д.В. Иванов в течение 4-х лет представлял российскую медицинскую науку в Китайской Народной Республике. Правительством КНР он признан специалистом высшей категории — категории А. Бесценный опыт, полученный благодаря работе с китайцами, позволил изучать образ жизни, культуру, традиции данной страны, а также дал автору возможность уже в феврале 2020 года сделать чёткие выводы о происходящем в Китае, мире и в России — в связи объявленной пандемией covid-19…
«Не удивлюсь, если для кого-то данные материалы будут знакомы, а для некоторых они могут стать полным откровением. Зато после прочтения, как говорится, все пазлы должны сложиться в общую картину!», — уверяет автор, добавляя, что составление книги было построено с учётом клинического опыта, научной и преподавательской деятельности.
Рассчитана на широкий круг читателей.СкрытьПоказать весь текст
Если вы живете проблемами близкого человека, если постоянно стремитесь контролировать его жизнь, если чувствуете, что растворяетесь в другом, забыв о себе — значит, вы склонны к созависимости. И эта книга, ставшая международным бестселлером — для вас. Мелоди… Если вы живете проблемами близкого человека, если постоянно стремитесь контролировать его жизнь, если чувствуете, что растворяетесь в другом, забыв о себе — значит, вы склонны к созависимости. И эта книга, ставшая международным бестселлером — для вас. Мелоди Битти впервые популярно объяснила, что такое созависимость, и это оказалось созвучно огромному количеству людей. В книге вы найдете: пронзительные жизненные истории; признаки созависимости, которые помогут каждому оценить свою ситуацию; советы по преодолению зависимых отношений; рекомендации, как начать новую жизнь.СкрытьПоказать весь текст
Виан Б., УЛИПО
Впервые на русском языке, следом за французским изданием, ставшим литературной сенсацией на родине! Конец 1950 года. Молодой полковник американской армии Фрэнк Болтон возвращается с войны в Корее, лишившись руки. Едва очутившись в родном городе, он узнает,… Впервые на русском языке, следом за французским изданием, ставшим литературной сенсацией на родине!
Конец 1950 года. Молодой полковник американской армии Фрэнк Болтон возвращается с войны в Корее, лишившись руки. Едва очутившись в родном городе, он узнает, что все его бывшие возлюбленные умирают в страшных муках. Если бы он мог предположить, кто окажется убийцей!.. Если бы он смог убежать от судьбы! Но деваться некуда.
Борис Виан придумал фабулу в духе Вернона Салливана, написал четыре главы и не завершил роман. Через сто лет после рождения писателя наследники предложили литературному объединению УЛИПО (Увеличение ЛИтературной ПОтенции) дописать продолжение. Авторы УЛИПО согласились и создали новый детектив, поиграв в шарады и с автором идеи, и с читателями.СкрытьПоказать весь текст
ИздательствоАльпина нон-фикшн Год издания2022
Книги Виктора Ремизова замечены читателями и литературными критиками, входили в короткие списки главных российских литературных премий — «Русский Букер» и «Большая книга», переведены на основные европейские языки. В «Вечной мерзлоте» автор снова, как и в двух… Книги Виктора Ремизова замечены читателями и литературными критиками, входили в короткие списки главных российских литературных премий — «Русский Букер» и «Большая книга», переведены на основные европейские языки. В «Вечной мерзлоте» автор снова, как и в двух предыдущих книгах, обращается к Сибири. Роман основан на реальных событиях. Полторы тысячи километров железной дороги проложили заключенные с севера Урала в низовья Енисея по тайге и болотам. «Великая Сталинская Магистраль» оказалась ненужной, как только умер ее идейный вдохновитель, но за четыре года на ее строительство бросили огромные ресурсы, самыми ценными из которых стали человеческие жизни и судьбы. Роман построен как история нескольких семей. Он о любви, мощи и красоте человека, о становлении личности в переломный момент истории, о противостоянии и сосуществовании человека и природы. Неторопливое, внимательное повествование завораживает и не отпускает читателя до последней фразы и еще долго после.СкрытьПоказать весь текст
Тебе нравится девушка? Хочешь узнать, как понравиться ей? Как перейти к более близким отношениям? Для этого нужны особые знания и навыки. Какие именно, ?ты узнаешь из этой книги. Меня зовут Никита Секрет, и я профессионально соблазняю девушек. За восемь лет… Тебе нравится девушка? Хочешь узнать, как понравиться ей? Как перейти к более близким отношениям? Для этого нужны особые знания и навыки. Какие именно, ?ты узнаешь из этой книги.
Меня зовут Никита Секрет, и я профессионально соблазняю девушек. За восемь лет практики у меня скопился солидный арсенал приемов, позволяющий получить от девушки всё, что хочешь. Так родился мой собственный метод, который успешно применяют мои ученики.
Я расскажу тебе, как сэкономить массу времени и соблазнить Ту Самую, о которой ты мечтаешь.СкрытьПоказать весь текст
Молодой писатель Джеффри Темпест, прозябающий в нищете и безвестности, продает душу Сатане и получает от Князя Тьмы все, о чем только мечтал… точнее, почти все. .Теперь светское общество, ранее им пренебрегавшее, лежит у его ног. К его услугам несметное… Молодой писатель Джеффри Темпест, прозябающий в нищете и безвестности, продает душу Сатане и получает от Князя Тьмы все, о чем только мечтал… точнее, почти все. .Теперь светское общество, ранее им пренебрегавшее, лежит у его ног. К его услугам несметное состояние, любовь прекрасной девушки, роскошь и удовольствия. .Но много ли это значит, если утрачено главное, ради чего Джеффри жил, — его талант?..СкрытьПоказать весь текст
Отзывы
Напишите, что думаете о товаре.
Это поможет другим покупателям.
Книга «История искусства древности: Исследование искусства в его сущности» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности: Исследование искусства в его сущности» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Иоганн Иоахим Винкельман
Иоганн Иоахим Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717–1768) – крупнейший теоретик искусства, самый выдающийся знаток античности своего времени. И хотя его работы были посвящены в первую очередь изобразительным искусствам, и прежде всего скульптуре и архитектуре, его идеи оказали воздействие на всю культурную атмосферу Германии второй половины XVIII и начала XIX в., особенно на зрелых Гёте и Шиллера, на молодых Гёльдерлина, Гегеля, Шеллинга, раннего Фр. Шлегеля.
В значительной степени благодаря Винкельману произошел коренной пересмотр взглядов на античность не только в Германии, но и в Европе в целом. Этот пересмотр состоял главным образом в признании первенства эллинского искусства над римским, в акцентировании простоты нравов, глубины и искренности чувств, выраженных греческим искусством и литературой. Но, пожалуй, главное, что дал немецкой и европейской культуре Винкельман, – целостная концепция эллинской «свободной человечности» (Гёте) как основы прекрасного и совершенного искусства, возвышающего душу человека и воспитывающего эту свободную человечность в современности. В очерке о Винкельмане Б .Я. Гейман пишет: «В искусстве древней Эллады он открыл отражение давно утерянной “прекрасной человечности” и противопоставил ее как норму и идеал униженному, ущемленному человеку феодального (и буржуазного) общества. Придавая, вместе с другими просветителями, огромное значение воспитательной роли искусства, его заражающей функции, он призывал современных художников “подражать грекам”, т. е. возродить в искусстве образ полноценного человека»[138].
Создавая свою концепцию, Винкельман приглашал немцев – и европейцев в целом – к размышлению над неблагополучием современной действительности, над ее несоответствием условиям свободной человечности. И даже те немецкие просветители, которые не во всем были согласны с Винкельманом в его взглядах на античность, осознавали значимость сделанного им. Так, высоко ценивший античное наследие, но полемизировавший с Винкельманом Лессинг писал вскоре после его преждевременной и насильственной смерти: «Никто не может ценить этого писателя более высоко, чем я» (письмо И.А. Эберту от 18 октября 1768 г.)[139]. И в письме к К.Ф. Николаи: «Я охотно подарил бы этому писателю несколько лет своей жизни» (5 июля 1768 г.)[140]. Гердер, открыватель исторического подхода к искусству и понимания его национального своеобразия, не принимавший идеи эллинского искусства как обязательного эталона для всех времен и народов, тем не менее в статье «Памятник Иоганну Винкельману» (1778) писал о главной работе Винкельмана – «История искусства Древности»: «Я читал ее, по-юношески ощущая радость утра, как письмо невесты издалека, из угасшей счастливой эпохи, из страны благодатного климата»[141].
Особенное впечатление на современников произвели также язык и стиль Винкельмана. Несомненно, он был выдающимся мастером слова. Гердер не раз отмечал «пиндарическую» возвышенность его стиля при отсутствии выспренности и утверждал: «Стиль его сочинений останется в почете, пока будет жив немецкий язык»[142]. В работе «Винкельман и его время» (1805), одном из важнейших манифестов «веймарского классицизма», Гёте писал о Винкельмане: «…он сам выступает в качестве поэта, притом превосходного и неоспоримого, в своих описаниях статуй и почти во всех своих произведениях поздней поры. Глаза его видят, чувства схватывают непередаваемые творения, и все же он ощущает настойчивое стремление в словах и буквах приблизиться к ним. Законченная красота, идея, из которой возник ее образ, чувство, возбужденное в нем созерцанием, должно быть сообщено читателю, слушателю. И, пересматривая весь арсенал своих способностей, он убеждается, что вынужден прибегнуть к сильнейшему и достойнейшему из всего, чем располагает. Он должен стать поэтом, помышляет ли он об этом или нет, хочет этого или не хочет» (здесь и далее перевод Н. Мал)[143].
Винкельман действительно был человеком, необычайно одаренным от природы. Именно это, а также несгибаемые воля и упорство, необычайная страсть к знаниям и любовь к искусству позволили ему стать тем, кем он стал. Он добился высот знания и славы ценой неимоверных усилий, наперекор трудностям и жестокостям судьбы. «Нищенское детство, недостаточное образование в отрочестве, отрывочные, разбросанные занятия в юношеском возрасте, тяготы учительского звания и все, что на подобном поприще узнаешь унизительного и тяжелого, он претерпел вместе со многими другими. Винкельман достиг тридцати лет, не порадовавшись ни единой милости судьбы; но в нем самом были заложены ростки желанного и возможного счастья»[144].
Винкельман был сыном бедного сапожника из прусского городка Стендаль (местность Альтмарк). С раннего детства он узнал жестокую нужду, которая долго преследовала его и в зрелом возрасте. Учась в латинской школе, он ведет полунищенский образ жизни: вместе с другими неимущими учениками собирает милостыню, бродя по улицам и распевая духовные песни. Затем Винкельман учится в «Кельнской гимназии» в Берлине (1735–1736), но учебу приходится совмещать с воспитанием детей директора и репетиторством, иначе просто трудно выжить. Однако дух знаний в нем необычайно силен, и особенно – восторг перед Древним миром, который он шаг за шагом открывает для себя.
Еще в латинской школе Винкельман увлекся античной поэзией, поначалу – римской. Затем, уже в берлинской гимназии, он открывает для себя греческую литературу. Античная поэзия – своего рода тайное убежище его сердца, в этом мире он чувствует себя свободным. Будучи еще школьником-подростком, он необычайно остро ощущает живописную, пластическую силу гомеровского слова, образов, созданных Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Он горит желанием увидеть прекрасные античные статуи богов и героев, но исполнение этого желания кажется абсолютно немыслимым для школьника из нищей семьи. Показательно, что именно от поэзии Винкельман придет к пластике, от Гомера и Софокла – к Фидию.
Он желает одного – изучать античное искусство, но приходится из-за стипендии поступить на теологический факультет университета в Галле (1738–1740). Однако Винкельман больше времени проводит не в учебных аудиториях, а в библиотеке, где штудирует своих любимых греков. Он изучает также сочинения английских деистов, читает А. Поупа. В это время разгорелась полемика между богословами-пиетистами и деистами, что очень живо интересует Винкельмана. Он часто посещает лекции Зигмунда Якоба Баумгартена, одного из основоположников рационалистического направления в лютеранском богословии, близкого по своим взглядам деизму. Сохранились студенческие тетради Винкельмана, содержащие многочисленные выписки из Дж. Толанда, П. Бейля, М. Монтеня. Он самостоятельно научился читать по-французски и по-английски, а позже, в Дрездене, и по-итальянски. В Галле Винкельман слушает также лекции Александра Готлиба Баумгартена по логике, метафизике и древней философии (знаменитая «Эстетика» Баумгартена еще не написана).
Так Винкельман, несмотря на кажущуюся внешнюю бессистемность его занятий, накапливает в себе универсальные гуманитарные знания (как аккумулирует в себе все знания, накопленные его веком, Дидро). Показательно, что после завершения теологического факультета Винкельман стремится еще более расширить свой кругозор и отправляется в Иенский университет, чтобы изучать там медицину и естественные науки. Однако через полгода он вынужден покинуть Иену из-за недостатка средств.
С 1743 по 1748 г. Винкельман преподает классические языки в гимназии в Зеенхаузене, недалеко от родного Стендаля. Этот опыт был чрезвычайно тягостным для него, ибо его попытки привить своим ученикам любовь к древним языкам и литературе натолкнулись на абсолютное равнодушие. К тому же местные священники ополчились на преподавателя-вольнодумца. В результате Винкельмана перевели на преподавание в младший класс, где он еще в меньшей степени мог рассчитывать на понимание. Он получает буквально гроши и вынужден давать много частных уроков. И все же, урезая себя во сне, заменяя его несколькими часами дремоты в кресле, он по ночам продолжает заниматься своими любимыми греками и римлянами. За годы самостоятельных занятий Винкельман накопил исключительные знания в области античной филологии и поражал своих знакомых умением даже здесь, в прусском захолустье, находить нужные книги на разных языках. Для этого он иногда отправляется в далекие пешие походы, когда узнает, что в каком-либо соседнем имении появилась редкая книга.
Все больше задыхаясь в Пруссии, которую он называет страной «самого жестокого деспотизма и рабства, какие только можно себе представить», Винкельман мечтает о переезде в Саксонию, поближе к ее столице – Дрездену, где к этому времени скопилась большая коллекция шедевров искусства, в том числе и античного. В конце 1748 г. он принимает приглашение графа Генриха фон Бюнау занять место библиотекаря в его имении в Нётнице близ Дрездена. Бюнау задумал писать «Историю империи», и в обязанности библиотекаря входила подготовка предварительных материалов, выписок из старинных рукописей, сверка документов. Здесь Винкельман также бедствует, получая ничтожное жалованье. Он по-прежнему вынужден заниматься в свободное от работы время репетиторством и все равно нуждается в благотворительных обедах для малоимущих. Но зато он вознагражден тем, что может штудировать книги из богатой библиотеки графа Бюнау. Его особенно заинтересовали труды Вольтера и Монтескьё, особенно трактат последнего «О духе законов» (1748). Вдохновленный французскими просветителями, Винкельман пишет статью «Мысли об устном изложении новой истории» (1755; опубликована посмертно). В ней он предлагает перейти от привычного для историков описания правления монархов, войн и интриг к поискам закономерностей, движущих историей, обусловливающих расцвет и упадок государств и народов, взлет и упадок культур. Тем самым он уже нащупывает собственный подход к истории культуры и искусства.
Однако главной отрадой Винкельмана за шесть лет его пребывания в Нётнице становится возможность приезжать в Дрезден, где хранятся крупнейшие в Германии коллекции произведений искусства – итальянской ренессансной живописи, картин французских и голландских художников, архитектурных и скульптурных памятников в стиле барокко и рококо. Сюда же в большом количестве привозят из Италии, с мест раскопок, античные статуи, но большинство из них еще не доступны обозрению.
Встреча с искусством в Дрездене оказывается решающей в судьбе Винкельмана. Он отдает предпочтение античному искусству и ориентирующемуся на него искусству итальянского Ренессанса. Здесь у него рождается страстное желание посетить Италию, в которой в то время почти повсюду шли раскопки и наряду с римскими древностями извлекались из земли греческие антики (особенно на юге, в Сицилии, где были греческие колонии, и прежде всего в Неаполе). Безусловно, еще больше Винкельмана привлекала Греция, но она в это время находилась под властью турецкой Османской империи, посещение ее европейцами было практически невозможно и сопряжено с опасностью для жизни.
Однако для бедняка Винкельмана и поездка в Италию была несбыточной мечтой. Тем не менее самые несбыточные, но страстные мечты иногда осуществляются. На помощь Винкельману пришел случай, за которым стояла определенная закономерность. Богатую библиотеку в Нётнице посещал в числе прочих папский нунций при Дрезденском дворе – кардинал и граф Альбериго Аркинто (с 1697 г. правители преимущественно лютеранской Саксонии считались польскими королями и исповедовали католицизм). Аркинто обратил внимание на обширнейшие познания Винкельмана в области античности и решил сделать двойной подарок Риму: во-первых, прислать наилучшего консультанта по античному искусству аристократическим кружкам любителей древностей, многие из которых были его друзьями и знакомыми; во-вторых, угодить самому Папе Римскому, обратив в католичество одного из «упрямых» саксонцев.
Аркинто и духовник курфюрста, иезуит патер Раух, пообещали Винкельману выхлопотать для него курфюршескую стипендию на два года для поездки в Рим и изучения там древностей, поставив условием переход в католичество. Решение далось Винкельману нелегко. Тем не менее он счел, что осуществление его мечты стоит перемены вероисповедания. Гёте пишет: «…Винкельман, совершив свой вполне обдуманный шаг, кажется озабоченным, испуганным, огорченным, полным смятения при мысли о том, какое впечатление произведет его поступок, в частности, на графа, его первого благодетеля. Как глубоки, прекрасны и правдивы его искренние высказывания по этому поводу! Ибо, конечно, каждый переменивший свою веру остается как бы забрызганным какой-то грязью, очиститься от коей кажется невозможным. <…>.. для самого Винкельмана в католической религии не было ничего привлекательного. Он видел в ней лишь маскарадный наряд, который накинул на себя, и достаточно прямо высказывал это. Позднее он, видимо, недостаточно придерживался ее обрядов, пожалуй, даже навлекал на себя вольнодумными речами подозрение некоторых ретивых ее приверженцев; так или иначе, но кое-где у него проглядывает страх перед инквизицией»[145].
В 1754 г. Винкельман принимает католичество, а в 1755 уезжает в Италию, снабженный стипендией и рекомендательными письмами. В том же 1755 г., еще до отъезда Винкельмана, выходит из печати его первая важная работа, уже содержащая основные положения его концепции, – «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» («Gedanken ?ber die Nachahmung der Griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst»).
Винкельман был очень хорошо принят в Риме. Увлечение искусством, и особенно древностями, считалось хорошим тоном в аристократических кругах. Обширные познания Винкельмана пришлись здесь по вкусу. К тому же ему как новообращенному и крестнику влиятельного Аркинто покровительствовал сам Папа. В Италии Винкельман нашел множество единомышленников, в том числе и своего соотечественника – известного саксонского художника Антона Рафаэля Менгса (1728–1779). Менгс стал близким другом Винкельмана, а европейская слава Менгса содействовала распространению идей Винкельмана в художественных кругах Германии, Франции и Англии.
Винкельман остался в Риме и после того, как закончилась стипендия. Его наперебой приглашают к себе различные аристократы и прелаты, любители искусств. В 1759 г. он поселился у кардинала Альбани, на его только что отстроенной вилле, которую украшало богатейшее собрание античных статуй. Винкельман очень часто посещает Неаполь, чтобы непосредственно наблюдать за раскопками. Он необычайно радуется, когда обнаруживаются новые, еще не известные миру, античные статуи, пусть и поврежденные, иногда просто торсы, но несущие в себе невероятную красоту и энергию. Винкельман тут же стремится их описать и классифицировать. Так, в 1759 г. появляется его знаменитое описание Бельведерского торса, представляющее собой новое слово в искусствознании, но одновременно и самую настоящую поэму в прозе, воспевающую одухотворенную красоту человека и его величайшее мастерство. Бельведерский торс лишен головы, обеих рук и ног, однако и в этом, казалось бы, «обрубке» тела, изваянном неизвестным великим мастером, Винкельман видит, как «творческая рука мастера способна одухотворять материю», как «сила мысли может быть выражена еще и в другой части тела, кроме головы» (здесь и далее перевод А. Алявдиной) [146]. Искусствоведы до сих пор спорят, кого изображает Бельведерский торс, но, согласно версии Винкельмана, это Геркулес в момент превращения его в божество. В отдельные детали изваянного в мраморе тела Винкельман как бы «впитывает» известные ему эпизоды героической биографии Геркулеса. Так, плечи (точнее, их остатки), напоминают, что именно на их «просторной мощи» покоился небесный свод, великолепная выпуклая грудь – о том, что на ней «были раздавлены гигант Антей и трехтелый Герион…»[147] Главное же, что акцентирует Винкельман в искусстве древнего мастера и его творении, – единство совершенной плоти и совершенного духа, стремление к созданию образа идеального человека: «Неведомая сила искусства приводит мысль через все подвиги его силы к совершенству его души… Созданный им образ героя не дает места никаким мыслям о насилии и распущенной любви. В тихом покое тела проявляется серьезный, великий муж, который из любви к справедливости, подвергая себя величайшим невзгодам, даровал странам безопасность и обитателям мир»[148]. Б.Я. Гейман справедливо отмечает: «…у Винкельмана сочетается редкостная способность зрительного восприятия и передачи средствами языка всех деталей физического облика… со своеобразной реконструкцией духовного облика запечатленного человека. <…>…в толковании Бельведерского торса к голосу исследователя присоединяется голос поэта»[149].
В 1764 г. выходит в свет главный труд Винкельмана – «История искусства Древности» («Geschichte der Kunst des Altertums»), над которым он трудился восемь лет. Слава Винкельмана столь велика, что Папа Римский присваивает ему титул «президент древностей», закрепляющий его авторитет величайшего знатока античного искусства. Это еще больше упрочивает статус Винкельмана как ученого, но приходится платить за столь необычный титул несколько тягостными для него обязанностями: он должен быть своего рода экскурсоводом по римским и греческим древностям для сиятельных туристов, посещающих Папу Римского и просто путешествующих по Италии. Тем не менее ему трудно поверить, что он, бывший сын сапожника, бедствующий провинциальный учитель, теперь так обласкан всеми и знаменит. Его слава гремит по всей Европе, его наперебой приглашают в Вену и в Берлин.
Однако многим планам Винкельмана не суждено было осуществиться. Весной 1768 г. чудовищная нелепость обрывает его жизнь. Винкельман выехал из Италии на родину, рассчитывая провести там год, увидеться с родными. В Триесте он был зверски убит на постоялом дворе своим попутчиком, позарившимся на его имущество. Так преждевременно ушел из жизни один из наиболее талантливых сынов Германии, который мог бы еще многое сделать для немецкой и мировой культуры. Но и то, что он успел сделать, трудно переоценить.
Уже в первой работе Винкельмана – «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» – сформулировано одно из главных положений его теории: «Общей и самой главной отличительной чертой греческих шедевров является благородная простота и спокойное величие как в позе, так и в выражении. Подобно тому как морская глубина вечно спокойна, как бы ни бушевала поверхность, так и выражение в греческих фигурах обнаруживает, несмотря на все страсти, великую и уравновешенную душу»[150].
Такое определение сути греческого искусства (и центральная формула здесь – именно та, что особенно придется по душе Гёте на этапе «веймарского классицизма»: «благородная простота и спокойное величие») было, во-первых, полемически направлено против позднего барокко (прежде всего против школы знаменитого итальянского скульптора Дж. Л. Бернини). Во-вторых, и это самое важное, винкельмановское определение несет в себе великую мечту просветителей о свободном, не искаженном уродливой современной цивилизацией, исполненном красоты, гордого достоинства и величия человеке. Не случайно Гёте напишет о Винкельмане: «Природа вложила в него все, что создает мужа и украшает его. Он же, со своей стороны, посвятил всю свою жизнь отысканию достойного, прекрасного и замечательного в человеке и в искусстве, которое преимущественно занимается человеком»[151].
Важно также то, что в античном (и прежде всего греческом) искусстве Винкельман видит тот путь, идя по которому можно создать великое современное искусство: «Единственный путь для нас сделаться великими и, если возможно, даже неподражаемыми – это подражать древним»[152]. Этот знаменитый призыв не следует понимать буквально. Так, Винкельман очень высоко ценит Рафаэля, и в частности его «Сикстинскую Мадонну». В произведениях этого художника он тоже находит «благородную простоту и спокойное величие», то «отменное величие», которого Рафаэль достиг путем «подражания древним»[153]. Таким образом, подражание понимается Винкельманом достаточно широко, как верность эллинскому принципу изображения возвышенной и спокойной человеческой натуры (очевидно, что как абсолютный эталон им воспринимается искусство греческой классики, эпохи возвышения Афин, «века» Перикла). Подражание не означает отрыва художника от своей эпохи и отказа от оригинального творчества. В работе «Напоминание о том, как созерцать произведение искусства» («Erinnerung ?ber Betrachtung der Werke der Kunst», 1759) Винкельман отличает подражание, в котором участвует разум художника, от слепого копирования и утверждает: «В итоге подражания, если оно проводится разумно, может получиться нечто другое и оригинальное»[154].
Для Винкельмана «подражать древним» – значит стремиться к гармоничной красоте, выражать высокие и непреходящие ценности, и это прямо связано с совершенствованием самого человека. Мыслитель полагает, что любой человек может развить в себе «великую и твердую душу» независимо от происхождения, что любой народ способен создать великое и благородное искусство. При этом Винкельман оговаривается, что сейчас нет «счастливых обстоятельств», которые объясняют расцвет жизни и искусства в древних Афинах или во Флоренции. Тем самым он намекает на гражданские свободы как на важнейшее условие формирования прекрасного человека и творческой свободы художника и одновременно – на отсутствие таковых в современном обществе, на его глубокое неблагополучие.
Все эти идеи получают развитие в главном труде Винкельмана – «История искусства Древности». Это первая и очень смелая попытка систематизировать на уровне тогдашних исторических и этнографических данных все известные материалы о памятниках древнего искусства, более того – дать целостную концепцию развития искусства Древности, связать ее с общими закономерностями развития истории, цивилизации, культуры. Хотя античностью научно занимались со времен Петрарки, только в середине XVIII в. стал возможен первый целостный и обстоятельный анализ произведений античного изобразительного искусства. Винкельман получил возможность наблюдать, сравнивать, группировать, обобщать только в Риме, насыщенном античными памятниками благодаря усиленным археологическим раскопкам (Гердер, говоря о Винкельмане, называет «лес статуй и бюстов» -70 000!). «История искусства Древности» содержит последовательный рассказ обо всех наиболее значительных памятниках античного искусства. И в каждом описании Винкельман следует своему новаторскому подходу, пытаясь проникнуть в авторский замысел, через внешнее постичь внутреннее, соединяя слово исследователя и поэта. Так, описывая знаменитую статую Аполлона Бельведерского, он отмечает соединение нежности форм юности и силы, свойственной зрелости, благородство внешнего облика, через который выражается благородство души; в результате перед зрителем предстает прекрасный юноша, рожденный для великих дел[155]. Б.Я. Гейман подчеркивает: «Не следует забывать… что Винкельман писал в младенческую пору науки об искусстве. И все же смелая попытка целостного истолкования произведения, попытка через внешние черты раскрыть внутренний облик героя и идею скульптора, несомненно заслуживает признания и является шагом вперед в науке»[156].
Винкельман прослеживает, как античное искусство шло к своему высочайшему совершенству в поисках идеального образа прекрасного человека и как оно претерпело упадок. И все же «главной и конечной целью» своего труда он считает постижение «искусства в его сущности», т. е. рассматривает себя не только как историка, но и как теоретика искусства. В основу работы положен новый принцип: Винкельман пишет не историю отдельных художников или художественных школ, а пытается представить в развитии «внутреннее существо искусства». Главное его внимание привлекают не индивидуальные стили, а общие черты, характерные для развития искусства на различных этапах. Он прослеживает рост, расцвет и упадок искусства не только в Элладе, но и в других странах Древнего мира, что было также новаторским для того времени. Винкельман говорит об искусстве египтян, этрусков, финикийцев, но при этом подчеркивает, что «истинное искусство» смогли создать только греки. «Истинное искусство» – выражение одухотворенной красоты в ее телесном облике. Это прежде всего целостность образа, идеи и ее зримого воплощения, это благородная и уравновешенная форма, несущая в себе великий духовный смысл. Показательно, что Винкельман отдает абсолютное предпочтение обобщающему методу перед субъективным, изображению общепринятой, соответствующей классической норме, красоты – перед индивидуальной, спокойному величию – перед страстями. В этом четко проявляется классицистическая позиция Винкельмана. Собственно, в своих работах он создает свой индивидуальный вариант просветительского классицизма. Как и для Готшеда, для Винкельмана «подражание подражанию» (в данном случае – грекам) важнее «подражания природе»; но в отличие от излишне рационалистического идеала Готшеда идеал человека у Винкельмана отличается полнокровностью, соединением силы разума и неменьшей силы чувств, находящихся в гармонии с разумом.
Винкельман впервые рассматривает историю искусства в связи с развитием общества. Он говорит о влиянии климата и природного ландшафта на искусство, но прежде всего о влиянии уровня гражданских свобод, участия народа в обсуждении и решении общественных дел. На современников произвела особое впечатление следующая мысль Винкельмана: «Свобода, царствовавшая в управлении и государственном устройстве страны, была одной из главных причин расцвета искусства в Греции». И эта внутренняя свобода неотделима от свободы внешней. Со ссылкой на Геродота Винкельман говорит о том, что «свобода была единственным основанием могущества и величия Афин; пока Афинам приходилось признавать над собой властителей, они не могли стать во главе соседей»[157]. Мыслитель подчеркивает, что возвышенный строй греческого искусства прямо связан с чувством внутренней независимости греков, с образом мыслей свободного человека: «Из свободы вырос, подобно благородной ветви из здорового ствола, образ мыслей греков. Подобно тому, как мысль привыкшего думать человека возвышается больше в чистом поле, или в открытой галерее, или на вершине здания, чем в низкой комнате или узком месте, так и образ мыслей свободных греков должен был отличаться от понятий подчиненных народов»[158].
Так красота, благодаря Винкельману, все более связывается в сознании немцев со свободой, но, с другой стороны, для него свобода недостижима без красоты, и в первую очередь – без прекрасного искусства. Винкельман говорит о том, что важным условием расцвета искусства в Афинах были общественное признание роли художника и отсутствие ограничений его творчества. «Произведения искусства оценивались и награждались мудрейшими из народа в общих собраниях всех греков»[159]. Важно также то, что сам художник осознавал общественную значимость своего творчества: «Так как произведения искусства были посвящены только богам или предназначались для самого святого или полезного отечеству… то художнику не приходилось разменивать свой талант на мелочи или безделушки и спускаться до местной ограниченности или вкуса какого-нибудь собственника»[160]. Здесь – весьма прозрачный и грустный намек на несвободу современного художника, вынужденного угождать тому или иному властителю, особенно в Германии, разделенной на мелкие княжества. Одновременно понятно, что характеристика, данная Винкельманом, касается не всего греческого искусства, но лишь искусства эпохи «аттического просвещения», времени блистательного взлета республиканских Афин.
Показательно, что упадок греческого искусства Винкельман ставит в прямую связь с упадком полиса, с упадком гражданской жизни. Особенно пострадало искусство, когда художники были призваны Селевкидами в Азию, Птолемеями – в Египет (и те и другие – наследники развалившейся империи Александра Македонского). Придворную жизнь греческих художников и поэтов у Селевкидов и Птолемеев Винкельман признает одной из главных причин упадка греческого искусства. Следует подчеркнуть, что речь идет именно об искусстве, нацеленном на воплощение образа идеального человека, каким оно было в век Фидия и Софокла. Все остальные (и тоже яркие) достижения греческого искусства, например искусство эпохи «эллинистического маньеризма», воспринимаются Винкельманом как упадок, ибо не соответствуют идеалу «благородной простоты и спокойного величия».
Итак, в центре классицистической эстетики Винкельмана – идеал прекрасного гармоничного искусства, опирающийся на идеал гражданской свободы. Этот идеал в свою очередь предполагает высшее развитие всех задатков, заложенных в человеке, единение духовной и физической красоты с возвышенным гражданским образом мыслей. Концепцию Винкельмана можно рассматривать как своеобразую утопию, «опрокинутую» в прошлое. При этом реальные черты Эллады в чем-то изменены, подчинены идеальной сверхзадаче (так, ни слова не говорится о рабовладении как основе существования афинского общества, о том, что афинская демократия – демократия для абсолютного меньшинства: свободнорожденных мужчин старше 21 года). Эллада Винкельмана предстает как воплощение общественных чаяний просветителей, как общество разума и гармонии. И это общество явно противопоставлено современной цивилизации (здесь обнаруживается сходство с идеями Руссо, но без присущей последнему идеализации примитивного общества).
Винкельман дал немецкому обществу то, чего ему так остро тогда недоставало, – высокую, прекрасную, гуманистическую героику, поднимающую человека над приземленным бытовизмом, узким и педантичным бюргерским морализаторством. Он указал путь преодоления убожества обыденной жизни, мещанской ограниченности через прекрасное искусство, через воспитание в себе идеала прекрасного, через внутреннюю свободу. Винкельман во многом определил атмосферу немецкого Просвещения с его поисками идеала совершенного человека во всей полноте его развития, с его поисками «свободы через красоту» (Шиллер), с его превалированием эстетического и этического начал над сугубо политическим, глубинного философского обобщения – над эмпирической конкретикой.
Винкельман одним из первых высказал идею совершенствования человека через восприятие искусства, что будет чрезвычайно важно для формирования «веймарского классицизма» Гёте и Шиллера. И если Гёте, начиная с «Ифигении в Тавриде» и «Эгмонта», а Шиллер – с «Дона Карлоса» стремятся создавать образы «свободной человечности», творить прекрасное и возвышенное искусство, в центре которого – «доброе, благородное, прекрасное» (девиз Гёте: «Das Gute, das Edle, das Sch?ne»), то в этом – немалая заслуга Винкельмана. И если Лессинг в образе Натана Мудрого в одноименной драме дает воплощение «благородной простоты и спокойного величия», то в этом он выступает как соратник Винкельмана, несмотря на все споры с ним.
Однако споры с концепцией Винкельмана были неизбежны, ибо предложенный им путь «подражания древним» все-таки не позволял немецкой литературе и культуре в целом найти свой собственный, неповторимый путь, обратить свой взор к национальному наследию. Необходимо было соединить классический идеал с современностью, «благородную простоту и спокойное величие» – с действенным, активным идеалом личности. Нужно было также понять, что и в античности можно увидеть не только идеал абсолютной уравновешенности и гармонии. Всеми этими насущными задачами, необходимостью поисков самостоятельного пути немецкой культуры, полемикой как с классицизмом Готшеда, так и с классицизмом Винкельмана, были вызваны к жизни публицистические и эстетические труды Лессинга, в которых, как и в его художественном творчестве[161], представлен его собственный вариант просветительского классицизма, обогащенный элементами рококо и сентиментализма, дано несколько иное прочтение античности, нежели у Винкельмана.
История искусства древности, Малые сочинения, Винкельман И.И., 2000.
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) является основоположником современного искусствознания, его философских основ и методики. Его труды, посвященные античному искусству, продолжают оставаться фундаментом, на котором зиждется современное знание этого важнейшего раздела мировой культуры. Исследовательская мысль не может обойти как его подход к искусству в целом, так и множество выводов, касающихся отдельных памятников или их групп. Настоящее издание содержит полный перевод основного труда И. И. Винкельмана «История искусства древности» с прижизненного издания 1764 г. и перевод его малых сочинений. Состав сборника обусловлен стремлением представить читателю такие работы автора, которые, с одной стороны, дают самую широкую картину его воззрений в области теории искусств, а с другой — позволяют проследить применение его метода исследования по отношению к самому разнородному материалу.
Общая идея этой истории.
Начало искусствам, находящимся в зависимости от рисунка, положила необходимость точно так же, как и всем вообще изобретениям; в дальнейшем проявилось стремление к прекрасному, за которым под конец последовало излишество: вот три главнейшие ступени развития искусства. Древнейшие предания свидетельствуют, что первые фигуры представляли человека таким, каков он есть, а не каким он кажется нам: его очертания, но не облик. От простоты в изображении фигуры перешли к исследованию пропорций — и это научило точности, позволившей с уверенностью добиваться большего, благодаря чему искусство достигло величия, а у греков со временем — и высшей красоты. Собрав же воедино все элементы этой красоты и начав приукрашивать их, впали в излишество, вследствие чего искусство утратило свое величие и пришло в конце концов в совершенный упадок.
СОДЕРЖАНИЕ.
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ДРЕВНОСТИ.
Часть первая. Исследование искусства в его сущности.
Часть вторая. Искусство греков в его связи с событиями греческой истории.
МАЛЫЕ СОЧИНЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Купить .
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Дата публикации:
:: :: ::
Следующие учебники и книги:
Винкельман. История искусства древности (факторы развития, этапы, развитие стиля др. греческого иск-ва, характерные особенности)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
В поле зрения Винкельмана находилось отнюдь не только греческое ис- , кусство, и задолго до Вёльфлина он взял на себя смелость сопоставить различные периоды в эволюции искусств, сравнив основные этапы развития гре- ческого искусства с теми или иными моментами итальянского Возрождения, точно так же одержимого поиском прекрасного.
Немецкий ученый полагает, что художественная эволюция подчинена ритму, соответствующему основным фазам человеческой жизни: детство, зрелость, упадок. Эта идея уже являлась ключевой в книге Вазари. В грече- ском искусстве Винкельман различает четыре периода:
· древнейший (архаический), до Фидия;
· высокий — у Фидия;
· изящный — Пракситель, Лисипп, Апеллес;
· подражательный — греко-римский.
Те же четыре этапа он находит в искусстве итальянского Возрождения: фаза 1: до Рафаэля; фаза 2: Рафаэль; фаза 3: Корреджо; фаза 4: братья Карраччи.
Как видим, из мастеров Высокого Возрождения Винкельман отдает пред- почтение не Микеланджело, а Рафаэлю; «Сикстинская мадонна» произвела на него в молодые годы незабываемое впечатление. «Необычайное мастер- ство, с которым Рафаэль усвоил уроки греческих мастеров», Винкельман объяснял тем, что Рафаэль якобы «отправил в Грецию множество великолеп- ных рисовальщиков с поручением зарисовать для него все наиболее ценные памятники человеческого гения, сохранившиеся до наших дней». Как Вин- кельман мог верить подобным россказням? Ученый, так сказать, «безуслов- но» признает первенство Рафаэля, расточая похвалы даже тем произведени- ям, где Рафаэлю, по мнению современных искусствоведов, принадлежит только общий замысел (например, «Аттила»), Кстати, понадобится еще нема- ло времени, прежде чем ученые обратят внимание на то, что многие компо- зиции в залах ватиканского дворца осуществлены учениками Рафаэля. Что касается Микеланджело, то его сравнение с Фидием не представляется удач- ным.
В предлагаемой Винкельманом схеме циклического развития искусства есть, разумеется, и периоды упадка, однако ученый обходит этот вопрос, ис- ключает из рассмотрения. Его интересует лишь золотой век; «подражатель- ный» период можно было бы связать с представлением об «упадке», однако ученый видит в нем скорее своеобразное затишье перед сменой одной тен- денции другой. Между тем пройдет не так уж много времени, и английский исследователь Эдуард Гиббон подвергнет анализу длительный процесс упад- ка Римской империи, который он проследит вплоть до взятия Константино- поля турками в 145 3 году 111 .
Теория прекрасного у Винкельмана весьма проста и основана на поиске прекрасного идеала.
Описания Винкельмана
В эти годы Винкельман выпускает несколько статей и брошюр, которые сразу делают его знаменитым. Первая – еще дрезденская: «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755), напечатана в 50 экземплярах. Он считал, что античные греки лучше других постигли благородную красоту человеческого тела, красоту в духе платоновской чистой идеи. «Греки, – писал он, – создавали прекрасное, по-видимому, так же, как делают горшки» (Избр.: 198). Прочие его инициаторские работы вышли уже в Риме – описание бельведерского торса (1759), каталог коллекции резных камней барона Стоша (1760) и др. Бельведерский торс (рис. 9) он описывал со сладостным упоением (Избр.: 182):
«Спросите тех, которым знакомо самое прекрасное в природе смертных, видели ли они бок, сравнимый с левым боком торса? Действие и противодействие его мускулов поразительно уравновешено мудрой мерой сменяющегося движения и быстротой силы, и тело благодаря ей должно было стать способным ко всему, что оно хотело совершить. Подобно возникающему на море движению, когда неподвижная до того гладь в туманном непокое нарастает играющими волнами и одна поглощает другую и снова из нее выкатывается, – так же мягко вздымаясь и постепенно напрягаясь, вливается один мускул в другой, третий же, который поднимается между ними и как бы усиливает их движение, теряется в нем, а с ним вместе как бы поглощается и наш взор». Это просто поэма мужскому телу. И греческому искусству. И красоте. Красота же для него (как, по-видимому, и для Платона) воплощалась именно в мужском теле. В статье 1763 г. «О способах чувствовать прекрасное» он писал:
«…я заметил, что у тех, кто интересуется исключительно красотами женского пола и кого мало или совсем не трогает красота нашего пола, чувство прекрасного редко бывает прирожденным, всеобщим и живым. В области греческого искусства у них будет ощущаться недостаток этого чувства, так как его величайшие красоты относятся скорее к нашему, чем к женскому полу» (Избр.: 223).
А вот как он описывал статую Аполлона Бельведерского (рис. 10):
«В присутствии этого чуда искусства я забываю всю вселенную, и моя душа обретает достойную его возвышенность. От восхищения я перехожу к экстазу, я чувствую, как моя грудь расширяется и вздымается, как если бы я был наполнен духом пророчества; я перенесен на Делос и в священные рощи Ликии – места, которые Аполлон почтил своим присутствием – и статуя как бы становится живой, как прекрасное творение Пигмалиона» (цит. по: Honour 1968: 60).