Стремление, Склонность, Приверженность, Наклонность, Политика

Содержание статьи
  1. Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика
  2. Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика
  3. Компоненты приверженности
  4. Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика
  5. Значимость приверженности
  6. Эмоциональная привязанность
  7. Любовь к профессии
  8. Издержки и инвестиции
  9. Привязанность по холодному расчету
  10. Определение преимуществ
  11. Привязанность по долгу
  12. Склонность пациентов к лечению
  13. Разновидности некомплаентности
  14. Как выполняется оценка приверженности в медицине
  15. Какими факторами можно повысить приверженность
  16. Как разрешить проблемы отсутствия любви к лечению
  17. Стратегии для повышения привязанности к лечению у пациентов
  18. Заключение
  19. Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика
  20. Библиотека Михаила Грачева
  21. Гоббс Т.
  22. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика

Власть —возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Стремление к власти

Часто у человека возникает желание быть «выше других», «чувствовать свое превосходство». Но есть огромное отличие между тем, когда человек действительно умеет что-то лучше других и, ощущая свою силу, хочет реализовать свои способности и личностью, которая не уверена в себе и пытаеться при помощи власти поднять свою самооценку. Например, в первом случае, спортсмен, достигший високих результатов в своем занятии, выступает в роли тренера, учит других и использует свою власть во благо и себе и другим, а в другом случае, человек ощущая, что у него что-то не получается, хочет компенсировать это чувство, командуя другим или указывая на их ошибки. В этом случае, человеку, для того, чтобы почувствовать себя «на высоте», нужно «опустить» других, иначе он будет беспомощным что означает в его понятии «быть слабым». А этого он допустить не может. И чем больше енергии личность будет тратить на боротьбу за силу, тем менше у нее шансов на то, чтобы реализовать свои настоящие способности. Человек в этом случае стремиться контролировать себя, других до мельчайших деталей, раздражается, если что-то получилось по другому, старается удерживать свои чувства и никогда не уступать и не сдаваться. Его самоуважение строится на восхищении и уважении других, для достижения которого использует демонстрацию своих знаний, финансовых возможностей, знакомств с выдающимися людьми и т.д. И если этого не происходит – самооценка рушится, в чем человек обвиняет всех вокруг, кроме себя самого. Таким поводом для раздражения и агресивности является даже простое отличие во мнениях, или когда другой человек отказывается принять его совет, что воспринимается как оскорбление, за которым скрывается ощущение потерянности, зависимости и безпомощности. Вследствие у человека возрастает потребность унижать других.

Вероятно всего, такие люди в детстве сами прошли через унижения, испытывали к себе предвзятое или презрительное отношение, являлись объектом нравоучений и недовольства родителей. И уже, будучи взрослым и повторяя то же поведение, они и сами часто испытывают страх перед своими действиями, но при этом ничего не меняют. Они живут в постоянном страхе, что кто-то перехитрит их, обманет и в результате будут с подозрением что не делет счатливыми ни их самих, ни близьких людей.

Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними.

Особенности человека с

чрезмерным стремлением к власти:

- Человек сравнивает себя с другими, даже тогда, когда они не являются его конкурентами или соперниками.

- Он считает себя непременно уникальным, единственно неповторимым. Человек стремится развить сразу несколько способностей, которые могли бы ему пригодиться в будущей должности: изучает сразу несколько предметов, причем хочет изучить их так, чтобы непременно быть выдающимся в каждой из изучаемых областей. Но его чрезмерное ожидания, как правило, не имеют под собой почвы для реализации и, споткнувшись, он испытывает глубокое разочарование.

- Он испытывает скрытую враждебность к другим. Он эмоционально удовлетворится только тогда, когда увидит свое превосходство над другими. Причем, он больше фиксируется не на том, что он превосходит других, а именно на том, что другие хуже него. Не упускает случая, чтобы при первой возможности унизить другого человека, он испытывает постоянный страх от того, что кто-то может преуспеть и обогнать его. Если же кто-то заподозрит его в честолюбивых стремлениях, то его охватывает негодование, выливающееся иногда в приступы ярости. Тогда он явно обнаруживает свои деструктивные стремления.

Для того, чтобы уменьшить свою зависимость от власти, очень важно развивать внутреннюю уверенность и самодостаточность, которая заключается в построении внутренних ориентиров, развитии умения справляться с любыми ситуациями, а при потребности и обращаться за помощью к людям, которые ее могут дать. Самодостаточность - это позиция человека, который способен управлять своей жизнью, реализовывать свои способности и не впадать в зависимости от окружающих и от жизненных ситуаций. При этом человек становится счастливым сам и может поделиться этим счастьем с другими.

Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика

Компоненты приверженности

На данный момент в литературе можно встретить несколько различных классификаций приверженности. Это связано с тем, что исследователям не удалось прийти к единому мнения относительно этого феномена. Одну из самых известных типологий представили Дж. Мейер и Н. Аллен. Авторы выделяли три основных компонента приверженности - аффективный, продолженный и нормативный. Первоначально данная трехкомпонентная модель была разработана для организационной приверженности, в дальнейшем, она была расширена и те же три компонента были выделены и в профессиональной приверженности.

Аффективная приверженность - это любовь к профессии или организации, чувство принадлежности к профессиональной группе и коллективу, гордость по отношению к своей профессии или компании. При выраженной аффективной компоненте приверженности, сотрудник заинтересован в содержании профессиональной деятельности, стремится получать новые знания, умения и развивать свои профессиональные знания и навыки.

Продолженная приверженность выражается в желании сохранить свое место работы в компании, а также в стремлении продолжать работать в рамках выбранной ранее профессии, так как смена места работы (или профессии) приведет к различным негативным последствиям, например, к потере «инвестиций». Переход на другую работу (или смена профессии) воспринимается, как утрата или жертва, потому что может быть связан с утратой должностного статуса, с изменением уровня профессионального мастерства, с разрывом сложившихся отношений с коллегами. Кроме того сотрудники часто продолжают работать на своем рабочем месте или в определенной профессии, из-за того что ощущают, что не смогут найти достойную альтернативу. Важно отметить, что последнее переживание - это тоже еще одно проявление продолженной приверженности сотрудника.

Нормативная приверженность выражается в том, что работник чувствует себя обязанным за то, что ему дала конкретная организация (или профессия), например, оплату обучения, помощь при решении некоторых личных и рабочих проблем, необходимый опыт. В результате, специалист будет опасаться, что коллеги будут его осуждать, если он решит сменить место работы, он станет чувствовать, что поступить подобным образом будет неправильно (Meyer, Allen, Smith, 1993).

Взяв за основу трехкомпонентную модель, Курбатова М.Б. и Магура М.И. предложили следующую классификацию видов приверженности:

  • · Истинная приверженность - это максимальное проявление всех признаков, при этом, сотрудники не выдвигают особых условий своей организации.
  • · Прагматическая приверженность - это стремление работников сравнивать и взвешивать то, что они предлагают своей организации, с тем, что в итоге от нее получают взамен.
  • · Вынужденная приверженность - это отсутствие у людей возможностей найти другую, более подходящую работу (Магура, Курбатова, 2001).

На сегодняшний день также можно выделить еще одну классификацию видов приверженности (лояльности), которую предложил К.В. Харским. Сам автор использовал понятия «лояльность» и «приверженность», как синонимы. Он ввел системную типологию, в основу которой он положил два ключевых критерия: время и локус контроля.

Первый критерий - локус контроля, позволяет определить, что является первопричиной лояльности - сам человек, его ценности, нормы или компания и ее отношение к сотруднику.

Поскольку приверженность не застывшее состояние, а динамичное явление, то второй критерий - это время. Он особенно важен, если необходимо решать задачи по прогнозированию приверженности работников.

Объединив описаные два критерия, Харский К.В. выделил следующие четыре типа приверженности (лояльности):

  • · «Ветеран». В данном случае, приверженность определяется внутренним локусом контроля и прошлым опытом сотрудника. «Ветераны» характеризуются высокой и очень устойчивой приверженностью, на которую мало влияют настоящие и будущие события. Кроме того основа приверженности этого типа лежит в системе ценностей и убеждений человека.
  • · «Мечтатель». Как и у «Ветерана», у данного типа, приверженность основана на внутреннем локусе контроля. Однако при этом, «мечтатели» ориентированы в будущее, их приверженность связана с ожиданиями, относительно своей компании.
  • · «Наследник». Данная лояльность определяется прошлым опытом и внешним локусом контроля. «Наследник» не принимает самостоятельных решений, его принуждают, подталкивают внешние условия, сложившаяся ситуация и другие люди. Можно сказать, что «наследник» в наибольшей степени поддается убеждению и внушению со стороны.
  • · «Зомби». Этот тип приверженности, образуется при сочетании экстернальности и обращенности в будущее. По мнению Харского К.В. это самый уязвимый и шаткий тип приверженности. Его легко создать в сознании человека, рисуя привлекательные картины будущего, но как только реальность разрушит эти иллюзии, разрушится и приверженность (Харский, 2003).

Харский К.В. выделяет следующие четыре уровня приверженности (лояльности):

  • · Уровень внешних атрибутов - самый низкий, поверхностный уровень.
  • · Уровень общепринятой приверженности - уровень демонстрируемого поведения. Когда новый сотрудник видит, что вокруг его окружают такие же лояльные работники, он постепенно начнет копировать поведение, принятое в данной организации, и сам со временем становится лояльным членом организации.
  • · Приверженность (лояльность) на уровне убеждений и ценностей.
  • · Идентичность, как высший уровень лояльности сотрудника, когда он перестает отделять себя и свою компанию, как объект лояльности (Харский, 2003).

Рассматривая различные типологии, стоит обратить внимание на модель приверженности (лояльности) работе, которую предложил Морроу. В дальнейшем его работу продолжил А. Кохен. Модель, представленная на рисунке 1, дает основания для того, чтобы различать виды приверженности по критерию направленности на определенный объект.

Модель приверженности лояльности работе Morrow

Рис. 1. Модель приверженности (лояльности) работе (Morrow).

Модель, состоящая из нескольких концентрических окружностей, в центре которых находится трудовая этика - это личностный параметр, который отражает, какое место человек отводит работе в своей жизни. Следующая окружность - это профессиональная приверженность (лояльность), т.е. хорошее отношение работника к своей профессии. Далее следуют приверженность в отношении организации и аффективная приверженность организации. Внешняя окружность - это вовлеченность работника в работу. Таким образом, чем ближе к центру располагается окружность, тем сильнее соответствующий вид приверженности взаиосвязан с личностными особенностями человека. Соответственно, формы приверженности, которые обозначенны на внешних окружностях, определяются в большей степени ситуационными факторами. Кроме того, как пишет автор, те конструкты, которые располагаются рядом, сильнее коррелируют между собой (Morrow, 1993).

Однако позднее группа ученых провели исследование, в котором проверяли достоверность предложенной модели. Авторы, исходя из модели, предположили, что корреляция между профессиональной приверженностью и трудовой этикой будет сильнее, чем корреляция между профессиональной приверженностью и вовлеченностью в работу. Однако в исследованиях данная гипотеза не подтвердилась, и результаты показали, что более сильная связь наблюдается между профессиональной приверженностью и вовлеченностью в работу. Поэтому, как заключили авторы, теория нуждается в доработке и эмпирическом подтверждении (Lee, Carswell, Allen, 2000).

Мучински П. также пишет, что данная концепция далеко не нашла эмпирическое подтверждение. Аналогичной критике подвергается пятимерная модель, которую разработал Аарон Кохен, опираясь на модель Морроу (Мучински, 2004).

Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика

Начнем с одного из определений, связанных с данным понятием. Приверженность - это привязанность, влечение, любовь, проявление особого интереса к кому-либо, чему-либо. Выделяется несколько видов приверженности.

приверженность традициям

Значимость приверженности

Организационная приверженность - это объединение человека с той организацией, в которой он трудится. Такая привязанность выражается в постоянном желании работать на благо своей организации, искать способы для повышения ее статуса, престижа. Сотрудники, которые беспокоятся о своей организации, стараются выполнять свои обязанности гораздо лучше, чем этого требует должностная инструкция или трудовой контракт. Настоящая приверженность организации не предполагает собственных интересов, все направлено на достижение общего успеха.

Своей самоотверженностью такие сотрудники заражают остальных членов трудового коллектива. Именно они становятся «изюминкой» компании, ее визитной карточкой. Приверженность организации дает возможность существенно сэкономить на издержках, которые могут быть вызваны утечкой кадров. Даже в самые тяжелые для организации времена приверженность персонала позволяет сохранять трудовой коллектив.

приверженность компании

Наконец, привязанность позволяет сократить издержки, связанные с текучестью кадров. Преданные компании сотрудники не уходят из организации, даже если она испытывает тяжелые времена. В настоящее время приверженность компании выделяется трех видов:

  • по расчёту;
  • эмоциональная;
  • по долгу.
Читайте еще:  Погореть На Чем-То

Эмоциональная привязанность

Такая приверженность - это психологический настрой человека, его эмоциональный заряд на выполнение своих служебных обязанностей. У человека может быть эмоциональная привязанность к определенным сотрудникам, с которыми он трудится, включая отношение к непосредственному руководителю. Именно от того, как работник относится к своему начальнику, зависит организационная приверженность.

Помимо приверженности к людям, возможна привязанность к месту службы, рабочему креслу, персональному компьютеру. Как бы банально ни звучало, но именно «офисный рай» вызывает психологическую приверженность. Особенности русского менталитета предполагают установление между коллегами дружественных и доброжелательных отношений.

Приверженность принципам становится вторичной, в первую очередь россияне пытаются найти в коллективе единомышленников, с которыми они могли бы проводить время и за пределами работы. Офисные сотрудники стараются как можно больше времени проводить вместе, организуют совместные мероприятия: вечеринки, корпоративные праздники. Радеть за общее дело, стараться «продвинуть» свою компанию - это и есть настоящая приверженность компании. Общие дела сближают сотрудников, помогают им бороться с проблемами.

приверженность традициям

Приверженность - это привязанность к определенным сотрудникам, с которыми человек трудится, включая отношение к непосредственному руководителю. Мудрые руководители стараются поощрять людей, выделять им дополнительные дни отдыха, начислять премии. Именно от того, как работник относится к своему начальнику, зависит организационная приверженность.

Любовь к профессии

Эмоциональный человек привержен к собственной организации в том случае, если он занимается своим любимым делом. Такая приверженность - это, скорее, проявление любви к профессии, чем к компании. Чтобы в коллективе были талантливые сотрудники, существовала приверженность персонала, руководитель организации должен создавать все условия для того, чтобы они могли полноценно трудиться, не отвлекались на разные мелкие проблемы. Никаких бытовых неурядиц, житейских проблем у высококлассных специалистов не должно быть.

организационная приверженность

Издержки и инвестиции

Эмоциональная приверженность - это настоящее ядро корпоративной приверженности. Добрые отношения между коллегами, развитие коммуникативных навыков, возможность для полноценной самореализации обязательно дадут положительный эффект. Существуют специальные командные тренинги, в ходе которых вырабатывается чувство «команды», формируется коллективизм. Начальник обязан сам проявлять доброжелательность к своим сотрудникам, в противном случае приверженность принципам останется пустым звуком.

Самоцелью может стать формирование полноценных эмоциональных отношений. Чтобы решить поставленную задачу, сотрудники часто жертвуют объективными интересами организации. К примеру, вместо детального анализа причин проигрыша в тендере, неудачу просто пытаются «замять», чтобы в коллективе не возникало разногласий. Такое «решение» проблемы не способствует процветанию самой компании, зато внутри коллектива отношения будут доброжелательными. Некоторые руководители отказываются от эмоционального благополучия, делая акцент на приверженность цели.

приверженность к организации

Привязанность по холодному расчету

Она предполагает приверженность организации сотрудника по каким-то личным мотивам и расчетам. Например, из-за материальной зависимости человеку приходится работать в компании, даже если ему это не доставляет удовольствия. В настоящее время многие россияне трудятся не в тех организациях, в которых бы им хотелось работать, а там, где предлагают достойную заработную плату, удобный график работы.

Определение преимуществ

При трудоустройстве люди руководствуются определенными принципами. Они выбирают вакансии в тех местах, где наблюдается:

  • высокая заработная плата;
  • удобный режим работы;
  • доброжелательные отношения между коллегами и руководителем;
  • близость к месту жительства.

Привязанность по долгу

Приверженность традициям можно считать проявлением такой привязанности. На европейском Севере в качестве примера подобной зависимости можно отметить передачу из поколения в поколение (по женской линии) прялки. Если в семье рождалась девочка, ей в колыбель клали маленькую прялку. С нею девочка играла, училась держать ее в руках.

По мере взросления поморки ее прялка постепенно увеличивалась в размерах. Примерно с 10 лет девочка вместе со старшими женщинами начинала прясть. Родители дарили ей сундучки, в которые девочка складывала свое «приданое», сделанное своими руками. Подобная традиция не утратилась, только теперь на Севере вместо прялки девочке дарят швейную машинку. Сыну счастливый отец вручал небольшой деревянный молоточек, чтобы мальчик учился «поморскому промыслу», связанному с заготовкой и обработкой древесины.

приверженность к лечению

Что касается привязанности по долгу, то она, к сожалению, встречается не часто. Подобное качество невозможно развить, сформировать, оно либо присутствует, либо его нет у сотрудника.

Склонность пациентов к лечению

В том случае, если у пациента нет настроя на ведение здорового образа жизни, в его планы не входит прием гипотензивных препаратов, контролировать АД нельзя будет даже самыми современными способами и препаратами. Приверженность к лечению представляет собой процент соответствия поведения больного всем рекомендациям, которые дает лечащий врач.

Многие доктора убеждены в том, что такой термин, как «приверженность», можно применять для характеристики взаимоотношений между пациентом и врачом. Низкая приверженность к лечению предполагает отсутствие у больного желания выполнять рекомендации врача. Примерами некомплаентности пациентов у докторов считаетсявремени приема лекарственных средств, изменение дозы препарата, самовольный отказ от употребления лекарств, забывчивость.

Также среди показателей невысокой любви к терапии можно упомянуть пропуски явок к врачу, невыполнение советов доктора по образу жизни. Подобное поведение негативно отражается на общем состоянии здоровья пациента. При отмене лекарственной терапии на какое-то время, возобновлении лечения спустя 2-3 месяца существенно повышается риск развития осложнений, вызванных синдромом отмены.

приверженность к лечению

Разновидности некомплаентности

В медицине выделяют следующие разновидности данного термина:

  • Непреднамеренная форма. В подобных случаях пациент не осознает, что он должен делать и насколько опасно не соблюдать рекомендации лечащего врача.
  • Преднамеренная форма. Пациент, понимая требования врача, сознательно идет наего рекомендаций.

Как выполняется оценка приверженности в медицине

Все методы оценки приверженности подразделяют на несколько видов:

  1. Фармакологические. Проверка проводится путем выявления концентрации лекарственного препарата в биологических средах.
  2. Клинические. Приверженность определяется своевременным посещением доктора, улучшением состояния пациента, стабилизацией показателей АД.
  3. Физические. Пациент демонстрирует врачу пустые упаковки от лекарств, оставшиеся таблетки.

Все подходы обладают некоторыми преимуществами и недостатками. Именно поэтому для получения достоверных результатов применяют комбинацию нескольких методов.

Какими факторами можно повысить приверженность

Следуя нехитрым советам, можно повысить приверженность.

  1. Регулярно посещать врача.
  2. Контролировать АД.
  3. Соблюдать режим антигипертензивной терапии.
  4. Иметь поддержку друзей и семьи.

Как разрешить проблемы отсутствия любви к лечению

В первую очередь важно информировать пациента о наличии болезни и способах лечения. Пациент должен в полной мере осознать факт присутствия болезни, вместе с врачом обсуждать все свои сомнения, разрешать возникающие в ходе лечения вопросы. Доктор, в свою очередь, согласовывает индивидуальный план лечения со своим подопечным, информирует его о выбранных препаратах.

Кроме того, врач вовлекает в принятие решения о подборе индивидуальной терапии пациента. Вместе с больным доктор ставит краткосрочные реальные цели, позволяющие соблюдать режим лечения, менять образ жизни больного.

На третьем этапе выполняется закрепление достигнутых результатов, поощряются правильные действия пациента, назначаются даты последующих визитов.

приверженность компании

Стратегии для повышения привязанности к лечению у пациентов

Удовлетворенность пациента возможна при таких взаимоотношениях между больным и врачом, которые основаны на взаимном уважении, доверии. Многие больные (особенно старшего возраста) оценивают не профессиональные качества врача, а его коммуникативные способности.

Заключение

Существуют разные виды приверженности, в зависимости от направления деятельности, предназначения. Какой бы ни была привязанность, в любом случае она подразумевает привыкание, привычку, некоторую зависимость человека от обстоятельств или от другого человека. При правильном использовании подобной привязанности, направлении ее в нужное русло, можно получить неплохой результат. Мудрый работодатель знает об этом, старается использовать любовь сотрудников, получать при этом неплохой результат: повышение производительности труда своих работников, увеличение материальной прибыли предприятия, повышение престижности компании.

Доктор при работе со своими пациентами, имеющими приверженность к лечению, может не опасаться нарушения терапии, режима дня, отказа от приема препаратов, нарушений либо отказов приходить на прием.

Приверженность к историческим и культурным традициям позволяет передавать из поколения в поколение семейные реликвии, рассказывать о них молодому поколению, формировать чувство гордости и патриотизма за свою историю, свои традиции.

Независимо от социального статуса, у любого человека есть какие-то собственные приверженности. Из-за особенностей менталитета русских людей среди множества привязанностей на первое место выходят привязанности к традициям, рабочему месту, коллегам по работе. Приверженность подразумевает преданность, уважение, соблюдение определенных правил.

Стремление, склонность, приверженность, наклонность, политика

Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

следующая
оглавление

Гоббс Т.

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1991.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

Глава XI. О различии манер

Что здесь понимается под манерами. Под манерами я разумею здесь не благопристойность поведения, например, как человек должен приветствовать другого или как он должен полоскать рот и чистить зубы, перед тем как идти в гости, и тому подобные случаи простой благопристойности, а те качества людей, которые касаются их совместной жизни в мире и единении. Исходя из этого, мы должны прежде всего принять в соображение, что счастье этой жизни не состоит в покое удовлетворенной души. Ибо того finis ultimus (конечной цели) и summum bonum (высшего блага), о которых говорится в книгах старых философов морали, не существует. Да и человек, у которого нет больше никаких желаний, был бы не более способен жить, чем тот, у кого прекратилась способность ощущения и представления. Счастье состоит в непрерывном движении желания от одного объекта к другому, так что достижение предыдущего объекта является лишь шагом к достижению последующего. Причиной этого служит то обстоятельство, что человек стремится не к тому, чтобы наслаждаться один раз и на один момент, а к тому, чтобы навсегда обеспечить удовлетворение своих будущих желаний. Вот почему произвольные действия и склонности всех людей имеют целью не только добывание, но и обеспечение благополучной жизни и различаются между собой лишь в отношении путей, причем это различие обусловливается отчасти различием страстей в разных людях, а отчасти различием знаний и мнений, которые разные люди имеют о причинах, производящих желаемое следствие.

Беспрестанное желание власти у всех людей. вот на первое место я ставлю как общую склонность всего человеческого рода вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью. И причиной этого не всегда является надежда[c.74] человека на более интенсивное наслаждение, чем уже достигнутое им, или невозможность для него удовлетвориться умеренной властью; такой причиной бывает и невозможность обеспечить ту власть и те средства к благополучной жизни, которыми человек обладает в данную минуту, без обретения большей власти. Этим объясняется, что короли, власть которых является величайшей, обращают свои усилия на обеспечение последней: внутри – путем законов, вовне – путем войн. А когда это достигнуто, тогда возникает новое желание: у одних – желание достичь славы путем новых завоеваний; у других – желание покоя и чувственных наслаждений; у третьих – желание быть предметом поклонения или лести за превосходство в каком-нибудь искусстве или за другой талант.

Любовь к раздорам из-за соперничества. Соперничество в богатстве, почестях, командовании или другой власти приводит к раздорам, вражде и войне, ибо каждый соперник идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого. В частности, соперничество в славе располагает к поклонению древним. Ибо люди соперничают с живыми, а не с умершими и, чтобы затмить славу первых, приписывают последним больше, чем следует.

Гражданское повиновение из-за любви к покою, из-за боязни смерти или увечья. Желание покоя и чувственных наслаждений располагает людей к повиновению общей власти, ибо при таких желаниях человек отклоняется от той защиты, которую могли бы ему доставить его собственная предприимчивость и трудолюбие. Боязнь смерти и увечья располагает к тому же и по той же самой причине. Напротив, бедные и смелые люди, недовольные своим положением, точно так же, как все, добивающиеся военного командования, склонны создавать поводы к войне и возбуждать смуту и мятеж, ибо военная слава может быть достигнута лишь путем войны, и нет другой надежды исправить плохую игру, как заставив перетасовать карты сызнова.

Из-за любви к мирным ремеслам. Стремление к знанию и к мирным ремеслам располагает людей к повиновению общей власти. Ибо такое желание содержит желание иметь досуг, а следовательно, иметь защиту иной силы, чем их собственная.

Желание славы располагает людей к похвальным деяниям, к таким, которые нравятся тем, чье суждение они ценят, ибо мы презираем и похвалу презираемых нами [c.75] людей. Желание славы после смерти приводит к тому же. И хотя после смерти нет ощущения хвалы, воздаваемой нам на земле, ибо эти радости или поглощаются неизреченными радостями рая, или гаснут в страшных муках ада, тем не менее такая слава не тщетна, ибо люди испытывают удовольствие в настоящем от предвидения этой славы и от ее благодетельных последствий для их потомства. Хотя всего этого они не видят теперь, они все же представляют себе это, а все, что доставляет удовольствие в ощущении, доставляет удовольствие и в представлении.

Читайте еще:  Genshin Impact Персонажи

Ненависть из-за трудности расплаты за большие благодеяния. Сознание, что мы получили от кого-либо, кому мы считаем себя равными, больше благодеяний, чем мы можем надеяться возместить ему, располагает к показной любви, а в действительности – к тайной ненависти и ставит человека в положение несостоятельного должника, который, избегая встречи с кредитором, тайно желает, чтобы последний был там, где бы он никогда не мог его видеть. Дело в том, что благодеяние обязывает, обязательство же есть рабство, а обязательство, которое не может быть оплачено, есть вечное рабство, которое для человека, равного тому, кому он обязан, ненавистно. Если же мы получили благодеяния от человека, которого мы признаем выше себя, то это располагает нас к любви к нему, ибо это обязательство есть не новое уничижение, а охотное принятие, называемое людьми благодарностью, и эта честь, оказываемая тому, кто нас обязывает, вообще принимается за оплату. К любви нас располагает и благодеяние, полученное от равного или от ниже нас стоящего, если только имеется надежда воздать за это благодеяние в полной мере, ибо, согласно намерению получателя, благодеяние есть взаимопомощь и взаимная услуга, что дает повод к состязанию в отношении того, кто кого превзойдет в благоденствовании. Это самое благородное и выгодное состязание, ибо в данном случае победитель доволен своей победой, а другой берет реванш, признав это.

И из-за сознания, что он сам заслуживает ненависти. Если человек нанес другому обиду, которую не может или не желает загладить, то обидчик склонен ненавидеть обиженного, ибо должен ожидать от него или мести, или прощения, но то и другое ненавистно.

Боязнь притеснений располагает человека заранее обеспечить себе помощь общества или искать ее, так как нет другого средства, при помощи которого человек мог бы охранять свою жизнь и свободу. [c.76]

Из-за сомнения в собственном уме. Люди, не доверяющие своему уму, во время смуты и мятежа более способны одержать победу, чем люди, считающие себя мудрыми или хитрыми. Ибо первые любят советоваться, вторые же (боясь быть обманутыми) любят наносить удар первыми. Между тем во время мятежа, когда люди должны быть всегда готовы к сражению, объединение и использование всех преимуществ силы является лучшей стратегией, чем какая-либо иная, придуманная тонким умом.

Тщетные начинания из-за тщеславия. Тщеславные люди, а именно те, кто, не сознавая в себе больших способностей, преисполнены самодовольства, считают себя храбрецами, склонны к хвастовству, но не к смелым начинаниям, ибо при опасности или затруднениях они добиваются лишь того, что все видят их неспособность.

Тщеславные люди, составившие мнение о своих больших способностях на основании льстивых заверений других людей или на основании случайного успеха какого-либо своего предыдущего действия и не проверяющие этого мнения на основании истинного познания самих себя, склонны к поспешным начинаниям, но при наступлении опасности и затруднений они, если это возможно, отступают. В самом деле, не видя никакого пути к спасению, такие люди скорее будут рисковать своей честью, которую они могут восстановить ссылкой на какие-нибудь извиняющие обстоятельства, чем своей жизнью, восстановить которую невозможно.

Честолюбие из-за убеждения в своих способностях. Люди, твердо убежденные, что мудры в государственных делах, склонны к честолюбию, ибо без официального положения в государственном совете и в суде они лишены той чести, которую может им доставить их мудрость. Вот почему домогаться государственных должностей склонны также красноречивые ораторы, так как красноречивые люди представляются мудрыми как самим себе, так и другим.

Нерешительность из-за слишком большой оценки мелочей. Малодушие располагает к нерешительности, вследствие чего упускаются случаи и подходящие поводы действовать. В самом деле, если, взвесив все обстоятельства, до того как наступил момент действовать, люди все же не уяснили себе, как лучше всего поступить, то это доказывает, что разница между мотивами в пользу одного и другого образа действия невелика. Вот почему не решаться при таких условиях – значит упускать случай из-за взвешивания мелочей, что является малодушием. [c.77]

Бережливость (являющаяся, правда, добродетелью у бедных людей) делает человека непригодным к совершению таких деяний, которые требуют одновременных усилий многих людей, ибо активность этих усилий может быть питаема и поддерживаема лишь наградой, а бережливость ее ослабляет.

Доверие к другим из-за незнания признаков мудрости доброжелательности. Красноречие в соединении с лестью располагает доверять тем, кто обладает этими качествами, ибо первое есть кажущаяся мудрость, а вторая – кажущаяся доброжелательность. Если же к ним присоединяется еще военная слава, то это располагает людей к верности и подчинению тем, кто обладает всеми этими качествами. Мудрость и доброжелательность гарантируют против опасности со стороны обладателей первых качеств, последнее же гарантирует против опасности со стороны других.

Из-за незнания естественных причин. Отсутствие знания, т.е. незнание причин, располагает или, вернее, вынуждает человека полагаться на совет и авторитет других. Ибо если человек, которого интересует какая-либо истина, не полагается на собственное мнение, то он вынужден полагаться на мнение кого-либо другого, которого считает умнее себя и в отношении которого у него нет основания думать, чтобы тот его обманывал.

Из-за отсутствия понимания. Незнание значения слов, т.е. отсутствие понимания, делает людей склонными брать на веру не только истину, которая им неизвестна, но и ошибки и, мало того, нелепости тех, кому они доверяют, ибо ни ошибки, ни нелепости не могут быть обнаружены без совершенного понимания слов.

Поэтому-то люди дают различные наименования одной и той же вещи в зависимости от различия своих страстей. Так, например, те, кто одобряет какое-нибудь частное мнение, называют это мнением, но те, кто относится к этому мнению неодобрительно, называют его ересью. Однако “ересь” означает не более, чем частное мнение, и лишь заключает в себе больший оттенок порицания.

Этим же обусловливается то, что без изучения и большего понимания люди не могут отличить одно действие многих людей от многих действий толпы, как, например, между общим действием всех сенаторов Рима при убийстве Катилины и многими действиями некоторых сенаторов при убийстве Цезаря. Вот почему мы склонны принимать за действие народа множество действий, совершенных толпой людей, руководимых, может быть, одним человеком. [c.78]

Приверженность обычаям из-за незнания природы права и не-права. Незнание причин и основной природы права, справедливости, закона и правосудия располагает людей сделать правилом своих действий обычай и пример. Неправым делом в этом случае считается то, что согласно обычаю наказывалось, а правым – то, безнаказанности и одобрения чего можно привести пример, или (как это варварски называют юристы, которые одни лишь применяют эту фальшивую мерку справедливости) прецедент. Люди в этих случаях похожи на маленьких детей, для которых единственным мерилом хорошего и дурного поведения является наказание, полученное от родителей и учителей, с той, однако, разницей, что дети всегда верны своему мерилу, взрослые же люди нет. Напротив, становясь сильными и упрямыми, люди апеллируют то от обычая к разуму, то от разума к обычаю в зависимости от того, как служит это их склонности. Они отступают от обычая, когда этого требуют их интересы, и действуют вопреки разуму, когда он против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии.

Приверженность к мнениям частных лиц из-за незнания причин общественного порядка. Незнание отдаленных (remote) причин располагает людей приписывать все события непосредственным и промежуточным причинам, ибо только эти причины они замечают. Отсюда происходит, что во всех тех местах, где люди отягощены сильными государственными поборами, они изливают свой гнев на представителей податного ведомства, т.е. на откупщиков, сборщиков податей и других чиновников ведомства государственных сборов, и идут на поводу у тех, кто критикует правительство, причем, когда они зашли так далеко, что на оправдание нет надежды, они из страха наказания или унизительного для них прощения нападают на верховную власть.

Легковерие из-за незнания естественных причин. Незнание естественных причин располагает людей к [c.79] легковерию, так что люди часто склонны верить в невозможное, ибо, будучи неспособными обнаружить эту невозможность, они могут лишь считать это правдоподобным. А так как люди любят, чтобы их слушали в обществе, то легковерие делает их склонными к вранью. Таким образом, одно это незнание делает людей склонными без всякого злого умысла с их стороны как верить лжи, так и распространять ее, а иногда даже и сочинять ее.

Любознательность из-за заботы о будущем. Беспокойство за будущее располагает людей к исследованию причин явлений, ибо знание этих причин делает людей более способными устроить свое настоящее к своему вящему благополучию.

Естественная религия, проистекающая из того же самого. Любознательность, или любовь к познанию причин, заставляет людей переходить от наблюдения последствий к отысканию их причин, а затем к отысканию причин этих причин, так что в конце концов они должны прийти к тому заключению, что есть некая причина, которая не обусловлена никакой предшествовавшей причиной, а является вечной. И эту первую причину люди называют Богом. Таким образом, нельзя углубиться в исследование естественных причин, не склонившись к вере в существование предвечного Бога, хотя нельзя иметь о Нем в уме никакого представления, которое было бы адекватно Его природе. Точно так же, как слепорожденный, который слышит от людей, что они греются у огня, и сам испытывает на себе это действие огня, может легко понять и питать твердую уверенность, что есть что-то такое, что люди называют огнем и что является причиной ощущаемой им теплоты, и все же при этом не может себе представить, как этот огонь выглядит, и не может иметь в уме представления, равного представлению тех, кто видит этот огонь, – точно так же и человек при виде изумительного порядка, царящего в явлениях нашего мира, может понять, что имеется какая-то причина этого, но не может иметь в своем уме ни идеи, ни образа этой причины.

Если же люди мало или совсем не занимаются исследованием естественных причин вещей, то обусловленный этим незнанием страх перед тем, что имеет силу причинить им много добра или зла, делает их склонными предполагать и воображать существование разного рода невидимых сил, благоговеть перед образами своего собственного воображения, призывая их на помощь в моменты несчастий и вознося им благодарность в надежде на успех, делая, таким [c.80] образом, своими богами творения собственной фантазии. Так случилось, что из бесконечного разнообразия образов своей фантазии люди сотворили бесконечное количество богов. И этот страх перед невидимыми вещами есть естественное семя того, что каждый называет религией или суеверием, если другие иначе, чем он сам, почитают эту силу или боятся ее.

А так как это семя религии было замечено многими, то некоторые из тех, кто его заметил, были склонны питать и развивать его и превратить в законы, прибавив к ним еще собственного изобретения различные мнения о причинах будущих событий, думая приобрести таким путем наилучшую возможность управлять другими и извлечь для себя наибольшую выгоду из их сил. [c.81]

Примечания

Катилина Луций Сергий (ок. 108–62 до н.э.) – римский политический деятель. Пытался путем заговора захватить власть (66–63 до н.э.), но был разоблачен (Цицероном) и погиб в бою против армии консулов. О Цезаре и его убийстве см. прим. 8 к с. 14. – 78. [c.629]
Вернуться к тексту

предыдущая

следующая
оглавление

Сайт создан в системе uCoz

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Стремление, Склонность, Приверженность, Наклонность, Политика
Андрей Смоляков умер
Андрей Смоляков умер или нет