Снова о FC-31 и его возможном использовании в качестве бортового истребителя

Снова о FC-31 и его возможном использовании в качестве бортового истребителя

В последние недели, после длительного перерыва, в СМИ вновь появилась информация о втором китайском истребителе пятого поколения FC-31, также известном как J-31 (из-за его сходства с F-35 - также J-35).

Производитель самолетов, Shenyang Aircraft Corporation (SAC), объявил, что в рамках проекта достигнуты дальнейшие успехи. Также есть информация о том, что именно FC-31 может стать китайским бортовым истребителем следующего поколения, работающим с авианосца 003.

К большому удивлению всех наблюдателей, в конце июня FC-31 появился в Aviation Expo Park в Шэньяне, на выставке, демонстрирующей историю и достижения SAC. Здесь и появился первый сюрприз, ведь до сих пор компания выставляла в основном исторические постройки. Боец общедоступен, посетители могут даже потрогать его. Самолет имеет номер 31001, вызвавший возмущение даже в государственных СМИ. Этот номер был присвоен прототипу, представленному публике на авиасалоне в Чжухае в 2014 году (на фото выше).

Однако машина, представленная в Шэньяне, не похожа ни на первый прототип, ни даже на второй, который был запущен в сентябре 2016 года. Неизвестно даже, следует ли рассматривать оба известных примера как прототипы. Некоторые китайские эксперты больше говорят о демонстраторах технологий.

По данным государственного телевидения CCTV, установка из Aviation Expo Park прошла статические испытания, в том числе проверку прочности всей конструкции и ее отдельных элементов. По словам Сун Чжунпина , частого эксперта по СМИ, выставленный FC-31 почти наверняка является демонстратором технологий, который использовался в испытаниях на выносливость и не годен для полета. По словам Сунга, размещение самолета на выставке означает успешное завершение испытаний, что говорит о том, что через некоторое время можно ожидать новой информации о дальнейшем развитии проекта.

Это знаменует возврат к спекуляциям о возможности выбора FC-31 в качестве преемника бортового истребителя J-15. Догадки об этом сопровождали строительство САК с самого начала, а в начале июня они обрели новую среду. Тогда в сети появились фотографии модели палубы авианосца из Центра проектирования и исследования кораблей Уханьского технологического университета. Помимо самолетов дальнего обнаружения J-15, KJ-600 и вертолетов Z-18, вы также можете увидеть модель FC-31. Однако неизвестно, когда были сделаны фотографии.

Осенью 2019 года авианосец Ухань был перестроен. Убрана посадочная возвышенность, характерная для построенных по советским образцам авианосцев « Ляонин» и « Шаньдун», перестроена и надстройка, сделав ее похожей на остров авианосца типа 003, построенный в Шанхае .

Близится к завершению строительство третьего китайского авианосца по образцу американских кораблей. Надстройка уже смонтирована и, скорее всего, идет подготовка к сборке компонентов приводной системы. Корабль будет оснащен электромагнитными катапультами, что позволит использовать более тяжелые самолеты. Это означает не только работу с KJ-600, но и полное использование потенциала J-15, безлицензионной модифицированной версии Су-33.

Проблемным самолетом оказался J-15. Пилоты оценивают истребитель как сложный в управлении, основной недостаток которого - нестабильная система управления полетом. В 2016 году произошло по меньшей мере четыре серьезных аварии, в которых погибли два самолета . Один опытный летчик погиб, другому пришлось пройти более года реабилитации. И только тогда командование ВМФ осознало проблему и заземлило все J-15. Однако проблемы, связанные с эксплуатацией самолета, решить не удалось. В середине 2017 года производство J-15 было остановлено.

Казалось, что в результате поиск нового бортового истребителя ускорился. Немного неожиданно, в 2017 году появились сообщения о работе над бортовой версией J-20. Идея вызвала много споров, в том числе в Китае. Было указано, что J-20 слишком большой и тяжелый для эксплуатации с авианосцев. Контр-адмирал в отставке Чжан Чжаочан, популярный телекомментатор, также указал, что шасси самолета было слишком слабым, и указал, что неизвестно, как будет вести себя радиопоглощающий снаряд в морских условиях.

С другой стороны, если новый истребитель предназначен для работы с авианосцев, оснащенных катапультами, особенно высокоэффективными электромагнитными, масса больше не является большой проблемой. J-20 ненамного тяжелее и шире, чем J-15, но проблема заключается в длине, согласно анонимному источнику в вооруженных силах Китая, который сообщил South China Morning Post . Chengdu Aircraft Corporation (CAC), работающая над бортовой версией J-20, поэтому должна была бы укоротить фюзеляж, что означает большое вмешательство в конструкцию. Однако еще в 2019 году J-20 был указан как предпочтительный преемник J-15.

Создание перспективного бортового истребителя - дело непростое, и J-15, несмотря на свои недостатки, имеет одно существенное преимущество - его производство уже освоено. Кроме того, производитель самолетов SAC не сдавался, и вы должны воспринимать как должное серьезные закулисные игры вокруг всего проекта. J-15 все еще находится в стадии разработки. В конце 2018 года появилась первая информация о двухместном самолете J-15D , который, скорее всего, является самолетом радиоэлектронной борьбы. Неожиданно в феврале прошлого года появились сообщения о возобновлении производства.единственный китайский истребитель на сегодняшний день. В конце того же года появилась информация об испытаниях J-15T, версии, адаптированной для запуска с катапульты. По сравнению с базовой версией J-15D и J-15D должны были получить, в том числе, улучшенную электронику.

Отдельным вопросом остается дальнейшее развитие J-15. Если бы опыт, накопленный при разработке этого самолета, был использован при разработке FC-31, это, несомненно, было бы большим преимуществом в конкуренции с бортовым J-20. Еще одно предложение о победе САС поступило в декабре 2019 года. Авиационная корпорация AVIC, частью которой являются заводы в Шэньяне, опубликовала на Weibo, китайском эквиваленте Twitter, очень общий профиль будущего бортового истребителя, обманчиво напоминающий FC-31. Несколькими днями позже SAC объявила о работе над новым истребителем, что еще больше усилило догадки и предположения о долгожданной бортовой версии FC-31.

В конце весны 2020 года в социальных сетях появились новые фотографии FC-31, возможно, включая другие прототипы. Более того, истребитель фигурировал в видеоролике о вербовке морской авиации, а со временем и в других средствах массовой информации.

Основная проблема FC-31 заключается в том, что это независимый проект САК, осуществляемый без консультации с вооруженными силами. Заводы думали об экспорте не меньше, чем об интересах Народно-освободительной армии Китая. Однако пока официально к истребителю никто не проявил интереса. FC-31 продвигался как более дешевая альтернатива F-35.

Однако кажется, что сравнение с южнокорейским KF-21 Boramae может быть лучше . Корейцы решили разработать не полнокровный истребитель пятого поколения, а самолет на границе четвертого и пятого поколений, который затем можно будет систематически улучшать. Благодаря этому достигается относительно доступная цена при относительно больших возможностях. Стоит отметить, что FC-31, как сообщается, подвергся критике как «недостаточно инновационный» китайскими военными и Центральным военным комитетом. Такой термин может означать, что SAC решила пойти по тому же пути, что и KAI.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Снова о FC-31 и его возможном использовании в качестве бортового истребителя
Краткое содержание всех серий сериала "Патриот" (2020). Читать сюжет. Чем закончится сериал
Краткое содержание всех серий сериала “Патриот” (2020). Читать сюжет. Чем закончится сериал