Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

Самая длинная лестница в России

Чкаловская лестница – интереснейший культурный объект Нижнего Новгорода. Начинаясь великолепной восьмеркой от памятника Валерию Чкалову, она ковровой дорожкой спускается к реке, где стоит катер «Герой». Удачное расположение и необычная форма лестницы делают ее одной из главных достопримечательностей города, хотя построена она была не так давно – в середине XX века.

История создания Чкаловской лестницы

Лестница находится на высоком берегу реки, носившим прежде название Волжский откос. Издавна на его вершине располагался небольшой выступ, с которого открывались великолепные виды на реку и находившееся на другом берегу село Бор. Поэтому здесь очень любили бывать нижегородцы.

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Н. Никонова. Чкаловская лестница весной, 2014 год

Здесь в XVII веке стоял женский монастырь, посвященный празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. После сильнейшего пожара в начале XIX века он был перенесен за пределы тогдашнего города и переименован в Крестовоздвиженский. Остатки же прежних строений монастыря снесли, и их территория стала частью Благовещенской площади.

В 30-40-х годах, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная. У ее начала, на месте нынешней площади Минина и Пожарского, располагалась в те времена церковь Благовещения. Поэтому и сама площадь до революции называлась Благовещенской.

Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. Первый из них также начинался с Благовещенской площади. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.

Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.

В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали.

Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.

Чкаловская лестница
Д. Четыре. Чкаловская лестница, 2017 год

Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге.

Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль. Первый проект знаменитой лестницы отличался необыкновенной пышностью: ее украшениями должны были стать фонтаны, изящные вазоны и скульптуры. Однако, в преддверии Отечественной войны, такой план воплотить в жизнь оказалось невозможно.

В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И невероятным образом в 1943 году получает разрешение на строительство. Способствовали этому и достаточно большие средства, выделявшиеся государством на восстановление Горького – крупного промышленного центра, пострадавшего от немецких бомбардировок.

Сперва лестница называлась Сталинградской, затем — Волжской, но прижилось народное название — Чкаловская.

Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская.

Кто был архитектором Чкаловской лестницы?

Конкурс на проект Сталинградской лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева. В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.

av_one_third first av_uid=’av-5pm2wt’]

Именно Яковлев был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали.

Читайте еще:  Иванов: туристы вредят Байкалу больше, чем ЦБК

Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос.

Строительство Чкаловской лестницы

Лестницу строили с 1944 года в течение пяти лет. Основными строителями были жители Горького. Участвовали в стройке и пленные немцы, жившие тогда на месте исторической Немецкой слободы.

Возведение лестницы заняло 5 лет,
с 1944 по 1949 год.

Наконец лестница была сооружена, и взгляду горьковчан предстало необычное монументальное сооружение. Спускаясь вниз от памятника Чкалову, лестничные пролеты расходились в стороны и соединялись на двух смотровых площадках, образуя своеобразные кольца, а затем прямым маршем подходили к Волге. Смотровые площадки лестницы были украшены барельефами, обелисками и балюстрадой. Существует версия, согласно которой кольца лестницы символизируют Сталинград в окружении вражеских подразделений, а её нижняя прямая часть – прорыв этой осады советскими войсками.

НМ Капелюш Строительство Чкаловской лестницы 1947 год
Н.М. Капелюш. Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год

Очень важно, что Чкаловская лестница органично вписалась в окружающий ландшафт и ее очертания перекликаются с силуэтом находящегося рядом древнего кремля.

7 миллионов 760 тысяч рублей
— бюджет строительства Чкаловской лестницы

Строительство лестницы обошлось государству в огромную по тем временам сумму – 7 миллионов 760 тысяч рублей. Это стало поводом к тому, чтобы обвинить главу города Горького Александра Шульпина в растрате. В 1949 году, в русле сталинских репрессий, был организован громкий процесс – «Ленинградское дело». Его жертвой стал и Шульпин. По приговору суда он провел несколько лет в концлагере под Мурманском. После смерти «вождя народов» был освобожден и вернулся на Родину и стал главой городского архитектурного управления. Скончался, будучи на пенсии.

Открытие Чкаловской лестницы 1949 год
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год

Самая длинная лестница в России

Основную уникальность Чкаловской лестницы составляет ее длина. Она считается самой длинной лестницей в России. Основные источники утверждают, что количество ступеней сооружения с учетом круговых пролетов – 560. Если же считать по прямой, то только на правой стороне их 442. Что касается левой стороны, то тут сведения о количестве ступеней разнятся. Поэтому любимым занятием многих туристов, посещающих популярную лестницу, стал точный подсчет количества ее ступеней.

Сколько ступеней у Чкаловской лестницы?
— 560 с учётом круговых пролётов
— 442 если считать только по правой стороне

В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.

В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.

Сегодня Чкаловская лестница по-прежнему радует глаз местных жителей и многочисленных туристов. Здесь проводятся народные гулянья, спортивные соревнования и флешмобы, встречаются влюбленные и фотографируются молодожены. Во время авиашоу над памятником знаменитому летчику взлетают ввысь последователи Чкалова, а 9 мая рядом проходит Парад Победы. Старая лестница верно служит своему городу.

12+

6. Москва

Список самых длинных лестниц в мире Московский метрополитен

В длинной московской лестнице 121 ступень, но больше славиться столица России своим метро, в котором функционируют около 800 лестниц. И это без учёта эскалаторов.

Они украшены декоративной мозаикой, изящными скульптурами, а своды над ними роскошными фресками и керамикой. Московский метрополитен своеобразный трансформер, способный перевоплотиться в подземный город. В годы войны здесь работали магазины, аптеки, кинотеатры.

5. Санкт-Петербург

Каменная лестница в Павловском парке

Красивейший город мира славится своими великолепными памятниками истории и архитектуры, а в Павловском парке находится красивейшая и большая каменная лестница.

У подножия расположились скульптуры львов. Два из них выполнены из мрамора, а два отлили из чугуна. Выстроили её в 1799 году. С вершины открываются прекрасные виды на весь парк. Она пострадала в годы Великой Отечественной войны, но её быстро реставрировали.

4. Пермь

Список самых длинных лестниц в мире Лестница в Перми

В Перми длиннейшая городская лестница соединяет жилой микрорайон «Вышка-II» и Соликамский тракт.

В 2011 году её реставрировали, и сейчас ей ежедневно пользуется более 5 тысяч человек.

Выстроена она была для сотрудников Машиностроительного завода, а потом уникальное инженерное сооружение приняли на баланс города. Сооружённые человеком пролёты позволяют значительно сократить расстояние от «верхней» до «нижней» точки Мотовилихинского района Перми.

Читайте еще:  Долгосрочный прогноз погоды на июль 2022 г.

Самые крупные города России.

3. Мурманск

Лестница в Мурманске

Город-порт строился террасами, и потому в нём много лестниц, а вот длиннейшая в российском северном городе ступенчатое сооружение связывает улицу имени Саши Ковалёва и ведёт к Нижнеростинскому шоссе.

В лестнице 429 ступеней, и о её длине могут судить те, кто каждый день пользуется этой конструкцией. Построили её в конце 70-х годов ХХ века. Она возвышается над зелёной сопкой, и на сегодня стала одной из главных достопримечательностей города.

2. Чкаловская лестница

Список самых длинных лестниц в мире Чкаловская лестница

В исторической части Нижнего Новгорода на месте Волжского откоса в 1949 году была торжественно открыта красивая длинная лестница. Выстроена она в виде восьмёрки, а все пролёты содержат 506 ступеней. Пролёты спускаются к Волге, где стоит катер «Герой».

На вершине холма стоял памятник прославленному советскому лётчику Валерию Чкалову, из-за чего она и получила своё наименование. Рядом Георгиевская башня древнего кремля. До 2014 года она была длиннейшей в России, но с присоединением Крыма утратила свой рекордный статус.

1. От монастыря на пляж

Лестница на мысе Фиолент

Самая длинная лестница в Крыму и в России проложена на мысе Фиолент у Георгиевского монастыря недалеко от Севастополя. Согласно преданиям православный храм был основан на скалистом мысу в 891 году, но лестница значительно моложе.

В конце XIX столетия для удобства в скале вырубили лестницу в 785 ступенек. Она спускается берегу моря своеобразным серпантином, окружённая зарослями можжевельника. На сооружении есть несколько смотровых площадок, с которых открываются великолепные виды на морской залив и прибрежные скалы.

чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Видео: Чкаловская лестница

Содержание

Основные моменты

Лестничные марши имеют столь внушительные размеры, что видны даже из космоса. А выразительные контуры лестницы превратились в одну из самых узнаваемых достопримечательностей волжского города. Количество ступеней на ее маршах не одинаково, по дуге их – 560. Чкаловская лестница не имеет перил, поэтому маленьким детям и пожилым людям спуск и тем более подъем по ней дается с трудом.

В начале спуска установлен памятник Валерию Чкалову. Это место очень нравится нижегородцам и приезжающим в город туристам, потому что от него открывается превосходный вид на волжскую пойму, стрелку Оки и Волги и противоположный берег реки, где раскинулся город Бор. На спуске также сооружены две смотровые площадки, с которых можно полюбоваться окрестностями.

Последний раз лестничные марши реставрировали в 2013 году, так что Чкаловская лестница имеет вполне привлекательный вид. По ней ежедневно прогуливаются группы школьников, родители с детьми и туристы. Сюда часто приезжают молодожены, желающие запечатлеть свой самый счастливый день на фоне балюстрад. По Чкаловской лестнице регулярно проходят спортивные забеги, а у ее подножья проводят многолюдные концерты.

Как была построена Чкаловская лестница

В 30-40-е годы XIX века в Нижнем Новгороде было решено построить новую улицу. Ее спроектировали по верху Волжского откоса и назвали Верхневолжской набережной. Во время прокладки проезжей части высокий правый берег реки укрепили дерном, а овраги впадающих в Волгу небольших ручьев засыпали землей. Волжский откос полностью выровняли, и он приобрел свой современный вид.

В верхней части Чкаловской лестницы в наши дни расположена обзорная площадка. В начале XIX века здесь находились остатки зданий старинной Происхожденской обители. Во время строительства набережной обветшавшие монастырские строения снесли, разровняли на их месте площадку и замостили ее булыжником. Чтобы конные экипажи, повозки и пешеходы могли попадать с Волжского откоса к реке, был проложен пологий спуск, названный «Георгиевским съездом». Такое имя новой мощеной дороге дали по стоящей рядом башне Нижегородского кремля.

В 30-е годы прошлого века население СССР жило под впечатлением от рекордов, которые один за другим ставили отважные летчики. Сначала советские самолеты перелетели через всю страну на Дальний Восток. А спустя время легендарный экипаж под командованием Валерия Чкалова преодолел более 8,5 тысяч километров и приземлился на территории США. Пилоты были всеобщими кумирами, и их имена не сходили со страниц газет.

Всего через год после уникального полета Чкалов погиб, и это стало всенародным горем. Советские люди тяжело переживали трагедию, в честь героя открывали памятники, а его именем называли улицы и площади городов. Городские власти Нижнего Новгорода (тогда – Горького) не остались в стороне. В 1939 году они предложили увековечить память о Чкалове и поставить на Волжском откосе памятник отважному летчику.

В городе также приняли решение соорудить новый спуск к реке. По плану лестница в Горьком должна была втрое превосходить Потемкинскую лестницу в Одессе. Но масштабное строительство длинного спуска не успели развернуть, так как началась война.

Читайте еще:  Скала Красный гребень на Торгашинском хребте в Красноярске

Несмотря на трудности, городские власти приступили к строительству в 1943 году, когда стало понятно, что ход военных действий переломился, и советская армия начала освобождение страны от захватчиков. Немцы на фронтах отступали, прекратились ночные бомбежки города, и можно было налаживать мирную жизнь. В Горьком начали восстанавливать заводы и возродили стройки, замороженные войной.

Авторство проекта Чкаловской лестницы принадлежало архитектору из Горького Александру Александровичу Яковлеву и двум архитекторам из Москвы – Владимиру Оскаровичу Мунцу и Льву Владимировичу Рудневу. Представители горисполкома поехали с проектом в Москву. Несмотря на то, что в середине войны страна как никогда нуждалась в деньгах, государство выделило необходимые для стройки средства. Такое решение совпало с победой СССР в тяжелой Сталинградской битве.

Возведение Чкаловской лестницы стартовало в конце мая 1944 года. Основную часть земляных и строительных работ выполнили пленные немецкие солдаты. Но в стройке приняли участие и жители города. Для того, чтобы на Волжском спуске появилась длинная лестница, государство потратило огромную по тем временам сумму – 7,76 млн рублей.

Наконец, в 1949 году новый спуск к Волге торжественно открыли. Лестницу планировали назвать в честь битвы под Сталинградом – «Сталинградской», но жители города стали именовать ее «Чкаловской», и закрепилось именно это название.

Когда большая стройка закончилась, глава городского исполкома Александр Шульгин оказался под следствием. Его обвинили в растрате государственных денег, лишили партийного билета, должности и осудили. Против Шульгина использовали материалы «Ленинградского дела», по которому в тюрьмы попало много партийных и государственных служащих. Шульгин отбывал срок в одном из мурманских лагерей. Когда Сталина не стало, уголовное дело пересмотрели, Шульгина освободили и полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Памятники возле Чкаловской лестницы

В том месте, откуда начинается спуск, стоит памятник прославленному летчику Валерию Павловичу Чкалову. Любопытно, что сами нижегородцы говорят об этом монументе кратко – «ВПЧ». Он появился на Волжском откосе в 1940 году. Авторами проекта монумента стали архитекторы И. Г. Таранов, В. С. Андреев и лауреат государственной премии скульптор И. А. Менделевич.

Интересно, что Исааку Абрамовичу Менделевичу довелось дружить с Валерием Павловичем Чкаловым. Вдвоем с летчиком они приезжали на площадку возле Георгиевской башни и, осматривая открытое место, решили, что оно идеально подходит для монумента писателю Максиму Горькому, чье имя в годы советской власти носил Нижний Новгород. Однако, когда Чкалов погиб, решено было поставить здесь памятник бесстрашному пилоту.

Отлитая из бронзы скульптура возвышается на постаменте в форме цилиндра и опирается на три ступени. Первоначально на статуе была надпись-посвящение «сталинскому соколу». Но когда в государстве развенчали культ личности Сталина, эти слова затерли.

Площадка возле монумента – превосходное место для обзора окрестностей. У подножья «ВПЧ» стоят биноскопы. Это стационарные смотровые бинокли, через которые можно разглядывать волжские дали во всех подробностях. Чтобы посмотреть в биноскоп в течение 100 секунд, нужно опустить в монетоприемник 10 рублей.

У подножья Чкаловской лестницы находится военный мемориал Катер «Герой», открытый в 1985 году. На пьедестале из гранита возвышается боевой катер, имеющий интересную историю. Баркас «Матвей Башкиров» сошел со стапелей в 1916 году. Позже речное судно переименовали в «Волгарь» и использовали во время боев Гражданской войны.

На этом боевая биография катера не завершилась. «Волгарю» пришлось повоевать и во время Великой Отечественной войны. Он помогал нашим войскам держать оборону под Сталинградом, а в год 40-летия Победы его превратили в памятник. Сегодня у нижегородских молодоженов закрепилась традиция делать возле монумента памятные снимки и оставлять цветные ленты на гребных валах.

Как добраться

Чкаловская лестница находится в Нижегородском районе города, с северо-востока от стен кремля. Чтобы добраться к ее нижним маршам, можно воспользоваться городским автобусом № 5 или маршрутными такси № Т117, Т42. Ехать нужно до остановки «Катер «Герой»» на Нижневолжской набережной. Сюда нетрудно приехать и на личном автомобиле. Правда, стоит учесть, что парковка у памятника бывает свободной лишь утром.

К обзорной площадке у начала спуска с Чкаловской лестницы подъезжают на автобусах № 4, 19, 40, 45, 52, 58, 90 и маршрутных такси №Т2, Т24, Т40, Т45, Т60, Т69, Т85, Т90, Т97 (остановка «Площадь Минина и Пожарского»).

Оцените статью
( Пока оценок нет )