Стратегия Развития Электронной Промышленности До 2030 Года Pdf - Последние новости России и Мира сегодня

Стратегия Развития Электронной Промышленности До 2030 Года Pdf

Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года pdf

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 января 2020 года N 20-р

[Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по реализации Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года]

1. Утвердить прилагаемые:

2. Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 января 2020 года N 20-р

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

I. Основные положения

Стратегия развития электронной промышленности на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика электронной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, создания новых технологических направлений и технологий, освоения прорывных промышленных электронных технологий, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции отрасли электронной промышленности (далее - отрасль).

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Стратегия обеспечивает реализацию следующих документов стратегического планирования:

Стратегия разработана с учетом:

паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. N 7);

прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации;

Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата, обеспечению необходимого технологического и кадрового потенциала.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области развития электронной промышленности, а также для разработки государственных программ Российской Федерации.

II. Оценка состояния электронной промышленности Российской Федерации

1. Общее состояние электронной промышленности

Электронная промышленность - отрасль экономики, связанная с разработкой и производством электронного оборудования, модулей, компонентов и встраиваемого программного обеспечения.

Межотраслевой характер Стратегии подразумевает включение в контур стратегического планирования также разработчиков и производителей материалов, технологического оборудования и инструментального программного обеспечения для разработки и производства электроники.

В отрасли создаются ключевые технологии разработки и производства изделий электронной компонентной базы и электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции, а также обеспечения цифровых услуг населению страны.

К изделиям электронной компонентной базы относятся:

полупроводниковые и вакуумные приборы;

приборы оптоэлектроники и фотоники;

приборы квантовой электроники и пьезотехники;

приборы микросистемной электроники;

изделия пассивной электронной компонентной базы;

радиоэлектронные устройства и системы на кристалле.

К электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции относятся:

электронные (в том числе радиоэлектронные) модули и комплексированные приборы типа системы в корпусе;

электронные (в том числе радиоэлектронные) устройства и системы специального назначения;

профессиональная и потребительская электроника (в том числе радиоэлектроника).

Доля электронной промышленности в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 1,8 процента, уровень добавленной стоимости - 60-80 процентов.

Электронная промышленность представлена производственными, научно-производственными, проектными и научными организациями, фондами развития, отраслевыми образовательными организациями и профессиональными объединениями, общее количество которых составляет около 1600-1700 организаций.

Научно-технический и производственный потенциал отрасли оказывает значительное влияние на темпы развития смежных отраслей промышленности, а также определяет уровень технологической независимости Российской Федерации.

Структурно электронная промышленность состоит из 3 основных групп:

организации с государственным участием;

организации с частным российским капиталом;

организации с иностранным капиталом.

По состоянию на 2019 год насчитывается 422 организации отрасли с государственным участием, 370 из которых включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Указанные организации обеспечивают около 55 процентов отраслевой выручки и включены в состав ряда интегрированных структур.

Организации с частным российским капиталом представлены 1200 преимущественно малыми и средними организациями, ориентированными в основном на коммерческие рынки, но при этом играющими значимую роль в исполнении государственных контрактов. Такие организации обеспечивают около 23 процентов отраслевой выручки.

Организации с иностранным капиталом представлены 30 организациями, обеспечивающими до 22 процентов отраслевой выручки.

Крупнейшие организации отрасли расположены в Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах (в порядке уменьшения концентрации организаций).

Особое место в структуре отрасли занимают организации микроэлектронной промышленности, представленные 10 организациями, осуществляющими серийное производство микроэлектроники, и 65 дизайн-центрами, осуществляющими работы по проектированию и созданию микроэлектронной продукции, обладающими необходимыми кадрами, оборудованием и технологиями.

Основными производителями микроэлектронной продукции национального уровня являются организации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".

2. Финансово-экономическое состояние

Электронная промышленность за период 2008-2018 годов показала положительную динамику развития за счет успешной реализации основных мероприятий Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, в том числе государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".

Благодаря бюджетной поддержке обеспечено технологическое обновление почти 340 организаций, созданы новые дизайн-центры, сохранены и развиваются научно-технологические компетенции.

В период 2008-2018 годов ряд показателей развития отрасли имели положительную динамику:

объем выручки организаций отрасли составил 1868 млрд. рублей;

доля гражданской продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) составила 50,3 процента;

доля гражданской электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) составила 31 процент;

доля электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) достигла 50,8 процента;

выработка продукции на 1 сотрудника составила 4,8 млн. рублей;

объем экспорта российской электронной продукции составил 4160 млн. долларов США (рост в 4,4 раза по отношению к аналогичному показателю по результатам 2008 года);

производительность труда производственного персонала увеличилась в 4,3 раза, отраслевая выручка - в 5,6 раза по отношению к аналогичным показателям по результатам 2008 года.

3. Кадровый потенциал

Общее количество сотрудников организаций отрасли составляет около 290 тыс. человек. Средний возраст работников отрасли составляет 45-50 лет. При этом характерна низкая доля специалистов среднего возраста.

Динамика общей численности работников отрасли характеризуется стабильным ростом. Среднесписочная численность персонала в 2018 году превысила значение 2008 года на 6,6 процента. Наблюдается рост доли научного персонала.

Уровень оплаты труда сотрудников организаций отрасли с 2008 по 2018 год вырос в 2,9 раза.

Серьезной кадровой проблемой отрасли является неполное соответствие профессиональных компетенций работников предъявляемым квалификационным требованиям.

4. Научно-техническое развитие

Созданный научно-технологический задел, в том числе по направлениям нано- и микроэлектроники, СВЧ-электроники, радиационно-стойких компонентов, оптоэлектроники и фотоники в основном соответствует предъявляемым требованиям и ориентирован на оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплексы, а также ракетно-космическую промышленность.

Имеется значительный потенциал роста и в гражданской электронике, прежде всего в части СВЧ-приборов. На технологическом уровне 130 нм и более разрабатывается порядка 65 процентов общего объема выпускаемой продукции.

Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года pdf

В конце января на сайте правительства было опубликовано распоряжение премьера Мишустина об утверждении «Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» (в дальнейшем «Стратегия 2030»). Бросается в глаза, что Михаил Владимирович подписал соответствующий документ еще 17 января — в день встречи с бывшим главой кабинета Медведевым, у которого «Стратегия» пылилась на столе с августа прошлого года.

Получилось символично. Первый «декрет» Мишустина (за исключение пару второстепенных распоряжений) по объему заявленных задач и по значимости для России можно сравнить с ленинским планом ГОЭЛРО. Тем самым выпускник Московского государственного технологического университета («СТАНКИН») по специальности «системы автоматизированного проектирования» Мишустин дал понять, что «юристы» ушли, их место заняли технократы.

Само собой, проправительственная пресса в лице, например, «Российской газеты», отреагировала ура-патриотической статьей с громким названием «Русский чип на экспорт». Такие выводы РГ сделала из целей «Стратегии 2030», в которой обещается довести объем экспорта российской электронной продукции до $ 4,16 млрд., что в 4 с лишним раза раза больше, чем сейчас. Новость, тем не менее, не получила широкого резонанса, разве, что критикующие все подряд форумчане отреагировали едкими

«Рыдай, Америка! Русские чип будет самым большим в мире, ха-ха-ха».

«Чипы — это вершина технологической пирамиды, а не фабрики на голом месте».

Как известно, формула «обещать — не значит сделать» давно уже стала визитной карточкой наших властей. Мировой гражданский рынок наноэлектроники сегодня полностью контролируется ста с копейками глобальными компаниями, из которых три четверти — американские. Из того, что у нас реально есть в коммерческом измерении, можно с натяжкой назвать процессоры линейки Baikal, которые выпускаются на тайваньской фабрике TSMC, на той самой, где штампуются и чипы для Apple.

Тем не менее, задел все-таки имеется, значит «ГОЭЛРО электроники» стартует не с нуля. Однако в путинской России, напомним, уже была широко разрекламированная попытка создать конкурентоспособную электронную отрасль. Речь идет о «Стратегии 2025», утвержденной в 2007 году тогдашним министром промышленности и энергетики Виктором Христенко

Как показало время, ничего из того, что было прописано в «Стратегии 2025», не сделали. В частности, Христенко обещал, что уже к 2011 году в России должна была создана мощная инфраструктура отрасли — дизайн-центры, центры фотошаблонов, кремниевые фабрики, интегрированные структуры. К слову, все приставки цифрового телевидения должны были производиться с лейблом «Made in Russia» (хотя сейчас продаются только китайские). Причем, годовой объем выпуска конечной продукции электронной промышленности должен был составить $45 млрд. — в 10 раз больше, чем в «Стратегии 2030».

Далее в период с 2011 по 2015 годы отечественная электронная промышленность должна была решить «задачи полного сокращения отставания в области дизайна с использованием контрактного производства и отставания в области технологии собственного производства». Приводилась и конкретика, согласно которой в 2015 году в РФ должны были штамповаться чипы по технологии 65 нм. Ну, а к 2025 году Россия вообще должна была войти в число глобальных лидеров по электронике.

Конечные цели «Стратегии 2025» читать без смеха не получается, поскольку они напоминают пламенную речь Остапа Бендера в Васюках. Приведем пару цитат:

«Облик промышленного (российского — авт.) производства при этом все более будет напоминать микроэлектронно-фармацевтические производства, а не традиционные приборно-машиностроительные производства, существующие в настоящее время».

«…Получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми. Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения».

Любопытно узнать, самому-то Виктору Христенко, кстати, супругу незаменимой Татьяны Голиковой, вице-премьера нынешнего правительства, не стыдно за разработанную под его началом и подписанную им «Стратегию 2025»?

Однако эмоции в сторону. С учетом военно-политической конфронтации с Америкой, бесспорным на сегодня лидером по производству чипов и софта — это вопрос жизни и смерти российского государства. Что любопытно: «Стратегия 2025» вообще не указывается в перечне базовых документов, на которые опирается утвержденный Мишустиным план создания «нового облика», увы, отсталой отрасли.

То, что мы сегодня «позади цифровой планеты всей», не отрицается де-факто даже правительством РФ, правда, завуалировано: «Научно-исследовательский комплекс и дизайн центры не в полной мере обеспечивают решение отраслевых задач». Скажем прямо, если бы не госзаказы, то национальной электронной отрасли давно пришел бы конец, поскольку 65% всей её продукции выпускается по «древней» технологии 130 нм, что просто недопустимо в современных условиях. Для сравнения, американцы и китайцы конкурируют между собой по технологиям 14 нм.

Плохо у нас не только по качеству, но и по объемам. Если в мировом ВВП электронная промышленность занимает долю 4,2%, то в российском ВВП — только 1,8%, и то в основном за счет неоправданно дорогостоящей продукции военного назначения, для которой рентабельность искусственно поддерживается на уровне 80%. Мало того, что производят старье, так еще и продают ВПК в 2 раза дороже. Благодаря монополии, казна платит столько, сколько скажут.

В «гражданке», между прочим, добавочная стоимость тех же чипов составляет несколько процентов. В «Стратегии 2030» об этом упоминается вскользь, как о гиперконкурентной среде, куда, тем не менее, России надо войти через 10 лет, чтобы удержаться на плаву.

Похоже, от идеи создания «встроенных (в мозг) беспроводных наноэлектронных устройств, обеспечивающих постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой» на этот раз отказались, хотя о развитии нейроинтерфейсов вкратце упоминается. Главной целью подписанного Мишустиным плана является промышленное освоение «технологии создания и производства цифровой электроники (процессоров, контроллеров, памяти) и системного программного обеспечения, силовой электроники, радиоэлектроники, включая СВЧ-электронику и аналоговую электронику, оптоэлектронику, фотонику и радиофотонику». Причем, на отечественной электронной компонентной базе с топологическими нормами 65 — 45 нм, 28 нм, 14 — 12 нм, 7 — 5 нм.

Правда, очень смущает путь, согласно которому сначала разработки по нашим дизайнам будут выпускаться на зарубежных фабриках с последующим переносом производств на территорию РФ. О чем это, хочется спросить разработчиков документа? Слабо верится, что тайванская TSMC сама «отпилит сук, на котором сидит». Тут 100 км газовой трубы не дали достроить в «Северном потоке-2», а в правительстве мечтают о передачи стратегических ноу-хау.

Можно не сомневаться, за всеми телодвижениями в нашей электронной промышленности американцы будут следить во все глаза. Поэтому о локализации чужих высоких технологий непосредственно в России лучше забыть.

По идее, кое-какое оборудование даже сегодня можно купить за границей и окольными путями ввезти в страну. Если «Стратегию 2030» отделить от словесной шелухи, то можно выделить только программу модернизации отрасли, обеспечивающую переход с нынешних уровней 250 — 180 нм до 90 — 65 нм. Плюс к этому имеется кое-какая конкретика по специализированным комплексам, которые планируют построить в России. Их немного, включая кремниевые фабрики, работающие в режиме «фаундри» и еще порядка десяти фабрик по отдельным технологиям.

И хотя «Стратегия 2030» ближе к реальности, чем «Стратегия 2025», документ, подписанный Мишустиным, имеет те же самые системные ошибки, что и фантазии Христенко. Прежде всего, нет четкого плана, как, к примеру, в Китае с привязкой по срокам и объемам. Но зато повторяется практика составления размытых сценариев — консервативного, целевого и инновационного.

В наиболее вероятном консервативном сценарии (при малом росте ВВП до 3%) практически открытым текстом пишут об опоре «на импортируемые технологии», что можно перевести с чиновничьего языка на русский — «сами ничего делать не будут». Видимо, ставка делается только на покупку готового оборудования и его установку, а также на обучение на чужбине наших инженеров. Если срастется — выпишут себе многомиллионные премии и потопают в Кремль за медалями.

В то же время очевидно, что многого чиновникам купить не удастся. Просто потому, что не продадут, поэтому, скорей всего, ввезут старье. В этом случае чиновники оправдаются, как водится, нехваткой денег, хотя, как известно, в РФ не осваивается по бюджетному триллиону рублей в год .

Второй — целевой сценарий — хоть и кажется привлекательным, но реализуется лишь тогда, когда в стране будет рост ВВП на уровне 3,1%-3,2% в год. Мол, вот тогда проведем импортозамещение. Любопытно знать, с какого перепуга. Даже злые форумчане догадываются, что «чипы — это вершина технологической пирамиды, а не отдельной фабрики на голом месте». А пирамиды, как известно, многими десятилетиями строятся.

А третьей инновационный сценарий вообще «реализуется при форсированном росте российской экономики с темпами, не ниже 3,4% - 3,6%. Поэтому дальше нет смысларазве что «Россия станет электронным центром Вселенной».

Таким образом, «Стратегия 2030», хоть и ближе к реальности, чем «Стратегия 2025», но и она не содержит в себе четкого планирования, без которого не с кого будет спросить за выполнения «ГОЭЛРО микроэлектронике». Похоже, на «верху» просто нет людей, способных поднять страну.


Импортозамещение: Авиалайнер МС-21: Сердюков опять пускает пыль в глаза

Новости экономики: Государство потратит более 15 миллиардов на «импортозамещённый» Sukhoi Superjet

Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года pdf

22 Января 2020 17:4022 Янв 2020 17:40|

Стратегия развития электронной промышленности утверждена премьером на второй день после назначения

Новый глава Правительства одним из первых своих распоряжений утвердил Стратегию развития электронной промышленности до 2030 г. Представленная тремя сценариями стратегия предполагает значительный прогресс в развитии отечественных технологий и производств с опорой на импортозамещение и внутренний рынок.

Планы на ближайшее десятилетие

Правительство России распоряжением №20-р от 17 января 2020 г. утвердило Стратегию развития электронной промышленности страны до 2030 г. Стратегия, подготовленная Минпромторгом в соответствии с поручением Президента России, была подписана председателем Правительства Михаилом Мишустиным на следующий день после его назначения на должность 16 января 2020 г. Документ определяет ключевые направления и задачи развития отрасли, а также устанавливает целевые показатели для отечественной электронной промышленности на ближайшее десятилетие.

Стратегия определяет девять направлений: «Научно-техническое развитие», «Средства производства», «Отраслевые стандарты», «Кадры», «Управление», «Кооперация», «Отраслевая информационная среда», «Рынки и продукция» и «Экономическая эффективность».

В рамках стратегии к 2030 г. предполагается создание отрасли, конкурентоспособной на внешних рынках и выпускающей высокотехнологичную продукцию на базе российских разработок. Российская электронная промышленность должна обеспечить реализацию национальных проектов и занять доминирующее положение «на внутреннем рынке электронной продукции, критически значимой для обеспечения национальной безопасности, технологического и экономического развития».

Ключевыми инструментами реализации стратегии названы развитие научно-технического потенциала, подготовка кадров, оптимизация и перевооружение производства, запуск новых промышленных технологий, а также совершенствование нормативно-правовой базы.

На этапе разработки стратегии в Минпромторг также поступали консолидированные предложения от Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ). Предложения были рассчитаны на увеличение объемов продаж отечественной электронной аппаратуры до $100 млрд в год без привлечения дополнительного государственного финансирования. Финальный документ ставит перед отраслью существенно более скромные задачи.

Финансовая сторона

Стратегия ставит цель роста объема выручки отрасли к 2030 г. до 5,22 трлн руб. ежегодно при доле гражданской продукции в общем объеме промышленного производства не менее 87,9%. Объем экспорта электронной продукции при целевом сценарии должен увеличиться до $12,02 млрд, или до $14,8 млрд при инновационном сценарии.

К 2030 г. доля выручки отрасли в ВВП страны должна достичь 3,5%, доля гражданской продукции на внутреннем рынке электроники по выручке 57,4%. Выработка продукции на сотрудника должна составить 12,5 млн руб.

Сейчас доля электронной промышленности в валовом внутреннем продукте страны составляет 1,8%, уровень добавленной стоимости 60-80%.

В период 2008-2018 гг. выручка отрасли, согласно данным документа, составила 1,868 трлн руб., доля гражданской продукции по выручке составила 50,3%; доля гражданской электроники в общем объеме внутреннего рынка электроники по выручке составила 31%. Экспорт российской электронной продукции составил $4,16 млрд (рост в 4,4 раза по отношению к 1998-2008 гг.).

По состоянию на 2019 г. отрасль была представлена 1600-1700 предприятиями и организациями, из них 422 организации с госучастием (около 55% отраслевой выручки), 370 из них включены в реестр ОПК; 1200 преимущественно малых и средних частных российских компаний (около 23% выручки) и 30 компаний с иностранным капиталом (до 22% выручки).

Общее количество сотрудников организаций отрасли составляет около 290 тыс. человек. Выработка продукции по отрасли составила 4,8 млн руб. на сотрудника.

Среднегодовой темп роста мирового рынка электроники за 2008-2018 гг. составил более 4%. По состоянию на 2018 год на долю электронной продукции в общем объеме мировой экономики приходилось около 4,2%.

Три этапа стратегии

Процесс реализации стратегии на период 2020-2030 гг. разбит на три этапа. Первый этап, определенный 2020-2021 гг., предполагает рост доли российской электроники на внутреннем рынке главным образом за счет традиционных рынков, а также исполнения национальных проектов.

Первый этап также является подготовительным для продвижения на зарубежные рынки. Для него предполагается доработать технологии, правила, бизнес-модели, предложения по продуктам и сервисам, пересмотреть характер инвестиций в сторону их диверсификации.

Второй этап, под который отведен период 2022-2025 гг., ознаменуется усилением присутствия российской электроники на рынках и экспансия на новые международные рынки. Здесь допустимы комплексные предложения, партнерские программы с иностранными участниками, масштабирование инвестиций.

«7 в 1» — как «Открытие» объединила инфраструктуру семи компаний в одном ЦОД

Инфраструктура

Стратегия Развития Электронной Промышленности До 2030 Года Pdf

На третьем этапе – в 2026-2030 гг., прогнозируется устойчивый рост отрасли с лидирующими позициями на перспективных рынках. В стратегии также упомянуто «обеспечение глобального технологического лидерства».

До конца 2020 г. ожидается внесение изменений в госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» для приведения технических параметров электроники в соответствие со стратегией.

На всех этапах предполагается разработка новых технологий, материалов, технологического и контрольно-измерительного оборудования, создание программно-аппаратных комплексов для реализации сквозных технологий: больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, квантовых технологий, компонентов робототехники и сенсорики, промышленного интернета, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности.

Сценарии развития

В стратегии рассмотрены три сценария развития электронной промышленности. По консервативному сценарию (при росте курса рубля до 1% в год) предполагается умеренный долгосрочный рост экономики России на уровне 2,8-3% ежегодно с опорой на импортные технологии и снижение инвестиций в развитие отрасли.

Целевые показатели стратегии при разных сценариях

В целевом сценарии со стабильной ситуацией на внутреннем рынке (рост курса рубля до 2-3% в год) и среднегодовым ростом экономики на 3,1-3,2% государство сможет увеличить инвестиции отрасль, а приток иностранных инвестиций составит около 3% ВВП. По этому сценарию предполагается разработка электронной продукции с приоритетом инфраструктурных проектов и активное импортозамещение.

Как будут дальше развиваться ВКС-решения

Рынок видеоконференцсвязи

Стратегия Развития Электронной Промышленности До 2030 Года Pdf

Инновационный сценарий на фоне ежегодного роста российской экономики на 3,4-3,6% (рост курса рубля до 3-4% в год) обеспечит рост технологической конкурентоспособности. Несмотря на увеличение экспорта, развитие отечественной отрасли будет больше ориентировано на внутренний спрос.

Перспективные технологии

Ожидается, что за десятилетие российская отрасль уйдет от техпроцесса 130 нм и более, на которых сейчас выпускается порядка 65% продукции, и перейдет на топологию с нормами 65-45 нм, 28 нм, 14-12 нм и 7-5 нм. На первых порах предполагается выпуск российских изделий на зарубежных фабриках с постепенным переносом производств в Россию, в том числе твердотельных накопителей с нормами 25-30 нм и не менее 96 слоев, OLED-дисплеев не ниже шестого поколения, компонентной базы BiCMOS HBT, HEMT, pHEMT с нормами 65-45 нм и т. п.

В России также планируется запустить производство фотомасок с нормами от 250 нм до 16-14 нм и менее, ряд технологий для обеспечения полного цикла производства современных радиоэлектронных компонентов в стране.

Стратегия предполагает создание российских кремниевых фабрик с нормами 28 нм, 14-12 нм, 7-5 нм, работающих по производственной бизнес-модели «фаундри» (foundry) – когда разработка и производство полупроводниковой продукции выполняются различными компаниями или бизнес-подразделениями, а также фабрики с нормами 65-45 нм для выпуска СВЧ-электроники, сенсоров и других современных производств.

Также предполагается развитие центров коллективного проектирования, приведение отраслевых стандартов в соответствие с международными требованиями, разработка национальных стандартов с последующей трансформацией в международные.

В стратегии также определены меры по подготовке кадров и повышению привлекательности отрасли для молодых специалистов. В управленческой сфере планируется внедрение АСУ отраслью и системы управления рисками развития отрасли. Формирование отраслевой информационной среды также подразумевает развитие отраслевых баз данных, реестров аппаратуры и компонентной базы, унификацию средств информационного обмена.

Стимулирование спроса и риски

Дополнительное стимулирование спроса на продукцию отрасли предполагается обеспечить, в том числе, квотами на закупку электроники российского производства. Для этого при необходимости подразумевается внесение изменений в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ключевыми рисками, угрожающими срывом сроков реализации стратегии или неполного достижения ее целей, в документе названы такие факторы как недостаточное финансирование или неэффективное использование ресурсов, непрогнозируемый рост стоимости входа на новые рынки и освоения новых технологий, глобальная гиперконкуренция, дефицит кадров, несоответствие продукции ожиданиям потребителей, возникновение потребностей за пределами возможностей отрасли, недоступность передовых технологий, медленное принятие решений (административные барьеры) и недостаточность данных для принятия решений.

  • Бесплатный фотошоп: лучшие программы для обработки фото онлайн
Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com