Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

«Ну, погоди!»: прототипы героев и интересные факты о мультфильме

«Ну, погоди!»

— культовый советский мультсериал про приключения волка по имени Волк и зайца по имени Заяц. И поныне является наиболее популярным мультфильмом на просторах бывшего СССР. Снят режиссером и художником В. Котеночкиным по сценарию известных писателей-сатириков Ф. Камова, А. Курляндского и А. Хайта.

Этапы съемки

  • Серии 1-16 принято считать канонічными, ибо снимались они на «Союзмультфильме» и озвучивались дуэтом Папанов-Румянова.
  • 17-18 серии воспринимаются середнячком (но всё же как часть сериала), так как снимались в самый разгар лихих 90-х, да и по отрисовке, а главное — по духу, были уже не те. Обе серии наполнены говнорекламой чуть менее, чем наполовину. Например, замечены названия и логотипы «General Electric», «Nokia», «Березка в Лужниках», «Crosna». Однако в те года реклама, напротив, воспринималась как «что-то новое, необычное, красочное», реклама делала нас ближе к прогрессивному западу, и тогда, в начале 90-х, не то чтобы не мешала, а напротив — способствовала популярности. В начале каждого эпизода шел особенно толстый продакт плейсмент от «AMT» (компания, предоставляющая услуги связи в те года, ИЧСХ, аббревиатура синтетического галлюциногенного вещества, использовавшегося в СССР в шестидесятых в качестве анти-депрессанта!), а в конце серии радостный голос Зайки сообщал о приходе что только благодаря этим трем буквам мы имеем наслаждение лицезреть этот пир духа. Озвучивались они всё тем же дуэтом; хотя Папанов к тому времени (точнее — в 1987 году) очень некстати помер и звукоумельцам пришлось искать старые записи его голоса и лепить их к новому поделию. По слухам, Папанова частично заменял тоже ныне покойный актёр Владимир Ферапонтов, указанный в титрах ко второму телевыпуску. Хуже было то, что изменился психологический возраст Волка. Если в каноничных сериях он вел себя как типичный дворовой хулиган, который школу/ПТУ уже закночил, но в армию еще не попал, то в данных сериях он уже ведет себя как жлоб средних лет. И его погоня за пионером-зайцем выглядит несколько странной.
  • 19-20 серии не шли ни в какое сравнение даже с 17-18, так как все мультипликаторы, режиссеры и «роли озвучивали» или уехали за границу, или состарились, или отошли в мир иной. В общем, от старой команды остались только состарившиеся Камов и Курляндский. Снимал же серии сын Вячеслава Котеночкина — Алексей. А что могут снять про Волка-стилягу1] родом из семидесятых люди, которые тогда ещё пешком под стол ходили? Но все-таки стоит принять во внимание, что авторы этих двух шедевров ставили перед собой цель возродить легенду и, наверняка, заранее знали, что ругать их будут, и сильно ругать. Но не побоялись.
  • В начале 2013 года на Ютубах появились аж две экранки (sic!) нового, очевидно, 21-го выпуска «Ну, погоди!» (а власти скрывают!). Ищется видео по запросу «Ну, погоди новый выпуск 2013». Классическая рисовка, сюжет без современных выебонов и классическое же музыкальное оформление согрели сердца олдфагов. А в конце того же года серию таки запилили в FullHD.

Неофициальные выпуски

  • Реликтовый выпуск «Ну, погоди!» (до выхода первой нормальной серии) вошёл в состав мультипликационного журнала «Весёлая карусель» № 1. Режиссёром и художником «нулевого» выпуска «Ну, погоди!» явился Г. Сокольский. В нем рассказывалось о том, как Заяц шёл в магазин за баранками и мимоходом утопил Волка в канализации.
  • Также существует три т. н. «телевыпуска», снятые другим режиссером и художниками по сценарию всё того же А. Курляндского. Они рассказывают о приключениях Волка, попавшего в телевизор, которого Заяц то и дело спасает от всяких неприятностей то щелкая каналами, то выдёргивая вилку из розетки.
  • Открывающая заставка от этих серий использовалась ЦТ СССР в начале программы мультфильмов.
  • Совершенно православным раритетом являются подготовленные для киножурнала «Фитиль» сатирические сюжеты «Руками не трогать!» (народное название «Ну, стеклозавод, погоди!») и «Запрещенный прием». Внешний вид персонажей, их голоса и анимация, в отличие от вышеперечисленных выпусков, канонічны чуть более, чем полностью.
  • ОДНАКО! Если вы остановитесь около любого пиратского рассадника зла (киоска), вы увидите там пиратский же сборник, где уютненько расположились все 25 выпусков. В том числе и «раритетные». Так что прогресс не стоит на месте!

Апокрифы и ересь

В середине 1980-х злостные эпигоны — Бутырин (запиливший телевыпуски), Епифанова, Меджибовский, Федулов — понаделали социальной рекламы (Экономьте электроэнергию! Берегите воду! Соблюдайте тишину!) с привлечением Волка и Зайца. Не доставляли. (аналогичная ситуация и с героями «Простоквашина» — теперь их тоже имеют для рекламы очередного кисломолочного продукта… «Простоквашино»!)

В суровом 1994 году на базе сериала «Ну, погоди!» была снята мультипликационная реклама некой кондитерской конторы. В описании к видео на Ютубе отмечено, что режиссёром ролика «Ну, погоди! Джойта 1994» является В. Котёночкин. Это были девяностые — мы зарабатывали как могли.

Во исполнение правила 34 мультипликаторы солнечного Пиндостана из бывшего совка напилили хентаев на темы известных мультфильмов, в число которых попал и наш сериал. Пропатченный вариант «Ну, погоди!» содержит неполовую еблю и фап (скриншоты).

Персонажи

Главные

Волк

— редкий для СССР типаж стильного и сильного (!) злодея. Умеет делать всё: водит любую спецтехнику, катера, машины и мотоциклы, делал «уголок», поднимаясь на руках на канате, поднимал штангу с полным набором блинов, плавает как бог, стреляет почище любого снайпера, строит, красит, умеет обращаться с компьютерами и роботами, играет на гитаре и гуслях (их тоже держит как гитару). В эпизоде про Олимпиаду ’80 разогнал велотренажёр до 100км/час! Уникум, одним словом. Основное занятие — охота за вечно ускользающим из лап Зайцем. Причём охота эта, судя по всему, исключительно из любви к искусству. Со стильностью не расстаётся даже тогда, когда благодаря собственной незадачливости («глупости» тут не скажешь — уж больно блистателен Волк) в очередной раз замыслив какую-нибудь пакость против Зайца, неизменно попадает впросак, оставшись в одних трусах. Похож на заокеанского Тома, но не отличается садизмом, зато куда более пижонист (во многом благодаря озвучке Анатолия Папанова).

Надо ли говорить, что, вопреки своей «отрицательности», именно Волк снискал сочувствие и признание публики.

Заяц

— хиппи на советский манер. И никаких «лолшто»! Ибо всегда весь такой позитивный, жизнерадостный и никогда не унывающий. Кроме того, любит тусоваться на природе, выращивает цветы и периодически играет лапами в барабан в парке. Чем не хиппи? Род занятий — видимо, творческий, ибо имеет отношение к шоу-бизнесу (телевидению и цирку). В отличие от вероятного прообраза — Джерри, садистских наклонностей лишён начисто. Но за себя постоять не промах. Тем не менее, порою готов прийти на помощь Волку, влипшему в очередную историю. По иному мнению, Заяц до тошноты правилен, этичен, в большинстве случаев — рационален. А тролли и мудаки вообще считают его существом женского пола. Что объясняет все неудачи Волка. Так как с букетом роз и бутылкой сидра на экране, при тогдашних законах, Волк мог прийти только к хорошо знакомой зайке. Дефолтный вариант трактовки вполне логичен и несёт лулзы несметные — Волк просто хотел съесть его романтично, чтобы тому не так обидно было исполнить наконец Великое Экологическое Предназначение. В конце концов, ведь это действительно самый знаковый момент в заячьей жизни — так почему бы и не обставить его хотя бы как следует? Однако альтернативно одарённым всё нипочём.

Необходимо заметить, что Волк и Заяц были заняты не только на «съёмках» сериала «Ну, погоди!». Союзмультфильм дал возможность Волку подхалтурить в двух мультфильмах Витольда Бордзиловского: «Мешок яблок» и «Дед Мороз и Серый Волк». Внешний вид Волка в этих мультфильмах и канонічный голос Папанова намекают нам, что это тот самый Волк. Нупогодишный Заяц в свою очередь был замечен в роли зайца же в мультфильме «Он попался». Озвучивала Зайца, как и полагается, К. Румянова.

Второстепенные

Появляются в нескольких сериях, как правило, в одном и том же амплуа. Наиболее запомнившиеся:

  • Бегемот (отдыхающий, охранник, прораб, администратор, случайный прохожий). Относительно безобидный пролетарий, вечный противник Волка.
В СССР, на столике у входа в аттракцион/зрительный зал/музей стояла длинная игла на подставке, использованные билеты и чеки было принято не бросать на пол, а накалывать на неё. Точнее, так были устроены советские магазины: ты высматривал что тебе надо на прилавке, отстаивал очередь в кассу, пробивал там свои «три-шестьдесятдве в кондитерский», отстаивал очередь к прилавку, отдавал чек, получал искомое, чек продавщица накалывала на иглу для отчетности. В местах типа кино и аттракционов обычно ничего никуда не накалывали, контролер отрывал у билета талончик «контроль», а билет надо было сохранять до выхода и только потом кидать на пол. Носорог с билетами на роге — отсылка к киноштампу «рррреволюционный матрос на посту у Смольного накалывает мандаты на штык», гулявшему по к/ф типа «Ленин в Октябре» и ему подобным
  • Носорог (билетер), как правило, спит, и посетители музея/комнаты смеха на его рог накалывают билеты.
  • Морж (судя по нарукавникам, только 3-й помощник капитана). Силён, авторитетен. И маразматичная тяга к порядку (авторы подкололи военных моряков) — увидев, что Волк с Зайцем на руках пытается пройти по одному детскому билету, Морж выкидывает волка и пропускает Зайца. Потом Волк просёк фишку и, наткнувшись на капитана в очередной раз, начал наяривать шваброй палубу, получив похвалу от Моржа. Пронесло.
  • Медведи (менты, спортсмены, администраторы).
  • Бобры (спасатели, подсобные рабочие, а также милиционеры, не забываем!).
  • Кот-фокусник: появляется во втором (фокус с цилиндром), девятом (волшебный ящик) и одиннадцатом (заклинатель змей) выпусках. Кот-фокусник невозбранно скопипизжен из винрарного мультика «По следам бременских музыкантов». Алсо, в чертах и жестикуляции этого кота просматривается некое сходство с иллюзионистом Арутюном Акопяном, который, возможно, был прототипом этого героя.
  • Заяц-нигра — отсылка к дружественной кубинской нации, у которой исторически дохуя отличных боксеров-ниггеров. А также суровый заяц-югослав и косой заяц-японец. С ниггером и японцем волк виделся в одном из эпизодов. С зайцем-югославом волк играл в шахматы (хотя этот вид спорт не является олимпийским), но получил пизды, благо заяц оказался ненормально высоким бугаем-баскетболистом (спускаясь по трапу из самолёта, тащил в расово советской авоське баскетбольные мячи).
Читайте еще:  Бенедикт Камбербэтч получит именную звезду на Голливудской аллее славы Знаменитого актера увековечат в последний день зимы.

Свинопанцушот — а-ля «бабушкины рейтузы»

  • Свинья (матрона). Запомнилась тремя парами сисек. Встречается также в метрополитене, на эскалаторе с тазиком в лапах. Если верить популяризатору физики, математики и прочих годных наук Перельману, имеет реальный прототип: совковая колхозница, проебавшая в сталинском метро — не тазик, нет — огромное корыто. Корыто подобрало на середине эскалатора безвестного толстяка и довезло его, как вагонетка в Майнкрафте, до самого низа, где успешно оттормозилось на кафельной плитке.
  • Волчица. В канонічных 16 выпусках не появляется, присутствует на картинках и фотографиях, но появляется в одном из телевыпусков и, кстати, представляет собой самую верную кандидатуру на подтверждение правила 63. Собственно, Волк как раз и пытается к ней подкатить, но в очередной раз терпит фэйл.
  • Лев. Засветился в опиздюливании Волка на аттракционе с машинками + в роли себя (как животного), в клетке имени себя, в которую по сюжету попадает Волк (в цирке).

Эпизодические роли

Множество зверья занято в эпизодах. Причём, кроме животных, символизирующих как бы людей (антропоморфное зверьё обладает человекоподобным телосложением, разумом и носит одежду), встречается и реальное зверьё неразумное. То есть, у животных есть свои питомцы. Мало того, в некоторых выпусках встречаются и конкретно люди! О людях сказано подробнее в разделе Интересные факты.Медленный просмотр первого выпуска даёт потрясающие результаты: оказывается, множество зверей просто не успевает попасть в поле зрения. Например, когда на Волка падает забор (при этом задним концом трезубец должен был проткнуть волка!), за ним паникует компания, которую невозможно разглядеть в обычном просмотре. Остановите плёнку (плеер или воспроизведение в YouTube) и увидите смешную картину… Особенно хороши сисястая тощая Лиса и глупый тинейджер Гусь.

Запомнившиеся эпизодические роли:

  • Котёнок в 3 выпуске— мелкий кот ростом меньше коленки Волка. Курит папиросы, одет в комбинезон. Волк же встречая его прикуривает его же сигаретой с последующим использованием сабжа, как тряпки.
  • Лиса в 15 выпуске— неиллюзорно напоминает Аллу Пугачёву.
  • Медвежонок Миша в 13 серии — маскот олимпийских игр в Москве 1980 года.
  • Гусь в 6 выпуске. Получает в пятак от Волка возле колодца.
  • Козёл. Там же, тогда же. Очень живописно подмигнув, обратил Волка в бегство.
  • Петух в курятнике. Явный приверженец полигамии, ревнив. Тоже из 6 выпуска.
  • Спящий рыбак Медведь в шляпе в 6 выпуске — лучший советский образ.
  • Техно-заяц (справа). Тычет пальцем, донимая волка на выставке юных техников, за что получает кувалдой по процессору и превращается в стремного злого советского Терминатора, умеющего растягивать конечности и бить током. В свое время лихо выжимал кирпичи из малолетних зрителей.
  • Персонажи сказок: Старик, Баба-Яга, Кот в сапогах, Змей Горыныч и Алёнушка.

Для особо любопытствующих — под катом полный перечень животных, занятых в эпизодах: 

Человекоподобные персонажи:

зайцы–спортсмены, мальчики–зайчики из хора, капитан Морж, Козёл, Гусь, Носорог, Бегемотиха, Слониха, псы, ежи, львы, барсуки, кенгуру, тигры, бараны, коза, осел, боров, курицы, корова, еноты, лошадь, крокодил, страус, обезьяны, лось, цапля.

Детские роли:

медвежата, лисята, котята, щенки, поросята, мышонок, енотик, львята, обезьянки, ежата, бегемотик, крокодильчик, слонёнок… тьфу! Самые характерные — дети в парке и маленькие парашютисты.

Тупо животные неразумные:

кошка с котом на крыше, гусь, воробей, ёжики, пчела, бабочка, лев, кобра, лошадь, котёнок, кукушонок, щука, куры, петух, собачка, рыба, чайки, волк, акула, медуза, верблюд. В 12-м выпуске (в музее) присутствует изображение мамонта.

Мемы, крылатые фразы

Ёvil — Оружие возмездия. Винрарнейший дестройный клип с видеорядом из «Ну, погоди!»

  • НУ, ЗАЯЦ, ПОГОДИ!
  • Ну, чумадан, погоди!
  • Лучший мой подарочек — это ты!
  • ПрЮвет
  • Привет лунатикам!
  • Ну, Заяц, КУКАРЕКУ, эээээ, ПОГОДИ!!!
  • Заяц! Волк! Заяц! Волк!
  • ЗАЕЦ!!!ЗАААЕЦ!!! ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?! (отсыл к известной реформе Хрущева, когда было принято писать «заЕц»)
  • Зёбра!
  • О!
  • Агха! (многообещающе поднимая указательный палец)

ОВОЩИ впервые были упомянуты не на этом вашем Дваче, а в шестом выпуске сабжа. Так называлась газета, которую читал Заяц, сидя в поезде.

Музыка

«The Doors» — Break On Through

В «Ну погоди», в отличие от других мультфильмов, в качестве саундтрека использовалась не специально написанная музыка, а просто известные на то время хитовые композиции, как отечественные, так и зарубежные. Особенно хитовой была композиция «Popcorn» (эпизод с дизель-бабой на стройке, да-да), написанная американским ЕРЖ немецкого происхождения Гершоном Кингсли1] на которую было запилено over 9000 каверов. Но в мультфильме используется версия от английского коллектива Elektrik Cokernut (альбом «Go Moog!»).

Отдельного внимания заслуживает 14-й выпуск, в котором были невозбранно использованы треки расово голландской группы Digital Emotion. В частности — «The Beauty & The Beast», за который звукаря могла постичь анальная кара, но трек обрывается аккурат перед ёбаным стыдом на первой минуте.

Есть мнение, что на копирайт на музыку тогда клали с прибором. Никаких подобных скандалов (как в случае Масяни) замечено не было.

В последние годы на некоторых интернет-форумах предпринимается попытка собрать всю музыку, использованную в мультфильме; но на данный момент все из них пока не совсем удачны, хотя многие композиции все-таки были идентифицированы, опознаны и найдены2] Заглавную же тему мультика (инструментальную пьесу расового венгра Томаша Деака «Водные лыжи» («Vízisí»)) долго не удавалось найти, предполагалось, что она попросту утеряна. Но наконец-то поиск увенчался успехом!

Отсюда взят почти полный список музыки, звучащей в сериях.

Здесь можно скачать практически всю музыку посерийно.

Поначалу участники темы по большей части занимались тупым перелопачиванием музыки из инета, которое в 99,99% случаев приводило к полному эпикфейлу. Однако вскоре поиски постепенно начали цивилизовываться: участники начали звонить во всякие культурные центры, писать коллекционерам и т. п. и на данный момент с марта 2009 года было опознано 27 доселе неизвестных композиций (не считая всякого рода «вставок»), последней из которых является трек «Карусель» в исполнении ансамбля Ленинградского радио п/у Виктора Игнатьева.

17 июня 2010 года форумчанин с ником

serg1953

совершил великое событие — выложил

полную

оригинальную версию композиции Тамаша Деака «Водные лыжи» («Vizisi»), которая использовалась в титрах мультфильма, записанную ему ещё в начале 90-х на местной радиостудии. Эта полная версия вскоре распространилась по всему инету.

Интересные факты

  • Действие мультфильма происходит в СССР (судя хотя бы по автомату «Газвода») и даже конкретно в Москве, поскольку:
    • Можно увидеть красные флаги (или изображение флага) на стадионе, на судне и на хвосте самолёта.
    • В 9-м выпуске фигурирует Останкинская телебашня. А в заставке телевыпусков толпа зверей вбегает в телецентр через вход, весьма напоминающий 17-й подъезд этого телецентра, поскольку слева от него виден застекленный центральный вход.
    • На олимпийке Волка можно увидеть логотипы команд «Динамо» и «Спартак».
    • 13-й выпуск посвящён Олимпиаде’80.
    • В прейскуранте в пункте приёма посуды цены указаны в копейках.
    • Действие выпуска № 18 происходит в универмаге «Берёзка в Лужниках».
    • Действие пятого эпизода заканчивается на станции метро (на тему того, какая же станция была показана в мульте, был создан целый холивар в соответствующем сообществе)
    • В том же пятом выпуске Волку прищемляют голову двери троллейбуса ЗиУ-5 (гибрид с Киев-6). Выпуск сделан в 1972 году, как раз самый разгар. Обратите внимание — троллейбус работает на линии без водителя!
      • Фееричный мультоляп с этим же троллейбусом: сначала стекла на дверях прозрачные, перегородка водителя тоже, потом и то, и другое становится матовым, а окошки в задних стойках исчезают. Более того, форма кузова троллейбуса то более округлая, то более угловатая.
      • Ещё один мультоляп с троллейбусом, но малозаметный: верёвки от штанг в руках у волка увеличиваются в длине.
      • Ещё одна неувязочка: Волк, дразня Зайца, упускает штанги. Те попадают прямо по ПРОВОДАМ! Любой водила троллейбуса позавидовал бы.
    • В том же пятом выпуске волка едва не сбивает «горбатый» «Запорожец».
  • Волк курит папиросы, но два раза делает исключение. В одной серии он прикурил сигареты, а в другой Волк курил трубку (ибо на корабле).
  • В седьмом выпуске электромагнитный кран умудряется притянуть Волка за латунную бляху на его ремне.
  • В девятой серии Волк пытается очистить воблу, однако на столе у него бутылка не пива, а молока или кефира. Понос обеспечен!
    • В этой серии забавный ляп с музыкантами-дворнягами: у клавишника пропадают штаны, как только Волк к ним присоединяется
  • Несколько раз в сериале встречается число 13. Это номер места Волка в летнем театре и в цирке; это номер гоночного автомобиля, угнанного Волком; это число на гире в спортивном отделе магазина. В троллейбусной кассе были видны две монеты: 1 и 3 копейки (в советское время проезд на троллейбусе стоил именно 4 копейки, а с середины 80х — 5 коп. одинаково на всех видах). Однако сумма цифр на троллейбусном билете, купленном Зайцем, почему-то не 13, а 14 (1+2+3+7+1).
  • В десятом выпуске («На стройке», тащемта, легкоузнаваемой пародии на Гайдаевского «Напарника») присутствует отсылка к предыдущей серии: Волку снится видоизменённый эпизод из первого выпуска. В первом выпуске Волк лезет по верёвке на балкон к Зайцу, а во сне из десятого выпуска Волк и Заяц меняются местами.

Кадр из сабжа с участием людей

Самый первый танк, Mark I «Самец», только с лишним стволом по центру — для пущего устрашения

  • В животном мире сериала «Ну, погоди!» всё-таки встречаются следы людей. В девятом выпуске («В телестудии») показан фрагмент фильма про Первую мировую войну (В восприятии советского человека — про Гражданскую (белогвардейцы). Про ПМВ в отрыве от Революции тогда мало кто помнил, а История начиналась выстрелом «Авроры». Именно этот танк в этом же контексте «пиздец» был известен зрителю по фильму «Мы из Кронштадта»). Проволочные заграждения и танчик прилагаются. В выпуске «В музее» можно обнаружить изображения людей в наскальной живописи и в рисунках древних египтян и греков. Плюс — скульптура Милос — зал греческий был, но называют ее все равно Венерой, изображение Будды, манекены в доспехах и макет неандертальца. Так-то! На афише в серии «В цирке» можно разглядеть вполне человеческих клоуна и дрессировщицу. Люди встречаются среди сказочных персонажей в серии «В сказке». Наконец, в третьем телевыпуске Волк вынужден общаться с Отелло, который как бы тоже человек, хотя и мавр.
  • С названием «Ну, погоди!» в советское время выпускались не только мультфильмы. Вспоминается эпическая электронная игра, но уже мало кто помнит, но под этим брендом выпускалось чуть менее чем всё, что можно было выгодно впендюрить школоте и помладше.
  • Отдельно стоит отметить шайтан-девайсы, представляющие собой коробку с глазком и ручкой, в которую закладывались картриджи с обычной плёнкой формата 8 мм. Крутя ручку, в глазке можно было наблюдать короткий закольцованный трейлер из мультика или своего рода спин-офф, немой мультик-погоня «Кто первый!?»: в главных ролях — Волк, Заяц и Лиса-пугачиха; место действия, скорее всего, Домбай. Эдакий синематограф для одного глаза. Именовалась сия диковина «Киновизор», причём подразумевалась именно техническая концепция, а не торговая марка, как можно было бы подумать, олдфаг помнит. Также существовала продвинутая версия девайса: упомянутая коробка присоединялась к пластмассовому блоку с четырьмя батарейками (форм-фактор СССР 343) и миниатюрной лампочкой накаливания, что позволяло проецировать трейлер на расположенный на небольшом расстоянии экран. Цена по состоянию на 1984 год — 10 руб.
  • Плюс ко всему мультсериал дал «путёвку в жизнь» русскому року: в девятый выпуск был включен эпизод с участием ВИА «DvorNjagi», песню которого («У попа была собака») на самом деле исполняла доисторическая рок-группа «Оловянные солдатики».
  • В конце 1970-х в печать вышли сценарии некоторых выпусков, например, полный сценарий седьмого выпуска (морского) в виде цветных брошюр малого альбомного формата. Были и украинские открытки «Ну, постривай!» Тем же издательством выпускались сценарии «Лошарик», «Мышонок Пик», «Телевизор кота Леопольда».
  • На рубеже 70-80-х годов, в расово верном (по советским понятиям) глянцевом журнале «Советский Союз», предназначавшимся для собратьев по коммунистическому разуму и Варшавскому договору вообще и для прогрессивной общественности в странах загнивающего Запада в частности, печатались на разворотах кадры из серий сабжа, в сюжетной последовательности и с поясняющим текстом. А хули — комикс.
Читайте еще:  Александр Пыжиков. Как у русских украли древнюю историю

Критика

Существует научная школа, невозбранно считающая «Ну, погоди» тупым клоном «Тома и Джерри» и других подобных мультфильмов от Диснея, WB, MGM и всех кого ни попадя: «Сильвестр и Твитти», «Койот и Бегун», «Морячок Попай», часть эпизодов «Микки Мауса» и т. п., да даже французский «Огги и тараканы». Только в клоне:

  • убран мышиный задор (от правильного до оскомины Зайца адептов неиллюзорно тошнит)
  • убраны любые намёки на сексуальность, кроме нескольких: в одной из серий Волк танцует с Зайцем, а в другой заходит в гости с цветами и сидром. Так же в серии «На корабле»-Волк и Заяц прогуливаются под ручку.
  • фирменный американский садизм заменён рафинированными случайностями. То есть Заяц не колошматит Волка при первой же возможности, не вставляет горящие спички между пальцев, не взрывает динамитом, не расставляет ловушки. Волк попадает впросак почти исключительно по своей инициативе.
  • добавлен неподражаемый советский колорит (второстепенные персонажи, пейзажи, добровольные разгуливания с барабанами и проч.).
  • убрали неподражаемый американский юмор и драки с едой. Немыслимое убожество.
  • и самое существенное: Том и Джерри — натуральные кот и мышь, а Волк, Заяц и другие персонажи «Ну, погоди!» — «антропоморфное зверьё», люди в образе животных, живущие в человеческом мире. И этот мир себя неожиданно разоблачает: гопник гоняется за ребенком, но тому и в голову не приходит искать помощи у ментов, которые спокойно едут мимо.

Так что это не клоны, а сериалы одного жанра.

Примечательно, что сам великий мэтр утверждает, что первый раз увидел «Тома и Джерри» лишь несколько лет спустя, когда купил видеомагнитофон, однако от вышеуказанных сравнений ему приходилось открещиваться до конца жизни.

В августе 2012 года началось обсуждение возможного ограничения с 1 сентября показа мультфильма детям в связи со вступлением в силу принятого в 2010 году закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Упоминались возможность отнесения его к категории «18+» и возможность исключения мультфильма из категоризации из‐за его культурной ценности. Впрочем, новость оказалась не более чем фейком, распространенным любящими навести шороху на пустом месте блоггерами.

  • Благодаря антисоветской пропаганде, в западном мире «Ну, погоди!» преподносили как рассадник насилия и педофилии, этот миф до сих пор жив в мозгах «ну тупых» пендосов, в чём можно убедиться, почитав англоязычные комментарии на YouTube, а также посмотрев количество дизлайков безобидному детскому мультику. Чья бы корова мычала?

Игра

Есть сведения, что игра «Волк ловит яйца» основана на реальных событиях

фольклор

Существовала одноименная игра, по сути — лицензионный клон «Nintendo EG-26 Egg». Стоила 24 советских рубля (ровно 20% зарплаты зрелого специалиста, если кто не помнит, это как сегодня 200—500 баксов в зависимости от региона). Выпускалась под двумя наименованиями: «Электроника 24-01» (сначала) и «Электроника ИМ-02» (позднее). Типичная игра на скорость реакции, мало чем отличавшаяся от Тетриса. Волк, занимая четыре позиции, ловил яйца в корзину. Поймал яйцо — получил очко. Игра ускоряется. Было два уровня сложности: «Игра А» и «Игра Б». При первом яйца катятся по 3 направляющим, при втором — по всех четырем. Была кнопка «Время» (чтобы юзать вместо будильника или настольных часов).

Сама по себе игра была интересная и увлекательная, хоть и отличалась от клонов вроде «Кота-рыболова» или «Морской атаки» лишь персонажами, но как приложение к мультфильму — говно (ибо мультфильм — это мультфильм, а игра — лишь игра на скорость пальцев, хотя и затягивает). Ходили слухи, что если набрать 1000 очков, то игра покажет мультик, но это ЛПП, ибо максимум — 999 (ёбаное ПЗУ — после 999 счетчик обнуляется, а скорость нет). Другие игры этой серии назывались: «Космический мост», «Автослалом», «Охота», «Веселые футболисты», «Весёлый повар» и редко встречающаяся — «Тайны океана», «Ночные воришки»… десятки их. Старперам — эмулятор. Купить можно тут. Играть онлайн тут. А также для яблочников.

Галерея

  • О, боже, это Волк! Скорей в машину спойлер: не поддавайтесь на провокацию, заяц — трап

  • Волк v 2.0 kachok upgrade

См. также

Примечания

  1. Котёночкин-младший сознательно отказался от возрождения образа Волка-, о чём и заявил в интервью. Пруфлинки будут.

Одним из символов отечественной мультипликации по праву считается «Ну, погоди!». Его герои, Заяц и Волк, узнаваемы и любимы взрослыми и детьми на протяжении не одного десятка лет. Но что сделало этот первый мультсериал хитом на все времена?

История создания

Существует теория, что создание первого советского мультсериала «Ну, погоди!» было государственным заказом. В то время эталоном мультипликации считалась американская компания «Дисней». Наши чиновники решили не отставать от буржуазных соперников и приказали развивать отечественную мультипликацию.

Одним из хитов 60-х годов был американский сериал «Том и Джерри», негласно считается, что именно он лег в основу создания легендарного «Ну, погоди!». Советские мультипликаторы задумали создать отечественный сериал, в котором главной темой будут погони двух героев. Долго выбирались основные персонажи: лиса и заяц, лиса и петух, волк и лиса и другие. В итоге утвердили не менее колоритный дуэт зайца и волка.

Образы главных героев

В отличие от «Тома и Джерри», в котором основные действия заключаются в погоне кота за мышью, русские художники заложили в мультфильм морально-нравственное воспитание зрителей. Каждый сюжет имеет свою тему и отчасти социальную проблему. Волк изображен малообразованным хулиганом, который из-за своей глупости постоянно попадает в беду. Заяц — отличник, эталон воспитания. Он всегда готов помочь своему обидчику, если с ним что-то случилось.

Образ Зайца принадлежит легенде российского мультфильма В.М. Котеночкину. Он нарисовал пионера-отличника: розовые щечки, синие глазки, опрятный костюм и смазливая мордочка. Над портретом Волка пришлось потрудиться дольше.

Сложность отрицательного персонажа в том, что он, с одной стороны, не должен отпугивать зрителя. Но в то же время не быть сильно привлекательным, немного неприятным. Таким прототипом послужил реальный человек из Новосибирска.

«Ну, погоди!»: прототипы героев и интересные факты о мультфильме

Художник Светозар Русаков в начале войны с семьей был в эвакуации в Новосибирске. Там в очереди в кино он заметил молодого хулигана в кепке, обвисшей майке на выпятившемся животе и папиросой в зубах.

«Ну, погоди!»: прототипы героев и интересные факты о мультфильме

«Ну, погоди!»: прототипы героев и интересные факты о мультфильме

Его образ так запомнился художнику, что спустя несколько лет именно он стал прототипом Волка.

«Ну, погоди!» был обречен на успех

Создавая мультфильм о непростых взаимоотношениях Зайца и Волка, мультипликаторы сотворили чудо. Во-первых, мультик сильно отличался от фильмов того времени. Это не народная сказка или образцово-показательное воспитательное пособие. Это жизненные истории. Герои, как люди, живут в городе, пользуются транспортом, отдыхают на море, ходят в цирк или музей. В целом показан образ жизни советского человека.

Хотя мультфильм не многословен, озвучивали его легенды советского кино. Волк говорил голосом Анатолия Папанова, а Заяц — Клары Румяновой. Изначально озвучивать Волка должен был Владимир Высоцкий, но цензура не допустила опального музыканта к фильму.

Помимо всего прочего, в «Ну, погоди!» звучат хиты 70-80-х гг.: песни Владимира Высоцкого, Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Олега Анофриева, Владимира Макарова, группы «Земляне», Аллы Пугачевой, Юрия Антонова и многих других звезд советской эстрады.

«Ну, погоди!»: прототипы героев и интересные факты о мультфильме

Колоссальная работа художников и сценаристов над 18 эпизодами мультфильма, тонкий юмор и сатира сделали «Ну, погоди!» классикой отечественной мультипликации. Его с удовольствием смотрят люди не одного поколения.

В 1969 году мультипликатор Геннадий Сокольский снял один из эпизодов выпуска №1 мультжурнала «Весёлая карусель». Авторами сценария 2,5-минутного мультика были Александр Курляндский, Феликс Камов и Аркадий Хайт. Сюжет режиссёрского дебюта Сокольского —противостояние Волка и Зайца.

Читайте еще:  Сергей Шакуров рассказал, как отказался от роли из-за проблемы с Высоцким Шакуров мог сняться в «Земле Санникова», но не сделал этого.

Руководство «Союзмультфильма» решило, что этот сюжет можно развить. Курляндский вспоминал, что ему с Хайтом и Камовым предложили «написать сценарий уже не коротеньких сюжетов, а большого (по меркам мультипликации) десятиминутного фильма» 

Студия не решилась доверить постановку нового творения начинающему режиссёру, и тогда пригласили Вячеслава Котёночкина. Он пришёл не один, а с художником-мультипликатором Светозаром Русаковым — талантливым мастером, уже сотрудничавшим с ним раньше.

«Сценаристы изначально принесли такое огромное количество смешных заявок, что хватило бы на несколько фильмов сразу. Бери, что хочешь, любую тему«, — вспоминал Русаков. Но изначально планировали отснять всего три-четыре серии. В 1971 году вышел четвертый и, как предполагалось, последний выпуск «Ну, погоди!». Вскоре он получил несколько престижных премий, в том числе в Италии. А зрители начали заваливать «Союзмультфильм» письмами с просьбами  продолжения приключений Волка и Зайца. «Ну, погоди!» не стали закрывать.

Интересные факты о создании нестареющего шедевра советской мультипликации.

Первые герои были внешне совсем иные, но мы отталкивались именно от этих типажей. У меня до сих пор сохранился эскиз Волка, утвержденный худсоветом. Но, что любопытно, этого волка я встретил еще в 41-м году. Я увидел такого типа в Новосибирске, где мы с мамой оказались в эвакуации.
Мороз тогда стоял зверский, но я решил сходить на новый фильм. Пришел в кинотеатр, а там очередь. И вдруг лезет такая фигура — «свой», новосибирский! А мы — эвакуированные, вроде как уже второй сорт. Я взял его за шкуру, притянул к себе и говорю: «Слушай, джентльмен, куда лезешь?» Если бы вы видели его реакцию! «Это я джентльмен?! Как ты меня назвал?!» И он остался у меня в памяти на всю жизнь.(Светозар Русаков)

А Котёночкин однажды увидел на улице длинноволосого парня со слегка выпуклым брюшком и прилипшей к губам папиросой, в кепке с пуговкой. И тоже запомнил его надолго. Впоследствии режиссёр и художник объединили свои впечатления об этих случаях, так и получился Волк.

Фирменную шаркающую походку Волка разработал мультипликатор Виктор Лихачев.

Он был самокритичен до безобразия. Аниматоры работали в студии сдельно: сколько сцен нарисуют, столько и получат. А Виктор, если не был удовлетворен итогом, мог скомкать все листы и выбросить, а потом просидеть за столом еще несколько дней.

На создание новых персонажей у нас было не так много времени, а чтобы слегка менять Бегемота, особых усилий прикладывать не приходилось. Ничего особенного в нем не было. А вот в одном из выпусков на пляже появилась Свинья с массой бюстгальтеров. Вот это, я считаю, находка! Уж и не вспомню, кто из нас это предло­жил, но как сыграло! (Светозар Русаков).

Множество зверей попадает в кадр всего на пару секунд. Например, в первом выпуске, когда на Волка падает забор (при этом задним концом трезубец должен был пробить Волка насквозь), за ним паникует компания — тинейджер Гусь, свинья, медведь и стеснительная Лиса.

За кадром quotНу погодиquot Ну погоди Мультфильмы Советские мультфильмы Создание Интересное За кадром Гифка Длиннопост

Котёночкин вспоминает, что жалко было когда в роли Волка он обнаружил всего два слова: «Ну, погоди!». Долго вздыхал: «Где же тут артисту развернуться?» Но отказываться не стал. Позже у Папанова появилась еще одна реплика: «Ну, Заяц, погоди!». В «морской» серии, когда на палубе Волк сражается с чемоданом, репертуар актёра пополнился репликой: «Ну, чумадан, погоди!». А потом Волк в наряде Деда Мороза спел: «А ну-ка, давай-ка плясать выходи…»

«Знай я о его вокальных способностях пораньше, он бы у меня давно запел, но мне это стало известно только после выхода на экран фильма «Маленькие истории большого города», где Папанов неотразимо исполняет известный романс «Пой, ласточка, пой».
Когда Анатолий Дмитриевич приходил на студию, там всегда стоял хохот. Две трети его рабочего времени занимала разминка: он собирал народ и травил анекдоты, байки… А во время записи я частенько приглашал художников-мультипликаторов понаблюдать за его неподражаемой мимикой, за жестами. Потом они использовали это в своей работе, когда рисовали Волка» (Вячеслав Котёночкин).

«Что же ты мне такую нездоровую популярность создал? — пожаловался однажды ему Папанов. — Стоит мне выйти из подъезда, как ребятишки нашего двора начинают кричать: «Ну, Волк, погоди!», прохожие оборачиваются… Иду, пряча лицо в воротник. Процедура, заметь, повторяется ежедневно, и не только в нашем дворе».

В своей книге воспоминаний «Ну, Котёночкин, погоди!» режиссёр описывает один забавный случай. В 1964 году Хрущёв затеял  реформу русского языка. Согласно предлагаемому новому правописанию надо было писать, например, не «заяц», а «заец». По этому поводу шли бурные дискуссии в газетах. По инициативе Папанова,  в 8-й (новогодний) выпуск «Ну, погоди!»  была включена насмешка именно над этим случаем.

Волк, на котором нет ничего, кроме трусов, падает по милости Зайца с большой высоты в сугроб. Вокруг — горная местность. В горах даже громкий голос может вызвать лавину, но Волк об этом не думает и орёт во всю глотку : «Ну, заец!!»  Со склона на Волка падает для начала ком снега. Он, испугавшись, рычит потише: «Нуу, зааеец…». А потом уж вовсе шепотом: «Ну, заиц…».

Но от схода лавины это его не спасло, и Волк несётся вниз, пытаясь убежать от нее(здесь пародируется один из фильмов про Джеймса Бонда, «На секретной службе ее Величества»(1969).

За кадром quotНу погодиquot Ну погоди Мультфильмы Советские мультфильмы Создание Интересное За кадром Гифка Длиннопост

Клара Румянова рассказывала о том, как ей впервые дали прочитать сценарий и посмотреть эскизы персонажей к «Ну, погоди!».

«Я посмотрела на своего зайчика и поняла, что парень должен быть очень ловкий, даже если он боится волка, не показывает ему этого, и он должен быть победителем и хитрым очень.
Вначале был написан только один фильм, и никто не предполагал, что будет серия. До «Ну, погоди!» я уже двадцать лет озвучивала мультфильмы. В том числе работала и с будущим режиссером знаменитого мультсериала Вячеславом Котеночкиным. Когда он задумал «Ну, погоди!», то сразу так и сказал: «Даже пробовать никого не буду, Папанов — волк, Кларочка — зайчик».

11-ю серию, где наши персонажи оказались в цирке, я сделал после разговора с Никулиным,- рассказывал Котёночкин.- Мы приехали в Кишинев с Уфимцевым (режиссер, который сделал «38 попугаев» и др.) на какой-то фестиваль. Стоим около гостиницы, ждем такси. Вдруг рядом тормозит желтая «Волга», вылезает водитель в кепке-восьмиуголке. Мы направились к машине, думая, что приехали за нами. Пригляделись — ба! Это же Никулин!

Вечером, сидя у него в гостях, я сказал, что мечтаю сделать какой-нибудь цирковой фильм, и предложил ему стать сценаристом. Он ответил: «Нет, я не умею писать. Если хочешь, я буду рассказывать байки о цирке, а ты выбирай и сочиняй что хочешь…» Мы так и не собрались, но серия о цирке всё же появилась.

Придирки цензоров иногда были просто курьёзными. В 12-м («музейном») выпуске Волк попадал в Египетский зал и прятался в саркофаге с надписью «Рамзес IІ». На сдаче фильма чиновники сказали: «С Египтом мы сейчас дружим, как бы не было международного скандала!» К счастью, это замечание не повлекло за собой монтажную переработку киноленты.

Сейчас начинают что-то высматривать в наших фильмах, искать какие-то подтексты, фиги в карманах. «Признай­тесь, вы же это не просто так сделали!» Но никаких подтекстов, никакой политики не было! Нам весело работа­лось, оттого и кино получалось смешным. (Светозар Русаков)

Проработка фонового материала у Русакова всегда отличалась тщательностью – сказывался интерес художника к этнографии, истории мировой культуры и его неизменное внимание к деталям. Кроме того, все фона после их поступления из фонового цеха (где они изготавливались по образцам художника-постановщика) Русаков дорабатывал собственноручно для каждого фильма.

14-й выпуск  был снят после нескольких лет перерыва. За это время у сценаристов накопился новый материал, и сериал решено было продолжить. В новом выпуске действие происходит сначала дома у Зайца, а потом – в Доме юного техника. Волк забегает внутрь здания. Роботы его задерживают, подстригают, чистят одежду,  завивают волосы, на хвост повязывают нелепый бант и т.д.

Над этой сценой работал талантливый художник-мультипликатор Виктор Арсентьев. Во внешности Волка можно заметить отголоски модных тенденций 1980-х годов, когда была популярна химическая завивка волос и вычурность аксессуаров.

Но Волк остается верен старым привычкам – не только брюкам клеш (отголоску 70-х), но и общей небрежности стиля «романтического хулигана», поэтому он избавляется от завивки, выкидывает бант и расстегивает ворот рубашки. Русаков признавался: «Наш Волк всегда старался быть модным, но постоянно опаздывал».

В качестве саундтрека использовалась не специально написанная музыка, а просто известные на то время хитовые композиции, как отечественные, так и зарубежные. Особенно хитовой была композиция «Popcorn» (эпизод с дизель-молотом на стройке) Гершона Кингсли. Но в мультфильме используется версия от английского коллектива Elektrik Cokernut (альбом «Go Moog!»).

Композиция, играющая во время титров- «Водные лыжи» (Vízisí), создана венгерским композитором Тамашем Деаком.

В 14-м выпуске были использованы сразу три трека голландской группы Digital Emotion — «Get Up, Action», «The Beauty and the Beast» и «Go Go Yellow Screen».

Котеночкин лично подбирал музыку для каждого выпуска и всегда попадал в точку. Правда, и здесь брали шлягеры, которые, как и мода, к концу съемок уходили. Но на экране это все смотрелось комично. Взять хотя бы эпизод, в котором Волк лезет по канату и насвистывает «Песню о друге» Высоцкого. И таких неожиданностей много.(Светозар Русаков)

Многие студийные режиссеры считали наше кино несерьезным, примитивным, на потребу. У нас-де есть мастера, которые делают искусство, а «Ну, погоди!» — однодневка. Но самое любопытное, что когда эти глубокие умы ехали на встречи со зрителями, то в финале всегда показывали «Ну, погоди!» (Светозар Русаков)

Режиссёр и художник-постановщик «Ну, погоди!» за раздачей автографов берлинским поклонникам, 1978 год.

Эскизы Русакова к разным эпизодам мультсериала.

Оцените статью
( Пока оценок нет )