Тафья Головной Убор

Тафья (куфья, скуфья, куколь, еломок, тафейка, тюбетейка – головной убор, в том числе казаков, происходит от древнего подшлемника). 

Стоглавый Собор в Москве запретил ношение «тафей безбожного Мехмеда», как ровно и запретил употребление колбасы в пищу. Но казаки, и даже цари с боярами тафейку продолжали с удовольствием носить.

Примечание:

Из официальных источников: Тафья — шапочка татарского образца, надеваемая сановными людьми в качестве привилегии под шапкой, ношение которой было запрещено при царе Иоанне Васильевиче на Стоглавом Соборе 1551 г. (гл. 38).

В Книге описной 1648 г. всякому платью царя Алексея Михайловича и оставшемуся после блаженной памяти царя Михаила Федоровича, в статье «О тафьях» (лист 299), о тафье царевича упоминается следующим образом: «Тафья сукно червчато, подкладка тафта ценинна, обнизана жемчугом рогатым в одно зерно, счетом шестьдесят четыре зерна, напереди запона с финифты, в запоне семь камешков лазоревых, около запоны семнадцать зерен жемчугом рогатым; принес Боярин Борис Иванович Морозов 1642 года, июля в 11 день, а сказал: «Сей тафьи сукно Царевича Димитрея Иоанновича Углецкаго». Принята по книге у дьяка у Давыда Дерябина».

Согласно А. Далю, «ТАФЬЯ – шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. На государе была тафья».

Забелин сообщает, что среди старинных казачьих головных уборов «ПО ПОРЯДКУ ПЕРВЫЙ головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи…

Наша тафья по всему поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНИХ ПЕРЕДОВЫХ ЗНАТНЫХ И БОГАТЫХ, главное по тому обстоятельству, что это у казаков же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ».

«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Васильевич Грозный, и когда дело дошло до того, что казаки в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора»…

И далее: «В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, ее богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями».

Обычай сбривать волосы на голове (чаще оставляя лишь оселедец, длинный чуб) восходит к практическим обычаям казаков-ордынцев. Даже до XIX-XX веков казаки обривали голову, сохраняя только прядь волос. Понятно, почему сложилась такая практика. Ведь казаки были основной военной силой Казачьей Орды, ушедшей в XIV веке на завоевание тогдашнего мира.

Волосы в походах брили для надежности, дабы не подхватить заразу в условиях воинского быта. Иногда весьма и весьма антисанитарного. Например, опасались вшей, распространителей тифа.

После раскола Империи казаки-ордынцы подверглись гонениям во многих имперских провинциях. Романовы видели в казаках своих основных противников и главное препятствие к установлению окончательного господства над страной. Многие прежние ордынские казачьи обычаи начали всячески изгоняться из казачьей жизни на территории, подконтрольной Романовым.

Такая чистка вскоре коснулась и повседневного быта. В том числе и головных уборов. Из обыденной жизни большинства населения России XVII века тафью постарались устранить. И, надо признать, добились успеха. Однако высшая романовская знать, среди которой в XVII веке еще оставалась, как мы видели, значительная часть ордынских, казачьих потомков, могла сохранить для себя некоторые, ставшие, впрочем, уже чисто символическими, следы прежних обычаев.

Как пережиток великого прошлого. Как некое волнующее воспоминание. Вероятно, к таким воспоминаниям относилось и ношение тафьи. Так что среди части русской знати той эпохи тафья могла сохраняться как некий символический знак принадлежности к прежним ордынским родам. С другой стороны, хотя новые властители России к ордынским наследникам не принадлежали и, более того, Казачью Орду ненавидели, тем не менее, перед своими подданными им приходилось выставлять себя в виде законных наследников прежних царей-ханов.

А поскольку одним из символов старых порядков была тафья, то романовская знать предпочла на какое-то время сохранить ее в своем обиходе, демонстрируя якобы преемственность. Во многих случаях – фальшивую. В общем, узурпаторы «натянули на себя» часть прежних казачьих обычаев, дабы легче было править бурлящей страной. Да и кроме того у любого обычая есть своя собственная инерция, на преодоление которой нужно время. Но время шло, ордынское-казачье прошлое затягивалось дымкой забвения. Власть Романовых укрепилась. Насущной необходимости носить тафью перед подданными уже не стало. Тафья постепенно стала забываться. Некоторые высшие чины пока что ее носили, но уже по инерции. Постепенно традиция сошла на нет.

Последние новости:  11, 12, и 13 июня в Храме Христа Спасителя праздничные службы на Троицкую родительскую субботу, Троицу и Духов День

Древнейшие правители тоже носили тафью. Тафья – «убор весьма древний. В тафейке ходил и АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, как он изображался на монетах».

из книги «Царь славян», Глеб Носовский

Тафья 

Ищете где купить тафью? Вы обратились по адресу. Проект «Казачий Хутор» специализируется на продаже связанной с культурой казаков атрибутики. Мы сотрудничаем с лучшими поставщиками и гарантируем индивидуальный подход к каждому клиенту. Приобретая продукцию в нашем магазине, вы получаете оптимальное соотношение цены и качества.

Тафья является первым казачьим головным убором. Представляют собой маленькую круглую шапочку, плотно прилегающую к макушке. В старину её носили обычно под шапкой. Популярно мнение, что убор был заимствован у тюркских народов. Прообразом тафьи послужила азиатская тюбетейка.

4-5 веков назад в России было непринято появляться на улице с открытой головой. Человек без убора вызывал недоумение, а зачастую и агрессию. В теплое время года у казаков было принято надевать тафью. Она покрывала голову и позволяла стойко переносить высокие температуры. Состоятельные граждане украшали тафью золотом, шелком и драгоценными камнями.

Казаки же надевали тафью под кубанку. Подходить к выбору уборов следует осторожно. Несмотря на то, что традиции постепенно ослабевают, они всё также сильны. Головной убор для казака является олицетворением чести и жизненного пути.

Выбрав подходящую модель, вы сможете подчеркнуть своё положение в обществе. Однако, верно и обратное. Если тафье и кубанке было уделено недостаточно внимания, то велика вероятность оказаться в неприятной ситуации.

Наши преимущества

Наша команда понимает всю важность культуры казаков. Мы уважаем традиции и отлично в них разбираемся. В современном мире важно уметь сохранять наследие предков. А также следует научиться объединять его с технологиями и веяниями времени. Проект «Казачий Хутор» является ярким примером того, как культурные ценности казаков могут находиться в симбиозе с современным миром.

Мы предлагаем

  • Доставка по всей России. Магазины, в которые вы можете прийти лично, расположены в двух городах, в Екатеринбурге и Тюмени.
  • Привлекательные цены. Мы напрямую сотрудничаем с поставщиками и реализуем продукцию высокого качества. Наша команда против необоснованного завышения стоимости.
  • Квалифицированный персонал. Наши сотрудники с радостью выслушают вас и помогут выбрать подходящую модель. Мы понимаем всю важность вопроса.

У вас остались вопросы? Чтобы получить консультацию или купить тафью позвоните по номеру Операторы с радостью ответят на все вопросы.

Тафья это особый головной убор, в России его носили высшие слои общества и опричники во времена Ивана Грозного.

Тафья

— маленькая плоская и круглая шапочка, закрывающая макушку головы — подобие кипы-ермолки носили их обычно под шапкой, в ХХ веке мода на нечто подобное долгое время сохранялась среди научных работников и детей младшего возраста.

Принято считать, что у христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его, но не всё так однозначно. Ношение ермолки — кипы является обычаем, но не законом: нигде в Торе или Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой, это интересным образом перекликается с подзабытыми русскими обычаями времён Ивана Грозного.

Последние новости:  Сегодня, 12 июня, православные отмечают День Святой Троицы

«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Вас. Грозный. Дело дошло до того, что в тафьях ходили в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора».

«В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, ее богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями».

В русском языке существует выражение

«свинья в ермолке»

употреблено Н. В. Гоголем в «Ревизоре» по отношению к одному из персонажей и означает низкого человека с необоснованно большими претензиями. Ермолка это тоже одна из разновидностей шапочки тафьи.

Русская одежда в XIV до XVIII столетия, ОДНОРЯДКА ТАФЬЯ И ШАПКА. (Вид изображает Патриаршее-Село Медной, близ Твери, в XVII столетии).

Русская одежда в XIV до XVIII столетия, ЗИПУН, ТАФЬЯ И ШАПКА.

Надо отметить, что такие головные уборы сохранялись как традиционные в некоторых казачьих местностях почти до сих пор.

Некоторые выдвигают версию, что казаки заимствовали такой своеобразный головной убор у южных кочевых народов, но ещё раз повторю, не всё так однозначно и версии могут быть самые разные. Тем более, что подобное встречается на огромной территории и совсем даже не у кочевых народов.


Вот Генри Эдуард Маннинг (Henry Edward Manning) английский кардинал, один из выдающихся церковных деятелей Англии, на голове у него тафья, правда в тех краях это называется пилеолос.

Вот все в тюбитейках — пелеолосах — тафьях — кипах. Думаю, что если сказать этим товарищам, что они позаимствовали свои головные уборы у кочевников с территории России, они удивятся такой версии)

Хотя и у них тоже есть такое. Да и используется практически в схожих целях. Слева типаж очень узнаваемый)
«Исходя из размеров этого головного убора, приходят мысли о том, что предназначена она явно не для укрытия от знойной жары, но давайте разбираться по порядку… Это традиционный, старинный татарский национальный мужской головной убор. Слово «тюбетейка» происходит от тюркского «тюбе» и означает «вершина». Представляет собой небольшую шапочку с узорами. На неё надевали меховые и матерчатые шапки, шляпы, чалму — что угодно, но только не снимали тюбетейку.»

Ещё раз замечу, что у евреев фактически всё тоже самое. Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила.

Можно сделать вывод, что подобный головной убор использовался в сходных целях множеством народов долгое время и на огромной территории. Почему так получилось и кто у кого эту традицию перенял вопрос очень интересный. От себя замечу, что в крупной толпе, если смотреть сверху, людей легко различать именно по головным уборам.

Тафья – головной убор в истории костюма

Сегодня Милитта желает воскресить древний головной убор! Недавно на выставке мне приглянулась маленькая шапочка, она прекрасно подходит в дополнение к вязаной шапке в качестве нижней, ведь многослойность может быть не только в одежде, но и в аксессуарах.

Маленькая шапочка тафья – полностью забытый головной убор. Сегодня этот аксессуар можно увидеть только на картинах и выставках. Даже название тафья, звучит незнакомо и непривычно. Только это не значит, что тафью нельзя носить. Очень даже можно!

Тафья  забытый головной убор и современная мода

Тафья Головной Убор

Откуда первоначально появилась шапочка неизвестно. Скорее всего, головной убор был заимствован у тюркских народов, которые носили шапочки типа тюбетейки. Кроме того, тафья имеет сходство с ермолкой. Посему, установить точное происхождение непросто, ведь многие народы использовали головные уборы похожей формы.

Последние новости:  Православная Святая Троица-2022: суть праздника, что можно и нельзя делать, традиции

В России XVI века тафья обретает популярность в среде высшего сословия. Эти шапочки полюбили самые богатые и влиятельные люди. Многие стремились украшать головной убор вышивками золотом и серебром, а еще бисером и жемчугом. Особенно полюбил тафью царь Иван Грозный, он сам носил такую шапочку, и сделал ее частью униформы опричников. После смутного времени тафья постепенно теряла популярность и была забыта.

Современная мода позволяет смешивать самые разные стили и элементы исторического костюма. Тафья очень интересный и практичный головной убор. Если вы любите модные эксперименты, купите эту шапочку. Ее можно носить в качестве нижней шапки под вязаную шапку, тем самым получится многослойность, и ветер не будет продувать. Когда зайдете в помещение можно снять верхнюю шапку, а тафья останется.

Тафья головной убор

Тафья головной убор

Тафья пригодится, если хочется создать образ с элементами исторического костюма или добавить в свой стиль немного азиатского влияния, ведь изначально аксессуар имеет восточное происхождение. Когда в гардеробе много разных шапочек можно создавать самые необычные образы, некоторые из них будут уместны только на праздниках и фотосессиях, но в этом и заключается прелесть необычных аксессуаров с большой историей.

Где купить? В интернете и на выставках можно встретить мастеров, которые шьют исторический костюм и вещи, стилизованные под историю. Мне удалось найти тафью за 1000 рублей, в некоторых местах продают дороже, но в любом случае совсем недорого.

Тафья Головной Убор

Тафья Головной Убор

Тафья казачья — история происхождения

Тафья

— это мужской головной убор, изначальное предназначение которого заключалось в прокладке между головой и металлическим шлемом во время средневековья. Данная казачья одежда имеет внешний вид небольшой шапки круглой формы, которая плотно прилегает к макушке. Идея ношения головного убора была позаимствована у тюркских народов, прообразом которой является тюбетейка.

Еще 5 веков назад на улице России было не принято появляться без покрытой головы. Такой русский вызывал у соотечественников недоумение, а порой и агрессию. Трафья надежно защищала головы казаков от жгучих солнечных лучей. Состоятельные категории населения часто украшали свои головные уборы шелком, драгоценными камнями и даже золотом. В современном мире трафья пользуется популярностью среди казачьих общин, которые олицетворяют культуру и традиции прошедших времен. Достаточно часто название трафья заменяется словом  , которое часто использовали казаки

Купить в Москве традиционный казачий головной убор можно на страницах интернет-магазина «Военторг Атаман», а так же в казачьих лавках города Москвы. Широкий ассортимент товара позволяет выбрать изделие, максимально соответствующее запросам клиента. Многих людей интересует вопрос того, как пошить мужской головной убор самостоятельно. Однако не стоит пытаться сделать это в домашних условиях, ведь для производства качественной трафьи необходимо знать специальные технологические процессы пошива. Поэтому лучше всего трафью казачью купить уже готовую.

Обозначим ряд преимуществ, которые получает клиент, приобретая товар на сайте казачьего магазина «Военторг Атаман»:

  • Доступная цена в самом широком диапазоне позволяет выбрать головной убор согласно финансовым возможностям пользователя;
  • Ассортимент товара регулярно пополняется новыми моделями;
  • Все изделия выполнены из качественного текстильного материла, который позволяет коже дышать;
  • Доставка товара осуществляется в любой регион страны в самые кротчайшие сроки;
  • Помимо традиционных моделей, на сайте представлены современные изделия, которые идеально подойдут для повседневного ношения;
  • Консультанты магазина с радостью ответят на все вопросы клиентов, а также помогут определится с наиболее подходящей моделью.

Если вам необходимо приобрести традиционный казачий головной убор —

тафью

, тогда здесь вы найдете самые лучшие модели отечественного производства. Казачий магазин всегда рад приветствовать на своих просторах новых и постоянных клиентов, для которых создаются только самые лучшие условия сотрудничества.  

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com