Социальность Это в Обществознании

Социальность это в обществознании

CH2

Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет? Разберёмся в этом.

Социализация

Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.

Институты социализации

Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте здесь.

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

  • семья
  • школа
  • вуз
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты ( семья, школа)и вторичные( СМИ, армия, церковь).

Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью с индивидуальными, только ему свойственными чертами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Социальность это в обществознании

Социализация   что такое в обществознании каковы ее этапы у человека кратко

Человек, как создание природы, при рождении получает набор биологических характеристик. Социальный опыт, нравственные ценности и ориентиры не передаются по наследству, не заложены в наших генах. Для того, чтобы стать полноценной личностью, необходимо усвоить их в процессе жизни. Узнаем, какой процесс называют социализацией, какую роль он играет в жизни человека.

Понятие социализации

Социализация в обществознании — это процесс усвоения человеком норм поведения, необходимых для полноценной жизни в обществе. Он начинается с момента рождения ребёнка и продолжается в течение длительного времени. От того, насколько успешно он пройдёт, зависит формирование личности.

На протяжении жизни большинство из нас меняет привычки и предпочтения, взгляды на окружающую действительность, ценности и ориентиры. Это происходит под влиянием круга общения, полученного образования, саморазвития. Например, бывает, что люди, долгое время добивавшиеся материального благополучия отказываются от достижений цивилизации и кардинально меняют жизнь.

Социализация   что такое в обществознании каковы ее этапы у человека краткоРис. 1. Выбор жизненного пути.

Агенты социализации

Агенты социализации человека — это те люди, группы и структуры, которые оказали существенное влияние на усвоение им норм поведения и социального опыта. Некоторые из них оказывают постоянное воздействие, другие встречаются в нашей жизни время от времени. В зависимости от этого выделяются первичные и вторичные агенты. Кратко рассмотрим их особенности.

  • К агентам первичной социализации относится ближайшее окружение: родители, братья и сёстры, дедушки и бабушки. Отличительной чертой данных лиц является выполнение ими одновременно нескольких функций. Например, отец воспитывает, заботится, защищает, учит. Некоторые исследователи включают в данную группу друзей.
  • Агенты вторичной социализации — это люди и учреждения, влияющие на поведение человека, формирование его личности: школа, одноклассники, сослуживцы, коллеги. Как правило, они выполняют одну-две функции. Например, трудовой коллектив помогает в деятельности, университет обучает и воспитывает.

Социализация   что такое в обществознании каковы ее этапы у человека краткоРис. 2. Родители беседуют с детьми.

Этапы социализации

Существует множество классификаций этапов социализации: по возрастам, по видам деятельности, по сферам общественной жизни. Остановимся на наиболее популярной, основывающейся на психологическом подходе.

  • Стадия адаптации происходит с момента рождения до подросткового возраста. Определение модели поведения в этот период зависит от первичных агентов. Основным механизмом усвоения социального опыта является подражание. Учёные считают, что личность формируется на 70 % в детском возрасте: ребёнок узнаёт, что такое хорошо и плохо, знакомится с нормами поведения, учится выполнять социальные роли.
  • На этапе идентификации у человека возникает желание выделиться среди других.

Социализация   что такое в обществознании каковы ее этапы у человека краткоРис. 3. Стремление выделиться из толпы.

  • Этап интеграции состоит во внедрении в общество, нахождении своего места в нём.
  • Во время трудовой стадии человек применяет полученные знания на практике, преобразовывает окружающую среду под собственные потребности и интересы.
  • Послетрудовой этап характерен для пожилого возраста. В этот период для человека имеет значение передача опыта следующим поколениям.

Что мы узнали?

Социализация — это процесс усвоения человеком норм поведения в обществе. Агентами первичной социализации являются близкие люди (семья, друзья), вторичной социализации — люди, группы, учреждения, влияющие на поведение (школа, спортивная команда). Процесс продолжается на протяжении всей жизни, проходит несколько этапов.

Предыдущая

ОбществознаниеЗакон спроса и предложения в обществознании – что предполагает, в чем заключается, примеры кратко

Следующая

ОбществознаниеМатериальная культура в обществознании – что такое, определение и примеры кратко

Социальность это в обществознании

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.
Читайте еще:  Декстер 9 Сезон 7 Серия

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются:

  • семья;
  • сверстники;
  • образовательные учреждения;
  • религия;
  • правовая система;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Социальность это в обществознании

Социализация это

Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм, а также новых социальных ролей, в ходе которого индивид становится личностью. Важно помнить, что она продолжается всю жизнь, начиная с детства и заканчивая старостью. Разберем детальнее это определение.

Это ключевая тема в обществознании без усвоения которой невозможно понять ни что такое социальная роль, ни что такое нормы и почему люди более менее себя правильно ведут. Также из этой темы органично вытекает тема про отклоняющееся поведение. Поэтому без должного рассмотрения этой темы, невозможно сдать ЕГЭ по обществознанию на действительно высокие баллы.

Понятие

Итак, понятие социализации было приведено выше. Оно справедливо как в социологии, так и в педагогике и психологии.

То есть все мы рождаемся индивидами — представителями биологического организма, под названием человек. Нас с детства начинают приучать к простым социальным вещам: кушать ложкой, а не руками; ходить на горшок, а не где попало. С течением времени социальное влияние — социализация становятся жестче: детей начинают ругать, шлепать по пятой точке, ставить в угол в качестве наказания за проступки.

Таким образом, к 18 годам мы становимся продуктом того общества, в котором и прошла наша социализация. Если до 3 лет на ребенка не оказано социальное влияние, то он так и останется — биологическим организмом и не сможет жить в обществе. Процесс этот будет не обратим. Почему?

Потому что сознание — социальный продукт, формируется через постижение языка общения и связанных с ними образом. А именно это и происходит от рождения ребенка до достижения 3-х летнего возраста.

Примеров не социализации множество: разных частях света постоянно находят детей-маугли, воспитанных не людьми, а животными. Далее перейдем к характеристике этого процесса.

В самом раннем возрасте первичная социализация фактически сливается с воспитанием — ребенка приучают к самому необходимому: к языку общению, к соблюдению первичных, базовых социальных норм. Многие ученые считают, что она продолжается до совершеннолетия. Тут важно понимать, что осуществляют все это агенты социализации — конкретные люди, представители тех или иных социальных институтов.

Далее происходит вторичная социализация, которая, зачастую, связана с профессиональной. Она происходит как правило в профессиональных учебных заведениях и связана с усвоением личностью профессиональной этики, а также профессиональных компетенций.

Важно помнить, что существует еще ресоциализация — это отбрасывание старых социальных ролей и усвоение новых. Она происходит, к примеру, когда личность прекращает трудовые отношения на одном месте — и начинаем в другом — привыкая к местным, новым для нее обычаям, традициям, нормам.

С выходом на пенсию, происходит полная ресоциализация — то есть предполагается, что пенсионер не будет больше усваивать новые нормы и роли. И конечно такая вещь вызывает психологический кризис и бабушек и дедушек, ещё вчера, возможно бывшими начальниками на производстве, а то и директорами крупных корпораций.

Виды

В социологии выделяют следующие виды социализации в социологии.

Первичная — охватывает период взросления, от рождения до 18 лет. В ее процессе возникает усвоение индивидом базовых социальных норм: в раннем детстве — что надо ходить на горшок, а не где попало; кушать ложкой, а не руками. В более позднем детском возрасте ребенка учат нормам морали, отчего потом у него возникает уровень нравственности — степень соответствии поведения ребенка нормам морали.

В результате первичной социализации ребенок становится личностью — у него развивается сознание и осознание, черты характера и социальные навыки, которые необходимы для жизни в обществе.

Вторичная — процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей в более позднем возрасте. После 18 лет человек обычно получает первую профессию. То есть наряду со вторичной происходит профессиональная социализация — усвоение норм своей профессии.

К примеру, врач проходит курс врачебной этики, или ребята, поступившие в вуз, проходят курс Введения в специальность и профессиональной этики. Благодаря таким дисциплинам будущие специалисты должны усвоить, к чему, к примеру, приводит халатность в их профессии, или коррупция.

Если же говорить о примерах вторичной социализации, то можно привести пример усвоения норм общения в коллективе. К примеру, молодого человека призвали в армию — ну не поступил он в вуз. А он человек городской, да и мало того — избалованный мамой и папой лентяй. Ему и другим ребятам сержант дает приказ — выкопать траншею. Остальные ребята — деревенские — за 10 минут справились — стоят курят. А наш лентяй не знает даже, как лопату держать.

Сержант говорит остальным, уже закончившим ребятам, чтобы они помогли своему сослуживцу. Ну, они раз помогут, другой. А в третий раз тупо сослуживца изобьют, потому как заколебал. Понятно, что после ощутимого удара «поддых» наш городской лентяй будет уже думать — учиться в следующий раз самому копать траншею или как? Жестко? А иначе никак — такова цена избалованности.

Также различают в социологииполную социализациюЭто когда гражданин прошел и базовую и вторичную: этакий пай-мальчик, который знает, когда и как себя надо вести с другими людьми на основании этических, гуманитарных и других норм.

Понятно, что также естьнеполная социализациякогда у гражданина наблюдается пробелы и провалы в этом процессе. Например, гражданин вырос на улице, и для него норма матерится где бы то ни было. Даже если он поступит в вуз, привычка матерится вряд ли искоренится, поскольку сегодня мало кто из профессорско-преподавательского состава вообще делают замечания. Кстати, рекомендую вам мои статьи про девиантное поведение и асоциальное поведение.

У всех хамов, грубиянов, малолетних дебилов, гопников наблюдается, как нетрудно понять, именно неполная социализация. Кстати, про виды девиантного поведения тут.

Также нашел интересное видео, которое позволит вам набраться примером для аргументации своей точки зрения на рассматриваемый процесс. А это, как вы понимаете, необходимо для решения части 2 теста ЕГЭ по обществознанию. Также рекомендую прочесть статью про агенты социализации.

Обращаю Ваше внимание на то, что все темы курса обществознания детально, подробно и доступно на наших курсах подготовки к выпускным экзаменам в школе. Вы можете попробовать их бесплатно. Вся информация тут.

Читайте еще:  Передать Показания Счетчика За Электроэнергию Ульяновскэнерго

Социальность это в обществознании

Личность – это совокупность
социально значимых качеств человека;

совокупностьсоциальных
и духовных свойств человека, зависящих от его включения в общественную жизнь и культуру
посредством его деятельности и общения.

Личность формируется на
биологической основе, благодаря освоению человеком социального и культурного
опыта. Но биологическая природа человека сама по себе не может создать
личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются биологическим
(генетическим) путём. Поэтому для превращения человека как биологического
существа в социального индивида и личность необходим процесс, который
обозначается понятиями «социализация» и «социальная адаптация».

Социализация – это усвоение
индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных
социальных ролей.

Обществу не безразлично, какой личностью станет индивид в
результате социализации. От этого зависит его отношение к другим людям, способ
решения конфликтов, готовность гармонично сочетать личные и общественные
интересы.

Поэтому мы также можем с вами говорить о том, что социализация
– это приучение человека к жизни в обществе, превращение его в полноценного
члена общества.

Процесс социализации
протекает всю жизнь – с самого рождения человека и до старости. В ходе
социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей,
учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его «Я».
Человек становится социальным существом.

Расширение и углубление
социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере
самосознания.

В сфере деятельности происходит
расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида
деятельности, выделение главного в ней, её осмысления.

В сфере общения происходит
расширение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания происходит формирование
образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей
социальной принадлежности, социальной роли и другое.

Большую роль в процессе
социализации играют агенты социализации – это люди и учреждения,
ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных
ролей.

Выделяют первичную и вторичнуюсоциализацию.

Первичная социализация
охватывает детство и юность, то есть период от рождения до формирования зрелой
личности.

В процессе первичной
социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных
представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

Агентами первичной
социализации являются ближайшее социальное окружение человека: семья,
родственники, друзья (все те, кто связаны с индивидом личными отношениями).

Для социализации в детском возрасте наиболее важны малые первичные
группы. В них человек осваивает различные социальные роли. В них происходит формирование
«Я» человека. Каждый человек формирует своё «Я», основываясь на реакциях других
людей, с которыми он вступает в контакт, смотрясь в них, как в зеркало.

Большую роль в
социализации индивида играют так называемые значимые другие.

Значимый другой – это общий термин для
обозначения человека, который имеет важное значение. Его оценки и одобрение для
жизни индивида очень важны, поскольку он их не только принимает, но и
добивается.

Такие личности оказывают
наибольшее влияние на формирование собственного «Я» при социализации. В
качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, тренер спортивной
команды, сверстники, более взрослые участники игр ребёнка, то есть все те люди,
у которых ребёнок стремится перенять их роли и подражать им.

Агенты первичной
социализации универсальны и могут выполнять множество разных функций. Например, родители – обеспечивают средствами
существования, воспитывают, учат, являются друзьями.

Вторичная социализация – это
процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с
овладением специальными знаниями и навыками.

Агенты вторичной
социализации – это формальные организации, официальные учреждения:
администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства,
работники средств массовой информации, лидеры партий и так далее.

Если агенты первичной
социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя
их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их
называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни
человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, школа
даёт знания, церковь – духовное общение, СМИ
– информацию и идеологическую обработку).

Принято выделять
следующие этапы социализации: начальный, средний и завершающий.

Начальный этап социализации приходится на ранние детские годы, когда речь идёт о
приучении ребёнка к жизни в обществе. На данном этапе ключевую роль играет
семья.

Начальная социализация не
похожа на обучение в школе или институте. Обучение знаниям или профессии и
обучение жизни – вещи разные. Школа не может научить девочку или мальчика быть
хорошей домохозяйкой или заботливым отцом, тактичным или весёлым человеком.

В семье и малых группах
обучаются не только знанию и правилам поведения, но там формируется
эмоциональный мир ребёнка, закладываются его основные ценности. Социализация
включает в себя обучение как одну из частей. Главным способом семейной
социализации является восприятие и копирование детьми ролей и моделей поведения
взрослых членов семьи.

В детстве примерно на 70%
формируется человеческая личность, и если социализация
в семье происходит плохо, человек может так и не стать полноценной личностью.

На среднем этапе социализация прежде
всего проходит в процессе обучения.

На данном этапе самым
главным агентом социализации выступает – школа. В определённом возрасте
ребёнок проводит в ней значительную часть жизни. Здесь он продолжает
развиваться как личность в коллективе, учится преодолевать трудности, у него
формируется самооценка, которая остаётся с ним на всю жизнь. Поскольку школа
представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает
доминирующую культуру с её ценностями и предрассудками. В школе ученик, помимо знаний, усваивает социальные правила, обогащает свой
социальный опыт в результате взаимодействия с учителями и сверстниками.

Завершающий этап – это социализация
взрослого человека, осваивающего новые социальные роли.

Существует ещё один
подход к выделению этапов социализации, который связан с именем американского
психолога Джорджа Герберта Мида. Данный подход получил название теории
ролей.

Согласно
данной теории принято выделять следующие этапы социализации:

·
имитация – когда дети копируют
поведение взрослых, не понимая его мотивов. Мама или папа убирают в квартире, а
дети им «помогают», используя свой игрушечный пылесос или любой предмет, хотя
бы отдалённо напоминающий то, чем пользуются в данный момент взрослые;

·
игровая
стадия

дети копируют не просто отдельные действия, а социальные роли. Играя в
дочки-матери, они говорят со своими куклами ласково или сердито, ставят их в
угол. Воспроизводят модель отношений между родителями, принятую в их семьях.
При этом они не только опробуют разные способы воздействия на других людей, но
и учатся воспринимать впечатление о себе. Особенно когда меняются ролями;

·
коллективная
игра

здесь уже речь идёт не о понимании одного партнёра, а об осознании интересов и
ожиданий группы. Как при игре в футбол: есть какие-то общие правила, есть
игровая стратегия команды. Человек учится оценивать своё поведение не только с
собственной точки зрения и точки зрения другого индивида. Он сравнивает то, что
делает, с существующими стандартами, общественными правилами, законами,
нормами. Личность идентифицирует себя с социальным окружением. То есть относит
себя к определённой социальной общности.

С
понятием социализации неразрывно связано и понятие социальной адаптации – это процесс
приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных
социальных средств.

Показателями адаптации
могут быть: успешное выполнение индивидом своих социальных ролей, его высокий
социальный статус, общая психологическая удовлетворённость социальной средой и
многое другое.

Как мы с вами видим, социализация –это сложный, жизненно важный процесс. От него во
многом зависит, как индивид
сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

В
конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что
такое личность?

2. Что
такое социализация?

3. Чем
отличается первичная социализация от вторичной социализации?

4. Кто
такой «значимый другой»?

5. Назовите
и охарактеризуйте этапы социализации.

6. Что
такое социальная адаптация?

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Социальность Это в Обществознании
Леонид из Спарты