«После балета никакая работа не является сложной»: Цискаридзе – о «Сегодня вечером»

Ректор Академии Русского балета, народный артист РФ и премьер Большого театра

Николай Цискаридзе

рассказал об «импортозамещении» в балете, концерте выпускников Академии в Кремлевском дворце, а также о том, под какую музыку не может усидеть.

— Каждый год мы готовим новую программу. Дети всегда разные. Урожай на огороде бывает не каждый год, а человеческий материал ещё реже бывает урожайным. Музыкальный материал подбираю так, чтобы каждого показать с лучшей стороны. Я против уравниловки в искусстве, против того, чтобы все танцевали соло. Соло должны танцевать только те, кто может.

Я в свое время выбрал форму, которую использовали в Императорском театре при жизни Вагановой. Это формат больших фрагментов спектаклей.

— Это будет спектакль или отчасти формат дивертисмента?

— Это своеобразный дивертисмент, но не много-много номеров, как в бездумных советских концертах. Я это не приемлю. Это всё-таки скучно и глупо. В первом акте будет 3 номера — «Танцы дня и ночи» из оперы Понкьелли «Джоконда», «Фестиваль цветов в Дженцано» и небольшой балет , который когда-то был поставлен для моего родного Московского хореографического училища. Так как в Москве эта хореография была выброшена и забыта, я её, можно сказать, «подобрал». Это красивое и виртуозное произведение, мини-шедевр великого балетмейстера на 1-ю симфонию

Прокофьева.

Второе отделение — третий акт балета Глазунова «Раймонда» в хореографической версии

Григоровича

, посвященный его 95-летию. Школа всегда чествует своих выдающихся выпускников. В этом году юбилей у одного из самых великих балетмейстеров не только нашей страны, но и всего мира. Все, кто любит красоту и настоящее искусство, любит сказку и хочет восхититься достоянием российской культуры, должны прийти 23 июня в Кремлевский дворец.

— Давайте напомним читателям о вкладе Григоровича в русское искусство?

— Григорович — уникальный человек. Помимо того, что Юрий Николаевич 34 года возглавлял балетную труппу Большого театра (именно его правление называют «золотой эпохой» Большого), он ещё и автор балетов, совершивших революцию. «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Спартак», «Иван Грозный» — это балеты, которые создали стиль. Это большая серьезная история, которая может быть рассказана исключительно хореографическим «текстом» без применения пантомимы и мизансцен. Григорович полностью уничтожил понятие драмбалета. Многие критики, особенно либерально настроенные, любят его ругать за советскую «агитку», но касса всегда свидетельствует о том, что на самом деле является у публики любимым. Спектакли Григоровича, куда бы мы их ни привозили, всегда проходят на ура, попасть на них невозможно. А вся эта лабуда, весь этот модерн — ползание по полу, обнюхивание друг друга — которые наши уважаемые либералы пропагандируют, еле-еле собирают четверть зала.

Сегодня вечером с Николаем Цискаридзе

— То есть у вас «обнюхивания» не будет?

— Академия им. Вагановой на улице Зодчего Росси — самое древнее учебное заведение в области классического балета. Несмотря на то, что Ленинград пережил и штурм Зимнего во время революции, и блокаду во время войны, ничто не остановило развитие балета в этом городе. У меня это вызывает колоссальное уважение, учитывая, что балет — это большой физический труд. Сложно представить себе, что голодные, изнемождённые люди продолжали заниматься искусством, преподавали, учились. Кроме пиетета и восторга эти подвижники ничего не вызывают.

— В недавнем интервью вы говорили, что принимаете 60 человек, а выпускаете 40. Что происходит с остальными 20?

— Мы их отчисляем. У нас получают профессию, это не кружок «Умелые ноги». Это одна из самых тяжелых профессий в артистической среде, она сопряжена с риском для здоровья. Плюс ко всему люди балета рано заканчивают. Здесь не могут учиться просто одаренные дети. Это должны быть преданные делу люди. Нашей школе почти 290 лет. На центральной лестнице академии висят портреты выпускников всех 280 выпусков. Можно увидеть, что в один год было выпущено 45 человек, а в какие-то годы всего 4-5 человек. Раньше отчисляли безжалостно, если человек не овладевал профессией. В СССР не было никаких пересдач, уговоров. Двойку поставили — до свидания. И в этом смысле толерантное отношение — это вообще не ко мне. Я этого не понимаю.

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени АС Пушкина Ирина Антонова 2013 год

— Я бы больше отчислял. Способных людей немного.

— Мне даже интересно, в каких областях она не оскудевает? У людей, идущих в эту сферу искусства, даже строение тела должно быть балетное. Иногда приходят дети, и вы видите, что, к сожалению, они не годятся только на основании того, как они сложены. Бывает, что принимаешь 60 человек и в процессе учебы понимаешь, что 59 — это просто «дрова».

— За счет чего тогда русская балетная школа занимает лидирующие позиции в мире?

— А никакого отношения к русской балетной школе это не имеет. Впереди планеты всей мы только из-за системы. Моя фраза о том, что в России балет преподается дольше, чем существуют США — правдивая, хотя и злая шутка. В России уже почти 300 лет учат классическому балету. И систему, по которой учится весь мир, придумали на русской территории, хотя это были люди разных национальностей. В том числе 

Ваганова

, которая является армянкой,

Мариус Петипа 

— француз, у 

Николая Легата

 — шведские корни. Я — грузин. Но мы всю жизнь представляли русский балет.

Жюри

— Легко ли находят работу ваши выпускники?

— У нас самый ходовой товар. 100% распределение. Наши выпускники везде. Чаще дети сами выбирают, куда идти после академии. Иногда их приглашают. Часто они не хотят работать в кордебалете, едут в региональные театры, чтобы танцевать первые партии. Одного парня приглашали в Михайловский театр, в Театр балета имени Л. Якобсона. Но он выбрал Нижний Новгород. «Хочу танцевать, не хочу быть в кордебалете», — заявил он. Имеет право.

— Достойные деньги платят в балете сегодня?

— Нет, конечно. Это очень тяжелый хлеб. Но ни в каких театрах не платят достойные деньги. Их получают лишь руководители.

— Зачитаю отзыв посетительницы вашей академии: «Совсем недавно мне посчастливилось побывать в этом Храме искусства! Академия произвела на меня неизгладимое впечатление! Во всем чувствуется заботливая и любящая рука хозяина, человека, который предан русскому балету и России — я говорю о Николае Максимовиче Цискаридзе! Это касается всего: и коридоров здания, и прекрасных репетиционных залов, и других помещений! Всё сделано с любовью к людям, добротно и изысканно!» Много ли пришлось переделывать и перестраивать, когда вы заступили на должность ректора?

— К сожалению, понятие «эффективный менеджер» в области балета — это катастрофа. На должности ректора академии балета до меня работала женщина, которая была логопедом по образованию. После её ухода пришлось много переделывать. Надо отдать должное

Валентине Ивановне Матвиенко

, которая в период своего губернаторства ухитрилась выделить колоссальные средства на то, чтобы спасти уникальное здание академии. Когда я пришёл, заканчивался генеральный ремонт. Но то ли очень спешили, то ли были другие причины — пришлось переделывать логистически многие вещи. Начнем с того, что в залах висели зеркала меньшего размера, чем сами стены. Зеркала нужны там не для того, чтобы припудриваться, а для работы.

В октябре 2013-го года, когда был в разгаре учебный сезон, у академии не было медицинской лицензии. И это там, где учатся несовершеннолетние дети. Были заколочены пожарные выходы. В залах стояли ведра и тазы, потому что с потолка капало. 25 лет было заколочено здание общежития на улице Правды. Его всё время пытались перепродать. Я, когда ходил по интернату в первый день своего ректорства, был в шоке. В помещениях стоял запах канализации из-за того, что были неправильно проложены трубы. А там живёт более 100 детей. С чем только мне не пришлось столкнуться на первых порах. Слава богу, сегодня всё введено в эксплуатацию, всё работает.

Николай Цискаридзе считает что невозможно учиться балету по интернету

— Ко всему прочему, вы оказались крепким хозяйственником, насколько я понял.

— Конечно, человек в первую очередь должен быть мастером в своей профессии, но и текущими потолком, трубами и унитазами он тоже должен уметь заниматься. Если ты не умеешь эти заниматься, иди к чертовой бабушке. Я все время пытаюсь объяснить: если человек идет на руководящую должность, крепкий хозяйственник — это базовая комплектация. Это не должно быть достоинством.

— А можете дома или в академии что-то прибить, прикрутить своими руками?

— Я все делаю сам. Что мне только не приходилось делать в академии, вплоть до того, что стирать, пришивать и т. д. Всё, что у меня дома, прикручено и прибито моими руками. Родители понимали, что я рано останусь один, я поздний ребенок. И они меня приучали всё делать самому. Мама у меня была физиком и учила меня даже ремонтировать проводку.

— Сегодня в стране взят курс на импортозамещение. В русском балете оно произошло?

— Так как я артист Большого театра, то расскажу об этом на его примере. Большой был государством в государстве. Мастерские Большого всё производили сами — от обуви и одежды до декораций. Но за последние 30 лет «эффективные менеджеры» уничтожили эти мастерские. Что говорить, если уже 20 лет заколочен дом отдыха Большого театра в Серебряном бору. Он был построен для того, чтобы артисты театра там отдыхали. В мастерских работали мастера, которые делали для всех театров страны искусственные цветы. Это были «неубиваемые» букеты. Спустя 20-30 лет они выглядели так, как будто сделаны вчера. А сейчас всё закупается в Китае.

Сейчас мы столкнулись с тем, что пуанты надо производить самим, а раньше их закупали за границей. Потому что «эффективные менеджеры» убили свое производство. Правда, нам по контракту пуанты предоставляет Мариинский театр. И мы их детям раздаем.

Николай Цискаридзе

— Где вы сегодня проводите большую часть времени — в Москве или Петербурге?

— Я живу в поезде. Я так и не стал жителем Петербурга, хотя провожу там много времени. Но большую часть времени нахожусь в Москве. Я живу в Москве и не собираюсь переезжать ни в какой другой город.

— Не так давно у вас появилась еще и работа в качестве ведущего шоу «Сегодня вечером» на Первом канале. Можете рассказать, как выбираются темы и что зрителей ждёт в ближайших выпусках?

— Это вообще меня не касается. Есть редакторы, работает большая команда. Она всем занимается. Меня иногда спрашивают, нравится ли мне та или иная тема. Нравится — не нравится, я исполнитель. Не вся хореография, которую я исполнял, мне нравится.

Последние новости:  Чудесные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили

— Быстро ли вы вжились в роль ведущего?

— Сложно и страшно было в 2001-м году, когда я стал ведущим «Взгляда». И мне, человеку, который всю жизнь молчал на сцене, нужно было заговорить в прямом эфире. А сейчас было довольно просто. Другое дело, что иногда бывают легкие собеседники, а иногда сложные. И от этого общения устаешь больше. На самом деле после балета никакая работа не является сложной.

— На днях показали очередной выпуск «Сегодня вечером», который был посвящен парам, которые долго живут в браке. Долгий брак, на ваш взгляд, на чем зиждется? Есть какая-то универсальная формула?

— Есть японская мудрость, что любовь — это взгляд не друг на друга, а в одну сторону. Когда люди прошли стадию страсти, и она перешла в стадию уважения друг к другу, появляется духовное равновесие.

Николай Цискаридзе

— Вы также активно ведете соцсети, вас можно назвать блогером. Для чего вам это нужно?

— Я вообще не хотел этим заниматься. Но пандемия заставила. Было много времени. Я в это дело втянулся и до сих пор не могу остановиться.

— Вы об этом как-то с грустью сказали. Это превратилось в повинность?

— Я долго воздерживался от социальных сетей. И категорически отказывался этим заниматься. Но, втянувшись, понял, что это очень интересный мир. Этим надо заниматься. При этом сделал наблюдение, что сейчас неважно, что и как ты исполнил на сцене, важно, что ты выложил у себя на странице. Несколько раз, наткнувшись в соцсетях на бесподобные фотографии или видео своих учеников, я удивлялся: «Как я мог не заметить этого ребенка в академии?» Потом находил его в классе и ужасался разнице между тем, как человек выглядит в жизни и на видео. Виртуальная жизнь совсем другая. В советские времена было всего 2 канала телевидения. А сейчас у вас полная свобода выбора. Если я что-то не хочу видеть, я это никогда не увижу — ни в интернете, ни по телевизору.

Невозможно всё время быть на гребне волны. К сожалению, кроме скандалов и голых задниц, внимание людей мало что привлекает. «Многие хотели создать интеллектуальный блог. Но мало у кого получалось. А у вас вышло», — пишут мне. Я просто делаю и пишу о том, что мне нравится. И не следую никаким правилам. Сложно соревноваться с теми, кто выкладывает обнажёнку и котиков.

Ректор Академии Русского балета им Вагановой народный артист России Николай Цискаридзе руководит репетицией концерта 2017 г

— Вы публикуете фрагменты своих спектаклей. А признайтесь, «тоскуют руки по штурвалу», нет желания снова выйти на сцену?

— На удивление, нет. Я всё жду, когда у меня затрясутся губы или задергается глаз, и я снова захочу выйти на сцену. Прошло 9 лет, и у меня не возникает этой ностальгии. Видимо, накопилась большая усталость к концу карьеры. Когда я был молодым артистом, один из самых известных танцовщиков

Михаил Лавровский

сказал про меня: «Много званых, но мало избранных». Тогда мне эта фраза показалась пафосной. Но я много раз возвращался к ней. Если ты действительно избран не людьми, а провидением, тебе выпала честь стать артистом, который с юности у миллионов людей ассоциировался со своей профессией, театром, жанром, устаешь от этой ответственности. Каждый раз, выходя на сцену, ты должен это подтверждать. Это очень тяжело. Мы работники одного дубля. У нас нет второго шанса. Если ты сразу не можешь исполнить трюк, то никого не интересует, какое у тебя звание, хоть народный-международный. Поэтому я с такой радостью закончил карьеру танцовщика. Даже не думал, что буду так радоваться. Мне казалось, что я поплачу об этом.

— Очень редко. Но есть несколько песен, под которые я не могу усидеть.

— Это какие же?

— Обожаю Sway в исполнении

Дина Мартина,

под песню I love you baby не могу удержаться, а также «На лабутенах»

Шнурова

. Если зазвучит хотя бы одна из них, я затанцую.

— Бывает, что поете?

— Конечно. Но у меня такой противный голос (смеется). Я пою время от времени в новогодних «огоньках» в качестве шутки. Для меня подбирают хорошо поющего партнера. И это всегда весело.

Николай Цискаридзе

— Вопрос от читательницы Ксении Ш. Считаете ли вы, что человек сам хозяин своей судьбы?

— Очень часто человеку приходится делать выбор. И часто этот выбор влияет на всю последующую жизнь. Идти на сделку с совестью у меня не получалось. Многие мои ученики поступали очень подло, предательски. Я их часто оправдываю, потому что они гнались за рублем, за каким-то, как им казалось, успехом. Хотя настоящий успех никогда не приходит, если ты идешь на сделку с совестью. Для меня чистая совесть дороже, нежели сиюминутный успех. Может быть, я себя многого лишил. Если бы умел подлизываться, подстраиваться, врать, пресмыкаться, у меня было бы все гораздо круче.

— Не помню, кто сказал, но есть хорошая фраза: «Господь написал для меня сценарий, но я ни разу в него не попал». Вы в свой сценарий попали?

— Часто кажется, что нет. Но иногда думаю, что попал. Я был очень молодым артистом, когда сказал, что судить о мастерстве артиста можно только спустя десятилетия после ухода со сцены. 9 лет я уже не являюсь артистом, не танцую «Щелкунчика», но иногда выкладываю какие-то фрагменты из своих выступлений. И люди задают вопросы: «А где можно это посмотреть вживую?» Вспоминают в этой роли меня. И очень часто на площади Большого театра у спекулянтов спрашивают билеты «на Цискаридзе». Это показатель того, что это было сделано здорово. Когда в Большом театре восстанавливали балет «Легенда о любви», композитор

Ариф Меликов

, написавший музыку к этому балету, на премьере вспоминал только меня. Для меня это важный показатель. Но я уверен, что со временем появится человек, который сможет меня перетанцевать.

— То есть уход на «тренерскую работу» был для вас безболезненным?

— Я выхожу время от времени на сцену в гротесковой роли в Михайловском театре, танцую вдову Симону в балете «Тщетная предосторожность».

— Но это не «Щелкунчик».

— Я 18 лет подряд танцевал его, я устал от «Щелкунчика». От этого напряжения. Когда вывешивают этот костюм в Большом театре, мне на него даже больно смотреть. Там талия 56 см. Второй костюм из этой пары висит в музее Чайковского в Клину. Я когда приехал туда в прошлом году, меня фотографировали на его фоне. Поверить, что я могу влезть в этот костюм, невозможно. Я устал держать эту планку. И понижать ее не хотел. Я видел на сцене много старых и бездарных артистов, которые цеплялись за сцену. Мне не хотелось выглядеть так же. Я очень уважаю сцену. Поэтому своим ученикам говорю: «Я вас обожаю, вы самые любимые. Но балет я люблю больше».

— Не всегда. Я не говорю конкретно о Мике Джаггере. Но когда человек не понимает, что ему уже не надо надевать обтягивающие джинсы, он у меня восхищения не вызывает. У каждого амплуа есть возраст. Обколотые ботоксом люди на сцене тоже меня не восхищают. Смотришь какие-нибудь сериалы и, если видишь немощного актера, это вызывает только сочувствие.

«После балета никакая работа не является сложной»: Цискаридзе – о «Сегодня вечером»

— А вы смотрите сериалы? Что-нибудь можете порекомендовать?

— Я много смотрю. Недавно закончил смотреть бесподобный сериал «Предложение» о том, как снимался первый фильм «Крестный отец» по роману

Марио Пьюзо

. Здорово сделан. Из наших сериалов на меня произвел хорошее впечатление «Домашний арест». Я вообще люблю работы

Слепакова

, он очень одаренный сценарист. У него есть прекрасный сериал «Окаянные дни» про изоляцию. Один из моих любимых сериалов — «Вражда» о закулисном соперничестве двух великих голливудских кинодив

Джоан Кроуфорд и Бетт Дейвис

, начавшемся во время съёмок их совместного фильма «Что случилось с Бэби Джейн?» Там бесподобно сыграли . Высший пилотаж!

— Я считаю, что человек не имеет права говорить о том, чего он не знает. Многие ваши коллеги обвиняют меня в том, что я часто кого-то критикую. Но я не критикую, а констатирую факты. Если у меня нет доказательств, нет документов, я вообще не буду ни о чем рассуждать.

Цискаридзе о шоу «Сегодня вечером»: я уважаю Максима Галкина и честно ему все сказал

Цискаридзе о шоу «Сегодня вечером»: я уважаю Максима Галкина и честно ему все сказал

николай цискаридзе, грузия, россия, максим галкин, колумнисты, общество, культура

Цискаридзе о шоу «Сегодня вечером»: я уважаю Максима Галкина и честно ему все сказал

Скандал вокруг передачи «Сегодня вечером» после ухода Максима Галкина и тему своего участия в шоу известный артист балета и педагог Николай Цискаридзе обсудил в своей колонке на Sputnik Грузия

О том, чтобы стать постоянным ведущим телепередачи «Сегодня вечером» вместо Максима Галкина, у меня с руководством Первого канала разговора не было. Никаких предложений не поступало. А если бы?.. Все знают, я не люблю сослагательного наклонения.

Мне позвонили, попросили провести передачу и я ее провел. Она выйдет в эфир в субботу, 7 мая. И сделал я это абсолютно безвозмездно. В том числе с уважением к той теме, которой была посвящена программа, а это празднование дня Победы.

В амплуа ведущего я дебютировал на Первом канале в программе «Взгляд» в 2001 году. И поскольку впоследствии я провел множество всяких программ не только на Первом, но и на «Культуре, и на «Россия 1», для меня это не является какой-то особой неординарностью.

Просто надо понимать одну вещь. И я это говорю как руководитель очень крупного учебного заведения, ведь я материально ответственный человек, у меня в подчинении огромное количество людей и обязанностей. Любое производство – это огромная машина.

Для того, чтобы в эфир вышла программа, нужны ведь не только ведущие, но и редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, гримеры, имиджмейкеры, рекламщики и т. д. Это большой коллектив, огромные декорации плюс аренда помещения.

Вы представьте себе, это много месяцев должно окупаться, люди должны получать зарплату. Любое производство должно приносить доход…

Я много лет дружу с Максимом Галкиным, очень люблю его и Аллу Борисовну. И я честно написал ему, что я бескорыстно по просьбе съемочной группы провел программу.

И я очень надеюсь, как бы ни складывались дальнейшие события, я знаю точно, что мое отношение к моим друзьям, среди которых всегда будет и есть Максим Галкин, никогда не изменится.

Последние новости:  Халит Эргенч объяснил, что для султана Сулеймана означала казнь Ибрагима паши Актер из турецкого сериала «Великолепный век» дал понять, что для его персонажа это был один из сложных моментов.

Николай Цискаридзе недавно стал новым ведущим шоу «Сегодня вечером» на Первом канале. Поначалу у него было легкое волнение по поводу того, как его примут зрители, но он быстро вжился в новую роль. В конце концов он бывший солист Большого театра, поэтому привык к таким «премьерам».

Цискаридзе уверен, что его взяли на телевидение из-за большого таланта. Он напомнил, что у многих ведущих нет никаких других заслуг, кроме съемок в эфире, а у него есть профессия, которой он продолжает посвящать всю свою жизнь, работая ректором Академии балета.

«Меня на телевидение пригласили как выдающегося персонажа из этой профессии, а не как мальчика, которого привели раскручивать 20-летнего. Понимаете, это разные вещи. У меня к телевидению другое отношение», — говорит Николай.

Он проводит аналогию с обедом, который у большинства телезвезд, по его мнению, является неполноценным.

— цитирует Цискаридзе «Пятый канал».

Напомним, что на роль ведущего шоу «Сегодня вечером» рассматривалось несколько кандидатур. Еще одним ярким претендентом на эту должность был Александр Олешко но руководство канала сделало выбор в пользу харизматичного Цискаридзе.

С прошлого месяца артист балета Николай Цискаридзе является новым ведущим телепередачи «Сегодня вечером» на Первом канале. Несмотря на то что шоу показывает большие рейтинги, все равно на нового ведущего обрушивается волна хейта в интернете. Вот, как к этой ситуации относится Цискаридзе.

«Работаю, как умею»

Цискаридзе вспомнил о том, сколько ведущих сменилось за время существования этой передачи. Сначала был журналист Андрей Малахов, потом ему на смену пришли актриса и телеведущая Юлия Меньшова с юмористом Максимом Галкиным. Потом ушла Юлия — остался один Максим. И теперь на смену пришел Цискаридзе.

«После балета никакая работа не является сложной»: Цискаридзе – о «Сегодня вечером»

Артист балета подчеркнул, что каждый из его предшественников выполнял свою работу сообразно своему вкусу и темпераменту: точно так же поступает и он сам. «Работаю, как умею», — сказал Цискаридзе и добавил, что слушает указания режиссеров и редакторов. Ведь за этим проектом стоит слаженный коллектив, который трудится уже много лет. Цискаридзе отмечает, что как артист балета, он привык подчиняться указаниям режиссеров: это не составляет для него труда.

Проделки недоброжелателей

Относительно хейта в свой адрес, Цискаридзе считает, что все это проделки конкурентов. Знаменитость отмечает, что его пригласило руководство Первого канала и утвердило как главного претендента. Но были и другие желающие занять кресло ведущего. Цискаридзе признался: он был очень удивлен, когда узнал, какое количество людей старались занять эту должность, подсылали своих агентов. Но у них ничего не вышло. Пригласили в итоге Цискаридзе.

Цискаридзе отметил, что него, как для артиста, очень важно видеть и понимать заинтересованность со стороны людей, работодателей, зрителей.

«После балета никакая работа не является сложной»: Цискаридзе – о «Сегодня вечером»

Знаменитость по-философски относится к хейту в свой адрес. Цискаридзе признался, что не привык читать надписи на заборах. За свой тридцатипятилетний опыт работы он научился не что лично ему не нравится. Вот и весь секрет оставаться неуязвимым для хейта и негатива.

Разные ипостаси

После ухода из Большого театра Цискаридзе стал заниматься преподавательской деятельностью. Теперь уже он воспитывает новое поколение артистов балета — это его основной род деятельности. Но когда есть свободное время, то Цискаридзе не прочь попробовать себя в роли актера или телеведущего. Кстати, опыт на телевидении он приобрел уже давно: еще в начале нулевых, когда его пригласили в программу «Взгляд». С тех пор он только оттачивает свои навыки и мастерство.

Николай Цискаридзе признается, что до 30 лет не позволял себе поспать ночью. И.о. ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой не любит разговоров про пот, кровь и слезы, потому что это «абсолютная ерунда». Он считает, что учебные заведения в стране нужно сократить, приводит в недоумение французских психологов и уверен, что жизнь каждого большого художника не проходит без больших потрясений Об этом народный артист России рассказал «Известиям» накануне выпускного концерта Академии, который 23 июня состоится на сцене Кремлевского дворца.

— Будет очень красивая история. В этом году исполнилось 95 лет народному артисту СССР, одному из самых выдающихся хореографов Юрию Григоровичу. Он выпускник Академии и очень любит ее. Это же школу закончили его родители. Конечно, мы не могли не отметить его юбилей.

Наш выпускной спектакль мы посвятили Григоровичу. Юрий Николаевич разрешил нам взять для концерта третий акт балета «Раймонда». А для выпускников он восстановил в своей редакции «Танцы дня и ночи» из оперы «Джоконда» на музыку Понкьелли в хореографии Мариуса Петипа. Кроме этого, в программу спектакля вошли «Фестиваль цветов в Дженцано» Эдварда Хельстеда в хореографии Августа Бурнонвиля и «Классическая симфония» Сергея Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского.

123

Фото: РИА Новости/Александр Макаров

Народный артист СССР, главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР Юрий Николаевич Григорович

— Вы как-то сказали, что США еще не было, а балету уже учили в России. Что вы вкладываете в подобное сравнение? Главенство искусства над политикой?

— В начале 1990-х годов на какой-то пресс-конференции в Америке я пошутил о том, что балет преподается в России гораздо дольше, чем США существует как государство. Каждый раз, когда пытаешься объяснить, почему классический балет у нас гораздо лучше, нежели в какой-либо другой стране, надо понять и то, что 290 лет ему обучают на государственном уровне.

— В следующем году Академия Русского балета имени Вагановой отметит 290 лет. Планируете ли вы какие-нибудь торжественные мероприятия по этому случаю?

— Не знаю, посмотрим, хотя это не такая серьезная дата. Будем ждать 300-летие. На следующий год — 250 лет учебному заведению, которое я заканчивал — Московское хореографическое училище. Вот и получается 290 лет нам, 250 лет московской школе.

— Через пот, слезы и кровь ваши ученики отрабатывают своё особое предназначение. Вы устраиваете им балы в интерьерах царских дворцов. Но, выйдя за двери Академии, не попав в труппу театра, дети спускаются небес на землю. Не жестоко ли?

— Если ты хочешь стать большим профессионалом, абсолютно любая профессия идет через тяжелое преодоление себя. Это касается не только балета, но и серьезных достижений в спорте, музыке. Надо уметь управлять своими нервами, желанием полениться и так далее.

Народный артист России Николай Цискаридзе с выпускниками Академии Русского балета имени Вагановой

Фото: Андрей Лушпа

Я не люблю разговоры про пот, кровь и слезы, потому что это абсолютная ерунда. Слезы есть везде. Если ты плачущий человек, значит, тебе нечего делать в балете. А что касается балов, я хочу, чтобы ученики получали дозу красоты. Знаю, что за пределами школы их никогда это ждать не будет. Никакой театральный начальник им не устроит ничего подобного, не сделает такой подарок. Пусть они хотя бы из школы уйдут в мир при такой красоте.

— От чего поможет прививка высоким искусством?

— Любое искусство — это прежде всего встреча с красотой. А красота, как известно, спасет мир. Но дело в том, что когда вас окружает что-то идеальное, возвышенное, просто интересно жить.

— В Академии есть штатный психолог? Насколько он востребован?

— Да, как и в любом другом учебном заведении, где учатся несовершеннолетние, у нас есть психолог. Если честно, не понимаю, что это такое и зачем нужно. Коли ты сам не в состоянии договориться со своей головой, значит, ты абсолютно нездоровый человек и этой профессией тебе заниматься не надо. У меня никогда не было никаких проблем, чтобы понадобилось чье-то участие.

Когда у меня случилась травма, я находился во Франции в центре для восстановления спортсменов Высшей лиги. И там обязательно надо было общаться с психологом. Каждый раз при визите к нему меня встречала одна и та же фраза: «Николя, как странно, что у вас нет никаких жалоб, что вы ни о чём не переживаете. Врачи и санитары докладывают, что у вас всегда хорошее настроение». Я пытался объяснить, что всю жизнь работал, а сейчас есть возможность полениться. Я читаю книги, смотрю фильмы, хожу по музеям. Это такое счастливое время, которого у меня никогда не было. До 30 лет я не позволял себе не поспать ночью. И наконец, когда случилась травма, я пошел в ночной клуб по Этого французские врачи понять не могли.

Последние новости:  Как создавался блокбастер: в России выйдет книга о новой экранизации «Дюны»

Здание Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой

Фото: /Александр Демьянчук

— Мне никогда не бывает жалко никого из своих учеников. Могу посочувствовать или подставить плечо, понимая, как психологически или физически сложно ему в данный момент. И если я начинаю жалеть ученика, понимаю, что ставлю на нем крест. Жалость — чувство, которое унижает.

— А хватает ли внимания педагога на всех учащихся?

— Если ты хороший педагог, у тебя хватит внимания для всех. И, естественно, стараюсь заметить каждого, но сообразно их способностям. Я считаю, что уделять пристальное внимание нужно исключительно одаренным людям.

— Как вам кажется, не стоит ли сократить набор, чтобы КПД подготовленных артистов балета был выше?

Набор в московское и петербургское училища не надо сокращать, а вот учебные заведения по стране я бы сократил. Потому что всё равно сейчас большая нехватка педагогов. Днем с огнем не найти. А количество учебных заведений преувеличено. Дело в том, что в России много театров, которым требуется артисты. Вот мы все и работаем.

— Почему, руководя Академией девять лет, вы до сих пор остаетесь «исполняющим обязанности ректора»?

— Это абсолютно не так, я исполняющим обязанности был первый год. В 2014 году были выборы, я пять лет был ректором, до 2019 года. А когда истек срок, я принял решение, что не хочу больше избираться. Сказал в министерстве, что если устраиваю, то, пожалуйста, буду работать. Но больше никаких выборов не надо. А если не устраиваю, в любую секунду встану и уйду. Я не цепляясь за должность, но заниматься бумажной волокитой ради проведения голосования не хочу. Да и приставка и.о. меня абсолютно не расстраивает и не раздражает. У меня такое количество регалий, званий и заслуг, что я могу не обращать на буквы внимание.

Народный артист России Николай Цискаридзе с выпускниками Академии Русского балета имени Вагановой

Фото: Андрей Лушпа

— Вы называете себя очень скандальным ректором. Кому от вас достается?

— Я так говорил исключительно шуткой. Потому, когда меня начинает кто-то хвалить, рассказывая, в каком прекрасном состоянии находится Академия, я просто отшучиваюсь, что в учебном заведении очень скандальный ректор. Не переношу грязь, неточность. Сотрудники знают, если я что-то не то увижу, не поздоровится всем.

— Как вы относитесь к татуировкам у балетных артистов?

К татуировкам я отношусь, как любой ребенок, выросший в СССР на Кавказе. Наколки были признаком людей, пришедших из мест не столь отдаленных, отличительная черта тех, кто принадлежал к криминальному миру. Я вообще не понимаю, зачем это делать на своем теле. Эта как курение, кайф которого тоже не в состоянии понять. Мне даже попробовать никогда не хотелось. Ну невкусно же.

А к временным татуировкам, таким переводным картинкам на лето, отношусь с юмором. Это очень забавно.

— Вы любите представлять свои достижения во всеуслышание. Открыто говорите о том, в чем были правы. Не стесняетесь своей уникальности и профессионализма. Злит ли это ваших конкурентов?

— Конечно, завистники есть у всех, и на них не нужно обращать внимания. Если я что-то заявляю, это констатация факта. Могу всегда подтвердить и доказать, показав документ или видео. Если честно, мне абсолютно безразлично, что кто скажет. У меня есть свое мнение на всё. И есть люди, которых я уважаю, чье мнение мне интересно. Их не очень много, но каждый — профессионал высочайшего уровня.

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Многие учащиеся и те, кто уже работал в театре, отказывались вернуться, но им очень жестко угрожали и их родителям на местах Поэтому очень многие уехали.

Самый болезненный момент, который мне удалось пережить за последнее время, это когда мои иностранные студенты, которые танцевали в разных театрах, должны были покинуть Россию Я в каждого из них вложил огромное количество любви, знаний. Первые недели мне было очень больно. Потом уговорил себя, что ребята выросли, у каждого своя судьба.

— Вы были членом жюри Международного конкурса балета. Он проходил в Большом театре. Как вас встретили там? Не скучали ли вы?

Дело в том, что из Большого театра я не уходил. Несмотря на то что я не захожу туда какое-то время, это не значит, что меня там нет. Я и есть Большой театр. И абсолютно спокойно могу сказать, я один из тех самых, не последних, артистов этого театра. Потому мне вообще смешно рассуждать об этом.

Да, очень многие люди, кто работал при мне, всегда встречают меня с большим воодушевлением. Настоящих артистов театра выбирает сам театр, а не те, кто их назначает. На моей должности — премьер Большого театра — числятся очень многие люди, но их не знает даже те, кто работает там. Вот что страшно.

— Некогда вы критиковали дирекцию ГАБТа. Говорили, что если и придете в Большой, то только его руководителем. Вы сменили гнев на милость?

— Я никогда никого не критикую, исключительно констатирую факт. Если у меня нет доказательств и подтверждений, я ничего говорить не буду. Мне просто жаль своего времени.

Государственный Академический Большой театр

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Вы дружите с Максимом Галкиным и Аллой Пугачевой. Общаетесь с ними, несмотря на то что многие осудили их отъезд из России. Вас не разочаровала их позиция?

— Если я с кем-то дружу, то я дружу. Дружба — понятие вечное. Каждый человек имеет право выбрать, где он хочет жить и где работать. Как можно за это кого-то осуждать?

— Вы восстановили не один балет. А не было ли у вас желания поставить собственный?

— Пока никакого желания поставить новый спектакль у меня не было. Если возникнет, то вы его увидите.

— Юрий Григорович — великий педагог, хореограф, которого вы не устаете благодарить. Скажите, почему народный артист СССР выбрал тактику затворника? Почему не приезжал на конкурс балета, который был ему посвящен? Его кто-то обидел?

— Юрий Николаевич давно сказал, что в Большом театре его ноги не будет из-за отдельных личностей. С другой стороны, все-таки ему много лет. Конкурс гораздо удобнее смотреть онлайн. Для него всё организовали. С нами он постоянно общался по видеосвязи. Так что ничего в его отсутствии страшного нет.

— Григоровичу поют дифирамбы, но в свое время его уволили из ГАБТа и он возглавил Театр оперы и балета в Краснодаре. Несправедливость по отношению к гению — издержки балетного мира?

— Все, что касалось ухода Григоровича из Большого театра в 1995 году, это была большая интрига. Она велась много лет. До этого Юрий Николаевич проработал руководителем труппы балета ГАБТа 34 года. А в 2001-м Григорович опять вернулся. Что делать, такие были сложные времена.

123

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Балетмейстер Юрий Григорович в Государственном Академическом Большом театре

К сожалению, жизнь каждого большого художника не проходит без больших потрясений. Эта серость, как плесень, сидит, никому не известная, смердит, отравляет атмосферу. А большие артисты, личности всегда претерпевают массу сложностей.

— Артисты балета создают праздник для других, а чем можно порадовать их самих?

Для меня всегда было праздником, когда можно было ничего не делать. Я очень ленивый человек. С удовольствием позволял себе полениться, это самая большая радость. Но в моей жизни этого всегда было очень мало, поэтому я с наслаждением жду отпуска.

Все, что делаю, — только моё. Не собираюсь выставлять и показывать это. Просто я всегда шутил, что могу, в конце концов, и вышиванием зарабатывать. У меня нет никакого страха перед тем, чтобы изменить свою жизнь, свое направление. Прекрасно понимаю, что есть много профессий, которыми я могу зарабатывать.

Я прошел 1990-е, проводил в мир иной много родных и любимых. С 16 лет зарабатываю на жизнь и содержу близких мне людей. У меня есть понимание, что сколько стоит, как можно прожить. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Вот точно, никогда не буду ни перед кем прислуживаться. Работу всегда можно найти, ничего не надо стесняться.

Оцените статью
( Пока оценок нет )