Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

Норвегия пропустила контейнеры с грузом для жителей российских поселений на Шпицбергене

Норвегия отказалась сделать исключение из санкций для грузов из РФ, отправленных для российских поселений на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане. В Москве пригрозили ответными мерами. Эксперты уверены: сложившаяся ситуация напоминает блокаду Калининградской области. Подробности происходящего — в материале «Известий».

Запретить нельзя разрешить

«Российской горнодобывающей компании «Артикуголь» не разрешено перевозить грузы на Шпицберген через материковую часть Норвегии — пропускной пункт «Стурскуг» на российско-норвежской границе. Соответствующая заявка была отклонена 15 июня 2022 года», — сообщил норвежский телеканал NRK со ссылкой на заявление МИДа. Причиной такого шага назвали антироссийские санкции.

Эти грузы из РФ предназначались для российских поселений на острове. Среди них «важные для обеспечения функционирования треста и генконсульства России на Шпицбергене товары, включая продукты, медицинское оборудование, строительные материалы и запасные части для транспортных средств». В общей сложности на КПП «Стурскуг» находятся 20 т товаров для Шпицбергена.

Этот архипелаг в Северном Ледовитом океане принадлежит Норвегии. Однако там есть два поселка, в которых с 1930-х годов вели разработку угля советские, а впоследствии российские шахтеры. Крупнейшим из них считается Баренцбург, где проживает около 500 человек. К тому же там находится консульство России на Шпицбергене. Еще один поселок — Пирамида, в нем живут несколько десятков человек, которые занимаются научными исследованиями.

Причал в российском поселке Баренцбург

Фото: РИА Новости/Анастасия Яконюк

С конца апреля Осло запретил вход российских судов в норвежские порты, однако пообещал сделать исключение для Шпицбергена.

Жесткий ответ

После того как стало известно о запрете, в российский МИД вызвали временную поверенную в делах Норвегии в России Сольвейг Россебе и потребовали от Осло скорейшего решения вопроса. «Указали, что недружественные действия против России неизбежно приведут к соответствующим ответным мерам», — говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства.

Еще более резко отреагировали в российском медиапространстве. Так, вице-спикер Совета Федерации России Константин Косачев назвал действия Осло аморальными и нарушающими права человека. По его словам, Норвегия пытается оставить российских шахтеров без продуктов.

Сенатор подчеркнул, что статус архипелага определен Парижским договором, заключенным в 1920-е. Согласно условиям соглашения, подписанного Советским Союзом и Норвегией, Москва признавала суверенитет Осло над архипелагом, но при условии, что не возникнет препятствий в доставке грузов работающим там гражданам.

С ним согласился член комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Белик.

В беседе с «Известиями» он отметил, что Норвегия «продемонстрировала очередное неправомерное решение в отношении России».

— Ратующая за политику нейтралитета Норвегия ранее присоединилась к антироссийским санкциям, а сейчас поддалась соблазну совершить подлость в отношении РФ, а вдвойне подло то, что эти действия направлены против жителей поселений. Поступая таким образом, официальный Осло не предлагает альтернатив и в стремлении устроить подобный демарш не думает о людях, живущих на территории Шпицбергена, то есть, по сути, снимает с себя ответственность за свои же противоправные действия, — пояснил депутат.

Российский поселок Баренцбург на архипелаге Шпицберген

Фото: /Лев Федосеев

Он также выразил надежду, что Москва найдет возможность урегулировать ситуацию. «И возьмет на заметку этот поступок Норвегии так же, как действовала в ответ на устроенную Литвой сухопутную блокаду Калининграда», — добавил он.

Не по принципам арктической солидарности

Генконсул России на архипелаге Сергей Гущин в комментарии «Известиям» рассказал, что МИД Норвегии пока отказал только конкретному перевозчику, а не российскому посольству. Хотя, по мнению дипломата, скорее всего, ответ также будет отрицательным.

— Налицо факт дискриминации, так как только российскому перевозчику отказано в перевозке. Осло ничего не предлагает и не предлагал, мы сами себя обеспечивали, это был оптимальный маршрут автотранспортом, который функционировал десятилетиями. Всё необходимое доставляла Россия, в перевозке участвовали норвежские частные компании, но Норвегия на государственном уровне никак не участвовала, — пояснил он.

Дипломат отметил, что пока ситуация в поселениях из-за отсутствия поставок не критическая.

— Но идет подготовка к зимнему сезону — нужны запчасти, техническое оборудование, эксплуатация тепловетростанции — для нее нужны запчасти, которые застряли. Это всё доставлялось бесперебойно. Если ТЭЦ не будет работать, ситуация обострится и в зимних условиях это будет катастрофа. Непонятно, почему Норвегия как арктическая страна нарушает принцип арктической солидарности, — пояснил Гущин.

Генконсул также рассказал подробности о том, как ранее осуществлялись поставки на Шпицберген. По его словам, часть грузов, которую завозили из России, отправляли контейнерами в северонорвежский порт через сухопутную российско-норвежскую границу.

Контейнеры с 7 т продовольствия, предназначенными для россиян на Шпицбергене, на норвежско-российской границе

Фото: РИА Новости/Павел Львов

— После этого их загружали на норвежские суда и отправляли в Баренцбург два или три раза в месяц. Такая была логистическая цепочка — это самый оптимальный вариант, выверенный годами, — пояснил дипломат.

Гущин также отметил, что есть возможность доставлять грузы на остров морским путем из Европы, в частности из Норвегии, Эстонии и Германии, а также из Архангельска и Мурманска. По его словам, пока в поселениях люди обеспечены продуктами питания как минимум до августа. Однако необходимы поставки оборудования.

«Известия» также обратились за комментарием к губернатору Шпицбергена Ларсу Фаузе. Изначально он согласился пообщаться с российским изданием, однако впоследствии пресс-служба политика сообщила, что «получила инструкции из Осло, согласно которым все запросы от СМИ по этому вопросу необходимо направлять в МИД Норвегии». Из внешнеполитического ведомства ответ на запрос редакции на момент публикации так и не поступил.

Воспользовалась моментом

Норвегия — не член ЕС, но при этом она поддержала все санкции ЕС, так что надеяться на то, что Осло будет вести себя по-другому, не приходится. Страна действует в русле евро-атлантической солидарности, отметил в беседе с «Известиями» ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Павел Гудев.

Читайте еще:  Лавров: блокировка США активов других стран – это неприкрытый грабеж

— Многие говорят, что суверенитет Норвегии над Шпицбергеном неполный. Но это неправильно, в Парижском договоре 1920 года прописано, что суверенитет Норвегии полный, но все остальные участники этого соглашения обладают равными правами по осуществлению различных видов экономической деятельности как на самом архипелаге, так и в прилегающих к нему территориальных водах. Это дает России равные права с Норвегией. Но проблема правового характера заключается в том, что Осло воспользовался ситуацией с санкциями, чтобы ограничить те или иные виды деятельности России на архипелаге и в прилегающих морских акваториях — пояснил специалист.

Фото: Global Look Press/dpa/Steffen Trumpf

Он отметил, что норвежцы после вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву в 1982 году сформировали все возможные морские зоны, на которые получили разрешение. Россия всегда придерживалась позиции, что такие морские зоны не могут быть созданы без согласия всех участников Парижского соглашения 1920 года. Но Норвегия сделала это в одностороннем порядке, распространив свою юрисдикцию вокруг Шпицбергена. С тех пор позиция Осло не меняется. Норвежцы считают, что нормы современного международного морского права и нормы национального законодательства более важны, чем нормы и положения Парижского договора 1920 года.

По мнению специалиста, помимо этого, Москва усилила позицию Осло в 2010 году, когда был подписан договор о разграничении в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Со стороны России его подписывал занимавший тогда пост президента России Дмитрий Медведев, со стороны Норвегии — занимавший пост премьер-министра Норвегии, а ныне генсек НАТО Йенс Столтенберг.

— Россия уступила норвежцам, не стала добиваться исполнения своей позиции, на которой настаивала в советские годы, что нужно разграничивать по секторальной линии. В этом договоре проблема Шпицбергена не была урегулирована, ее замяли. В документе не упоминается о существовании Парижского договора 1920 года. Россия тогда считала, что можно поступиться некоторыми правовыми аргументами для развития сотрудничества между двумя странами. Сегодня норвежцы в ответ поддерживают все возможные санкции, Столтенберг в НАТО использует крайне жесткую риторику в адрес Москвы. У России с Норвегией никакие противоречия не были урегулированы в 2010 году, они до сих пор существуют. Этот кейс посерьезнее, чем с Калининградом, хотя там живет больше людей, — уверен эксперт.

Схожей позиции придерживается и генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

— Этот случай похож на недавний литовский скандал вокруг Калининградской области: ЕС принимает решение по санкциям, а страны, которые входят в него или, как в случае Норвегии, примыкают к нему, стараются обеспечить максимальное выполнение распоряжений по ограничительным мерам, — пояснил политолог.

Грузовые поезда после запрета Литвы на транзит товаров в соответствии с санкциями ЕС в Калининград

Фото: REUTERS/Vitaly Nevar

По его словам, в нынешней ситуации, как и в случае с Литвой, «формальное следование санкционным решениям ведет к результатам, которые, по всей видимости, не учитывались теми, кто их принимал».

— Формально речь идет о поставках российских продуктов на Шпицберген, в этом смысле на эти товары могут распространяться санкции. Но в данном случае речь идет о товарах, которые предназначены для российских поселений, а не для коммерческого использования на территории Норвегии. Эти формальные требования вступают в конфликт с духом решений. Хотелось бы надеяться, что будут соответствующие уточнения и разъяснения со стороны Брюсселя, который позволит Норвегии пропустить товары, поскольку никто не заинтересован в том, чтобы на Шпицбергене сложилась ситуация гуманитарной катастрофы. Это не задача ни ЕС, ни Норвегии. Было бы оптимально всем сторонам воспринимать эту проблему как техническую, а не как политическую, — сообщил эксперт в разговоре с «Известиями».

МИД Норвегии в середине июня отклонил запрос РФ пропустить грузы для российских поселений на Шпицбергене. Поводом для отказа послужили санкции. Норвегия еще в апреле закрыла транзит для российских грузовиков. МИД РФ потребовал урегулировать ситуацию и пригрозил ответными мерами. Разбираемся, как Москва может отреагировать на действия Осло.

Северная блокада

Норвегия 15 июня отклонила заявку на пропуск грузов для российских поселений на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане.

В МИД Норвегии отклонили запрос ФГУП Государственный трест «Арктикуголь» о разрешении на транспортировку грузов в (российский поселок. – Прим. ред.) Баренцбург. Объяснили это действием антироссийских санкций. Тем временем речь идет о продовольственных товарах для российских шахтеров, которые трудятся в этом населенном пункте.

вице-спикер Совета Федерации

Товары должны были пройти через единственный пункт пропуска на российско-норвежской границе Стурскуг. Однако из-за санкций на КПП застряли 20 тонн груза, включая 7 тонн продовольствия и 13 тонн техники, рассказал генеральный консул России на Шпицбергене Сергей Гущин.

По его словам, продуктов питания жителям российских поселков Шпицбергена хватит как минимум до августа. При этом основная проблема на данный момент наблюдается с обеспечением оборудования. Всего в поселке Баренцбург проживают около 500 человек, включая вахтовых шахтеров компании «Арктикуголь».

В ответ на блокировку 29 июня в МИД РФ вызвали временную поверенную в делах Норвегии Сольвейг Россебё. В министерстве заявили о неприемлемости ситуации и потребовали от норвежской стороны как можно скорее все урегулировать. «Указали, что недружественные действия против России неизбежно приведут к соответствующим ответным мерам», – говорится в сообщении на сайте МИД РФ.

Норвегия в апреля закрыла пограничный пункт «Стурскуг» для российских грузовиков, а также запретила заходить судам из РФ в свои порты. Решение было принято в рамках пятого пакета антироссийских санкций. Однако норвежские власти уверяли, что для Шпицбергена сделают исключение из-за особого статуса архипелага.

В свою очередь, вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев назвал аморальным недопуск продуктов россиянам на архипелаге.

Своим волевым решением норвежские власти пытаются оставить российских шахтеров без продуктов питания, что аморально по своей сути. Это нарушает права человека и принципы гуманизма.

вице-спикер Совета Федерации

Ранее Литва запретила транзит через свою территорию в Калининградскую область товаров, оказавшихся под санкциями ЕС. Речь идет о такой продукции, как сигареты, бытовая техника стоимостью более 750 евро, парфюмерия и многое другое.

Статус архипелага

Статус Шпицберген определяется Парижским договором 1920 года, который изначально заключили Норвегия, США, Дания, Италия, Франция, Великобритания, Япония, Швеция, а также Нидерланды. В 1935 году к договору присоединился Советский Союз, а после и Россия в качестве правопреемника СССР.

Читайте еще:  США планируют использовать воздушные шары против российского гиперзвукового оружия

В соответствии с документом над архипелагом был признан полный и абсолютный суверенитет Норвегии. Тем не менее своим поведением Осло нарушает положения Парижского договора, заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

Условлено, что во всех отношениях, и в частности во всем, что касается вывоза, ввоза и транзита, граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон, их суда и их грузы не будут подлежать каким-либо сборам или ограничениям, не применяемым к гражданам, судам или грузам, пользующимся в Норвегии режимом наиболее благоприятствуемой нации.

Генеральный консул России на Шпицбергене Сергей Гущин согласился с тем, что норвежские власти нарушают условия договора.

«Очевидно, Осло просто недостаточно хорошо подумал, что, запрещая сухопутный транзит, Норвегия в том числе запрещает допуск грузов на Шпицберген, что, по сути, косвенно нарушает дух договора о Шпицбергене 1920 года, где прописан принцип недискриминации предоставления грузов, в том числе гражданам, юридическим лицам договаривающихся сторон на Шпицбергене», – сказал дипломат.

Ответные меры

Руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН Валерий Журавель рассказал Москве 24, что если ситуацию не удастся урегулировать по линии МИД, то проблему придется решать другими путями.

Если никаких действий не последует, то следует доставить груз силовым путем по морю из Мурманска. И обеспечить таким образом жизнедеятельность наших граждан, которых на архипелаге около 500 человек.

руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН

Политолог считает, что норвежская сторона не станет силовым способом препятствовать допуску российских грузов и ограничится лишь публичными протестами. Эксперт полагает, что России не стоит опасаться санкций за этот шаг. Страны коллективного Запада и так уже существенно исчерпали запас ограничительных мер в отношении Москвы, а новые будут наносить ощутимый урон и им самим.

Специалист также предложил пересмотреть Парижский договор, после проведения международных консультаций среди стран-участников.

«Возможно, стоит более детально прописать вопрос о непопадании действия санкций на ввозимые на Шпицберген грузы. Можно добавить в повестку и пункт о суверенитете Норвегии над Шпицбергеном. Многие страны недовольны политикой Норвегии на архипелаге, особенно в рыболовной сфере. Помимо России, среди них Исландия, Дания, Канада и другие страны», – добавил политолог.

Россия в любом случае сохранит свое присутствие на Шпицбергене, потому что архипелаг имеет для РФ большое значение, заключил эксперт.

Норвегия заблокировала доставку грузов через свои территории в российские шахтёрские посёлки на Шпицбергене. Российские дипломаты обратились к губернатору Шпицбергена и норвежским властям с просьбой снять запрет на перевозки. RT узнал, как справляются с санкциями власти и жители архипелага.

Архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане принадлежит Норвегии, но, согласно особому статусу региона, Россия здесь также ведёт хозяйственную деятельность. Россияне живут и работают в посёлке Баренцбург. Ещё два населённых пункта — Пирамида и Грумант — сейчас законсервированы.

До недавнего времени один из маршрутов доставки в посёлки необходимых грузов пролегал через территорию Норвегии. Однако власти страны, сославшись на санкции ЕС, запретили транзит российских грузов на Шпицберген.

Горнорабочий Александр Яцуненко работает на угольной шахте «Баренцбург» с 2018 года. По его словам, на острове ещё в мае все ждали прихода большого сухогруза из Мурманска. Однако судно не пришло.

«Там должны были быть не только продукты, но и бытовая химия, запчасти для снегоходов и тепловых станций. Климат у нас суровый, техника изнашивается, а теплостанция — это сердце и печка посёлка. И если без снегоходов Баренцбург проживёт, то без теплостанции — нет», — рассказывает Александр RT.

Сейчас, говорит Яцуненко, заблокированы маршруты доставки грузов и через территорию Норвегии. Впрочем, как он отмечает, с питанием в посёлках пока проблем нет.

«Заметна, может, только нехватка сладостей из России: нет печенья, конфет и шоколада. А российскую муку, сахар, мясо и молоко заменили на продукты из Эстонии и Германии. Но частично продовольствие из этих стран и раньше поставлялось на остров, — говорит Яцуненко. — А что касается ремонта и обслуживания техники, то кое-что мы и здесь можем изготовить своими руками — у нас есть небольшой заводик, где специалисты могут сделать какие-то вещи. Так что пока всё работает, но на сколько хватит — неизвестно».

«Посёлок придётся законсервировать»

Генеральный консул России на Шпицбергене Сергей Гущин в беседе с RT отметил, что, согласно ранее выпущенному предписанию норвежских властей, МИД Норвегии может разрешить российским перевозчикам транспортировку продуктов, лекарств и медицинской продукции, а также сделать исключение для запчастей судов, машин и оборудования для работы шахты и ТЭЦ, то есть всех тех вещей, без которых посёлки не смогут функционировать.

«У нас остаётся только одна возможность — отправлять грузы напрямую российскими судами из Мурманска и Архангельска в порт Баренцбурга. Доступ наших судов на архипелаг по-прежнему открыт, хотя это довольно дорогой и малоэффективный способ доставки грузов», — объясняет дипломат.

Посольство России в Осло направило в МИД Норвегии письмо, в котором содержится просьба освободить от запрета на транзит грузы в российские посёлки на Шпицбергене. Но, по словам Гущина, МИД Норвегии пока не отреагировал на обращение российских дипломатов.

Гущин говорит, что блокада может очень больно ударить по Баренцбургу.

«В заблокированных контейнерах не только продукты, но и медицинское оборудование, а также комплектующие для машин и детали для морской баржи, которая доставляет дизтопливо. Если груз не придёт, то посёлок придётся законсервировать после того, как закончатся местные запасы дизельного топлива», — заключил Сергей Гущин. 

В тресте «Арктикуголь» RT пояснили, что уже ведут переговоры с двумя норвежскими перевозчиками, готовыми не только вывезти с границы застрявшие после запрета контейнеры, но и заниматься поставками в дальнейшем.

«На сегодняшний день встал вопрос логистики. До запрета грузы везлись из Мурманска через таможенный пост Борисоглебск, дальше по материковой Норвегии до Тромсё и уже оттуда на норвежских паромах до Шпицбергена, — поясняет представитель треста. — В Тромсё наши перевозчики грузили грузы на паром. В связи с последним запретом наши грузы из России выпустили, а в Норвегию их не пустили».

Читайте еще:  «Мосводосток»: городская водосточная сеть справляется с объемом осадков

По словам представителя компании, пока последствия задержки грузов не ощущаются. Кроме того, поскольку в связи с особым статусом Шпицбергена (согласно Шпицбергенскому трактату, Россия наравне с Норвегией имеет право на хозяйственно-экономическую деятельность на архипелаге), трест надеется, что запрет на транзит российских грузов будет снят.

«Мы и раньше не могли привозить на архипелаг некоторые продукты, например икру. Но вот если мы не сможем доставлять сюда стройматериалы и запчасти, последствия будут печальными, — поясняют в «Арктикугле». — Поэтому нам нужны регулярные поставки».  

Норвегия нарушила столетний договор с Россией. Ее суверенитет над Шпицбергеном под сомнением

Специалист по Шпицбергену Зиланов предложил дать Норвегии два дня для снятия блокады

Норвегия не пропускает российские грузы, предназначенные для поселения на Шпицбергене. Тем самым она нарушила договор, гарантировавший ее суверенитет над архипелагом. Россия может воспользоваться обходным путем, но он экономически невыгоден. Специалисты уверены, что в конечном итоге проблему решат за столом переговоров и придут к компромиссу.

Норвегия нарушила столетний договор с Россией Ее суверенитет над Шпицбергеном под сомнением

Норвегия отказала в пропуске российских грузов для поселков на Шпицбергене через пропускной пункт «Стурскуг» на границе двух стран. Сейчас на КПП находится порядка 20 тонн товаров для российских поселений на архипелаге. Свои действия Норвегия объяснила санкциями против России, писало РИА «Новости».

Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа назвал беспределом решение Норвегии отказать в пропуске грузов для поселений на Шпицбергене. Он добавил, что такой шаг спровоцирует ухудшение отношений двух стран, писала газета «Известия».

Вице-спикер Совфеда Константин Косачев заявил, что Норвегия оставляет российских шахтеров без продуктов питания. Такие действия нарушают права человека и принципы гуманизма. Косачев отметил, что статус архипелага определяется Парижским договором от 1920 года, который заключили Норвегия, США, Дания, Италия, Франция, Италия, Великобритания, Япония, Швеция и Нидерланды. Позже к нему присоединился и СССР.

РИА «Новости» / Сергей Мамонтов

Отказ в пропуске российских грузовиков для Шпицбергена —одной из статей соглашения. По ней на грузы сторон не распространяются ограничения и сборы. Председатель комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству Андрей Клишас рассказал, что после таких действий суверенитет Норвегии над Шпицбергеном находится под вопросом.

В конце апреля власти Норвегии заявили, что пункт «Стурскуг» будет закрыт для российских грузовиков. Но для Шпицбергена сделают исключение. Генконсул России на архипелаге Сергей Гущин рассказал, что посольство России передало норвежскому МИД ноту с просьбой освободить грузы от запрета на транзит.

Как живут на Шпицбергене

Шпицберген в Северном Ледовитом океане принадлежит Норвегии, но Россия может вести на архипелаге хозяйственную деятельность. Россияне проживают в поселке Баренцбург с населением около 500 человек. Они работают на угольных шахтах российского треста «Арктикуголь». Два других российских населенных пункта — Пирамида и Грумант — законсервированы, писал RT.

РИА «Новости» / Сергей Мамонтов

Грузы сюда всегда доставлялись из Мурманска через таможенный пост «Борисоглебск». Далее товары шли по материковой части Норвегии до Тромсе, а оттуда — на норвежских паромах до Шпицбергена. Но есть и пути в обход соседа. Грузы можно отправлять напрямую российскими судами из Мурманска и Архангельска в порт Баренцбурга. Но это дорогой и малоэффективный способ доставки грузов.

По словам политолога, вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, обходной путь менее удобен и приведет к экономическим затратам. Важно и то, что он может нарушить наработанный механизм договоренностей между странами.

«Есть некая система договоренностей. Она носит непростой, компромиссный характер. Каждую из этих договоренностей определяли через серьезные переговоры. Дипломаты работали, смотрели каждую запятую. Тогда, если придется отступать и искать обходные пути, то весь этот наработанный взаимовыгодный механизм обрушится», — заявил Макаркин.

В Баренцбург поставляют не только продукты, но и бытовую химию и запчасти для тепловых станций. Россияне ожидали прибытие сухогруза еще в мае, но он не пришел. Пока что жители поселка не испытывают проблем с питанием. Им не хватает только сладостей. Однако продовольствие из России частично заменили на продукты из Германии и Эстонии.

Путь переговоров

Норвегия не входит в ЕС, но следует европейским антироссийским санкциям. Бывший заместитель министра рыбного хозяйства СССР, специалист по Шпицбергену и международным отношениям с Норвегией Вячеслав Зиланов объяснил «360», что в сентябре 2010 года Россия и Норвегия подписали Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве. Однако права российской стороны, вытекающие из Парижского договора 1920 года, не были четко регламентированы.

Это и позволило Норвегии в настоящий санкционный период начать ограничивать нашу хозяйственную деятельность, которая осуществляется на Шпицбергене. Санкции Запада, к которым присоединилась Норвегия, с одной стороны, вызывают удивление, а с другой — недоумение. Поскольку на протяжении длительного исторического периода Норвегия и Россия тесно сотрудничали

Страны, заключившие договор, получили равные права на ведение хозяйства на архипелаге. Они также признают ограниченный суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, если она соблюдает условия соглашения.

РИА «Новости» / Михаил Воскресенский

Проблему с доставкой грузов можно решить дипломатическим путем. Политолог, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «360», что Норвегия — это страна — экспортер газа, поэтому отмена поставки энергоносителя на нее не повлияет. Воздействовать силовым путем на соседа тоже не получится из-за его членства в НАТО.

«Значит, будут пытаться вести переговоры, чтобы те соблюдали соглашение. Тем более что оно выгодно обеим сторонам, а российско-норвежские отношения были вполне нормальными. Есть опыт взаимных договоренностей, поэтому страны могут договориться. Но реально это будет зависеть от отношений России и Запада», — рассказал Макаркин.

Специалист по Шпицбергену Вячеслав Зиланов уверен, что этот вопрос должны решать уже не хозяйственные субъекты, а правительство, Совет безопасности и президент России Владимир Путин.

«Нужно заявить Норвегии, что у нее есть пара дней для снятия запрета и возвращения к прежней практике. Иначе Россия примет те меры, которые она считает возможными, исходя из международно-правовых норм», — отметил специалист.

Но не стоит забывать, что многие страны Запада настроены негативно по отношению к России. По словам Зиланова, Норвегии стоит напомнить, что Россия шла на уступки и может их пересмотреть. Это, по его мнению, сподвигнет соседа жить дружно.

Оцените статью
( Пока оценок нет )