Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

Трудно вспомнить игру про Великую Отечественную войну, в которой бы главная роль отводилась советским партизанам. Видимо, эту нишу решила занять московская компания Alter Games. Вместо масштабных битв и знаковых событий войны, разработчики воссоздали партизанские диверсии в сельских захолустьях Советского Союза. Какой получилась Partisans 1941, мы расскажем в этом обзоре.

Главное исполнить приказ. Остальное не важно

Действие игры разворачивается в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны. Под натиском Нацистской Германии Красная армия вынуждена отступать вглубь страны. Множество советских городов и деревень захвачены врагом, а военнопленных размещают в специальных лагерях, «Дулагах». Одним из заключенных становится капитан Зорин. Сбежав из плена, он организовывает партизанскую базу в глубине леса. Оттуда капитан вместе с соратниками совершает военные вылазки, чтобы хоть немного ослабить силы фашистов.

Немало диалогов происходит на базе между миссиямиНемало диалогов происходит на базе между миссиями

Сценарий Partisans 1941 трудно назвать выдающимся. В игре нет серьезной военной драмы, неожиданных сюжетных поворотов и «серой морали». Партизаны здесь отважные герои, а нацисты — злые озверевшие садисты. Конечно, совсем безликой история не выглядит: в ней есть нотки философии, у каждого героя свой характер, иногда в отряде случаются конфликты, а порой проскакивают и неплохие шутки. Но в общем сюжет выглядит стандартно: увлекательная история — это не к Partisans 1941.

В бой идут одни партизаны

Зато на игру стоит обратить внимание любителям тактического стелса в реальном времени. Скрытность станет главным оружием против нацистов. В открытом бою партизаны слабы: умирают быстро, противники нередко превосходят числом, а иногда и вооружением. Чем длительнее перестрелка, тем хуже для отряда игрока.

Поэтому важнее всего грамотно подготовиться к бою: занять выгодную позицию, избавиться от патрульных, установить ловушки и продумать, как выгодно применить способности героев. Учитывать необходимо и возможные пути отступления нацистов. Застигнутый врасплох противник попытается либо зайти с фланга, либо надежно укрыться, и выдавить его уже будет непросто. Либо враг попробует выкурить партизан с их позиций, используя гранаты. Тогда уже игрок окажется в невыгодном положении.

Предугадать неблагоприятный исход событий непросто и перезагружаться придется часто. Но в итоге удается составить идеальный план. Когда ваши бойцы без потерь расстреливают группу фашистов за десять секунд, получаешь море эмоций.

У каждого из партизан есть свой набор навыков для прокачкиУ каждого из партизан есть свой набор навыков для прокачки

Но все же стелсу не хватает глубины. Игроку требуется лишь не попадаться противнику на глаза, не шуметь и надежно прятать трупы. А даже если враги и обнаружат тело товарища, то всего полминуты поищут партизан в округе, а после вернутся на посты. Слишком уж мало действия игрока влияют на поведение врага. В итоге здешний стелс страдает дефицитом интересных и разнообразных ситуаций. А это мешает погрузиться в Partisans 1941 с головой.

При этом скрытность уж слишком часто используется в игре. Порой целый отряд противника можно уничтожить, подкрадываясь со спины. Или уменьшить численность врагов настолько, что сложного плана просто не потребуется для окончательной победы.

Примерно так выглядит идеальная засада партизанПримерно так выглядит идеальная засада партизан

Также некоторые из способностей партизан кажутся слишком несбалансированными. Бесконечный бросок ножа Зорина выносит даже сильнейших противников, с которыми возникают сложности при обычном скрытном убийстве. А когда в арсенале игрока появляется «заманивающий» свист, стелс и вовсе становится совсем простеньким. В результате отпадает необходимость сложного планирования, которое в целом интереснее скрытного прохождения.

Выживаем и строим

Помимо боевых действий, игроку придется заниматься развитием базы, поиском еды, а еще следить за моралью отряда. Строительство довольно простое и откроет новые возможности — партизаны смогут лечить товарищей, модернизировать оружие, добывать материалы и так далее. Поиск провизии необходим, чтобы отряд не окочурился в лесу от голода. Впрочем, проблем с этим обычно не возникает. Про мораль и вовсе забываешь где-то в начале игры, спокойно обходясь без действий, которые её снижают.

В домах фашистов всегда есть чем поживитьсяВ домах фашистов всегда есть чем поживиться

Хотя разработчики и добавили в игру элементы выживания, дефицита патронов, аптечек и других полезных в походе вещей просто не ощущаешь. В игре довольно обширные карты, почти в каждый дом можно зайти и найти что-нибудь ценное. Если не лениться исследовать округу и обыскивать каждый труп, то мешки партизан не останутся без скарба.

Не графикой сильны партизаны

По меркам 2020 года Partisans 1941 выглядит устаревшей, но для инди-проекта графика в принципе приемлема. Живописные леса радуют глаз, а деревенские избушки изобилуют бытовыми вещами. Вот только объектам не хватает детализации, плюс иногда игра выглядит слишком однотонно. Анимации персонажей реализованы просто, но вид сверху скрывает огрехи. В общем, Partisans для тех, кого не отпугивает бюджетная графика.

Читайте еще:  Позорище: за неделю в Японии было продано больше Xbox Series, чем PlayStation 5

Леса в игре выглядят лучше всегоЛеса в игре выглядят лучше всего

В плане звука и музыки все тоже неплохо — но опять же по меркам инди. Диалоги озвучены профессионально, стрекот оружия приятен на слух, а музыка порой неплохо дополняет атмосферу.

Правда, есть огрехи в техническом плане. Хорошо, что обошлось без вылетов, критических ошибок и низкого FPS, но с багами всё же пришлось столкнуться, которые приводили к перезагрузке игры. Особенно много проблем с дверьми — они то не открываются, то распахиваются в неподходящий момент. А еще есть проблемы с перемещением героев. Иногда партизаны попросту отказываются идти в указанном направлении. Изредка также проскакивают проблемы с ИИ.

Partisans 1941 вряд ли станет столпом жанра. Это просто хороший тактический стелс, который может увлечь на несколько вечеров. Планировать нападения на нацистов действительно здорово, вот только стелсу не хватает глубины, и действовать скрытно не всегда интересно.

Все скриншоты из Partisans .

Всего полтора месяца назад я познакомился с альфа-версией Partisans 1941 (или Партизаны 1941, так приятнее, ведь игра от отечественных разработчиков из Alter Games). В ней было не так много миссий и персонажей, но меня подкупили душевная история, интересные персонажи, заставляющая думать боевая система и атмосфера партизанской жизни. 

   

И вот, на днях состоялся официальный релиз. Сейчас в Steam у игры почти 600 отзывов, из которых 84% положительные. Я тоже поиграл и убедился, что приятные впечатления от альфы не были обманчивыми. Но просто повторять в этом обзоре информацию о геймплее и сюжете я не хочу. Лучше сравню происходящее в игре с реальной историей. Так и вам будет интереснее, и я не стану рассказывать о том, что и так будет в других обзорах. 

С чего все началось

Незнакомые с военной историей люди ошибочно считают, что все партизаны — это простые люди, которые взялись за оружие и начали ломать планы врагу, промышляя в его тылах с винтовками наперевес и взрывчаткой в кармане. Это правда, но лишь частично. Изначально партизанское движение задумывалось, как вполне организованная военная кампания против врага на случай, если он продвинется вглубь страны. 

И в партизаны готовили профессиональных солдат, практически спецназ, если выражаться современными терминами. Но так как Великая Отечественная началась внезапно, партизанскую инфраструктуру как следует не подготовили. Да и никто не думал, что Вермахт так быстро преодолеет сотни километров советской территории.

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

Миссия в деревне — рядом враги, нейтральные местные жители и милая собачка

Какое отношение реальное положение вещей в 1941 году имеет к сюжету игры? Самое прямое. Главным героем выступает командир Красной Армии Алексей Зорин. И знаете, ему чертовски повезло. Рука сценариста защитила его от неминуемых бед и проблем, с которыми он бы столкнулся в реальной жизни. 

Сначала Зорин успешно сбежал из Дулага, немецкого пересыльного лагеря для военнопленных (не путать с ГУЛАГом — главным управлением исправительно-трудовых лагерей). Затем встретил дружелюбно настроенного местного паренька Санька и еще одного боевого товарища. Санек отвел их в удобно размещенный и неплохо оборудованный лесной лагерь, где троица начала планировать свое партизанское будущее. 

В реальности первая полна партизан столкнулась с отсутствием жилья, еды, воды, любых средств для существования. Им приходилось в первую очередь выживать, при этом не забывая вредить врагу всеми доступными способами. Спасало лишь, что среди первых партизан были солдаты, оставшиеся в тылу после разгромных поражения Красной Армии. 

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

Порой места для тактических маневров нет и приходится идти грудью на пулемет, надеясь на удачу (или кидать гранаты).

Порой места для тактических маневров нет и приходится идти грудью на пулемет, надеясь на удачу (или кидать гранаты).

Без налаженной коммуникации и связи с командованием (все это появилось со временем), они действовали отдельными группами, а потом объединялись в партизанские ячейки, соблюдая субординацию и имея определенный уровень выдержки и навыков.

Partisans 1941 в этом плане не так жестока к персонажам — они сразу получили в пользование землянку и несколько пристроек. Но так как это игра, она в первую очередь служит срезом реальных событий, а не дословным пересказом истории. Что мы видим? Два солдата заручились поддержкой местного жителя и сформировали отряд — вполне реалистично, согласитесь. И чем они занялись в первую очередь? Схватили оружие и пошли мочить врагов? А вот и нет.

Партизанский быт

Прежде чем отправляться на диверсионно-разведывательные миссии, нужно обеспечить себя едой и боеприпасами. Да и убежище лучше бы сделать комфортным для жизни. Этим игра и предлагает заниматься во время передышки между заданиями. В лагере партизан можно возводить разные постройки, от медицинской палатки и обустроенного рыбацкого причала до курятника, коптильни и мастерской. 

Читайте еще:  Каким образом не стоит модифицировать «карманную» приставку Steam Deck

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

Расстрел пациентов в больницах — не бред сценариста, а суровая реальность

Для каждого здания нужен особый ресурс, олицетворяющий сразу все стройматериалы. Добывать этот ресурс можно при помощи второстепенных заданий, на которые партизаны отправляются между сюжетными миссиями. Но об этом чуть позже. 

Каждая постройка имеет свой функционал. Рыбацкое место позволяет ловить рыбу, тем самым пополняя запас пищи. В медицинской палатке можно лечить полученные в бою травмы. Оружейная позволяет навешивать на оружие модификации, которые очень помогают в бою (глушители, ускорялки перезарядки и т.д.). В мастерской доступно создание кустарных мин, гранат, обезболивающих, аптечек. Для каждой активности нужно выделять отдельного персонажа. Как и для возведения построек. 

На первых порах разрываешься между потребностями — героев под контролем всего трое, а хочется и еду собрать, и припасами обзавестись, и что-нибудь этакое построить. Приходится расставлять приоритеты, среди которых в первую очередь еда. Ведь без еды упадет мораль отряда. А без морали бойцы будут медленнее перезаряжаться, лишатся выносливости, начнут чаще промахиваться. Так я и выживал со своими партизанами.

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

В оружейной — модифицированное оружие намного удобнее и эффективнее

Стыкуется ли это с историей? Конечно. Партизанские деревни были частым явлением. На огромной захваченной нацистами советской территории действовали тысячи отрядов партизан, которые далеко не всегда прятались в деревушках у простых местных жителей, но и возводили собственные лагеря. Там они просто жили — готовили еду, мастерили боеприпасы, лечились, просто общались у костра для поддержания боевого духа. 

Но это в идеале, ведь часто один только поиск еды мог занимать все свободное время. И на лагеря партизан шла отчаянная охота со стороны нацистов, которые не могли позволить диверсантам спокойно жить у себя в тылу. Поэтому безопасными даже лесные лагеря были далеко не всегда и многие партизаны гибли не на задании, а просто от внезапной облавы или удачно сброшенной с самолета бомбы. 

Партизанская рутина

Теперь поговорим об основных задачах, которые ставили перед собой партизаны. Не имея шансов сражаться с нацистами напрямую из-за своей скромной численности, они планировали быстрые нападения на вражескую инфраструктуру или местную военную элиту с целью что-то повредить или убить кого-то очень важного. В общем, внести неразбериху в четкие планы врага и сильнее его затормозить. 

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

Медсестричка-снайпер азиатской внешности — почти персонаж из аниме. Но здесь не мультфильм. 

Исторически действия партизан были чрезвычайно эффективными. Тот же Сталинград смогли отстоять во многом потому, что к немцам никак не могли перебросить продовольствие и подкрепления — локомотивы постоянно взрывались, рельсы портились, а колонны с грузовиками подвергались нападениям. 

Представлено ли это в игре? Отчасти да. В виде второстепенных заданий, на которые можно отправлять свободных от «лагерной» работы партизан. Эти задания делились на боевые, разведывательные, пропагандистские и гражданские. Одни приносили боеприпасы и оружие, другие повышали мораль, третьи позволяли раздобыть ресурсы для строительства. 

Особенно приятно, что разработчики не обошли стороной очень важную сторону партизанской деятельности — пропагандистские мероприятия. Делиться с местными жителями информацией о реальном положении вещей и поддерживать тем самым их мораль — было важной частью работы партизан. Благодаря этому они имели авторитет среди населения и пользовались его поддержкой. 

Также, наблюдая за зверствами нацистов, простые люди присоединялись к партизанам, тем самым существенно увеличивая их численность. Да что уж там, ближе к середине войны, когда Красная Армия начала контрнаступление, пропаганда позволяла переманивать у врага целые вражеские батальоны, сформированные из коллаборационистов. 

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

Одна из самых драматичных миссий в игре — оборона перекрестка ценой своей жизни 

Помните я говорил, что эта игра — срез реальных событий? Так вот, пропаганда здесь влияет на появление в отряде новых персонажей.

Персонажи

Все началось с парочки военных и смелого паренька. Далее, по ходу сюжетных миссий к партизанам присоединялись другие герои — от старого, но опытного охотника и бесстрашной медсестрички до уголовника и даже сотрудника Особого отдела НКВД. Вы подумаете, что появление всех этих персонажей — плод фантазии сценариста. Отчасти, да. Но каждый из героев олицетворяет слой населения, вовлеченный в партизанскую деятельность. 

От солдат до местных жителей и преступников — в условиях войны все переосмысливали взгляды на жизнь и объединялись, несмотря на классовые различия и жизненные принципы. Что касается сотрудника НКВД — даже его присутствие соответствует истории. Ведь изначальное неорганизованное партизанское движение быстро взяли под контроль и начали курировать, раздавая приказы из главного штаба в Москве.

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

У врагов можно находить досье и газеты, а потом читать исторические справки с реальными фотографиями — очень познавательно. 

Наши игровые персонажи — не исключение. Хотя и они узнали о существовании главного командования и своей роли в глобальной спецоперации лишь ближе к концу сюжета (не бойтесь, спойлерить не стану).

Читайте еще:  Почему переиздание трилогии GTA оказалось неудачным

Что же касается прокачки героев и их оружейных специализаций — это игровая условность. Хотя, в реальности у каждого человека могли быть свои навыки предрасположенности, а также полученные в боевых условиях навыки. Поэтому, выглядит вполне реалистично.

Боевка

Как нападали партизаны? Правильно. Бесшумно подбираясь, быстро уничтожая цель и молниеносно отступая. Так и здесь. Миссия начинается с прибытия группы на карту. Игра ставит ключевую и второстепенные задачи, а в конце предлагает покинуть территорию и вернуться в лагерь.

Перед каждой вылазкой персонажей нужно снаряжать. И это не просто механика «для разнообразия». Внимательно слушая диалоги перед миссией, можно определить, что именно нас ждет. Идем напролом, уничтожая врага? Тогда лучше взять любителей автоматов, снабдить их грантами, аптечками и патронами. Ожидается стелс-миссия? Мины, растяжки, глушители, отвлекающие «гаджеты» в виде камней, бутылок и табака против нюха собак обязательно должны быть в комплекте. И так каждый раз.

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

Штурм мини-рейхстага по-партизански — единственная миссия, которая выбивается из стелс-жанра необходимостью штурмовать и идти напролом. Но сюжетное обоснование имеется, поэтому все в порядке. 

На поле боя царят стелс и борьба за укрытия. Стелс иногда обязательный и прямо столкновение с врагом влечет к провалу. Но почти всегда он желательный. Потому что врагов на картах десятки, а партизан в отряде может быть всего три. Воевать на равных в такой ситуации нереально. Приходится выбирать позиции, занимать грамотные укрытия, использовать мины и гранаты. 

Хочется похвалить искусственный интеллект. Он не гениальный, но ведет себя реалистично. Враги тоже занимают укрытия, убегают от гранат, меняют позицию в ответ на ваши маневры, пытаются окружить. Во время стелса они умеют смотреть по сторонам и застать их врасплох не так просто даже на легком уровне сложности. 

В целом боевку можно назвать сложной шахматной партией с кучей переменных и огромным набором возможностей. Нелинейность прохождения вроде бы линейных задач очень радует.

Реалистично ли все перечисленное? А то! Именно так партизаны и сражались. Маленькими группами, нанося жалящие удары по уязвимым местам противника. Правда, в игре после гибели перезагрузка к ближайшему чекпоинту. В жизни же больше 80 процентов партизан погибали, героически отдавая свои жизни на благо общей цели. Частично эту кошмарную ситуацию симулирует максимальный уровень сложности, на котором нельзя сохраняться — уверяю вас, это тот еще хардкор.

Атмосфера

Сеттинг выдержан на славу. Персонажи, их одежда, говор и стиль общения, постройки, вооружение, техника — все соответствует описываемому историческому периоду. И, как я уже говорил в первом обзоре, озвучка — это нечто. Она одна заставила меня проникнуться чувствами к каждому персонажу. И хотя это тактика в реальном времени, по типу Desperados или Commandos, я пережил ролевое приключение. 

Partisans 1941 — тактическая победа. Рецензия

После освобождения родных территорий и вручения наград партизаны продолжали воевать в качестве диверсионных групп, до полной победы. Возможно, нас ждет продолжение с этими же персонажами, но уже спустя пару лет где-нибудь на территории Европы?

В бою я следил за каждым персонажем, как за своим собственным подопечным. Я чувствовал себя командиром партизан и искренне переживал, когда кого-то ранили или когда кто-то попадал в тяжелую ситуацию. Да и сюжет, наполненный цепляющими за душу моментами, способствовал эмоциональному погружению в происходящее. 

Даже враги, с которыми я взаимодействовал в основном при помощи свинца и взрывчатки, находили внутри меня отклик. Обычно я считаю игровых противников бездушными болванчиками. Здесь же я видел зверства, которые они совершили и понимал, что это могло быть на самом деле (и было). Поэтому, встречая в кат-сцене какого-нибудь особенного урода, я всем сердцем хотел убить его, и желательно не пулей, а изощренным способом. 

Но не волнуйтесь, игра не сделала из меня маньяка — видеоигры вообще на такое не способны, если за монитором человек без психических отклонений. Я просто прожил несколько дней в жестоком мире партизан и еще раз вспомнил о войне, которую нельзя забывать. И я получил впечатления и эмоции, которые останутся со мной надолго.

Выводы

Знаете, всего неделю назад половины из описанного в обзоре я вообще не знал. Именно Partisans 1941 сподвигла меня к изучению феномена партизан, их жизни и подвигов. А это для исторической игры лучший комплимент. Пускай в Партизанах 1941 есть мелкие баги и графика не самая крутая. Возможно кат-сцены простоваты и кампания проходится быстрее, чем хотелось бы. Но это отличный продукт от людей, которые с уважением отнеслись к истории своих предков и игрокам. Крайне советую поиграть, даже если вы далеки от тактических стелс-стратегий.

Игра тестировалась на нашей белой сборке Corsair

NZXT-Computer  Процессор Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение  Corsair Hydro Series H60 (2018)
 RAM память Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD Диск SSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата   Gigabyte Z390 UD
 Видеокарта
 Блок питания
 Корпус
Оцените статью
( Пока оценок нет )