Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

В карманах пусто. Нужно ли давать детям деньги на личные расходы?

Содержание статьи
  1. Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами
  2. Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м
  3. Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать
  4. Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит
  5. Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка
  6. Советы о карманных деньгах
  7. Что запомнить:
  8. У нас есть самые разные специалисты и услуги
  9. Давать карманные деньги или нет
  10. Какую сумму выдавать
  11. Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму
  12. Как правильно выдавать карманные деньги
  13. 1. Выдавайте деньги регулярно!
  14. 2. Выдавайте четко оговоренную сумму
  15. 3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег
  16. 4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими
  17. 5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе
  18. Электронные деньги или наличные
  19. Сколько мы даем и на что
  20. Валюта
  21. Итоги первого месяца
  22. Наши впечатления за 4 месяца
  23. Весь эксперимент в четырех строках
  24. В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги?
  25. Карманные деньги: за и против
  26. С какого возраста можно давать детям деньги и сколько?
  27. Платить ли детям за домашнюю работу?
  28. Нужно ли контролировать траты ребенка?
  29. Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?
  30. Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления
  31. Начните с себя
  32. Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы и когда начинать
  33. Деньги интересны всем. Даже детям. И хотя в нашем обществе всё ещё бытует миф, что деньги детям не игрушка, профессионалы уверены: финансовая грамотность должна войти в школьную программу наравне с русским и математикой. С чего начинать обучение и почему важно дать ребёнку заработать и обанкротиться, Now рассказала психолог и директор бизнес-школы для детей и подростков Наталья Шеина.
  34. Играем с деньгами
  35. Совершайте покупки с ребёнком
  36. Расскажите ребёнку, откуда берутся деньги
  37. Карманные деньги: когда и сколько
  38. Заведите банковскую карту и установите лимит
  39. Копилка, вишлист или журнал желаний
  40. Учите зарабатывать и преумножать
  41. Научите тратить деньги

Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами

У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.

Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.

Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м

Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.

В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.

Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.

Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать

Скорее всего, несколько первых «получек» ребёнок действительно потратит в первые же дни на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежными издержками воспитания: на собственныхх ребёнок должен понять, как разумно распоряжаться деньгами Не ругайте его и не давайте ещё денег. Лучше объясните, что надо осмотрительнее делать покупки и планировать траты.

Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.

Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит

При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.

Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.

Мы ввели в доме особую систему. Каждый ребёнок в начале недели получал по 10 жетонов. Один жетон можно было обменять либо на полчаса за компьютером или мобильным устройством, либо на 50 центов. Таким образом за неделю набиралось либо 5 часов у экрана, либо 5 долларов. За каждые полчаса, проведённые за чтением книги, ребёнок мог получить дополнительный жетон, который гарантировал ему ещё полчаса у компьютера или лишние 50 центов. Эта система помогла добиться потрясающих результатов: буквально за день время у экрана сократилось на 90%, зато дети стали читать гораздо больше, а мы перестали тратить время на то, чтобы их контролировать

Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка

Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.

Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.

Советы о карманных деньгах

Выдавайте регулярно

. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.

Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.

Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.

Научите ребёнка копить

. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.

Банка для накоплений
Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.

Оформите на ребёнка банковскую карту

. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.

Предложите заработать

. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.

Что запомнить:

  • Карманные деньги не могут быть мотивацией хорошего поведения
  • Начинать давать деньги можно с 6 лет
  • Выдавайте деньги регулярно и одинаковыми суммами, как зарплату
  • Не контролируйте и не ругайте за «неправильные» траты
  • Обсуждайте с ребёнком вопросы денег и семейного бюджета

У нас есть самые разные специалисты и услуги

Давать деньги на карманные расходы или не давать? А если давать, то сколько и как часто? Платить ли за оценки? Надо ли контролировать траты ребенка? Можно ли наказывать ребенка лишением карманных денег? Ответы на эти вопросы, а также 5 правил выдачи карманных денег вы найдете в статье, которую специально для вас подготовил финансовый консультант Бробанка.

  1. Давать карманные деньги или нет
  2. Какую сумму выдавать
  3. Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму
  4. Как правильно выдавать карманные деньги
  5. 1. Выдавайте деньги регулярно!
  6. 2. Выдавайте четко оговоренную сумму
  7. 3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег
  8. 4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими
  9. 5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе
  10. Электронные деньги или наличные

Давать карманные деньги или нет

Для 87% родителей (и я в их числе) — это уже не вопрос. Карманные деньги детям они дают. Я – за выдачу карманных денег. Объясню почему.

Карманные деньги позволяют:

  1. Совершать ошибки, когда их стоимость невелика. Гораздо лучше сделать неправильный выбор ребенком, спустив все карманные деньги на «хотелки», чтобы понять, что денег на поход в кино с друзьями не осталось. Чем во взрослой жизни потратить зарплату на ненужные покупки, развлечения и залезть в кредиты.
  2. Научиться делать выбор, планировать. Делая выбор, как потратить деньги, дети начинают задумываться о стоимости вещей, определяют для себя важность той или иной покупки.
  3. Научиться беречь и ценить вещи. Дети намного бережнее относятся к вещам, которые куплены за их собственные деньги.
  4. Сформировать у ребенка чувство ответственности и самостоятельности. Ведь теперь он – главный по тратам своих денег!

С детства дети должны понимать что деньги любят счет

Карманные деньги – единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами и понять, что любые траты любят счет.

С выдачей карманных денег разобрались.

Какую сумму выдавать

Многих родителей интересует вопрос: «Если деньги давать, то сколько?». Для примера – опыт разных стран:

  • В США размер карманных денег привязывают к возрасту. В 7лет – 7$ долларов в неделю, в 10 лет – 10$.
  • В Германии выдача карманных денег подкреплена законодательно. Есть даже специально разработанная таблица платежей: начиная с 5 лет, ребенок должен получать по 1 евро в неделю. Размер карманных денег растет вместе с детьми. Подросткам 12-13 лет выдают в среднем 20 евро в месяц, а 16-летним – 50 евро. Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу.
  • В Нидерландах Правительство составило советы, сколько карманных денег выдавать детям. Ребенку 6–8 лет рекомендуется давать максимум 2 евро в неделю, 12-летним — до 20 евро в месяц, 18-летним — до 30 евро/мес.

В России сумма карманных денег выделяется на усмотрение родителей и зависит от уровня достатка семьи. На мой взгляд, главное, чтобы эта сумма была комфортной для вашего бюджета.

Читайте еще:  Самый большой счет в хоккее

До 7 лет я выдавала дочке по 100 руб. в неделю. Постепенно увеличивала сумму. Сейчас дочке 10 лет и она получает на карманные расходы 1 000 руб. в месяц.

Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму

Разговаривайте с детьми о деньгах. Привлекайте к обсуждению семейного бюджета. Для этого выделите раз в месяц специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — ресурс, который нужно заработать. Расскажите, откуда в семье появляются деньги, почему их нужно тратить разумно.

К сожалению, в России только 24% родителей рассказывают детям про семейный бюджет, но не спрашивают их мнения. Интересуются мнением и советуются со своими детьми по поводу бюджета семьи лишь 15% родителей.

Дети лучше понимают значимость денег если рассказывать про семейный бюджет

Большинство россиян — 61% не привлекают детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют покупать им дорогие вещи и скандалят, если не получают желаемого.

В нашей семье тема денег – не табу!

Моя дочь с 6 лет участвует в планировании бюджета. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть траты необходимые, которые оплачиваются в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю с учетом потребностей и желаний всех членов семьи. Если денег в бюджете не хватает — обсуждаем, определяем первоочередные расходы и учимся договариваться друг с другом.

Детям тема денег интересна. Ребенок должен знать, сколько денег тратится на его кружки и покупки. У него должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо.

Привлекая детей к обсуждению бюджета, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их важность и растите себе финансовых союзников!

Как правильно выдавать карманные деньги

Вот 5 правил выдачи карманных денег, которые помогут родителям не наделать ошибок и воспитать финансово-грамотного ребенка!

1. Выдавайте деньги регулярно!

Эксперты считают, что чем меньше возраст, тем чаще нужно выдавать деньги, например, 1-2 раза в неделю.

Детям старшего возраста лучше выдавать одинаковые суммы 1-2 раза в месяц. Это поможет им научиться планировать бюджет и грамотно распоряжаться деньгами.

А еще лучше поговорить с ребенком и совместно определить периодичность выдачи карманных денег.

Платите ребенку вовремя! Нерегулярная выдача карманных денег приведет к потере смысла карманных денег – научиться планировать и тратить деньги разумно и выгодно.

2. Выдавайте четко оговоренную сумму

Заранее решите с ребенком сколько он будет получать на карманные расходы

Каждый ребенок должен понимать сколько карманных денег он получает и почему. Выдаваемая сумма денег должна быть фиксированной, вне зависимости от поведения ребенка или настроения взрослых. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Карманные деньги — это финансовый тренажер для детей. Если ребенок потратил месячную сумму в первый же день и с грустными глазами просит выдать еще – не поддавайтесь!

Не выдавайте деньги раньше срока. Только так ребенок научится распределять свой бюджет. Если ребенок получает деньги без каких-либо условий, большими суммами, он не научится их ценить.

Не давайте деньги бессистемно, по любым событиям или по настроению. Так во взрослой жизни человек будет верить в чудеса, ждать, когда на него «свалятся деньги».

3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег

Я понимаю, что, запрещая ребенку тратить деньги на ерунду, ругая его за ненужные на ваш взгляд покупки, вы хотите показать, что деньги – это не игрушка и нужно тратить их с умом! Но так вы оказываете детям медвежью услугу.

Ребёнок, которого родители чрезмерно оберегают, чувствует себя беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. Именно отсутствие у детей опыта обращения с деньгами приводит к серьезным финансовымм и потере денег во взрослом возрасте.

Жестко контролируя расходы ребенка, вы показываете, что деньги принадлежат ему формально. Он обязан соглашаться с вашими вариантами траты денег и не имеет права собственного голоса.

Так родители формируют у ребенка появление чувства страха ошибок и неуверенности в себе. При жестком контроле теряется смысл обладания карманными деньгами, ребенок не научится самостоятельно ими распоряжаться.

Не стоит контролировать расходы ребенка доверяйте его выбору

Совет: Доверяйте выбору ребенка. Дайте ему право на собственные ошибки.

Первые попытки тратить деньги часто приводят км. Но так дети получают личный опыт, который ценнее любых теоретических знаний и родительских нотаций. Нах все мы учимся гораздо быстрее!

Наша задача, как родителей — ненавязчиво подсказать детям, как разумнее потратить деньги, обсудить последствия разных покупок.

Ребенок должен знать, что в лице родителей он получит совет и поддержку, а не суровых и строгих критиков. У меня нет жесткого контроля за расходованием карманных денег.

Раз в месяц перед выдачей карманных денег, мы анализируем и обсуждаем покупки дочери. Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно бесполезны, но я не критикую ее действия. Это личные деньги дочки, и она может тратить их куда хочет.

Пусть лучше дочь потратит все деньги на жвачки, шоколадки и пушистые брелочки в 10 лет и поймет, что так не сможет накопить на важную крупную покупку (она копит на собаку), чем такая ситуация произойдет в старшем возрасте.

Мой личный лайфхак:

Чтобы контролировать расходы ребенка незаметно, по достижении дочкой 10 лет, открыла ей детскую карту.

Теперь я могу в любой момент посмотреть ее траты. Перед началом пользования картой объяснила ей правила финансовой безопасности.

4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими

Дети ценят карманные деньги. Родители знают об этом и часто пытаются сделать деньги инструментом наказания. Это неверная стратегия! Я против родительских манипуляций с карманными деньгами!

Лишая ребенка денег по своему настроению, без объяснения причин, или объясняя это плохим поведением ребенка, родители развивают у него чувство беспомощности и неуверенности.

Система наказаний и поощрений должна быть максимально прозрачной. Лишение карманных денег приводит к тому, что дети начинают обманывать.

Наказывать ребенка лишением карманных денег можно, если вы заранее обсудили с ним условия ограничения в деньгах. Можно лишить денег за очень серьезный проступок, но обязательно объяснив ребенку мотивы такого решения.

5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе

не стоит поощрять детей за уборку в доме или хорошие отметки в школе

Я против того, чтобы платить детям за оценки. Дети учатся в школе для получения знаний, а не для заработка денег. Учиться — их важнейшая задача.

Я не плачу дочке за хорошие оценки. А вот за хорошие результаты в четверти, победу на конкурсе дарю подарки, о которых она мечтает, но опять же в пределах семейного бюджета.

Стараюсь дарить не вещи, а эмоции — развлекательные поездки в аквапарк, батутный центр, планетарий, путешествия и т.п.

Электронные деньги или наличные

И еще важный момент – электронные деньги – это не наличные. Покупая за наличные, детям сразу понятно, сколько денег осталось в кошельке. Наличные деньги можно физически пересчитать.

С электронными деньгами этого сделать не получится. Есть риск, что ребенок потратит все деньги на карте и даже этого не заметит.

Поэтому рекомендую открывать банковскую карту для детей более старшего возраста, подробно рассказав, что к чему. Детям 5-7-9 лет лучше выдавать наличные.

В современном мире без денег не прожить. Чтобы стать богатыми, нужно не только зарабатывать деньги, но и уметь их грамотно тратить. Карманные деньги – отличный практический инструмент, помогающий детям понять ценность денег, научиться планировать и правильно распоряжаться своими финансами.

«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! — говорила мне старшая дочь. — Мам, дай денег!»

Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на Алиэкспрессе себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» — и так далее.

Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.

Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» — мог привести к ссоре и публичному скандалу.

Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.

Сколько мы даем и на что

В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.

Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта

Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.

Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 €⁣ (4400 Р

Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 €⁣ (6700 Р в месяц.

Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.

Читайте еще:  Как же бесит! Почему нас раздражают недостатки некоторых людей

Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.

Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2—3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.

Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

Итоги первого месяца

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.

Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 €⁣ (13 000 Р

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.

За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Весь эксперимент в четырех строках

  1. Обсудить с детьми их траты, выслушать их опасения и взвешенно принять решение, нужен ли вашей семье такой эксперимент.
  2. Вместе с детьми подсчитать все траты и вывести ежемесячную сумму.
  3. Договориться о дне «выплат», не задерживать и не переносить этот день.
  4. Не вмешиваться в то, как дети тратят свои деньги, если они не делают ничего криминального.

В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги?

Карманные деньги

Карманные деньги: за и против

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

Аргументы противников карманных денег:

  • все необходимое у ребенка и так есть;
  • он все равно потратит их на ерунду;
  • он не будет знать цену деньгам;
  • он станет жадным, будет шантажировать родителей.

Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него: дают ребенку бессистемно большие суммы;

  • не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
  • не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
  • используют метод кнута и пряника — дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.

Аргументы сторонников карманных денег:

  • ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
  • оценит преимущества финансовой независимости;
  • поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
  • не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
  • не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.

Такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:

  • выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
  • помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
  • обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт — тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
  • придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.

В целом психологи единодушны в том, что карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка, но лишь при правильном отношении родителей к этому вопросу.

С какого возраста можно давать детям деньги и сколько?

Карманные2png

Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб в булочной. Как правило, к этому возрасту дети уже жаждут самостоятельности: «Мама, ты отойди, как будто я один покупаю». Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы. Как правило, чем ребенок старше, тем больше карманных денег он получает — и тем выше ответственность за то, как он распоряжается своими средствами.

Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться (у ребенка, у других родителей, у учителя), сколько в среднем выдают его одноклассникам. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.

Платить ли детям за домашнюю работу?

Не стоит монетизировать заботу друг о друге, ведь домашняя работа— это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству. Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.

Нужно ли контролировать траты ребенка?

Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.

Сейчас есть финансовые инструменты, с которыми ребенок чувствует ответственность за свои деньги, а родители могут ненавязчиво следить за его расходами. Например, во многих банках можно завести дополнительную карточку к своему счету, установить на ней лимит и выдать ее ребенку — он сможет распоряжаться картой самостоятельно. Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка: сколько и на что он потратил, сколько накопил.

Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать и извлеченные уроки — такова цена финансовой грамотности.

Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?

Рекламные слоганы кричат: «Купи сейчас, возьми в кредит, живи одним днем». В ловушку потребительства попадают и взрослые, что уж говорить о детях? Важно донести до ребенка логичную последовательность: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю цели». На примере денег эту связь можно увидеть максимально четко: или я покупаю себе мороженое каждый день, или через полгода я смогу купить желанную игрушку. И в дальнейшей жизни это понимание очень пригодится ребенку.

Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления

Копилка

Читайте еще:  Западные страны отказались от санкций на Петербургском международном экономическом форуме

Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.

Визуализация

Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.

Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.

Это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели —а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.

Начните с себя

Если родители не выпускают из рук телефон и едят перед телевизором, а ребенку запрещают это делать, будет ли такой запрет иметь смысл? Это касается и финансового воспитания.

Правила финансовой грамотности для взрослых:

  • вести учет доходов и расходов;
  • не тратить больше, чем зарабатываешь;
  • не брать беспорядочно кредиты;
  • использовать финансовые инструменты для сбережения и накопления денег;
  • иметь финансовую «подушку безопасности»;
  • знать, где найти нужную информацию о финансах и финансовых инструментах;
  • выяснить, куда стоит обратиться, если ваши финансовые права нарушены.

Если родители берут кредиты на предметы роскоши, но пренебрегают формированием сбережений, чередуют швыряние денег на ветер с режимом жесткой экономии, смогут ли они привить ребенку разумное отношение к деньгам? Для взрослых, с которых дети берут пример, важно взвешенно относиться к своим тратам, быть финансово осмотрительными и контролировать доходы и расходы.

Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы и когда начинать

5 минут на прочтение

Деньги интересны всем. Даже детям. И хотя в нашем обществе всё ещё бытует миф, что деньги детям не игрушка, профессионалы уверены: финансовая грамотность должна войти в школьную программу наравне с русским и математикой. С чего начинать обучение и почему важно дать ребёнку заработать и обанкротиться, Now рассказала психолог и директор бизнес-школы для детей и подростков Наталья Шеина.

Журналистка и мать двоих детей

Играем с деньгами

По мнению психологов и педагогов, начинать знакомить детей с деньгами лучше всего с сюжетно-ролевых игр — в магазин, парикмахерскую или бензозаправку. Приобретая игрушечные товары за самостоятельно заработанные в игре купюры, кроха получает положительный опыт обращения с финансами. Когда этот этап пройден, можно предложить сыграть в «Монополию», Flixa, «Денежный поток» или «Стартап». Для каждого возраста лучше выбирать свой уровень сложности — от счёта монет до инвестиций и криптовалют.

В карманах пусто. Нужно ли давать детям деньги на личные расходы?

Совершайте покупки с ребёнком

После такой тренировки можно выделить ребёнку бюджет для покупок во время совместных походов в магазин. Маленьким детям ещё трудно спокойно ходить по торговому залу. Случаются капризы и огорчения. Но если у малыша будет свой собственный список покупок, заблаговременно согласованный с мамой, поверьте, он станет более собранным. Ведь так непросто отыскать на полках необходимый товар, а получить приятный бонус хочется. 

Этот способ поможет малышу начать осознавать цену денег. Изначально, конечно, придётся измерять удава в слонах и обезьянах: понять, что такое десять рублей, в три года сложно, а посчитать, сколько на эти деньги можно купить киндер-сюрпризов, уже можно!

Вдобавок во время прогулок по магазинам стоит попробовать анализировать стоимость одного и того же товара в разных торговых точках. Обратите внимание чада, что дороже — маринованные огурцы или свежие. В этот момент важно объяснить, как формируется цена, и поиграть в «найди самую дешёвую машинку». Если же малыш хочет заполучить конкретную игрушку, стоит поинтересоваться, чем она лучше тех, что уже стоят у него на полке, и почему важно купить именно эту вещь. Таким образом ваш ребёнок научится не стесняться своих «хочу» и отстаивать свои интересы аргументированно.

Расскажите ребёнку, откуда берутся деньги

Объясните, что такое деньги, откуда они берутся, для чего нужны и как распределяются. Как прообраз можно использовать семейный бюджет — например, папа работает, получает зарплату, которую семья тратит на электричество, воду, оплату продуктов и занятий по интересам.

Идеально, если все члены семьи смогут участвовать в распределении бюджета и определять приоритеты.

На самом деле, существует очень много денежных умений: копить, распоряжаться, сохранять положительный баланс, инвестировать и зарабатывать. Но начинать нужно всегда с себя. К сожалению, мысли о том, чтобы делиться с младшими членами семьи бюджетом, вызывают у родителей большой стресс. Они боятся, что дети начнут рассказывать эту информацию посторонним и могут возникнуть проблемы. Это неправильный подход. Малыши зачастую копируют нашу модель поведения. Так научите их, как надо!

В карманах пусто. Нужно ли давать детям деньги на личные расходы?

Карманные деньги: когда и сколько

Обычно специалисты рекомендуют выделять карманные деньги на постоянной основе с шести-семи лет. В этом возрасте дети уже понимают, что всё в мире имеет цену. Кроме того, они идут в школу, где появляются первые необходимые траты. Исходя из семейного бюджета и потребностей ребёнка, родителям надо рассчитать сумму, которую они будут еженедельно выделять на карманные расходы.

Главное — она должна быть не слишком большой

, чтобы финансовый первооткрыватель мог со спокойной совестью эти деньги потерять (такое случается и нередко), и выдавать их нужно строго в установленное время. 

Очень важно научить копить, а не транжирить. Ребёнок должен осознать: потратил всё сразу — сидишь на сухпайке. Других денег нет. Вы можете, конечно, ему одолжить, но только под проценты с объяснением принципа их работы. Но помните, что ваши дети тоже могут выставить проценты, если вам понадобится занять денег у них, и вы обязаны принять эти условия. Правила едины для всех.

Заведите банковскую карту и установите лимит

Контролировать траты ваших детей можно с помощью банковской карты. Например, в Альфа-Банке самостоятельно оформить её можно с 14 лет. До этого возраста родитель может сделать дополнительную карту к своему счёту на имя ребёнка — нужно лишь обратиться в онлайн-поддержку или в любое отделение банка.

После этого в InSync родители могут устанавливать лимиты по ежедневным расходам и количеству операций, а также видеть отчёты о передвижении денег.

Например, на скриншоте ниже мы установили ежедневный лимит на пять операций суммарно на 20 рублей, и действовать он будет по 1 декабря включительно. Для этого нужно в разделе «Продукты» выбрать нужную карту, перейти в управление и найти там кнопку «Лимиты по карте». Дальше нужно выбрать «Безналичные операции».

В карманах пусто. Нужно ли давать детям деньги на личные расходы?

Копилка, вишлист или журнал желаний

Накопления — важный этап финансовой грамотности. И собирать на мечту всегда лучше в красивую копилку. Так ребёнок будет видеть, как она наполняется, а перед покупкой сможет разбить её и поставить громкую точку в этой истории. Приятный ритуал.

Главное — никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из копилки для общих семейных расходов

. Это личные финансы, к ним нужно относиться с уважением.

Обуздать безграничную детскую фантазию можно с помощью вишлиста. Пусть ребёнок вписывает в него все свои желания и расставляет по приоритету. Это поможет в будущем формировать цели и строить планы по их достижению.

Учите зарабатывать и преумножать

Заработанные деньги всегда ценятся больше.

Как только ребёнок пришёл и сказал: «Мама/папа, хочу зарабатывать!», сразу важно дать возможность это сделать

. Наши дети очень проигрывают в этом плане американским, у которых предпринимательство взращивается с садика. А у нас дети и деньги — это стыдная и табуированная тема. Пора это изменить, ведь продажа лимонада, доставка газет, производство изделий из глины вполне могли бы стать источником дохода. Помыть машину, убрать офис, подмести крыльцо. Это всё шанс заработать для моего сына. Но тут важно помнить, что есть его бытовые обязанности, которые он должен выполнять, а есть те, за которые я готова заплатить. Например, отполировать плинтус полиролью или вычистить палочкой для ушей стулья тщательно. Поверьте, когда ребенок начинает зарабатывать свои деньги, он сразу становится более экономным.

В карманах пусто. Нужно ли давать детям деньги на личные расходы?

Научите тратить деньги

По мнению специалистов, важно также вовлекать ребёнка в распределение семейного бюджета.

Класса с четвёртого-пятого нужно предложить ему на десять-пятнадцать процентов участвовать в оплате своих школьных кружков и секций

. Понятно, что для этого придётся увеличить размер карманных денег, чтобы было из чего оплатить занятия по интересам, но это важный этап обучения финансовой грамотности.

Звучит, возможно, немного абсурдно то, что вы даёте финансы и по сути тут же их сами забираете, но участие в оплате своих занятий по интересам даёт ребёнку бесценный опыт ответственности в распределении средств. Когда сын или дочь видят свои статьи доходов и расходов, они проще понимают суть финансовых потоков и чаще задумываются, какие интересы действительно важны. 

Безусловно, каждая семья может сама решить, давать детям деньги на карманные расходы или повременить. Главное помнить, что

финансовая грамотность и умение обращаться с деньгами — это обычные знания и навыки, которым важно и нужно обучить

. А пригодятся они в жизни всегда.

Оцените статью
( Пока оценок нет )