Судно На Воздушной Подушке

С приходом зимы для большей части рекреационного флота навигация закрывается, лодки ставят на берег и приводят  в порядок, готовясь к следующему сезону. Лед сковывает водные пути и делает невозможной навигацию. Даже с приходом весны реки освобождаются не сразу. Когда времени теплого сезона недостаточно и так хочется выйти на воду независимо от погоды и обстановки вокруг, можно рассмотреть покупку судна на воздушной подушке.  Суда на воздушной подушке (СВП), или аэролодки, способны передвигаться по отмелям, болотам и льду. Их часто используют специальные службы для снабжения и пассажирских перевозок в труднодоступных регионах.

Лодка, которая парит над водой

Судно на воздушной подушке (коротко СВП) — это судно с динамическим поддержанием плавучести. Это означает, что судно держится на плаву за счет нагнетания под корпус воздуха с избыточным давлением. 

Фактически, СВП в ходу не касается поверхности, а парит в нескольких миллиметрах от среды по которой двигается, что позволяет передвигаться по разным типам поверхностей. 

Эти суда пришлись по вкусу как военным и спасателям, охотникам и рыбакам, а также применяются в пассажиро- и грузоперевозках в труднодоступных районах, в том числе на рейсовых линиях. Их успешно применяют там, где другие транспортные средства попросту не пройдут, а авиация экономически невыгодна.

Кто придумал аэролодки

Идея создания судна, в котором воздух будет закачиваться под днище, была предложена шведским философом

Эммануилом Сведенборгом

еще

 

в 1716 году. После него над этой идеей работали британцы

Уильям Фруд

и 

Джон Торникрофт

, швед

Густав Лаваль

, австрийский инженер

Дагоберт фон Томамюль

, француз

Шарль Терик

и советский ученый

Константин Циолковский

. Но 

из-за

недостаточного развития технологий того времени воплотить идею в жизнь удалось только в 1915 году. Австриец

Дагоберт Мюллер фон Томамюляв

сконструировал экспериментальный торпедный глиссер с нагнетанием воздуха под корпус. Главным преимуществом этого катера должна была стать скорость, однако на испытаниях нагнетание воздуха под корпус дало незначительный эффект и проект закрыли.

Работа над СВП продолжалась, но скорость все так же оставалась главной целью в развитии флота. 

Первые в мире опытные катера на воздушной подушке скегового типа были построены в 1934–1939 годах под руководством советского конструктора

Владимира Левкова

.

Обратите внимание, насколько просто четыре человека разворачивают судно вручную, при его весе в 8,6 т.

В 1955 году британский изобретатель

Кокерелл Кристофер

подал заявку на патент конструкции СВП соплового типа. Было предложено использование гибкого ограждения (из прорезиненной ткани) для удержания воздуха под судном. Сперва эта идею восприняли несерьезно, но практика показала обратное и «юбка» стала новым витком в развитии СВП и используется по сегодняшний день.

Конструкция современных СВП

Прошло более полувека, технология отточена и теперь это не нечто экзотическое, а вполне понятное транспортное средство, которое состоит из корпуса, сделанного из алюминиевых сплавов и композитных материалов, морской силовой установки, маршевых и нагнетающих винтов. 

СВП — это штучное изделие и найти два одинаковых судна невозможно. Они делаются не просто под заказ, а с детальной проработкой с заказчиком.  

Фантазию заказчика ограничивает только бюджет и правила классификационного общества, т. к. проект и все комплектующие придется согласовать и если изменения конструкции будет влиять на живучесть судна, то их могут не пропустить на стадии проектирования.

Учитывая, что СВП работает в экстремальных условиях, насыщению судна уделяется особое внимание. Все комплектующие  должны быть не только надежными, но и легкими в ремонте, и взаимозаменяемыми, ведь если вы заглохнете посередине замерзшей реки, то пока сделанная под заказ импортная деталь придет, река успеет растаять. Поэтому большая часть деталей добывается в ближайшем автомагазине. 

Среди рекреационного и коммерческого флота широко распространились суда с воздушной подушкой соплового типа, где воздух удерживает юбка. Такая конструкция достаточно надежная и даже при разрыве отдельных элементов у нее хорошая ремонтопригодность (как пример, при отрыве сектора юбки пробивается новое отверстие и он крепится на место). 

Фото httpwwwairboatru

Самое главное, что сопловый СВП имеет амфибийные свойства и в отличие от скеговых СВП, где воздушная подушка ограждена жесткими баллонами-скегами, может передвигаться не только по воде, но и по грунту, льду, болотам. 

Излишек давления поднимает его на некоторое расстояние от поверхности, тем самым сводя трение при движении к минимуму, а от высоты юбки, на которую поднимется судно, зависит высота препятствия, которое может преодолеть катер. В основном это не более 1 м. Благодаря эффекту «скольжения» по воздуху подушки развивают внушительные скорости, но это также сказывается и на их управлении, т. к. контакта с поверхностью фактически нет. 

Если конструкция подушки предусматривает баллоны, то давление в них шкипер регулирует, как давление шин на автомобиле. Для воды, как для хорошей дороги, нужно подкачать посильнее, а вот если есть преграды, то давление уменьшают и тогда баллон легче обтекает неровности.

Само по себе гибкое ограждение — это один из расходников, т. к. при находе на коряги, постоянным переходам по торосам она периодически рвется либо просто стирается со временем о грунт. 

Но даже после серьезных повреждений СВП продолжает движение. 

Возможно под кренами, с меньшей отзывчивостью, СВП все равно будет идти.

Управление СВП

На месте капитана аэролодки скорее чувствуешь себя за рулем автомобиля с довольно знакомой приборной панелью. Однако такое визуальное сходство очень обманчиво. Приглядевшись, обнаруживаем дополнительные органы управления. Одним газом и рулем тут уже не отделаешься, ведь не стоит забывать, что СВП немного самолет и парит над поверхностью, хоть и на очень малой высоте.   

Для того, чтобы поехать вперед, нужно не только добавить газу, но и отрегулировать шаг винта, а повороты на СВП — целое искусство. 

Учитывая, что у судна нет прямого контакта с поверхностью, просто повернув руль, вы скорее всего продолжите движение в том же направлении — только боком. Для того, чтобы развернуться, нужно накренить судно в сторону поворота, в некоторых случаях отдифферентовать и точно рассчитать скорость, на которой вы делаете маневр, а также при перекладке рулей добавить газу. Скорость катеров на воздушной подушке, конечно, нужно уточнять согласно ТТХ конкретной модели, но 100 км/ч для большинства представителей — это не предел. 

Из-за отсутствия контакта с поверхностью СВП чувствительны к боковому ветру и их начинает сносить, а встречный ветер будет тормозить катер. Также СВП не могут преодолевать длинные подъемы, хотя выход на берег с коротким крутым подъемом не составляет труда опытному капитану, который схитрит и зайдет не четко носом, а немного под углом.

Как такового тормоза на СВП нет и тормозной путь немалый из-за крайне малого трения с поверхностью. 

Самым эффективным способом остановиться является разворот судна на 180° и остановка маршевыми винтами, но также это можно сделать, изменив угол лопастей на отработку заднего хода, а на воде для сброса скорости можно сдуть подушку и лечь днищем на воду — это как выйти из режима глиссирования на обычном катере.

Производство СВП в России

Найти компанию, строящую СВП в России, не составляет труда. Интернет пестрит сайтами производителей и большинство из них собирают катера из отечественных материалов и оборудования. Ниже представлен перечень основных компаний-производителей СВП и как видно, есть из чего выбрать. Такое количество производителей обусловлено спросом на эти вездеходы. География страны и условия работы транспорта на севере сформировали рынок услуг с привлечением транспорта на воздушной подушке.

Фото httpshovercraftru

Компании-производители судов на воздушной подушке

Компания Город Предлагаемые суда на воздушной подушке
1 Christy Hovercraft Санкт-Петербург Катера для частного использования
Пассажирских мест — 4…12 ч;.
Полезная нагрузка — 370…950 кг;.
Макс скорость — 70…100 км/ч.
2 Судостроительная компания Нептун Ленинградская обл. Пассажирские, грузоперевозки и специальные СВП
Пассажирских мест — 2…39 ч;.
Полезная нагрузка — 150…2100 кг;.
Макс скорость — 70…75 км/ч.
3 Опытно-Конструкторская группа «Сплав» Нижний Новгород Катера для частного использования
Пассажирских мест — 3…4 ч;.
Полезная нагрузка — 400 кг;.
Макс скорость — 85 км/ч.
4 Аэроход Нижний Новгород Пассажирские и грузоперевозки
Пассажирских мест — 6…48 ч;.
Полезная нагрузка – 600…60000 кг;.
Макс скорость – 50…190 км/ч.
5 Аэротрейд Иркутск Геологоразведка, специальные СВП,
катера для частного использования
Пассажирских мест — 4…9 ч;.
Полезная нагрузка – 800…1800 кг;.
Макс скорость – 70…180 км/ч.
6 РосПромРесурс Нижегородская обл. Специальные СВП, геологоразведка,
пассажирские и грузоперевозки
Пассажирских мест — 7…18 ч;.
Полезная нагрузка – 1070…2500 кг;.
Макс скорость – 70 км/ч.
7 Север Катера для частного использования 
премиум класса
Пассажирских мест — 5…17 ч;.
Полезная нагрузка – 1000…2500 кг;.
Макс скорость – 100…150 км/ч.
Последние новости:  Германия — Англия: где смотреть матч Лиги наций 7 июня 2022 года онлайн в прямом эфире

Судна на воздушной подушке — принцип работы и характеристики

Однозначно сказать с чего начать выбор судна на воздушной подушке сложно. Тут все очень индивидуально и в отношении покупателя и в отношении судна. Помимо огромного количества явных параметров есть множество скрытых преимуществ и недостатков, которые могут знать только производители или люди профессионально занимающиеся воздушными подушками.

Знание таких моментов приходит только с опытом. Поэтому конечный ваш пункт при выборе катера это мы, люди профессионально занимающиеся судами на воздушной подушке. Изучайте характеристики, видео и фотоматериалы, но в итоге будет лучше, если вы проконсультируетесь со специалистом. Это сэкономит Вам время и деньги.

Наиболее интересными являются амфибийные суда на воздушной подушке и именно ими в основном занимается наша компания. В первую очередь обращайте внимание на вместимость и грузоподъемность судна. Потом дальность хода на одной заправке. Поинтересуйтесь эксплуатационными режимами техники. Остальное по вкусу.

Не важно, для каких целей будет использоваться этот специфический транспорт. Важно то, что судно на воздушной подушке, принесет пользу и огромное количество положительных эмоций его владельцу. Младшие суда отлично подходят для рыбалки на небольших водоемах или для активного отдыха.

Часто такие суда приобретают люди, которые находятся в труднодоступных местах и весной или осенью добраться до них можно разве что на вертолете. По ощущениям передвижение на небольших судах можно сравнить с водным мотоциклом, который может перемещаться не только по воде. Но воздушная подушка гораздо интересней, так как водных мотоциклов позволяющих осуществлять боковое скольжение на скорости 40-50 километров в час мы не встречали.

Для охоты и рыбалки «по взрослому» младшие суда на воздушной подушке не подходят. В судно на 6-12 мест можно дополнительно загрузить снаряжения и топлива весом от 500 до 2000 килограмм. На такой машине вы уже спокойно можете вернуться с тушей лося или кабана. Крупные суда менее чувствительны к бортовой волне, а некоторые могут эксплуатироваться даже на морском побережье.

Российский рынок достаточно развит в этом направлении. Есть несколько отечественных производителей, так же имеются дилеры зарубежных конструкторских и судостроительных компаний. Общего понимания обычно достаточно, для того что бы определиться в соотношении цена-качество.

С чего начать

Судно на воздушной подушке (СВП) — судно с динамическим принципом поддержания, способное развивать большую скорость и над твёрдой поверхностью, и над водой на небольшой высоте над ней, при помощи, так называемой воздушной подушки, которая образуется благодаря нагнетаемому под днище воздуху.

Если же Вам захочется прокатиться по густой траве, то скорость будет и того меньше: 50-60 км/ч. Причем передвижение по зарослям камыша или очень высокой траве вообще невозможно, так как судно подминает под себя траву, которая поднимает его над землей и подушка теряет давление. Заранее интересуйтесь о скоростных характеристиках катера на различных поверхностях.

Расход топлива

Например, для небольшие модели предполагают расход топлива от 8 до 12 литров в час. Это 1-4 местные катера. Но в зависимости от объема и количества двигателей, размера судна, типа подушки эти показатели могут различаться. Крупный судна типа Marina или Hover Shuttle сжигают до 70 литров в час.

Грузоподъемность

Небольшие модели способны перевозить от 200 до 500 килограмм, представители среднего класса на 6-12 мест способны оторвать от земли вес от 500 до 1000 килограмм. Суда промышленного класса позволяют перевозить грузы весом в десятки тонн. Во избежание неприятных сюрпризов стоит заранее изучить грузоподъемность выбираемой модели.

Плавучесть

Достаточно важный момент. Существуют модели, которые, при заглушенном двигателе, уходят под воду. Они способны выдержать вес 1-2 человек, но если помимо двух пассажиров у вас имеется груз, то этого может быть достаточно для того, что бы потопить судно при выключенном двигателе.

Для нормальной плавучести под борт катера вешают специальные емкости заполненные любым из плавучих материалов. На моделях выше среднего класса это практически всегда является базовым оборудованием. На не крупных СВП такие баллоны могут отсутствовать и ставятся они как дополнительная опция. Но даже если вы обеспечили катер необходимой непотопляемостью есть еще один нюанс связанный с выходом на подушку нагруженного судна. Катер может банально не выйти на нужную высоту, а следовательно вы не сможете начать движение, пока не разгрузите катер.

Если вы заякорились где-то посередине озера Байкал, то осуществить разгрузку-загрузку будет довольно проблематично. Не стоит об этом забывать.

Принцип работы

Подробно эта тема раскрыта в соответствующей статье свп принцип работы

В двух словах принцип работы воздушной подушки можно описать примером, который все помнят еще со школы, когда вы кладете тетрадный лист на парту и после этого опускаете рядом учебник или книгу. Поток воздуха от книги попадает под лист бумаги и он начинает скользить к краю стола.

Принцип тот же. Функция и скеговой и сегментной схемы в том, что бы поднять катер над землей и тем самым нивелировать силу трения. Этот процесс называется «выход на подушку» и обычно это временная характеристика. Не крупные суда выходят на подушку за 5-20 секунд, средний класс обычно укладывается в полминуты. Промышленные суда могут нагнетать воздух до нескольких минут для достижения нужного уровня давления. Далее можно начинать движение.

На 2-4 местных судах воздух в подушку осуществляется простым делением потока от тягового двигателя при помощи элементарных воздухозаборников. Движение начинается практически сразу после выхода на подушку, что не всегда удобно, ведь задней передачи часто нет даже на судах среднего класса, не говоря уже о младших СВП. Это неудобство обходится на 6-12 местных судах дополнительным маршевым двигателем, который отвечает только за давление воздуха в подушке.

Вы можете вывести судно на подушку и самостоятельно оттолкать или развернуть в нужном направлении. Вот основная информация, которая является общей для всех судов.

Хочется отдельно отметить 4 местное судно, которое все же умеет направлять воздушный поток в противоположную к движению сторону. Это Neoteric Hovertrek в комплектации с реверсивными ушами. в верху этой странице или в специальном разделе, который посвящен этой .

На руле у этого катера имеются две ручки для управления «ушами». Зажав оба уха можно осуществлять движение задним ходом или торможение без противохода, что невероятно удобнее и безопаснее. Так же именно реверсивные зслонки позволяют крутится вокрук своей оси и при этом на солидной скорости двигаться в строго определенном направлении.

Последние новости:  Корыстна и лжива до нельзя.

В случае, когда нужно экстренно затормозить, это судно быстрее всех существующих судов на воздушной подушке позволит вам развернуть судно в положение противохода. Для этого нужно кратковременно зажать одно ухо. Катер сразу начнет вращение и в этот же момент можно давать полный газ, что обеспечит максимально быструю остановку.

Транспортировка

Транспортировка судов на воздушной подушке осуществляется при помощи автомобильных прицепов подходящих размеров и грузоподъемности. Бортовые прицепы подходят для этого больше. На такой прицеп судно может заехать самостоятельно. Помним, что на прицепы грузоподъемностью более 750 килограмм нужно открывать дополнительную категорию в водительском удостоверении.

Воздушная подушка или технология «летучего корабля»

В 1716 году шведский инженер и естествоиспытатель Эммануэль Сведенборг предложил направлять поток воздуха под днище корабля с помощью винтов, приводимых в движение мускульной силой человека. Идея была обречена на провал, так как человеческих возможностей недостаточно даже для того, чтобы таким образом поднять хотя бы маленький корабль. Что уж говорить про большие суда, груженые различными товарами или людьми. Для реализации этой задумки нужны были не человеческие мышцы, а мощный двигатель, который к тому времени ещё не изобрели. Сведенборг осознал утопичность идеи, забросил ее и ударился в исследование духовных материй, чем впоследствии и прославился. Однако плод его «больной фантазии» не был столь уж бредовым. Он стал прообразом технологии воздушной подушки, получившей распространение в XX веке, когда наконец появились мощные судовые моторы.

Что такое воздушная подушка и зачем она нужна 

Воздушная подушка представляет собой повышенное давление воздуха, создаваемое либо между несколькими элементами единого механического устройства (например, пара «головка-магнитная поверхность» жёсткого диска или пара «лента-вращающаяся головка» видеомагнитофона), либо в ограниченной зоне опорной поверхности, над которой движется некий аппарат. Ее главная задача — стать «воздушной смазкой», уменьшающей трение между соприкасающимися поверхностями. 

Принцип работы воздушной подушки основан на разнице давлений воздушных потоков внешней среды (низкое давление) и внутренней камеры устройства (высокое давление). Благодаря ней возникает подъемная механическая сила, достаточно сильная, чтобы оторвать объект на небольшое расстояние от опорной поверхности. При этом высота отрыва зависит от величины этой разницы: чем выше давление в подушке по сравнению с давлением внешней среды, тем выше будет подъем.

Подушка нашла применение в различных сферах. Например, в медицине ее используют для уменьшения боли пациентов, пострадавших при пожаре — технология позволяет им лежать, не касаясь обгоревшей частью тела кровати. В бытовой технике, такой как пылесосы и газонокосилки, центробежный вентилятор направляет воздушные потоки под дно, обеспечивая легкость управления агрегатом. В различных приборах, например, гироскопах, подушка играет роль «воздушного подшипника». Но шире всего она применяется в водных транспортных средствах. 

Воздушная подушка против сопротивления воды

Для корабля главное препятствие к развитию высокой скорости — сопротивление воды, в которую погружена часть его корпуса. Вода почти в 800 раз плотнее воздуха, и какой бы тюнинг не делали для лодки, какие бы двигатели на нее не ставили — ее возможность разогнаться всегда будет ограничена. Отсюда логика подсказывает вывод: чтобы уменьшить или исключить сопротивление воды (и, как результат, увеличить скорость), нужно вытащить судно из нее. Корабль должен не плыть по воде, а скользить над ней. Здесь и возникает решение — воздушная подушка. Опираясь на слой сжатого воздуха, корабль «полетит» над водной поверхностью и уже сможет разогнаться до приличных скоростей.

Существует два класса транспортных средств, использующих технологию воздушной подушки.  Их  выделяют на основании принципа ее формирования — динамического (экранопланы) или статического (судна на воздушной подушке или ховеркрафты).

Низколетящий самолет на воздушной подушке

Экраноплан —  аэродинамическая машина, которая формирует воздушную подушку в движении «экранным» способом при одновременном взаимодействии с большой ровной отражающей поверхностью — «экраном» (водной гладью, льдом или землей). Внешне он выглядит как низколетящий самолет, который также является водным судном и может плыть как обычный корабль. 

Экраноплан передвигается благодаря двум силам. При поступательном наборе скорости его аэродинамический профиль (крыло) перемещается сквозь поток воздуха. Поскольку профиль несимметричен, поток над крылом проходит больший путь, чем под ним, и воздух сверху разгоняется быстрее. Это приводит к уменьшению статического давления: под крылом оно становится выше, чем над ним. В результате возникает подъемная сила, как у обычного самолета. Экраноплан начинает лететь. Однако в отличие от самолетов он не поднимается высоко: обычно расстояние до поверхности воды, льда или земли во время перемещения не превышает 1,5 метров. За счет этого между нижней поверхностью и экраном формируется воздушная подушка. Сила, образующаяся благодаря ней, дополняет «классическую» подъемную силу и благодаря этому изменяет несущие свойства крыла. Во-первых, скорость движения аппарата становится очень высокой (экранопланы разгоняются до 600 км/ч). Во-вторых, значительно повышается грузоподъемность, а в-третьих — экономнее расходуется топливо.

Экраноплану все равно, над чем лететь, а также ему не нужна инфраструктура — мосты, дороги, взлетно-посадочные полосы. Важен только ровный участок суши или достаточных размеров водоем. При этом они безопаснее и живучее самолетов: при любой форс-мажорной ситуации экраноплан легко садится на воду. Даже если все авиационные двигатели выйдут из строя, экраноплан сможет продолжить путь. Запустив корабельные моторы, он пойдет как обычная лодка.   

Экранопланы в России

Несмотря на то, что экранопланами занимались многие иностранные инженеры-энтузиасты, это по праву российское ноу-хау: на эффект динамической воздушной подушки впервые обратили внимание в СССР (американцы осознали перспективность направления только в 1990-м году). Один из первых проектов экраноплана разработал П. И. Гроховский в 1932 году: по его версии внешне аппарат должен был выглядеть как космический корабль. 

Отцом-основателем «экранопланной мысли» считается советский конструктор Ростислав Алексеев (в вашингтонской Галерее выдающихся личностей XX века даже есть его портрет). Под его руководством были разработаны аппараты серии СМ, КМ, Орленок, Лунь и др. Один из самых известных в мире экранопланов работы Алексеева — Каспийский монстр — получил свое название благодаря ЦРУ. В 60-е годы американская разведка обнаружила на спутниковых снимках на берегу Каспийского моря необычный летательный аппарат, который был настолько огромен (размеры сравнимы с футбольным полем), что с трудом верилось в его реальность. На его корпусе видны были буквы КМ, и в Лэнгли, не долго думая, расшифровали аббревиатуру на свой лад — «Каспийский монстр». И, в принципе, такое название ему больше подходило, чем настоящее и скромное «корабль-макет». Ведь КМ имел размах крыла  37,6 м,  длину — около 100 м, достигал скорости в 500 км/ч, весил почти 550 тонн и мог взлетать на высоту от 4 до 14 метров даже при волнении в море в 5 баллов. Позже на его базе разработали не менее известный корабль «Лунь», прозванный «убийцей авианосцев». 

В советское время экранопланы в основном разрабатывали для ВМФ, поэтому они были такими огромными («Лунь» имела восемь реактивных двигателей и несла на себе шесть противокорабельных ракет «Москит»). Сейчас такие махины уже не строят — экранопланы используются в качестве грузового и пассажирского транспорта, например, в Карелии, где бессчетное количество рек и озер. Современные «летучие корабли», как правило, вмещают от 10 до 30 человек, имеют вес до 10 тонн и разгоняются до 200 км/ч. Среди них – «Акваглайд», «Орион», «Буревестник-24», «Волга-2», «Иволга» ЭК-12.

Последние новости:  Украшение Москвы ко Дню России

Экраноплан «Орион-10» может подниматься в воздух на 20 метров, развивает скорость до 200 км/ч, и помимо членов экипажа вмещает восемь пассажиров.  Его старший брат «Орион-20» берет на борт тонну груза или 20 пассажиров и разгоняется до 250 км/ч. 

Среди современных проектов следует упомянуть аварийно-спасательный экраноплан нового поколения «Чайка-2» А-050. Судно еще в разработке, однако американское развлекательное издание We Are the Mighty уже посвятило ему целую статью под заголовком «Забудьте Годзиллу. Россия строит нового морского монстра» По плану длина судна составит 34,8 м, ширина — 25,35 м. «Чайка» сможет летать как в режиме экраноплана, развивая скорость 360-400 км/ч, так и во «внеэкранном» режиме, разгоняясь до 450 км/ч.В первом случае максимальная дальность полета составит 3000 км, а в последнем — 1900 км. 

Парящая лодка на воздушной подушке

Ховеркрафт (от англ. «hover — парить) или судно на воздушной подушке (СВП) формирует воздушную подушку статическим способом (независимо от движения) — нагнетанием воздуха под днище. 

В очень упрощенном виде устройство таких лодок представляет собой перевернутую тарелку. Вентилятор создает воздушные потоки, которые заполняют камеру внутри аппарата (под днищем), создавая там повышенное давление. Разница давлений генерирует подъемную силу, благодаря которой судно «взлетает» над поверхностью. Высота полета, конечно, меньше, чем у экраноплана (крыльев-то нет), но достаточна для того, чтобы перемещаться не только по воде, но и по льду, снегу, болоту, песку, траве, а, по мнению ведущих передачи «Разрушители мифов», даже минному полюне стоит повторять этот эксперимент!). Как и экранопланы, СВП обладают высокой грузоподъемностью, а за счет того, что уходит сопротивление воды, они развивают высокую скорость до 100-130 км/ч.   

Но есть одно «но»! Когда под ховеркрафтом растет давление, и он начинает приподниматься, по его краям образуются зазоры. Они становятся местом утечки драгоценного сжатого воздуха, а, значит, либо подушка становится менее мощной, либо нужно тратить больше энергоресурсов для ее поддержания. Чтобы этого не происходило в разное время конструкторская мысль изобрела несколько решений: скеги, юбку и сопловый способ подачи воздуха. Их главная задача — сделать так, чтобы под днищем всегда было достаточное давление, а воздух минимально «разбегался» по сторонам.  

Скеги — жесткие стенки или баллоны, которые по бортам ограждают подушку и не дают ей «сдуваться». Поскольку они погружены в воду, такая конструкция пригодна только для лодок, предназначенных для движения исключительно над водной поверхностью. Впервые идею скегов реализовал в 1916 году австриец Дагоберт Мюллер фон Томамюль. Он построил торпедный катер с продолговатыми металлическими килями, которые шли по борту и удерживали воздух. В результате такого тюнинга судно разгонялось до 70 км/ч.  В СССР скеговые катера строил конструктор Владимир Левков. Один из них — «Л-5» — на испытаниях показал невиданную ранее скорость в 130 км/ч. 

«Юбка» — это гибкое ограждение, которое окружает днище и позволяет стабильно удерживать мощную воздушную подушку. Благодаря ней судна могут преодолевать препятствия. Например, если лодка встречается с преградой вроде сугроба или мощной волной, то она может ее спокойно обогнуть. Юбка при этом немного продавится, но затем непрерывно поступающий в подушку воздух быстро возвратит ее в первоначальное состояние. Многие историки считают, что именно изобретение юбки привело к расцвету СВП. 

При сопловой подаче воздуха нагнетаемый вентилятором поток подается под днище не через широкую трубу, а с помощью  наклоненных внутрь сопел, расположенных по периметру судна. Суть в том, что при использовании этого метода струи воздуха изгибаются так, что центробежные силы, действующие на криволинейно движущиеся частицы воздуха, уравновешиваются повышенным давлением под днищем, и воздушная подушка «запирается».

СВП в России

Как и в случае с экранопланами, СВП в России строили в основном для нужд ВМФ. Один из первых проектов — «Джейран»(1970) — был вооружен двумя установками АК-30 и мог вместить 2 танка вместе с 200 пехотинцами. Перевозя на борту весь этот груз, «Джейран» разгонялся до 100 км/ч.  

Разрабатывались и менее внушительные суда, например десантно-штурмовой катер «Скат» (на 40 пехотинцев) или десантовысадочный корабль «Кальмар» (на 1 средний танк Т-54 или 2 легких танка ПТ-76 или 120 пехотинцев). 

Однако русских всегда тянет на масштабные проекты. И в 1988 ВМФ России был передан в эксплуатацию самый большой в мире ховеркрафт с подходящим названием  — «Зубр». Этот монстр водоизмещением в 550 тонн мог принять с необорудованного берега и перевезти на себе до 150 тонн груза: например, 3 танка Т-80 и 80 морских пехотинцев. Он  спокойно преодолевал рвы, траншеи и болота и разгонялся до 130 км/ч. В 2000 году во время испытаний экспортной греческой версии «Зубра», тот ненароком раздавил грузовик, который просто не заметил в темноте.

Благодаря всесезонным и вездеходным качествам ховеркрафтов они активно используются пассажирскими перевозчиками и аварийно-спасательными службами. 

Большие СВП пассажировместимостью до 50 человек ходят по Волге. Например, в Нижнем Новгороде выпускают один из самых вместительных ховеркрафтов «Хивус». Его версию «Хивус-48» можно эксплуатировать при высоте волн до 2,5 м на несудоходных акваториях, мелководье, обледеневших и заснеженных местностях. Ховеркрафт разгоняется до 70 км/ч и может работать при температурах от -35 до +40 градусов.

СВП средних и малых размеров используются МЧС при поиске и эвакуации пострадавших на воде или льду.  Спасательные и патрульные службы используют «Славиры» «Хивусы»  «Нептун-15» (15 человек или 1500 кг груза) и другие суда.

Высоко оценивают «амфибийные» свойства ховеркрафтов и любители активного отдыха на природе. Малые СВП не только хорошо подходят для бездорожья, по которому часто добираются на охоту или рыбалку. С ними не нужно беспокоиться о недостаточной толщине льда, а также искать причал — выезжаете на берег, глушите мотор и вперед за приключениями! Более того, за счет малых размеров СВП, как правило, умещаются в обычном легковом прицепе.

Например, ховеркрафт Jetter (резидент «Сколково») имеет габариты 4 х 2 х 1,5 м, весит 290 кг и рассчитан на двух пассажиров. Благодаря компактности он очень маневренен и забирается в любые непроходимые для других судов места. На нем можно рыбачить в ледостав, охотиться в болотистой местности или просто гонять в свое удовольствие. По воде Jetter разгоняется до 75 км/ч, по льду— до 100 км/ч. В СВП встроены обогрев сиденья и ручек, стереодинамики для радио или плеера, крепление и зарядка для смартфона, держатель для удочки и эхолота. На случай дождя предусмотрен тент.

В заключение

Несмотря на то, что и экраноплан, и ховеркрафт — представители водного вида транспорта, по физике своего движения они все-таки скорее близки к самолетам, чем к лодкам. Ведь двигаются-то они  не ПО воде, а НАД ней. Такой вид транспорта — не «летучая лодка», а «низколетящий» самолет.  

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com