Кошачьи миры луиса уэйна

Содержание статьи
  1. Кошачьи миры луиса уэйна
  2. Кошачьи миры луиса уэйна
  3. Оглавление
  4. Детство и отрочество
  5. Жизнь в молодости и счастливые года в браке
  6. Одинокий, взрослый, творческий период переосмыслений
  7. Шизофрения и конец жизни
  8. Кошачьи миры луиса уэйна
  9. Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»
  10. Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»
  11. Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»
  12. Кошачьи миры луиса уэйна
  13. Кошачьи миры луиса уэйна
  14. В «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» Бенедикт Камбербэтч рисует усатых. И вам нужно это увидеть
  15. Мрачная сказка о распаде личности
  16. Прекрасный Камбербэтч и любовь к хвостатым
  17. Электричество в жизни и в кадре
  18. Кошачьи миры луиса уэйна
  19. Кошачьи миры луиса уэйна
  20. Камбербэтч и коты. Что главное в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна»?
  21. Кошачьи миры луиса уэйна

Кошачьи миры луиса уэйна

Louis William Wain 5 августа 1860 Лондон  4 июля 1939 там же Источник фото Яндекс Картинки
Louis William Wain; 5 августа 1860, Лондон — 4 июля 1939, там же. Источник фото Яндекс. Картинки

Louis William Wain; 5 августа 1860, Лондон — 4 июля 1939, там же. Источник фото Яндекс. Картинки

Луис Уильям Уэйн – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX веков, прославившийся своими изображениями человекоподобных кошек. Иногда его называют величайшим сказочным иллюстратором викторианской эпохи.

Уэйн проиллюстрировал около ста детских книг его работы публиковались в газетах и журналах Источник фото Яндекс Картинки
Уэйн проиллюстрировал около ста детских книг, его работы публиковались в газетах и журналах. Источник фото Яндекс. Картинки

Уэйн проиллюстрировал около ста детских книг, его работы публиковались в газетах и журналах. Источник фото Яндекс. Картинки

Иллюстрации Луиса Уэйна стали пользоваться огромной популярностью в конце 1880-х годов. Он изображал кошек в «человеческих» ситуациях, например, за игрой в карты и в гольф, фехтованием или развлечениями на пляже.

Пять кошек Рыжий во главе Луис Уэйн 1900-е Источник фото Яндекс Картинки
Пять кошек, Рыжий во главе. Луис Уэйн. 1900-е Источник фото Яндекс. Картинки

Пять кошек, Рыжий во главе. Луис Уэйн. 1900-е Источник фото Яндекс. Картинки

Луис Уильям был первым из шести детей и единственным сыном у своих родителей. Ни одна из пяти его сестёр не вышла замуж, а самая младшая в возрасте 30-ти лет была объявлена сумасшедшей и оказалась в приюте для душевнобольных (позже её судьбу повторил и сам художник). Остальные провели с матерью всю свою жизнь.

Рисунки Уэйна тиражировались и на открытках, которые сегодня очень востребованы среди коллекционеров. "Дом, милый дом" Луис Уэйн. 1904

Рисунки Уэйна тиражировались и на открытках, которые сегодня очень востребованы среди коллекционеров. "Дом, милый дом" Луис Уэйн. 1904

Он в довольно раннем возрасте осознал свою страсть к рисованию и в 1877 году поступил в Западную Лондонскую школу искусств. Окончив курс, Уэйн преподавал там же в течение двух лет, но в 20-летнем возрасте – после смерти отца – вынужден был оставить низкооплачиваемую работу и заботиться о своей матери и сёстрах.

В возрасте 23-х лет Уэйн женился на гувернантке своих сёстер Эмили Ричардсон, которая была на десять лет старше его, – такая разница в возрасте в то время считалась возмутительной. Вскоре у Эмили обнаружилась неизлечимая болезнь, и она умерла всего через три года после замужества. Именно тогда художник нашёл тему, которая определила всю его карьеру. Во время болезни его жена находила утешение в домашнем коте по кличке Питер, и, чтобы развлечь её, Уэйн научил животное разным трюкам, например, носить очки и неподвижно сидеть перед книгой, словно за чтением. Параллельно он начал делать множество зарисовок крупного черно-белого кота, о котором позже написал: «Собственно, благодаря ему я заложил основы своей карьеры, начал развивать и укреплять своё творчество». Питера можно найти на многих ранних работах Уэйна.

Игроки в гольф. Луис Уэйн. 1900-е

В зрелый период творчества кошки Уэйна «превратились» в людей — встали на задние лапы, начали улыбаться и носить обычную «человеческую» одежду. Они музицировали, рыбачили, играли в теннис, пили чай, учились в школе и играли куклами. Такие антропоморфные изображения животных были очень популярны в викторианской Англии.

Несмотря на успех, художник постоянно испытывал финансовые трудности, в основном из-за своей непрактичности. Способный! Кот, играющий на банджо. Луис Уэйн. 1920-е

Несмотря на успех, художник постоянно испытывал финансовые трудности, в основном из-за своей непрактичности. Способный! Кот, играющий на банджо. Луис Уэйн. 1920-е

Луис Уэйн был плодовитым художником, иногда выпуская по несколько сотен рисунков в год. В 1898-м и 1911 годах Уэйн был председателем Национального клуба кошек, а также членом нескольких других благотворительных организаций, например, Правящего совета Лиги наших бессловесных друзей и Общества против вивисекции. Он говорил, что помогает «искоренить презрительное отношение к кошкам» в Англии.

Дебютантка и ее первый сезон. Луис Уэйн. 1902

Дебютантка и ее первый сезон. Луис Уэйн. 1902

По воспоминаниям современников, Уэйн так любил кошек, что однажды, увидев, как кот перебегает дорогу, а навстречу ей несется автобус, сам ловко запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице, он первым делом спросил о состоянии кошки.

Источник фото Яндекс. Картинки

Источник фото Яндекс. Картинки

С возрастом, Луис Уэйн начал постепенно меняться. Из мягкого и доверчивого человека он постепенно превратился во враждебного и жестокого, особенно по отношению к сёстрам. Художник начал блуждать ночами по улицам, переставлять мебель в доме и надолго запираться в своей комнате, сочиняя бессвязные тексты.

В 1924 году Уэйн, к сожалению, разделил судьбу своей младшей сестры и был помещён в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу, условия в которой описывают как «нищенские». Год спустя журналисты обнаружили его местонахождение и, благодаря шумихе в прессе, а также вмешательству писателя Герберта Уэллса и других известных людей, включая премьер-министра, иллюстратора перевели в знаменитую Бетлемскую клинику (Бедлам), а затем в более комфортное учреждение в Хартфордшире с прекрасным садом. Там он прожил оставшиеся годы, рисуя кошек из местного питомника. Его работы того периода характеризуются яркими красками, обилием цветочных мотивов.

Кот-калейдоскоп. Луис Уэйн 1930-е Источник фото Яндекс. Картинки

Кот-калейдоскоп. Луис Уэйн 1930-е Источник фото Яндекс. Картинки

Писатель Герберт Уэллс говорил об этом удивительном художнике так: «Он превратил себя в кота. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».

В учебниках по психиатрии часто используется серия рисунков Уэйна как пример изменений в творческом стиле художника по мере ухудшения психологического состояния

В учебниках по психиатрии часто используется серия рисунков Уэйна как пример изменений в творческом стиле художника по мере ухудшения психологического состояния

Друзья, будьте здоровы и счастливы! И не забывайте заглядывать в гости на мою страничку! Всегда очень очень Вам рада! Спасибо за Ваше внимание!

Кошачьи миры луиса уэйна

Коты за партией в покер потягивающие сигары, сонные коты, удивлённые кошки, весёлые и грустные семейки кошек на природном отдыхе или за домашним столом, а может и взгляд на мир кошек через фрактальное измерение или с помощью мира который мы видим в калейдоскопе?

Все это да, да и ещё раз да, и все это об английском художнике пережившем несмотря на своё позитивное и простое, зацикленное творчество очень непростую судьбу. В неё вмешивались и наследственные психические расстройства, и несправедливые потери близких от неизлечимых болезней.

Оглавление

  • Детство и отрочество
  • Жизнь в молодости и счастливые года в браке
  • Одинокий, взрослый, творческий период переосмыслений
  • Шизофрения и конец жизни

Детство и отрочество

Родился будущий художник анималист Луис Уэйн 5 августа 1860 года в центральном районе Лондона, Клеркенвелле. Уже с этого момента жизнь его не совсем задалась. В семье Луис являлся старшим ребёнком и единственным мальчиком, помимо него его мать вынесла так же еще пятерых дочерей и по совместительству младших сестер Луиса.

Его мать была одаренной женщиной – занималась оформлением церквей и проектированием узоров для ковров. Однако в наследство Луису достанется не только художественный талант, но и заячья губа которую в приступе стыдливости он станет прикрывать усами в зрелом возрасте, а так же и самое страшное, психическое заболевание. Гораздо позже, в возрасте 30 лет оно ещё первым делом навредит его младшей сестре, что по итогу окажется заперта в психиатрической лечебнице.


«Совсем разные коты»


Луис Уэйн

В детстве Луис походам в школу, где его дразнили за дефект с губой, предпочитал долгие прогулки по Лондону. Но это не сказалось на темпе его учебы и закончив её, Уэйн поступил в школу искусств Западного Лондона, там он все больше и глубже погружался в изобразительное искусство и уже делал занимательные зарисовки с невероятной скоростью. В чем ему так же помогали и его врожденные навыки к амбидекстрии. Луис весьма талантливо и не по-детски умело рисовал одновременно обеими руками. По окончанию школы искусств некоторое время Уэйн преподавал.

Жизнь в молодости и счастливые года в браке

Когда ему настало 20 лет, его отец скончался. А так как ни одна из дочерей семьи к тому моменту так и не вышла замуж и не занялась каким либо собственным делом — вся материальная и моральная ответственность за жизнь и содержание своей матери и сестёр пали на юного Луиса.

Вскоре после смерти отца Луис оставляет преподавание и становится свободным художником. В основном он рисует животных и деревенскую жизнь, сотрудничая с несколькими журналами, включая: «Illustrated Sporting and DramaticNews» и «Illustrated London News».

Для них и для свободного рисования в 1880-х годах работы Луиса Уэйна изображали в большинстве своем английскую сельскую жизнь: дома, усадьбы и животных, которых ему приходилось зарисовывать на сельскохозяйственных выставках.

В его работах того периода фигурирует много животных, умение рисовать которых он сохранил на всю жизнь. Одно время он собирался зарабатывать на жизнь, рисуя исключительно портреты собак.


«Собачьи портреты»


Луис Уэйн

Но жизнь Луиса совершила крутой и резкий для него поворот. По воле случая и руке судьбы сестрам Луиса понадобилась гувернантка для домашнего обучения.

Ею стала Эмили Ричардсон, женщина уже средних лет, ей тогда было уже чуть за тридцать, но она была все так же по молодому романтична и неуклюжа в проявлениях своих чувств. Все тоже было и с самим Луисом. Но время шло, и постепенно все более близкое общение с Эмили переросло в любовь и запретный роман, не принимаемый миром в те времена. Разница в возрасте между любовниками составляла более 10 лет.


«Ужин»


Луис Уэйн

В светском викторианском обществе подобный союз не одобрили, неодобрение молодая пара встретила и в семье самого Луиса. Где мать и сестры боялись что из-за низкородной девушки внутри круга их семьи пострадает их семейная репутация — боялись что это приведет к тому, что семья Уэйнов потеряет свой хоть какой то либо статус и надежду на замужество с женихами из знатных родов Англии.

Дабы не привлекать к себе еще больше лишнего внимания и найти свой собственный укромный уголок, Луис и Эмили переезжают жить к ней в домик в Хэмпстеде на севере Лондона. Там они успешно проводят свадьбу и у них начинаются счастливый брак, который продлится три года.

Три года. Именно столько прожили Луис и Эмили свои лучшие в жизни моменты. Но вскоре после свадьбы у Эмили был обнаружен рак груди на последней стадии. Во время болезни единственным утешением Эмили был домашний чёрно-белый котёнок Питер, названный так в честь Петра Великого. Чтобы порадовать Эмили, Уэйн обучил его различным трюкам: кот носил очки и сидел смирно перед книгой, делая вид, что читает. В это время сам Луис начинает рисовать с него многочисленные эскизы и картины.

«Ему собственно и принадлежит заслуга в моей карьере и становлении моей работы»


«Покер». Черно-белый кот основан на коте Луиса — Питере


Луис Уэйн

Именно в этот трагичный момент жизни к Луису Уэйну и начала приходить всеобщая слава по всей стране как лучшего, и возможно, единственного художника, представившего в то время изображения забавных антропоморфных котов, быстро завоевавших сердца жителей высшего Эдвардианского общества. Им это показалось отличительно неординарным, ведь до того в моде были исключительно собаки — но новый взгляд на кошек влюблял в них по-новому.

Иллюстрации Уэйна часто пародировали человеческое поведение, были яркой сатирой на модные течения и тенденции, появлявшиеся в обществе.

«Я беру тетрадь для эскизов в ресторан или другое общественное место и рисую людей в различных позах, изображая их кошками, стараясь добиться схожести с человеческими чертами, как только возможно. Это позволяет мне наблюдать двойную природу и я думаю, эти эскизы являются моими лучшими юмористическими зарисовками»


«Панорама»


Луис Уэйн

Умирающая от болезни Эмили успела порадоваться за мужа, она видела его общественный и творческий успех и перед уходом наказала ему не забывать о том, чего он добился и продолжать творить. Пока с ним остаётся их кот Питер и его творчество, она надеялась что жизнь Луиса будет наполнена и счастливыми моментами после её кончины.

Потеря сильно ударило по эмоциональному состоянию Луиса, ещё целые недели после он предпочитал проводить в замкнутом одиночестве и плакать по любимой, поддерживал его в тот момент как раз их кот Питер.

Одинокий, взрослый, творческий период переосмыслений

На протяжении следующих 30 лет Уэйн активно и маниакально творит, иногда создавая до 600 рисунков в год. Он проиллюстрировал около сотни книг для детей, и его работы часто появлялись в газетах и журналах, включая «Ежегодник Луиса Уэйна» (Louis Wain Annual), который выходил с 1901 по 1915 год. Художник выступал также под псевдонимом Д. Г. Томпсон.


"Louis Wain Annual"


Луис Уэйн

Уэйн был настолько непорочно сильно и безумно влюблен в кошек что однажды, заметив, как кошка перебегает дорогу, а навстречу ей несется автобус, он понёсся вперед автобуса дабы обезопасить кошку, по итогам чего сам получил травмы то ли от падения, то ли от столкновения с автобусом. Очнувшись в больнице, Уэйн первым же делом осведомился о состоянии кошки. С ней все было хорошо.

Уэйн участвовал в нескольких благотворительных обществах, работавших на благо животных, таких, как «Правящий совет лиги наших бессловесных друзей», «Общество защиты кошек», и «Общество против вивисекции».

В 1898 и 1911 годах Уэйн был президентом Английского Национального кошачьего клуба. Уэйн надеялся, что эта деятельность поможет «изжить всю ненависть к кошкам» в Англии.

Его никогда не заботило соблюдение авторских прав. О сбережениях Уэйн не заботился. В итоге к 1907 году очень быстро деньги начали кончаться. Так как свои работы он дарил или продавал за бесценок, не думая об авторских правах. А тем временем сестры нуждались в поддержке. Нежный брат беспокоился о них и одновременно подозревал, что они его обворовывают.

В том же 1907 году он умудрился влезть в долги так, что был привлечен к суду. Испугавшись возможных последствий и в связи с развитием душевной болезни Уэйн решил бежать на время в США.

В США работы Уэйна встретили очень тепло и местные деятели искусства постоянно приглашали его на ужины, званные вечера и художественные выставки. Но если люди и были готовы встречать Уэйна — уже сам Уэйн все более пробирающе глубоко и навязчиво сильно отдалялся от людей и погружался в свои собственные мысли.

И ладно, будь мысли мыслями — но Уэйн начинает и агитировать их на общество. Его пугал технический прогресс, в некоторых их своих выступлений и в записях он обвиняет электричество в разрушительном влиянии на мозг человека, на то что оно берёт под контроль людей и сугубо негативно влияет на мир, он заявлял, что мелькание кадров на киноэкране похищает электричество из их мозгов.

Помимо же этого, начинает прогрессировать синестезия и в приступках галлюцинаций Луис Уэйн воспринимает лица людей за кошачьи, а сами кошки в его квази-мире обретают речевые способности и методы для вполне человеческого уровня беседы.

В США Уэйн успел получить несколько крупных заказов, но неудачно вкладывает и теряет почти все деньги. Находясь все еще там же, в 1910 году он узнает о смерти своей матери и спешно возвращается на родину.

После же началась Первая мировая война и Луис Уэйн оставался практически без гроша и его жизнь была сведена на черту нищеты и голода. С 1914 по 1918 года Уэйн получил лишь шесть заказов на иллюстрацию книг.

Шизофрения и конец жизни

Характер Уэйна был не всегда стабилен, хоть по большей части проведенного с ними времени многие и характеризовали его как добродушного, немного чудаковатого, но милого и застенчивого человека — в то же время с возрастом и потерями близких людей его личность постепенно разрушалась.

Тем более что где-то примерно в этот период времени умер и его дражайший и верный друг, его общий с женой кот Питер. По которому художник также пролил немало слез.

В этот же период он стал агрессивным к своим сестрам. Стали активнее и яростнее проявляться бредовые состояния, он стал склонен к одиночеству, бесконечной перестановки мебели в доме, что возможно так же характеризовало в нем наличие ОКР, и бессмысленной писанине несвязных слов.

В результате одного из таких приступов шизофрении Луис совершил бессмысленно агрессивный поступок и во время горячей словесной перепалки с одной из своих сестер столкнул её с лестницы. После очередного агрессивного припадка психиатрам оставалось лишь одно: диагностировать болезнь и поместить Луиса Уэйна в максимально социально безопасное для него и окружающих место.
Этим местом стала Спрингфилдская психиатрическая лечебница в которую его поместили в 1924 году.


«Злоба»


Луис Уэйн

В ней он провел целый год, прежде чем его в довольно плачевном и несвязном состоянии обнаружила пресса. Тогда же началась пропаганда чудовищных условий проживания художника в лечебнице среди прессы.

В мире узнали о плачевном положении бывшего любимца публики. Многие известные современники тех лет из творческой среды поспешили оказать посильную помощь писателю. С заявлением по радио с призывом помощь Уэйну выступал даже писатель Герберт Уэллс.

«Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна»

Герберт Уэллс

Всемирно известный писатель. Автор «Войны миров», «Остров Доктора Монро» и множества других бестселлеров

В течение года о его плачевном положении узнала и сама Королева, и Уэйна переводят в более благопристойное место: Бетлемскую королевскую больницу, и затем, в 1930 году, в больницу Нэпсбери рядом с Сент-Элбанс в Хертфордшире, к северу от Лондона в котором, даже имелся кошачий питомник, а также организуется фонд поддержки Уэйна.

В новой, благоприятной обстановке душевное состояние Уэйна несколько приходит в норму, поведение становится более адекватным, а поступки и слова мягче. Он смог продолжать рисовать в своё удовольствие. Впрочем, взамен этого Уэйн уже точно не собирался меняться в избранном новом стиле рисования кошек.

Его кошки стали абстрактны, или вернее, фрактальны. Стали превалировать геометрические формы и фигуры и экзотические, яркие словно галлюциогенные цвета изображения. В итоге все его классическое творчество было вытеснено именно данным видом изображения.


Начало превращения рисунков во фракталы


Луис Уэйн

Творческий путь Луиса Уэйна используется, да и просто наглядно демонстрирует, как пример в учебниках по психиатрии для иллюстрации изменения стиля творчества в результате развития психической болезни с течением времени.


Предполагаемые стадии стиля изображения рисунков 


Луис Уэйн

Однако на самом деле не понятно, действительно ли эти рисунки были созданы в том хронологическом порядке, в котором их обычно демонстрируют в учебниках, поскольку художник не датировал эти работы. Все свои рисунки этого периода Уэйн подписывал, иногда оставляя на обороте странные, малосвязанные рассуждения.

В последние дни своей жизни Уэйн окончательно потерял рассудок и был прикован к постели. Он каждый раз поднимал громкий крик, когда к нему подходили врачи, чтобы сделать процедуры.

Уэйн впадал в состояние острого психоза и в 1939 году скончался от отказа почек и атеросклероза, наконец упокоившись с миром.

На счет болезни которой болел Луис Уэйн есть более чем одна точка зрения. Самой странной из существующих гипотез стала та, что говорит о наличии заражения в ходе жизни и в связи с постоянным контактом с кошками у Уэйна паразитом носителем которого выступают кошки «toxoplasma gondii», симптомы заболевания которым напоминают и шизофрению.

Ещё одна версия гласит о наличии синдрома Аспергера. В достоверность этого уже говорят о том что техника Луиса Уэйна не теряла качества, а только лишь росла с годами, как и рисунки становились все более технически сложными и кропотливыми, всего этого от шизофреников не встретишь в виду распада их личности.

Но все же стоит помнить о наследственности именно шизофрении в семье Уэйнов и подтверждении этой же болезни у его матери и сестры.

Картины Уэйна были популярны уже при его жизни, второе вскипание интереса возникло в 90-е годы и с тех пор распространилась и растворилось по миру. Открытки с рисунками кошек стали объектом коллекционирования, цена на составляет до $ 500–800. Оригинальные же рисунки и акварели продаются по цене от $5000 до $ 35000.

Работы Луиса Уэйна не умерли и не умрут, как художник полюбил своё творение и влюбился в него навсегда — так и весь мир отныне и до конца своих веков будет влюблен в кошек и в их кошачий, такой крохотный, но притягательный мир…


А еще благодаря нашему герою создатели "Pokemon" вдохновились на дизайн кота Мяута


Луис Уэйн

Кошачьи миры луиса уэйна

Кошачьи миры Луиса Уэйна

Это было недавно, это было давно: на рубеже веков XIX и XX обрел славу британский художник Луис Уэйн. Его трогательные и невероятно теплые картинки с антропоморфными котами, которые играют в гольф, бридж, ходят по магазинам и читают книжки, быстро перекочевали со страниц газеты, где Уэйн работал иллюстратором, на открытки, обложки и любые места, куда только их можно было нанести. Этих зверушек с фарфоровыми чашечками в руках и сейчас можно встретить на прилавках, репродукциях в гостях у соседей и новогодних поздравлениях. Разумеется, за каждым большим творцом стоит большая история, и режиссер и сценарист Уилл Шарп в компании соавтора Саймона Стефенсона решились ее рассказать.

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма Кошачьи миры Луиса Уэйна

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Киноделы по-разному пытаются обойтись с дидактичным заданием постановки ЖЛЗ: «Кошачьи миры» выбрали прямой путь перечисления основных вех биографии, на которые зрителю предлагается взглянуть глазами самого Уэйна. А потому живопись и явь будут проникать друг в друга, танцевать вальс, экран озарят краски самой теплой палитры, а кисть будет парить прямо поверх кинематографического изображения (к слову, квадратного — здесь, видимо, притаился реверанс то ли мольберту, то ли альбому для рисования). Выглядит все это опьяняюще красиво, и дело не только в кошках — всем известно, что эти усатые создания могут тронуть сердце любого зрителя, — а в какой-то выдуманной причудливой реальности, просочившейся из сознания главного героя, который и сам, в общем-то, был чудаком. представляет Луиса мужчиной, совершенно непригодным для жизни: он вечно опаздывает, спотыкается на ровном месте, думает о каких-то патентах на электрические разряды и дерется с быком на ярмарке сельского хозяйства. Но при всей этой бытовой магии и очаровании головы в облаках он совершенно не способен позаботиться о семье: после смерти отца у него на руках остались мать и пятеро младших сестер, а до успеха он еще не добрался — пока мы становимся свидетелями главы «Как закалялся Уэйн».

Читайте еще:  Смартавиа

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма Кошачьи миры Луиса Уэйна

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Главным событием в жизни художника стала встреча и безумная (как и все, что с ним происходило) влюбленность в гувернантку Эмили (). Увы, счастье, и так порицаемое в обществе из-за разницы социальных высот, продлилось совсем недолго — как скоропостижно случилась любовь, так же скоропостижно и скончалась миссис Уэйн.

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма Кошачьи миры Луиса Уэйна

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна на кадре из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Это событие не только чертит линию в жизни художника, деля ее на «до» и «после», но и разбивает надвое хронологию картины Шарпа. Изобретательная и нарядная первая половина — упоительная костюмная драма, во время просмотра которой хочется достать из сумки платочек с вышивкой (вот бы в сумке нашелся такой!) и, прикрывая рот, смущенно хихикать над переглядками Фой и Камбербэтча, а потом утирать слёзы умиления и радости. Эта глава — будто самостоятельное рождественское кино с праздничной елью, снегом, танцами у камина и всеми прочими радостями студеной поры, отмеченной ярким румянцем на щеках. Проводником между берегами жизни становится кот Питер: именно он сопровождал миссис Уэйн в последний путь, смиренно мурлыча на ее коленях, и он же остался горюющему вдовцу в наследство как свидетельство высшей любви. Зверь станет музой, которая откроет иллюстрациям художника путь на страницы газет.

Само собой, быть рассеянным гением с кипой бумаг подмышкой хорошо только в жанровом кино: после полосы пьянящего благоденствия наступила обычная жизнь, которую, впрочем, режиссер не торопится делать реалистичной и хотя бы вполовину настолько пугающей, как выглядят строчки биографии на бумаге. Покосившийся рассудок художника останется неаккуратным мазком на полях биографии — медицинским диагнозам здесь не место. Сатирический и политический характер картинок с котами в пиджаках потонет где-то на дне палитры бесконечного умиления, а сам Луис Уэйн к финальным титрам так и останется силуэтом, прикрытым кружевом красочных мазков. Камбербэтч, как всегда, хорош в том, что ему удаётся лучше всего, — в ролях взбалмошных эксцентриков, возводящих стену между собой и миром. Возможно, это препятствие в итоге и позволило взглянуть на Уэйна исключительно как на иллюстрацию личности. Загадочной, чарующей, симпатичной, порой отталкивающей, но узнать о нем получилось не больше, чем об усатом коте с открытки.

Кошачьи миры луиса уэйна

Рассказываем историю главного творца при «кошачьем дворе» к выходу его байопика с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли

Похоже, к концу своих лет он все-таки стал котом, иначе никак — в продуктивные времена Луис Уэйн производил до 600 рисунков с котами в год. Кэтленду он посвятил почти всю свою жизнь — 55 из 78 лет, — и неудивительно, что так и не смог (или не захотел) из него выбраться. Уэйн остался в истории как главный художник при кошачьем дворе.

21 октября в российский прокат выходят «Кошачьи миры Луиса Уэйна» Уилла Шарпа с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. «Люмос» рассказывает историю британского художника, который жил жизнью бессребреника, стал архитектором сказочного кошачьего королевства, работал над ним, позабыв себя, и в конце концов поселился в нем навсегда, достигнув полного умиротворения.

«Кошачьи миры Луиса Уэйна». Режиссер Уилл Шарп. В главной роли Бенедикт Камбербэтч /  StudioCanal

Осенняя палитра

Луис Уэйн родился в период самого расцвета викторианской Англии — в 1860 году — в семье торговца текстилем Уильяма Уэйна и француженки Жюли, работавшей графиком-оформителем. Будущий художник рос в кругу пяти сестер, был старшим, но болезненным и пугливым ребенком. Из-за слабого здоровья доктора запретили ему посещать школу до десятилетнего возраста. 

В детстве его преследовали кошмарные видения: «Мне казалось, что я прожил сотни лет и видел в своем воображении необычайно сложные образы. Но еще меня преследовали привидения — на улицах и дома, днем и ночью». Попав наконец в школу, Луис часто ее прогуливал, ходил в музеи или наблюдал за кораблями в лондонских доках. Осенью он бродил в одиночестве по сельской местности и мог часами развлекать себя, раскладывая по цвету опавшие листья. Осенняя палитра впоследствии станет одной из излюбленных в работах художника.

Уэйн отучился в Школе искусств западного Лондона и стал преподавать, но работе помешала смерть отца: в двадцатилетнем возрасте Луису пришлось вернуться в родной дом, чтобы заботиться о матери и сестрах. Не имея возможности оставить их, он решился на карьеру художника-пейзажиста и занялся составлением портфолио. Но главное озарение пришло к нему одновременно с драматическим жизненным событием.

У Уэйнов работала гувернантка Эмили Ричардсон, в которую Луис и поспешил влюбиться — эта романтическая связь останется его первой и единственной в жизни. Чувство оказалось взаимным, но союз не понравился матери и сестрам: избранница была старше на 10 лет, к тому же из бедной семьи. Луис и Эмили бежали и в 1884 году поженились. 

Луис Уэйн со своим котенком Петром Великим, 1890-е годы

Они зажили в собственном доме, Уэйн получил работу иллюстратора в издании под названием Illustrated Sporting and Dramatic News. Казалось бы, в наличии все данные для стабильной жизни под властью королевы Виктории, но Эмили заболела — у нее обнаружили рак груди. Почти все время она проводила в постели, и ее единственным развлечением был черно-белый котенок, которого художник нашел на улице, услышав его призывное мяуканье под дождем. Котенка назвали Петр Великий, и Уэйн стал развлекать супругу бесчисленными его зарисовками. «Я относился к Петру как к ребенку, он и помог моему успеху», — рассказывал художник в интервью Рою Комптону для ежемесячника The Idler. Надо сказать, кот сполна воздаст своему другу-хозяину: проживет с ним рядом 15 лет и умрет в покое

Добро пожаловать в Кэтленд

Шел 1884 год, кошачьи рисунки Уэйна появились в Illustrated London News, первой в мире иллюстрированной газете. Сначала это были кошки в разных позах — картинки, срисованные с Петра Великого. Но постепенно в них стали проявляться человеческие черты. Эмили не успела стать свидетельницей появления классической кошки Уэйна — в 1887 году супруга художника умерла.

Его рисунки были идиллическими: коты и кошки с улыбками до ушей выглядели и вели себя в точности как люди того времени — вышивали, читали книги, играли в теннис, наливали друг другу чай, музицировали, танцевали. Но, как говаривал Фридрих Ницше, «нет прекрасной поверхности без ужаса глубины». В этих невинных, на первый взгляд, опытах было невозможно распознать ростки безумия, как нельзя разглядеть копошение насекомых сквозь изумрудную зелень газона на придомовом участке.

Луис Уэйн

Таким образцовым придомовым участком была эпоха правления королевы Виктории — бабушки Европы, которую воспевал Редьярд Киплинг и презирал Оскар Уайльд. Это время лучше всего выразило себя в викторианской морали, ставшей синонимом ханжества. В обществе считались непристойными даже поцелуи в губы (разумеется, между супругами), но тогда же стали распространяться первая порнография и детская проституция.

Повседневная жизнь, разумеется, сопровождалась религиозными отправлениями: каждое воскресенье полагалось посещать церковь, исповедоваться и причащаться. Но формальная обязательность искупалась отсутствием духа. Религиозные деятели на многое смотрели сквозь пальцы и прозевали лазутчиков, которых их средневековые коллеги ни за что не пустили бы в свой огород, — кошек.

В средневековой Европе кошку долго не признавали домашним животным. Их связывали с ведьмиными чарами и с темной женской природой. На карнавалах орудовали специальные «гонители кошек», которые поджигали и гоняли охваченных пламенем животных по улицам, выбивая из них нечистую силу. В «Великом кошачьем побоище» Роберта Дарнтона описывается, как в Бургундии недоброжелатели специально мучили кошек у домов рогоносцев — крики животных намекали на вопли сладострастия.

Луис Уэйн

В XIX веке кошка считалась одним из главных антибуржуазных животных — проклятые поэты воспевали кошачью тайну, кошки бродили между могилами, выныривали из мрака и сверкали глазами с небес. Поборники морали роптали: литературный обозреватель Le Figaro Густав Бурден ставил Шарлю Бодлеру в упрек господство котов в его поэзии, наравне с прочим «сатанизмом» и «непристойностями».

Аристократизм и торжественную грацию котов воспевал в своем эссе «Коты и собаки» один из главных создателей литературного мира фантастики и ужасов Говард Филлипс Лавкрафт: «Кот античен, тогда как пес готичен; нигде в животном мире мы не находим такого поистине эллинского совершенства формы при такой практичной анатомии, как у семейства кошачьих. Кошечка — это дорический храм, это ионическая колоннада, классически безупречная в сочетании своих структурных и декоративных элементов. Ее красота столь же кинетична, как и статична, ибо в искусстве нет параллелей грациозности малейшего движения кота».

В заснувшую, казавшуюся вечной эпоху бабушки Виктории Уэйн протащил контрабандой таинственное, тревожное, почти катастрофическое ощущение, зашифрованное в сказочных рисунках. Коты — проводники между мирами, между светом и тьмой, между пасторалью и апокалипсисом. Это уловил в рисунках Уэйна лидер британской парамузыкальной группы Current 93 Дэвид Тибет — эстетика художника стала для него постоянным источником вдохновения. 

Луис Уэйн

«Для меня Уэйн был святым. Технически совершенно одаренный автор, он был еще и абсолютно щедрым человеком. Любил кошек, любил людей, любил детей. Многие рассказывали, как видели его прогуливающимся по пляжу со своим котом, который семенил за ним следом», — говорил Тибет в интервью журналу Another Man. Музыкант утверждал, что может часами рассматривать картины Уэйна или листать альбомы с репродукциями. «От их невинности и красоты у меня слезы на глаза наворачиваются», — говорил он.

На почве любви к котикам Тибет подружился с Ником Кейвом (в фильме Шарпа он сыграл роль Герберта Уэллса). Кейв называл Уэйна «ближайшим к сердцу художником». Музыканты постоянно проводили время вместе: обедали или ходили на аукционы искать работы Уэйна. Для выпуска фэнзина Кейва The Witness за 2000 год Тибет написал статью про художника, а альбом 2007 года Birdsong In the Empire проиллюстрировал одной из картин Уэйна.

Обложка музыкального альбома Current 93 – Birdsong In The Empire

«И все любители кошечек в личном обхождении милейшие люди»

Метод Уэйна был прост: он наблюдал за людьми в общественных местах и срисовывал их в виде котов и кошек. «Так я изображал двойную природу в своих рисунках, что делало их забавными», — рассказывал художник в эссе «Как я рисовал своих кошек».

В 90-е годы XIX века Уэйн работал сразу в нескольких популярных журналах того времени, включая The English Illustrated Magazine, The Windsor Magazine, Cassell’s, The Boy’s Own Paper и The Strand. Получив всеобщее признание, Уэйн стал частью сообщества британских иллюстраторов, среди которых были его кумиры и учителя — Альфред Прага, Гарри Фурнисс, Фил Мэй и другие. Особенно Уэйна восхищал карикатурист Мэй, чью простоту рисунка и картинки жизни викторианской Англии, публиковавшиеся в Punch и The Graphic, он считал эталонными.

В 1890 году Уэйна приняли в президиум Британского Национального Кошачьего Клуба, для которого он разработал герб и придумал девиз: «Красота живет добротой». Этот пост не был формальным: Уэйн, например, помог выпустить первую племенную книгу кошек. Он публично выступал за равноправное место для кошек в доме и утверждал, что люди, которые имеют привычку ухаживать за этими животными, «не страдают от мелких недугов нервического рода, истерии или ревматизма». «И все любители кошечек в личном обхождении милейшие люди», — заключал Уэйн.

Луис Уэйн

После смерти жены Уэйн с матерью и сестрами (ни одна из которых так и не выйдет замуж), переехал в тихую пригородную местность. Семейство вело размеренную жизнь, а художник занимался боксом, фехтованием и плаванием, проводил много времени на воде, рыбачил и катался на лодках. Они жили спокойно и счастливо, но вдруг одна из сестер Луиса, Мэри, начала вести себя странно: ее стали мучить галлюцинации, ей казалось, что она покрывается язвами, как при проказе, а ее зубы выпадают. В возрасте 29 лет Мэри отправили в психиатрическую лечебницу, где она пробыла до самой смерти в 1913 году.

Слава Уэйна в эту пору только росла — с 1901 года стали выходить его ежегодники (Louis Wain’s Annual), для которых художник лично отбирал 70 иллюстраций. Эти журналы издавались до 1915 года и были самым желанным детским подарком на Рождество. Тогда же головы британцам вскружили почтовые открытки с рисунками Уэйна, которые он без устали производил, и в каждом была душа художника. Однако это не волновало пиратов, рисунки стали массово копировать. Уэйна же не заботили авторские права, за свою работу он брал недорого и на повышении гонораров не настаивал. В начале XX века при становлении индустриального общества такие простодушные люди просто не могли выжить — разумеется, художник оказался на грани разорения.

Спасение пришло из-за океана: Уэйна позвали иллюстрировать истории про кота по имени Грималкин для одной из газет империи медиамагната Уильяма Херста. Он планировал пробыть в США четыре месяца, но остался на два года — а после вернулся домой вообще с дырявыми карманами. Все заработанное в Штатах он рискнул вложить в изобретение какой-то чудодейственной лампы с бесконечным керосиновым маслом и прогорел. Она, конечно, так и не поступила в производство, но уверенность художника в чудесной природе мира это вряд ли поколебало. Возможно, Уэйн поверил в воплощение звездной лампы из таинственной пьесы «Комос» Джона Мильтона: «Нет, ночь-воровка, не с благою целью / В свой потайной фонарь ты прячешь звезды, / Светильники, которые природа, / Нетленным маслом вечности заправив, / Подвесила на небесах, чтоб путь / Указывать скитальцам одиноким…»

Ежегодники Луиса Уэйна Louis Wain’s Annual, выходившие в печать с 1901 года

В Англии Уэйн узнал, что мать умерла, а его имя на родине почти забыто. Но энтузиазму художника можно только позавидовать: он снова пустился в работу, оформлял открытки, обложки для книг и рекламу, занялся росписью керамических фигурок, которые получили название «китайских футуристических кошек» — всего он разработал девять моделей. Их отправили на продажу в США, но грянула Первая Мировая, и набитый игрушками корабль затонул, когда его подбила немецкая подлодка. 

Как будто неприятностей было мало, судьба подослала Уэйну еще: он вывалился из автобуса и ударился головой о мостовую. Поползли слухи, что в деле была замешана кошка, якобы водитель сманеврировал, чтобы не задавить животное. Кстати, во время съемок этой сцены в фильме Бенедикт Камбербэтч сам неудачно упал и потерял сознание — таково бремя великого мастера.

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Режиссер Уилл Шарп. В главной роли Бенедикт Камбербэтч /  StudioCanal

Во время Первой Мировой Уэйн остался без заказов. Случалось ему покрывать счета даже своими собственными рисунками. Для поднятия солдатского духа он создал персонажа Томми Каткинса («Томми Аткинс» было распространенным прозвищем британских солдат — прим. «Люмоса»): на открытке под названием «Окопавшийся» котик в военной фуражке и с карабином сидит в траншее, наслаждаясь перекуром, и машет лапой. Тогда эта картинка большого успеха не имела, но сейчас считается одной из классических работ Уэйна. Дэвиду Тибету одна такая досталась, подписанная, вероятно, одним из британских солдат прямо на линии фронта: «Убережен от желающих познакомиться дамочек — привет, девочки! Как дела?» В книге «Эзотерическое подполье Британии» Дэвид Кинан пишет, что это вдохновило Тибета на строчки из песни The Bloodbells Chime с альбома All The Pretty Little Horses: «Томми Каткинс шлет свой привет, / запечатленный на звериной Сомме. / Последнее, о чем он думает, это брак, / Лишь зов Дома и Сердца».

Персонаж Томми Каткинс, которого Луис Уэйн придумал во время Первой мировой войны

После войны от эпидемии испанки умерла сестра Луиса Каролина. Ее смерть потрясла Уэйна, у которого с ней была особенно сильная связь. Художник продолжал иллюстрировать книги: в 1921 году вышел его последний ежегодник, в котором коты едва ли не сливаются с пестрым узорчатым, калейдоскопическим фоном. Так возникли первые признаки нового стиля Уэйна, над которым тогда впервые «прошелестело крыло безумия».

«Цель — в каждом глазу котенка»

Помешательство Уэйна выражалось в его рисунках так наглядно, что исследователи шизофрении иллюстрируют его картинками развитие заболевания.

Менялся художественный метод, а с ним менялся и сам художник: из добрейшего стеснительного человека он превращался в хмурого затворника, которого мучили приступы агрессии. Днем он запирался в своей комнате и рисовал, а по ночам выбирался и принимался громко передвигать мебель в доме, поскольку стал одержим своеобразно понятым порядком. Уэйн обвинял сестер в том, что они его обворовывают и замышляют его убить, а однажды схватил одну из них за горло и вытолкал за порог.

Уэйн утверждал, что кошки очень чуткие создания и подвержены психическим заболеваниям — их может свести с ума испуг или страх наказания. Еще художник построил теорию о том, что кошки связаны с электричеством: они всегда возвращаются домой, потому что в них встроен компас с намагниченной стрелкой. А благодаря разрядам, проходящим по шерсти, они замыкают электрическую цепь. 

Луис Уэйн

Рассуждая о связи психических заболеваний и кошек, Уэйн оказался недалек от правды. Существует паразит Toxoplasma gondii, который передается от кошек к людям и может провоцировать у человека развитие психических и неврологических заболеваний — это выяснили ученые в 2017 году и написали об этом в Scientific Reports.

Знаток аутсайдерского искусства Гарри Боксер, у которого Кейв и Тибет покупали картины Уэйна, считает, что шизофрения проявлялась у художника задолго до того, как ему был поставлен диагноз. «Посмотрите в глаза кошек. С 1914 года они становятся все более безумными», — говорит он.

«Уэйн верил, что он, как и его любимые кошки, “полон электричества”. В тот год, когда его сестра попала в клинику, он написал: “Мой кот Петр — маленькая электрическая батарейка, жена — батарейка побольше, и большая притягивает электричество от маленькой; прохождение потока от одного тела к другому порождает тепло. Мне кажется, основная цель его умывания — это замыкание электрической цепи”», — пишет Дэвид Кинан в книге «Эзотерическое подполье Британии»

«У Уэйна были очень интересные идеи по поводу волн, исходящих от кошек, — рассуждал Дэвид Тибет. — Есть одна его популярная иллюстрация под названием “Огонь разума будоражит атмосферу” (The Fire Of The Mind Agitates The Atmosphere), она отражает ход его мысли. Он говорил о котах как о передатчиках энергий, что, в принципе, похоже на то, во что верили люди вроде Алистера Кроули, русской оккультистки мадам Блаватской и австрийского философа Рудольфа Штайнера».

Луис Уэйн “Огонь разума будоражит атмосферу” (The Fire Of The Mind Agitates The Atmosphere)

Уэйн был увлечен теорией электричества и пытался наглядно изобразить волны, проводниками которых являются кошки, пока его картинка совершенно не распалась на фрактальные узоры.

Потустороннюю, таинственную природу электричества отмечал и режиссер Дэвид Линч, который сделал ток связующей силой сюжета в третьем сезоне сериала «Твин Пикс». Как всякое обладающее магическим потенциалом явление, электричество может служить как злу, так и добру. Так разряд вернул разум слабоумному, полусонному агенту Куперу, а внутри зловещих обугленных бродяг, агентов слепой силы хаоса, гипнотизировавших розовощеких обывателей жутким стихотворением про колодец и глаза лошади, клокотало электричество мрачное. 

«Электричество контролирует нас. Не понимаю, почему все люди этим не очарованы. Электричество издает прекрасные звуки и излучает невероятный свет», — говорил Линч. Если вы пройдете с завязанными глазами по шоссе, над которым гудят пучки линий электропередач, вы физически почувствуете движение электричества, уверен режиссер. Безусловно, есть связь между электричеством и безумием, как и между викторианским обществом поры Луиса Уэйна и глобальным буржуазным миром нашей эры.

Поздние работы Луиса Уэйна

Когда поведение художника стало совершенно невыносимым, его сестры обратились за помощью. В 1924 году Уэйна поместили в богадельню под названием «Спрингфилдская психиатрическая лечебница», где признали невменяемым. Целый год он провел в безвестности, совершенно один. Больницу часто посещали разные благотворители, среди которых оказался книготорговец Дэн Райдер — он обратил внимание на тихого мужчину, который сидел и рисовал кошек. «Надо же, ваши рисунки — вылитый Луис Уэйн!» — воскликнул визитер. «Я и есть Луис Уэйн», — ответил пациент.

Когда о положении художника прознали, в его поддержку поднялась общественная кампания, к которой присоединился писатель Герберт Уэллс и даже премьер-министр Рамсей Макдональд. Слова Уэллса об Уэйне зачитали по радио «Би-би-си»: «Он изобрел стиль кошки, кошачье общество, весь мир кошек. Английские кошки, которые не выглядят и не живут как кошки Луиса Уэйна, стыдятся самих себя».

Это помогло: Уэйна перевели в Бетлемскую королевскую больницу, основанную в XIV веке, — легендарный «Бедлам», где за полвека до этого лечился от шизофрении родоначальник сказочной живописи викторианской Англии Ричард Дадд, зарезавший собственного отца, потому что заподозрил в нем дьявола. В «Бедламе» Уэйн вел себя соответственно имени учреждения: капризничал, требовал от медсестер снабжать его содовой и пастой «Боврил» — концентрированным мясным бульоном, — а без присмотра начинал есть парафин. Только когда в 1930 году его перевели в больницу Напсбури, поближе к сельской местности, Уэйн обрел относительный покой. Последние девять лет своей жизни он провел погрузив себя в чистое творчество — дедлайны уже не поджимали, и он мог пребывать в волшебном кошачьем мире.

Луис Уэйн «Я счастлив, потому что все меня любят»

Читайте еще:  Елена ханга инстаграм

Последние годы художника в Напсбури были умиротворенными. Распавшиеся на фракталы изображения котов еще не говорят о расщеплении эго, а в конце жизни Уэйн пришел к своего рода эйфорическому состоянию, похожему на эффект от приема ЛСД, полагает Боксер. «Уэйн не страдал, это было чистое умиротворение», — уверен искусствовед.

На оборотной стороне картин Уэйн обычно писал их названия, но в конце 20-х он стал добавлять к ним свои размышления и переживания — иногда в почти поэтической форме: «Подхватит прыгающий мячик, мягко покатает его из стороны в сторону. Цель — в каждом глазу котенка. Глаза смотрят прямо на мячик — катится к лапкам — прыгает домой, где прячется». «Двери в Кэтленд раскрылись, и он поспешил вернуться в свой истинный дом», — сказал о поздних годах художника преданный ему Дэвид Тибет.

Кошачьи миры луиса уэйна

В «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» Бенедикт Камбербэтч рисует усатых. И вам нужно это увидеть

Эта простая на первый взгляд история заставит вас плакать. И ещё вам захочется обнять своего любимца.

В Кошачьих мирах Луиса Уэйна Бенедикт Камбербэтч рисует усатых И вам нужно это увидеть

21 октября в российских кинотеатрах в прокат выходит биографическая картина о викторианском художнике Луисе Уэйне. В своё время он влюбил в себя весь мир благодаря своим замечательным портретам кошек.

Проект байопика довольно долго лежал на полке, пока им не заинтересовались режиссёр Уилл Шарп и актёр Бенедикт Камбербэтч, которому очень понравился необычный герой.

Как это часто бывает, трейлер немного запутывает зрителя. Посмотрев его, можно подумать, что зрителей ждёт милый, чуть фэнтезийный байопик с котиками в кадре.

Здесь и правда есть прелестные животные, яркая, а порой даже кислотная картинка и много забавных камео. Так, в фильм буквально на несколько секунд «забежали» музыкант Ник Кейв, снявшийся в роли фантаста Герберта Уэллса, и вездесущий Тайка Вайтити, без которого, кажется, уже не обходится ни один хороший проект.

Но в остальном это скорее грустная история о распаде личности, написанная радужными красками. Она заставит вспомнить о «Больших глазах» Тима Бёртона и эстетике Уэса Андерсона. А ещё вы, вероятнее всего, прослезитесь прямо на сеансе.

Мрачная сказка о распаде личности

Чудаковатый аристократ Луис Уэйн после смерти отца остаётся единственным мужчиной в семье. На его плечи ложится нелёгкая задача — содержать пожилую мать и пятерых сестёр. Чтобы немного облегчить жизнь домашним, герой нанимает гувернантку Эмили Ричардсон. Между ним и симпатичной, образованной женщиной тут же разгорается роман.

Но из‑за разницы в социальном статусе и возраста Эмили их союз не принимают в обществе. В фильме этот момент не уточняется, но девушке тогда было немного за тридцать, и в те времена она считалась едва ли не старой девой. Вдобавок вскоре после свадьбы новобрачная тяжело заболевает и через несколько лет умирает. Единственным утешением Уэйна становится их с Эмили любимый питомец — чёрно‑белый кот Питер, с которого мужчина часто делает наброски.

Благодаря рисункам котов Луис скоро приобретает известность как иллюстратор‑анималист. Но даже его талант не спасает семью от финансовых проблем. И на фоне всё новых ударов судьбы художник постепенно начинает терять рассудок.

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Перед авторами стояла не самая простая задача. Одно дело — рассказать истории Винсента ван Гога или Эдварда Мунка, чьи проблемы постоянно находили отражение в их творчестве. И совсем другое — показать трагедию человека, рисующего улыбающихся антропоморфных котиков, жизнь которого при этом также переполнена горем.

В итоге режиссёру удалось найти нужный баланс: милые портреты зверей ещё трагичнее и глубже оттеняют историю о прогрессирующем психическом заболевании. Фильм снят в традиционном формате 4 : 3, при котором изображение выглядит почти квадратным. Такой художественный приём сразу придаёт кино некой наивности и очарования старины.

Симметричные кадры и нарочитая декоративность обстановки в первой трети картины не могут не напомнить о работах Уэса Андерсона — и это, в свою очередь, тоже придаёт ленте ощущение сказочности.

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Но чем дальше, тем больше разрушается личность художника. В учебниках по психиатрии иногда приводят его работы в качестве иллюстрации, как шизофрения изменяет мышление: на ранних рисунках Уэйна котята выглядят реалистично, а ближе к концу его жизни распадаются на фрактальные узоры.

Создатели фильма отразили этот момент биографии при помощи красочных галлюцинаций: в какой‑то момент Луис начинает видеть людей в образе кошек, а потом его реальность и вовсе растворяется в кислотной абстракции.

Прекрасный Камбербэтч и любовь к хвостатым

Важно, что Уиллу Шарпу удаётся пробудить в зрителе не только сочувствие, но и интерес к личности Уэйна. Конечно, во многом это заслуга блистательного Бенедикта Камбербэтча, чья харизма любого героя сделает достойным внимания. Но это не отменяет уникальности самого художника, который во многом опередил своё время.

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Например, для многих зрителей станет откровением тот факт, что раньше забота о животных считалась чудачеством. Поэтому окружающих так удивляло, что Уэйн завёл кота именно в качестве любимого питомца, компаньона.

В наши дни жизнь домашних зверей принято ценить не меньше, чем человеческую. И всё это не в последнюю очередь благодаря огромному вкладу художника, чьи рисунки были пропитаны доброй иронией и бесконечной любовью к кошкам. Так что можно без преувеличения сказать, что сегодняшней популярностью эти животные во многом обязаны именно Луису Уэйну.

Электричество в жизни и в кадре

Ещё один важный мотив картины — увлечение художника наукой, в частности — электричеством. Даже само название фильма акцентирует на этом внимание: в оригинале оно звучит как «Электрическая жизнь Луиса Уэйна».

Эта тема сопровождала всю жизнь иллюстратора, и понимал он её очень своеобразно. Например, Уэйн верил, будто электричество, которое накапливается в шерсти кошек, тянет их на север, как магнит. Кстати, это отражено в одной из сцен фильма. В конце концов эти идеи становятся навязчивыми и перерастают в настоящий психоз.

Этот мотив тонко подчёркнут даже на уровне визуала. Внимательные зрители увидят, что в костюмах Клэр Фой, сыгравшей Эмили, почти всегда есть какой‑то синий элемент. Этот оттенок в английском буквально называется «электрический синий» (electric blue).

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Даже если вы никогда не слышали о Луисе Уэйне и его творчестве, обязательно посмотрите этот фильм. Он вряд ли поднимет вам настроение: всё-таки речь в нём идёт об очень серьёзных вещах. Но зато даст повод задуматься — о том, как со временем люди переоценивают свои взгляды, и о том, как важно заботиться о своём ментальном здоровье. А ещё о том непостижимом, удивительном мире, который скрывают глаза кошки.

👨‍🎨🎨

  • 15 хороших фильмов, основанных на реальных событиях
  • Что посмотреть о жизни музыкантов, кроме «Рокетмена»
  • 10 фильмов про успех, после которых захочется свернуть горы
  • 18 лучших фильмов про художников
  • 10 лучших фильмов Тима Бёртона

Кошачьи миры луиса уэйна

Если проанализировать гугловские поисковые запросы, выяснится, что самые популярные вещи в мире — это котики, пицца и королевская семья. Видимо, на это и рассчитывал режиссер и сценарист «Кошачьих миров Луиса Уэйна» Уилл Шарп, когда продавал свой фильм продюсерам.

Правда, с пиццей в Великобритании конца XIX века было не очень, и Шарп решил компенсировать этот момент за счет августейшей фамилии. Всем известно, что Камбербэтч не просто популярный актер, но еще и потомок короля Ричарда III из династии Плантагенетов. В качестве особ, приближенных к императору, наняли Клэр Фой и Оливию Колман, которые отыграли по два сезона за королеву Елизавету в сериале «Корона».

Фото: kinopoisk.ru

Такое ощущение, что будь у режиссера побольше времени и денег, он бы снабдил всех женских персонажей истории актрисами с королевскими ролями в портфолио. Женщин в биографии Луиса Уэйна было множество. Правда, к Виндзорам ни одна из них не имела никакого отношения, кроме того, что все они проживали в старой доброй викторианской Англии, в лондонском доме своих родителей.

Фото: kinopoisk.ru

В отличие от удачливых героинь романа Джейн Остин, ни одна из пятерых сестер Уэйна так и не вышла замуж, и все заботы по их содержанию после смерти отца легли на плечи Луиса. Тут надо сказать, что трудно было бы во всей Англии отыскать человека менее подготовленного к такой миссии, чем молодой мистер Уэйн, студент школы искусств Западного Лондона. В Голливуде часто снимают истории про преодоление, про то, как герой борется с обстоятельствами и самим собой и побеждает. Так вот, история бедного Луиса Уэйна совсем не об этом.

Фото: kinopoisk.ru

Собственно, с похорон отца под проливным дождем и стартует этот депрессивнейший рассказ, полный самых жутких кошмаров, лишений, тягот, разочарований, моральной и физической деградации. Если ваш ребенок вдруг заявит, что желает стать художником, просто покажите ему этот фильм и все пройдет. Луис Уэйн, несмотря на менее значительный вклад в историю изобразительного искусства, легко занимает почетное место рядом с Гогеном, Модильяни и Ван Гогом, которые тоже умерли в полной безвестности и нищете. Жизнь его была по-настоящему ужасна. И котики, если подумать, сыграли в ней самую что ни на есть трагическую роль.

Фото: kinopoisk.ru

Чтобы обеспечить семью, Луис развернул лихорадочную деятельность во всех направлениях. Но все начинания юного джентльмена терпели крах. Его выгнали с поста учителя рисования, написанная им опера оказалась никому не нужна, так же как его научные изыскания природы электричества. Не сложилась и спортивная карьера Уэйна. Незадачливый учитель, композитор, ученый и боксер подрабатывал тем, что рисовал иллюстрации сельской жизни для еженедельника Illustrated London News. Этого было явно недостаточно для того, чтобы прокормить семейство из семи человек в Лондоне.

Фото: pioner-cinema.ru

Видимо, решив окончательно добить семью, Луис женился на гувернантке своих младших сестер Эмили (вот ее-то и сыграла Клэр Фой). Но в семейной жизни Уэйн оказался так же несчастлив, как во всем остальном. Через три года после свадьбы бедняжка Эмили заболела и умерла. После нее у Луиса остался только черно-белый котенок Питер, которого они подобрали на улице и приютили. Тогда это было не принято, кошки не считались домашними питомцами, как собаки, и их поселяли в домах, только если нужно было избавиться от мышей или крыс.

Фото: kinopoisk.ru

Парадокс (впрочем, не такой уж и парадокс) всей этой истории в том, что именно этот самый отчаянный и безнадежный момент жизни стал для Луиса самым плодотворным в смысле творчества. Центром вселенной, точкой притяжения, моделью и музой, делом всей жизни художника Уэйна стал котенок. В последующие годы он создает десятки, сотни, тысячи графических и живописных работ о жизни кота Питера. Поначалу это были просто скетчи с натуры, но чем больше Луис рисовал, тем больше котенок очеловечивался: надевал очки, курил сигары и читал газеты.

Фото: dailyartmagazine.com

Главный редактор Illustrated London News, положительную роль которого неожиданно для себя исполнил Тоби Джонс, разглядел в котиках коммерческий потенциал и заказал Луису два разворота в рождественском выпуске. После этого в Англии началась настоящая кошачья лихорадка. Антропоморфные кошечки в цилиндрах и платьях заполонили открытки и марки, календари и афиши. Уэйн получал сотни заказов и трудился не покладая рук, открывал бесконечные кошачьи выставки и даже плавал в Нью-Йорк, чтобы продвигать своих котиков за океаном.

Фото: inde.io

Однако чем больше Уэйн создавал котиков, чем более мимимишными и жизнерадостными были эти картины, тем сильнее художник терял связь с реальностью. Котики стали для него навязчивой идеей и в конце концов свели с ума. «Кошачий период» в творчестве художника на этом не закончился, но продолжал и развивал его Луис уже в психиатрической лечебнице.

Метаморфозы, которые происходили с техникой и манерой автора в процессе прогрессирующей шизофрении, выглядели настолько впечатляюще и наглядно, что до сих пор используются в качестве пособия в специализированной литературе.

Фото: flashbak.com

В XXI веке имя Луиса Уэйна всеми позабыто. Давно в прошлом даже кулуарные искусствоведческие споры о том, можно ли считать Уэйна выдающимся представителем викторианской сказочной живописи или все это дурновкусица и китч, наивное искусство, рожденное безумной фантазией шизофреника.

Так или иначе, именно больное воображение мистера Уэйна подарило всему миру новый взгляд на котиков. Превратило их из утилитарных животных, предназначенных для ловли грызунов, в привилегированных домашних питомцев и практически членов семей. И именно мистера Уэйна создатели мемов про рыбов, Наташ и очень много кого еще должны сегодня благодарить за предоставленную возможность.

Удачного просмотра.

Кошачьи миры луиса уэйна

Камбербэтч и коты. Что главное в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна»?

Кадр из фильма Кошачьи миры Луиса Уэйна

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Фото предоставлено компанией «Вольга»

Луис Уэйн (Бенедикт Камбербэтч) жил в Лондоне в Викторианскую эпоху, замечательно рисовал, и его рисунки охотно покупали журналы. Наиболее плодотворным оказалось его сотрудничество с издателем Уильямом Ингрэмом (Тоби Джонс). Вот только у Уэйна были слишком разнообразные увлечения: он пытался, например, написать оперу и получил отлуп от настоящего композитора, хотел довести до ума своё изобретение, боксировал в клубе, регулярно получая по носу. Да и рисунки приносили ему неприятности: однажды он решил подобраться поближе к злобному быку и начал швырять в того арахис, потому что слышал, что эти орехи могут быть успокоительным.

В семье у Уэйна тоже не всё было в порядке. После смерти отца он принял опеку над матерью и пятью младшими сестрами, даже пытался их сам обучать, чтобы сэкономить, но потом всё же вынужден был согласиться на гувернантку. Семья наняла Эмили Ричардсон (Клэр Фой), которая произвела на Уэйна сильное впечатление: она стала его женой, но их счастье длилось недолго. Спустя три года Эмили умерла от рака, но во время её болезни Луис Уэйн создал серию рисунков антропоморфных котов, которые сделали его невероятно популярным.

Байопики — фильмы-биографии реальных людей — по природе своей довольно однообразны. Их авторы вынуждены следовать тому, что происходило в жизни знаменитостей, а вольности и условности допускаются только для незначительных деталей. При таком подходе личность героя байопика становится едва ли не определяющей для успеха фильма, но иногда это условие можно обойти.

Луис Уэйн — не самый очевидный персонаж для переноса на экран. Хотя его рисунки котов популярны до сих пор, о самом художнике помнят далеко не все потенциальные зрители фильма британского режиссера Уилла Шарпа. И оригинальное название — «The Electrical Life of Louis Wain» («Электрическая жизнь Луиса Уэйна») — вряд ли что-то скажет массовой аудитории, которая не в курсе одержимости художника электричеством. Поэтому в российской версии упор сделан на котиках: в отечественном прокате картина называется «Кошачьи миры Луиса Уэйна».

Кадр из фильма Кошачьи миры Луиса Уэйна

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Фото предоставлено компанией «Вольга»

Кошки — персонажи почти беспроигрышные. Они милые, немного вредные и хулиганистые, ну а в случае с Луисом Уэйном ещё и являются стопроцентным попаданием в его сложившийся образ. Этот художник действительно больше любил рисовать животных, его считают ведущим автором викторианской сказочной живописи, его наследие как раз и состоит из многочисленных рисунков, на которых изображены коты, кошки и котята, делающие то, что обычно делали в конце XIX века люди. В начале фильма даже говорится, что коты, которые не живут как коты Луиса Уэйна, стыдятся самих себя.

Вот только такой взгляд на биографию Уэйна и на самого художника будет очень односторонним и поверхностным.

В принципе, Луис Уэйн был человеком Викторианской эпохи, у которой были и свои достоинства, и свои недостатки. Достоинства просты: прославиться в те времена мог абсолютно любой человек, ему достаточно было изобрести что-либо востребованное обществом. Недостатки чуть менее очевидны, но тоже лежат на поверхности. Стремление заработать во что бы то ни стало, практически любой ценой, попытки пробиться в разных областях, неудачи. У Уэйна к тому же на попечении были пять сестер, которые так и не вышли замуж, он переживал из-за несчастной любви и собственной бедности, всё это накладывало отпечаток на его личность.

Кадр из фильма Кошачьи миры Луиса Уэйна

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Фото предоставлено компанией «Вольга»

Поэтому «Кошачьи миры Луиса Уэйна» рассказывают про кошек в меньшей степени, чем могли бы. Но в дополнение к этим животным украшение фильма — Бенедикт Камбербэтч и его недолгий дуэт с Клэр Фой (молодая Елизавета II из «Короны»). Бывшего Шерлока или Доктора Стрэнджа здесь не видно, но актер полностью погружен в своего персонажа, заставляет зрителя ему сочувствовать, и это полностью искупает все огрехи картины. Ну и коты, конечно, тоже стараются, хотя их в фильме меньше, чем могло бы быть.

0)

Кошачьи миры луиса уэйна

Кошки спасут мир, это все знают, но художник Луис Уэйн (Бенедикт Камбербэтч) догадался обо всём раньше других, создав культ этих пушистых созданий в британском обществе. Раньше по бурному течению истории кошки барахтались где-то между избранностью и ущемлённостью, а он нашёл в них то, что сейчас видит уже любой. Зафиксировал стандарт восприятия. Импульсом к такому новаторству стала смерть его любимой жены Эмили (Клэр Фой). Художник смог преобразовать горькую и невыносимую боль потери в искусство.

Если и существуют какие заповеди киношного мира, наверняка главная из них — не надоесть. К хорошему быстро привыкаешь. Раньше каждый новый проект с Камбербэтчем воспринимался чуть ли не как великое открытие. Зрители страдали в интервалах между сезонами «Шерлока» (считали минуты до Нового года не потому что праздник к нам приходит, а потому что скоро новая серия на BBC), а сейчас они с недоверчивым прищуром ещё на подлёте отметают очередную работу о незаурядном, гениальном, единственном в своём роде. «Кошачьи миры Луиса Уэйна» изначально рискуют попасть в слепую зону.

Трактовка названия вольная — в оригинале фильм называется «Электрическая жизнь Луиса Уэйна» (The Electrical Life of Louis Wain), но так не то что бы лучше. Слово «электрический» сразу же отсылает к другой картине актёра «Война токов», где Камбербэтч сыграл Томаса Эдисона, но на самом деле «электричество» в этом фильме — это нечёткое представление об элементах человечности, которые художник пытается определить на протяжении жизни. Луис Уэйн наблюдает за эмоциями, которых не понимает и не может обуздать ни в себе, ни в других.

Беспощадный дубляж отнял у нас не только название со смыслом. Закадровый голос в фильме принадлежит талантливейшей Оливии Колман. Сам по себе ход с рассказчиком будто бы намекает на режиссёрскую беспомощность, но кто ж будет жаловаться на Колман? И потом — Для Уилла Шарпа это всего лишь шестая попытка снять фильм (больше у него актёрских работ, одна из которых — капрал Лайонс в «Шерлоке»), надо сказать, самая удачная. На месте и нестандартные режиссёрские решения, и отличное художественное видение, эстетика, умение добиться от актёров нужных эмоций и донести их как можно подлиннее. В целом, пусть это не самая уникальная, но очень красивая и искренняя работа, способная оставить после себя приятное впечатление.

Ключевая фраза здесь, конечно, «не уникальная». Все гении набиты похожими характеристиками — дистанцированность, оторванность от реальности, одержимость своими идеями, жалкие коммуникативные навыки, непризнанность или, напротив, чрезмерное признание. Выбор сюжета — первая ловушка, Камбербэтч — вторая. Он даже в Marvel от своей зоны комфорта далеко не ушёл. Самовлюблённый гений, которого жизнь ударяет лицом об пол, но он очухивается. К сожалению, шаблонную игру в «Патрике Мелроузе» оправдать уже нечем. Не поймите неправильно, Камбербэтч — очень талантливый актёр, и даже самая его шаблонная работа не так уж плоха. Но Луис Уэйн — ещё одна историческая фигура, которую Бенедикт Камбербэтч воплотил на экране, и это уже даже не смешно. Кстати, он редкий пример актёра, который при минимальном портретном сходстве сыграл максимальное количество исторических личностей, и проделал это блестяще. Его Хокинг может соревноваться с Хокингом Эдди Редмэйна, его Ван Гог — с Ван Гогом Уиллема Дефо, и неважно, насколько он во всём далёк от австралийского хакера, в его версии Джулиана Ассанжа не чувствуется фальши. В образе Уэйна Бенедикт не выдаёт ничего принципиально нового, но его уровень игры в этом фильме настолько хорош, что это неважно. Можно просто наблюдать за таким безупречным мастерством.

Клэр Фой отлично справилась со своей ролью. Главная «королева» современности совсем не уступает своему экранному партнёру, им определённо удалось передать ощущение родственных душ. «Кошачьи миры» — это всё же фильм, в том числе о силе любви, и режиссёр Уилл Шарп не мог не оставить в картине частичку своей. Так в проект попала София Ди Мартино, с которой у него отношения. Актриса недавно прославилась благодаря сериалу «Локи», но что и говорить, образ главы кошачьего клуба подходит ей намного лучше. Она рождена для этой роли! Возможно, ни для какой больше, но с этой справиться актрисе худо-бедно удалось. К счастью, есть эпизодники, за которые не стыдно. Макс Касе, которого сыграл Тайка Вайтити, вносит оживление в повествование, а когда в кадре появляется монументальный Ник Кейв, просто глазам не веришь. Ну и, конечно, не стоит забывать про котов, они в фильме просто прекрасны.

Всё хорошо, только если сузить все смыслы о преобразовании тёмной материи души в красоту, радость и свет внешнего мира, немного заземлить восприятие до более конкретных вещей, что останется? История о том, как одинокий мужчина заполняет внутреннюю пустоту вереницей котов, как сейчас делает добрая половина женщин — что, разумеется, стереотип. Но негативный, с налётом усмешки, и вопрос не в том, насколько это плохо или несправедливо, а в том, мог бы женский персонаж с идентичной историей добиться для себя сопереживания или хотя бы серьёзного отношения? А так всё понятно, если в кадре страдает Камбербэтч, на драму потянет. Морали не будет.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Кошачьи миры луиса уэйна
Битва при Треббии
Требия:столкновение командных культур