Надлунный и Подлунный Мир Автор - Последние новости России и Мира сегодня

Надлунный и Подлунный Мир Автор

Период Высокой классики в античной философии завершает Аристотель 384 - 322 до н.э.), ученик Платона и учитель Александра Македонского. Его считают систематизатором философского знания и самой универсальной головой Древнего мира. Работы мыслителя охватывают почти все известные тогда области исследования, а в ряде случаев он стал основоположником наук - логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории философии.

Аристотелевские работы по философии были объединены Андроником Родосским в единую книгу, которая получила название «Метафизика» (дословно: «то, что после физики», так как при систематизации наследия великого философа он поместил ее после книги под заглавием «Физика»).

Аристотель был убежден, что самостоятельным бытием обладают не общие понятия (или идеи), как это утверждал Платон, а лишь конкретные вещи, которые он назвал субстанциями. Содержанием каждой субстанции (т.е. вещи) является взаимосвязь материи и формы характеризующих собой страдательное и активное начало. Сама по себе материя пассивна, бесформенна и не способна ничего породить. Следовательно, она - лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, а также источник случайности и множественности. Поэтому любая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, а точнее, привнесения формы в материю.

Аристотелевское понятие формы во многом сродни платоновскому понятию идеи. Форма - это некая идеальная сущность вещи: видовая или родовая, но не индивидуальная. Она - общая сущность для множества предметов одного типа.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом - предстает как материя. Так, по отношению к кирпичу, сделанному из глины, последняя выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь, кирпич выступает в роли материи для дома, построенного из кирпичей. Впоследствии эта позиция получила название «гилеморфизм» (греч. hyle - материал, лес; morphe - форма).

Объяснение характеристик вещи, по Аристотелю, можно искать четырьмя способами: обращаясь либо к форме вещи, либо к материи, либо к действующей причине, либо к цели. Это учение о четырех причинах философ разъясняет на примере глиняной чашки, как ее создает гончар. 1). Представление о завершенной чашке является целью, на достижение которой направлен весь процесс ее создания. Это представление и есть конечная причина. 2). Обработка, которой гончар подвергает сырой материал, является движущей силой, или действующей причиной. 3). Чашка изготавливается из материала, который оказывается ее материальной причиной. 4). И, наконец, имеются конкретные формы, которыми в каждый момент времени обладает чашка. Это и есть формальная причина.

В представлении Аристотеля мир являлся вечным, поскольку материя, из которой он состоит, оказывается непреходящим условием любого развития. Однако он пространственно ограничен, ибо каждая стихия занимает в нем присущее ей место. За сферой же последней стихии нет уже материи и нет даже пустоты, ибо пустота - такое место, которое хотя и не содержит материи, но могло бы ее содержать. В мире всегда происходит один и тот же процесс постепенного формирования материи, реализация того, что в ней потенциально заложено. В результате Вселенная представляет собой цельную цепь связанных между собой причинных и целенаправленных событий. Однако цепь причин не может уходить в бесконечность, поэтому должна существовать первопричина, обладающая иными качествами, нежели известные нам вещи. Характеристиками этого высшего бытия являются: неподвижность, неизменность, простота, единство, нематериальность. Философ называет его еще «неподвижным движителем», который приводит в движение все остальные вещи. И в то же время это - чистое мышление, чистый разум, чистая актуальность, одним словом, неперсонифицированный Бог. Таким образом, аристотелевская метафизика завершается теологией учением о верховном существе, которое, с одной стороны, руководит всем, приводя его в движение; а с другой - является конечной целью всего остального.

Космос, согласно Аристотелю, существует вечно. Он устроен следующим образом: в центре находится шарообразная Земля, вокруг которой вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части - подлунный и надлунный (границей является сфера Луны). Подлунный мир - место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей; надлунный - мир вечных сущностей.

Различаются несколько видов движения - перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение - наиболее близкое к вечности и неизменности. Движутся не сами небесные тела, а сферы, к которым они прикреплены. Крайнюю сферу - сферу звезд - двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам - вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира круговое движение распадается на множество неправильных движений. Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.

Онтологические взгляды мыслителя находят свое продолжение в учении о человеке и его душе, где он применяет общие принципы своей философии - понятия формы и материи. Рассматривая душу как форму органического тела, Аристотель утверждает, что они составляют неразрывное целое; поэтому как душа не может существовать без тела, так и тело не может выполнять своих функций без души, которая его оживляет. На основе различия функций он выделяет три вида души - растительную, животную и мыслящую. Растительная душа имеет наиболее простые функции: она руководит питанием и ростом. В отличие от нее животная душа обладает способностью к восприятию; она порождает чувства и желания. Но существует еще более высокий уровень - мыслящая душа, присущая лишь человеку. Ее способность - разум. Управляющий волей разум называется практическим тогда как познающий разум получает название теоретический.

Учение о структуре души Аристотель кладет в основу своей этики как практической науки. Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Животная часть души, являющаяся по своей природе неразумной, и разумная ее часть имеют как свои пороки, так и свои добродетели. В связи с этим философ делит добродетели на дианоэтическиедобродетели ума: греч. dianoia - разум) и этическиедобродетели воли, характера: греч. ethos - нрав, характер). К первым относится мудрость, знание, благоразумие ко вторым - мужество, умеренность, благородство, щедрость, справедливость.

Каждая добродетель - это как бы середина, или точнее, правильное соотношение между двумя крайностями, коих следует избегать. Например, мужество середина между трусостью и безрассудной отвагой умеренность между сладострастием и полным бесстрастием щедрость между скупостью и расточительностью. Самой совершенной из этических добродетелей Аристотель называет справедливость которая выражает прежде всего то, что соответствует законам.

В отличие от Платона, который считал, что добродетели являются врожденными, его ученик утверждает, что человек не бывает добродетельным от природы, но научается добродетели. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек, в силу чего этика является практической наукой, т.е. ставящей своей целью сделать человека полезным обществу. Это само собой разумеется, ибо человек, по определению философа, есть «политическое (т.е. общественное) животное».

И все же практичность, с точки зрения Аристотеля, является низшим видом моральной позиции человека. Выше практичности стоит мудрость как добродетель теоретической части разумной души. Предметом мудрости является всеобщее, необходимое и вечное, поэтому высшим видом деятельности становится созерцание божественных идей; это и есть блаженство которое доступно только философу.

Наряду с этикой древнегреческий мыслитель разрабатывает другую практическую науку - политику, где утверждает, что общество является не чем-то внешним по отношению к человеку, а необходимым условием реализации его наилучших способностей. И в то же время он полагает, что Платон заходил слишком далеко в своем нивелировании человека в сообществе. «Ведь по своей природе государство представляется неким множеством людей». Тем самым и в теории, и в политической практике мы не должны принижать человека, не должны требовать большего отождествления индивида и общества, чем это допустимо естественно.

Рациональная жизнь является универсальной для всех людей. Однако для каждого отдельного человека собственная цель заключается в реализации его способностей в обществе, где он живет, в нахождении своего стиля (или этоса), своего места в жизни. Это и есть подлинная добродетель.

В данной связи Аристотель описывает формы совместного существования людей, в которых должна протекать жизнь, чтобы могли реализоваться наилучшие человеческие способности. И здесь этапы социализации индивида, по его мнению, связаны с семьей, поселением (сообществом семейств) и городом-государством. В противовес Платону, который проводит резкую границу между частной и общественной сферами жизни и склонен к устранению первой путем превращения государства в одну большую семью с общей собственностью и общими детьми, его ученик полагает, что семья и государство выполняют разные функции. Семья обеспечивает условия для удовлетворения основных потребностей вроде питания, воспроизводства населения и воспитания детей. Государство же делает возможной интеллектуальную и политическую самореализацию граждан. Следовательно, налицо не противостояние семьи и полиса, а их внутренняя взаимосвязь. Ввиду этого семья не должна быть упразднена, ибо наряду с государством является основополагающим инструментом социализации и коммуникации.

Творчество Аристотеля явилось вершиной античной философии. Греческий мыслитель сумел не только упорядочить, систематизировать и обобщить достижения познаний своего времени, но и дал в том или ином смысле начало большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность его учения были столь универсальны, что долгое время его называли Философом с большой буквы.

Выпуск:

No69

Новости проекта Философия и Жизнь


Тема выспуска:

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Сегодняшний выпуск продолжает серию статей посвященных

Аристотелю

.

ЭФИР, ИЛИ "ПЯТАЯ СУЩНОСТЬ", И РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА НА МИР ПОДЛУННЫЙ И МИР НЕБЕСНЫЙ

         Аристотель разделял физическую реальность на две сферы: подлунную и надлунную.
         Подлунный мир характеризуется всеми формами изменения, среди которых доминируют зарождение и разложение. Для небес характерно "локальное движение", или циркуляция. В небесных и звездных сферах нет места ни рождению, ни гибели, ни изменению, ни возрастанию, ни убыванию. Во все времена люди наблюдали те же небеса, что видим мы, и тот же опыт подсказывает, что они не были рождены, и нерожденные они суть неразрушимы. Различие надлунного мира и подлунного заключено в материи, из которой они образованы. Материя подлунногомира - это потенция контрарностей, противоположностей, данная в четырех элементах (земля, вода, воздух и огонь), которые, вопреки элеатам и Эмпедоклу, Аристотель понимал как взаимообратимые, что и позволило ему обосновать и углубить понимание процессов зарождения и распада. Напротив, материя, из которой образованы небеса, - это эфир, который обладает потенцией перехода из одного пункта в другой, а посему принимает лишь локальное движение. Поэтому к четырем уже известным элементам Аристотель добавляет "пятуюсущность", или "пятую субстанцию". Поскольку для четырех первых элементов характерно прямолинейное движение, сверху вниз - для тяжелых элементов, снизу вверх - для легких, для эфира, поскольку он ни легок, ни тяжел, естественным движением следует считать круговое. Эфир никем не порожден, он не подлежит ни росту, ни изменению, ни разрушению, как небеса, из него образованные.
         Эта теория Аристотеля будет позже воспринята средневековой мыслью, И разделение мира на подлунный и надлунный исчезнет лишь с началом нового времени. Уже говорилось о том, что аристотелевская физика (и большая часть его космологии) - это, по сути, метафизика чувственного, кульминацией которой является обоснование существования неподвижного перводвигателя. Убежденный в том, что "не будь вечного, не было бы становящегося", Стагирит демонстрирует, что и физические исследования подтверждают этот принцип, что свидетельствуето необратимости завоеваний платонизма, его "второй навигации".

МАТЕМАТИКА И ПРИРОДА ЕЕ ОБЪЕКТОВ

         Математическим наукам Аристотель не посвящал особого внимания, по сравнению с Платоном, который видел вход в метафизику только через математику, что подтверждает надпись на дверях Академии: "не геометр да не войдет". Как бы то ни было, но особый вклад Аристотеля в математику состоял в том, что он впервые установил онтологический статус ее объектов.
         Платон и многие платоники понимали числа и математические объекты как идеальные сущности, отдельно существующие от чувственного. Некоторые платоники пытались мифологизировать это представление, соединяя математические объекты и чувственное, удерживая, впрочем, интеллигибельную природу первых. Аристотель отказывается от этих точек зрения, полагая их абсурдными и неприемлемыми. Мы можем относиться к чувственным вещам, абстрагируясь от прочего, лишь поскольку они - тела в трех измерениях. Затем, рассуждает Аристотель,в процессе абстрагирования мы можем мыслить их в двух измерениях, т.е. как поверхности, затем, - как протяженную линию, и, наконец, как неделимую точку в пространстве, более того, как единицу в чистом виде, без пространственной позиции, и это будет числовая единица.
         Такова позиция Аристотеля. Математические объекты не есть ни реальные единицы, ни еще менее, - нечто ирреальное. Они существуют потенциально в чувственных вещах, и наш разум умеет их выделить через абстракцию. Они, стало быть, - единицы разума, которые актуально существуют лишь в нашем уме, благодаря его способности к абстракции, а в потенции они существуют в вещах как внутренне им присущие.

Evgeny Ukhanov

, ©

АРИСТОТЕЛЬ

Стагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе. Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю про Платона и его Академию.

В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя.

После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского (с 343/342 по 340/39).

В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.

Сочинения

Наследие Аристотеля составляли два вида сочинений: 1) подготовленные им к публикации и предназначенные для широкой публики, т.н. «экзотерические»; и 2) т.н. «эзотерические» – лекционный материал, предназначенный для слушателей, не один год проведших в школе. От первой группы сочинений (в основном, это были диалоги), сохранились незначительные фрагменты, вторая группа сочинений (в основном, это научные трактаты) составляет современный корпус аристотелевских сочинений. При жизни Аристотеля эзотерические тексты не публиковались и вообще были мало доступны для изучения до тех пор, пока их впервые не издал в сер. I в. до н.э. александрийский ученый-перипатетик Андроник Родосский.

В аристотелевский корпус входят сочинения по логике: Категории, Герменевтика, Аналитики, Топика (все вместе называемые Органон); физике: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика; цикл трактатов по зоологии (История животных, О возникновении животных, О частях животных и др.) и психологии (О душе, О чувственном восприятии, О памяти и др.), первой философии (Метафизика), этике и политике (Никомахова этика, Евдемова этика, Политика, Афинская полития), риторике и поэтике. Ряд произведений Аристотеля безвозвратно утрачен, в современном корпусе в качестве аристотелевских присутствует ряд псевдо-аристотелевских трактатов (О мире, О цветах, О неделимых линиях, О добродетели и др.)

Андроник не только издал и отредактировал рукописи, но и заново сформировал отдельные произведения. Наиболее яркий пример представляет создание из нескольких тематически близких книг одного произведения под названием Метафизика (по-греч. «книги, идущие после физики»).

УЧЕНИЕ

Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» – орудие, инструмент). Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Логика и методология

Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики – научная силлогистика, Софистические опровержения – диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство – силлогизм – есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.

Знание связано со знанием первопричин вещи. Аристотелевское противопоставление «первое для нас» и «первое по природе» связано с противопоставлением вещей, более понятных и очевидных «нам» как познающим субъектам – а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу – и вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным основам бытия, «первым по природе». По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины. См. также ЛОГИКА.

Физика

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы – от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего – холодного и сухого – влажного, которые образуют т.н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом – эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

В своих физических трактатах предлагает универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего по природе, искусство – причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует «для себя», а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.

Первая философия (метафизика)

Теоретическая философия (или первая философия в отличие от второй – физики) изучает бытие как таковое, т.е. сущность, причем в связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием «чтойности» (греч. «то, чем было бытие»). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности «материального» (возможного, динамического) и чем больше в ней «формального» (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме «энтелехия» выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли – себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного – он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

Этика и политика

образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному – так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т.е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения – государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, – рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

Сочинения: Аристотель. Сочинения в 4 тт., М., 1975–1984

Биографические сведения.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стагире (на берегу Эгейского моря). Отец – придворный врач македонского царя Аминта II.

В 15 лет Аристотель остался сиротой – на попечении своего дяди (брага отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками.

В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.

После смерти учителя Аристотель покинул Афины, провел несколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению маке- дон-ского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и три или четыре года учил наследника Филиппа – Александра (Македонского).

После воцарения Александра в 335 г. до н.э. 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу Ликей – (Лицей)1] Учеников и последователей Аристотеля часто называли

"перипатетиками"

(прогуливающимися), так как в Ликее философией было принято заниматься во время прогулок по роше.

После смерти Александра Македонского в Афинах победила аитимакедонская партия и Аристотеля обвинили в богохульстве, в 323 г. он вынужден был покинуть Афины.

Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г. до н.э.

Аристотеля заслуженно называют

энциклопедистом

Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания; Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории философии и др.

Аристотель первым предложил и систему классификации наук (схема 25).

Основные труды.

Покидая Афины, все свои работы Аристотель оставил ученику Теофрасту, от которого они перешли к ученику последнего – Нелею. Более ста лет труды Аристотеля пролежали в подземном хранилище. В I в. н.э. они попали в Рим, где были систематизированы и изданы Андроником Родосским.

Сохранилось большое количество работ Аристотеля (хотя далеко не все) в самых разных областях знаний, но многие из них

Классификация наук у Аристотеля

известны только в многократных переводах с одного языка на другой (с древнегреческого – на сирийский, с сирийского – на арабский, с арабского – на еврейский, с еврейского – на латынь, с латыни – на современные европейские языки).

Работы по философии были объединены в книгу, которая получила название "

Метафизика

" (букв. – "после физики"), так как в данном собрании сочинений она шла после книги под названием "Физика"2]

Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам. Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками, которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ, например по истории греческих полисов (городов- государств), истории животного и растительного мира.

К числу основных трудов Аристотеля относятся:

Диалоги

3] "О философии", "Эвдем", "Протрептик".

Логика (Органон):

"Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "Опровержение софизмов", "Об истолковании", "Категории"4]

Философия: "

Метафизика".

Физика:

"Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении". "Метеорология".

Биология:

"История животных", "О частях животных", "О движениях животных", "О происхождении животных".

Психология:

"О душе".

Этика:

"Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика".

Политика:

"Политика", "Афинская полития".

Экономика:

"Экономика".

Искусствоведение:

"Поэтика".

Ораторское искусство:

"Риторика".

Философские воззрения. История философии.

Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведениями о древнегреческой философии раннего периода.

Отношение к Платону.

Аристотель всегда высоко ценил своего учителя Платона, но в то же время это не мешало ему критиковать последнего: "Платон мне друг, но истина дороже", – говорил Аристотель.

Особенно критикует Аристотель учение Платона за неясность и запутанность вопроса об отношениях между идеями и конкретными вещами чувственного мира.

Логика.

Аристотель – основоположник европейской (классической) логики. Он выделил и сформулировал

три закона правильного мышления

: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение истины и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения – силлогизмах).

Работы Аристотеля по логике были объединены в книгу под названием "Органон" (Орудие) – она считалась необходимым орудием познания во всех философских направлениях.

Сам Аристотель считал логику не самостоятельной наукой, а обязательным введением ко всем наукам (пропедевтикой).

Метафизика (первая философия). Учение о бытии.

Аристотель является

дуалистом

: он признает существование двух самостоятельных первоначал ма

т

ерии и

формы

. Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.

Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу.

Первоматерия

– это бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Аристотелевское понятие "формы" близко к платоновскому понятию "идеи". Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но нс индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди мы получаем определенный предмет – кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. Так, глина есть оформленная материя – это земля, в которую привнесена форма (сущность) глины. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, глина выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь, кирпич выступает в роли материи для дома, построенного из кирпичей.

Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:

  • • ее сущностью;
  • • источником движения;
  • • причиной;
  • • целью.

Первоформа

, соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа – это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.

Гносеология.

Любовь к знанию – прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.

Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырех стадий (табл. 23).

1. отдельных вещей и их свойств

Конкретные единичные вещи

2.

Опыт

– несколько воспоминаний об одном и том же предмете

Множество конкретных единичных вещей

3.

Искусство

5]техне) знание сущности множества вещей

То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы

4.

Философии {науки)

– высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика

Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего

Знать, по Аристотелю, – значит, прежде всего, знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.

Физика (вторая философия).

Природа в целом понимается как единый живой организм, где "одно возникает ради другого".

Космология.

Космос является сферичным и конечным, но вне его нет ничего, кроме перводвигателя; космос существует вечно. В центре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части – подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого – Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир – место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а надлунный – мир вечных сущностей.

Различаются несколько видов движения, т.е. перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение – наиболее близкое к вечности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к которым прикреплены соответственно все небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу – сферу звезд – двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам – вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26).

Перводвигатель и передача движения

Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и в качестве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.

Биология.

Аристотелю принадлежит ряд конкретных открытий в биологии. Он первым провозгласил, что живые организмы и растения также достойны изучения, как и звезды, описав более 500 видов животных и предложив классификацию для них. Аристотель также допускал самопроизвольное зарождение низших видов живого из неживого.

Психология.

Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с Богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные – растительной и животной, человек – всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души неотделимы от тела – как у растений и животных, так и у человека. Но вероятно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.

Аристотель отвергал учение о переселении душ.

Практическая философия Этика.

Этика имеет дело с "правильной нормой" человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями социальной жизни. Высшее благо человеческой жизни счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее возможное для человека счастье достигается при занятиях философией.

Политика.

Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в "счастливой и прекрасной жизни". Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления Аристотель считал "политик", где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.

Физический труд – удел рабов, рабство существует "от природы", и рабами должны быть в основном варвары (не греки).

Дело свободного человека интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.

Экономика.

Аристотель первым систематически исследовал такие явления хозяйственной жизни, как товарное хозяйство, сравнивая его с натуральным, социальное разделение труда и обмен, и выделил две функции денег (как средства обмена и как формы стоимости).

Творческая философия. Эстетика.

Под искусством Аристотель понимал как особый вид творческой человеческой деятельности, так и продукты этой деятельности. По словам Аристотеля, "искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей", имея в виду подражание формам бытия. Но при этом художник свободен в выборе предметов, способов и средств подражания.

Судьба учения.

Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воздействие на всю последующую философию. Правда, в различные эпохи отношение к разным частям его наследия было неоднозначным.

Так, начиная с эпохи эллинизма и до наших дней логика Аристотеля во всех философских направлениях признавалась как необходимое орудие рационального познания. Аристотелевская логика считалась единственно возможной вплоть до появления в XX в. неклассической (неаристотелевской) логики.

Космология Аристотеля, на базе которой Птолемей (II в. н.э.) разработал свою геоцентрическую модель космоса (аристотелевско-птолемеевскую) доминировала в христианском и мусульманском мире вплоть до революционного переворота в астрономии, совершенного Коперником в XVI в.

Физика Аристотеля просуществовала до конца эпохи Возрождения, когда на смену ей пришла наука, основанная на экспериментальном методе.

Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была одним из многих философских учений и далеко не самым популярным. В эпоху раннего Средневековья она была почти неизвестна в Европе, но в IX–XII вв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии, а с XIII в. (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. В эпоху Возрождения ее начал опять "теснить" платонизм. В философии Нового времени метафизика оказалась практически полностью отброшенной: последний крупный философ, который еще говорил о "материи и формах", был Фрэнсис Бэкон, считающийся родоначальником философии Нового времени. В современной философии (XIX–XX вв.) она используется только в неотомизме (схема 27).

Аристотель истоки и влияние

Выводы

Подводя некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии (схема 28).

Формирование материализма идеализма и дуализма

Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из следующей схемы (схема 29). Тем не менее, в силу традиции многие философы безоговорочно причисляются к определенному направлению. (Подробнее об этом см. на с. 17–19.)

Виды первоначал в древнегреческой философии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Древнегреческий философ, физик Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал универсальную физико-космологическую картину мира. Аристотель впервые отделил мир «подлунных» (земных) явлений от мира небесного. Для подлунного мира характерны зарождение и разложение. Для небес свойственно «локальное движение». В звездных областях не существует изменения – там все постоянно, неизменно. Вселенная для Аристотеля – это вся существующая материя. Аристотель понимает материю как качественное соединение противоположностей теплого и холодного, сухого и влажного. Попарное сочетание этих свойств дает стихии: теплое и сухое – огонь, теплое и влажное – воздух, холодное и влажное – воду, холодное и сухое – землю. Надо отметить, что подобное понимание материи Аристотель перенял у Анаксимандра. Далее Аристотель делает выводы: каждый из элементов имеет свое естественное место. Так огонь и воздух движутся к границе мира, а земля и вода – к середине [1]. Тем самым Аристотель выводит структуру космоса: в центре его находится земля, она находится ниже всего. Затем над землей располагается последовательно вода, воздух, огонь.

Существует, по Аристотелю, пятый элемент – эфир. Он неуничтожим и образует места, в которых находятся небесные тела. Небесные тела тоже образованы из эфира. Самая внешняя сфера – небо неподвижных звезд, затем располагаются Солнце, планеты, Луна. Для четырех элементов «подлунного мира» (земля, вода, воздух, огонь) характерно прямолинейное движение, сверху вниз – для тяжелых элементов, снизу вверх – для легких. Для эфира естественным движением является круговым.

Вселенная, по Аристотелю, представляет собой всю существующую материю. Впервые ученый высказал идею о взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная конечна и ограничена. За пределами материальной Вселенной Аристотель помещал нематериальный духовный мир, существование которого постулировалось.

Земля находится в центре Вселенной, как самый тяжелый элемент. Земля свободно парит в пространстве. По учению Аристотеля, Вселенная никогда не возникала, она неуничтожима, вечна, единственна и объемлет всю материю.

Аристотель считает, что не может быть несколько Небосводов [2, с. 285]. Кроме того оно вечно, ибо неуничтожимо и не возникло. Понятие неба Аристотель употребляет в нескольких смыслах: во-первых, как субстанцию крайней сферы Вселенной, во-вторых, «тело, которое непосредственно примыкает к крайней сфере Вселенной и в котором помещаются Луна, Солнце и некоторые из звезд» [Там же, с. 291], в-третьих, Вселенную. Вне Неба в третьем значении нет и не может быть никаких тел. Поэтому множество небосводов невозможно, так же как вне Неба нет «ни места, ни пустоты, ни времени» [Там же, с. 292].

Аристотель задает вопрос: почему происходят изменения звезд и Неба? Это происходит либо от того, что и то и другое покоится, либо от того, что и то, и другое движется, либо от того, что одно покоится, а другое движется [Там же, с. 319]. Аристотель постулирует неподвижность земли. Он приходит к выводу: «поскольку ни допущение, что движется и то и другое, ни допущение, что движутся одни только звезды, не имеют разумного основания, остается допустить, что орбиты движутся, а звезды покоятся и перемещаются вместе с орбитами, к которым они прикреплены» [Там же, с. 320-321]. Звезды происходят от сферического тела, поэтому они шарообразны. У шарообразных тел два вида движения: качение и верчение. Но, делает вывод Аристотель, люди не наблюдают ни того, ни другого. Небо, таким образом, находится в движении, а звезды не двигаются самостоятельно. Шарообразность того и другого имеет разумные основания.

Аристотель также задает вопрос: движется ли Земля? Аргументы против движения у него следующие. Если бы Земля двигалась, то ее движение было бы насильственным. И каждая часть Земли обладала бы таким движением. Если это движение насильственно, то оно не может быть вечным. Однако порядок космоса вечен [Там же С. 336].

Однако Аристотель отбросил гениальную догадку о тяжести небесных тел, о единстве действующих во Вселенной законах. В надлунном мире Аристотеля не было места тяжелым телам. Движение мыслилось как бессиловое. Когда появилась гениальная догадка гелиоцентризма Аристарха Самосского, эта идея была встречена враждебно. Аристотелевская картина мира сдерживала развитие астрономии вплоть до конца ХVI в.

Учение Аристотеля явилось одним из величайших достижений человечества, но оно было неспособно к дальнейшей эволюции. В эпоху средневековья оно стало непререкаемой догмой. Это учение было отброшено в период научной революции ХVI-ХVII вв. [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. О возникновении и уничтожении // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. М.: Мысль, 1981. С. 379-440.

2. Аристотель. О небе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. М.: Мысль, 1981. С. 263-378.

3. Рожанский И.Д. Естественнонаучные сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. М.: Мысль, 1981. С. 5-57.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Надлунный и Подлунный Мир Автор
Можно ли мочить прививку от Ковид
Можно ли мочить прививку от Ковид