Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

Партитура памяти. «Аутентичная» Седьмая симфония

В конференции, посвященной Ленинградской симфонии в культурной памяти, примут участие музыковеды, историки-исследователи Второй мировой (Великой Отечественной войны), архивисты и музейщики различных регионов России. Основные темы – исполнение Седьмой симфонии во время войны и его значение, мемориализация памяти об этом событии, рефлексия на него, неизвестные документы о подготовке и премьерах произведения в РСФСР и за рубежом.

Программа Всероссийской научной конференции
в рамках историко-музыкального проекта «Партитура памяти»
К 80-летию исполнения Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в Ленинграде

директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича

куратор историко-музыкального проекта «Партитура памяти», доктор исторических наук

Модератор: Е.Д. Петровский)

«…не следует останавливаться только на центральных фигурах, подготовивших и совершивших подвиг». Мемориализация памяти о Седьмой симфонии в 1950–1970-е гг. в Ленинграде»

«Посвящается городу Ленинграду», – написал на рукописи симфонии, закончив её, Дмитрий Шостакович. Эту партитуру вот уже 80 лет никто не видел.

А премьера замечательного произведения, пронизанного духом несломленного города, состоялась 5 марта 1942-го. Впервые её услышали жители Куйбышева в исполнении оркестра Большого театра. Музыканты играли именно по той рукописи, где было начертанное рукой композитора посвящение гордому городу…

Сегодня, впервые за прошедшие 80 лет, Петербургская академическая Филармония посвящает этому событию международный историко-музыкальный проект «Седьмая симфония. Партитура Памяти». О том, какие находки обнаружили историки, «Собеседнику» рассказала куратор проекта, доктор исторических наук, зам. директора Санкт-Петербургского Института истории РАН Юлия Кантор.

Путешествие первой партитуры из Куйбышева по стране

– В 1942-м Седьмая симфония звучала в Куйбышеве (ныне Самара), затем в Москве, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне и, конечно, в Ленинграде, Свердловске (ныне Екатеринбург), Тбилиси, Ереване и т. д. Именно в такой последовательности. Это, безусловно, была мировая премьера.

В Ленинграде симфонию исполняли 9 августа 1942-го – оркестр Радиокомитета под руководством Карла Элиасберга, и это был настоящий подвиг.

И теперь, в день 80-летия ленинградской премьеры, в Большом зале Петербургской Филармонии состоится историко-музыкальный проект «Партитура памяти»: впервые с 1942-го Филармония будет работать в августе. Вновь прозвучит Седьмая (этим произведением традиционно открывается каждый сезон), пройдёт научный форум и откроется мемориальная выставка.

Читайте еще:  7 православных звезд Голливуда

В такой, казалось бы, известной теме, как ни парадоксально, сразу обнаружились трудности: например, как восстановить не только географическую, но и документальную, предметную «карту памяти»? В Петербурге ведь находится многое, но далеко не всё.

Во-первых, были нужны афиши и программки исполнения Седьмой симфонии в тех городах, где она звучала в 1942-м. Например, в Москве симфонию исполняли 29 марта 1942-го, в Колонном зале Дома Союзов. Может, у них осталась?

Звоню директору Российского национального музея музыки Михаилу Аркадьевичу Брызгалову.

– Да афиша у нас, – обрадовал он и добавил: – Вообще-то у нас есть и первая партитура…

Партитура памяти. «Аутентичная» Седьмая симфония

Фото: Предоставлено Санкт-Петербургской филармонией

– Как? – я была ошарашена. – Она же у нас, в Петербурге.

Брызгалов сказал, что проверит. Перезванивает быстро, буквально через полчаса:

– Все-таки она в Москве. Только что вместе с хранителем смотрели экспонат. Куйбышевская партитура, с посвящением. (В Петербурге тоже хранится реликвия – экземпляр, доставленный в блокадный город в июле 1942-го для оркестра Радиокомитета). И знаете, как она попала в Москву? В 1943-м её передал музею сам Шостакович, вернувшийся из эвакуации в столицу. И она никогда не покидала музей. И в августе этот раритет, на котором рукой композитора написано посвящение родному городу, приедет в Петербург.

Из Москвы приедут и другие артефакты, связанные как с премьерами симфонии в разных городах страны, так и редкие документы (из архива социально-политической истории) – о выдвижении Шостаковича в 1942-м на Сталинскую премию и голосование по этому вопросу.

Камертон и палочка

– Я очень обрадовалась, когда узнала, что среди вещей, принадлежавших Карлу Элиасбергу в петербургском Музее музыкального и театрального искусства есть и камертон. Это ведь не просто экспонат – это ещё и символ, он в прямом смысле слова давал музыкантам оркестра настрой на победу. В тот страшный год, когда в блокадном городе оркестр репетировал симфонию, некоторые музыканты так и не дожили до премьеры: они умирали от истощения. Но на их место приходили другие. Люди шли к победе. Бывает, что из рук падает знамя, а бывает – дирижёрская палочка или смычок. И тогда её подхватывает другой: чтобы победить, доиграв. Так вот, они доиграли и победили. Причём, победили в 1942-м, что очень важно.

Поэтому я так стремилась отыскать и дирижёрскую палочку Элисаберга, которая была с ним в тот день, 9 августа 1942-го. Без этих предметов выставка была бы неполной.

Читайте еще:  Сценарист «Дома дракона» пояснила, какое насилие над женщинами будет показано в сериале

Но чего я никак не могла ожидать, что там обнаружатся ещё и неопубликованные письма Шостаковича, которые он писал из Куйбышева в Ленинград матери. Писал той самой страшной зимой 1941-1942 года…

Партитура памяти. «Аутентичная» Седьмая симфония

Фото: Предоставлено Санкт-Петербургской филармонией

Неопубликованные письма

– В этих письмах – сюжеты жизни великого композитора, но это во многом такие же будни, какие были в те годы у миллионов советских людей. Шостакович пишет, что не понимает, почему мать ему не отвечает. Очень волнуется: «Что там у вас происходит?»

Рассказывает, как они с женой и двумя детьми устроились в Куйбышеве. Пишет, что эвакуированных поселили в школе, что живут они в школьном классе, что им на всю семью дали 2 матраса. Что их место – под окном, из которого дует, и сын (Максим) заболел. Даже думали, что пневмония. Что у него самого нервы немного расшатаны…

Шостакович пишет матери, что при этом все же продолжает работать над финалом своей новой Седьмой симфонии, а вскоре начнёт работать над корректурой…

Эти письма мы также покажем на выставке.

А ещё до эвакуации Шостаковича в Куйбышев Ольга Берггольц 17 сентября 1941-го пригласила его в эфир на Ленинградское радио. Только-только, 8 сентября, началась блокада. И композитор рассказывал, что буквально за час до эфира закончил вторую часть нового произведения, которое (если оно будет удачно закончено) станет Седьмой симфонией…

Черновик рукописи этого выступления хранится в Музее истории Петербурга. И это – документально подтверждённый автограф Шостаковича, где композитор едва ли не впервые упоминает о том, что начал работу над симфонией. Вот такое сближение музыки и жизни.

Партитура памяти. «Аутентичная» Седьмая симфония

Фото: архив

Шостакович, как и все дежурил на крышах в время авианалетов на Ленинград

На крыше консерватории тушил зажигательные бомбы

– Известная на весь мир фотография (ее публиковали все мировые СМИ): композитор стоит на крыше Ленинградской консерватории в каске пожарного. Это конец лета – начало осени 1941-го. Тогда ленинградцы по очереди дежурили на крышах: противовоздушная оборона. В том числе и Шостакович.

Мне нужно было найти для выставки нечто «говорящее», связанное с противовоздушной обороной… Из петербургского Музея политической истории России на выставку приедут щипцы для захвата «зажигалок» и гильзу зажигательной бомбы.

Из того же музея прислали плитку столярного клея – из него в окружённом фашистами Ленинграде делали студень. И хлебные карточки – знаменитые 125 блокадных грамм. Обязательно покажем и документы о смертности в городе зимой-весной 1942-го – из архива УФСБ. Это как раз то время, когда оркестр под руководством Карла Элиасберга возобновил работу после того, как она прервалась в ноябре 1941-го.

В Центральном архиве литературы и искусства Петербурга находятся фонды ленинградского Радиокомитета и Филармонии. Фактически повседневная летопись. Из этих документов можно узнать, как существовал оркестр в то непростое время. Как музыканты просят свечи, чтобы репетировать (электричества уже не было). Как просят дров, чтобы топить буржуйки. Им выделяют, причём, с указанием: топить не чаще одного раза в день, потому что дров не хватает. Как им нужны валенки, потому что музыканты, как и все ленинградцы, дежурят на крышах. И так далее.

Эти бытовые подробности очень важны, потому что даже сейчас и даже в Петербурге, мало кто знает, что такое условия блокадного Ленинграда.

Мы обязательно постараемся воссоздать атмосферу блокадного города, показать, в каких условиях работал оркестр. И чем для истощённых ленинградцев стала Седьмая симфония.

Не случайно эмблемой нашего проекта стали два перекрещивающихся луча военных прожекторов. Один из них – это музыкальная фраза из симфонии. Это – мощный луч звука, разрывающий глухой мрак.

Партитура памяти. «Аутентичная» Седьмая симфония

Фото: Прендоставлено Санкт-Петербургской филармонией

Британское посольство в Куйбышеве писало…

– Буквально на днях поступила информация: афиша самого первого исполнения симфонии 5 марта 1942-го в Куйбышеве хранится в Самарской областной научной библиотеке. И её можно будет увидеть на нашей выставке. Но и это не все.

Оказывается, британское посольство (в то время находилось в эвакуации в Куйбышеве) выпускало газету «Британский союзник» на русском языке. В одном из номеров есть интервью Генри Вуда (дирижировал Седьмую симфонию в Лондоне 22 июня 1942-го), где он делится впечатлениями от этой музыки и от премьеры. И этот номер газеты, также из коллекции библиотеки, тоже будет на нашей выставке.

Статья была опубликована в еженедельнике «Собеседник» №9, 2022 г., на 15 полосе газеты.

Музыкально-исторический проект Филармонии, посвященный 80-летию ленинградской премьеры Седьмой симфонии, принимает поистине всероссийский масштаб

Академический симфонический оркестр под руководством главного дирижера Филармонии Николая Алексеева исполнит знаменитое произведение Дмитрия Шостаковича. Об этом было сказано на состоявшейся в Филармонии пресс-конференции.

По словам создателей проекта, концерт, который состоится 9 августа, можно будет посмотреть в режиме онлайн в городах, которые объединяет «Партитура памяти» (то есть там, где в 1942 году тоже была исполнена Седьмая симфония – в Саратове, в Новосибирске и в Москве) и культурные учреждения которых сегодня являются партнерами проекта. Они, к слову, согласились предоставить уникальные экспонаты и документы для выставки в Филармонии.

Впрочем, все это совсем не означает, что остальные российские города оказываются лишенными возможности прикоснуться к исторической и музыкальной памяти. Выступление оркестра можно будет услышать и увидеть там, куда распространяется влияние одного из крупных провайдеров цифровых услуг и сервисов и где было высказано желание в прямом и переносном смысле подключиться к проекту.

«Уже известно, что записи концерта будут предоставлены в Тюмень, Ханты-Мансийск, Вологду, Екатеринбург», – отметил Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Филармонии.

Расширяется и экспозиция выставки, которая будет развернута в фойе Филармонии. «Я буквально вчера приехала из Москвы и могу сказать, что, например, Архив социально-политической истории согласился предоставить нам совершенно уникальные документы, связанные с присуждением Дмитрию Шостаковичу Сталинской премии, – отметила заместитель директора СПбИИ РАН, автор и куратор проекта «Партитура памяти» Юлия Кантор. – По ним видно, какими жаркими дискуссиями сопровождалось принятие решения об этом награждении».

Остается добавить, что в рамках проекта запланирована еще и большая научная конференция, которая тоже состоится 9 августа. В ней примут участие ведущие историки и музыковеды. Причем количество участников тоже постоянно растет, ведь прием заявок будет закончен только 9 июня. И вполне возможно, что после завершения проекта «Партитура памяти» будет выпущена монография с материалами об истории создания Седьмой симфонии, ее исполнении в 1942 году и о том влиянии, которое оказало буквально на весь мир произведение, посвященное блокадному Ленинграду.

Санкт-Петербург. 5 августа. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД — Проект «Партитура памяти» будет открыт в филармонии имени Шостаковича 9 августа 2022 года — в день 80-летия со дня блокадной премьеры легендарной симфонии, сообщила куратор проекта, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Кантор журналистам в пятницу.

По ее словам, он включит в себя концерт симфонического оркестра, научную конференцию и выставку редких исторических экспонатов, связанных с Седьмой симфонией и блокадным Ленинградом.

Кантор отметила, что дирижер Николай Алексеев ознакомился с тремя партитурами 1942 года.

«На выставке в Петербурге будет представлена первая партитура, которая приедет из Москвы. Это автограф. Также на выставке будет партитура, по которой дирижировал Евгений Мравинский оркестром филармонии в Новосибирске. Она находится в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге. И есть третья партитура, которая находится в Большом театре. Это та партитура, по которой дирижировал Самуил Самосуд в Куйбышеве 5 марта 1942 года», — рассказала куратор проекта.

Заместитель художественного руководителя петербургской филармонии Алексеев подтвердил, что в рамках подготовки к концерту изучил все три партитуры. По его словам, записи несколько раз редактировались. Дирижер отметил, что хочет добиться близкого к оригинальному исполнению звучания.

«Постараемся сделать аутентичное исполнение», — сказал Алексеев.

Он сообщил, что концерт будет играть объединённый оркестр, состоящий, в том числе из Академического симфонического оркестра филармонии имени Шостаковича — бывшего Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета.

Со своей стороны директор Российского национального музея музыки (Москва) Михаил Брызгалов сообщил, что передал первую рукописную запись «Ленинградской» симфонии №7 1942 года на выставку в рамках проекта «Партитура памяти».

«Самое важное для нас — это то, что партитура впервые за 80 лет покинет стены музея. Эта партитура была передана Дмитрием Дмитриевичем (Шостаковичем — ИФ) в 1943 году в музей. Через 80 лет этот уникальный экземпляр приедет все таки в Ленинград — Санкт-Петербург. Он не покидал стены музея. Беспрецедентная история, ведь не так часто в стенах филармонии проходят настоящие музейные выставки», — сказал Брызгалов.

Также на выставке будет размещена карта-календарь, где можно увидеть города и даты, где была исполнена Седьмая симфония.

Открытие выставки, концерт и научная конференция пройдут 9 августа. Затем выставка вновь откроется вместе с новым сезоном 25 сентября в день рождения Шостаковича. Она продлится до 20 октября. Кроме того, будет издан сборник по итогам научной конференции.

Две из партитур 1942 года будут продемонстрированы на выставке, как и обнаруженные письма музыканта Жавдета Айдарова, участвовавшего в исполнении симфонии 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде.

На выставке покажут и другие экспонаты, многие из которых не демонстрировались никогда: подлинные инструменты и вещи музыкантов и дирижера Карла Элиасберга — участников ленинградской премьеры, афиши, фото и другие артефакты, связанные с исполнением симфонии в Куйбышеве, Москве, Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, Нью-Йорке и Ленинграде.

В научной конференции музыковеды, историки-исследователи Великой Отечественной войны, архивисты и музейщики обсудят значение исполнения Седьмой симфонии во время войны.

В рамках проекта также будут готовить иллюстрированную монографию, главы которой посвятят географии исполнения симфонии №7 и общественно-политическому резонансу этого события в России и за ее пределами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )