Цимбалы Музыкальный Инструмент - Последние новости России и Мира сегодня

Цимбалы Музыкальный Инструмент

  • 1 Что такое цимбалы
  • 2 Особенности звукоизвлечения
  • 3 Разновидности
  • 4 История цимбал
  • 5 Реконструкция инструмента
  • 6 Техники игры
  • 7 Цимбалы в странах мира
  • 8 Известные цимбалисты

Цимбалы — один из древнейших и самых распространенных музыкальных инструментов мира.

Что такое цимбалы

Класс — струнный ударный музыкальный инструмент. Относится к хордофонам.

Наибольшую популярность сохраняет в восточной Европе. Особо выделяются венгерские цимбалы, активно использующиеся в национальном творчестве венгров.

Венгерские цимбалы
Венгерские цимбалы

Строение представляет собой корпус с деками. Популярный материал корпуса — дерево, но встречаются и другие варианты.

Между декой натянуты струны. Стальные струны разбиты в группы по 3. Струны звучат в унисон. Басовые струны покрыты медью. Установлены в группы по 3 штуки, также настроены в унисон.

Особенности звукоизвлечения

В основе игры на цимбалах лежит техника специального молоточка. С помощью него по струнам инструмента наносятся удары, что вызывает их колебание и звучание. Если после удара струны не приглушиваются, то вибрации распространяются на соседние струны, что вызывает гул. Кроме молоточка можно использовать деревянные палочки.

Разновидности

Цимбалы делятся на концертные и народные. Отличаются размером и способом фиксации.

Нижняя часть концертных — 1 метр. Верхняя — 60 см. Боковые части — 53.5 см. Высота 6.5 см. Ширина — 49 см. Фиксация — ножки с обратной стороны корпуса. Отличительная особенность концертных моделей — наличие демпфера. Предназначение — быстрое прекращение колебания струн. Демпфер выполнен в виде педали. Чем сильнее цимбалист нажимает на педаль, тем сильнее глушится звук струн.

Игра на цимбалах

История цимбал

Первые прототипы цимбал были обнаружены у месопотамских народов. Первые рисунки похожих инструментов датируются IX тысячелетием до н. э. Принадлежность — народ вавилонян. Ассирийские изображения были сделаны в VII веке до н. э. Шумерский вариант изображен на рисунках IV-III веков до н.э.

Древние варианты характеризуются корпусом треугольной формы. Первоначальная форма делала инструмент похожим на модифицированную арфу.

Схожее изобретение появилось и в Древней Греции. Монохорд был устроен по одному принципу с современными цимбалами. В основе конструкции — резонаторный ящик. Форма — прямоугольная. Серьезное отличие заключалось в наличии всего одной струны. Монохорд использовался в науке для исследования музыкальных интервалов.

Путь попадания цимбал в Европу неизвестен. Историки предполагают, что инструмент могли принести с собой цыгане или арабы. В Европе цимбалы обрели славу среди феодалов. В «Книге о двадцати искусствах» XIV века новомодный инструмент описан как «имеющий отличное сладкое звучание». В этой же книге упоминается, что хордофоны использовались при исполнении придворной и бюргерской музыки.

Изначально европейцы использовали цимбалы в сольных композициях. В XVI веке инструмент получил аккомпанирующее применение, а позже проник в ансамбли. Первое использование в оперном искусстве — 1753 год, Испания.

В 1700х годах немцами была разработана своя версия, под названием хакбретт. Примерно в это же время Панталеон Гебенштрайт модифицировал цимбалы. В его варианте появились клавиши. Модель названа паталеоном в честь имени создателя. В будущем изобретение Гебенштрайта превратится в современное фортепьяно.

В России инструмент известен в XV-XVI веках. В письменных хрониках содержится сведения об его использовании при царском дворе. Известные российские цимбалисты тех лет: Милентий Степанов, Андрей Петров, Томило Бесов. Немецкий вариант обрел популярность в XVIII веке среди элит.

Современный вариант цимбал появился в конце XIX века. Изобретатель — Йожеф и Венцель Шунда. В XX веке была проведены незначительные модификации конструкции. Цель изменений — повышение надежности, долговечности и громкости звучания.

Музыкальный инструмент цимбалы

Реконструкция инструмента

Первые реконструкции классических цимбал произведены в 20х годах XX века. Авторы реконструкции — Д. Захаров, К. Сушкевич.

Задача при реконструкции — восстановление прежней формы и конструкции. Извлекаемый звук должен быть громким, насыщенным и четко разделенным на октаву. Вид молоточков был пересмотрен. Их длина была уменьшена. Таким образом музыкант может самостоятельно приглушивать звенящие струны.

Реконструированный Захаровым и Сушкевичем вариант стал использоваться на концертах до 60х годов. Тогда были проведены очередные изменения конструкции. Задача изменений — расширение диапазона звучания. Цель была достигнута установкой двух новых подставок. Авторы изменения — В. Крайко и И. Жинович.

Из-за усовершенствования конструкции вес хордофона значительно увеличился. Чтобы убрать нагрузку с коленей исполнителя, к нижней части корпуса стали приделывать 4 ножки. Таким образом инструмент стало возможным устанавливать на стол.

Техники игры

При звукоизвлечении музыкант может задействовать всю руку или одну кисть. Может применяться техника тремоло. Тремоло — быстрое повторение одного звука.

Современные исполнители используют расширенную технику игры. Удары палочкой проводятся не только по струнам, но и по краю корпуса. Получаемый звук схож со звучанием кастаньета. Также используется прием игры флажолетом, глиссандо, вибрато и сурдиной.

Белорусские цимбалы

Цимбалы в странах мира

Индийский вариант называется сантурой. В качестве струн сантуры используется трава мунджа. Палочки изготавливают из бамбука. Применяется в народном музыкальном творчестве.

В Украине в 1922 году Леонидом Гайдамаком исполнялись концерты с использованием цимбал. Интересный факт: в выступлениях задействованы 2 уменьшенных инструмента. Варианты малого размера были созданы для облегчения транспортировки.

С 1952 года в Молдове преподаются уроки игры на цимбалах в Кишиневской консерватории.

Как выглядят цимбалы

Известные цимбалисты

Аладар Рац — венгерский музыкант. Один из самых выдающихся цимбалистов в истории. Среди его наград Кошутовская премия 1948 года, звания заслуженного и выдающегося артиста Венгрии.

Музыкант был родом из цыганской семьи. По традициям, в возрасте трех лет ему предложили научиться играть на любом музыкальном инструменте. Рац решил обучаться игре на цимбалах.

Своими достижениями Аладар Рац популяризировал цимбалы в первой половине XX века. Инструмент стал восприниматься серьезно и использоваться на концертах.

Австро-венгерский композитор XIX века Эркель Ференц представил инструмент в оперном оркестре. Среди работ Ференца — «Бан Банк», «Батори Мария», «Шарольта».

В СССР был свой цимбалист-виртуоз — Иосиф Жинович. Среди его наград премия Всесоюзного конкурса исполнителей, звание Народного артиста СССР, Заслуженного артиста БССР, несколько орденов «Знак Почета» и Орден Трудового Красного Знамени.

Известные композиции для цимбал от Жиновича: «Белорусская сюита», «Белорусская протяжная и хороводная», «Белорусская песня и танец». Также Жинович написал несколько учебных пособий по игре на цимбалах. Например, в 1940х годах был выпущен учебник «Школа для белорусских цимбал».

Музыкальный инструмент: Цимбалы

Цимбалы

Беларусь…. Волшебная страна, красоту которой невозможно описать словами. Её не зря величают синеокой: тысячи рек и озер небесной голубизны являются визитной карточкой страны. Вековая Беловежская пуща, Полесье, золотые поля, ветряные мельницы, а также старинные замки и крепости – это маленькая крупица того, что может впечатлить путешественника, посетившего этот удивительный край. Ещё одной яркой достопримечательностью страны является её самобытная культура (белорусы свято хранят народные обычаи и традиции). Очень красиво звучат мелодичные народные песни, особенно под аккомпанемент цимбал – струнного ударного музыкального инструмента, ставшего символом белорусской культуры, звучание которого украшает все значимые события в жизни народа этой страны. У россиян – баян и балалайка у американцев – банджо у французов – аккордеон у шотландцев – волынка у армян – дудук а у белорусов – цимбалы. Этот инструмент является национальным достоянием, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, и искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение.

Историю цимбал и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте нашей странице.

Звук

Цимбалы – это уникальный инструмент, обладающий богатой музыкальной изобразительностью, он может звучать как фортепиано и как колокола. Светлый и нежный тембральный окрас инструмента, его яркий, но в то же время нежный и долго не затухающий звук чрезвычайно приятен на слух. Цимбалы напоминают русский народный инструмент – гусли Но существенным различием между двумя этими инструментами является способ извлечения звука: на цимбалах он появляется при ударе по струнам специальными палочками или молоточками. Однако приемы исполнительской техники игры на инструменте сегодня значительно расширены и включают в себя пиццикато, глиссандо, тремоло, флажолеты, арпеджио и многие другие, от которых музыка цимбал становится очень разнообразной.

Цимбалы, имеющие большое количество разновидностей, могут иметь как диатонический (народные цимбалы), так и хроматический строй (академические концертные цимбалы). Диапазон тоже варьируется от двух с половиной до четырех октав. Например, у профессионального инструмента модели «Прима» он расположен в пределах от «соль» малой до «си» третьей октавы.

Ноты для цимбал записываются, как и для фортепиано, в двух ключах: скрипичном и басовом.

Фото

:

 

  • Цимбалист – так называется музыкант - исполнитель на цимбалах.
  • В эпоху Средневековья одним из наиболее популярных светских инструментов была разновидность цимбал, под названием псалтерий, который в своей конструкции имел небольшую клавиатуру. Считается, что именно этот инструмент является прародителем современного фортепиано.
  • Библейская книга Псалтырь получила свое название от инструмента псалтерий, в сопровождении которого декламировались ветхозаветные хвалебные гимны.
  • Цимбалы были очень популярны во Франции уже в 14 веке. Об этом говорит тот факт, что знаменитый в то время французский композитор и поэт Гильом де Машо подробно описывал их в своих трактатах.
  • В конце XVII века развитие цимбал, точнее их разновидности - псалтерия, тесно было связано с именем замечательного немецкого исполнителя и композитора Панталиона Гебенштрайта. Он так ярко и виртуозно исполнял свои импровизации на усовершенствованном им инструменте, что король Франции Людовик XIV, очарованный игрой музыканта, в шутку назвал инструмент панталеоном, это наименование впоследствии и закрепилось.
  • Выдающийся русский композитор

    И. Стравинский

    однажды в ресторане Женевы услышал цимбалы. Звук инструмента так понравился композитору, что он купил себе инструмент и с увлечением научился на нем играть.

  • Знаменитые кинокомпозиторы довольно часто используют звук цимбал в своих композициях к фильмам. Например, К. Коппола («Черный скакун»), Д. Хорнер («Звездный путь 3: В поисках Спока»), Д.Т. Уильямс («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»), А. Деспла́ («Золотой компас», и «Загадочная история Бенджамина Баттона»), Л. Шифрин («Миссия невыполнима»).
  • В Венгрии 3 ноября 1991 года была основана Всемирная ассоциация цимбалистов, главной целью деятельности которой является популяризация инструмента. В организацию входят представители 32 стран Европы, Азии, Америки, Австралии. Это исполнители, мастера по изготовлению инструментов, композиторы, музыкальные издатели и музыковеды. Ассоциация раз в два года в разных странах мира проводит Всемирные конгрессы для обмена опытом и информацией.
  • Национальные и международные конкурсы и фестивали исполнителей на цимбалах проводятся в разных странах мира: Венгрии, Беларуси, Австралии, Японии, Чехии, Словакии, Молдове, Великобритании, Нидерландах, Мексике и других.
  • Слово цимбалы имеет ещё одно значение. Так иногда называют сагаты – музыкальный инструмент в виде маленьких металлических тарелочек диаметром 2 см, обычно используемых во время исполнения танца живота.

 интересные факты о цимбалах

Конструкция

Корпус академических цимбал модели «Прима» имеет форму трапеции, нижнее основание которой равно 100 см, верхнее – 60 см, а боковая сторона – 53,5 см. Корпус накрывается декой, с расположенными на ней несколькими резонансными отверстиями. На деке также устанавливаются шесть подставок - штегов, делящих струны на разные интервалы: кварты, квинты, терции и секунды. На деку натягиваются большое количество струн: 29 рядов по 2-3 струны, высота звучания которых регулируется при помощи настроечных колков - вербилей.

Корпус цимбал обычно изготавливается из клена, а дека - из высокогорной резонансной ели.

На инструменте играют специальными деревянными молоточками - колотушками, имеющими особую изогнутую форму, которые при необходимости для смягчения звука обтягивают кожей или тканью.

Разновидности

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Цимбалы, пользующиеся большой популярностью во многих странах мира, имеют очень много разновидностей и наиболее востребованными из них являются:

  • Венгерские концертные цимбалы - самый большой по конструкции инструмент, корпус, которого представляет собой тяжелую раму, стоящую на четырех съемных ножках. Эти цимбалы имеют расширенный диапазон, хроматический строй и демпферную педаль для глушения струн.
  • Сантур - инструмент получивший распространение в восточных странах: Турции, Ираке, Иране, Индии, Грузии, Армении, Азербайджане. Он имеет 96 струн и изготавливается их древесины ореха в форме трапеции. Палочки, которыми играют на инструменте, называются мизрабами.
  • Фольклорные цимбалы – это портативный инструмент, имеющий небольшие размеры, диатонический строй и диапазон в пределах двух, двух с половиной октав.
  • Аппалачские цимбалы – инструмент, получивший распространение среди народов Северной Америки. Он имеет узкую удлиненную форму в виде восьмерки или овала. Данный вид цимбал отличается наличием грифа, который располагается посередине корпуса и приподнят над декой на один сантиметр. На грифе располагаются от 12 до 16 ладов, дека инструмента имеет два или четыре резонаторных отверстия. Количество струн на таких цимбалах может варьироваться от трех до пяти. Звук извлекается пальцами или медиатором.

Следует также отметить, что для применения в народных ансамблях и оркестрах были сконструированы разные виды цимбал, отличающиеся по высоте звучания: пикколо, прима, альт, бас и контрабас.

Применение и репертуар

Цимбалы своим своеобразным звучанием привлекали внимание композиторов во все времена. Среди известных музыкальных авторов, которые уделяли инструменту особое внимание, включая его голос в свои произведения стоит отметить Ференца Эркеля , Золтана Кодая, Ференца Листа, Клода Дебюсси, Игоря Стравинского, Бела Бартока, Франца Легара.

Цимбалы, и в настоящее время являющиеся достаточно востребованным инструментом, который имеет весьма обширную сферу применения. Они с большим успехом используются как солирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент. Цимбалы очень универсальны, на них прекрасно звучат не только произведения композиторов прошлых эпох, а также музыка современных направлений, например, джазовые композиции.

Нотная библиотека для цимбал очень богата и разнообразна - это переложения замечательных произведений великих композиторов различных эпох и направлений, а также оригинальные произведения, написанные специально для инструмента. Прекрасно звучат на цимбалах музыкальные шедевры выдающихся классиков: А. Вивальди, Г. Генделя. Й. Гайдна, Ф. Куперена, Ф. Мендельсона, П. Чайковского, Р. Глиэра, Г. Свиридова, Среди современных музыкальных авторов, которые уделяют инструменту особое внимание, стоит отметить П. Булеза (Франция), П. Дэвиса (Англия), Д. Куртага (Венгрия), М. Кочара (Венгрия), Л. Андрийсена (Нидерланды), И. Жиновича (Беларусь).

Аладар Рац - исполнитель на цимбалах

Цимбалы, пользующиеся большой народной любовью, всегда привлекали к себе как простых любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Богатейшая история исполнительства на инструменте выявила целую плеяду талантливых исполнителей, внесших своим творчеством неоценимый вклад в развитие инструмента. Одним из самых известных цимбалистов первой половины 20-го века был признан венгерский музыкант Аладар Рац, который своим великолепным исполнением побудил выдающегося русского композитора И. Стравинского не только полюбить цимбалы, но и научиться играть на них.

Основа белорусской исполнительской школы игры на цимбалах была заложена и впоследствии прославлена именами таких выдающихся исполнителей, как Д. Захар, С. Новицкий, Х. Шмелькин, а также И. Жинович, которого за его разностороннюю творческую деятельность называли «белорусским Андреевым». Весомый вклад в развитие исполнительского мастерства своей неутомимой творческой деятельностью внесли А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович.

В настоящее время среди известных исполнителей-виртуозов, которые восхищают слушателей своим исполнением и многое делают для поддержания популярности цимбал во всем мире, необходимо отметить М. Преда, М. Лукача

А. Денисеню, М. Леончика, Ш. Юрмёша.

История

История цимбал берёт своё начало на Ближнем Востоке в далекие от нас древние времена. Их предшественниками были инструменты, находящиеся в обиходе у наших предков еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, и об этом мы узнаем из изображений, найденных в результате археологических раскопок на территории Древнего Шумера. К примеру, на обломке вазы, созданной шестьдесят веков назад, были нарисованы музыканты с инструментами, напоминающими лежачие арфы. Такие же похожие изображения встречаются на барельефе, принадлежащем эпохе правления самой первой династии вавилонских царей, и относятся они к IX веку до н. э. Кроме этого, инструменты, которые можно назвать прародителями цимбал упоминаются в одной из частей Ветхого Завета, в книге пророка Даниила. Например, сантур, который если верить легенде, был создан замечательной личностью библейской истории - царем Давидом. Инструмент со временем широко распространился по всему миру, занял важное место в культурной жизни народов Азии, Африки, Китая, Индии, а затем и Европы. В разных странах он обретал новые имена: во Франции его называли тимпаном, в Англии – дальсимой, в Германии – хакбрэттом, в Италии – салтерио, в Иране – сантуром, в Армении – кануном, а в Чехии, Румынии, Словакии, Венгрии, Польше, Молдавии, Белоруси и Украине - цимбалами.

Инструмент, завоевывающий всё большую народную любовь, постоянно модифицировался, каждый мастер добавлял в его устройство что-нибудь свое: цимбалам меняли форму и объем резонаторного корпуса, в некоторых случаях даже приспосабливали клавиатуру, а вместо жильных струн ставили металлические. Особая популярность к цимбалам пришла в XIV-XVI веках. В это время они прочно обосновались среди населения как сел, так и городов, а в высшем обществе слыл модным инструментом в домашнем музицировании.

история цимбал

Цимбалы считались наилучшими для исполнения различной музыки и применялись не только для соло и аккомпанемента, но и для игры в ансамбле с другими инструментами. Они звучали на различных праздниках, ярмарочных гуляниях, свадьбах и даже придворных церемониях. В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в партитуры оперных спектаклей, симфоний и ораторий. Примером может служить опера К. Глюка «Одураченный Кади».

Любимый многими народами, инструмент постоянно совершенствовался, но настоящие революционные преобразования в конструкции цимбал совершил в семидесятых годах XIX века фортепианный мастер из венгерского г. Пешта В. Шунда. Он усилил раму цимбал, увеличил количество струн, добавил демпферный механизм для глушения струн, а также установил их на четыре ножки. Этот инструмент стал предшественником концертных цимбал, которые сегодня пользуются особой популярностью в Украине, Чехии, Венгрии и Молдавии. А в начале XX-го века, точнее в 1923 году по инициативе талантливого музыканта-исполнителя, педагога Д. Захара, вместе с мастером музыкальных инструментов К. Сушкевичем были модернизированы цимбалы, которые не только пользовались особой популярностью на белорусской земле, но и приобрели статус национального символа Беларуси. Несколько позднее - в 1925 году - было создано целое семейство цимбал – пикколо, прима, альт, бас и контрабас, которые впоследствии вошли в ансамбль, а затем и в оркестр белорусских народных инструментов.

Цимбалы – это инструмент, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, поэтому искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение. Однако цимбалы из-за своей музыкальной привлекательности популярны не только у белорусского народа, они завоевали любовь и известность во многих странах мира. Венгрия, Украина, Польша, Словакия, Словения, Молдавия, Румыния, Сербия, Чехия, Латвия, Армения, Греция, Китай, Индия – это небольшой перечень государств, где на цимбалах с большим удовольствием музицируют не только музыканты-профессионалы, но и простые любители – меломаны.

Понравилась страница? :

Цимбалы

Как выглядят цимбалы и как играть на инструменте?

Как выглядят цимбалы и как играть на инструменте

Видя этот инструмент в составе музыкального коллектива, не каждый сразу будет готов озвучить его название.

Цимбалы – это действительно не самый распространенный и популярный вид ударных и струнных инструментов в нашей стране, хотя и относится к одному из древнейших.

Что это такое?

Данный инструмент относится к струнным ударным по классу, он является подвидом хордофонов.

Выглядит он следующим образом:

  • корпус плоского типа по форме близок к трапеции, есть деки;
  • чаще всего изготавливается из дерева;
  • стальные струны натянуты, имеется несколько групп струн, которые звучат органично, в унисон;
  • струны басового типа обладают медной поверхностью, они тоже имеют несколько групп, работающих в унисон;
  • чтобы играть, требуются молоточки из дерева.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Народный инструмент имеет ряд особенностей:

  • нет приглушения струн открытого типа;
  • четкий функционал обеих рук при извлечении звука: правая нужна для исполнения мелодии, левая – для аккомпанирования;
  • молотки не обшиты;
  • во время исполнения инструмент либо кладется на колени, либо располагается на специальной конструкции – подвесе;
  • низ варьируется от 75 до 115 см;
  • верх – от 51 до 94 см, бок – от 25 до 40 см;
  • инструменты достаточно компактные, дополнены ремнем, с помощью которого осуществляется крепление.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Этот вид более всего распространен в восточно-европейской части страны, особенно популярны венгерские цимбалы. Они выделяются тем, что являются частью народного творчества. В любом национальном ансамбле присутствуют цимбалы.

Академический вариант имеет следующие особенности и размеры:

  • традиционная форма;
  • низ – 1 м, верх – 60 см, боковая зона – 53,5 см;
  • на корпусной деке есть отверстия резонансного типа;
  • на деке располагаются 6 штегов-подставок, которые подразделяют струны на интервалы;
  • струнных рядов 29;
  • на каждом ряду 2 или 3 струны;
  • колки позволяют настроить ряды струн;
  • есть педаль-демпфер, которая тормозит колеблющиеся струны и приглушает звук;
  • сам корпус академических моделей создается из кленового материала, дека делается из ели горного типа.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Цимбалы Музыкальный Инструмент

История

Ближний Восток считается родиной инструмента, появился он в древние времена. Еще в IV веке до нашей эры люди играли на чем-то весьма похожем, археологи находили остатки вещей на древнешумерской зоне. Изображения похожих инструментов на глиняной посуде, барельефах IX века являются дополнительными доказательствами того, что у цимбал были предшественники.

Постепенно музыкальный инструмент начал завоевывать мир, он присутствовал в культуре азиатских, африканских, европейских народов.

У разных народов он имел свое название: дальсима, сантур, канун. Но на большинстве территорий восточной Европы он именуется именно цимбалами. Народный инструмент постепенно менял свой вид, дополнялся, совершенствовался, многие мастера дорабатывали его. Массовое распространение инструмент получил в XV-XVI веках, когда обрел признание у жителей не только мелких селений, но и крупных городов. Он вошел в моду при обучении знати домашнему исполнению музыки.

Благодаря удобству и универсальности завоевал свое место в соло, аккомпанементе, в составе коллектива.

Неудивительно, что вскоре под эту музыку проводили гулянья и торжества, свадебные обряды, а потом и церемонии дворцов. Уже в XVIII веке инструмент зачастую использовали для серьезных сочинений: опер, симфоний. Считается, что прорыв в изменении цимбал случился во второй половине XIX века, когда конструкция была кардинально переделана.

Венгерские мастера смогли внести следующие доработки, изменившие судьбу инструмента:

  • добавилось количество струн;
  • рама была значительно укреплена;
  • появилась деталь, позволяющая приглушать звучание струн;
  • основа была установлена на ножки в количестве 4 штук.

Именно на этой основе позже был создан современный инструмент для концертов. До сих пор он имеет широкое распространение в оркестрах и ансамблях многих стран Европы. В начале XX века цимбалы были окончательно модернизированы в Беларуси, где приобрели статус национальной культурной регалии. Тогда же были созданы цимбальные инструменты, составившие народный оркестр этой страны.

Сегодня цимбалы популярны во многих странах мира, где инструмент используют не только для профессионального, но и для любительского исполнения.

Звучание

Звучат народные и профессиональные инструменты по-разному, но извлекают из них звук одним способом – с помощью палочек-молотков из дерева.

В простонародье их именуют крючками. Исполнители любого вида музыки держат крючки одинаково, между двух пальцев, остальные зажимаются вместе. Так как палочки народников не подвергаются обшивке, звук извлекается путем соприкосновения металла и дерева.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

У концертников-классиков исполнение усложнено, поэтому крючки подвергаются обшивке замшевой тканью.

Более того, используется небольшое количество ваты. Именно обшивка является главным нюансом в извлечении звука из музыкального инструмента. Например, жесткость обшивки провоцирует резковатый звук, перебор с мягкостью приводит к нечеткости, размытию глухого звука.

Качественный инструмент способен продемонстрировать богатейшее звучание. Он может воспроизводить звуки, схожие с роялем или колоколом. Тембрально это очень приятный инструмент, при этом не теряющий насыщенности и сочности звука, имеющих отличную протяжность.

В следующем видео вы сможете открыть для себя уникальное звучание цимбал.

Виды

Выделяют два вида инструмента: народный и концертный (академический). Это подразделение является основным. Но народные варианты имеют существенные отличия, так как в каждой стране существовали свои правила и нормы изготовления.

Оркестровые и народные модели тоже отличаются друг от друга.

Фольклорные вариации имеют 2 или 3 подставки, например, басовую и голосовую. Подставки подразделяют струны на квинты, кварты, формирующие звук в трехрегистровом варианте.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

У профессиональных инструментов 6 подставок, 2 из которых главные, а остальные дополнительные (нижняя и верхние).

Они тоже делятся интервально, но уже на квинты, терции, секунды. Виды различаются не только количеством струн, но и их длиной, сечением. У народного инструмента ряд звуков ограничен двумя октавами или чуть больше. Академический обладает более широкими возможностями, ряд звуков хроматизирован.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Выделяют следующие подвиды цимбал:

  • венгерские (самые габаритные);
  • сантур (востребованы в странах Востока);
  • аппалачские (имеющие популярность на американском континенте, узкие, в овально-эллиптической форме).

Техника игры

Игра на цимбалах в прошлом сводилась к извлечению самых простых комбинаций звуков и элементарных мелодий, однако сейчас они имеют огромные возможности звучания.

Существуют разнообразные приемы, техники исполнения.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Удар»

В народном варианте основная техника извлечения звука – это по-прежнему удар в ускоренном или замедленном темпе.

Это самый простой прием, который осуществляется одноразовым воздействием на струнный материал.

От удара рождаются обертоны, накладываются друг на друга, звук вибрирует и формируется в мелодию. Удар может быть весовым или кистевым в зависимости от степени воздействия. Эти виды тесно сплетаются между собой, используются в совокупности, передавая доминанту друг другу.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Ударом можно извлечь как отдельный звук, так и аккорд, усложненный ритмом, тембром, динамикой.

Чаще всего удары для такого исполнения быстрые. Медленные используются для создания торжественно-величавых мелодий. Эта техника применима как для обшитых, так и голых крючков, достаточно просто перевернуть молоток. Ударом можно извлечь и звук, подобный кастаньетам, для этого молоточек направляют на край деки.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Тремоло»

Еще один популярный прием, заключающийся в неоднократном повторе звука, для этого чередуются удары крючком. Его цель – создание непрерывающегося звука.

Техника позволила добиться более плавного звучания с эффектом дрожания.

Используют ее в академической практике. Освоить данный прием можно, лишь профессионально занимаясь музыкой. Удары при тремолировании обычно кистевого типа, максимально быстрые и ровные. Используется техника на разных интервалах, может предстать как коротким, так и протяжным вариантом.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Щипковая игра»

Щипковый прием пиццикато исполняется двумя методами: пальцами и ногтями. Второй вариант позволяет сделать щипок единичной струны и извлечь средний по громкости звук. Можно также сделать щипок нескольких струн для извлечения глубокого яркого звука.

Подушечный прием тоже имеет подвиды: упругий нужен для плотного звучания, мягкий – для нежного.

Эта техника очень выразительна и используется активно. Двумя руками можно продемонстрировать несколько звуков.

Современные мастера высочайшего уровня способны извлекать трели и щипковое тремоло.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Флажолет»

Сравнительно новый для цимбал прием, который заключается в извлечении звука при помощи легчайшего прикосновения пальца к струне и одновременном осуществлении удара другой рукой.

Есть возможность извлекать разные вариации звуков, самые яркие – октавные и двухоктавные.

Этот прием подходит для исполнения в умеренном темпе, так как есть определенные границы в этих рамках.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Сурдина»

Позволяет добиться суховатого звука приглушенного типа. Метод тоже не слишком давно стал использоваться на данном инструменте.

Смысл приема заключается в зажиме одним из пальцев струны и произведении удара крючком другой рукой.

Палец можно перемещать не слишком значительно, но это дает возможность извлечения самых разных вариаций звуков: глуше, ярче, мягче.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Арпеджио»

Часто применяется в фольклорном исполнительстве. Звуки извлекаются при этом в последовательности вверх или вниз. Иногда это практически весь диапазон аккордов.

Чем выше мастерство цимбалиста, тем чаще он может менять аккорды, приглушать их без накладок.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Глиссандо»

Один из самых выразительных приемов, который характеризуют как скольжение в переходах между звуками.

Скольжение может осуществляться ногтями, пальцами, крючками в хромопорядке.

Глиссандо применяется вверх и вниз, мастерство заключается в умении исполнить длинный, в две с половиной октавы звук путем скольжения от руки к руке. Звукоизвлечение данного типа подходит для связки между фразами или как средство изображения. В быстрой форме этот прием тоже может быть исполнен (до двух октав).

Цимбалы Музыкальный Инструмент

«Вибрато»

Струна сначала опускается, затем рука нажимает на нее для создания вибрации. Этот прием может быть частым или нет, в любом случае тембрально это звучит весьма ярко.

Специалисты способны использовать сразу две техники одновременно, применяют разные виды ударов, комбинируют приемы.

Достаточно сложно освоить комбинацию фактурно отличных вариаций разными руками. Это требует отличной координации, умения слушать, совмещать это все с другим функционалом. Вышеозначенные техники применяются для исполнения композиций в разных жанрах, стилях.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Известные цимбалисты

Данный инструмент благодаря оригинальному звучанию часто становился объектом пристального внимания композиторов. Музыка, написанная известными авторами, требовала участия цимбал.

Среди популярных в своей среде имен можно выделить следующих композиторов, чаще других включающих цимбалы в свои композиции:

  • Франц Легар;
  • Игорь Стравинский;
  • Ференц Лист;
  • Клод Дебюсси.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Цимбалы Музыкальный Инструмент

Они писали разнообразную музыку, отличающуюся стилями, эпохами, направлениями, жанрами. Есть не только оригинальные произведения, написанные специально для цимбал, но и адаптированная классика: Бетховен, Моцарт, Вивальди, Бах и другие. Неудивительно что библиотека нот для этого инструмента шикарна, а, соответственно, есть много музыкантов, прославившихся на данном поприще.

  • Признанный одним из лучших исполнителей прошлого века венгерский музыкант. Именно он вдохновил многих композиторов на создание произведений для нетипичного инструмента. Отмечен рядом престижных наград в области музыки. Благодаря Рацу популяризация инструмента в первой половине XX века была очень активной.
  • Эркель Франц.

    Композитор из Австро-Венгрии, среди его достижений особое место занимает демонстрация цимбал в оркестре оперного театра. Благодаря нему инструмент использовался в ряде лучших произведений оперного жанра.

  • Иосиф Жданович.

    Советский музыкант, достижения которого в области музыки впечатляют. Помимо различных званий за исполнительство, он добился успеха и в других направлениях. Ему принадлежит авторство специализированного учебника по музыке, учебных пособий.

Цимбалы Музыкальный Инструмент

История цимбал

в Струнные инструменты

Цимбалы

 — струнный музыкальный инструмент семейства ударных, имеет форму трапеции с натянутыми на нее струнами. Извлечение звука происходит при ударе двух деревянных палочек-колотушек.Цимбалы Музыкальный ИнструментЦимбалы имеют богатую историю. Первые изображения родственника цимбал хордофона можно наблюдать на шумерской амфоре IV-III тысячелетия до н. э. Похожий инструмент был изображен на барельефе времен первой вавилонской династии IX века до н. э. На нем изображен человек, играющий палочками на деревянном семиструнном инструменте в форме выгнутой дуги.

У ассирийцев был свой инструмент триганоном, похожий на примитивные цимбалы. Он имел треугольную форму, был девятиструнным, звук извлекался при помощи ударов палочек.
Цимбалоподобные инструменты существовали в Древней Греции — монохорд, Китае — чжу.
В Индии роль цимбал выполнял — сантур, струны которого делали из травы мунджа, а играли бамбуковыми палочками. Кстати, по мнению историка Н. Финдейзена цимбалы в Европу принесли цыгане. Именно этот кочевой народ в V веке н.э. начал свой исход из Индии пополнив ряды малороссов, белорусов и других славянских племен.

Одновременно с распространением происходило усовершенствование конструкции цимбал. Инструмент стал менять форму и размеры, изменилось и качество струн, если вначале они были жильными или кишечными, то в IX веке в странах Азии стали использовать провод из медного сплава. В XI веке металлическую проволоку стали применять и в европейских странах.

В XIV веке особый интерес к данным музыкальным инструментам проявило средневековое дворянство. Каждая дама высшего сословия, старалась овладеть игрой на них.
Период XVII-XVIII в. в истории цимбал неразрывно связан с именем Панталеона Гебенштрайта. С легкой руки короля Франции Людовика XIV за инструментом закрепляется новое название «панталеон» в честь великого немецкого цимбалиста.

В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в оперный оркестр. Примером может служить опера «Бан Банк» Ференца Эркеля и оперетта «Цыганская любовь» Ференца Легара.

Большую роль в усовершенствовании цимбал сыграл венгерский мастер В. Шунда, он увеличил количество струн, усилил раму, добавил демпферный механизм.Цимбалы Музыкальный ИнструментПри дворах русских князей цимбалы появились в конце XV века. В 1586 году королева Англии Елизавета, сделала подарок русской цапице Ирине Фёдоровне в виде музыкальных инструментов. Среди них были и цимбалы инкрустированные золотом и драгоценными камнями. Красота и звучание инструмента, просто очаровали царицу. Большим поклонником цимбал был и царь Михаил Фёдорович. При его дворе играли цимбалисты Милентий Степанов, Томило Бесов и Андрей Андреев.
Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны знаменитый цимбалист Йоган Баптист Гумпенхубер, развлекал придворную знать своей виртуозной игрой, удивляя всех чистотой исполнения.
Большое признание, цимбалы получили на землях Украины, войдя в музыку народного творчества. Струны в цимбалах сначала натягивали по одной, две для каждого тона а то и по три — хоры струн. Цимбалы имели диапазон от двух с половиной до четырех октав.

Существует две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. Их звучание, прекрасно вписывается в игру большого оркестра.

Цимбалы

Основные сведения


Цимбалы

Цимбалы

— струнный ударный музыкальный инструмент. Корпус их имеет плоскую, трапециевидную форму с натянутыми струнами. Звук на цимбалах добывается деревянными палочками.

Разновидности цимбал

В настоящее время цимбалы используются на практике в двух направлениях:

1. Народно-аутентичное;
2. Профессионально-академическое.

Соответственно применяются две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. В процессе своего бытования цимбалы, безусловно, совершенствовались, Р. В. Подойницына в статье «О взаимообусловленности развития музыкального инструментария и исполнительского стиля сравнивает форму, размеры и детали конструкции фольклорных и усовершенствованных цимбал «Прима».

Фольклорные цимбалы имеют три, чаще всего две подставки: справа — басовая; слева — голосовая, которые делят струны на кварты и квинты. На голосовой подставке справа располагаются «голоса средние», слева — «голоса высокие». Благодаря этому возникает звукоряд, состоящий из трех регистров. Вверху, между основными подставками находится дополнительная маленькая, для одного ряда струн. У профессиональных цимбал шесть подставок: две основные и четыре дополнительные нижняя и три верхние, которые делят струны на квинты, терции и секунды.

Объем звукоряда народных цимбал чаще всего 2-2.5 октав (до-ми2), в основе которых диатоника с хроматизацией отдельных ступеней. Звукоряд академического инструмента иной: он хроматизирован и расширен (соль-си3).

Народные исполнители чаще всего держат инструмент на коленях, а в профессиональной практике цимбалы стоят перед музыкантом.
Звукоизвлечение, и в народном, и в профессиональном исполнительстве осуществляется при помощи палочек — молоточков, которые в народной практике распространились как «крючки».

Музыканты обеих традиций держат молоточки между средним и указательным пальцами, собирая остальные в кулак. Народные молоточки индивидуальны по размерам, их длина — от 140 до 240 мм. Палочки профессиональных цимбалистов закреплены за правой и левой рукой, что отсутствует в народной исполнительстве, их длина — от 125 до 135 мм., вес — 8-9 г.

Народные музыканты «крючки» не обшивают, играя по металлу деревом. Под воздействием профессиональной музыки, которая требует динамического и тембрального разнообразия звука, цимбалисты академического типа начали обшивать молотки замшей, используя при этом небольшое количество ваты. Обшивка — дело исключительной важности. Жесткая обшивка дает звук резкая, неприятный. Слишком мягкая глухой, неясный.

Характерными особенностми народных цимбал являются:

— отсутствие глушения открытых струн;
— строгая функциональность: правая рука играет мелодию, левая «подбивает» ритмико-гармоническое заполнение;
— палочки не имеют обшивки;
— цимбалы держат на подвесе (один из вариантов) или кладут на колени.

Важную роль в становлении профессиональных цимбал сыграла социальная среда. В сельской местности конструкция цимбал, их трактовка и художественная функция осталась неизменной. Городская среда, наоборот, способствовала приобщению музыкантов к профессиональному академическому искусству и «подтолкнула» к реконструкции инструмента, что в дальнейшем отразилось на исполнительском уровне.

Реконструкция цимбал

Впервые, в 1920-е годы цимбалы народной традиции были реконструированы Д. Захаром и К. Сушкевичем в соответствие с нормами концертно-сценического исполнительства.

Усовершенствование цимбал проводилось по линии:

1. изменения и улучшения внутреннего устройства инструмента с применением акустических данных;
2. расширения общего диапазона инструмента до трех октав;
3. введения полной хроматической гаммы в пределах всего диапазона инструмента и расположения ее звуков в порядке поступательного, поступенного движения;
4. изменения формы и устройства молотков для удара по струнам;
5. создания целого семейства цимбал: примы, альта-тенора, баса и контрабаса.

Реконструкция внутреннего устройства и внешней формы инструмента преследовала цель получения хороших тембрально насыщенных, сильных и мягких звучаний. При разработке были учтены особенности колебания струн, а также было обращено внимание на качество используемого материала. На резонансную деку были наклеены ринки (пружины), уменьшено количество струн для одного ряда с 7-5 до 3, увеличилось употребление струн разных диаметров.

Расширение диапазона инструмента, введение хроматической гаммы увеличили исполнительские возможности цимбал. Расположение звуков в поступательном движении облегчило технику игры на этом инструменте.

Изменение длины молотков дало возможность применять глушение звучащих струн, что привело к более выразительному исполнению. На основе модифицированного инструмента было создано семейство цимбал, которое легло в основу созданного И. Жиновичем Государственного народного оркестра, носящего теперь его имя.

Цимбалы новой конструкции, утвердились на концертной эстраде и в учебно-педагогической практике, что стало основой формирования исполнительского и педагогического мастерства отечественных цимбалистов, а также творчества композиторов, которыми создан интересный современный оригинальный репертуар.

К середине 1960-х годов конструктивные возможности инструмента стали не соответствовать художественным запросам и исполнительским требованиям. Цимбальньхй репертуар расширялся за счет классических произведений скрипичной мировой музыкальной литературы, что потребовало расширение диапазона цимбал, в связи с этим И. Жинович и мастер-экспериментатор В. Крайко осуществили их частичную реконструкцию. Улучшение характеристики инструмента проявилось в увеличение диапазона путем прибавления двух подставок — для звукоряда в малой октаве и дополнительных звуков в третьей октаве.

Однако манера держать цимбалы на коленях во время игры, которая сохранилась до середины 1960-х годов, служила сдерживающим фактором цимбального исполнительства в целом, так как сковывала двигательную активность и не позволяла исполнителю в полной мере реализовать свой технический потенциал. Увеличение веса цимбал, усложнение художественных исполнительских задач, изменение контингента исполнителей за счет увеличение числа женщин-цимбал исток привело к закономерной необходимости установить инструмент на опору в виде ножек. В результате этого раскрепостился корпус музыканта, появилась возможность использовать в равной степени все регистры инструмента, что способствовало дальнейшему развитию исполнительской техники.

Проводились эксперименты, заключавшиеся в варьировании количества ножек и способов их крепления. Это привело к следующим результатам. Первоначальный инструмент установили на непрочные алюминиевые ножки, которые вмонтировались в нижнюю деку. Однако гибкий и подверженный внешним воздействиям алюминий не выдерживал тяжести инструмента.

Также были попытки установить инструмент на четыре ножки, что давало прочную опору на ровной поверхности, однако в случаях неровных сценических площадок это являлось серьезной помехой. Вариант размещения цимбал на три вкручивающиеся в корпус инструмента ножки был наиболее приемлемым и закрепился в практике изготовления цимбал до наших дней.

История цимбал


Цимбалы

Прародители цимбал были известны уже около шести тысяч лет назад. А первые изображения простых ударных хордофонов (скорее, теоретически напоминающих нынешние цимбалы) сохранились на древнем шумерском памятнике -осколке вазы конца IV начала III тысячелетия до н. э., на которой запечатлено шествие музыкантов с пяти-, семиструнными инструментами. «Лежачая арфа» (так назвала этот инструмент исследователь инструментария Средней Азии Т. Вызго).

Ещё один цимбалоподобный инструмент можно увидеть на барельефе эпохи Первой вавилонской династии (IX век до н. э.). На нём изображён музыкант, ударяющий палочками по семиструнному инструменту, деревянной конструкции с прикреплённой дугой, на которой натянуты струны разной дайны. На барельефе царского дворца Ассирийского государства (VII век до н. э.) изображены музыканты, которые сопровождают процессию в храм богини Имитар. К туловищу одного из них был прикреплён девятиструнный инструмент, который археологи позже по его треугольной форме назвали «триганоном». Звукоизвлечение на нём осуществлялось при помощи удара палочек. Фактически этот инструмент представлял собой примитивные цимбалы, которые распространились на Востоке и со временем приобрели форму правильной трапеции.

В Древней Греции также встречался инструмент, родственный цимбалам. Учёный Пифагор (571-497 годы до н. э.) для изучения музыкальных ладов и интервалов использовал монохорд — однострунный музыкальный инструмент для изучения ладов и интервалов («моно» — по-гречески — «одна», «хорд» — «струна»).

Принцип его действия основывался на постепенном перемещении подставки по обозначенным точкам, при котором определялось соотношение между звуками, извлекаемыми при делении струны. Звукоизвлечение осуществлялось при помощи молоточка или путем защипывания струны. Позднее стали применять четыре струны, позволявшие увеличивать число тонов и их комбинаций. Именно такая конструкция была описана римским теоретиком Аристидом Квинтилияном (26 г. н. э.) под названием «геликон». В связи с этим выдвигается предположение, что отказ от передвижной подставки, переход на ударный способ игры могли явиться одной из предпосылок дальнейшего превращения монохорда в цимбалы.

Цимбалоподобные инструменты были известны в Азии, Индии, Китае с глубокой древности. Простые в изготовлении и удобные при эксплуатации, они обрели жизнь в культуре разных народов.

В начале нашей эры такой инструмент появился в Древнем Китае и имел название «чжу». В 616-907 годы н. э. Этот многострунный ударный инструмент был введен в дворцовый оркестр «яюе».

Памятники древнеиндийской литературы упоминают древний инструмент вана вина, который исследователи отождествляют с современными индийскими цимбалами — сантуром. На его струнах, сделанных из травы мунджа, играли бамбуковыми палочками.

В составе многонационального индийского государства определенную социальную нишу занимали цыгане. Эта народность «относилась к касте «дом», которой законами предписывалось заниматься музыкой». В середине V в. н.э. начинается исход цыган с исторической родины. В связи с этим можно согласиться с мнением Н. Финдейзена, что цимбалы занесены в Европу цыганами, а от них перешли к евреям, малороссам, белорусам и другим славянским племенам.

В последующих столетиях происходит расцвет цимбал в европейских странах.

Ученые выделяют несколько путей распространения цимбал. Инструмент ввезен:

— арабами в Испанию, затем в Европу;
— османами, цыганами в Балканские страны;
— рыцарями-крестоносцами в эпоху крестовых походов в Европу.

Одновременно с распространением цимбал началось постепенное усовершенствование их конструкции. Оно происходило не только за счёт изменения формы и объёма резонаторного ящика, но и путём увеличения количества и качества струн. На древних инструментах струны были жильными или кишечными. В Средней Азии в конце VII начале IX веков для нижних струн начали использовать медную проволоку. На рубеже XI -XII веков приспособления для натяжения металлической проволоки появились также и в Европе.

Особое внимание к цимбалам в XIVXVI вв. наблюдалось в среде дворянства. Придворное общество использовало инструмент для музицирования, особенно считалось модным играть на нем дамам высшего сословия. Паулиринус в 1461 г., характеризуя инструмент, говорит о его «очень сладкой гармонии», хвалит приятное звучание. По его представлениям, инструмент являлся идеальным для придворной и бюргерской музыки. Французские молоточковые цимбалы описал в своих работах композитор Гийом де Машо в 1375 г.

Среди широкораспространённых светских музыкальных инструментов средневековой Европы очень часто встречается такой инструмент, как псалтериум Именно псалтериум, сопровождавший рецитации хвалебных песен, дал название вечной книге Псалтырю. В псалме 150 упоминается о «звучных кимвалах, кимвалах громогласных»… На древних живописных изображениях цимбалы и псалтериум очень похожи и отличаются только по способу звукоизвлечения: на одном играли щипками плектром), на втором — ударом (палочками). И фортепиано прямой потомок цимбал, вернее, их разновидности псалтериума, в котором была клавиатура.

В XVII веке в музыкальной культуре Германии появилась местная разновидность цимбал — хаккбретт, который относился к семейству цимбал. Хаккбретг очень напоминал известные сегодня многим народам Европы цимбалы.

С XVI века цимбалы стали использоваться не только как сольный, но и как аккомпанирующий пению, и как ансамблевый инструмент.

Постепенно цимбалы закрепились не только в светской городской, но и в народной сельской культуре многих народов Европы. К XVIII веку в Венгрии сформировались устойчивые ансамбли цыганской инструментальной музыки, где применялись цимбалы. СХ1Х века инструмент входит в состав оркестров Румынии, Словении, Югославии и распространяется на территориях Швейцарии, Норвегии, Швеции, Англии, Чехии и Северной Америки.

Непосредственным предшественником нынешних концертных цимбал, популярных в Венгрии, Чехии, Украине, Молдавии стал инструмент, созданный в Австро-Венгрии Иожефом Шундой. Этот пештский мастер, работая при королевском дворе, не только теоретически обосновал в 1874 году правомерность существования нового вида цимбал, но и освоил их серийный выпуск. О признании в музыкальном мире изобретения Шунды свидетельствует уважительная надпись на фотографии, которую за полгода до смерти прислал мастеру Ференц Лист.

Техники игры на цимбалах

Создание цимбал различных видов, расширение их общего диапазона, введение полной хроматической гаммы, коренная реконструкция молотков позволили обогатить и расширить приемы извлечения звука на этих инструментах. Раньше народно-исполнительская культура игры на цимбалах ограничивалась только приемом «удар» деревянный палочек по струнам. После реконструкции инструмента к этому основному приему добавились тремоло, пиццикато, глиссандо и различного рода украшения — трели, форшлаги, морденты, группетто, арпеджиато.

В настоящее время в исполнительской практике народных музыкантов основным приемом звукоизвлечения продолжает оставаться «удар», который используется как в медленных, так и в быстрых темпах. Прием «удар» осуществляется путем одинарного воздействия на струны. Связь звуков в мелодии осуществляется благодаря отсутствию глушения. Обертоны, которые возникают после удара папочки, накладываются на предыдущие, более слабые, но продолжающие звучать. Создается непрерывно вибрирующий, гудящий фон, что позволяет собрать звуки в единую мелодию.

Современный репертуар профессиональных цимбалистов потребовал от них введение множества новых приемов, не характерных для народной традиции, таких как флажолет, сурдина, игра деревянными молоточками, арпеджио, глиссандо ключом по струне (так называемый прием «гавайская гитара»). Рассмотрим все вышеперечисленные приемы звукоизвлечения при игре на цимбалах.

«

Удар

» одинарное воздействие молотка подразделяется на два основных вида — весовой (всей рукой) и кистевой (кистью). Каждая из разновидностей находится в тесной взаимосвязи с другой, периодически приобретая доминирующее значение. Удары производятся в 3-5 см. от подставок. Прием «удар» предназначен для извлечения как отдельных звуков, так и аккордов, которые могут быть усложнены ритмическими, тембральными и динамическими моментами. Этим приемом в основном достигаются быстрые движения. В медленных темпах исполнение ударом возможно тогда, когда музыка по своему характеру торжественна и величава. Обшивка молоточков замшей или кожей придают звуку мягкость.

Одновременно с этим сохранился и народный прием игры чистым деревом молотков. Для этого требуется молотки повернуть в пальцах для ударов не обшивкой, а завитками. Этот прием получил название «

collegno

» — перевернутыми молоточками (деревом). Его используют как колористический эффект редко, когда требуется изображение в музыке какого-либо специального момента.

В современной музыке в качестве колористического приема используют «

удары деревянной стороной молотка по краю деки

», в результате чего получается имитация кастаньет или китайской коробочки.

Наряду с ударом, у цимбалистов широко распространен прием «

тремоло

» — быстрое многократное повторение одного или двух звуков путем чередования ударов молоточков. Применяют его для достижения непрерывного звучания струн или для продления крупных длительностей. Так как область применения «удара» ограничена и наиболее приемлема в сфере расчлененной артикуляции, то для использования штриха «legato» и достижения связного, плавного звучания потребовался новый прием. Так возникло тремоло (от итальянского «tremolo», что означает «дрожащий»). В народно-инструментальной практике оно почти не применяется, потому что для исполнения народных песен и танцев достаточно была применение «удара».

С применением приема «

тремоло

» профессиональные исполнители смогли достигнуть истинного кантиленного звучания. Этот прием звукоизвлечения на цимбалах наиболее сложный, его освоение требует от музыканта большой и тщательной работы. Тремолирование основано на частом чередовании кистевых ударов, использование рикошетирования палочек. Удары при этом должны быть настолько частыми и ровными, чтобы могли создавать полное впечатление длительной непрерывности звука.

Тремоло

возможно как на одном звуке, так и на двух при разных интервалах — октавы, терции, сексты и др.; может быть продолжительным на всю протяженность исполняемой ноты и использоваться в певучей музыкальной мелодии, а может быть коротким, отрывистым и применяться в быстрых движениях, часто в вперемежку с ударом. Свободное эластичное тремолирование является одним из наиболее важных средств музыкальной выразительности цимбалиста и служит для реализации многих художественных задач. Профессиональные исполнители в совершенстве владеют этим приемом.

Кроме удара и тремоло на цимбалах возможны приемы звукоизвлечения, которые применяются в исполнительской практике менее часто, но при умелом употреблении являются средствами художественной выразительности. Из этих средств широко распространена игра щипком.

Существует две основных вида

pizzicato

— ногтем и подушечкой пальца.

Пиццикато ногтем

предполагает: 1. щипок одной струны (встречается часто, звук при этом получается средней громкости); 2. щипок хора струн (звук извлекается более яркий, насыщенный).

Пиццикато подушечкой

также различно: 1. щипок упругим пальцем для извлечения плотного выразительного звука; 2. щипок мягким расслабленным пальцем для мягкого нежного звучания. «рizzicato» обычно применяется как эффектный исполнительский прием. Щипками обеих рук возможно исполнение двух, трех и более звуков. В настоящее время профессиональные цимбалисты достигли высочайшего уровня исполнительства и, наряду с практиковавшимися поочередными щипками, освоили исполнение трелей и своеобразное тремолирование щипками.

Флажолет

— прием звукоизвлечения, который наиболее активно стал применяться на цимбалах в последние годы. Для его извлечения нужно легко прикоснуться пальцем к струне в месте ее деления на определенные части, а другой рукой произвести «удар» палочкой или щипок, одновременно с «ударом» (щипком) палец быстро снять со струны. «Флажолеты» на цимбалах можно извлекать октавные (звучит октавой выше), двухоктавные (звучит двумя октавами выше), квинтовые (звучит квинта через октаву) и терцовые (звучит терция через октаву). Цимбалисты в основном исполнят натуральные октавные и двухоктавные флажолеты, терцовые и квинтовые звучат не столь выразительно, тускло, поэтому их применение более ограничено. Использование флажолетов имеет темповые границы, поэтому их употребление возможно только в умеренных темпах.

— «» — извлечение сухого приглушенного звука. Этот прием звукоизвлечения — один из новых на цимбалах, впервые использованный в произведениях белорусского композитора В. Войтика. Для исполнения «сурдины» исполнитель прижимает пальцем (средним или указательным) нужную струну в месте ее касания с подставкой, а другой рукой производит удар или щипок струны в обычном месте. С помощью незначительного смещения пальца в ту или другую сторону цимбалисты могут добиться различного качества звучания — глухого, тусклого и более яркого. Тембровая окраска сурдины, ее характер зависят от регистра цимбал, в котором она исполняется. В нижнем регистре «сурдина» напоминает звучание восточных народных инструментов — сатура или чанга.

В современной музыке сурдина может проявляться в другой форме. Например, В. Курьян в своем концерте для цимбал с оркестром засурдинивает, при помощи тесьмы или ленточки, всю правую подставку (до1 — си1) вследствие чего руки исполнителя освобождаются и появляется возможность играть очень быстро сухим приглушенным звуком.

Одним из часто применяемых в народном исполнительстве приемов звукоизвлечения является

арпеджио

— исполнение звуков аккорда, гармонии один за другим, последовательно, как в порядке возрастающей, так и убывающей высоты. В некоторых случаях арпеджио может содержать почти все звуки аккордов полного диапазона цимбал. Частая смена аккордов предполагает ловкость рук исполнителя для их глушения, чтобы одни звучания не накладывались на другие.

Ярким выразительным средством при игре на цимбалах является

glissando

(скользя) — это скользящий переход от звука к звуку, который осуществляется скольжением пальца, ногтя, или палочек по струнам в хроматическом порядке. При игре пальцем или ногтем цимбалисты применяют как восходящее, так и нисходящее glissando которое получается более качественным в пределах струн, расположенных на одной подставке (средней и правой). Но при помощи мастерской передачи скольжения от одной руки к другой цимбалисты добиваются исполнения длинного glissando, охватывающего звукоряд до двух с половиной октав. При исполнении glissando палочками более эффективное звучание получается при восходящем движении. Этот прием звукоизвлечения в основном используется в двух значениях: чаще как изобразительно-колористическое средство и реже — как своеобразная связка между эпизодами и фразами.

На цимбалах можно также извлекать

быстрое хроматическое glissando

на одной струне ключом для настройки и таким же образом исполнять любую мелодию в пределах полутора — двух октав. Этот прием игры получил название «гавайская гитара» потому, что получающийся звук схож со звучанием этого инструмента. Впервые прием «гавайская гитара» был использован В. Курьяном в концерте для цимбал с оркестром.

Реже в цимбальном исполнительстве используется прием

vibrato

. Для исполнения этого приема нужно струну немного опустить, а потом, с другой стороны подставки, рукой нажимать на струну чтобы она вибрировала. От частоты нажатия vibrato может быть редкое и частое. Как яркий тембрально-колористический. Прием vibrato используется В. Курьяном в пьесе для цимбал соло «Перезвоны».

Профессиональные исполнители-цимбалисты умеют

одновременно применять два способа звукоизвлечения

. Например, одна рука играет приемом «удар» перевернутым молоточком (деревянной стороной) или), а вторая — «удар» обшитой стороной молоточка. Определённую сложность представляет собой совмещение разных фактурных вариантов в левой и правой руках одновременно. Исполнителю необходимо скоординировать руки, слышать и вести оба голоса, выполняющие разные функции, т.е. в овладении элементами полифонического изложения музыкального материала. Для цимбалистов это трудно, так как в основном они играют один или два голоса, являющиеся солирующими. Белорусские цимбалисты владеют разными приемами звукоизвлечения, мастерски совмещают и, применяют в музыкальных произведениях разных эпох, стилей и жанров.

Видео: Цимбалы на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент.

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Цимбалы Музыкальный Инструмент
Слив Morana Battory 18+ — Горячие Фото и Видео