Образование сегодня. Прощаемся с Болонской системой, а что вместо нее?

Власти России и общественные деятели в последнее время начали указывать на необходимость отказаться от Болонской системы в высшем образовании. Кроме того, депутаты Госдумы уже разработали законопроект, предлагающий вернуть повсеместное использование специалитета. О том, что из себя представляет Болонская система, что придет ей на смену и какие плюсы и минусы есть у международного образовательного формата, читайте в материале «Известий».

История и понятие

Болонский процесс берет свое начало из декларации, подписанной 19 июня 1999 года министрами 29 стран. Название принятой в то время образовательной системы было выбрано в честь Болонского университета, где и подписали соответствующий документ. В настоящее время в программе участвуют 49 стран, включая Россию.

Болонский процессподразумевает соблюдение двух ключевых условий. Так, участвующие в этой системе страны придерживаются разделения высшего образования на три ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Во-вторых, система предполагает взаимное признание образования за рубежом. Так, выпускник, получивший степень бакалавра в одной стране, может продолжить образование на магистратуре в другом государстве-участнике Болонского процесса.

Чтобы получить степень бакалавра, необходимо посвятить учебе в вузе 4 года. После этого можно продолжить обучение, потратив 2 года на получение степени магистра. Для самых любознательных также предполагается возможность получить докторскую степень, посвятив этому еще 3 года.

Авторы инициативы преследовали цель создать в Европе единое пространство высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в высших учреждениях разных стран. Таким образом, на основе Болонского процесса должна была возникнуть глобальная европейская система образования.

Как прижилась Болонская система в России

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. На тот момент в стране действовала система советского высшего образования. В результате Болонскую систему внедрили в высшие учебные заведения, тогда как от идеи введения 12 классов в школах отказались, сохранив одиннадцатилетку.

Прошлая система образования в России включала так называемый специалитет, требующий обучения на протяжении 5–6 лет. После присоединения к Болонскому процессу данный формат был упразднен, но в некоторых вузах возможность выучиться на специалитете сохранилась. Однако такая степень не признается другими странами-участницами Болонской системы, — там такое образование считается бакалавриатом.

Интеграция России в международную образовательную систему произошла наряду с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ. Такая система, хоть и отвечает международным стандартам, не является требованием для вступления в Болонский процесс. Ключевое требование — обеспечение равных прав при поступлении в вузы, а страны уже сами могут выбирать нужную форму экзамена.

Несмотря на планы России по выходу из Болонской системы, речи об отказе страны от ЕГЭ не идет. Экзамен имеет к Болонскому процессу лишь косвенное отношение.

Отказ РФ от Болонской системы

24 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что Россия откажется от Болонской системы, разработав собственную образовательную структуру. По словам главы ведомства, российская система образования станет уникальной. В ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов.

Позднее Фальков пояснил, что отказ от Болонской системы в России не будет означать отказ от бакалавриата и магистратуры. Он отметил, что многие россияне получили степень бакалавра и без степени магистра не смогут двигаться дальше из-за квалификационных требований к должностям.

По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, интеграция России в Болонскую систему не состоялась — вопреки обещаниям Запада российские дипломы и научные степени продолжают подвергаться дискриминации, кроме того, лучшие наработки российского образования были утеряны.

25 мая стало известно, что профильный комитет Госдумы по науке и высшему образованию совместно с правительством начал работу над практическими шагами по выходу России из Болонской системы. 2 июня первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин заявил, что законопроект о добровольном участии вузов в Болонском процессе разработан и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.

6 июня заместитель главы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев сообщил, что все российские вузы были исключены из Болонского процесса по решению Болонской группы. По его словам, соответствующее решение организация приняла 11 апреля — тогда было приостановлено представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса.

Из информации на сайте Европейского пространства высшего образования следует, что Болонская группа решила приостановить действие прав представительства Российской Федерации и Белоруссии в организации. При этом в списке стран-участниц Болонской системы Россия всё еще числится.

Эксперты о Болонской системе

Как отметил в беседе с «Известиями» ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Андрей Рудской, уход России от Болонской системы образования назревал давно. Так, подобный формат не подходит для тех специальностей, в которых требуется многолетнее углубленное изучение, например медицины и инженерных направлений.

Вместе с тем эксперт подчеркнул, что отказ от Болонского процесса должен происходить постепенно. По его словам, следует взять лучшее от российского опыта специалитета и постулатов Болонской системы, чтобы в результате создать смешанную структуру.

Похожего мнения придерживается педагог русского языка и литературы Любовь Сойкина. Она также указала на необходимость создать некий «гибрид» — объединить позитивные наработки Болонской системы образования и собственные практики.

По словам эксперта, введение ЕГЭ после присоединения к Болонской системе привело к частичной отмене вступительных испытаний в университеты и учету только результатов экзамена. По мнению педагога, ЕГЭ сильно ограничило учеников в знаниях.

«Вместо реального получения знаний, способности размышлять, рассуждать школьники просто тренируются быстро ставить галочки в анкете. От реальных знаний здесь мало чего остается», — заявила она.

В свою очередь декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов подчеркнул, что в нынешней ситуации необходимо подобрать ту модель образования, которая удобна и отвечает запросам рынка, науки и экономики. По словам специалиста, российские вузы на протяжении последних 20–30 лет интегрировались в мировой образовательный процесс, однако Болонская система не стала частью академической жизни в России, хотя на эту систему и ориентировались.

Вместе с тем юрист Михаил Прядко уточнил, что юридически Россия может вернуться в Болонский процесс.

Россию и Беларусь исключили из Болонского образовательного процесса. Российские чиновники в последнее время и сами много говорили о выходе из программы, но Европа, кажется, решила сыграть на опережение. Что это значит для российского высшего образования? Разбираемся в тексте.

Что случилось

В понедельник, 6 июня, замминистра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев на расширенном заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре заявил, что вузы России больше не участвуют в Болонском процессе. Об этом сообщает «РИА Новости».

На первый взгляд кажется, что заявление Афанасьева стало логичным завершением дискуссии, которая началась 17 мая. Тогда председатель комитета Госдумы по международным делам и новый руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий вместе с вице-спикером Госдумы Петром Толстым выступили за отмену Болонской системы в России.

25 мая Министерство науки и высшего образования отреагировало на заявление депутатов и сообщило о вероятном создании собственной системы организации высшего образования. Университетское сообщество начало рассуждать о реформах, эксперты — обсуждать риски и достоинства радикального решения.

А потом оказалось, что Россию и Беларусь исключили из Болонского процесса ещё в апреле

Об этом рассказал сам Афанасьев на том же заседании, сообщив, что такое решение было принято Болонской группой 11 апреля, через месяц после того, как 185 ректоров российских вузов подписали письмо о поддержке спецоперации. Как сообщает «Комсомольская правда», комментируя исключение из Болонской системы, замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев заявил: «Это Болонская система из нас вышла, а не мы из неё».

Как было раньше

Россия присоединилась к Болонскому процессу — программе универсализации европейского образования, в которую в начале 2022 года входило 48 стран — в 2003 году. Тогда же в университетах появилась двухступенчатая система образования «бакалавриат + магистратура». Прочитать больше об истории Болонской системы и о том, как Россия входила в процесс, можно в материале «Мела».

По данным опроса SuperJob, 66% россиян поддерживают отказ от системы двухступенчатого образования. По их мнению, подобное обучение не даёт систематических знаний, которые необходимы профессионалам разных сфер.

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований* (внесён в реестр иноагентов) и преподаватель Свободного университета Дмитрий Дубровский (внесён в реестр иноагентов) связывает плохую репутацию «бакалавриата + магистратуры» не с внутренними недостатками самой системы, а с особенностями её реализации в России.

«Все по-разному относились к Болонской системе. Кто-то смог получить от неё бенефиты, особенно те вузы, в которых магистратура создавалась с нуля. Это Высшая школа экономики, отчасти РГГУ, Шанинка, Европейский университет. Магистерские программы там особенно удачные, — считает эксперт. — Консервативные вузы, по моему мнению, Болонская система зацепила только боком. Часто там просто брали специалитет, отрезали от него год и называли это бакалавриатом. Отрезанный год становился магистратурой».

Другая важная составляющая Болонского процесса, академическая мобильность преподавателей и студентов между вузами, была организована более успешно, но имела свои особенности. Так, российские студенты часто ездили в европейские вузы. При этом обмена между университетами внутри России практически не существовало.

Даже при переходе из одного вуза в другой студенты были вынуждены досдавать некоторые предметы или проходить отдельные курсы заново. При этом Болонская система предполагает, что во всех входящих в неё вузах существует примерно одинаковый набор предметов, за сдачу которых студенты получают кредиты (зачётные учебные единицы), которые равноценны во всех университетах.

Последние новости:  Топ 10 ошибок в сексе (1-часть)

Такие трудности, замечает эксперт, были не просто формальными, они скорее препятствовали свободе академического выбора: в рамках Болонской системы каждый студент мог организовать свой индивидуальный план обучения, пользуясь курсами по выбору, которые в России так и не были реализованы полноценно.

В некоторых университетах появились факультеты liberal arts, предполагающие, что учащиеся смогут сами, исходя из своих интересов, выбирать курсы — но и этот проект не удался. «Такая система требует высокой самоотдачи от преподавателей. Если у вас есть курс по выбору, вас могут не выбрать — вы останетесь без нагрузки. Это угроза для преподавателя, который привык к тому, что студенты есть всегда», — говорит Дмитрий Дубровский* (внесён в реестр иноагентов).

Образование сегодня. Прощаемся с Болонской системой, а что вместо нее?

Фото: Nomad_Soul / shutterstock / fotodom

Что будет теперь

Российские чиновники заявили, что в стране будет разработана новая система высшего образования, ещё за несколько недель до исключения России из Болонского процесса. Но информации о том, чем будут замещать европейскую модель, до сих пор мало.

Из интервью министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова газете «Коммерсантъ» стало известно, что система бакалавриата и магистратуры не исчезнет по крайней мере в ближайшие два года из-за утвержденных цифр приёма.

Кроме того, министр усомнился в том, что двухступенчатую систему вообще будут убирать, потому что «много людей, которые симпатизируют этим форматам образования», «миллионы получили бакалаврское, а без степени магистра они не смогут дальше продвигаться», «мы входим в топ-7 стран в мире по количеству иностранных студентов, для них это понятная система».

Судя по ответу Фалькова, вероятнее всего, появится ряд неких ограничений, которые не позволят бакалаврам, например, журналистики поступать на технические специальности. При этом неясно, будет ли действовать подобное ограничение в зеркальной ситуации, когда инженер попытается поступить, скажем, на философскую магистратуру.

Министр также допустил развитие специалитета, которое не нужно «искусственно зажимать»

Он предположил, что ряд сложных направлений, например врачебных и инженерных, может превратиться в специалитеты. «Они требуют другого срока обучения, это изначально больше специалитет, чем бакалавриат», — сказал Фальков.

Неясно и как будет проходить международный обмен студентов и преподавателей в новых условиях. В интервью «Коммерсанту» Фальков также указал, что Россия не отказывалась от академической мобильности, но «коллеги по европейскому пространству высшего образования в одностороннем порядке приняли решение об отказе от сотрудничества с нашими университетами».

Тем не менее Минобрнауки посоветовало вузам отказаться от программы обмена студентами Erasmus+, которая ещё доступна для россиян, только 1 июня. Теоретически международный обмен с Европой всё ещё возможен, но неясно, в каком формате и на каких условиях он будет происходить.

«Конечно, широкий международный обмен уйдёт из России. Он может сохраниться в каком-то виде, если европейские университеты согласятся — пока не согласились — принимать российских студентов, не аффилированных с российскими вузами. То есть чтобы поступить в Европу, студент из России должен будет либо уйти из своего российского вуза, либо окончить его, — говорит Дмитрий Дубровский (внесён в реестр иноагентов). — Какая-либо коммуникация и сотрудничество между университетами уже невозможны. Думаю, академический обмен в полном объёме сохранится с такими странами, как Индия, Иран и Китай».

С введением Болонской системы часто связывали и появление ЕГЭ, который стал единым стандартом проверки знаний для всех школьников страны. Вскоре после появления первых новостей о возможном отказе России от Болонской системы «Коммерсантъ» со ссылкой на главу Рособрнадзора Анзора Музаева сообщил, что в ведомстве не рассматривают вариант отказа от принятой системы ГИА.

Изображение на обложке: hxdbzxy / shutterstock / fotodom

Почему в России отменяют Болонскую систему и какие будут последствия

Всего за два месяца формат бакалавриата и магистратуры превратился в пережиток прошлого.

Фото: Thomas Lohnes / Stringer / Getty Images

Шеф-редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Ещё в марте такой вариант не рассматривался всерьёз, а сейчас уже готовится законопроект об отказе от Болонской системы и возврате к «истокам». Из этой статьи вы узнаете:

  • что случилось с Болонской системой в России;
  • что этому предшествовало — про желание вернуться к «лучшей в мире образовательной модели»;
  • что представляют собой Болонская система, Болонский процесс и за что их сейчас критикуют;
  • в сухом остатке: что изменится в связи с отменой Болонской системы и на что это повлияет;
  • что будет с дипломами бакалавров и магистров? И с набором в магистратуру?

Всего два месяца назад, в марте, в Минобрнауки сообщили «Интерфаксу», что отказ от участия в Болонском образовательном процессе в министерстве не обсуждается.

Более того, в этом году внепланово увеличивают количество бюджетных мест в магистратуре по приоритетным направлениям подготовки — инженерным, по промышленным технологиям и цифровой трансформации. Соответствующий законопроект 17 мая был принят в Думе и направлен в Совет Федерации.

А 24 мая глава Минобрнауки

Валерий Фальков

заявил «Коммерсанту», что Болонская система — «прожитый этап»:

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента» — сказал он.

25 мая глава Рособрнадзора

Анзор Музаев

сообщил , что, по его мнению, отказываться от Болонской системы нужно поэтапно, хотя бы за два года:

«Те заявления, что мы видим и слышим, и министр говорил, что поэтапный переход [планируется], иначе никак. Здесь главное — снова не наделать ошибок, которые приведут, в первую очередь, к тому, что пострадают от этого у нас студенты, качество знаний и так далее».

В тот же день этот вопрос был вынесен на обсуждение Государственной думы, и Telegram-канал «Дума ТВ» опубликовал видеозапись, где председатель Госдумы

Вячеслав Володин

сообщает о том, что, по его сведениям, позицию министра образования и науки поддерживают все фракции: «Нам необходимо выходить из Болонской системы». Далее это мнение подтверждает и председатель комитета Государственной думы по науке и высшему образованию

Сергей Кабышев

: «Это результат последовательной и принципиальной позиции комитета».

Кстати, Вячеслав Володин провёл в своём Telegram-канале голосование, в котором приняли участие свыше 9 тысяч подписчиков. И 90% из них отметили, что поддерживают выход из Болонской системы. Ничего удивительного в этом нет. Если бы было предложено голосование об отмене ЕГЭ, то, наверное, вариант «за» поддержали бы вообще 100%. И ЕГЭ, и двухуровневая система «бакалавриат и магистратура» вошли в нашу практику давно, но до сих пор воспринимаются большинством как нечто новое и чужое. Даже из тех, кто работает в сфере образования, а уж из тех, кто не знаком с внутренней кухней, и подавно, многие склонны списывать причины всех бед и проблем системы на «чуждые реформы», а старую систему — идеализировать. Это феномен ностальгии и свойственной человеку нелюбви к любым инновациям.

Но похоже, что планы чиновников и депутатов не означают полный отказ от двухуровневой системы образования, которую предполагает Болонская система, — то есть бакалавриат с магистратурой могут остаться. Однако есть вероятность, что переход между ними утратит гибкость, то есть можно будет поступить в магистратуру лишь по направлению, близкому тому, по которому был окончен бакалавриат (сейчас это необязательно). Такое предположение можно сделать исходя из того, что рассказал «Коммерсанту» первый заместитель Сергея Кабышева

Олег Смолин

. По его словам, сейчас готовится законопроект, согласно которому специалитет станет основной формой высшего образования, но не единственной.

Смолин пояснил, что вузы смогут реализовывать программы и по двухуровневой системе: «Например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации. Или же где бакалавриат и магистратура интегрированы между собой, когда студент продолжает обучение в магистратуре по той же специальности».

26 мая Сергей Карбышев сообщил в своём Telegram-канале, что на заседании комитета Государственной думы по науке и высшему образованию «обсудили ход реализации мероприятий „дорожной карты“ по формированию национально-ориентированной стратегии развития системы высшего образования в Российской Федерации». Он также пояснил позицию:

  • важно учитывать при совершенствовании системы образования как положительные стороны советской системы образования, так и «уроки» Болонской;
  • система образования должна соответствовать стремительным изменениям в экономике и обществе в целях обеспечения суверенитета российского государства.

Фото: сайт фракции «Единая Россия»

В свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Лилия Гумерова

сообщила , что подготовка изменений для создания отечественной системы высшего образования займёт не менее года, а до её внедрения должен пройти как минимум четырёхлетний цикл. Видимо, имеется в виду, что сначала должны отучиться в бакалавриате те, кто поступает в этом году. Гумерова также сообщила, что вопрос отказа от Болонской системы будут обсуждать 6 июня на расширенном заседании комитета.

Глава Российской академии образования

Ольга Васильева 

поддержала идею о том, что пятилетний специалитет должен занять в структуре программ отечественного высшего образования ведущие позиции. Васильева тоже считает, что по ряду направлений, в том числе на программах, ориентированных на иностранных студентов, вполне возможна подготовка по двухуровневой системе. В то же время она призвала помнить о целых поколениях выпускников с дипломами бакалавров: они не должны быть ущемлены.

Критика Болонской системы и призывы к её отмене звучали давно — это была такая же «вечная тема» в образовательной повестке, как недовольство ЕГЭ и отказ от него. Но всерьёз это обычно не воспринималось. После изменения геополитической обстановки в связи с началом вооружённого конфликта в Украине подобные призывы стали звучать настойчивее. Но и тогда в решительные действия они переросли не сразу.

Так, в марте руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду»

Сергей Миронов

заявил о необходимости отмены Болонской системы и «возвращения к истокам», а премьер-министр

Михаил Мишустин

в ответ на это ему напомнил, что в России Болонская система и так работает с учётом национальных особенностей: наряду с ней существует специалитет по некоторым программам подготовки. Он признал, что у советского образования были свои сильные стороны, но «сегодня, конечно, многое строится иначе».

Более того, весь прошлый год активно обсуждалась новая экспериментальная система «2 + 2 + 2», которая, по сути, представляет собой тот же бакалавриат с магистратурой, только с особым, гибким устройством программы бакалавриата.

В апреле ректор МГУ

Виктор Садовничий

, который изначально скептически относился к вступлению России в Болонский процесс, заявил, что копирование этой системы в России существенно понизило качество образования.

17 мая вице-спикер Госдумы

Пётр Толстой 

сообщил, что считает необходимым отказаться от Болонской системы и вернуться к «традиционной русской системе образования».

24 мая в «Аргументах и фактах» вышло интервью с секретарём Совета безопасности РФ 

Николаем Патрушевым

, где он дал такую оценку текущим событиям:

«В настоящее время наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой Болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».

В тот же день было опубликовано заявление Валерия Фалькова о «прожитом этапе».

Болонская система основана на международной декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 году в городе Болонье. В дальнейшем к декларации стали присоединяться и другие государства. Реализация положений этого документа называется Болонским процессом. Сейчас в нём участвуют 49 стран, включая (пока ещё) Россию, которая присоединилась к декларации в сентябре 2003 года.

Последние новости:  Вести от Тепляковых: Конвейер запущен в основном режиме

Как указано в исторической справке на сайте МГУ, «Болонский процесс — важнейший компонент европейской интеграции, процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования».

Основными целями Болонского процесса провозглашены такие:

  • построить европейскую зону высшего образования как ключевое направление развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • повысить качество образования;
  • обеспечить конкурентоспособность европейского образования;
  • достичь наибольшей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
  • формировать и укреплять интеллектуальный, культурный, социальный и научно-технический потенциал европейских стран, повысить престижность европейской высшей школы в мире;
  • повысить центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей (университеты при этом рассматриваются как носители европейского сознания).

Под выражением «Болонская система» в России обычно имеют в виду двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратуру. Но сближение национальных систем образования разных стран не ограничивается только тем, что везде действуют эти две ступени. Это сближение, среди прочего, включает ещё такие планы:

  • Принять систему сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому, чтобы обеспечить возможность трудоустройства европейских граждан. Проще говоря, диплом и степень, полученные в одной стране Болонской системы, должны признаваться и в других странах, присоединившихся к декларации.
  • Внедрить единые критерии для оценки качества образования и преподавания.
  • Поддерживать и развивать традиционный европейский подход к реализации высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

В итоге обучение в университете любой страны — участницы Болонского соглашения должно быть сопоставимо по содержанию с обучением в других странах, чтобы студенты из разных государств могли учиться на совместных программах, переходить из вуза в одной стране в вуз другой страны с зачётом дисциплин, без особых трудностей после бакалавриата в одной стране поступить в магистратуру в другой и устраиваться со своим дипломом на работу.

Осуществление намеченных в декларации целей — процесс небыстрый, и раз в несколько лет страны-участницы актуализируют приоритетные шаги на ближайшие годы.

Россия вошла в состав участников Болонского процесса в сентябре 2003 года, но в ней наряду с системой «четырёхлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура» продолжала и до сих пор продолжает действовать для некоторых направлений (например, медицинских и инженерных) и «советская» система специалитета, в котором продолжительность обучения составляет 5–6 лет. Кстати, для других стран — участниц Болонской системы наши дипломы специалистов приравниваются к бакалаврским.

Сторонники прежней советской системы обычно критикуют Болонскую, подразумевая именно двухуровневость системы, за:

  • более короткий по сравнению со специалитетом срок обучения в бакалавриате. Дело в том, что далеко не все бакалавры идут в магистратуру (эта ступень необязательная), и тогда получается, что их высшее образование ограничивается четырьмя годами. Противники системы считают, что этого мало для полноценного образования, и на бакалавров смотрят как на «недоучек», а бакалавриат ругают за отсутствие фундаментальности;
  • то, что можно поступить в магистратуру по иному направлению, чем был бакалавриат (например, став бакалавром по экономике, пойти в юридическую магистратуру — если, конечно, получится пройти по конкурсу). Кто-то видит в этой гибкости плюсы, кто-то — минусы, считая тех, кто учился в магистратуре «не по своему» направлению, тоже «недоучками», раз у них не было профильной базы.

На недостаточность срока обучения в бакалавриате указала, например, вице-спикер Госдумы

Ирина Яровая,

комментируя минусы Болонской системы: «Главная проблема Болонской системы — отсутствие равного и непрерывного, а значит, качественного образования». Она отметила, что 60% бакалавров ежегодно стоят перед выбором: пойти им в магистратуру платно или ограничиться ступенью бакалавра.

Вероятно, вице-спикер подразумевает этим аргументом, что бюджетных мест в магистратуре хватает не всем желающим, а те, кому их не хватило и у кого при этом нет возможности учиться за деньги, остаются за бортом, так как у бакалавриата самого по себе (без магистратуры) качество подготовки недостаточное.

Но этот аргумент кажется спорным. Мест для магистратуры действительно выделяется меньше, чем для бакалавриата, однако это логично в условиях, когда бакалавриат считается полноценной ступенью образования, а вторая ступень предназначается для желающих заняться наукой или детальнее углубиться в узкую прикладную область. Такое желание есть не у всех, кому-то для работы хватает бакалавриата. Что касается недостаточности подготовки, то вряд ли это касается повально всех программ бакалавриата, а для наиболее сложных и так действует специалитет либо его можно ввести — там, где четырёхлетний срок действительно не позволяет охватить весь объём знаний, необходимых для качественного освоения специальности. Строго говоря, если дело только в сроке, то и бакалавриат можно сделать пятилетним — там, где требуется более фундаментальная подготовка. А для каких-то прикладных специальностей, возможно, и трёх лет вполне хватит. 

Заметим, что сокращённые сроки образования не всегда минус с точки зрения государственных интересов. Например, президент недавно поручил разработать такие методики ускоренного обучения IT-специалистов, чтобы можно было поступать на пятилетнюю программу высшего образования сразу после девятого класса. По сути, должен получиться микс школьной программы для 10–11-х классов и бакалавриата — то есть в пять лет планируется вместить то, что сейчас занимает шесть.

Кроме того, Ирина Яровая сослалась на необходимость качественной подготовки специалистов для целевого набора — очевидно, опять же, подразумевая, что бакалаврской подготовки для этого мало.

Скорее всего, наиболее вероятную причину столь резкой и единодушной смены позиции чиновников и депутатов относительно Болонской системы стоит искать в том, что стремление к европейской унификации образовательного пространства на фоне недружественной геополитической ситуации стало для России неактуальным. Об этом, в частности, прямо заявила глава комитета Госдумы по просвещению

Ольга Казакова

:

«Надо уверенно и оперативно заканчивать со всеми нормами и стандартами, которые навязывала Европа нашему обществу в лихие годы под ширмой новомодных благ, а на самом деле за этим стояли цели глобализации, отрыва молодых людей от своей страны, продвижения чуждых нам ценностей».

Если в результате обратной реформы останется, как разъяснил Олег Смолин, и двухуровневая система (бакалавриат с магистратурой), и специалитет, то чем же новая система будет отличаться от действующей сейчас?  

Во-первых, скорее всего, 

изменится соотношение количества программ специалитета и бакалавриата

. Сейчас в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования программ бакалавриата больше, чем специалитета (186 против 125) — но стоит ожидать, что постепенно доля специалитета вырастет. Возможно даже, что бакалавриат станет скорее исключением, чем нормой. А значит, снова предстоит переработка ФГОС, конкретных программ и учебных планов для разных направлений подготовки. Хорошо это или плохо? Смотря как это будет реализовано. Если продуманно вернут более длительный срок обучения (специалитет) только на те направления подготовки, где он действительно нужен, где переход на систему четырёхлетнего бакалавриата во время вступления в Болонский процесс состоялся механически, по принципу «все под одну гребёнку» и повредил качеству образования, то это, конечно, хорошо. Это будет исправлением ошибок. Если же снова получится «все под одну гребёнку» — но на этот раз по принципу «все дружно строем в специалитет», то и результат будет соответствующим. Оптимальным вариантом представляется набор разных возможностей. 

Из-за сокращения бакалавриата, вероятно, станет меньше и программ магистратуры.

Фото: photravel_ru / Shutterstock

Во-вторых, выход России из Болонского процесса, из числа стран — участниц международной декларации «Зона европейского высшего образования» будет означать

отказ от планов на сближение нашей национальной системы высшего образования с европейской

. Но российское высшее образование и сейчас идёт своим путём — это видно, например, по тому, какое большое внимание в последнее время уделяется воспитательной роли вузов, а также унификации изучения истории на всех направлениях подготовки.

В-третьих, вероятно,

усложнится процесс признания в Европе дипломов

, полученных в России. Это важно не только для тех, кто собирается работать за рубежом, но и для тех, кто хочет продолжить там учёбу — в магистратуре, докторантуре. 

В-четвёртых, могут 

пострадать совместные образовательные программы

российских вузов с университетами — партнёрами из стран Болонской системы, а также планы по привлечению на российские образовательные программы студентов из-за рубежа. Но перспективы международного сотрудничества с европейскими вузами сейчас и без того печальные, а скажется ли отказ от Болонской системы на возможностях сотрудничества, например, с азиатскими университетами — вопрос. К слову, в Китае система высшего образования двухуровневая, хотя он и не является формально частью Болонского процесса.

Остаётся интрига: что теперь будет с планами на «2 + 2 + 2»? Пока не ясно, но представляется, что эти планы могут остаться вполне актуальными для программ, для которых сохранят двухуровневую систему. В то же время выраженная ориентация на специалитет как основную форму образования может означать

отказ от гибкости и индивидуализации образовательных траекторий

. Ведь советский специалитет, если за эталон будет принят именно он, предполагал унифицированный для всех образовательный путь, его целью была подготовка стандартного специалиста. Так это будет или не так, покажет время. Но новый перечень специальностей и направлений подготовки в вузах, который был утверждён в марте 2022-го и должен был вступить в силу в сентябре 2024 года, был нацелен на повышение гибкости программ высшего образования и должен был создать основу для «2 + 2 + 2». Направлений бакалавриата в нём, кстати, как и сейчас, больше, чем специалитета (154 против 124). Может статься, что в новых условиях он утратит актуальность.

Отказ от Болонской системы не произойдёт одномоментно — будет предусмотрен переходный период, как и в любых больших реформах.

Ранее выданные дипломы, конечно, не утратят юридическую силу. Просто в течение многих лет в России будут в ходу разные типы дипломов о высшем образовании. Нам к этому не привыкать — точно так же происходит с тех пор, как Россия ввела двухуровневую систему, сохранив и специалитет. Другое дело, что бакалавры рискуют оказаться в проигрыше по чисто психологической причине: отношение к ним как к недоучкам, если они не окончили магистратуру, может усилиться на фоне роста количества выпускников с дипломами специалистов.

Поэтому тем выпускникам бакалавриата, которые в этом году собирались поступать в магистратуру, не стоит отказываться от своих планов. А тем, кто до сих пор не задумывался о дипломе магистра, возможно, самое время это сделать, пока на рынке представлена широкая линейка магистерских программ.

Те образовательные программы бакалавриата, на которые состоится набор в 2022 году, прямо сейчас, на коленке, не могут быть преобразованы в специалитет. Программы и учебные планы формируются и утверждаются задолго до приёмной кампании. Именно поэтому Лилия Гумерова сказала о необходимости выдержать четырёхлетний цикл, прежде чем вводить изменения.

Последние новости:  Лунгт в Красной Армии: какие части и почему носили этот символ

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Вы пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом – сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать про курс

  • Что такое Болонская система образования
  • Плюсы и минусы Болонской системы
  • Когда и почему планируют ее отменить
    • Чем отказ чреват для учащихся и студентов
  • Какие есть альтернативы Болонской системе

Удивительно, но факт: многие граждане России до сих пор ностальгируют по советской системе образования! Есть общепринятое мнение, что образовательную систему СССР отличали фундаментальность и качество.

Однако на протяжении последних десятилетий система образования России шла по пути интеграции с европейскими странами, в том числе в части соответствия Болонской системе образования. Что это за система и к чему может привести отказ от нее в 2022 году?

Что такое Болонская система образования

Болонская система высшего образования — это система единых стандартов обучения, которая объединяет ВУЗы разных государств. Название связано с университетом Болоньи, где в 1999 году 29 европейских стран подписали соглашение о создании единых образовательных стандартов. В 2000-ых и 2010-ых количество стран, присоединившихся к соглашению стремительно множилось. В 2003 году присоединилась к Болонскому процессу и Россия. 

Кстати, именно в итальянской Болонье в 50-х годах прошлого века разработали популярную болоньевую ткань. Куртки из этой ткани носили, пожалуй, едва ли не все жители позднего СССР.

По состоянию на 2022 год число участников Болонской системы насчитывает

46 государств

Среди европейских стран не интегрировались в образовательный процесс только Монако и Сан-Марино.

Образовательный процесс в рамках Болонской системы разделен на три ступени: 

  • бакалавриат (четыре года в вузе); 
  • магистратура (еще 2 года);
  • аспирантура – докторантура (еще 3-4 года).

Также в числе принципов Болонского процесса — поощрение

академической мобильности

Предполагается, что студенты всегда смогут активно перемещаться на стажировки в другие страны.

Впрочем, стажировка — еще не работа, а вот оформление самозанятости в России всегда позволит легально заниматься любимым делом, особенно если специальность подразумевает возможность работы на себя.

Оформить самозанятость можно вместе с Совкомбанком. Услуга позволит вам регистрировать доход и формировать чеки онлайн. Налоговая ставка не будет увеличиваться до 2029 года.

Но вернемся к Болонской система. Она поощряет выбор любой другой специальности, отличной от первоначальной, для обучения в магистратуре и аспирантуре. 

К примеру, человек может получить базовое образование в сфере юриспруденции, а магистратуру окончить по направлению менеджмента.  

Обучение проходит в

модульном формате

— каждый учебный год делится на четыре модуля, а не на два семестра, как в советской высшей школе. Оценивают учащихся с помощью кредитов: каждый предмет стоит определенное количество кредитов, в зависимости от сложности.

Ну и главный постулат Болонской системы образования – выдача

приложений к дипломам

установленного образца. Он предполагает взаимное признание таких образовательных документов странами-участницами Болонского процесса. Делается это в том числе для того, чтобы выпускники всегда могли найти работу по специальности за рубежом без необходимости в переподготовке.

Плюсы и минусы Болонской системы

Плюсы Болонской системы следующие:

  • Гибкость

    Завершить обучение в бакалавриате можно по одной специальности, в магистратуре — по другой, в аспирантуре — по третьей. Это позволяет человеку исправитьсвязанную, возможно, с поспешным выбором специальности на одном из этапов обучения. Каждый учащийся, таким образом, может стать специалистом более широкого профиля, поскольку получит знания из разных дисциплин.

Многие с недоверием воспринимают юриста, который окончил, к примеру, только магистратуру, однако в действительности такой юрист может успешно практиковать. Первый курс магистратуры предполагает наличие базовых дисциплин, чтобы те, кто не оканчивал бакалавриат, могли вникнуть в основы права. Да и практика помогает восполнить теоретические пробелы.

  • Мобильность

    Завершить бакалавриат можно в одной стране, магистратуру — в другой. Можно проходить различные программы стажировки, и так познать принципы обучения и культуру другого государства.

  • Вариативность.

    В Болонской системе есть дисциплины по выбору, когда человек осознанно решает, что именно ему интересно.

К примеру, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» есть «МАГОЛЕГО» или дисциплины по выбору, когда студент магистратуры в дополнение к обязательной программе может выбрать любой из десятка представленных общеуниверситетских курсов.

Среди минусов Болонской системы образования выделяются:

  • Необходимость самостоятельной работы

    Результат в значительной мере зависит от ответственности студента. Количество аудиторных часов (лекции и семинары) сокращается, а вот время на самостоятельное изучение дисциплины увеличивается. Ответственность проявляется не всегда, качество обучения падает.

  • Вместо пяти лет обучения студенты обучаются четыре года для получения степени бакалавра, и еще два года, то есть всего шесть лет, для степени магистра. Выпускник-бакалавр на рынке труда часто воспринимается как получатель «неоконченного высшего». Преподаватели порой настойчиво рекомендуют пойти в магистратуру, «чтобы доучиться».

Когда и почему планируют отменить Болонскую систему

С инициативой об отказе России от Болонской системы в мае 2022 года выступил депутат Госдумы России Петр Толстой.

Среди причин отказа от европейских образовательных стандартов в том числе назывались снижение качества обучения, утечка талантливых и подготовленных кадров за рубеж, а также непревзойденность советской высшей школы.

В начале июня глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал, что полного отказа от Болонской системы образования не будет. Бакалавриат и магистратура сохранятся, но усилится исторически более привычный и понятный специалитет. В России планируют создать собственную уникальную образовательную систему, которая учтет и накопленный опыт последних десятилетий, и советское наследие.

Чем отказ чреват для учащихся и студентов

Прежде всего стоит понять, что

одномоментного отказа не будет

Процесс выхода из прежнего формата и перестройка образовательного процесса могут занять годы. Как минимум в 2022 и 2023 годах студенты продолжат поступать на бакалавриат и в магистратуру.

Резкий выход и трансформация образовательного процесса создали бы проблемы для высших учебных заведений РФ: вузам снова пришлось бы перестраивать учебные планы, программы дисциплин, а это процесс трудоемкий и времязатратный.

Последствия отказа без конкретных решений сложно конкретизировать

Однако если повсеместно усилится роль специалитета, а бакалавриат и магистратура практически не будут использоваться, то это будет грозить проблемами с академической мобильностью. Возможно, дипломы студентов из России перестанут признавать в странах-участниках Болонского процесса, и для работы по специальности придется проходить переподготовку или получать профессиональное образование заново.

Молодые специалисты чаще будут оставаться в России, следуя русской пословице «Где родился — там и пригодился». Тем более что сегодня для легального заработка даже не требуется создание юридического лица — достаточно оформить самозанятость, а оборотный капитал взять в кредит у банка.

Совкомбанк доверяет тем, кто самостоятельно строит свою жизнь. Заполните заявку на кредит для самозанятых, чтобы расширить и развить свое дело.

Также отказ может еще больше усилить негативное восприятие выпускников-бакалавров как «недоучившихся специалистов».  

Какие есть альтернативы Болонской системы

Альтернатива заключается

в создании в России своей уникальной образовательной системы

которая будет привлекательна не только для будущих отечественных специалистов, но и для иностранных студентов.

Согласно данным Минобрнауки РФ, количество студентов из других государств в российских вузах в 2021 году составило 324 тысячи человек. Внушительно, но с учетом общего количества студентов число зарубежных обучающихся составляет примерно 8%. Хочется верить, что эта цифра с учетом позитивных изменений в ближайшем будущем станет больше.

Больше всего вопросов сегодня возникает у учащихся старших классов и их родителей. Напомним, что Болонская система, взятая за основу в России лет 10 назад, «разделила» пятилетнее высшее образование на бакалавриат (4 года обучения) и магистратуру (еще 2 года учебы в вузе). Многим эта структура высшего образования так и не стала понятной.

Но что будет теперь, когда ее хотят упразднить?

— Россия не будет возвращаться к советской методике обучения после отказа от Болонской системы образования, — заявил недавно замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев. — Речь не идет о возвращении к системе, которая была, условно, до 1991 года. Во-первых, та система была в конкретных исторических обстоятельствах, которых сейчас нет: государственная экономика, государственный план, государственное распределение и так далее, изоляция полная от мира.

По его словам, новая система высшего образования, которая должна прийти на смену Болонской, будет строиться с учетом всего накопленного предыдущего опыта. Но какой будет новая система, еще пока не сформулировано детально.

Ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что Россия должна поэтапно отказываться от Болонской системы образования. Выпускников необходимо предупредить хотя бы за два года об изменениях, а студенты не должны пострадать.

Пользователи соцсетей, активно обсуждая эту тему, не устают нахваливать высшее образование советского образца, дававшее выпускникам фундаментальные знания. Также люди предлагают возродить старые добрые профтехучилища, где молодежь получила в руки настоящую профессию и вместе с нею – гарантированный заработок.

Оцените статью
( Пока оценок нет )