Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

При смерти сородича слоны пытаются его «оживить»

Слоны умеют выражать эмоции, устанавливают тесные связи друг с другом и прощаются со скончавшимися сородичами. “Похоронные ритуалы” слонов давно стали объектом исследования биологов.

Учёные отмечают, что реакция слонов на смерть члена семейной группы довольно эмоциональна. Зафиксированы случаи, когда они поднимали ногу над бездыханным телом, разбрасывали кости скончавшегося родственника, долго задерживались в месте его гибели, окружив тушу “траурным кольцом”.

В одном из национальных парков Африки слоны настойчиво, на протяжении нескольких дней толкали тело умершей пожилой слонихи, пытаясь переместить его на другое место. Случайно найдя мёртвое тело слона, они ведут себя так, что у наблюдателей не остаётся сомнений – животные проявляют сострадание. В дикой природе смерть слона от старости – довольно редкое явление. Очень часто животные этого вида становятся жертвами браконьеров.

Для учёных очевидно, что явление смерти слонами осознаётся. Многообразие моделей поведения животных говорит о том, что слоны испытывают широкий спектр чувств. Подходя к останкам, они явно отдают дань уважения покинувшему их сородичу. Обнюхивание костей, по всей вероятности, помогает юным особям понять, что происходит.  

Видео: Слоны оплакивают погибшего детёныша

Слоны собрались вокруг тела павшего сородича

Люди хоронят своих умерших, сопровождая это действие определенными, закрепленными традицией, ритуалами. Ритуалы погребения являются признаком становления сугубо человеческого символического мышления. Считается, что у животных нет особенных поведенческих схем в отношении своих мертвых, неподвижные тела просто перестают интересовать членов группы. Однако наблюдения показывают, что это не так: многие млекопитающие проявляют повышенное внимание как к телу умершего, так и к осиротевшему сородичу. В специальном выпуске журнала Primates рассматриваются несколько показательных примеров для лошадей, горилл, шимпанзе, слонов, а также обобщаются известные надежно зарегистрированные примеры поведения животных в этих печальных обстоятельствах.

В начале 2020 года вышел специальный выпуск журнала Primates посвященный необычному вопросу: как животные относятся к смерти своих сородичей? Мы, люди, обычно думаем, что животные в этом смысле «бесчувственны», то есть тело умершей особи своего вида они воспринимают просто как предмет обстановки. Напомню, что для антрополога манипуляции с телами умерших — это один из основополагающих признаков становления символического мышления. Но важно понимать, откуда это мышление появилось — сформировалось как совершенно новая часть человеческого сознания и соответствующего поведения или же развилось на базе имевшихся поведенческих (нейробиологических) предшественников. Наблюдения за животными как в дикой природе, так и в неволе заставляют переосмыслить прежние представления на этот счет. Или, по крайней мере, внимательнее присмотреться к фактам, а не к собственным интуитивным моделям.

С 1980-х годов известно, что лабораторные крысы в ответ на присутствие мертвых тел конспецификов демонстрируют более или менее стандартное поведение. Сначала принюхиваются, находят по запаху мертвое тело, а затем закапывают его в слой опилок на полу клетки. В эксперименте так поступили 19 крыс из 30 (см. J. Pinel et al., 1981. ). Как выяснилось, крысы реагируют на специфические продукты разложения тел — кадаверин и путресцин.

В дикой природе очень редко случается наблюдать за поведением в таких специфических ситуациях, как смерть сородича. Однако даже для китообразных таких наблюдений набралось немало — 78 случаев с 1970-го по 2016 год (см. G. Bearzi et al., 2018. Whale and dolphin behavioural responses to dead conspecifics). Дельфины и киты подплывали к умершему, пытались помочь ему, поддержать, оставаясь рядом долгое время. Чаще такое поведение демонстрировали самки по отношению к мертвому детенышу или к другим самкам; самцы демонстрировали определенное поведение в отношении умершего лишь в 15% случаев. Они чаще всего подталкивали тело к самке, чтобы та что-то предприняла. Авторы исследования пришли к выводу, что манипуляции с телом умерших характерны для видов с наибольшим индексом энцефализации: чем он выше, тем обычнее повышенное внимание к мертвым сородичам. Иными словами, увеличение мозга так или иначе предопределяет поведение в отношении к умершим сородичам или конспецификам.

Очень интересные результаты представлены в обзоре по слонам (Sh. Goldenberg & G. Wittemyer, 2019. ). Авторы, проводившие наблюдения в заповеднике Самбуру (Samburu National Reserve) в северной Кении, дали детальное описание реакции слонов на смерть своей 55-летней товарки. Ее тело лежало недалеко от тропы, проходившей по обычному маршруту слонов. Оказавшись недалеко от тела, слоны подходили к нему, нюхали и трогали хоботом или просто стояли вокруг него. Они возвращались к телу и на следующий день, и после, останавливались и обследовали его хоботом. Взрослый сын умершей слонихи пытался, по-видимому, поднять ее, толкая бивнями, а ее дочь оставалась рядом, когда другие уже отправились дальше по своему маршруту (см. видео).

Дочь умершей слонихи не расстается с матерью

У дочери умершей слонихи наблюдатели отметили обильные выделения височных желез, расположенных между глазами и ушами. Височная железа у слонов начинает выделять секрет при эмоциональных стрессах различной природы. По мнению авторов работы, повышенное внимание к телу умершего конспецифика не является простой попыткой установить его индивидуальность, как можно было бы решить исходя из ритуала обнюхивания и касания тела умершей слонихи. Ведь слоны не один раз возвращались к телу, которое они до того уже обследовали, причем чаще возвращались индивиды из родной для умершей группы, возвращался и ее взрослый сын. Попытки распознать индивидуальность также не объясняют, почему дочь умершей слонихи испытала при виде трупа матери сильный стресс.

А как ведут себя шимпанзе и гориллы, если умирает их сородич? Наблюдения говорят о широком спектре поведенческих реакций. Как правило, члены группы собираются вокруг мертвого тела, рассматривают его, трогают руками или палками, двигают, иногда забрасывают свежими ветками; бывали и случаи каннибализма, когда члены группы съедали мертвое тело. Не раз описывали, как мать в течение нескольких дней не расставалась с телом умершего ребенка, носила его всюду за собой.

Такое поведение характерно не только для разных видов обезьян из разных популяций — то есть оно не является культурным феноменом, — но и для неродственных приматам видов, например для лошадей (R. S. Mendonça et al., 2019. ). Если жеребенок умирает, то мать долго стоит около него, обнюхивает и часто касается мертвого тела, а потом покидает его, при этом вожак-жеребец не дает ей вернуться к телу. Здесь дело, очевидно, в сильных материнских связях, опосредованных окситоцином.

Другие проявления повышенного интереса к умершим можно было бы отнести к естественному любопытству животных. Однако исследование Голдсборо с коллегами говорит о более сложном отношении обезьян к смерти (Z. Goldsborough et al., 2019. Do chimpanzees (Pan troglodytes console a bereaved mother?). Авторы статьи изучали, как меняется отношение членов группы к близким родичам умершего. Казалось бы, такую задачу трудно решить объективно, однако специалисты, сфокусировав внимание на одном конкретном случае, справились с ней.

В зоопарке нидерландского города Арнема Бургерс Зоо самка по имени Мони родила мертвого детеныша. Она несколько дней не выпускала тело детеныша, пока другая самка, Туши, не забрала его. После этого Мони присоединилась к группе, и ученые с помощью видеокамер начали регистрировать все взаимодействия особей в группе, включая Мони и Туши. Такая регистрация велась и раньше, так что была возможность сравнить количество и типы взаимодействий до и после того грустного события. Выяснилось, что все особи в первые дни после смерти детеныша Мони заметно увеличили внимание к молодой матери: занимались с ней грумингом, обнимали ее или просто сидели рядом. Особенно старалась Туши. Ее утешения обращают на себя внимание потому, что она сама некоторое время назад пережила смерть детеныша. С человеческой точки зрения это понятно: если сам пережил какое-то горе, то легче понимаешь, каково переживать то же самое другим. Но ведь речь не о людях, а об обезьянах, и не ясно, насколько к ним приложимо такое рассуждение.

Читайте еще:  Россия перевооружит Западный округ на новые системы залпового огня

Киты, слоны, обезьяны, крысы и лошади демонстрируют повышенное внимание к умершим особям своей группы и своего вида. Это сложное поведение, и, как показывают данные по китам, оно зависит в том числе и от размера мозга. Оно может быть индивидуально окрашено и наиболее эмоционально у близких родственников умерших, как у шимпанзе Мони или дочери умершей слонихи. Переживания осиротевших матерей, по-видимому, понятны другим членам группы — не случайно они стараются дружескими проявлениями утешить свою товарку. Поэтому и человеческое поведение по отношению к умершим, по-видимому, следует рассматривать как продолжение развития ритуалов, уже имевшихся у обезьяноподобных предков.

Special Issue: Responses to Death and Dying: Primates and Other Mammals // Primates 2020. V. 61. Issue 1. P. 1610–7365.

Даже слонам непросто смириться со смертью родственника

По инф. hightech.fm    21.05.2022

Группа исследователей из Индийского института науки проанализировала видеоролики на YouTube, снятые любителями

слонов

, чтобы узнать больше о том, как животные

реагируют на смерть

одного из членов их стада.

Даже слонам непросто смириться со смертью родственника

Исследователи обнаружили, что наиболее распространенной реакцией было прикосновение к трупу. Они также наблюдали обнюхивание. Прикосновения обычно ограничивались мордой или ушами. Исследователи отметили, что члены группы слонов также издавали различные звуки в ответ на смерть сородича, а некоторые даже пытались оживить мертвое существо.

Исследователи предполагают, что слоны не только замечают, когда умирает один из их членов, но и активно оплакивают их, особенно матери своих умерших детенышей. В пяти таких случаях матери перетаскивали своего мертвого слоненка в течение нескольких дней после его смерти.

Предыдущие данные показали, что некоторые существа, помимо людей, такие как человекообразные обезьяны и дельфины, реагируют на смерть члена своей группы, особенно матери на смерть своего потомства. В новой работе ученые отметили, что было проведено мало исследований, посвященных реакции животных на смерть одного из них. Они отметили, что трудно заснять на видео свидетельства реакции слонов на смерть из-за ее редкости. Исследователи не могут просто отправиться в дебри и следовать за слонами, пока один из них не умрет. Поэтому ученые изучили видео, которые выкладывают в YouTube любители слонов. В итоге было обнаружено 24 ролика, на которых слоны реагируют на смерть одного из членов их стада, как правило, очень молодого.

Ещё кое-что о мире животных:

  • В большой семье выживает сильнейший: учёные разгадали секрет «ос-каннибалов»
  • Друг в беде не бросит

Про животных — в соцсетях: • Facebook • ВКонтакте • Одноклассники

Кладоискательница, которой 73 года, недавно обнаружила в графстве Кент, Англия, серебряный кулон в форме пениса. Ученые предполагают, что его носили на шее, чтобы защитить человека от несчастий. Артефакту почти 2 000 лет.

Считается, что партеногенетические виды — те, у которых яйцеклетки развиваются во взрослом организме без оплодотворения — должны страдать от паразитов и большого количества плохих мутаций. В своей работе биологи из Мельбурнского университета показали, что Warramaba virgo не только не уступает другим видам, но оказался единственным кузнечиком, который распространился по всему континенту с запада на восток Австралии.

Китайские исследователи обнаружили сигнал, который может исходить от инопланетных цивилизаций.

Команда исследователей из Принстона обнаружила доказательства того, что мегалодон и некоторые из его предков находились на самой высокой ступени доисторической пищевой цепи.

Исследование австралийских ученых показало, что собаки регулируют свое поведение так же, как и люди.

При смерти сородича слоны пытаются его "оживить"

Вот что пишет вроде бы как уважаемый ресурс «Фактрум»

Как известно, только у слонов, людей и неандертальцев есть ритуал захоронения. Обычно продолжительность жизни слона составляет 60–80 лет. Если слон болеет, то члены стада приносят ему еду и поддерживают его, когда он стоит. Если слон умер, то они будут пытаться оживить его с помощью воды и еды некоторое время. Когда становится ясно, что слон мертв, стадо замолкает. Часто они выкапывают неглубокую могилу и накрывают умершего слона грязью и ветками, и после этого будут оставаться возле могилы в течение нескольких дней. Если у слона были очень близкие отношения с умершим, то он может быть в депрессии. Стадо, которое случайно натолкнулось на неизвестного, одинокого, мертвого слона, проявит подобное отношение. Кроме того, были случаи, когда слоны хоронили мертвых людей таким же образом, которых они нашли.

Подобную информацию вы сможете найти в сотне мест интернета. А что же на самом деле?

Существуют ли кладбища слонов?

При смерти сородича слоны пытаются его "оживить"

Джон Бердон Сандерсон, руководитель государственной станции по поимке слонов в Майсуре, в своей книге «13 лет среди диких зверей Индии» утверждает, что, исходив индийские джунгли вдоль и поперек, он видел останки слонов всего дважды. Причем эти животные погибли не от естественных причин — один из них утонул в реке, а самка скончалась во время родов. Местные жители, которых Сандерсон опрашивал, также не могли вспомнить ни одного мертвого слона в округе.

Так куда же исчезают слоны, умирающие естественной смертью? Жители Африки уверены — слонов хоронят их собратья. Действительно, слоны небезразличны к своим больным или раненым сородичам. Если больной слон упал, здоровые особи помогают ему подняться. После смерти собрата слоны неохотно покидают место его смерти и остаются возле трупа в течение нескольких дней. Эта трехдневная вахта описана в книге Ории и Дугласа Гамильтонов «Среди слонов».

Иногда гиганты покрывают тело своего умершего собрата травой и ветками — согласитесь, это очень похоже на похороны. Если стадо слонов наткнулось на останки давно умершего слона, они порой поднимают их и переносят на значительное расстояние. Но вряд ли эти действия носят массовый характер. На Цейлоне считают, что умирающие слоны уходят в трудно проходимую лесную чащу около древней столицы этого острова, города Анурадхапура. Жители Южной Индии утверждают, что кладбище слонов находится в озере, до которого можно добраться только через узкий проход, а для сомалийцев это место расположено в глубокой долине, окруженной непроходимыми лесами.

Читайте еще:  Почему пить кофе после алкоголя опасно для здоровья

Легенд — множество, но достоверно ничего не известно, и за десятилетия тщательных поисков ни одного кладбища слонов так и не было обнаружено. Правда, в начале XVIII века в Анголе исследователи обнаружили огромные груды слоновьих бивней, увенчанные деревянными идолами и человеческими черепами, но, по мнению ученых, это кладбище — дело рук человека.

Свидетельства очевидцев.

Охотник на слонов A.M. Макензи, который промышлял в округах Эльгейо и Сук в Уганде, утверждал, что подстреленные слоны всегда уходили к северу. Однажды, решив добить тяжело раненное животное, он отправился за ним, но потерял его следу реки Перкуэлл. Решив, что умирающий слон сумел переправиться на островок, расположенный посередине реки, Макензи последовал за ним. К своему удивлению, охотник действительно нашел там смертельно раненное животное и добил его. Оглядевшись, Макензи обнаружил на острове 20 слоновьих скелетов, но без бивней. По мнению охотника, бивни забирали себе местные жители, хранившие в тайне знания об этом и других подобных кладбищах. Чтобы проверить свою догадку, Макензи остался на острове на целую неделю. За время его пребывания там на остров ежедневно приплывали старые и больные слоны. Кто-то умирал сразу же по прибытии, кто-то доживал на острове свои последние дни и часы. Однажды охотник увидел, как умирающего слона сопровождал до реки его здоровый сородич, но при этом реку старый слон переплывал в одиночестве. Охотник решил, что случайно открытое им кладбище — одно из самых маленьких. Расспросив местных жителей — старейшин африканского племени масаи, Макензи узнал, что в округе Кавамайя есть гораздо более крупные кладбища этих удивительных гигантов.

Вслед за Макензи догадку о существовании слоновьих кладбищ подтвердил и ловец диких животных, немец Ганс Шомбургк. Шомбургк охотился на слонов в Танзании, в устье реки Руаха. Решив проследить путь больного самца, он последовал за ним в ту часть степи, которая была постоянно покрыта водой. Зайдя по колено в воду, животное простояло там неподвижно в течение 5 дней, пока, наконец, Шомбургк не застрелил его.

Как видно из рассказов этих двух свидетелей, важную роль в формировании слоновьего кладбища играет вода. Это же подтверждает англичанин Уильяме, который более 20 лет занимался в Бирме отловом и приручением слонов: «После того, как слон достигает возраста 75 или 80 лет, начинается постепенный упадок его сил. У него выпадают зубы, кожа на висках становится дряблой и обвисает. Когда-то вместе со всем стадом он преодолевал большие пространства и пожирал в день свои 300 килограммов зеленого корма. Теперь ему уже не под силу совершать длинные переходы. Он уходит из стада. В холодные времена года ему легко находить себе пищу, состоящую главным образом из бамбука.

Когда же наступают жаркие месяцы, поиски корма становятся затруднительными. В апреле или мае он отправляется к какому-нибудь пруду, который находится над горным ущельем. Зеленого корма еще хватает вдоволь. Но пруд с каждым днем высыхает и под конец превращается в илистую яму. Слон, стоя посередине, опускает хобот в мокрый песок и посыпает им себя. Но вот в один прекрасный день разражается сильная гроза. С гор низвергаются бурные потоки воды, несущие гальку и вырванные с корнем деревья. Этим силам природы одряхлевший слон уже больше не может противостоять. Он подгибает колени и скоро испускает дух. Волны уносят его труп и сбрасывают в ущелье…».

При смерти сородича слоны пытаются его "оживить"

До сих пор во многих научно-популярных изданиях можно встретить утверждения, будто бы слоны хоронят своих умерших сородичей в особых местах, называемых слоновьими кладбищами. Ученые долго пытались обнаружить хотя бы один такой «некрополь», однако тщетно — их поиски не увенчались успехом. А все потому, что данное утверждение — не более чем миф.

Интересно, что миф о слоновьих кладбищах уже является не только достоянием фольклора тех стран, где обитают серые ушастые гиганты — еще в прошлом столетии он перекочевал на страницы как научно-популярных, так и научных статей. Во многих справочниках, энциклопедиях и путеводителях можно встретить фразу о том, что: «…Слоны являются единственными (кроме человека) живыми существами, которые хоронят своих умерших в строго определенных местах, называющихся слоновьими кладбищами. Всякий слон, почувствовав приближение смерти, отправляется туда, где и умирает, а его сородичи забрасывают останки листьями, землей и различным мусором».

Что и говорить, картинка получается трогательная, но, увы, совершенно неправдоподобная. Начнем с того, что кладбища (если понимать под этим словом строго определенное место захоронения) достаточно широко распространены в мире животных. В частности, они имеются у общественных насекомых — пчел, ос, муравьев и термитов. Если особь умирает внутри улья или муравейника, то покойника вытаскивают наружу и относят в то место, куда выбрасываются все остальные отходы (ибо с точки зрения насекомых труп — это не что иное, как мусор). Так же поступают и с теми, кто ушел в мир иной вблизи от убежища.

Подобные меры предосторожности вполне оправданы — если труп будет разлагаться внутри гнезда, то на нем могут поселиться опасные для живых членов колонии грибки и бактерии. Именно поэтому, кстати, подобные кладбища находятся достаточно далеко от жилой зоны, а также от тропинок, по которым обычно передвигаются насекомые. Кстати, ученые считают, что у древних людей обычай хоронить умерших в определенных местах, а также все «страшилки», связанные с кладбищами, возникли именно из-за того же — гниющий недалеко от убежища труп является потенциальным источником инфекции. Поэтому логично спрятать его куда-нибудь подальше и сделать все возможное, чтобы наиболее любопытные члены сообщества не посещали это место.

При смерти сородича слоны пытаются его "оживить"

А вот у слонов таких кладбищ как раз нет, что, в общем-то, неудивительно — ведь эти животные не имеют постоянной «прописки», они все время путешествуют. Поэтому умерший член стаи не является опасным для живых — они просто уйдут с того места, где его настигла смерть и некоторое время не будут там появляться. Таким образом опасности подхватить инфекцию у них нет. А раз так, то и в специальном кладбище тоже нет никакой необходимости.

Но откуда же возник этот миф? На самом деле, его придумали всего лишь для того, чтобы объяснить достаточно забавный факт — трупы слонов люди находят достаточно редко. Так, например, биолог Джон Сандерсон, который 13 лет руководил станцией по поимке слонов, пишет в своей книге о том, что видел останки погибших слонов всего лишь дважды, да и те погибли в результате несчастных случаев, причем недалеко от самой станции. Многие другие исследователи подтверждают его наблюдения — найти в джунглях или саванне останки гиганта практически невозможно.

Читайте еще:  Учёные обнаружили новые варианты генов, связанные с заиканием

Но почему так происходит? Да потому, что как только слон уходит в мир иной, на его тело сразу же сбегаются толпы любителей падали разных размеров, от муравьев до гиен. Кстати, было установлено, что чаще всего слоны умирают около водоемов, поскольку перед смертью гигант испытывает жажду и, собрав последние силы, доходит до живительной влаги. Однако после смерти его тело оказывается намертво увязшим в прибрежной грязи или в иловых отложениях. И тут до него без проблем добираются хищные рыбы, черепахи и крокодилы, которые не могут упустить подобный бесплатный «ужин».

Согласно запискам натуралистов, которые наблюдали процесс «утилизации» слоновьей туши, часто на то, чтобы от гиганта остались лишь кости, уходит около шести часов (а если слон умер на закате, то и того меньше — стая гиен, насчитывающая около сотни особей, расправится с останками слона за какие-то два-три часа). Кстати, и кости тоже лежат недолго — падальщики, стараясь добраться до костного мозга, разгрызают их, а насекомые растаскивают осколки. В итоге уже через сутки после смерти от огромного гиганта не остается ничего — только остатки волос, кожи и наиболее твердые части костей.

Кроме того, рождению и распространению мифа способствовали также наблюдения за весьма странным поведением слонов. Так, один раз ученые видели, как слоны оставались возле тела своего умершего собрата около трех дней. Замечены были и случаи, когда эти гиганты накрывали труп сородича травой и ветками, а также переносили найденные останки на большие расстояния. Тем не менее, все это единичные случаи, и, следовательно, можно считать, что поведение слонов в описываемых ситуациях было нетипично.

Да, в общем-то, и оно вполне поддается объяснению: перенос останков происходил тогда, когда слон погиб возле водоема, и сородичи просто хотели очистить реку от нескольких тонн гниющей плоти. Забрасывание трупа травой происходило в момент агонии — слоны не понимали, что их сородич умирает и стремились облегчить его муки от жары, которые для больного слона самые невыносимые. А то, что эти гиганты могут долго находится возле трупа своего сородича, тоже неудивительно — слоны всегда ждут отставших. Это, кстати, доказывает то, что и здесь слоны не поняли, что их собрат уже отошел в мир иной.

Возможно также, что на возникновение мифа повлияла и интересная находка, сделанная в XVIII столетии на территории Анголы. Натуралисты обнаружили место, в котором находились груды слоновьих костей. Однако позже там же были обнаружены кости и других живых существ, в частности, человеческие, в также изображения местных богов из камня и дерева. Тогда стало ясно, что здесь вовсе не слоновье кладбище, а место ритуальных жертвоприношений (у многих африканских племен есть обычай приносить в жертву своим богам кости различных животных, в том числе и слонов).

Позже популяризации мифа способствовали очерки некоторых путешественников, которых привлекали тайны и чудеса экзотических стран. Так, в свое время много шума наделало сообщение некоего натуралиста А. М. Макензи, который будто бы заметил, что в округах Эльгейо и Сук в Уганде, где он охотился, подстреленные слоны всегда уходили к северу.

Эта история была сразу воспринята учеными как неправдоподобная — слоны издалека могут определить местонахождение человека, и, соответственно, вряд ли раненые животные пойдут умирать туда, где находится это опасное существо, однако были предприняты попытки проверить информацию, сообщенную г-ном Макензи. Как и следовало ожидать, в указанном районе не нашли никакого острова, являющегося слоновьим кладбищем. Судя по всему, вышеуказанный натуралист просто пересказал легенду местных племен, дополнив ее для придания истории налета достоверности вымышленными подробностями с собственным участием.

Elephant Fighting Off Hyenas

Вот еще одна версия зарождения мифов. Дело в том, что продолжительность жизни слона ограничена степенью изношенности его коренных зубов. Растительная пища очень жесткая, и когда у слона выпадают последние зубы, ему грозит смерть от голода. Кроме того, по мере старения животного мускулы атрофируются, и он уже не может поднимать хобот, а следовательно, не в состоянии напиться. В старости слонов преследуют болезни, такие как артрит, туберкулез, септицемия. В результате слабеющему гиганту ничего не остается, кроме как выискивать глубокие места, чтобы добраться до воды. А по берегам водоемов всегда вдоволь сочной растительности, способной поддержать его угасающие силы.

Однако из-за своей массы слон вязнет в иле и уже не может двигаться. Его тело обгладывают крокодилы, а вода уносит скелет. А поскольку на водопой приходит утолить голод и жажду отнюдь не один слон, это место может действительно стать кладбищем слонов. Кроме того, рассуждая о слоновьих кладбищах, нельзя не вспомнить об исключительной способности джунглей утилизировать любые органические останки. Падальщики — гиены и птицы — набрасываются на труп и уничтожают его с удивительной быстротой. Интересно, что коршуны и марабу, для которых кожа слона слишком толстая, проникают внутрь его тела через ротовое или анальное отверстие. А отсутствие дорогостоящих бивней объясняется любовью дикобразов к костному мозгу, содержащемуся в них.

«В результате погони человека за слоновой костью вся Африка — это сплошное кладбище слонов», — написал один из многочисленных охотников на слонов. Но это — метафора. На самом же деле, по мнению зоологов, слоновьих кладбищ, где хранятся несметные запасы драгоценной слоновьей кости, не существует. Сама природа помогает слонам спрятаться после смерти.

Итак, как видите, никаких слоновьих кладбищ не существует. Или, если выразиться точнее, таким кладбищем является вся территория, где обитают эти гиганты. Для африканских слонов — это Африка, индийских — Юго-Восточная Азия. Однако никаких специальных действий над усопшими собратьями, которые можно было бы принять за похоронный обряд, эти животные не совершают…

Что нибудь еще из интересных разоблачений? Да пожалуйста: вот например утверждают, что , а вот все были уверены, что и . Как вы думаете, действительно ли и вот это . Многие мне писали, что и

Оцените статью
( Пока оценок нет )