Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

«Папа этого не хотел»: Александра Захарова считает, что в «Ленкоме» «наплевали» на мнение ее отца

Александра Захарова

Александра Захарова

Стоило только коллеге обратить внимание на Александру Захарову, как распространялись слухи, что очередной актер хочет добиться расположения худрука «Ленкома», а не руки девушки. Лишь раз артистка вышла замуж — за Владимира Стеклова. Поговаривали, брак рухнул из-за измены мужчины, но что, если Марк Анатольевич попросту поверил клеветникам, опорочившим зятя, и надавил на наследницу?..

17 июня Александре Марковне исполняется 60, и уже никто не сомневается, что она талантливая артистка и самостоятельная творческая единица. Почему же недоброжелатели до сих пор негодуют, что репертуар «Ленкома» составлялся под нее? Как Захарова пережила смерть любимого папы и откуда взялись сплетни, что новый худрук хочет вытеснить актрису из театра?

Наследница великого режиссера

В 80-х Нина Лапшинова оставила театр чтобы посвятить себя семье

В 80-х Нина Лапшинова оставила театр, чтобы посвятить себя семье

Александра родилась в столице в семье легендарного режиссера Марка Захарова и актрисы Нины Лапшиновой. Первые годы жизни Саша провела в Замоскворечье, близ «РотФронта». Благодаря такому соседству артистка говорила, что ее детство буквально пропахло шоколадом: на фабрику постоянно подвозили какао-бобы, а молодые сотрудницы угощали дворовых ребятишек конфетами, сбрасывая сладости прямо из окон цеха.

Позднее семья переехала на Малую Дмитровку, и Александра стала часто гулять по Саду «Эрмитаж». Но главные события случались дома: в гости к Марку Анатольевичу приходили Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Андрей Тарковский, Виктор Астафьев.

«Они беседовали, спорили, обсуждали что-то. Я чувствовала, что эти люди занимаются каким-то фантастически интересным делом. И, видимо, поэтому мне всегда хотелось играть на театральной сцене. Причем именно в спектаклях Марка Захарова», — признавалась Александра.

Роль Фимки в ленте Формула любви сделала актрису популярной

Роль Фимки в ленте «Формула любви» сделала актрису популярной

Наследница режиссера окончила Щукинское училище, после чего получила приглашение сразу в пять театров. Однако душа выпускницы лежала к «Ленкому», и Марку Анатольевичу пришлось провести тайное голосование, прежде чем принять дочь на работу: Захаров боялся кривотолков и разговоров о «кумовстве». Первое время девушка довольствовалась массовкой, и дебютную большую роль — Офелии — ей дал не папа, а Глеб Панфилов. Лишь после триумфа в «Гамлете» отец стал доверять Александре ключевых персонажей в своих спектаклях.

А вот снимать наследницу Марк Анатольевич начал сразу: дебют состоялся в картине «Дом, который построил Свифт». Затем актрисе досталась яркая роль Фимки в «Формуле любви» и Эльзы в последнем кинопроекте отца «Убить дракона». После артистка блистала уже в лентах других режиссеров: «Криминальный талант», «Графиня», «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, «Тонкая штучка».

Основной для Захаровой оставалась служба в театре, на подмостках которого она блистает вот уже 38 лет. Ведущая актриса «Ленкома» несколько раз получала «Хрустальную Турандот» и премию МТФ имени Евгения Леонова, а в 2001-м удостоилась звания народной артистки России.

Первые влюбленности

В 2007-м Игорь Шавлак занял крупную сумму у бывшей жены и друзей и исчез предположительно скрываясь от кредиторов

В 2007-м Игорь Шавлак занял крупную сумму у бывшей жены и друзей и исчез: предположительно, скрываясь от кредиторов

За глаза Александру называли принцессой «Ленкома», а в студенчестве однокурсники шептались, что наследница Захарова — девочка слишком уж домашняя и романтичная. Пока сверстники пускались во все тяжкие и крутили интрижки, Саша прилежно училась и мечтала о лирических ухаживаниях. Однако влюбленности все же случались.

Так, Алексей Веселкин вспоминал, что и Александра, и ее близкая подруга Алена Ивицкая были без ума от Игоря Шавлака, замуж за которого в итоге вышла Мария Зубарева. Ну а в Захарову влюбился Эдуард Томан, ставший спустя годы худруком Русского драмтеатра в Таллине.

«Эдик писал Саше баллады, играл для нее на рояле, — делился Алексей. — На очередном курсовом собрании, когда мы демонстрировали свои таланты, Томан спел песню о Захаровой. Саша очень засмущалась. Но стать ее мужем у Эдуарда — провинциала из Харькова, жившего в общаге, — не было шансов. Увы, похвалиться своей родословной он не мог. Томан не дурак, понимал все, но упорно продолжал ухаживать. Правда, осторожно, с опаской».

Партнерами артистки по фильму Криминальный талант были Алексей Жарков и Игорь Нефедов однако роман ей приписали с режиссером Ашкенази

Партнерами артистки по фильму «Криминальный талант» были Алексей Жарков и Игорь Нефедов, однако роман ей приписали с режиссером Ашкенази

Многие подозревали поклонника в корысти, мол, парню просто требовалась московская прописка. Сам Томан признавался, что знал и об увлечении Саши Игорем, и об еще одном интересном ей парне, не связанном с театральной тусовкой. Тем не менее в молодости Эдуард мечтал сблизиться с Александрой, но не сложилось. «Мы с ней по гороскопу оба Близнецы — они странные, много хотят, но не ко всему прилагают усилия», — рассуждал мужчина.

Читайте еще:  Как выглядит Екатерина Гусева в обычной жизни

После съемок в детективе «Криминальный талант» возникли слухи о романе Захаровой с женатым режиссером Сергеем Ашкенази. «Мы с Сашей подружились, она снялась у меня еще и в картине «Заложница». Она очаровательная, остроумная, аналитик, но нельзя сказать, что фейерверк на публике. В театре и кино — да, но не в обычной жизни. Ведь юмористы тоже скучные люди. У нас с Сашей были теплые и очень душевные отношения, мы понимали, любили, а главное — ценили друг друга», — комментировал постановщик отношения с актрисой.

Театральный мир дышал сплетнями, порой, откровенно фантасмагоричными: якобы Марк Анатольевич планировал выдать дочку замуж за Александра Абдулова или Андрея Соколова. Но о чем бы ни шла людская молва, а брак у Александры Захаровой случился лишь однажды.

Измена или клевета?

После развода бывшие супруги не общались

После развода бывшие супруги не общались

Еще студенткой Александра побывала в Театре имени Станиславского и впечатлилась игрой Владимира Стеклова. Однако замуж за талантливого артиста Захарова вышла, когда ей было уже под 30. Разумеется, снова не обошлось без подозрений: Стеклов устроился в «Ленком», так что окружающие судачили о браке по расчету, ради места у Марка Анатольевича.

Стеклов отмечал, что Марк Захаров всегда относился к нему уважительно. Показательна история, когда зять вернулся в общую семейную квартиру «не в форме» и уснул прямо на полу в ванной. Марк Анатольевич тогда запретил домашним будить родственника, а поутру не высказал ему ни слова осуждения.

Тем не менее, когда Захарову доложили, что зять изменяет его дочке, Стеклова выставили за дверь. «Меня вызвал на беседу Марк Анатольевич в кабинет и сказал: «Я бы очень хотел, Владимир Саныч, чтобы вы закончили отношения с Александрой Марковной». Я понял, что это вопрос, решенный на большом семейном совете. Что там было сопротивляться или умолять?» — делился Владимир Стеклов с Лерой Кудрявцевой в программе «Секрет на миллион» на НТВ.

Стеклов женился еще дважды на враче-стоматологе Ольге и Ирине Дерягиной

Стеклов женился еще дважды: на враче-стоматологе Ольге и Ирине Дерягиной

При этом актер уверял: Александре он никогда не изменял, а отношения с Марком Анатольевичем не испортились даже после ухода из «Ленкома». А вот коллега Евгений Герчаков говорил, что жена поймала Стеклова с поличным, застав его в постели с другой женщиной. На чьей же стороне правда?

Вскоре после разрыва Стеклов женился снова. В каждом браке, кроме союза с Захаровой, у него родились дети. Ну а Александра Марковна больше замуж не выходила, хотя и заявляла прессе, что не одинока. В отсутствии у актрисы семьи коллеги были склонны винить знаменитого отца, который не только служил для нее примером и эталоном мужчины, но и нередко вмешивался в личную жизнь…

«Саша — дочь своего папы, его тень, — резюмировал Алексей Веселкин. — У нее было немного мужчин, а во всяком из них, думаю, она подозревала выгоду. А потом привыкла быть не замужем и часть жизни, которую другие женщины связывают с детьми, компенсировалась ее великолепными ролями. Ну а с возрастом обычно нарастает страх открыть другую дверь, связанную с созданием семьи».

Потери

Общее горе еще больше сблизило Александру Марковну с отцом

Общее горе еще больше сблизило Александру Марковну с отцом

Стоит ли повторять, что Александра Марковна была очень близка с родителями? Звездный союз актрисы и режиссера растянулся на 60 лет, и смерть Нины Лапшиновой в 2014-м стала ударом для Марка Анатольевича и его дочери. «Будучи христианином, надо избегать уныния, пережить это тяжелое время. А потом найти в себе силы, чтобы продолжать делать то, что полезно и интересно для людей, которые приходят в театр. Работа спасает», — говорил постановщик в документальном фильме Первого канала «Марк Захаров. Я оптимист, но не настолько…»

Работа и поддержка любимой дочери спасали его вплоть до сентября 2019-го… А потом Александра Марковна осталась круглой сиротой и, как и знаменитый папа, ушла с головой в работу. Первым делом актриса закончила подготовку спектакля отца «Капкан».

«Я загадывала, что Марк Анатольевич выпустит эту премьеру сам, мы встретим Новый год и будет все иначе. Когда Марк Анатольевич лежал в больнице, мне казалось, что стоит ему доехать до театра и он встанет! Театр — это его воздух. Это то, чему он был предан, что он построил, что сотворил. Он напитал эти стены. Захаров вырастил пять поколений актеров. Я не верила в то, что его не станет. И когда это произошло… для меня мир схлопнулся», — признавалась звезда.

Читайте еще:  «Благодаря Алле Борисовне»: Зверев не забывает Пугачеву

Коллеги старались поддержать актрису в трудный час

Коллеги старались поддержать актрису в трудный час

Разумеется, смерть папы и наставника в одном лице погрузила актрису в пучину депрессии. Ситуацию усугубили слухи о том, что горе артистка топит в алкоголе: нарколог Дмитрий Вашкин заявил, что в некой базе данных, куда занесены знаменитости с пагубными пристрастиями, фигурирует имя Александры Захаровой. Интеллигентная женщина не реагировала на скандал, а вот ее коллеги по «Ленкому» клевету не простили.

Сначала артисты выразили свое негодование в соцсетях: видеообращение записал Дмитрий Певцов, в поддержку Александры Марковны выступили Людмила Поргина и Иван Агапов. Ну а Марк Варшавер обратился в прокуратуру с требованием проверить подлинность слов врача.

Выживают из театра?

К Александре Захаровой осталось такое же отношение как и раньше Она продолжает играть свои спектакли А что еще нужно актрисе  рассуждал Марк Варшавер

«К Александре Захаровой осталось такое же отношение, как и раньше. Она продолжает играть свои спектакли. А что еще нужно актрисе?» — рассуждал Марк Варшавер

Еще в позапрошлом году появились сведения, что отношения между Захаровой и Варшавером, назначенным худруком «Ленкома» после смерти Марка Анатольевича, не такие уж и гладкие. Поговаривали, что престижную должность хотела унаследовать Александра Марковна. Кроме того, Марк Варшавер создал новый совет, в который актрису не включил.

«В совете при директоре было принято решение, что все спектакли будут иметь двойной состав актеров. После чего начали вводить второй состав во всех постановках, что очень не понравилось Захаровой, ведь раньше она никогда не имела дублеров. По ее мнению, именно так ее хотят выжить из театра», — сообщали источники из театрального окружения.

После смерти отца Захарова стала еще и сорежиссером спектакля Капкан

После смерти отца Захарова стала еще и сорежиссером спектакля «Капкан»

Но не преувеличивают ли инсайдеры масштабы бедствия? «Роли никто не забирает! Александра Захарова пускай продолжает играть и Агафью Тихоновну в «Женитьбе», и молодую вдову Юлию Тугину в «Ва-банке», но второй состав у нее должен быть. В очередь с Александрой Марковной будет играть молодая и талантливая выпускница Щукинского училища Зинаида Дианова. В «Женитьбе Фигаро» наряду с Дмитрием Певцовым главную роль будет играть 30-летний Станислав Тикунов. Сюзанну, кроме Натальи Щукиной, — Саша Пиотровская. Во второй состав мы вводим молодых актеров. Но и артистов старшего поколения оставляем пока», — пояснял Варшавер.

Однако остро стоял не только вопрос ролей, но и спектаклей Марка Захарова. «Через полгода после того, как не стало отца, пришло время решать вопросы наследства. Хотя вопросов как таковых в общем-то нет. Я единственная дочь. Помню, как пришла в кабинет директора, где сидели Варшавер с Янкловичем (театральный продюсер Валерий Янклович, — прим. ред. что-то спросила о спектаклях, и Янклович сказал, что спектакли Захарова принадлежат ему, продюсеру Янкловичу. Я тихо спросила, можно ли мне посмотреть договоры. Их мне, конечно, никто не показал, мол «потом-потом». И это «потом» тянется до сих пор.

Сначала они потребовали принести им справку, что я действительно единственная наследница отца, потом еще какие-то проволочки придумывали. Потом Варшавер как-то очень быстро стал обострять отношения. Начались какие-то заочные оскорбления. Возможно, ему хотелось, чтобы я оставила попытки увидеть наконец договоры. Хотя, казалось бы, если договор есть — покажите его, это же так просто! Но я уже понимала, что этих документов просто не существует», — сетовала обратившаяся в суд Захарова.

Избегает возрастных ролей: худрук «Ленкома» о сложностях общения с Александрой Захаровой

Марк Захаров скончался 28 сентября 2019 года в возрасте 85 лет. Он руководил «Ленкомом» с 1973 года. После смерти Марка Захарова директором «Ленкома» с расширенными полномочиями был назначен Марк Варшавер. Он также занимается художественным руководством театра. Варшавер отмечал, что во главе театра хотела встать дочь Марка Захарова, однако этого «не произошло».

С тех пор как не стало Марка Захарова в знаменитом «Ленкоме» кипят нешуточные страсти. В кресло художественного руководителя сел Марк Варшавер, который решил полностью поменять сложившуюся систему. Он отмечает, что при старых порядках на сцену выходило 10-12 ведущих актеров. Остальные годами прозябали в массовке.

Новый худрук увеличил количество спектаклей и ввел всем звездам театра дублеров. Теперь, по его словам, не нужно переносить или отменять спектакли, если актер не может играть. Варшавер явно намекает на Александру Захарову, которая при жизни отца не терпела никаких сменщиц.

Не секрет, что Александра Марковна сама мечтала сесть в кресло худрука. Но кроме Певцова никто не поддержал этого решения. Актриса очень боялась, что новый человек может повлиять на ее карьеру, отняв роли, на которые ее назначил отец. Поэтому Захарова была рада назначению Варшавера, считая его своим человеком. Но вскоре стало очевидно, что он не собирается сохранять титул «ленкомовской принцессы».

Читайте еще:  10 правил жизни телеведущего Андрея Малахова

Варшавер знает Александру фактически с детства. Но сохранять в театре прежние порядки новый худрук не собирается. Он считает, что театру необходимы изменения. Прежде всего, он ввел для Захаровой двух молодых сменщиц. Прежде, у примы никогда не было подмены. Если по каким-то причинам она не могла играть спектакль, его просто отменяли.

В последние годы подобное случалось частенько. Марк Захаров болел, периодически дочь сопровождала его на лечение за границей. Варшавер считает, что театр не должен терять деньги, если у актера личные проблемы. В теперешнее время это особенно актуально, ведь посещение массовых мероприятий и так сильно ограничено.

Зрители давно отмечают, что Захарова по возрасту не подходит для многих своих героинь. Варшавер подчеркнул, что не собирается снимать актрису с ее спектаклей. Однако, по его мнению, играть Агафью Тихоновну в 58 лет это редкое исключение.

Он считает, что роли должны распределяться равноценно между актерами труппы и соответствовать их возрасту. Так что в обозримом будущем репертуар Александры Марковны изменится. Пока что за ней закреплены все те спектакли, на которые ее назначил отец.

Общение Варшавера и Захаровой зашло в тупик. Наследница режиссера намекает, что ее пытаются выжить из театра. Варшавер это отрицает, говоря о том, что не снял ее ни с одного спектакля. Мало того, он предлагает Захаровой новые роли, но она отказывается. Худрук считает, что это связано с ее желанием играть молодых девушек. При жизни отца актриса всегда избегала возрастных ролей.

«Какие у нее ко мне претензии? Я не снял ее ни с одной роли и отвечу почему. Я не давал эти роли Александре Марковне в спектаклях, где она играет девочек, и не имею права ее снимать. Еще при жизни Захарова всю ответственность я разделял с ним, даже если внутри себя не был с ним согласен», — пояснил он.

Недавно стало известно, что Захарова наотрез отказалась играть в восстановленном спектакле «Поминальная молитва». Ей была предложена роль Голды, матери семейства. Варшавер рассказывает, что сначала она дала свое согласие, но через три дня резко изменила свое мнение. Никаких объяснений не последовало.

«Она согласилась, а через три дня пришла и отказалась. Второй раз я предложил Андрею Соколову, у которого есть талант к режиссуре, сделать спектакль на трех артистов, у которых в следующем году будут юбилеи — у Захаровой, Ракова и Соколова, она отказалась. Что еще мне ей предложить?» — поинтересовался он.

Варшавер отмечает, что Захарова в штыки воспринимает все нововведения и часто говорит: папа этого не хотел, при папе было не так. Худрук не скрывает, что мысли о переменах в театре давно зрели в его голове. Но он не считал возможным возражать Марку Захарову, даже просто не хотел его расстраивать. К слову, спорить с мэтром большинство актеров побаивалось. Сказать все как есть ему могли два человека — Збруев и Броневой.

Сторону Александры Захаровой приняла только Людмила Поргина. Но она уже много лет не выходит на сцену, а в последнее время тоже активно конфликтует с Варшавером. Вдова Караченцова считает, что новый руководитель разваливает захаровский «Ленком». Но это единственное такое мнение. Большинство актеров благодарит Варшавера за то, что вывел их из тени, дав возможность играть.

Дмитрий Певцов, который всегда был за Захарову, высказывается очень аккуратно. Он считает, что самое страшное это внутренний конфликт в театре. Когда творческая составляющая тонет в бесконечных разборках. Актер даже не стал скандалить по поводу своего исключения из худсовета «Ленкома».

На вопрос, одобрил бы Захаров сегодняшнюю жизнь «Ленкома» , Варшавер ответил так. «Я не получаю от него сигналов из космоса. Но сделаю все возможное, чтобы сохранить интерес к нашим постановкам». Худрук отмечает, что проводит на работе по 20 часов сутки и будет вести подобный образ жизни пока позволяет здоровье.

я/к «Ярмарка тщеславия»

17 июня отмечает день рождения Александра Захарова, ныне переживающая нелегкие времена. 

На протяжении пары десятилетий актриса была примой в театре папы. После смерти Марка Анатольевича дочери прочили будущее худрука Ленкома, но нет, директорское кресло занял Марк Варшавер. 

При Варшавере Захарова ушла в оппозицию к руководству. Как результат, ее не ввели в творческий совет, зато в ряд спектаклей, где играет Александра, ввели дублеров.

С самого начала Александру преследовали шепотки за спиной с рефреном «Блатная». А как иначе, если окончив Щуку, она поступила работать в театр отца?

Никто не хотел замечать очевидного: Александра стала примой театра, только выполнив тяжелейшую программу-минимум, которую устанавливал Марк Анатольевич для актеров.

О наличии этой программы внятно поведал Андрей Соколов: 

«Театр Марка Анатольевича — это «его» театр от и до. Это можно принимать или не принимать, но там уже все сложилось, сложилось много лет назад, и он не может выкинуть одних, чтобы поставить других. Потому что «те» пришли раньше. Ты должен ждать своей очереди. Годами. Десятилетиями. И вместе с тем, строго запрещается отказываться выступать массовкой. Да, ты можешь отказаться, никто не будет настаивать, ты свободен, ты можешь выбирать. Но после отказа ты попадаешь в черный список».

quotФОРМУЛА ЛЮБВИquot

«ФОРМУЛА ЛЮБВИ»

В массовке Ленкома Захарова проходила десятилетие, хотя в киноролях Марк Анатольевич дочке не отказывал. Она сыграла у него в фильмах «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». 

В 1988 ей выпала роль аферистки в детективе «Криминальный талант». Захарова сыграла понаехавшую в столицу лимитчицу, что вынуждена корячиться за мизер на тяжелой работе, но дает себе отдушину, изобретая многочисленные аферы. Лежащая в основе картины повесть Станислава Родионова имела совершенно явные отсылки к «Преступлению и наказанию», фактурно выписанные образы были взяты из воздуха позднесоветского быта. Картина прозвучала. 

С АЛЕКСЕЕМ ЖАРКОВЫМ В quotКРИМИНАЛЬНОМ ТАЛАНТЕquot

С АЛЕКСЕЕМ ЖАРКОВЫМ В «КРИМИНАЛЬНОМ ТАЛАНТЕ»

Успех в кино никак на карьере театральной не отразился. В 1986 Захарова получила роль Офелии в «Гамлете», но сей спектакль долго в репертуаре не продержался. 

Захарова говорила об отце:

«Первые 10 лет в Ленкоме он заставил меня потратить на массовку. А ведь для женщины очень важен возраст, и важно рано начать играть. После первой роли — Офелии — я целых 10 лет ходила в массовке. И смотрела, как играют большие актеры».

Зато в годы последующие Захарова взяла свое: графиня Альмавива, Анна Болейн, Нина Заречная, невеста Агафья Тихоновна из «Женитьбы»…

Захарова дослужилась до званий Народной артистки, дважды лауреата Госпремии и лауреата премии правительства РФ; получила ордена Почета, «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского и прочая, и прочая, и прочая.

И все это время муссировались слухи о ее переоцененности как актрисы. 

Причем, исходили они не только от диванных экспертов, но и людей творчески состоятельных.

Вот эти мнения и рассмотрим. 

ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА

ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА

Татьяна Догилева работала у Захарова в 1978-1985 годах и также вволю постояла в массовке. Только замыслив покинуть Ленком, она получила одну из главных ролей в спектакле «Жестокие игры». 

«Когда появилась дочка, я поняла, что никто из женщин играть ничего не будет! Вести себя робко и скромно новенькая не собиралась. Едва переступив порог театра, начала раздавать направо-налево указания, грозить пальчиком. В первом же сезоне «инфанта» получила роли во всех новых постановках. Сразу стало понятно – теперь театр будет работать на дочку».

Здесь мы видим типичный пример «сдвинутого времени», когда события верно прогнозируются, поскольку уже произошли, только с хронологией не важно. Ни в каком первом, втором, пятом сезоне Захарова ролей «во всех новых постановках» не получала. Возможно, ее поведение за кулисами было дерзким, но на частоте появлений на сцене сие не сказывалось. 

Причина конфликта Догилевой и Захаровой лежит на поверхности: это актрисы одного типажа и возраста. Догилева верно оценила соперницу и свои шансы в театре да ушла.

Если с Догилевой все ясно, то взбрык Сергея Шакурова нельзя объяснить причинами конкуренции. Его подоплека раскрывается, если учитывать свободолюбие Шакурова, которое никак не вяжется именно с жесткой режиссерской направленностью театра Захарова. Хочется еще раз заявить о своем желании гулять самому, и подворачивается Захаров. А поскольку про самого Марка Анатольевича сказать нечего (спектакли-то хорошие), приплетается дочка. 

СЕРГЕЙ ШАКУРОВ

СЕРГЕЙ ШАКУРОВ

«Я не служу в конкретном театре, как, например, эти рабы в «Ленкоме» у Захарова. Я не завишу от режиссеров, мне не нужно, как многим коллегам, на горло себе наступать. Вы ведь посмотрите, что творится: взять хотя бы «Ленком». У Марка Захарова совершенно бездарная дочь — Саша Захарова, папа делает из нее звезду: тащит-тащит, главных ролей надавал, кучу званий выбил, а девочка несчастна, потому что делать ничего не умеет — она бесталанна! Марка Анатольевича, естественно, все боятся, даже корифеи — Караченцов, Абдулов, Янковский — молчат: им ничего не остается, как с ней играть. Совершенно дурацкая ситуация — такого бы я не терпел».

АБДУЛОВ И ЗАХАРОВА В quotУБИТЬ ДРАКОНАquot

АБДУЛОВ И ЗАХАРОВА В «УБИТЬ ДРАКОНА»

Стоп, вот об Абдулове поподробнее, ибо с ним связана целая линия критики Александры Захаровой.

Если не ошибаюсь, открыл тему Александр Панкратов-Черный, раздавая всем по шапкам в интервью «Экспресс-газете»:

«Абдулов с Алферовой трудились у него в «Ленкоме». Марк упорно лепил из Саши звезду, а Ире ролей вообще не давал. Сука конченая! Захаров всеми силами хотел свою дочь Сашеньку выдать замуж за Абдулова, и чуть ли не подкладывал ее к нему в постель. Алферова тем временем терпеливо прозябала в массовке»

Алферова работала в Ленкоме с 1976 года и, да, терпеливо прозябала в массовке. Как и Догилева. Как и Захарова. Как еще десятки молодых да ранних актрис. 

Что касается связки Абдулов + Захарова: на поверхности связка только творческая, а вербально можно нарисовать любой контакт, оправдываемый силой индивидуальной фантазии. 

Захарова и Абдулов снимались вместе в картинах Марка Анатольевича, выходили на сцену в одних спектаклях. И если у Алферовой наличествовала ревность, то к ролям, к ролям, а не к Абдулову.

О причинах разрыва с Захаровым она говорила так: 

«Последней каплей был такой эпизод, Захаров, давно обещавший мне роль, наконец обещание сдержал. Дал роль женщины-собаки, у которой не было слов по сценарию, но она должна была лаять. Я приступила к репетициям, Чурикова и Саша Захарова, значит, играют таких благородных красивых дам, с веерами, на балу, а я играю женщину, которая на балу покрывается волосами, превращаясь в собаку, и начинает истошно лаять. После этого я написала заявление об уходе из Ленкома».

То есть, опять наличествует мотивчик: «На ее месте должна быть я!» 

Что поделать, пряников на всех никогда не хватало.

А бочки на тех, кто пряники кушает катились всегда. 

Здесь ведь надо еще заметить, что сама Александра никому в публичном пространстве на хулу хулой не ответила, держа марку победительного достоинства.

Будь Захарова совсем уж без дарования, держала бы она на себе репертуар не сезон, — десятилетия?

Так что можно пожелать ей лишь новых ролей, с которыми актриса несомненно справится, несмотря на мнения противоположных сторон.

Многие десятилетия творческого успеха, достигнутого ежедневным трудом каждого сотрудника театра (ведь создание спектаклей — коллективный труд), закончились. Кто бы мог подумать, что беду принесет не угроза извне, а желание заполучить этот островок уникальной театральной культуры, созданный выдающимся мэтром отечественной режиссуры. После ухода Марка Захарова многие мечтают встать у руля театра, который многие десятилетия не тратил ни копейки из бюджета страны и города благодаря уникальному руководству. Хотя мы все чаще наблюдаем, как «творческие эксперименты» в различных театрах заканчиваются многомиллионными потерями для бюджета, оплачиваются из карманов налогоплательщиков. Однако привычные амбиции и желание наследницы Марка Анатольевича Захарова быть первой и единственной принимающей решения в «Ленкоме» сформировали затяжной конфликт в театре.

Многие десятилетия творческого успеха, достигнутого ежедневным трудом каждого сотрудника театра (ведь создание спектаклей — коллективный труд), закончились. Кто бы мог подумать, что беду принесет не угроза извне, а желание заполучить этот островок уникальной театральной культуры, созданный выдающимся мэтром отечественной режиссуры. После ухода Марка Захарова многие мечтают встать у руля театра, который многие десятилетия не тратил ни копейки из бюджета страны и города благодаря уникальному руководству. Хотя мы все чаще наблюдаем, как «творческие эксперименты» в различных театрах заканчиваются многомиллионными потерями для бюджета, оплачиваются из карманов налогоплательщиков. Однако привычные амбиции и желание наследницы Марка Анатольевича Захарова быть первой и единственной принимающей решения в «Ленкоме» сформировали затяжной конфликт в театре.

Вступив в борьбу за власть (а может быть, и став марионеткой в чужой борьбе за кресло), Александра Захарова, используя принцип «на войне все средства хороши», ввергла родной театр в междоусобицы и скандалы.

В истории культуры известны случаи, когда наследники, перечеркнув все творческие достижения своих предков, использовали принцип «ТАК НЕ ДОСТАВАЙСЯ ЖЕ ТЫ НИКОМУ», зачастую требуя от театров непомерных гонораров и отступных. Безусловно, авторское право подразумевает свободное распоряжение интеллектуальной собственностью, как, например, недвижимостью или семейной реликвией, полученной по наследству. И если владельцы этой самой собственности не хотят делиться, по закону они имеют на это полное право. Однако злоупотребление этим правом заставляет самих создателей интеллектуальных шедевров перевернуться в гробу.

Искусившись огромным гонораром за каждый показ спектакля «Ленкома» «Ва-Банк», который наследница получает регулярно, она возжелала большего. Заметим, что до 2001 года театральные режиссеры вообще не имели ни смежных, ни авторских прав на свои спектакли. Лишь в 2008 году ситуация поменялась — после вступления в силу 4-й части Гражданского кодекса, которая изменила законодательство об авторском праве. И за все спектакли, созданные после 2008 года, Марк Анатольевич, согласно его воле, закрепленной в договорных соглашениях, получал солидные единоразовые вознаграждения, передавая исключительные права на сценарии проектов спектаклей театральным агентам.

Теперь же, после ухода мастера, его решения и выбор подвергаются не только критике, но и оспариванию в суде самым близким человеком, родной дочерью Марка Анатольевича.

Заметим, что за время управления театром на протяжении 46 лет Захаров вывел его в авангард не только российского, но и мирового театрального искусства. Никому никогда не приходило в голову оспаривать его управленческие решения.

Именно этот факт возмутил и заставил более 100 актеров и сотрудников театра, знавших Марка Анатольевича лично, написать письмо председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину в защиту родного «Ленкома» и в поддержку нынешнего руководителя Марка Варшавера, продолжающего политику управления и творческого развития театра, созданную Захаровым, бок о бок с которым поставившим театр «Ленком» на рельсы успеха. Именно Марк Варшаверу положил 42 года жизни на поддержку всех решений и обеспечение комфортной творческой среды для воплощения гениальных идей Марка Захарова, не единожды спасая жизнь другу и соратнику, в том числе организовав многомиллионное финансирование лечения в Германии. Александре Марковне всегда была предоставлена возможность сопровождать отца за счет госбюджета. А театр вынужден был менять репертуар из-за ее отсутствия, что нередко несло за собой большие финансовые потери. Главное было то, что с Марком Анатольевичем был рядом после тяжелых операций близкий человек. Но не будем ворошить старое.

Инициированные независимым журналистом Карауловым проверки, по результатам которых в театре никаких нарушений не обнаружено, желаемого Александре Марковне результата не принесли. В возбуждении уголовного дела Караулову было отказано. Но это не остановило наследницу. Она подала исковое заявление, привлекая в качестве ответчика родной «Ленком». Оспариваются права на 4 спектакля, а именно: «Поминальная молитва» (год выпуска — 1989), «Безумный день или Женитьба Фигаро» (1993), «Королевские игры» (1995) и «Шут Балакирев» (2001).

Но, как мы уже отмечали, данные спектакли были поставлены Марком Анатольевичем в качестве режиссера-постановщика до введения в действие 4-й части Гражданского кодекса РФ в 2008 году, а значит, к сожалению, на эти постановки не распространяются смежные права. Но Александра Марковна упорно доказывает, что театр много лет обманывал Марка Анатольевича, который был единоначальным руководителем театра с 1987 года и не выплачивал ему авторский гонорар за режиссуру и постановку спектаклей. Подчеркнем, что именно Марк Анатольевич не считал нужным заключать с самим собой отдельные договора, поскольку постановка спектаклей входила в перечень его обязанностей по контракту.

Ни для кого не секрет, что Александра Захарова была главной героиней практически всех спектаклей Марка Анатольевича. Один из них, идущий в театре по сей день, — «Вишневый сад», в котором Раневская неоднократно восклицает: «Это мой сад! Это мой дом!» Вероятно, народная артистка России путает сцену с государственным учреждением, которое ее отец хоть и прославил, но никогда не считал своей собственностью.

Ирина ГОРЮНОВА, заведующая литературно-драматической частью театра «Ленком» Марка Захарова.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28802 от 14 июня 2022

Заголовок в газете: «Ленком» не передается по наследству

Александра Захарова

Александра Захарова. Фото: Максим Григорьев/

В команде артистки был тележурналист Андрей Караулов, который привлек в качестве «живого свидетеля» Гавриила Попова, бывшего мэра Москвы, которому сейчас 85 лет. Последний записал «нотариально заверенное интервью».

По словам Караулова, в этом интервью Попов говорит о том, что еще в начале 90-х предлагал Марку Захарову приватизировать «Ленком», но тот отказался. Попов напомнил, что в 1987 году у Марка Захарова случился первый инфаркт. Тогда ему предложили должность худрука театра.

Караулов также назвал «позором и мерзостью» «Ленком», который судится с дочерью Марка Захарова. Он напомнил, что с недавним юбилеем Александру поздравляли президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин, а директор театра Марк Варшавер назвал ее «крысенышем». Журналист указал на то, что сегодня «мы защищаем имя Марка Захарова».

«И еще: никто из театра сегодня не пришел поддержать Сашу, даже Певцов. Боятся Варшавера. Боятся остаться без работы. Саша Захарова сейчас играет только в одном спектакле. Театр украл у нее 200 миллионов рублей», — сказал Караулов.

Александра Захарова пыталась доказать, что авторские права на спектакли ее отца принадлежат ей, а не театру или частному продюсерскому центру, который финансировал постановки «Ленкома» последние 20 лет. Она считает, что театр не мог без ее согласия восстанавливать спектакль Захарова «Поминальная молитва».

Оцените статью
( Пока оценок нет )