Швейцария выбрала: Lightning II победила Super Hornet и других

Швейцария выбрала: Lightning II победила Super Hornet и других

Как и ожидалось, Совет Федерации Швейцарии отобрал для местных ВВС новый боевой самолет. Победителем стал F-35A Lightning II, одобренный министром обороны Виолой Амхерд.

Альпийский штат примет тридцать шесть бойцов. Помимо предложения Lockheed Martin, за контракт претендовали Boeing F / A-18E / F Block III Super Hornet, Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.

F-35A оказался самым дешевым из всех предложений по общей стоимости обслуживания парка за тридцать лет. Общие расходы должны составить 15,5 млрд швейцарских франков (63,8 млрд злотых). Lockheed также доминировал в соревновании с точки зрения боевого потенциала (особенно ситуационной осведомленности и живучести на поле боя), материально-технической поддержки и промышленного сотрудничества.

Параллельно с Lightning Швейцария также купит пять систем Patriot с пусковыми установками M903 и ракетами MIM-104E в рамках программы BODLUV 2020 (BODengestützte-Luft-Verteidigung), предполагая полное обновление швейцарской ПВО и вывод, среди прочего, , устаревшие системы British Rapier. Здесь, в свою очередь, предложение Raytheon превосходило предложение Eurosam с системой SAMP/T. Третьим участником тендера должен был стать израильтянин Рафаэль с Прока Давида, но в итоге он не представил официального предложения.

Конечно, вопрос о новых истребителях для швейцарского люфтваффе еще не закрыт. Напротив - можно даже ожидать, что это только начало нового тома саги, поскольку приобретение боевых самолетов встречает ожесточенное сопротивление в обществе. На референдуме, состоявшемся только в сентябре прошлого года, швейцарцы согласились купить 30-40 самолетов, а бюджет программы был установлен в размере 6 миллиардов франков (почти 25 миллиардов злотых). Однако при явке 59,4% «за» проголосовали только 50,1% участников (разница между «да» и «против» - 8 670 голосов).

Этому делу также не способствуют сообщения об отсутствии объективности министра Амхерда. Никто никогда прямо не обвинял ее в том, что она поддерживает Lightning II по несущественным причинам, но атмосфера вокруг тендера в последние месяцы - когда начали появляться голоса, что это «тендер F-35» - может стать отправной точкой за оспаривание решения и двойное.

С одной стороны, можно ожидать протестов, которые сводятся к тому, что должен был выиграть другой самолет, с другой - к тому, что вообще не надо было проводить тендер. Как мы писали несколько дней назад, Gruppe für eine Schweiz ohne Armee (группа для Швейцарии без вооруженных сил), пацифистское политическое движение, стремящееся ликвидировать швейцарские вооруженные силы как таковые, уже угрожает тем, что, если будет выбран американский самолет, он будет инициировать референдум по этому поводу. Идею поддержали зеленые. Некоторые критики также предупреждают, что выбор американского самолета будет означать установление более тесных отношений с США и, таким образом, создаст угрозу нейтралитету.

Итальянский F-35A
Итальянский F-35A

Весной 2019 года были организованы тесты всех кандидатов в базе Payerne. Каждое испытание проводилось с одним или двумя самолетами, которые выполняли восемь задач за четыре дня. Ранее поставщики имели возможность ознакомиться с предполагаемыми сценариями, окружающей местностью и процедурами, действующими в воздушном пространстве Швейцарии. Один рейс совершили ночью. Saab JAS 39E Gripen был исключен из тендера . Швейцарцы хотели испытать только те самолеты, которые на тот момент уже находились в эксплуатации, и тот факт, что Gripen E должен был поступить на вооружение намного раньше запланированных поставок истребителей в Швейцарию, не имел значения.

В рамках производственной кооперации Lockheed Martin предложила, среди прочего, производство в Швейцарии 400 крышек кабины и их покрытий и поручение ей обслуживания этого элемента по всей Европе. Поскольку гельветы заботятся об оперативной автономии вооруженных сил, местные компании смогут осуществлять процесс обслуживания двигателей и планеров в ограниченной степени. Lockheed Martin также предложил создать кибернетический центр передового опыта. Они также будут совместно созданы местными компаниями по кибербезопасности Kudelski Group и Nozomi.

Техники 33-й эскадрильи технического обслуживания на базе Эглин готовят F-35 к капитальному ремонту
Техники 33-й эскадрильи технического обслуживания на базе Эглин готовят F-35 к капитальному ремонту

Интересным элементом предложения Lockheed является возможность сборки четырех F-35 непосредственно в Швейцарии, чтобы ознакомить местные военно-воздушные силы и промышленность с конструкцией F-35A. Это значительный стимул, потенциально открывающий совершенно новые пути развития для компании, выбранной для этого предприятия (скорее всего, RUAG), но в то же время он требует больших инвестиций ради скромных материальных выгод. Наладить сборочную линию было бы дорого, да и для четырех экземпляров, конечно, нет экономического оправдания.

Кстати, стоит напомнить, что в этом году началось круглосуточное дежурство швейцарских истребителей в системе ПВО страны. Два F/A-18 будут готовы к взлету в любое время дня и ночи, семь дней в неделю. Основная база - Пайерн, а резервные базы - Эммен и Майринген. Многие годы истребители несли дежурство только с 8.00 до 12.00 и с 13.30 до 17.00, а с 1 января 2019 года дежурная пара F / A-18 дежурила ежедневно с 6.00 до 22.00, включая выходные и выходные. каникулы.

В настоящее время на вооружении швейцарской авиации находятся тридцать F/A-18C/D и тридцать пять F-5E/F. Последние постепенно выводятся. Американцы закупили 22 экземпляра, которые после модернизации будут играть роль «агрессоров» при обучении летчиков-истребителей ВМС США.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Швейцария выбрала: Lightning II победила Super Hornet и других
Ольга Макарова мать Валерии Башкировой
Ольга Макарова мать Валерии Башкировой