Убрус Головной Убор - Последние новости России и Мира сегодня

Убрус Головной Убор

Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.

Традиционные русские женские головные уборы фото  1

Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.

Девичьи и женские традиционные русские народные прически.

Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.

Традиционные русские женские головные уборы фото  2

Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.

Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).

Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».

Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.

Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Традиционные русские женские головные уборы фото  3

Девичьи традиционные русские народные головные уборы

При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Традиционные русские женские головные уборы фото  4

Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.

Традиционные русские женские головные уборы фото  5

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

Традиционные русские женские головные уборы фото  6

Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).

Традиционные русские женские головные уборы фото  7

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

Традиционные русские женские головные уборы фото  8

Женские традиционные русские народные головные уборы

Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.

Традиционные русские женские головные уборы фото  9

Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Традиционные русские женские головные уборы фото  10

Традиционные русские женские головные уборы фото  11

Повойник (подубрусник) - это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем. В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.

Волосник – женский русский народный головной убор

Традиционные русские женские головные уборы фото  12

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

Убрус – женский русский народный головной убор

.

Традиционные русские женские головные уборы фото  13

Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.

Способы повязки убруса.

Традиционные русские женские головные уборы фото  14

Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.

Кика – женский русский народный головной убор

Традиционные русские женские головные уборы фото  15

Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Традиционные русские женские головные уборы фото  16

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.

Традиционные русские женские головные уборы фото  17

Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

Кокошник– женский русский народный головной убор

Традиционные русские женские головные уборы фото  18

Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.

Традиционные русские женские головные уборы фото  19

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.

Традиционные русские женские головные уборы фото  20

Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.

В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

Женские зимние русский народные головные уборы.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Традиционные русские женские головные уборы фото  21

Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.

Здравствуйте уважаемые.
Один мой старый пост. По-мне - так вполне достойный. Возможно, вам будет интересно :-)
Итак...
Здравствуйте уважаемые.
Намедни в обсуждение поста о супругах и герл-френдессах Ивана IV Васильевича Тирана, прозванного позже Грозным, как то слегка коснулись интересной темы - женских головных уборов того времени. И мне подумалось - а вдруг Вам будет интересно вкратце узнать об этой штуке :-)) В общих чертах, так сказать. Без особого погружения :-))
Не открою, видимо, для Вас Америки, если скажу, что женские головные уборы того времени можно было смело разделить на девичьи и женские. И не дай Бог какая девица напялит на себя прилюдно шапочку замужней, так же как и дама в браке внезапно захочет выдать себя за "деву красную" :-)) Осуждалось, а то и каралось!
В чем основное отличие, спросите Вы? Оно простое. Незамужние девушки могли показывать свои волосы. Более того, практически всегда на Руси коса являлась одной из главных предметов девичьей гордости (наряду с высоким ростом, дородностью, чистой кожей и красивыми зубами). Имея красивые волосы можно было запросто выйти замуж, причем крайне удачно. Отзвуки тех лет мы до сих пор можем найти у нас в языке в поговорках да пословицах. Например, "Длинная коса - девичья краса" и тому подобное.

Классические каноны русской красавицы :-)

Поэтому понятно желание девушки (особенно если она по другим канонам красоты не очень подходила, ну например была стройной и гибкой, как ныне) всячески холить и лелеять свои волосы. Коса всячески украшалась и выставлялась на виду. Можно было даже завивать волосы (чаще всего кончики) - а это почти немыслимое дело!!! В косу вплетали ленты, кружево и прочее, дабы увеличить ее толщину и создать почти что 3 D эффект объема. Венчал косу обычно так называемый "косник" (или накосник). Это некая треугольная штука, которая крепилась на конец косы, и в зависимости от благосостояния хозяйки украшалась очень и очень богато. При том у каждой был собственный дизайн и задумки. Иногда получалось что то похожее на произведение искусства. Косник хранили всю жизнь в память о девичестве и показывали дочерям, внучками и правнучкам :-)

Косник

Еще одним атрибутам девического костюма часто выступал чельник (перевязь оно же вено), то есть повязка надеваемая на лоб (чело). Это было продиктовано и практической точкой зрения, так как защищала от пота, повязку эту могли пропитывать полезными маслами (например, льняным) или отваром ромашки. А еще таким образом заботились о том, чтобы у девушки не было ранних морщин, ибо большой, ровный и красивый лоб тоже очень ценился потенциальными женихами :-) Но тут правда были переборы... Чельник настолько круто завязывали, а косу заплетали, что девушка была очень ограничена в проявлении какой-либо эмоций посредством мимики, и лицо было несколько застывшее. Приплюсуйте сюда некоторое время модное веяние среди городских молодых леди сбривать брови и рисовать их гораздо выше того места , где они должны были располагаться :-))))

Один из вариантов чельника

Чельник мог быть обычно лентой, мог быть шелковой или атласной, а мог быть очень богато украшен и расшит. Особой популярностью пользовались узоры с птицей Сирин - для оберега и привлечения хорошей жизни :-)
Кроме того, в более древние времена,на чельник часто вешались колты - подвески, чаще всего круглой или звездчатой формы с благовониями или дополнительными оберегами.

Колты

Позже чельник начали заменять на круну (корону) и венец. Это произошло после очередного всплеска моды на высоких барышень. И эти головные уборы могли быть ну этот сайт высокими :-)

Круна и венец :-)

Ну и соответственно, Вы понимаете, что чуть ли не центральным событием свадебной церемонии для девушки был ритуал смены головного убора — с девичьего на женский или так называемое «окручивание». Название такое потому, что вместо одной косы (символа девичества) волосы заплетали в две (символ замужней жизни), которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы, чтобы покрыть сверху легким тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи (выи), который называли повойник (войник) или же закрывали мягкой шапочкой из цветной материи, которая называлась подубрусник. Сзади повязывался одинаковой с войником расцветки платок, который назывался смешно - подзатыльник. Ну а сверху надевалось то, что мы привыкли называть кокошник.

Повойник

Если мы откроем приснопамятный "Домострой", то можем прочесть о подготовке к свадьбе, что в доме невесты «положити кика да положити под кикой подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало».
Про подубрусник и подзатыльник мы с Вами уже говорили. Когда дама не надевала кику и кокошник (о них мы поговорим чуть ниже) она поверх всего надевала убрус (шлык) — богато вышитый головной убор в виде полотенца, закалывавшийся специальными булавками.

Убрус (шлык)

Наконец волосник - это сетка с околышем из золотных или вышитых золотом материй, которую носили по желанию.
Частично (особенно в летнюю пору) часть волос замужней дамы можно было видеть, но вот полностью обнажить голову и уж тем более распустить волосы она могла теперь только перед мужем :-) Как говориться, "баста карапузики, кончилися танцы" :-)))

Волосник

На свадьбу, праздники и похороны замужная дама надевала так называемый кокошник. Это широкораспространенный элемент русского национального костюма был разным по форме и по наименованию. По большому счету, кокошником (от кокош - курица-наседка), его называли только в 5 областях страны, а так наименований было море - кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска и еще куча других. Главное его отличие от других - высокя передняя часть.
Форма, как я уже сказал абсолютно различная, и по некоторым даже и не скажешь сходу, что это кокошник в принципе :-)

Надо отметить, что каждая дама старалась украсить свой кокуй как можно более шикарно и стоить он мог очень даже дорого - не зря, часто переходил в качестве приданного. С модой на стиль "а ля рюсс" этот предмет костюма, наряду с водкой, медведем и автоматом Калашникова стал наиболее часто ассоциироваться с нашей страной на Западе :-)
Ну а самым распространенным и ценимым женским головным убором долгое время (пожалуй вплоть до 20 века) была так называемая кика.

Кики различных видов :-)

Это странное по форме и содержанию головное одеяние, если можно его так назвать, имела каждая замужняя дама и старалась создать его как можно более богатым и ярким. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки. На тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов, а сверху крылось большим куском плотной материи, которая сшивалась сзади. Впереди на лбу кика украшалась кружевом, узорным плетением, цветными гранеными стеклышками, бусинами. Если в украшении использовалась вышивка — то чаще всего это был растительный орнамент или стилизованные птицы. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус — «поднизью» или «очельем». Жемчуг, кстати, самый распространенный материал для украшения на Руси.

Сорока

Особенно меня конечно вымораживет форма кики. Она была рогатая, с одним рогом или с двумя. Почему, зачем, для чего использовался этот атрибут самцов - абсолютно непонятно :-))) Была еще кика безрогая и она называлась сорока, но была менее распространена. Ну и естественно в каждом регионе они были разные по форме, но не по сути :-)
Говорят, в киках кое где ходили до середины 20 века. Вот так вот.
Ну а об остальных шляпах, более позднего периода мы с Вами, возможно, поговорим в следующий раз :-)))
Надеюсь не утомил.
Приятного времени суток!

Головной убор убрус

Пожалуй, самым древним женским убором считается платок убрус. Его называли по-разному: ширинка, полотенце, подширье, наметка, фата. Говоря в общем, это тонкий кусок холста. Способов повязки было огромное множество: по-разному повязывались концы, по-разному складывалась ткань по ширине и длине, сама ткань и ее отделка отличалась.

Способы повязки убруса

Женский убрус представлял собой тонкое прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину. Первоначально одним концом обвязывали голову, и скалывали под подбородком. Второй край ложился на плечо и украшался вышивкой и шитьем из золота, серебра и шелка. Бисер был очень популярным способом украсить платок. Богатые люди могли себе позволить украшение головы ювелирными изделиями поверх убруса.

Позже убрус на голове приобрел треугольную форму. Концы скалывались под подбородком и завязывались аккуратным узлом на голове. В этом случае концы спускали на спину и плечи. Для «парадного» выхода его часть обязательно обшивалась. Завязывать убрус под подбородком стали в начале XIX века, эта традиция пришла к нам из Германии. До этого женщины завязывали этот элемент одежды «головкой» (высоко на макушке). И складывалось впечатление, что болят зубы.

Женщина в убрусе на сегодняшний лад

Несмотря на то, что этот головной убор появился много лет назад, он все еще популярен. Конечно, теперь девушки не завязывают полотно высоко на макушке, закрывая подбородок. Актуально прятать концы под верхнюю одежду, при этом обкрутив платок вокруг шеи. Такой образ смотрится очень женственно. Часто встречается все та же, некогда очень актуальная цветочная расцветка. Модным рисунком считается абстракция. Убрус (платок) для женщин может быть и однотонным. Важно правильно подобрать цвет и рисунок изделия. Не менее важно правильно завязать платок на голове. От этого будет зависеть, как выбудете выглядеть: элегантно или нелепо. Образ должен получиться очень интересным, немного старомодным и по-настоящему женственным.

Статьи по теме:

Сегодня многие девушки уделяют немало внимания своей внешности. А парик является удачным дополнением в создании модного и неповторимого образа. Поскольку парики всегда в тренде, то купив пару экземпляров, вы сможете каждый день радовать себя и других своим внешним видом.

Современная мода – это постоянно меняющиеся тенденции, веяния и направления. Наверное, чтобы лучше в ней разобраться, стоит ознакомиться с историей моды, особенно XX века, ведь именно тогда и происходило становление современной моды.

Шотландский килт – это не просто необычная одежда, как думают многие, это вещь, с которой связана история целого народа, это символ шотландского бунтарского духа, который англичане в свое время так и не смогли сломить. Итак, страничка истории.

Любая пытливая натура с удовольствием знакомится с интересными фактами из прошлого, и многие современные модницы именно такие. Поэтому предлагаем ознакомиться с некоторыми малоизвестными моментами из моды ушедших времен.

Давайте перенесёмся во времена Древней Руси. Как и в наше время, в старину очень любили наряжаться. Рассмотрим на примере праздничного костюма племени вятичей, что было модным и стильным тысячу лет назад, в эпоху становления Древнерусского государства, а также посмотрим, что унаследовала современная одежда у предков москвичей.

Убрус Головной Убор

На фотографии Юлия Зайдель

Реконструкция облика зажиточной замужней молодой женщины племени вятичей второй половины XI века на территории современного Одинцовского района Московской области.

Основу комплекта составляла рубашка — нижнее платье, выполнявшее функцию белья. Рубаха могла быть туникобразного кроя или поликовая, с маленькими складочками, заложенными у ворота. Праздничный вариант мог декорироваться привозным и очень дорогим в то время шёлком, а также тесьмой, тканой на дощечках, и плетёными шнурками на особом приспособлении — «вилочке».

Разрез ворота мог быть как центральным, так и боковым. Застёгивался он на металлические пуговки-грибочки либо бусинки или бубенцы. Роль пуговок также могли играть обшитые шёлком вишнёвые косточки. Рубашка имела в старину важное, сакральное значение для человека, считалась частью организма, второй кожей. Именно поэтому по вороту, рукавам, подолу её обязательно хотя бы минимально декорировали, дабы через эти отверстия в человека не проникли злобные силы потустороннего мира.

В материнскую рубашку заворачивали новорождённого, чтобы с помощью материнской энергии защитить маленького человека от болезней и посягательства огромного количества духов, населявших, по поверьям славян, весь окружающий мир.

Поверх рубахи надевался предок современной юбки, древнейшая одежда славянок — понёва, которую шили из трёх, реже четырёх полотнищ смесовой ткани — льна и шерсти. Цвета и узор могли разительно отличаться от региона проживания хозяйки, её социального и семейного статуса, возраста. По сути, древнерусский костюм играл роль и паспорта, и странички в социальной сети — по нему практически всё можно было узнать о человеке. Понёву начинали носить девушки, и, конечно же, носили взрослые женщины. В этнографии сохранились записи старинного обряда «впрыгивания в понёву»: девушка ходила по скамье туда и обратно, а её мать держала понёву раскрытой и приговаривала: «Вскоци дитятко, вскоци милое!» — а девушка капризничала и уворачивалась от рук матери со словами: «Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу!» Праздничную понёву также декорировали шёлком, тесьмой, шнуром. К её подолу могли пришиваться бронзовые бубенчики. Их звон отгонял от хозяйки злые силы.

Цвета для создания узорных тканей делались с помощью натуральных красителей. Растение марена окрашивала в красный цвет. Кора дуба — в серый и коричневый. Крушина и пижма — в жёлтый. Дорогой привозной краситель индиго — в синий. Обязательным атрибутом славянского костюма был пояс. У женщин он был тканым на дощечках, однотонным или узорным. Появиться «распоясанным» в стародавние времена означало навлечь на себя большой позор. Пояс также считался оберегом и часто играл роль сумки: на него подвешивались кожаные кошели, бытовой нож, который хозяйке мог потребоваться буквально в любую минуту, кресало для розжига огня, различные амулеты.

Для тепла поверх рубахи и понёвы надевался навершник или летник из некрашеной овечьей шерсти. На ноги — вязанные иглой гольфы, удерживавшиеся на икрах с помощью шнурков-онучей и кожаные поршни, или, у состоятельных людей, ботиночки.

Особый интерес представляет головной убор славянских женщин. Это мог быть как простой убрус (платок) из льна, шерсти, шёлка, так и сложная конструкция из нескольких платков твёрдой основы — кокошника, кички, самых разных форм, например с рожками, что является наследием старинных верований. Такой головной убор сохранился, пройдя через столетия, до ХХ века в народном костюме Рязанской области.

Таким был старинный женский племенной костюм в IX–XI веках. Возможно, и в наше время, пусть и в изменённом виде, остались отголоски моды прошлых веков. Давайте вместе подумаем: что в современном облике мы унаследовали от предков? Пишите свои ответы в комментариях!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Убрус Головной Убор
Фарух Хасанов
Фарух Хасанов — кто он