Убрус Что Это - Последние новости России и Мира сегодня

Убрус Что Это

  • свт. Димит­рий Ростов­ский

Убру́с

— 1) плат, полотно, поло­тенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля; плат с неру­ко­твор­ным изоб­ра­же­нием лика Иисуса Христа.

ubrus - Убрус

Сохра­нился ли Святой Убрус до наших дней?

Пре­да­ние о Неру­ко­твор­ном Образе Спаса доно­сит до нас исто­рию про­ис­хож­де­ния этой свя­тыни.

Когда Едес­ский пра­ви­тель, Авгарь Ухама, стра­дав­ший от тяже­лой болезни (про­казы), неиз­ле­чи­мой обыч­ными вра­чеб­ными сред­ствами, узнал о чуде­сах, совер­ша­е­мых Хри­стом на тер­ри­то­рии Пале­стины, он отпра­вил к Нему своего слугу Ананию (Хан­нана), пред­ва­ри­тельно вручив ему посла­ние, в кото­ром просил об исце­ле­нии. Кроме того, зная о пре­сле­до­ва­ниях Христа со сто­роны иудеев, Авгарь пред­ло­жил Ему кров и убе­жище.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния глав­ной задачи При­ше­ствия в мир, Спа­си­тель от при­гла­ше­ния отка­зался, однако пообе­щал при­слать впо­след­ствии одного из Своих уче­ни­ков, кото­рый не только изле­чит Авгаря от телес­ной болезни, но и исце­лит от неве­де­ния граж­дан его страны.

Анания был живо­пис­цем и имел пору­че­ние от Авгаря запе­чат­леть образ Мессии в случае, если Тот отка­жется при­быть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за напи­са­ние образа, ему не уда­лось при­бли­зиться к Спа­си­телю, так как Он был тесним огром­ными тол­пами людей. Сколько он ни пытался вос­про­из­ве­сти на мате­рии сия­ю­щее Боже­ствен­ной славой лицо, ему никак не уда­ва­лось достичь жела­е­мого резуль­тата.

Тогда Гос­подь, ура­зу­мев про­ис­хо­дя­щее, пове­лел при­не­сти ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таин­ственно и неизъ­яс­нимо на плате отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. После того как Убрус был вручен живо­писцу Хан­нану, тот доста­вил его в Едессу.

Авгарь принял Неру­ко­творн­ный Образ с бла­го­го­ве­нием и с тех пор исце­лился, хотя болезнь всё же оста­вила на его плоти неко­то­рые следы. Окон­ча­тельно он был исце­лен апо­сто­лом Фад­деем, кото­рый был направ­лен в Едессу апо­сто­лом Фомой после того, как Гос­подь, иску­пив чело­ве­че­ский род и вос­крес­нув, воз­несся на Небеса и воссел одес­ную Отца.

Фома про­све­тил горо­жан светом Еван­гель­ской про­по­веди и Едесса сде­ла­лась хри­сти­ан­ской.

Убрус был нало­жен на доску и утвер­ждён в нише, рас­по­ла­гав­шейся в кре­пост­ной стене над город­скими воро­тами. Все вхо­див­шие в город через ворота должны были воз­да­вать Неру­ко­твор­ному Образу покло­не­ние.

Когда, спустя годы, один из потом­ков Авгаря стал насаж­дать в Едессе язы­че­скую веру, мест­ный епи­скоп, полу­чив откро­ве­ние, пришёл ночью к воро­там, зажёг перед Обра­зом лам­паду и заму­ро­вал вме­щав­шую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хра­не­ния иконы уже ничем не выде­ля­лось на общем фоне стены. Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли.

Прошли сто­ле­тия, прежде чем Неру­ко­твор­ный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда пер­сид­ский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и гото­вился им овла­деть, епи­скопу Евла­вию было виде­ние: Жена, явив­ша­яся ему в Небес­ном вели­чии, ука­зала на место хра­не­ния Неру­ко­твор­ного Образа и пове­лела взять этот Святой.

Под­чи­ня­ясь Боже­ствен­ной воле, Евла­вий вскрыл заму­ро­ван­ную нишу и обна­ру­жил утра­чен­ный было Святой Убрус. Образ ока­зался непо­вре­жден­ным. Более того, на закры­вав­шей его камен­ной (кера­ми­че­ской) плите он обна­ру­жил ещё один образ Спа­си­теля, чудесно отоб­ра­зив­ший тот, кото­рый был запе­чат­лен на Убрусе.

После того как перед Неру­ко­твор­ным Обра­зом было совер­шено моле­ние, а затем, с крест­ным ходом он был про­не­сен по город­ским стенам, враг отсту­пил.

Когда в VII веке арабы овла­дели Едес­сой, хри­сти­а­нам было доз­во­лено покло­няться Образу как свя­тыне. Слава об этой неру­ко­твор­ной иконе рас­про­стра­ни­лась по всему Востоку.

В 944 году импе­ра­торы Кон­стан­тин VII Пор­фи­ро­род­ный и Роман I Лака­пин, дви­жи­мые рев­но­стью о Гос­поде, дого­во­ри­лись с вла­стями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправ­лено 12000 среб­ре­ни­ков и 200 плен­ных сара­цин. Вместе с тем было им было дано обе­ща­ние, что отныне город не будет под­вер­гаться напа­де­ниям со сто­роны импе­ра­тор­ских войск.

Горо­жане, конечно же, не хотели рас­ста­ваться со своей свя­ты­ней. Однако пра­ви­телю уда­лось скло­нить их к согла­сию: кого уве­ще­ва­ни­ями, кого силой и при­нуж­де­нием, кого угро­зами смерти.

15 авгу­ста 944 года Неру­ко­твор­ный Образ был достав­лен во Вла­херн­ский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 авгу­ста он был внесён в Кон­стан­ти­но­поль­ский храм Пре­муд­ро­сти Божьей. После чество­ва­ний и покло­не­ний Неру­ко­твор­ному Образу, его воз­вра­тили в Фарос. В память об этих собы­тиях Цер­ко­вью был уста­нов­лен особый Празд­ник. Он отме­ча­ется еже­годно 16 (29) авгу­ста.

Со вре­ме­нем Святой Убрус был утра­чен.

Согласно наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ному мнению, он был похи­щен из Фароса по раз­граб­ле­нии Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами в 1204 году и направ­лен в Вене­цию на корабле. До Вене­ции судно так и не дошло: зато­нуло в Мра­мор­ном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному част­ному пре­да­нию, Неру­ко­твор­ный Образ в Мра­мор­ном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палео­лог пере­дал его гену­эз­цам в знак при­зна­тель­но­сти за помощь в осво­бож­де­нии неко­то­рых земель от вла­ды­че­ства сара­цин. Так икона попала в Европу. Правда, впо­след­ствии выяс­ни­лось, что образ, выда­ва­е­мый за ори­ги­наль­ный Святой Убрус, при­над­ле­жит более позд­нему письму.

Согласно дру­гому пре­да­нию, тоже част­ному, Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля путём слож­ных пери­пе­тий попал на тер­ри­то­рию Грузии. Раньше этот образ выстав­лялся для покло­не­ния. Однако, и он ока­зался руко­твор­ным.

Что такое Плат Веро­ники?

Почи­та­е­мый в Пра­во­слав­ной Церкви Святой Убрус не сле­дует путать с извест­ным на Западе Платом Веро­ники. Прин­ци­пи­аль­ным отли­чием этой иконы явля­ется то, что Хри­стос пред­став­лен на ней в тер­но­вом венце.

Согласно пре­да­нию Запад­ной Церкви, про­ис­хож­де­ние этой иконы свя­зано со сле­ду­ю­щим пре­да­нием. Веро­ника была той кро­во­то­чи­вой женой, кото­рую исце­лил Гос­подь (Мф.9:20-22 Она сопро­вож­дала Его во время шествия на Гол­гофу, к месту Его послед­них стра­да­ний и жерт­вен­ной смерти. Сочув­ствуя и желая хоть как-то помочь Своему исце­ли­телю, она подала Ему плат, чтобы Он смог сте­реть с лица капли пота и крови. В знак бла­го­дар­но­сти Спа­си­тель вернул этот плат с чудесно про­явив­шемся на нём отпе­чат­ком Своего лица. 

В другом вари­анте исто­рии о про­ис­хож­де­нии плата сооб­ща­ется, что Веро­ника, желая иметь при себе образ Христа, попро­сила напи­сать его Еван­ге­ли­ста Луку. Но все его попытки не увен­ча­лись успе­хом. Тогда Гос­подь, зная о её жела­нии, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и при­ло­жил плат к лицу, после чего на нём и отоб­ра­зился Его святой лик.

Также на статус Плата Веро­ники пре­тен­дуют три релик­вии, нахо­дя­щи­еся: в соборе апо­стола Петра в Риме, в кафед­раль­ном соборе неболь­шой деревни ита­льян­ской про­вин­ции Абруццо, в мона­стыре испан­ского города Али­канте.

ЧТО ТАКОЕ УБРУС?

В старые времена УБРУСОМ называли платок или полотенце. Очень часто убрусы расшивали золотом или жемчугом, на убрусах вышивали узоры.
Убрусами так же считаются изображённые полотна на иконах, как например Убрус с нерукотворным Образом Иисуса Христа.
Убрусами украшались иконы (чаще убрусы на иконах называют РУШНИКИ) , а потому в сегодняшний день несли в храм новые убрусы (рушники) и их освещали. Кто-то после освещения дарил убрус в дар храму на курашения той или иной иконы как память о себе.
Древнерусской слово Убрус - это то, что сегодня мы называем полотенце. В старые времена полотенце ещё называли словом УТИРКА, от слова УТИРАТЬСЯ.
Так и слово УБРУС произошло от слово БРЫСАТИ, что значит, тереть. Брысать - это значит утираться убрусом после мытья.
Так вот и Господь Иисус Христос по преданию, утёр лик Убрусом, который и отпечатался на полотне, как бы в виде иконы.
Убрус - это чисто славянское слово и встретить его можно только у славянских народов: русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, болгар, словаков и словен.

Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.

Традиционные русские женские головные уборы фото  1

Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.

Девичьи и женские традиционные русские народные прически.

Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.

Традиционные русские женские головные уборы фото  2

Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.

Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).

Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».

Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.

Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Традиционные русские женские головные уборы фото  3

Девичьи традиционные русские народные головные уборы

При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Традиционные русские женские головные уборы фото  4

Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.

Традиционные русские женские головные уборы фото  5

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

Традиционные русские женские головные уборы фото  6

Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).

Традиционные русские женские головные уборы фото  7

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

Традиционные русские женские головные уборы фото  8

Женские традиционные русские народные головные уборы

Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.

Традиционные русские женские головные уборы фото  9

Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Традиционные русские женские головные уборы фото  10

Традиционные русские женские головные уборы фото  11

Повойник (подубрусник) - это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем. В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.

Волосник – женский русский народный головной убор

Традиционные русские женские головные уборы фото  12

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

Убрус – женский русский народный головной убор

.

Традиционные русские женские головные уборы фото  13

Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.

Способы повязки убруса.

Традиционные русские женские головные уборы фото  14

Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.

Кика – женский русский народный головной убор

Традиционные русские женские головные уборы фото  15

Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Традиционные русские женские головные уборы фото  16

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.

Традиционные русские женские головные уборы фото  17

Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

Кокошник– женский русский народный головной убор

Традиционные русские женские головные уборы фото  18

Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.

Традиционные русские женские головные уборы фото  19

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.

Традиционные русские женские головные уборы фото  20

Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.

В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

Женские зимние русский народные головные уборы.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Традиционные русские женские головные уборы фото  21

Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com