Правда ли, что у настойчивых людей мозг работает лучше

Содержание статьи
  1. Миф №1: Мозг даже взрослого человека всегда меняется
  2. Миф №2: Алкоголь убивает клетки мозга
  3. Миф №3: Воспоминания человека о прошлых событиях его жизни не являются точными
  4. Миф №4: Человек знает, что может сделать его счастливым
  5. Миф №5: Мозговая активность идёт на спад после 50 лет
  6. Миф №6: Мозг человека самый большой
  7. Миф №7: Слушая Моцарта, человек становится умнее
  8. Миф №8: У одних людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у других – левое
  9. Миф №9: Человек использует только 10% возможностей мозга
  10. Миф №10: Новые нейроны перестают появляться после рождения человека
  11. Миф о работе мозга
  12. Как примерно работает мозг
  13. Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее
  14. Мозг мужчины и женщины
  15. Различия: миф или реальность?
  16. Вес и объем
  17. Строение полушарий
  18. Память
  19. Стрессовые ситуации
  20. Восприятие
  21. Вербальные навыки
  22. Старение
  23. Список использованной литературы
  24. Аналитическая деятельность
  25. Пик активности
  26. Физическая нагрузка
  27. Творчество и креатив
  28. Отдых и сон
  29. Подзарядка

Print

Широко известно мнение, что у некоторых людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у некоторых – левое. Многие считают, что это истинная правда, однако в действительности это является мифом. И о том, почему это миф, мы расскажем в этой статье, заодно обсудив и ещё несколько интересных фактов о работе человеческого мозга. Сразу же сделаем оговорку: некоторые факты соответствуют действительности, а некоторые – вовсе нет. И о том, чему же стоит доверять, мы, естественно, скажем.

Миф №1: Мозг даже взрослого человека всегда меняется

Это утверждение является истинным. Человеческий мозг – это биологический компьютер, имеющий два эволюционных механизма: обучение на основе ожидания опыта и обучение на основе получения опыта.

Наверное, вы знаете, что в детском мозге происходит формирование на 100% больше синапсов (нейронных связей), нежели в мозге взрослого. Самые первые синапсы программируются предполагаемыми явлениями и событиями, и на первых годах жизни человека посредством личного опыта мозг сам отбирает нужные и не нужные для сохранения синапсы. Однако механизм обучения новым навыкам адаптируется во взрослом возрасте по мере приближения человека к конкретному количеству синапсов.

Так и получается, что далеко не всегда обучение обуславливается ожидаемым опытом, ведь человек должен постоянно осваивать новые навыки, соответствуя, к примеру, тенденциям времени. Таким образом, вместо потерянных за неактуальностью синапсов формируются новые, рассчитанные на кодировку нового опыта. И этот метод обучения доступен для человека всю жизнь.

Миф №2: Алкоголь убивает клетки мозга

Правдой это является лишь частично. Естественно, взглянув на пьяного человека, сразу же можно сделать вывод, что алкоголь влияет на мозг, т.к. наблюдаетсямоторики, спутанность речи и т.д. Кроме того, у человека может разболеться голова, его может тошнить, он может испытывать похмельный синдром. Да, реакция мозга крайне отрицательна, но алкоголь не убивает клетки мозга.

На самом деле спиртное повреждает дендриты – окончания нейронов, по причине чего и нарушается связь между ними. Но и повреждения дендритов обратимы. Другие же нарушения, такие как спутанность сознания, амнезия, отсутствие координации, паралич глаз и т.д. вызываются не спиртным, а дефицитом витамина B1 и тиамина. Но, несмотря на то, что мозговые клетки не умирают под воздействием дурманящих напитков, на мозг всё равно оказывается крайне деструктивное воздействие.

Миф №3: Воспоминания человека о прошлых событиях его жизни не являются точными

Это правда. Например, исследователь памяти Элизабет Лофтус доказала, что человеку вполне можно привить ложные воспоминания. Она провела эксперимент, в котором каждому участнику предложили по три истории из детства, которые подтвердили родственники, и по одной ложной истории, в которой участник потерялся в магазине, когда ему было пять лет.

После того как участники изучили истории, они написали свои воспоминания обо всех представленных событиях. Если же они не помнили события, они могли так и ответить, однако в трёх экспериментах 6 человек из 24 всегда «вспоминали» ложное событие во всех подробностях.

Согласно мнению Лофтус, обстоятельствами, в которых формируются фальшивые воспоминания, являются общественные ожидания, моделирование выдуманных событий при отсутствии точных воспоминаний и предложение не размышлять о том, имело ли событие место в действительности.

Отсюда и вывод: наши воспоминания не всегда являются точными, т.к. формируются под воздействие различных факторов, а по прошествии времени вообще становятся «коктейлем» из фактов памяти и картинок воображения.

Миф №4: Человек знает, что может сделать его счастливым

Это далеко не так. И возможно вы и сами можете это доказать: вспомните хотя бы что-то, чего вы хотели «больше всего на свете», а затем вспомните степень испытанного счастья. Всегда ли действительность соответствовала ожиданиям?

Профессор психологии Дэниел Гилперт доказал своими исследованиями, что люди плохо представляют себе результаты событий как счастливых, так и печальных. Они переоценивают степень своего счастья или несчастья, т.к. и печаль и счастье длятся намного короче ожидаемого срока. А конкретно счастье всегда максимизируется, т.к. предвосхищается.

Миф №5: Мозговая активность идёт на спад после 50 лет

Не верьте этому на 100% — несмотря на то, что активная память человека с возрастом становится несколько хуже, а мозговые операции проводятся медленнее, всё не так уж плохо.

Профессор из Стэнфорда Лора Карстенсен предложила теорию, согласно которой разница в памяти молодых людей и людей в возрасте обусловлена разницей временного фокуса. Молодое поколение, не задумывающееся о смерти, стремится запомнить максимальное количество информации, считая, что она им пригодится потом. А пожилые люди воспринимают информацию более ограниченно и выборочно, т.к. наиболее важным для них является положительное эмоциональное состояние. Но более интересно то, что, несмотря на некоторый дефицит памяти, с течением лет она наполняется большим количеством позитивных воспоминаний.

Миф №6: Мозг человека самый большой

Ещё одна неправда. Мировое научное сообщество до сих пор не пришло к единому пониманию того, что делает человека умным, но все сходятся в том, что человек – самое умное существо на планете. Наверное, это и есть причина, по которой многие думают, что у человека самый большой мозг.

На самом деле мозг человека весит, в среднем, 1 361 грамм. Мозг дельфинов весит примерно столько же. Но вот мозг кашалота, не считающегося самым умным животным на Земле, весит примерно 7 800 грамм. Если же посмотреть с другой стороны, можно увидеть, что мозг собаки, к примеру, гончей, весит примерно 72 грамма, а вес мозга орангутанга равен приблизительно 370 граммам – не обладая большим мозгом, эти животные являются очень умными. Так, мы получаем ещё один интересный факт: не важно, насколько большим является мозг живого существа. Важно то, какое соотношение имеет вес его мозга и вес его тела.

Миф №7: Слушая Моцарта, человек становится умнее

К сожалению, и это является заблуждением. Первые изыскания на эту тему провели исследователи из Калифорнийского университета Франс Раушер и Гордон Шоу – тогда эксперимент проводился с группой студентов колледжа: после прослушивания фрагмента сонаты Моцарта для фортепиано в течение 10 минут у участников было обнаружено краткосрочное улучшение пространственно-образного мышления, после чего, собственно, и появился миф о том, что музыка Моцарта улучшает мозговую активность. Однако даже этого результата повторно достичь не удалось.

Миф №8: У одних людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у других – левое

Это один из самых распространённых мифов, хотя, в нём и есть доля правды.

Все мы знаем, что разные полушария мозга отвечают за разные функции, но, одновременно с этим, между этими полушариями больше сходств, нежели различий. К примеру, область Брока (языковой центр) расположен в левой передней доле мозга, но не все способности, связанные с языком, ограничены только левым полушарием. Просто оба полушария взаимодействуют друг с другом, но левое выполняет языковые функции лучше. Точно так же и правое полушарие лучше выполняет пространственные задачи. Другими словами, большая часть людей решает определённый тип задач одной частью мозга несколько эффективнее, чем другой, но в процессе всегда принимают участие оба полушария. Обмену информации же способствует особый орган – мозолистое тело.

Миф №9: Человек использует только 10% возможностей мозга

Спешим вас обрадовать (а может, и огорчить), но это тоже заблуждение. Появилось оно после того как неверно было интерпретировано утверждение, которое сделал в XIX столетии психолог Уильям Джеймс, заметив, что, на его взгляд, среднестатистический взрослый человек использует не более 10% потенциала своего интеллекта.

Учёные, изучавшие пациентов с повреждениями мозга, пришли к выводу, что у них функционировали абсолютно все участки мозга, а МРТ показала наличие в каждой из областей разных функций. Кроме того, если ампутировать какую-либо часть тела, то отдел мозга, который контролировал ей, начинает использоваться соседними частями тела, а значит, даже утратившие нейронные связи части мозга будут использоваться повторно. Также стоит отметить, что мозг, который занимает всего 2-3% от общей массы тела, потребляет 20% получаемого организмом кислорода, так что, такой ресурсопотребляющий орган просто не может быть на 90% бездействующим.

Миф №10: Новые нейроны перестают появляться после рождения человека

Последнее неверное заблуждение, о котором мы расскажем. Нейронные клетки держат под контролем поведение человека, его память и внимание, эмоции и т.д. Поведение взрослого человека, как правило, является фиксированным, поэтому в формировании новых нейронов просто нет необходимости, а большинство изменений достигается посредством формирования новых синапсов, однако каждое воспоминание человека нуждается в электрической активности нейронов.

Учитывая то, что человек, взрослея, получает новую информацию и опыт, места для хранения новых данных (нейронов) просто не хватило бы с течением лет, а получаемая информация просто стиралась бы, соответственно, новые нейроны нужны – именно поэтому они и формируются – в гиппокампе – части мозга, отвечающей за все воспоминания.

Хочется верить, что теперь вы усвоили для себя, что является правдой о мозге человека, а на что не стоит обращать внимания. Есть, конечно же, ещё множество подобных мифов, но о них мы расскажем в наших будущих статьях.

Рисунок nbspЕВ

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Последние новости:  Секреты весеннего преображения

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны… Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова

Правда ли, что у настойчивых людей мозг работает лучше

Белл Бет Купер – автор Buffer, блога о личной и корпоративной эффективности.

Одна из вещей, которые не перестают меня удивлять – это то, как отличаются наши представления о работе мозга от того, что на самом деле происходит. Я много раз была убеждена, что есть совершенно ясный подход к чему-нибудь, и обнаруживала, что все совсем иначе. Например, мне всегда казалось естественным, что мы, люди, склонны к многозадачности. Но согласно новым исследованиям, наш мозг просто не в состоянии справиться с двумя задачами одновременно.

Недавно я обнаружила и другие удивительные эксперименты и идеи, которые помогли мне построить более ясное понимание того, как мозг на самом деле работает. Вот 10 самых удивительных открытий и те практические выводы, которые мы можем из них вывести.

1.

Мозг лучше выполняет творческую работу, когда вы устали

.

Оказывается, что ваш подход к планированию дня может быть далеко не самым правильным. Эффективность нашей работы сильно связана с циклами нашего тела. Если вы жаворонок, то лучше выделить на самую сложную и аналитическую работу утренние часы, когда вы чувствуете себя свежее. Решение проблем, ответы на вопросы, принятие решений – все это лучше делать, когда вы на пике. И для сов, очевидно, это более поздняя часть дня.

С другой стороны, если вам предстоит творческая работа, то вам больше повезет с ней, когда вы устали и мозг работает не так эффективно. Звучит безумно, но если вникнуть, то смысл есть. И именно поэтому отличные идеи часто возникают, когда вы принимаете душ после долгого рабочего дня.

Если вы устали, то мозг не очень хорошо отбивается от отвлекающих обстоятельств и не очень хорошо сосредоточивается, а также не слишком эффективно помнит связи между идеями и концепциями. Все это очень хорошо для творческой работы, потому что она требует от нас открытости к новым идеям, умения создавать новые связи и думать иначе. Так что усталый мозг гораздо полезнее, когда перед вами творческая задача.

2.

Стресс меняет размеры мозга (и может его уменьшить)

.

Уверена, вы не знали, что стресс – самая распространенная причина изменения в функционировании мозга. Но оказывается, что при стрессе может еще и уменьшаться размер мозга.

В одном эксперименте изучали эффекты стресса на детенышах обезьян. О половине детенышей в течение полугода заботились только другие детеныши, другая половина оставалась с матерями. Потом всех вернули в обычную для них социальную среду. Через несколько месяцев у тех обезьян, которых на полгода лишали матери, участки мозга, связанные со стрессом, по-прежнему были увеличены, хотя они и находились в нормальной обстановке уже долгое время.

Последние новости:  «Меня насиловали несколько раз»: Сельма Блэр рассказала о своем затяжном алкоголизме

Конечно, нужно больше исследований, чтобы проникнуть в эту тему, но мысль, что затяжной стресс фундаментально влияет на наш мозг, пугает. В другом эксперименте выяснилось, что у крыс, подверженных хроническому стрессу, уменьшается гиппокамп – часть мозга, крайне важная для формирования воспоминаний.

3.

Многозадачность попросту невозможна

.

Когда нам кажется, что мы решаем сразу несколько задач, мы на самом деле постоянно переключаем контекст. И исследования показывают, что частота ошибок вырастает в этом случае на 50%, а решение задач отнимает вдвое больше времени. Проблема в том, что мы разделяем ресурсы мозга, уделяя каждой конкретной задаче меньше внимания. Мозгу приходится мучительно переключаться туда-сюда.

4.

Дневной сон улучшает повседневную работу мозга

.

Оказывается, короткая дремота очень полезна. Во-первых, это улучшение памяти. В одном исследовании участники запоминали картинки, после чего им давали 40-минутный перерыв. Половина группы дремала, половина – бодрствовала. После перерыва первая группа показала лучшие результаты: эти участники запомнили в среднем 85% образов, тогда как те, что бодрствовали – в среднем 60%.

Во-вторых, это помогает лучше усваивать новое. Короткий сон очищает участки временного хранения информации, подготавливая их к поглощению новых данных. В исследовании Калифорнийского университета участников просили выполнить сложную задачу в середине дня; она требовала изучить много новой информации. Примерно в 2 часа половина участников пошли поспать, остальные же бодрствовали. Самое интересное – даже не в том, что в 6 вечера те, кто спали, работали эффективнее. А в том, что они работали даже лучше, чем утром.

Новые исследования показывают, что во время короткого дневного сна правое полушарие мозга гораздо активнее левого. А между тем 95% людей праворукие, а значит, что у них доминирует левое полушарие. Выходит, что пока левое полушарие отдыхает, правое занимается уборкой.

5.

Зрение подавляет остальные чувства

.

Если вы услышите какую-то информацию, то три дня спустя вы будете помнить лишь 10% ее. Если вам тогда же покажут картинку – то запомните уже 65%. При этом изображения мощнее текста, в том числе потому, что чтение – вещь очень неэффективная. Наш мозг воспринимает слова как множество крохотных картинок, и их распознавание требует времени.

6.

Интроверсия и экстраверсия – результат разного устройства мозга

.

Интроверсия и экстраверсия на самом деле отражают не то, насколько мы смелы или робки, но то, как наши мозги перезаряжаются. У экстравертов мозг реагирует более сильно, когда их ставка в азартной игре срабатывает. Отчасти дело в генах, но отчасти и в разных дофаминовых системах. Мозг экстраверта побуждает его искать новизну, идти на риск, наслаждаться незнакомыми или удивительными ситуациями. Интроверта это может слишком ошеломить.

Исследования показывают также, что интроверты и экстраверты по-разному обрабатывают стимулы. У экстравертов путь этой обработки гораздо быстрее, он проходит через участок, где производится обработка вкусовых, визуальных и звуковых ощущений. У интровертов стимулы «пробегают» длинный и сложный путь в участках мозга, ответственных за запоминание, планирование, решение проблем.

7.

Нам больше нравятся люди, которые совершают ошибки

.

Те, кто никогда не совершают ошибок, воспринимаются как менее приятные люди. Ваши проколы притягивают людей, представляют вас более человечными. Совершенство создает дистанцию и неприятную атмосферу неуязвимости. Так что побеждают те, у кого есть изъяны.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Он попросил участников эксперимента послушать, как люди отвечают на ряд вопросов. В некоторых записях было слышно, как отвечающий проливает на стол кофе из чашки. Когда участников попросили оценить, кто из отвечающих им больше понравился, больше всего очков набрали самые неуклюжие.

Вот почему нам не нравятся люди, которые выглядят совершенными. И теперь мы знаем, что небольшие ошибки – это не так уж страшно, это может даже помочь.

8.

Медитация способна перепрограммировать ваш мозг

.

Я думала, что медитация помогает сосредоточиться и сохранять спокойствие в течение дня, но оказывается, у нее есть и другие плюсы.

Во-первых, снижение тревожности. Чем больше мы медитируем, тем меньше испытываем тревоги, потому что расслабляем связи в определенных нейронных проводящих путях. У нас в мозгу есть участок, который называется префронтальная кора. Он обрабатывает информацию, касающуюся нас самих и наших переживаний. Обычно проводящие пути для телесных ощущений и из центров страха в префронтальную кору очень прочны. Когда вы испытываете пугающее или неприятное ощущение, оно запускает сильную реакцию в вашей префронтальной коре, вы чувствуете испуг и давление. Но когда мы медитируем, особенно когда мы только начинаем это делать, мы ослабляем эти нейронные пути, то есть начинаем не так сильно реагировать на соответствующие ощущения. А значит, нам проще отнестись к ним рационально.

Во-вторых, лучше память. Исследовательница Кэтрин Керр обнаружила, что люди, которые практиковали медитацию с погружением в себя, смогли подкорректировать работу мозговых волн, отсекающих отвлекающие факторы, и быстрее повышать свою производительность, чем те, кто не медитировал. Возможно, в этом было объяснение их способности лучше запоминать и осмыслять новые факты.

Медитация также связана с повышением сострадания, уменьшением стресса, укреплением других навыков памяти, а также с увеличением объемов серого вещества в мозге.

9.

Физические упражнения перестраивают мозг и укрепляют силу воли

.

Похоже, есть связь между физическими упражнениями и живостью ума, подобно тому, как есть связь между упражнениями и счастьем. Если заниматься спортом постоянно, то это может привести к удивительному подъему когнитивных навыков. Те, кто регулярно занимается, выступают лучше в тестах на долгосрочную память, логику, внимание, решение проблем, даже на так называемый подвижный интеллект.

10.

Можно замедлить время, делая что-то новое

.

Если знать, как мозг воспринимает время, то можно обмануть его и заставить думать, что оно течет медленнее. По сути, наш мозг занимается тем, что берет информацию с органов чувств и представляет нам ее таким образом, который имеет для нас смысл. Когда мозг получает новую информацию, она вовсе не обязательно приходит к нам в порядке поступления. Она должна быть реорганизована и представлена нам в понятной форме. Обработка знакомой информации почти не требует времени. Новая же информация приводит к тому, что время кажется более растянутым. Чем больше мы получаем новой информации, тем дольше кажется соответствующий период времени. Именно поэтому в опасных для жизни ситуациях время как будто замедляется. То же происходит, когда мы слушаем приятную музыку: повышенное внимание растягивает время. Если же мозгу не приходится обрабатывать много новой информации, время как будто идет быстрее, ведь мозгу не приходится усердно работать.

Оригинал поста –

Интересная статья? Подпишитесь на , чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Мозг мужчины и женщины

Гимранов Ринат Фазылжанович

Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;

Клиника восстановительной неврологии.

Об авторе

Дата публикации: 3 января, 2022

Попытки выявить различия между представителями двух полов, велись учеными на протяжении тысячелетий. Достижения нейрофизиологии XX-XXI веков позволили сравнить размеры, особенности строения и работы головного мозга, чтобы наконец выяснить, существуют ли фундаментальные различия в работе и размерах этого органа.

Существует немало научных данных, которые, говоря про устройство ЦНС, подчеркивают, чем отличается мозг женщины от мозга мужчины. В двух словах: различия есть, и они достаточно весомы, чтоб их учитывать.

  • 1 Различия: миф или реальность?
  • 2 Вес и объем
  • 3 Строение полушарий
  • 4 Память
  • 5 Стрессовые ситуации
  • 6 Восприятие
  • 7 Вербальные навыки
  • 8 Старение
  • 9 Список использованной литературы

Различия: миф или реальность?

На протяжении веков велись споры о наличии или отсутствии особенностей строения главного органа у людей обоих полов. Благодаря исследованиям и технологиям нейровизуализации, точка в вечном споре поставлена [1].

Разница между женским и мужским мозгом доказанно существует. Отличительные особенности в строении и реакциях нервной системы, часто становятся причиной того, что сильный и слабый пол с разных точек зрения воспринимают происходящее вокруг.

Главные отличия следующие:

  1. больший вес и объем у мужчин;
  2. толще и устойчивей к повреждениям кора головного мозга у женщин;
  3. по-разному протекают процессы старения.

Все отличительные признаки относительны. У представителей обоих полов могут отмечаться параметры строения нейронов и функций, характерные для противоположного пола.

С точностью определить «мужской» или «женский» тип развития тех или иных участков невозможно. Большинство особенностей встречались у испытуемых с обеих сторон.

Вес и объем

В вечном споре женский мозг vs мужской мозг, очевидным различием является параметр веса, отличающийся по половому признаку. Это объясняется простейшими физиологическими особенностями организма.

Мужчины сами по себе, как правило, крупнее женщин, их черепная коробка вмещает больше, поэтому и мозг в ней чуть увеличен.

Развитие также идет неравнозначно. Некоторые отделы у женщин в большинстве развиты лучше. К ним относятся:

  • правый лобный полюс;
  • боковая часть затылочной коры;
  • средняя и нижняя лобные извилины;
  • центры обработки слуховой информации (извилины Гешля);
  • таламус, который участвует в обработке сигналов от органов чувств.

И некоторые другие отделы.

При сравнении людей среднестатистически, объем мозга у мужчин больше, чем у женщин – это доказанный наукой факт. Однако не стоит забывать, что интеллектуальные способности, уровень когнитивных функций, от объема серого и белого вещества зависят мало. Главную роль здесь играет количество связей между нейронами.

Среди других млекопитающих есть животные, у которых масса мозга больше человеческой. Эволюционных преимуществ, это им не дает.

Строение полушарий

Как устроен и работает мозг мужчины и женщины, как проявляются различия в строении и функции, можно увидеть на видео в ходе функциональной МРТ или на мониторинге ЭЭГ [2].

Различия начинаются еще в детстве, что объясняется влиянием гормона тестостерона у мальчиков.

Из-за этого правое полушарие быстрее растет и развивается в то время, как левое отстает. У девочек такого перекоса не возникает, что впоследствии сказывается на взаимодействии между полушариями.

Из-за этого правое полушарие быстрее растет и развивается в то время, как левое отстает. У девочек такого перекоса не возникает, что впоследствии сказывается на взаимодействии между полушариями.

Из-за подобной особенности в период формирования, возникают и дальнейшие различия:

  1. У мужчин более развиты навыки, за которые отвечает правое полушарие. В то время как девушки легче справляются с тем, за что отвечает левое.
  2. Мультизадачность – редкая врожденная способность, чаще встречается у женщин.
  3. Клетки нейронов в мозговой ткани дам расположены теснее, что обеспечивает ускоренное прохождение сигнала между ними.
  4. У мужчин развиты связи между отдельными участками мозга в конкретном полушарии. Напротив, у женщин, сигналы без потерь и задержек проводятся в межполушарном пространстве за счет плотного расположения нервных клеток.
Последние новости:  Похудеть к Новому году: советы, которые не навредят

Нейрофизиология помогает оценить особенности полушарий мозга у мужчин и женщин, определить, сколько функций в них работает, как они развиваются. Какими параметрами, влияющими на когнитивные умения и склад мышления, обладают нейроны у представителей рода человеческого.

Память

Разница между мозгом мужчины и женщины в юном возрасте, видна на примере этой когнитивной функции.

На этапе садика и школы, память у представительниц прекрасного пола развита лучше.

Они проще запоминают слова даже незнакомого языка, скорее усваивают новую информацию и навыки.

Подобное происходит до возраста утраты фертильности. После наступления, климакса меняется гормональный фон. С ним – и параметры работы головного мозга [3].

Способности леди к запоминанию, в возрасте сравниваются с мужчинами, а часто становятся даже ниже. Из-за этого, статистически, у женщин выше шанс развития старческой деменции.

Багаж и ресурс запомненной информации, порой, оказывает женщинам медвежью услугу. Из-за такой особенности работы мозга, у них трудно выявить развитие болезни Альцгеймера на ранних стадиях.

Дело в том, что тесты, нацеленные на выявление этого диагноза, строятся на запоминании и повторении слов. То есть, опираются на запоминании, которое женщинам легче дается изначально. Из-за этого, ранняя диагностика этого заболевания, для них редко дает желаемый результат.

Стрессовые ситуации

Разбираясь с отличиями мужского и женского мозга, ученые, выясняя как работает различное устройство полушарий, определили, кто тяжелее реагирует на стресс.

Отличия в ответах нервной системы на волнительные события и внезапные изменения во внешней среде – это тоже показатель различий в строении организма.

При переживании сильного потрясения, у мужчин активизируется левое полушарие, которое отвечает за рациональное восприятие окружающего мира и событий. У представительниц слабого пола, всплеск активности происходит в правом полушарии, отвечающем за эмоции.

Отсюда и разница в реакциях и запоминании ситуации:

  • мужчина отметит конкретику, детали происходящего;
  • женщина будет лучше помнить эмоции, которые у нее вызвала ситуация.

При этом срабатывает еще одна гендерная особенность памяти. Девушки лучше запоминают моменты и события, вызвавшие сильный эмоциональный отклик.

Восприятие

Отличия мозга мужчин и женщин мы встретим, изучая восприятие окружающего мира, информации о нем. Из-за особенностей строения нейронной ткани, у двух полов по-разному происходит восприятие внешней информации:

  1. мужчинам проще находить и отслеживать небольшие передвигающиеся объекты;
  2. у женщин лучше развиты слух и обоняние [4], чувствительнее вкусовые рецепторы, так как эту информацию обрабатывает гипоталамус;
  3. женщины лучше различают оттенки цветов, бывает, что мужчины видят один цвет, девушка распознает три разных.

Подобное различие сформировалось исторически из-за разных ролей, выполняемых в сообществе предками человека.

Вербальные навыки

Выясняя, чем мужской мозг отличается от женского, ученые обратили внимание на разницу в коммуникативных навыках. Уже с первых лет жизни становится видно, что девочки склонны к вербальному общению. Легче налаживают между собой контакт и быстрее обмениваются информацией.

Это происходит благодаря межполушарным связям, заложенным еще во внутриутробном периоде. Нервные волокна, связывающие левую и правую часть мозга, обеспечивают такие характеристики вербальным функциям:

  • Информация обрабатывается сразу двумя полушариями одновременно. Поэтому усвоение и ответная реакция происходят быстрее, чем у мужчин.
  • Мужчины обрабатывают вербально полученную информацию, главным образом, правым полушарием.
  • Девочки раньше, чем мальчики, начинают говорить, осваивают чтение.
  • При получении травм или негативных эффектов после болезни, у дам быстрее восстанавливаются вербальные навыки. Этим объясняется разница в шансах восстановить полноценную речь после перенесенного инсульта.

Разбираясь с тем, как устроен и как работает мозг женщины, ученые выдвинули теорию о том, что такие особенности обусловлены эволюционными задачами, которые она выполняла.

Предки человека разумного разделяли ответственность между мужскими и женскими особями. Мужчины выступали как охотники и добытчики пищи, в вербальной коммуникации нуждались мало.

Женщины же, заботились о потомстве, передавали опыт детям и обменивались им друг с другом. Из-за этого, центры мозга, отвечающие за восприятие речи и возможность говорить, развивались активно.

Старение

Объем головного мозга – величина не постоянная. До 25-30 лет орган, позволяющий нам мыслить, развивается и увеличивается в объеме.

После этого времени начинается процесс старения и деградации, несмотря на то что нервные клетки в некоей мере восстанавливаются.

Статистические данные говорят о том, что мы теряем примерно 0,2% от общего объема нейронной массы за год жизни. Таким образом, к 70 годам, мозг среднестатистического человека весит на 200 грамм меньше, чем в юности.

Различия между мужским и женским мозгом проявляется не только в том, как он устроен, но и в протекающих в них процессах. Старение проходит у двух полов по-разному [5].

  1. Мужчины теряют объем из-за уменьшения лобной и височных долей. Эти участки отвечают за развитие эмоций, двигательные и чувствительные способности человека.
  1. Мозг девушки страдает с теменной области и гиппокампа, отвечающих за процессы памяти. С возрастом, женщинам сложнее учить языки, запоминать новое. Негативное влияние сказывается и на пространственном и визуальном восприятии мира.

Сегодня известно, что из-за особенностей процессов старения, мужчины склонны к болезни Паркинсона. В то время как у женщин, чаще диагностируют заболевание Альцгеймера.

Но это – усредненные статистические показатели, не 100% гарантия.

Ученые еще выясняют, почему сформировались такие тенденции, на какие особенности жизни это влияет.

Попутно выявляют и другие интересные факты о мозге людей.

Неврологи же, применяют имеющиеся данные на практике, для диагностики и лечения неврологической патологии у пациентов.

Список использованной литературы

  1. Eliot, Lise et al. “.” Neuroscience and biobehavioral reviews 125 (2021): 667-697.
  2. Eggert, Torsten et al. “Nocturnal Brain Activity Differs with Age and Sex: Comparisons of Sleep EEG Power Spectra Between Young and Elderly Men, and Between 60-80-Year-Old Men and Women.” Nature and science of sleep 13 1611-1630. 21 Sep. 2021.
  3. Joue, Gina et al. “Sex Differences and Exogenous Estrogen Influence Learning and Brain Responses to Prediction Errors.” Cerebral cortex (New York, N.Y. : 1991), bhab334. 15 Oct. 2021.
  4. Bengtsson, S et al. “Brain activation during odor perception in males and females.” Neuroreport 12,9 (2001): 2027-33.
  5. Armstrong, Nicole M et al. “Sex differences in brain aging and predictors of neurodegeneration in cognitively healthy older adults.” Neurobiology of aging 81 (2019): 146-156.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Есть совы и жаворонки, одним проще выполнять дела по вечерам, а кто-то с раннего утра максимально продуктивен. Кажется, будто наша работоспособность зависит от режима сна, но это не совсем так. У мозга есть определенное время, когда он лучше справляется с теми или иными задачами. Каждая конкретная функция зависит от области мозга, которая ей управляет.

Механизмы сна и бодрствования регулируются гормоном мелатонином, и если мы поздно засыпаем, а значит — и поздно просыпаемся, организму приходится адаптироваться. Он дольше раскачивается, а наша продуктивность «просыпается» к вечеру. Если заставить себя перестроиться на максимально удобное время для мозга, то можно успевать больше, ведь ему будет проще выполнять определенные операции.

время работы мозга

  • 1 Аналитическая деятельность
  • 2 Пик активности
  • 3 Физическая нагрузка
  • 4 Творчество и креатив
  • 5 Отдых и сон
  • 6 Подзарядка

Аналитическая деятельность

Самые продуктивные часы для умственной деятельности — утренние, с 6 до 9. В это время мозг эффективнее всего обрабатывает информацию, это лучшее время для анализа, принятия решений. И еще один плюс в пользу того, чтобы выполнить самые сложные задачи с утра. Утром лучше всего учиться, с каждым часом эффективность будет только повышаться. Около 8 часов включается логическое мышление, активизируется долговременная память — повторять конспект или готовиться к презентации оптимально.

Пик активности

С 9 до полудня мозг «разгоняется» до максимальной скорости, стимулируется кратковременная память, повышается концентрация внимания. В это время удобно проводить встречи, планировать день, заниматься монотонной работой, которая требует усидчивости. Постепенно активность мозга снижается, как раз наступает обеденное время. После полудня лучше сделать перерыв на час-полтора, отвлечься от умственной нагрузки, прогуляться после обеда.

Физическая нагрузка

После обеда нас часто клонит в сон, потому что организму требуется энергия на переваривание пищи, в это время лучше не принимать важных решений. Вместе с тем, в целом продуктивность мозга начинает снижаться. Так что вторая половина дня идеально подходит для физической деятельности. В зависимости от вашего графика и условий работы, дополняйте обычную умственную деятельность физическими нагрузками — прогуляйтесь, делайте периодически разминку. С 14 до 18 часов лучше всего заниматься несложной, механической работой.

Творчество и креатив

Вечером, с 18 до 21 часа мозг активно генерирует новые идеи, в это время полезно заниматься творчеством. Это обусловлено тем, что мозг уже успевает утомиться за день, а значит будет искать наиболее простые пути решения задач, это стимулирует творческое мышление. Мы отходим от обычных шаблонов и схем, пытаясь сэкономить силы, так появляются нестандартные подходы к выполнению обыденных дел. Кроме того, творчество позволяет нам разгрузиться эмоционально, поэтому творческое хобби в вечернее время — лучшая защита от стресса.

Отдых и сон

После 9 вечера наш мозг отдает команду отдыха организму, и тот начинает постепенно готовиться ко сну. Если в период с 21 до 23 часов заниматься активной умственной деятельностью, можно спровоцировать хроническую усталость. Во сне мозг работает даже активнее, чем днем, поэтому ему необходим отдых перед предстоящей нагрузкой. Во время сна, начиная с полуночи и примерно до 03:00 организм расслабляется физически, восстанавливается эмоциональное состояние, а мозг начинает обрабатывать поступившую за день информацию. Разумеется, чтобы соблюдать подобный график, нужно постепенно перестраиваться и понимать, сколько часов вам необходимо на восстановление. Многие великие деятели, выдающиеся ученые и творцы спали по собственному графику, который отличался от привычного нам понятия 8-часового сна.

Подзарядка

Мы не всегда можем выбирать, в какое время какие задачи решать, однако всегда можем помочь мозгу настроиться на нужный лад. Специальные когнитивные тренажеры Викиум помогут быстро привести в тонус основные функции мозга. Тренажеры основаны на научных методиках и комплексно тренируют внимание, память и мышление, а также балансируют работу полушарий мозга, что повышает нашу работоспособность. Достаточно всего 10 минут в день, чтобы проснуться утром или взбодриться после обеда. Повышайте свою продуктивность в любое время вместе с Викиум.

Оцените статью
( Пока оценок нет )