Комментарий по изменению тарифного коридора в ОСАГО

Меню раздела

Юргенс: Расширение тарифного коридора в ОСАГО продолжит курс на индивидуализацию тарифов

Юргенс: Расширение тарифного коридора в ОСАГО продолжит курс на индивидуализацию тарифов

Расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит продолжать начатый курс на либерализацию тарифов, когда аккуратные автовладельцы не доплачивают за токсичные категории водителей.

Как прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс, это уже не первое расширение тарифного коридора и практика показывает, что все три года проведения реформы по индивидуализации тарифов, цены на ОСАГО в среднем не росли.

На днях вступили в силу новые справочники средней стоимости запчастей при ремонте по ОСГАО, отражающие ситуацию с новыми ценами на запчасти, рост составил 28,7%, это не означает, что пропорционально и возрастет стоимость страховки, но давление на тариф это определенно окажет.

Произошла корректировка отдельных значений коэффициента территории преимущественного использования транспортного средства. 

Во вложении сравнительная таблица.

Скачать сравнительную таблицу

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев

Компенсационные выплаты

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»

Изменения ПДД

Подробности
Категория: ПДД

22 июня 2022 года Центробанк опубликовал проект указания, предусматривающего очередное расширение базового тарифного коридора ОСАГО в 2022 году. Помимо этого, в ряде регионов будут увеличены коэффициенты прописки. Новые значения — смотрите в этом материале.

Как сообщал ранее портал  19 июня 2022 года РСА опубликовал новые версии справочников средней стоимости ремонта по ОСАГО.

Из-за текущей ситуации на авторынке средняя цена наиболее часто «бьющихся» деталей в этих справочников выросла сразу на 28,7%.

С одной стороны, это увеличит размеры выплат после ДТП. С другой стороны — увеличенные выплаты неминуемо потянут за собой и цены на полисы ОСАГО. Так и произошло — уже через 3 дня Центробанк опубликовал проект указания по расширению тарифов ОСАГО.

Тарифы ОСАГО 2022: ожидается очередное расширение (видео)

Проект указания ЦБ, опубликованный 22 июня 2022 года, предусматривает очередное расширение «тарифного коридора» базовых ставок страхового тарифа в обе стороны:

««, — говорится на сайте регулятора.

Как рассказали в РСА, расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит продолжать начатый курс на либерализацию тарифов, когда аккуратные автовладельцы не доплачивают за токсичные категории водителей.

«Мы сейчас видим ряд категорий, убыточность по которым существенно превосходит ту цену, которую они платят за страховку, первыми среди них являются такси. Так же мы проводим глубокий анализ ситуации с ОСАГО в регионах – там, где власти активно борются с мошенничеством, тариф снижается, средняя цена падает. В тех регионах, где растет мошенничество, ситуация обратная. Здесь такая же логика – жители одних регионов не должны доплачивать за других«, —  пояснил Президент РСА Игорь Юргенс.

Базовые тарифы ОСАГО (проект ЦБ от 22 июня 2022)

№ п/п

Технические характеристики, конструктивные особенности, собственник, назначение и (или) цели использования транспортного средства

Базовая ставка страхового тарифа (рублей)

минимальное значение 

максимальное значение

Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категорий «A», «M») юридических и физических лиц

Транспортные средства категорий «B», «BE»

юридических лиц (в том числе транспортные средства специального назначения, транспортные средства оперативных служб)

физических лиц (в том числе транспортные средства, используемые для бытовых и семейных нужд), индивидуальных предпринимателей

используемые в качестве такси

Транспортные средства категорий «C» и «CE» юридических и физических лиц

с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

Транспортные средства категорий «D» и «DE» юридических и физических лиц

с числом пассажирских мест до 16 включительно

с числом пассажирских мест более 16

используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)

Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, имеющие паспорт самоходной машины и других видов техники или свидетельство о регистрации машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации

Помимо тарифного коридора, проект также предусматривает корректировку отдельных значений коэффициента территории преимущественного использования транспортного средства (коэффициент прописки).

  • Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт — 0,96 (было 0,9)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,9 (было 0,84)
  • Малгобек — 0,94 (было 0,88)
  • Назрань — 0,82 (было 0,76)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,82 (было 0,76)
  • Нальчик, Прохладный — 1 (без изменений)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,88 (было 0,82)
  • Элиста — 1,24 (без изменений)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,82 (было 0,76)

Республика Северная Осетия — Алания

  • Владикавказ — 1 (без изменений)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,94 (было 0,88)
  • Кызыл — 0,82 (было 0,76)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,82 (было 0,76)
  • Абакан, Саяногорск, Черногорск — 1 (без изменений)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,82 (было 0,76)

 0,82 (было 0,76)

  • Краснокаменск — 0,82 (было 0,76)
  • Чита — 0,82 (без изменений)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,68 (без изменений)
  • Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск — 1 (без изменений)
  • Владивосток — 1,36 (без изменений)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,96 (было 0,9)
  • Бердск — 1,24 (без изменений)
  • Искитим — 1,16 (без изменений)
  • Куйбышев — 1 (без изменений)
  • Новосибирск — 1,63 (без изменений)
  • Прочие города и населенные пункты — 1 (было 0,94)
Последние новости:  В Новосибирске перед судом предстанут обвиняемые в сбыте наркотиков

Севастополь  0,82 (было 0,76)

Еврейская автономная область

  • Биробиджан — 0,82 (было 0,76)
  • Прочие города и населенные пункты — 0,82 (было 0,76)

Байконур  0,82 (было 0,76)

Новые границы тарифного коридора в ОСАГО вступили в силу. Как нововведения повлияют на стоимость полисов?

Указание, расширяющее границы тарифного коридора ОСАГО, Банк России обнародовал под занавес минувшего года. Его без промедлений зарегистрировал Минюст, и 9 января 2022 года документ вступил в силу. Это значит, что страховые компании уже могут устанавливать базовые ставки тарифа в новых, более расширенных коридорах. Кроме того, изменился территориальный коэффициент, а с апреля введут новые КБМ, которые влияют на стоимость полиса.

Новый коридор

Тарифный коридор — это границы минимального и максимального значения базовой ставки. Ее страховые компании устанавливают персонально для каждого водителя. Чтобы получить стоимость ОСАГО для конкретного автовладельца, базовую ставку умножают на коэффициенты: территориальный, за безаварийную езду (КБМ), стажа вождения (КВС), количество водителей (КО), мощности двигателя (КМ), сезонного использования (КС). На конечную стоимость «автогражданки» влияют и другие факторы, которые у разных страховщиков могут отличаться, например марка и даже цвет машины. Но основные составляющие, влияющие на тариф, — все же базовая ставка и коэффициенты.

С 9 января границы, в пределах которых страховщики смогут устанавливать базовые ставки, расширились для легковых авто физлиц на 10% вверх и вниз, для общественного транспорта — на 4,9%, а для других категорий транспортных средств, в том числе для такси, — на 30%. Это значит, что теперь для автовладельца, который использует легковушку в личных целях, страховщики смогут устанавливать базовую ставку в границах от 2 224 до 5 980 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов физлиц тарифный коридор установлен от 438 до 2 013, для грузовых авто весом до 16 тонн — от 1 572 до 7 884 рублей, тяжелее этого веса — от 2 367 до 11 871 рубля.

То есть у страховщиков появилось больше возможностей для формирования индивидуального тарифа для конкретного автовладельца. Собственно, и задумывалась реформа ОСАГО для того, чтобы безаварийные аккуратные водители платили минимум, а лихачи — максимальную цену. Но если вы в прошлом году не были виновником ДТП, это не означает, что ваш полис подешевеет. Во-первых, потому, что ваш страховщик вполне может поднять вам базовый тариф в новых границах коридора, а во-вторых, изменились территориальные коэффициенты.

Территориальные коэффициенты

С 9 января вступили в силу новые территориальные коэффициенты. В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что снижены они для 143 населенных пунктов из 262, без изменений осталось 45.

Уменьшили коэффициенты практически для всех крупных населенных пунктов: в Москве — с 1,9 до 1,8, Московской области — с 1,63 до 1,56, Санкт-Петербурге — с 1,72 до 1,64, Ленинградской области — с 1,27 до 1,24, Уфе — с 1,72 до 1,64, Казани — с 1,9 до 1,8, Екатеринбурге — с 1,72 до 1,64, Нижнем Новгороде — с 1,72 до 1,64, Челябинске — с 1,99 до 1,88, Самаре — с 1,54 до 1,48, Омске — с 1,54 до 1,48, Ростове-на-Дону — с 1,72 до 1,64, Красноярске — с 1,72 до 1,64, Воронеже — с 1,45 до 1,4, Перми — с 1,9 до 1,8, Волгограде — с 1,27 до 1,24, Самаре — с 1,54 до 1,48.

Из городов-миллионников коэффициент территории не снизился только в Новосибирске , где он остался на прежнем уровне (1,63). Причина в том, что Новосибирская область долгое время была одним из регионов с высоким уровнем риска мошеннических действий в ОСАГО. Улучшение страховщики отметили только по итогам девяти месяцев 2021 года после активной работы по противодействию мошенничеству, в которой приняли участие представители страховых компаний и властей региона.

Но если в каком-то регионе процветает мошенничество и аварийные комиссары или автоюристы в судах взыскивают со страховых компаний суммы в несколько раз больше, чем реальный ущерб автомобилю, то эти расходы в конечном счете перекладываются на всех автомобилистов региона. Страховщики потенциальные расходы на аваркомов закладывают в каждый продаваемый полис, чтобы свести свой баланс. В результате стоимость каждого полиса увеличивается на несколько сотен рублей, а в особо проблемных регионах ОСАГО может стать дороже и на все 700 рублей. Поэтому для проблемных населенных пунктов из так называемой «красной зоны» рейтинга РСА (то есть регионов, наиболее подверженных рискам страхового мошенничества в ОСАГО) территориальные коэффициенты повысили.

В Республике Ингушетия коэффициент в Малгобеке вырос с 0,82 до 0,88, в Назрани — с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах — с 0,64 до 0,76. В Чеченской Республике он увеличился с 0,64 до 0,76, в Республике Дагестан — с 0,73 до 0,9 в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте и с 0,64 до 0,84 в прочих городах и населенных пунктах. Выросли коэффициенты для Севастополя и Симферополя (с 0,64 до 0,76), которые хоть и не бьют рекорды по мошенничеству, но изначально получили низкие коэффициенты.

Дальше логика проста: если КТ уменьшается, то теоретически это должно привести к снижению стоимости полиса, если, конечно, страховщик не повысит для вас базовую ставку. Если коэффициент, напротив, увеличивается, это точно приведет к подорожанию «автогражданки». Хотя в РСА утверждают, что никакого резкого роста стоимости ОСАГО в регионах не случится. В этом сегменте у страховщиков слишком жесткая конкуренция за хороших водителей, которая не позволит им сильно играть со стоимостью.

Последние новости:  В Казани жители «Салават Купере» пожаловались на черный дым и сильный запах гари

Неопытным придется платить больше

Уверенно можно сказать, что подорожает ОСАГО для молодых и неопытных автовладельцев — благодаря увеличению еще одного коэффициента, КВС. Если ранее для водителей от 16 до 21 года без стажа вождения базовый тариф умножался на 1,93, то теперь — на 2,27. Для неопытных водителей 22–24 лет коэффициент вырастет с 1,79 до 1,88. Для водителей 25–29 лет без стажа показатель почти не изменится.

Зато для опытных автовладельцев в возрасте старше 40 лет и со стажем управления более десяти лет коэффициент снизился. Дополнительная скидка до 8% будет для аккуратных и безаварийных водителей. Больше всего повезло автовладельцам старше 59 лет со стажем вождения свыше 14 лет — для них коэффициент снизили до минимального 0,83, хотя ранее он был 0,9.

Новый КБМ введут в апреле

В апреле свое влияние на стоимость ОСАГО начнет оказывать и КБМ. Он устанавливается в зависимости от количества аварий с участием конкретной машины и произведенных страховщиком выплат. Сейчас для водителя, виновного в трех и более ДТП в течение года, тариф умножается на 2,45, а после вступления в силу нововведения будет на 3,92. Зато КБМ за десять лет езды без ДТП снизится с 0,5 до 0,46.

Новичок, у которого нет истории КБМ, теперь будет получать первый коэффициент 1,17 вместо 1 ранее.

Такси подорожает из-за ОСАГО

Наиболее заметное изменение ждет такси, для которых максимальный базовый тариф вырос с 9 131 до 12 505 рублей. Учитывая, что этот вид транспорта для страховщиков проблемный (в среднем риск аварий для легковушек не превышает 5%, а для такси — 30%), страховщики, мягко скажем, не слишком заинтересованы в его страховании и всеми возможными способами предпочитали отказать в продаже полисов. Теперь они просто смогут устанавливать таксистам базовый тариф по верхней планке. С коэффициентами получится кругленькая сумма — по подсчетам Общественного совета по развитию такси, в регионах стоимость полиса может достичь 70 тыс. рублей, в Москве — 90—95 тыс. рублей. Естественно, это отразится на стоимости поездок для пассажиров. И приведет к увеличению количества авто без ОСАГО. Ожидая такого развития событий, в конце 2021 года Общественный совет обращался в Госдуму и Банк России. Но доводы остались не услышанными. Придется таксопаркам учить таксистов ездить безаварийно, чтобы претендовать на минимальную базовую ставку 2 014 рублей.

Правовые аспекты ОСАГО эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

В среднем по рынку тарифный коридор расширится как вверх, так и вниз на 11,5 процента. Однако для каждого транспортного средства расширение будет разным. Так, для легковых автомобилей физических лиц планки раздвинутся на 10 процентов. Если сейчас базовый тариф для них — от 2746 до 4942 рублей, то станет — от 2476 до 5492. В этих рамках страховщики смогут назначать тариф для каждого автовладельца персонально с 24 августа, когда вступят в силу поправки в закон об ОСАГО, если новое указание ЦБ будет принято в том виде, в котором выложено для общественного обсуждения. И назначенный тариф будет умножаться на коэффициенты.

Для владельцев легковушек — юридических лиц, тарифный коридор расширится на 20 процентов, как вверх, так и вниз. На столько же шире он будет и для владельцев грузовиков.

Незначительно коридор будет изменен для владельцев автобусов, троллейбусов и трамваев: на 5 процентов опустится нижняя планка. Верхняя останется такой же, как сейчас.

Зато довольно сильно изменится тарифный коридор для владельцев такси. Верхняя планка поднимется на 30 процентов. Правда, на столько же опустится и нижняя. Как пояснил Владимир Чистюхин, есть водители такси, которые ездят очень аккуратно. Некоторые таксопарки практикуют установку на машины телематических устройств, позволяющих следить за тем, как эксплуатируется машина. И, конечно, для таких водителей ставка будет назначаться по нижней планке. Но есть и такие водители такси, которые интенсивно эксплуатируют машины и нередко попадают в аварии. Им страховщик назначит высокий тариф.

Для владельцев такси тарифный коридор расширится на 30 процентов. Как вверх, так и вниз

Напомним, что с 24 августа вступят в силу поправки в закон об ОСАГО, в соответствии с которыми страховщики будут назначать свой индивидуальный тариф каждому автовладельцу, а не как сейчас — один тариф на целый регион. Это позволит сделать стоимость полиса ОСАГО более справедливой. Те, кто ездит аккуратно, должны платить меньше, а те, кто лихачит — больше. При этом страховщики будут сами устанавливать факторы, которые влияют на установление того или иного тарифа. Это может быть возраст машины, ее пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и другие факторы. Но перечень таких факторов должен быть размещен на официальном сайте страховой компании. Также на нем должен быть калькулятор, который позволит автовладельцу узнать, почем ему обойдется страховка в этой компании.

Однако в проекте указания ЦБ установлены факторы, которые страховщики не смогут использовать для изменения тарифа. К ним относятся национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение. Как пояснил Владимир Чистюхин, если в процессе анализа рынка выяснится, что страховщики немотивированно применяют еще какие-нибудь факторы, то есть их влияние на убыточность не будет доказано актуарными расчетами, то Центробанк может расширить список неприемлемых факторов.

Напомним, что цена полиса одним базовым тарифом не заканчивается. Он умножается еще на коэффициенты. В проекте указания корректируется коэффициент «возраст — стаж». По словам Владимира Чистюхина, недооцененными оказались водители в возрасте от 22 до 24 лет со стажем управления от 3 до 4 лет. Для них коэффициент будет увеличен на 4 процента. Если сейчас он равен 1,04, то станет 1,08. Для водителей в возрасте от 59 лет со стажем управления более 3 лет коэффициент снизится. Для тех из них, у кого стаж больше 14 лет, коэффициент станет вместо 0,93 сегодня — 0,90.

Последние новости:  Просто кошмар,какой водитель не внимательный.

Но не станет ли расширение тарифного коридора вверх поводом для некоторых страховщиков задрать ценники, вовсе не обосновывая это никакими расчетами? Как считает Владимир Чистюхин, опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО показывает, что страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов. Так, в результате расширения тарифного коридора в начале 2019 года на 20 процентов вниз и вверх средняя премия по ОСАГО за 2019 год снизилась на 4,8 процента. Он не ждет, что средняя премия после нововведения сильно изменится. Просто для аккуратных водителей страховка станет дешевле. Для лихачей — дороже.

Финансы  

 

Банк России намерен расширить тарифный коридор, в пределах которого должна находиться стоимость обязательного автомобильного полиса. Предполагается, что страховщики смогут начать вести расчеты по новым правилам с 24 августа

Фото Алексей Мальгавко  РИА Новости

Банк России предложил расширить границы стоимости полисов ОСАГО: тарифный коридор, в который должна укладываться цена обязательной страховки, расширится в среднем на 11% вверх и вниз. Об этом сообщил журналистам зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Изменения содержатся в проекте, который опубликовал регулятор (*.pdf). Как пояснил Чистюхин, документ дополнит поправки в закон об ОСАГО, которые касаются второго этапа индивидуализации тарифов и вступают в силу 24 августа. К этому же сроку, по расчетам ЦБ, страховщикам разрешат использовать новый тарифный коридор.

Из проекта Банка России следует, что минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше границы коридора составляли 20%, то после изменений они раздвинутся до 30%.

«Для наиболее многочисленной группы автомобилей физических лиц тариф будет расширен на 10% вверх и на 10% вниз. Приведу конкретные цифры: если сегодня минимальное значение базовой ставки равно 2746 руб., а максимальное — 4942 руб., то по новым правилам по этой группе минимальная базовая ставка будет 2471 руб. и максимальная ставка — 5436 руб.», — сказал Чистюхин. Он уточнил, что по легковым автомобилям юрлиц коридор расширится на 20%, а по машинам такси — на 30%.

Новые правила расчета стоимости полисов ОСАГО вводятся для «тестирования» нового подхода к индивидуализации тарифов, пояснил Чистюхин: «Данные изменения позволят назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем водителям, которые водят машину неаккуратно, нарушают Правила дорожного движения, отличаются высокой аварийностью».

В ЦБ считают, что расширение тарифного коридора не приведет к росту цен на полисы ОСАГО и массовому пересмотру стоимости страховок к верхней границе коридора. «Какие-то изменения если и будут, то точечные и будут касаться наиболее аварийных водителей», — подчеркнул Чистюхин.

Что произойдет на втором этапе реформы ОСАГО

Либерализация тарифов в ОСАГО в России началась с 2019 году — с тех пор в России для расчета стоимости обязательной автомобильной страховки применяется тарифный коридор, установленный ЦБ. Страховщик имеет право внутри этого коридора выбрать базовую ставку. Затем к ней применяются повышающие или понижающие коэффициенты, за счет которых будет сформирована итоговая стоимость полиса для конкретного водителя и автомобиля.

С 24 августа начнут применять новые подходы к расчету стоимости полисов ОСАГО. В частности, отменяется применение регионального коэффициента и коэффициента мощности автомобиля. При этом страховщики смогут учитывать в тарифе факты грубого нарушения водителем Правил дорожного движения — и повышать стоимость страховок для таких лиц.

Страховые компании также обязаны будут раскрывать на своих сайтах факторы, которые влияют на стоимость их полисов ОСАГО. Клиенты смогут проверить расчеты страховщиков на специальных тарифных калькуляторах.

«Как показывает опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО, страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов. Так, в результате расширения тарифного коридора в начале 2019 года на 20% вниз и вверх средняя премия по ОСАГО за 2019 год снизилась на 4,8%», — отмечается в сообщении ЦБ.

Дополнения к реформе от ЦБ

Банк России внесет уточняющие параметры к закону об ОСАГО, пояснил Чистюхин. ЦБ, в частности, определит факторы, которые будет запрещено использовать для расчета стоимости полисов. Например, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием.

«Это факторы, которые носят явный дискриминационный характер, и мы полагаем, что их использовать никоим образом страховые компании не смогут, чтобы определять настройку тарифа», — подчеркнул зампред ЦБ. Он не исключил, что Банк России в будущем может дополнять перечень таких «запретных» факторов.

В дополнение к расширению тарифного коридора ОСАГО ЦБ намерен скорректировать значение коэффициента возраста и стажа (КВС) водителя, которые влияют на стоимость полисов.

«Мы начали это еще в прошлом году, максимальное изменение внутри группы, как и в прошлый раз, ограничено 4%. При этом можно сказать, что водители более старшего возраста и более опытные будут иметь дополнительные скидки. Для них значение коэффициента «возраст-стаж» снижается», — пояснил Чистюхин. По его словам, максимальное увеличение этого коэффициента затронет водителей в возрасте 22–24 лет со стажем вождения 3–4 года — для этой группы КВС вырастает на 3,8%.

Оцените статью
( Пока оценок нет )