Thrustmaster. Проект HOTAS 2000

Я никогда не считал себя фанатом авиасимуляторов, дотошно изучающим виртуальный кокпит каждого самолета, чтобы потом строчить на форумах о несоответствии двух винтиков и шрифта на правом нижнем переключателе режима работы автопилота. Но при этом был не прочь иногда полетать, для чего пользовался древним лоджитековским джойстиком. За давностью лет, механика износилась, и положение «По центру» соответствовало чему угодно, но уж никак не нейтрали, а кнопка, обычно отвечающая за огонь из пулемета, нажималась только при нажатии особым способом. Не сказать, что это меня расстраивало настолько, чтобы идти покупать новый набор — я любитель, а не профессионал. Но тут провидение все решило за меня. Весьма необычным путем, но все же, в мои руки попал набор от французов —

Thrustmaster HOTAS Warthog

. После моего древнего джойстика, это было как пересесть из старого раздолбанного Уазика в новый BMW.

Что это вообще?

Начнем с того, что это не только джойстик, а комплект, в который входит так же и ручка управления двигателем. Вместе они образуют активно используемую американскими конструкторами самолетов логику управления HOTAS (Руки на «педали газа» и ручке управления), при которой возможно осуществлять полноценное управление техникой в боевых условиях не снимая рук с рукояток и, соответственно, не отвлекаясь на поиск нужных переключателей — все под рукой. Внешне они являются точной копией аналогичных органов управления легендарного штурмовика ВВС США

A10C «Thunderbolt»

. При чем, по утверждению создателей, все кнопки, переключатели и рукоятки требуют для нажатия ровно тех же усилий, которые требуются реальным пилотам этого самолета. И если внешнее сходство я подтверждаю, то насчет нажатий могу сказать только одно — металлические переключатели ощущаются и щелкают именно так, как они это делали в далеком детстве, когда я часто бывал на боевом корабле.

Вместе с упомянутыми переключателями, на блоке с РУД имеется всего 32 кнопки, микро-джойстик и восьмипозиционный POV-переключатель. Выглядит все это внушительно, чему способствует зеленая — «как в настоящем» — подсветка тумблеров и массивное основание, благодаря которому в любой жаркой схватке весь блок остается на месте, не сдвигаясь ни на миллиметр. Так же в правой части есть ползунок, в «настоящем» A10 регулирующий усилие, необходимое для перемещения ручек управления двигателем. Но в реплике для этого есть отдельный регулятор в верхней части, а ползунок можно использовать как дополнительный орган управления. Для контроля положения ручек управления используются магнитные датчики, основанные на эффекте Холла. Это обеспечивает регистрацию 16384 положений (14 бит) и гарантию того, что через пару лет механический износ не повлияет на точность позиционирования. В минимальном положении ручки перемещаются только после небольшого подтягивания вверх, что не позволяет в процессе боя случайно выключить двигатели и начать искать ручку катапульты.

Сам джойстик обладает только девятнадцатью кнопками, но зато под большим пальцем оказывается сразу три четырехпозиционных переключателя и еще один восьмипозиционный POV-контроллер. Это безумно помогает в процессе поиска и захвата цели, позволяя управлять сразу несколькими системами не снимая рук с элементов управления и не заставляя искать нужные кнопки на клавиатуре. «Пулеметная» кнопка под указательным пальцем имеет две степени нажатия — как спуск в фотоаппаратах. В A10C легкое нажатие активирует систему компенсации отдачи, а полное нажатие уже включает пушку. С учетом того, что, например, аналогичная 2А42, стоящая на наших Ка-50, при стрельбе в прямом смысле разворачивает вертолет, это далеко не лишнее.

За позиционирование самого джойстика отвечают аналогичные магнитные датчики, обеспечивая точность в 65535 положений по каждой оси. Если поначалу это и кажется излишним, то после первого же бомбометания все претензии отпадают. И, как и в случае с РУД, использование немеханической системы контроля гарантирует, что и через два года положение «По центру» будет таким же, как и сейчас. Широкое и массивное основание позволяет не беспокоиться за сохранность устройства в любых условиях.

Так же присутствует возможность заменить текущую ручку на младшего брата —

Cougar

десятилетней давности, специальная опция для тех, кто привык к старому, проверенному железу. При этом система позиционирования останется новой, замене подлежит только сама ручка с кнопками, поэтому это действие не приведет к потере точности.

Как это вообще?

С подключением никаких проблем не возникло — достаточно поставить идущее в комплекте ПО и освободить два USB-порта. Устройства являются полностью независимыми и могут использоваться как вместе, так и по-отдельности. Кроме собственно драйверов, на диске имеется так же некий программный комплекс T.A.R.G.E.T. — специальный софт для управления и конфигурирования джойстика и РУД. Данная программа позволяет настроить и сконфигурировать практически любое устройство от Thrustmaster, включая даже

MFD Cougar

— реплика дисплеев, устанавливаемых в американских самолетах с полным набором кнопок. Так же можно создать отдельные макросы для любого из управляющих устройств. Каюсь, разобравшись в местном скриптовом языке, я написал специальные макросы для некоторых рутинных действий по нажатию одной кнопки — при этом в списке команд были как нажатия кнопок клавиатуры, так и задержки.

Например, просто для запуска двигателя вертолета Ка-50 цепочка выглядела примерно так: включить батареи, включить топливомер, включить систему самодиагностики, отключить сигнализацию гидросистемы, включить радио, получить разрешение на запуск, включить топливные насосы, включить топливопровод ВСУ, запустить ВСУ, включить систему управления левым двигателем, включить топливный насос левого двигателя, перевести тумблер выбора двигателя в положение «левый», нажать кнопку запуска двигателя, после чего снять стоп-кран двигателя. Затем повторить процедуру для правого. То есть, при желании, можно записать чуть ли не отдельную программу для каждого нажатия. Кроме, собственно, интерфейса между компьютером и джойстиком, T.A.R.G.E.T. позволяет налету мгновенно обновлять прошивку устройств нажатием одной кнопки, регулировать подсветку, реакцию на нажатия и прочие милые сердцу мелочи.

Переходим к самому вкусному — как же оно ведет себя в игре. Раз уж я получил такое устройство, грех было не опробовать его в идеально подходящем для него симуляторе

«A10C Warthog»

от Eagle Dynamics. Да, это можно считать рекламой — но игра создана с учетом существования этого джойстика и в настройках управления все команды уже привязаны к соответствующим кнопкам и переключателям, благодаря чему требуется минимальная перенастройка, исключительно если вы привыкли к другим привязкам.

Так же в настройках есть пункт, позволяющий синхронизировать состояние управления самолета с джойстиком при старте полета, что позволяет оставить включенным, например, систему противоракет и больше не заморачиваться её постоянным включением. С учетом доскональной симуляции самолета в игре, включая самый распоследний тумблер включения системы проверки датчика подачи жидкого кислорода, использование в игре именно комплекта от Thrustmaster добавляет и без того отличному симулятору настоящий эффект присутствия. Джеймсы Кэмероны с их «Аватарами» отдыхают. Так как все органы управления соответствуют именно этому самолету, чувствуешь себя настоящим пилотом A10 на боевом вылете, осознавая, что где-то в Афганистане летчик-штурмовик пользуется точно теми же переключателями, точно так же наводит рамку целеуказателя маленьким рычажком, точно так же большим пальцем сбрасывает неуправляемые бомбы.

Последние новости:  ASUS анонсировала бизнес-монитор C1242HE с технологиями защиты глаз Eye Care

Точность управления вне всяких похвал. Если раньше наземное бомбометание было для меня самым ненавистным действием, то теперь это вдруг стало легко и просто. Ведь на скорости в 300 километров в час малейшее отклонение от курса обеспечивает падение бомбы в десятках метров от нужной точки. С этим джойстиком самолет стал реагировать на малейшую корректировку курса, позволяя уничтожать неуправляемыми бомбами и ракетами такие цели, которые раньше я с трудом поражал управляемыми бомбами с лазерным наведением. Через некоторое время настолько привыкаешь к переключателям, что все действия выполняются интуитивно, как комбо в старых аркадах на «Сеге» — переход в режим боя, выбор оружия, поиск-захват цели, выброс ловушек — ни секунды не тратится на поиск на клавиатуре нужных кнопок.

Итого

В общем, это, наверное, лучшее устройство управления, которое попадало в мои руки. Единственный его недостаток для меня — это излишне чувствительный микро-джойстик на РУД, который используется для перемещения прицельной рамки, и слишком легко переключающийся тумблер на левой стороне ручки. Кажется, что вот-вот что-то внутри сорвется и начнет гулять туда-сюда. В остальном оба модуля выглядят несокрушимыми монолитами, качество сборки не вызывает ни малейших нареканий. Будь у меня этот джойстик лет пять назад, я бы точно вылетел из института, проводя в небе больше времени, чем на земле. Это, наверное, последний рубеж между «казуальным» пилотом и теми летунами, которые оборудуют у себя в комнате точную копию кокпита любимого самолета, любовно подбирая и кастомизируя каждую деталь. Дальше — только идти в летное училище.

Технические характеристики

Совместимость:

PC

Количество осей:

7

Количество кнопок и переключателей:

86

Интерфейс:

USB (проводной)

Длина кабеля:

1,9 м

Подсветка:

зеленая

Встроенная память:

нет

Дополнительно:

съемный штурвал; все кнопки — перепрограммируемые

Вес:

10 кг

Цена на июнь 2011 года:

16 000 рублей

Есть такие устройства, на коробку с которыми так и просится крупная блямба с надписью: «Для фанатов». В случае с Thrustmaster HOTAS Warthog — для фанатов авиасимуляторов.

HOTAS Warthog — это прямой наследник джойстика HOTAS Cougar, которому скоро стукнет аж десять лет. Несмотря на почтенный возраст, Cougar все равно еще популярен среди любителей полетать в виртуальном небе. При этом нельзя сказать, что он лишен недостатков. Наоборот! В нем со временем появляется люфт, с завидной регулярностью ломаются шарниры и кнопки, но монументальная стальная конструкция, имитирующая настоящий штурвал истребителя F-16, заряжает летчиков такой позитивной энергией, что никакая сила не может заставить их отказаться от джойстика. На компьютерном рынке даже есть крохотная ниша с условным названием «запчасти и усовершенствования для HOTAS Cougar» — фанаты сами, своими руками делают устройство лучше.

HOTAS Warthog — это реплика элементов управления американского истребителя Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II по прозванию Warthog («Бородавочник»). Здесь исправлены все недостатки предыдущей модели, добавлено все, о чем только может мечтать виртуальный летчик: Warthog далек от Cougar как небо от земли.

Без компромиссов

О том, что Warthog действительно стоящая вещь, а не глупая пластмассовая игрушка, убеждаешься еще до вскрытия коробки. Весит она около десяти килограммов! Поначалу даже как-то теряешься — откуда такая тяжесть? Но все встает на свои места, как только из недр коробки извлекается сам джойстик и пульт контроля за полетом с рукоятками управления двигателем. Все это добро (кроме рукоятей тяги и некоторых кнопок) практически полностью сделано из стали, а пульт еще и дополнительно утяжелен.

Такой внушительный вес нужен не столько ради создания того самого ощущения «стоящей вещи», сколько в практических целях. Дело в том, что и джойстик, и рукоятки управления двигателем — точная копия аналогичных элементов управления настоящего самолета. Это касается не только внешнего вида и размеров, но и ощущений от нажатия на кнопки, переключения рычажков и тягания рукояток. Они не то чтобы очень тугие, но требуют небольшого усилия для смещения, поэтому большой вес основания просто необходим, иначе пришлось бы прикручивать Warthog к столу намертво.

Джойстик состоит из трех компонентов: стальной пластины, к которой прикреплен цилиндр с шарниром и электронной начинкой, и привинченного к цилиндру штурвала. В пластине предусмотрены отверстия для шурупов, но нужны они не тем, кто захочет прикрепить джойстик к столу (он и так лежит как намертво приклеенный), а тем, кто создает у себя дома имитацию кабины самолета. Для этого же от пластины можно отвернуть цилиндр джойстика и привинтить его туда, куда потребуется. Штурвал подключается к компьютеру при помощи обычного USB-разъема.

Пульт контроля за полетом — внушительная и о-очень тяжелая стальная коробка с кучей всевозможных переключателей, тумблеров, кнопок и колесиков. Рукоятка управления двигателями сдвоенная, ее половинки скрепляются между собой магнитным замком. Если его открыть, то одна рукоятка превратится в две независимых — для точного контроля за каждым из моторов самолета. Все это чудо подключается к компьютеру вторым USB-кабелем. Дополнительного питания от обычной электросети HOTAS Warthog не требует.

Лучшая характеристика

И джойстик, и рукоятка сдвигаются с небольшим, можно сказать, приятным усилием и перемещаются настолько плавно и четко, что первое время было совершенно невозможно пройти мимо и не притронуться к ним — просто ради удовольствия. Никакого люфта, к слову, нет — качество шарниров просто изумительное.

Этого удалось добиться благодаря использованию не механических, а магнитных датчиков на основе эффекта Холла. Их преимущество не только в упомянутой выше четкости и плавности, но и в отсутствии трения, поэтому со временем джойстик не расшатается и теоретически должен прослужить намного дольше обычных механических штурвалов.

Вообще, слово «качество» — это лучшая характеристика HOTAS Warthog. Не передать словами тот восторг, с которым первый раз прикасаешься к джойстику, к рукояткам, к потрясающим стальным переключателям, которые можно найти только в профессиональной аппаратуре. Еще один мини-шок испытываешь, когда подключаешь пульт к компьютеру — и все надписи вдруг подсвечиваются ярким, но очень мягким зеленым светом, как в настоящем самолете.

Словом, к внешнему виду и качеству сборки HOTAS Warthog нет вообще никаких претензий. Видимо, в Thrustmaster прекрасно понимают, насколько монументальную вещь они сотворили: чтобы подчеркнуть уникальность комплекта, на каждом джойстике есть даже небольшая наклейка с индивидуальным номером.

Нехорошо только, что в комплекте нет диска с драйверами — их нужно скачивать с сайта Thrustmaster. Кроме того, руководство пользователя переведено очень некачественно: вроде написано по-русски, а понять, о чем речь, очень сложно. На схеме названия действий, закрепленных за кнопками и переключателями по умолчанию, так и вовсе оставлены на английском языке. Мелочь, а неприятно, особенно учитывая цену джойстика.

Полный контроль

В описании внешнего вида мы недаром не стали размусоливать каждый переключатель и каждую кнопку. Как вы уже наверняка заметили, их очень много. На одном только штурвале находится семь кнопок (причем триггер под указательным пальцем — двухпозиционный), а также один четырехпозиционный и три (!) восьмипозиционных переключателей. Всего же на джойстике и пульте вы найдете 86 переключателей и 5 рукояток, отвечающих за семь аналоговых осей, чего с головой хватит для управления самолетом в любом авиасимуляторе.

Последние новости:  Обзор профессионального Full HD-монитора Viewsonic VP2468: первый раз в новый класс

Хотя переключатели подписаны и объединены в блоки (управление двигателем, автопилот, триммер и так далее), абсолютно все они программируемые — их можно переназначить в программе T.A.R.G.E.T. И тут кроется особенность такого навороченного джойстика, как HOTAS Warthog: просто достать его из коробки и начать играть довольно проблематично — нужно потратить время на настройку и тонкую подгонку всего и вся под себя.

Задача несложная, но достаточно трудоемкая, причем повторять ее придется под каждую конкретную игру. Интерфейс у T.A.R.G.E.T. простой и понятный (правда, имейте в виду, что с английского он не переведен). Вы выбираете, какое устройство хотите настроить (программа поддерживает несколько джойстиков Thrustmaster), и в левой части окна появляется его трехмерная модель. Находите на модели нужный переключатель, перетаскиваете его в правую часть и задаете любое сочетание клавиш с клавиатуры. Особое внимание уделено настройке осей: для каждой из них регулируется чувствительность и мертвая зона, а результат показывается на понятном графике. Остается привязать созданную конфигурацию к исполняемому файлу игры — и дело в шляпе. Продвинутые игроки, не чуждые настоящего программирования, смогут даже написать скрипты для джойстика вручную. К слову, профили можно создавать и без подключения устройства к компьютеру.

После всех этих манипуляций мы, честно говоря, подсознательно ждали какого-то неприятного сюрприза непосредственно в играх (ну не бывает все настолько хорошо!). Но, к счастью, опасения не подтвердились: все работает идеально. Точность управления запредельная, ощущения от пилотирования — непередаваемые. Кажется, сильнее они могут быть только в настоящем, а не виртуальном самолете.

Нетрудно догадаться, кому в первую очередь стоит задуматься о приобретении HOTAS Warthog — серьезным виртуальным пилотам. Тем, кто играет исключительно в авиационные аркады вроде или «», вряд ли понадобится и десятая часть заложенного в джойстик потенциала.

Если же вы хардкорный пилот, прекрасно разбирающийся в самолетах, или желаете им стать, преградой может быть только немалая цена HOTAS Warthog — 16 000 рублей. Но это как раз тот редкий случай, когда устройство действительно стоит своих денег: стальная конструкция, великолепное качество сборки, огромное количество функций на все случаи жизни и фантастические ощущения от управления самолетом вряд ли заставят вас пожалеть о покупке.

безупречный внешний вид и качество сборки

огромное количество кнопок и переключателей

непередаваемые ощущения от полета

простота и продуманность программного обеспечения

в комплекте нет диска с драйверами

плохой перевод инструкции на русский язык

программа настройки не переведена на русский язык

Шаг в небо

Несколько слов о том, как ведет себя джойстик в играх. Мы попробовали его и в серьезных авиасимуляторах (серии «

Ил-2 Штурмовик

» и

LockOn

), и в аркадных («

Крылатые хищники

»,

Tom Clancy’s H.A.W.X. 2

и

Apache: Air Assault

). Во всех случаях ощущение после игры было такое, будто мы действительно только что поднимались в небо на боевом самолете или вертолете.

Точность управления во всех играх — выше всяких похвал. Штурвал не болтается, как в дешевых джойстиках, поэтому в настройках мы указали минимальные мертвые зоны, чтобы даже малейшее осознанное движение рукояткой приводило к смене курса. Как результат — фантастическое чувство полного контроля над летающей машиной. Это не давало серьезных преимуществ в аркадах, а вот в хардкорные авиасимы играть стало гораздо интереснее, ведь там важно не просто попасть в самолет противника, а повредить жизненно важные узлы — двигатель, хвостовое оперение, топливный бак. С HOTAS Warthog делать это оказалось проще и приятнее, игра становилась более осознанной и дарила новые впечатления.

Пульт с рукоятями управления двигателем — это вообще особый разговор. Мы уже писали о том, что эти самые рукояти просто по-человечески приятно двигать туда-сюда, а когда в игре видишь и слышишь результаты этих тяганий (натужное рычание двигателей, свист воздуха, обтекающего самолет) — вообще напрочь забываешь, что сидишь перед монитором, а не в кабине аэроплана.

Еще одно преимущество пульта — благодаря большому количеству кнопок можно на время полета полностью забыть про клавиатуру, что очень важно для погружения в игру. Это, опять же, критично в первую очередь для серьезных авиасимуляторов, где нужно и за движком следить, и автопилотом пользоваться, и триммер настраивать, и шасси выпускать, и закрылки регулировать, и делать еще миллион небольших, но важных для успешного пилотирования вещей.

И, конечно, качество, с которым сделан HOTAS Warthog, играет немаловажную роль. Как вы думаете, что приятнее: открыть бомболюк нажатием на обычную пластиковую кнопочку или смачно щелкнув тугим металлическим тумблером? Ответ, нам кажется, очевиден.

Джойстики для авиасимуляторов покупаются не столь часто, да и предпочтение в большинстве случаев отдается недорогим моделям за 20-60 долларов. Однако зачастую амбиции после такой покупки, бывает, вырастают в разы – хочется точности, хочется аутентичности. Что ж, теперь это не проблема. Вслед за моделью HOTAS Cougar, под брендом Thrustmaster появился еще один аутентичный джойстик – HOTAS Warthog. Если первый HOTAS Cougar копировал панель управления истребителя General Dinamics F-16, то Warthog – еще более аутентичная копия части панели управления штурмовика Fairchild Republic A-10C Thunderbolt II, в американском народе прозванном «бородавочник», то есть «warthog» за специфическую форму «морды лица».

Стоит джойстик достаточно приличных денег по меркам большинства, однако если очень захотеть, то… дальше думайте сами. Ну а мы посмотрим, за что же предлагается заплатить 500 долларов. Вообще, впечатления начинаются уже с коробки – поднять её непросто – весит все 10 кг.

Внутри еще две коробки белого цвета, в которых упакован джойстик и ручка управления двигателем – РУД. Комплект небогат: есть только инструкция (краткая, на многих языках), гарантийный талон, да шестигранный ключ (об этом позже).

Наконец, настает черед достать джойстик. Открываем коробку, достаем увесистый пенопласт, раскрываем его и видим основание джойстика и ручку.

Рукоятка съемная, устанавливается на рычаг и привинчивается массивной алюминиевой гайкой. Разъем в точности совпадает с первым HOTAS Cougar, так что ручку от Cougar можно прикрутить и к «Уортхогу».

После сборки получаем увесистую и большую ручку управления самолетом – РУС. Кстати, и ручка, и основание сделаны из металла. Ручку, признаться, из металла мы видим впервые – да, она именно такая, на ощупь холодная и тяжелая.

Ручка достаточно проста по устройству – это джойстик, работающий по осям X и Y, поворота РУС (твиста) здесь нет, что полностью соответствует прототипу этой реплики РУС. Зато представлено полное обилие кнопок и миниджойстиков, которые есть и на оригинале – любопытные легко найдут фото кабины оригинального самолета и сравнят.

«Лицом» к пилоту повернуты красная кнопка-гашетка, вокруг ней три джойстика: один 8-позиционный, черная «пипка» снизу – четырехпозиционный, справа от «пипки» — 8-позиционный. Если серая шляпка – типичный hat, то ручка под ним – дублирует 4 кнопки джойстика, которые можно настроить в любом симуляторе. Отличия от «пипки» слева от него заключаются в том, что кнопки в диагональных позициях нажимаются парами, да и тактильные ощущения совсем иные. Слева чуть ниже заметен серый миниджойстик, он четырехпозиционный, но еще имеет и возможность нажатия – пятая кнопка. Это уже пять программируемых кнопок.

Последние новости:  «Роскосмос» займётся подготовкой к дальним космическим полётам

Под указательным пальцем есть спусковой крючок-гашетка для управления пушкой A-10C, а также еще одна кнопка на правой стороне РУС.

Под мизинцем еще две кнопки – одна из них с рычажком, к слову, тоже металлическим.

Итого на РУС начитывается 18 кнопок плюс хэт-свитч. Все они могут программироваться, но в оригинальном симуляторе Digital Combat Simulator A-10C Warthog задействованы под своими собственными функциями, завязанными в соответствии с таковыми у оригинала.

РУД упакован в другую коробку, размером поменьше, но уж точно не легче. РУД собран, привинчивать ничего не нужно. Вместе смотрятся великолепно.

К слову, корпус РУД тоже металлический, только сами ручки на этот раз пластиковые, но выглядят очень прочными. При первом взгляде на панель начинают разбегаться глаза от обилия надписей на корпусе и всяких рычажков. Тут вам нет номеров кнопок, тут реальные подписи к переключателям, которые в точности соответствуют панели самолета A-10.

Форма ручек, естественно, тоже. Кстати, размер ручек РУД и РУС показался великоват даже для средней мужской ладони, а миниатюрной женской они и вовсе будут совсем неудобны, что уже говорить о детях. Правда, цветы жизни не обращают внимания на подобные мелочи. Если же сменить тему и поговорить об органах управления, то выделим на корпусе РУД две ручки управления двигателями, на которых располагается множество переключателей и миниджойстиков.

На правой стороне правой ручки 4-позиционный миниджойстик с возможностью нажатия – вот уже сразу пять программируемых кнопок, ниже оригинальный переключатель с тремя позициями: нейтральной (выключено), нефиксируемой задней и фиксируемой передней. Это еще две программируемых кнопки. Ниже серый набалдашник еще одной 3-позиционного переключателя, на этот раз все позиции фиксируемые, а ниже красный набалдашник 3-позиционного переключателя с нефиксируемыми позициями – аналог двух кнопок. Последний довольно туговат, к тому же до него надо тянуться, что для большой ладони труда не составит. На передней части обеих ручек так же есть кнопки: на правой РУД 8-позиционный хэт, рядом с которым миниджойстик в прямом смысле слова – он дублирует оси X и Y – плавности никакой, зато он управляет курсором прицела в оригинальном симуляторе DCS A-10C. На левой РУД спереди лишь кнопка-гашетка.

Кроме того, на левой боковине левой РУД есть еще один 3-позиционный переключатель с фиксируемым позициями (тоже аналог двух кнопок). Кроме того, есть механический блокиратор ручек, который блокирует их вместе, так что их нельзя перемещать по отдельности.

Слева от ручек находится трехпозиционный переключатель закрылков (FLAPS).

Между ручками расположена съемная крышка, крепящаяся двумя винтами, для которых и прилагается ключ в комплекте. Под это крышкой спрятан перекидной сухарик, который призван устанавливать режим форсажа: по умолчанию в крайнем переднем положении РУД работает форсаж. Если перевернуть сухарик, сняв крышку, то для установки форсажного режима понадобится приподнять РУД от промежуточного упора вверх и еще передвинуть вперед до упора.

Кстати, после положения IDLE у ручек есть крайнее заднее положение OFF, для чего их нужно приподнять и передвинуть назад до упора. Это, кстати, в драйвере отражается как еще две кнопки. Итого программируемых кнопок (или различных положений) на РУД насчитывается аж 32. По-моему, это рекорд. Но и это еще не все плюшки: во время работы часть надписей на панели подсвечивается изумрудным светом, к тому же на панели есть пять программируемых светодиодных индикаторов, последние, правда, задействуются только при использовании оригинального драйвера-ПО T.A.R.G.E.T. с помощью которого настраиваются все продукты серии HOTAS, в том числе и рассматриваемый джойстик.

При подключении джойстик бодро определяется Windows 7 как два устройства – Throttle HOTAS Warthog и Joystick HOTAS Warthog. Их, естественно, несложно откалибровать и настроить в играх по своему усмотрению. Точность передвижений крайне высока – джойстик и РУД реагируют на минимальное передвижение, а точность центра просто потрясающая – центральные положения ползунка и РУС находятся точно посередине диапазона от 0 до 65535, в отличие от манипуляторов с резисторами. В рассматриваемом манипуляторе применены магнитные сенсоры типа «датчик Холла», названные H.E.A.R.T (Hall Effect AccuRate Technology), поэтому точность превосходная.

Thrustmaster. Проект HOTAS 2000

Thrustmaster. Проект HOTAS 2000

Хотя в силу конструкции РУС идеально ровный круг в JoyTester получить не удалось – у рукоятки есть выраженное центральное положение, что многим вирпилам не понравится. Тем не менее, точность весьма высока и управлять виртуальным самолетом можно крайне тонко. Единственное, чего реально не хватает, когда играешь в симуляторах X7 или MS Flight Simulator – это педалей Rudder. Аналог есть у Saitek, но стоят они 180 долларов, что не так уж и мало. Если для Warthog педали не нужны – этот самолет управляется иначе, то для гражданской авиации и тем более вертолетов педали просто необходимы. Можно, конечно, для rudder задействовать одну из ручек РУД (по умолчанию левая), но это уже не то. Если говорить об эргономике, то уже упоминались довольно крупные рукоятки. Кнопки и переключатели у джойстика промышленного класса, поэтому выглядят и ощущаются как суперпрочные, тем более, что все выполнено из металла. Круглые кнопки тоже промышленные, поэтому нажимаются они довольно туго, да и тумблеры, а также хэт на РУД довольно сильно сопротивляются передвижению, но это лишь добавляет реализма – летчик-то в перчатках летает.

Комплект из РУД и РУС для управления в самолетом в одноименном симуляторе DCS A-10C Warthog от компании Thrustmaster может похвастать чуть ли не абсолютной аутентичностью и соответствием прототипу. Этот продукт предназначен для настоящих ценителей и может быть интегрирован в домашний комплекс кабины самолета, те более, что отверстия для крепления к сиденью имеются. А РУС вообще можно открутить от пластины основания и закрепить между ног вирпила так, как это сделано на настоящем самолете.

Кроме того, можно приобрести и комплект из двух кнопочных панелей MFD 2xMFD Cougar с 28 кнопками на каждой. Энтузиасты помещали их на монитор (отдельный) на который выводились нужные изображения в пределах экранов MFD и контрольных приборов между ними в точном соответствии с панелью приборов самолета A-10. Фактически, игрок в такой системе почти полностью погружается в атмосферу виртуальных боевых действий – отличное вариант провести свободные часы, не прикладываясь к бутылке и не тряся жирком на дискотеке. К тому же неплохой способ выплеснуть эмоции и натренировать внимание и реакцию. В общем, Thrustmaster HOTAS Warthog – это продукт для истинных ценителей и поклонников виртуальных полетов, хоть и завязанный на определенную модель самолета, что его совсем не портит: по качеству это один из самых лучших комплектов на рынке, причем предлагаемый по весьма привлекательной цене. Плохо лишь одно – недостает педалей руля направления.

Егор Емельянов

Оцените статью
( Пока оценок нет )