Убрус Спас Нерукотворный - Последние новости России и Мира сегодня

Убрус Спас Нерукотворный

Содержание статьи
  1. Сохра­нился ли Святой Убрус до наших дней?
  2. Что такое Плат Веро­ники?
  3. История происхождения
  4. Обретение Образа
  5. Перенесение в Константинополь
  6. Упоминание в древних источниках
  7. Молитвословия
  8. Использованные материалы
  9. Происхождение иконы Спас Нерукотворный
  10. Спас Нерукотворный: значение
  11. Молитвы образу Спас Нерукотворный
  12. В чем помогает икона Спас Нерукотворный
  13. Спас Нерукотворный: иконография
  14. Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
  15. Третий (Ореховый Спас) – праздник в честь образа
  16. История происхождения первой в мире иконы
  17. Богословский смысл и значение
  18. Что говорят предания
  19. Авгарь
  20. Что известно о нерукотворных копиях, которые были найдены в надвратной нише стены города Эдессы и были ли они
  21. Мандилион в Византии
  22. Судьба оригинала
  23. Другие нерукотворные копии
  24. Вероника
  25. Исследования: Туринская Плащаница и Спас Нерукотворный
  26. Анчисхатский образ в Грузии –оригинал или список?
  27. Чудо в Спасо-Преображенском соборе в г. Шадринске
  28. Иконография
  29. Описание
  30. Мокрая брада
  31. С деяниями
  32. Значение
  33. Убрус на Руси
  34. Авторы копий
  35. Новгородская икона 12 века
  36. Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник
  37. Старинная икона в Тутаеве
  38. Явление чудотворной иконы в Ярославле
  39. Вятский
  40. Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков
  41. Любимая икона Петра I
  42. Харьковский
  43. Почитание
  44. Флаг, стяг, знамя
  45. Храмы и монастыри
  46. Образ в искусстве: фильмы, картины
  47. В чем помогает и от чего защищает молитва перед Святым Ликом Спасителя
  48. Православная молитва перед образом о детях
  49. Зачем читать акафист образу
  50. Акафист
  51. Молитва
  52. Похожие статьи
  • свт. Димит­рий Ростов­ский

Убру́с

— 1) плат, полотно, поло­тенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля; плат с неру­ко­твор­ным изоб­ра­же­нием лика Иисуса Христа.

ubrus - Убрус

Сохра­нился ли Святой Убрус до наших дней?

Пре­да­ние о Неру­ко­твор­ном Образе Спаса доно­сит до нас исто­рию про­ис­хож­де­ния этой свя­тыни.

Когда Едес­ский пра­ви­тель, Авгарь Ухама, стра­дав­ший от тяже­лой болезни (про­казы), неиз­ле­чи­мой обыч­ными вра­чеб­ными сред­ствами, узнал о чуде­сах, совер­ша­е­мых Хри­стом на тер­ри­то­рии Пале­стины, он отпра­вил к Нему своего слугу Ананию (Хан­нана), пред­ва­ри­тельно вручив ему посла­ние, в кото­ром просил об исце­ле­нии. Кроме того, зная о пре­сле­до­ва­ниях Христа со сто­роны иудеев, Авгарь пред­ло­жил Ему кров и убе­жище.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния глав­ной задачи При­ше­ствия в мир, Спа­си­тель от при­гла­ше­ния отка­зался, однако пообе­щал при­слать впо­след­ствии одного из Своих уче­ни­ков, кото­рый не только изле­чит Авгаря от телес­ной болезни, но и исце­лит от неве­де­ния граж­дан его страны.

Анания был живо­пис­цем и имел пору­че­ние от Авгаря запе­чат­леть образ Мессии в случае, если Тот отка­жется при­быть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за напи­са­ние образа, ему не уда­лось при­бли­зиться к Спа­си­телю, так как Он был тесним огром­ными тол­пами людей. Сколько он ни пытался вос­про­из­ве­сти на мате­рии сия­ю­щее Боже­ствен­ной славой лицо, ему никак не уда­ва­лось достичь жела­е­мого резуль­тата.

Тогда Гос­подь, ура­зу­мев про­ис­хо­дя­щее, пове­лел при­не­сти ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таин­ственно и неизъ­яс­нимо на плате отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. После того как Убрус был вручен живо­писцу Хан­нану, тот доста­вил его в Едессу.

Авгарь принял Неру­ко­творн­ный Образ с бла­го­го­ве­нием и с тех пор исце­лился, хотя болезнь всё же оста­вила на его плоти неко­то­рые следы. Окон­ча­тельно он был исце­лен апо­сто­лом Фад­деем, кото­рый был направ­лен в Едессу апо­сто­лом Фомой после того, как Гос­подь, иску­пив чело­ве­че­ский род и вос­крес­нув, воз­несся на Небеса и воссел одес­ную Отца.

Фома про­све­тил горо­жан светом Еван­гель­ской про­по­веди и Едесса сде­ла­лась хри­сти­ан­ской.

Убрус был нало­жен на доску и утвер­ждён в нише, рас­по­ла­гав­шейся в кре­пост­ной стене над город­скими воро­тами. Все вхо­див­шие в город через ворота должны были воз­да­вать Неру­ко­твор­ному Образу покло­не­ние.

Когда, спустя годы, один из потом­ков Авгаря стал насаж­дать в Едессе язы­че­скую веру, мест­ный епи­скоп, полу­чив откро­ве­ние, пришёл ночью к воро­там, зажёг перед Обра­зом лам­паду и заму­ро­вал вме­щав­шую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хра­не­ния иконы уже ничем не выде­ля­лось на общем фоне стены. Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли.

Прошли сто­ле­тия, прежде чем Неру­ко­твор­ный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда пер­сид­ский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и гото­вился им овла­деть, епи­скопу Евла­вию было виде­ние: Жена, явив­ша­яся ему в Небес­ном вели­чии, ука­зала на место хра­не­ния Неру­ко­твор­ного Образа и пове­лела взять этот Святой.

Под­чи­ня­ясь Боже­ствен­ной воле, Евла­вий вскрыл заму­ро­ван­ную нишу и обна­ру­жил утра­чен­ный было Святой Убрус. Образ ока­зался непо­вре­жден­ным. Более того, на закры­вав­шей его камен­ной (кера­ми­че­ской) плите он обна­ру­жил ещё один образ Спа­си­теля, чудесно отоб­ра­зив­ший тот, кото­рый был запе­чат­лен на Убрусе.

После того как перед Неру­ко­твор­ным Обра­зом было совер­шено моле­ние, а затем, с крест­ным ходом он был про­не­сен по город­ским стенам, враг отсту­пил.

Когда в VII веке арабы овла­дели Едес­сой, хри­сти­а­нам было доз­во­лено покло­няться Образу как свя­тыне. Слава об этой неру­ко­твор­ной иконе рас­про­стра­ни­лась по всему Востоку.

В 944 году импе­ра­торы Кон­стан­тин VII Пор­фи­ро­род­ный и Роман I Лака­пин, дви­жи­мые рев­но­стью о Гос­поде, дого­во­ри­лись с вла­стями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправ­лено 12000 среб­ре­ни­ков и 200 плен­ных сара­цин. Вместе с тем было им было дано обе­ща­ние, что отныне город не будет под­вер­гаться напа­де­ниям со сто­роны импе­ра­тор­ских войск.

Горо­жане, конечно же, не хотели рас­ста­ваться со своей свя­ты­ней. Однако пра­ви­телю уда­лось скло­нить их к согла­сию: кого уве­ще­ва­ни­ями, кого силой и при­нуж­де­нием, кого угро­зами смерти.

15 авгу­ста 944 года Неру­ко­твор­ный Образ был достав­лен во Вла­херн­ский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 авгу­ста он был внесён в Кон­стан­ти­но­поль­ский храм Пре­муд­ро­сти Божьей. После чество­ва­ний и покло­не­ний Неру­ко­твор­ному Образу, его воз­вра­тили в Фарос. В память об этих собы­тиях Цер­ко­вью был уста­нов­лен особый Празд­ник. Он отме­ча­ется еже­годно 16 (29) авгу­ста.

Со вре­ме­нем Святой Убрус был утра­чен.

Согласно наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ному мнению, он был похи­щен из Фароса по раз­граб­ле­нии Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами в 1204 году и направ­лен в Вене­цию на корабле. До Вене­ции судно так и не дошло: зато­нуло в Мра­мор­ном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному част­ному пре­да­нию, Неру­ко­твор­ный Образ в Мра­мор­ном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палео­лог пере­дал его гену­эз­цам в знак при­зна­тель­но­сти за помощь в осво­бож­де­нии неко­то­рых земель от вла­ды­че­ства сара­цин. Так икона попала в Европу. Правда, впо­след­ствии выяс­ни­лось, что образ, выда­ва­е­мый за ори­ги­наль­ный Святой Убрус, при­над­ле­жит более позд­нему письму.

Согласно дру­гому пре­да­нию, тоже част­ному, Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля путём слож­ных пери­пе­тий попал на тер­ри­то­рию Грузии. Раньше этот образ выстав­лялся для покло­не­ния. Однако, и он ока­зался руко­твор­ным.

Что такое Плат Веро­ники?

Почи­та­е­мый в Пра­во­слав­ной Церкви Святой Убрус не сле­дует путать с извест­ным на Западе Платом Веро­ники. Прин­ци­пи­аль­ным отли­чием этой иконы явля­ется то, что Хри­стос пред­став­лен на ней в тер­но­вом венце.

Согласно пре­да­нию Запад­ной Церкви, про­ис­хож­де­ние этой иконы свя­зано со сле­ду­ю­щим пре­да­нием. Веро­ника была той кро­во­то­чи­вой женой, кото­рую исце­лил Гос­подь (Мф.9:20-22 Она сопро­вож­дала Его во время шествия на Гол­гофу, к месту Его послед­них стра­да­ний и жерт­вен­ной смерти. Сочув­ствуя и желая хоть как-то помочь Своему исце­ли­телю, она подала Ему плат, чтобы Он смог сте­реть с лица капли пота и крови. В знак бла­го­дар­но­сти Спа­си­тель вернул этот плат с чудесно про­явив­шемся на нём отпе­чат­ком Своего лица. 

В другом вари­анте исто­рии о про­ис­хож­де­нии плата сооб­ща­ется, что Веро­ника, желая иметь при себе образ Христа, попро­сила напи­сать его Еван­ге­ли­ста Луку. Но все его попытки не увен­ча­лись успе­хом. Тогда Гос­подь, зная о её жела­нии, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и при­ло­жил плат к лицу, после чего на нём и отоб­ра­зился Его святой лик.

Также на статус Плата Веро­ники пре­тен­дуют три релик­вии, нахо­дя­щи­еся: в соборе апо­стола Петра в Риме, в кафед­раль­ном соборе неболь­шой деревни ита­льян­ской про­вин­ции Абруццо, в мона­стыре испан­ского города Али­канте.

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Спас Нерукотворный

- образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер Свой лик

Празднование 16 августа

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или

Убрус

, и лик без убруса, т. н.

Чрепие

.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник "

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

".

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи".

Евагрий Схоластик упоминает его в "Церковной истории" и называет образ "богозданной иконой".

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же

(Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе.

Ин кондак, еллинский, глас тот же

[1]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́2] Твоего́// пресла́вное воображе́ние3].

Ино величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

См. также

  • Анчисхатский Спас Нерукотворный
  • Святое Чрепие

Использованные материалы

  • "Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа", страница на официальном сайте издательства Московской Патриархии:
  • Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Гл. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. - М., 2008. - С. 25-27
  • Минея. Август, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 127-128, 134:


1]  Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г., .

  вариант: "изображе́ние"

Происхождение иконы Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

Икона Спас Нерукотворный

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

  • Об исцелении;
  • Об укреплении в вере;
  • Для помощи в решении жизненных трудностей.

Спас Нерукотворный: иконография

Образ Спас Нерукотворный

  • Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
  • Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
  • Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
  • Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
  • На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.

Спас Нерукотворный иконография

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «»:

По Преданию, «Спас Нерукотворный» — первое и, более того, прижизненное изображение Христа. Царь Эдессы (город на юго-востоке современной Турции) Авгарь тяжело заболел. Он отправил к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет, надеясь через него исцелиться, но у придворного живописца ничего не получилось. Тогда Спаситель умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик.

Так как борода после умывания была мокрая, то она отпечаталась в виде клиновидной пряди, и поэтому этот образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». «Спас на убрусе» — Мандилион (старослав. убрус — полотенце, греч. мандилион — плащ, плат, полотно) — первый тип изображений «Спаса Нерукотворного».

Как появилась иконография изображения Христа  Спас Нерукотворный

Полотно было доставлено царю, и тот исцелился. В благодарность за это чудо Авгарь приказал поместить образ над вратами Эдессы. В годы гонений христиане заложили кладкой Нерукотворный Образ в нише врат. Когда кладку разобрали, оказалось, что святынь теперь две — лик Христа отпечатался на черепице.

Керамидион (греч. черепица), или «Спас на чрепии» — второй тип образа «Спас Нерукотворный». Лик Христа здесь изображается не на полотне, а на коричневом или золотом фоне. К этому типу относится знаменитый «Спас Нерукотворный» XII века, хранящийся в Третьяковской галерее. Новгородский мастер создал величественный, глубокий образ Христа. Отличительная особенность — круглый нимб, в который полностью вписана глава Спасителя.

Нередко в храмах изображали и «Спас на убрусе», и «Спас на чре­пии» — друг против друга, на вос­точ­ной и западной стене. «Спас Нерукот­вор­ный» — один из самых чтимых в Пра­вославной церкви образов. Посредством иконы мы встречаемся с Христом лицом к лицу, вернее, лицом к Лику

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Спас Нерукотворный

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Спас Нерукотворный. Оригинал образа, не дошедший до наших дней, отцы VIII Вселенского Собора считали основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: ведь он не написан художником, а по воле Христа, возник на плате, соприкоснувшимся с Его Ликом.

  • Третий (Ореховый Спас) – праздник в честь образа
  • История происхождения первой в мире иконы
    • Богословский смысл и значение
  • Что говорят предания
    • Авгарь
    • Мандилион в Византии
    • Судьба оригинала
    • Другие нерукотворные копии
      • Вероника
      • Исследования: Туринская Плащаница и Спас Нерукотворный
      • Анчисхатский образ в Грузии –оригинал или список?
      • Чудо в Спасо-Преображенском соборе в г. Шадринске
  • Иконография
    • Описание
      • Мокрая брада
      • С деяниями
    • Значение
  • Убрус на Руси
    • Авторы копий
    • Новгородская икона 12 века
    • Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник
    • Старинная икона в Тутаеве
    • Явление чудотворной иконы в Ярославле
    • Вятский
    • Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков
      • Любимая икона Петра I
    • Харьковский
  • Почитание
      • Флаг, стяг, знамя
        • Двусторонняя хоругвь
      • Храмы и монастыри
        • Андроников монастырь
        • Монастырь в Клыково и матушка Сепфора
  • Образ в искусстве: фильмы, картины
  • В чем помогает и от чего защищает молитва перед Святым Ликом Спасителя
  • Православная молитва перед образом о детях
  • Зачем читать акафист образу
  • Акафист
  • Молитва
    • Похожие статьи

Третий (Ореховый Спас) – праздник в честь образа

Это день, когда нерукотворная икона, на которой отпечатался

Лик Иисуса Христа

,

была перенесена в Константинополь. Это случилось 29 августа 944 г.

Ну а «Ореховым» этот третий за август (после праздников Происхождения или Изнесения Креста и Преображения) «Спас» назвали просто потому, что благочестивые прихожане именно 29 августа приносили для освящения эти плоды земные.

  • Почему Третий Спас называют Ореховым и Хлебным?  

История происхождения первой в мире иконы

Собственно, иконой Бога Истинного, первой, известной людям, является не образ Спаса, а Он Сам. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын,сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Так говорит о Христе Его любимый ученик, св. Иоанн Богослов.

Богословский смысл и значение

А другой Апостол, Павел, именует Иисуса «образом Божиим», «сиянием славы» Бога Отца (Флп.2:6, Евр.1:3). Церковь вполне признает истинность сохранившихся рассказов об одном из множества чудес Господа – пусть не отраженном Евангелиями.

Что говорят предания

Христианам еще первых веков были хорошо известны:

  • прижизненные рукотворные изображения Господа (до наших дней не дошли);
  • образы, чудесно проявившиеся: именно они, по мысли отцов, свидетельствуют о прямом Божием благословении на почитание икон.

Спас Нерукотворный

Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.

Авгарь

Предание о царе сирийской Эдессы (ныне Урфа) впервые обнаружил Византийский церковный историк Евсевий Кесарийский в IV в. Говорят, что он нашел подлинное письмо правителя города, Авгаря (Абгара V Уккама, жившего в I в.), обращенное к Иисусу Христу. Авгарь говорит о своей вере Ему как Мессии, а еще – просит прийти, исцелить его тяжелую болезнь. К тому же Эдесский царь обещает позаботиться о жизни Спасителя: ведь ей, как он слышал, грозит опасность.

Правитель отправил в Иудею также живописца, который изобразил бы Господа. Вера Авгаря не была посрамлена: Духом узнав намерение художника, Христос велел принести воды, умыл Лик, а затем отер платом – на котором чудесным образом проступило изображение.

Евсевий Кесарийский говорит даже, что вместе с этой первой иконой Авгарю доставили другую бесценную реликвию – письмо Христа. Он, не обещая явиться в Эдессу, так как земная миссия Его была другой, написал, что больной получит полное исцеление, телесное и духовное, по Его Воскресении, когда к царю придет ученик Христов.

Предание говорит, что, приложившись к Лику на плате, царь получил облегчение болезни, а полное ее исцеление – после принятия Крещения от ап. Фаддея. Впрочем, встречаются изображения, на которых именно св. Фаддей вручает Авгарю Нерукотворный Образ.

Отношение к этому рассказу у христиан было различным. Например, Папа Римский Геласий (VI в.) считал его апокрифическим – хотя бы потому, что появилось предание через 400 лет после Воскресения Христова, а ранее о реликвии ничего не было известно. Защитники подлинности рассказа объясняли это тем, что Эдесса долго была захвачена язычниками, так что, избегая поругания святыни, ее пришлось скрыть, замуровав в стене на несколько столетий.

Что известно о нерукотворных копиях, которые были найдены в надвратной нише стены города Эдессы и были ли они

С захватом города связано еще одно предание – о копии Нерукотворного Образа. Известно, что христиане скрыли его над городскими воротами, закрыв глиняной доской.

А в 544 году – открыли святыню, причем обнаружили не только лампаду, чудесно горевшую пред ней более 4 столетий, но еще – отпечаток изображение на закрывавшей его доске.

Так стали различать «Мандилион» (собственно первообраз на ткани) и «Керамион» (его также нерукотворную копию «на черепице»).

Мандилион в Византии

После того, как император выкупил у эдессян святыню, ее поместили в придворном храме Богоматери в Фаросе. А спустя около 20 лет сюда же доставили Керамион. По воспоминаниям, тогдашних паломников, образы висели ликами друг к другу.

Судьба оригинала

Ни Мандилион, ни Керамион до наших дней не дошли. О том, почему так случилось, опять говорят только предания.

  • Согласно одному из них, обе святыни (или только Мандилион) были взяты из разоренного Константинополя крестоносцами около 1204 г., но корабль, везший их, утонул.
  • По другой версии, образы до сих пор находятся в одном из монастырей. Называют Палестину, Геную, другие места.

Во всяком случае, ныне подлинники святынь миру не явлены, так что некоторые даже сомневаются в реальности их существования. Ответ на сомнения вопрос давно дала история.

Образ Спаса Нерукотворного чаще всего помещают над вратами – города, храма, дома. Не все знают: эта традиция родом из Эдессы, христиане которой водрузили первую в мире икону над вратами города. Есть также свидетельства бывавших там путешественников, рассказывающих, что близ городских ворот находился подлинник письма Христа, как свидетельство Его благословения.

Могла ли возникнуть пережившая полтора тысячелетия традиция «на пустом месте»? Вряд ли.

Другие нерукотворные копии

В основном они известны на Западе. Но не только.

Вероника

Католическая традиция полагает, что это женщина, исцеленная Господом от кровотечения. Она была рядом во время Распятия, отерла Его лик платком. На нем запечатлелось изображение Христа – с закрытыми очами, в терновом венце. Почитание этого образа, который пребывает в соборе св. Петра (Рим) распространилось только с XII в. Православные поэтому сомневаются в подлинности реликвии.

Эль Греко quotСвятая Вероникаquot 1580

Эль Греко «Святая Вероника», 1580.

Исследования: Туринская Плащаница и Спас Нерукотворный

Ткань, в которую при погребении завернули Тело Христа, хранится при соборном храме итальянского Турина. Согласно новейшим исследованиям, на ней присутствуют фрагменты пыльцы растений, характерных для Палестины, а сама ткань вполне может относиться к I в.

Впрочем, достоверность результатов анализов ставится под сомнение множеством посторонних воздействий на реликвию за прошедшие тысячелетия (например, в XVI в. она едва не сгорела). А вот происхождение изображения до наших дней остается непонятным. Ясно лишь, что нанесено оно никоим образом не красками. К тому же, облик Усопшего до деталей совпадает с известными изображениями Христа.

Анчисхатский образ в Грузии –оригинал или список?

Одна из чтимых святынь ныне хранится в музее. Народное предание Грузии считает ее подлинников Эдесского первообраза, впрочем, историки относятся к нему достаточно скептически. Ведь образ представляет Христа как Вседержителя, с благословляющей десницей, а не как Лик на плате или черепице.

Специалисты датируют эту святыню, чудотворность которой несомненна, все же к VII, а не I в.

Анчисхатский Спас

Анчисхатский Спас; груз. ანჩის ხატი, Нерукотворный образ Спасителя — одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон-ре Анчи в Юго-Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в наст. время хранится в Гос. музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, еп. Анчийскому, А. С. был принесен ап. Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе А. С. вхронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской»

Чудо в Спасо-Преображенском соборе в г. Шадринске

Это чудо, подобное «удвоению» первообраза иконы, относится к нашим дням. Оно случилось  28 ноября 2007 г.: на стекле киота иконы, не старинной, но написанной в 1997 г., проступило «отражение» Нерукотворного Лика, лишь не цветное, а белого цвета. Прихожанка храма, Нина Криницына, пишет:

«Теперь запечатлённое на стекле шадринское изображение могут видеть собственными глазами и все те, кто посещает храм. Узнав об этом, на Рождество 7 января 2008 года в собор приехало множество людей из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга и других городов…

Ну, почему на наш бедный, ещё до конца не отреставрированный и не отремонтированный храм снизошла Божья благодать? Наверное, для укрепления нашей веры. И мы должны свидетельствовать об этом чуде. Отображение на стекле киота остаётся чётким и ясным.

Поучительно наблюдать за людьми, которые приходят в храм и видят этот чудесный образ. Самое сильное впечатление он производит на молодёжь. У молодого человека душа открыта для восприятия всего доброго и вечного – так же как, к сожалению, для восприятия дурного и нечистого».

Удвоение надвратной иконы в Спасо-Преображенском соборе Шадринска

Удвоение надвратной иконы в Спасо-Преображенском соборе Шадринска На фото: Отобразившийся на стекле Спаса Нерукотворный образ на темном фоне выглядит как негатив. Если «отпечаток» иконы поместить на светлый фон, то начинает проявляться «позитивное» изображение.

Иконография

Задолго до того, как реликвии были потеряны, по всему миру распространились их копии.

Описание

Это не просто изображение Христа, но еще – образ древней святыни. К особенностям таких икон принадлежат:

  • изображение только Лика;
  • оно пишется чаще всего на фоне белого плата, несколько реже – глиняной черепицы.

При общей узнаваемости образа, есть некоторые его варианты.

Мокрая брада

Христос написан с прямыми – как бы мокрыми – власами и бородой. Это напоминает о том, что Он умыл Лик, прежде, чем приложить плат.

С деяниями

Сравнительно нечасто встречающийся тип образа: на полях его клейма, представляющие историю иконы.

Значение

Икона – прямое свидетельство реальности Бога, Царства Небесного, поэтому ее, как символ веры, часто помещали на знаменах, над вратами города.

Убрус на Руси

Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели св. Ольга, крестившаяся в Константинополе, и ее внук, равноап. Владимир. А первые такие иконы появляются на Руси еще с IX в.

Авторы копий

Большинство их остались неизвестными. Из тех, чьи имена все же сохранились, можно назвать прп. Андрея Рублева, мастеров XVIIв. Симона Ушакова, Феодота Ухтомского.

Новгородская икона 12 века

Это самый древний из известных сейчас русских списков образа. Создавший его мастер неизвестен. До революции икона хранилась при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.

Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник

Прп. Андрею приписывают образ, хранящийся в Третьяковской галерее. Он стал образцом для русских мастеров последующих лет. Образ написан во 2 пол. XIV в. Его смысловой центр – Лик Господа, окруженный нимбом.

Спас Всемилостивый

Главная святыня Воскресенского собора города Тутаева (бывший Романово-Борисоглебск) Ярославской области — чудотворная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».

Старинная икона в Тутаеве

От других ее отличают большие размеры – высота и ширина образаXV в. чуть менее 3 м.

Ныне икону почитают чудотворной не только православные, но и старообрядцы.

Явление чудотворной иконы в Ярославле

Образ явлен 25 июня 1612 г., когда в город вступило ополчение Минина и Пожарского, шедшее на освобождение Москвы от поляков. Тогда в Ярославле шла эпидемия, от которой многие умирали. Тогда была найдена икона, крестный ход с которой остановил моровое поветрие и одновременно – воодушевил горожан на защиту страны. На месте чудного явления позже воздвигли храм.

Вятский

Список относится к сер. XVII в. Он узнаваем по фигурам Ангелов близ Христа.  Образ прославился прекращением эпидемии, после чего его перенесли в Москву.

Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков

Любимый иконописец царя Алексея Михайловича создал ее для царской семьи. По кончине государя его вдова Наталья Кирилловна, благословила ею старшего сына, будущего первого Российского Императора.

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный Ушаков Симон Федорович Школа: Оружейная палата Московского Кремля Конец 1660-х — начало 1670-х Государственный исторический музей, Москва Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.

Любимая икона Петра I

Царь всегда брал ее, отправляясь на войну, позже перевез в Петербург. Список образа возил с собой Александр III. Он был с царем во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., когда при крушении поезда вся царская семья осталась невредима.

Харьковский

Икона написана в XVIII в., находилась при Борисоглебском монастыре. В советские годы ее скрывали верующие, постепенно лик потемнел. Обновление образа произошло 20 июля 1997 г. Чудо засвидетельствовано комиссией епархии. Вот что говорят очевидцы:

«…20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма — Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие — увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом, и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.

Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.

По их словам, Икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых, начало угасать».

Почитание

Образ Спаса часто помещали на боевых знаменах, церковных хоругвях, ему посвящали церкви, иноческие обители.

Флаг, стяг, знамя

Нерукотворный образ не случайно был принадлежностью именно боевых флагов, или знамен. Ведь слово «знамя» имеет один корень со «знамением», зримым проявлением силы Божией. Флаги также именовали стягами – от «стягиваться»: видевшие их воины не только ориентировались во время боя, но, взирая на Лик, укреплялись духом.

Самое известное из боевых таких знамен – Ивана IV, с которым русские войска взяли Казань. Впоследствии с ним также одерживали победы войска Петра I.

Двусторонняя хоругвь

Некоторые боевые стяги подобны хоругвям, используемых во время крестных ходов: на одной стороне Нерукотворный образ, на другой – иное священное изображение. Например, в сибирском Илимске известно знамя казаков с изображением на другой стороне Крещения Господня. Это символизировало Божие заступление, и то, что русские колонисты несли местным народам веру.

Храмы и монастыри

Он построен в середине XIV в. свт. Алексием Московским в память спасения его от морской бури, которое последовало 29 августа. Именование обители восходит к первому настоятелю, ученику прп. Сергия. Обитель известна тем, что здесь подвизался прп. Андрей Рублев. С советских лет здесь – музей его имени.

Монастырь в Клыково и матушка Сепфора

Обитель появилась с 1924 г., ее основали изгнанные из закрытой Оптиной пустыни братия при храме Нерукотворного образа. Его закрыли с 1937 г., а возродился сначала приход, затем – монастырь с 1991 г.

Здесь долгое время проживала схимонахиня Сепфора, известная духовными дарованиями. Сейчас на могилу пока не прославленной подвижницы приезжают паломники.

Образ в искусстве: фильмы, картины

Фильмы об иконе – как правило, документальные. Фантазировать на тему чуда художники не дерзают. Впрочем, икона фигурирует в одном из сюжетов сериала «Агент национальной безопасности», посвященной, однако, не самому образу, а вообще контрабанде икон за рубеж.

Все иконы Иисуса Христа с названиями и фото

В чем помогает и от чего защищает молитва перед Святым Ликом Спасителя

Перед образом молятся:

  • об исцелении болезней, подобно Авгарю:
  • ради укрепления веры;
  • во время нападения врагов.

Икона середины XVI века Спас Нерукотворный  Не рыдай Мене Мати со сказанием о Нерукотворном образе из собрания Константина Воронина

Икона середины XVI века «Спас Нерукотворный – Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания Константина Воронина. В центре композиции представлены Нерукотворный образ Христа и сцена оплакивания распятого Спасителя. Эти изображения связаны с богослужениями Страстной Седмицы и отражают идею торжества Христа над смертью. Их сочетание в иконах получило распространение в XVI – XVII веках. В 14-ти клеймах рамы, окружающей средник, проиллюстрированы эпизоды Сказания о происхождении и чудесах Нерукотворного образа, почитающегося Церковью в качестве первой иконы, созданной самим Христом. Это самый ранний известный пример изображения текста Сказания в древнерусском искусстве. Художник последовательно представил историю образа, принесенного правителю Эдессы Авгарю апостолами Лукой и Фаддеем, а в 944 году торжественно доставленного в столицу Византии Константинополь.

Православная молитва перед образом о детях

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Зачем читать акафист образу

Обычно верующие читают его, когда особенно требуется Божия помощь, а также во дни празднования честной иконе.

Наталья Сазонова

Акафист

Молитва

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Убрус Спас Нерукотворный
Турция окончательно модернизирует Leopard 2A4
Турция окончательно модернизирует Leopard 2A4