Капуцины Монашеский Орден

Капуцины монашеский орден

профессор Александр Павлович Лопухин

Капуцины

Капуцины (Оrdo fratrum minorum s. Francиscи Capucinorum) – католический монашеский орден, основанный в начале XVI в. в герцогстве Урбино (Италия) и отличающийся строгостию устава. Основатель его Маттео ди Басси (Маttео di Ваssi, Ваscius) принадлежал сначала к францисканскому ордену, но не находил в нем удовлетворения, так как видел, что этот орден далеко отступил от своих первоначальных идеалов. Желая во всем подражать примеру самого св. Франциска, Маttео решил организовать свой новый орден по заветам этого подвижника – не только в отношении правил монашеской жизни, но и в отношении внешности. Согласно составленному им и утвержденному в 1528 г. папою Климентом VII уставу, богослужение в монастыре должно совершаться по старому чину, без малейших упущений; каждый монах должен неукоснительно присутствовать при каждой службе и кроме того, по крайней мере, два часа в день проводить в тайной молитве; предписывается молчание в течение целого дня, за исключением нескольких часов; в противоположность францисканцам, – строго запрещается выпрашивать мяса, яиц и сыра, но, если дают – принимать; продовольственные запасы для монастыря не следует делать больше, чем на три дня, много – на неделю, – и не прикасаться к деньгам; мясо и вино вообще не запрещаются, но предписывается строжайшее воздержание; одежда должна быть бедная, грубая а тесная (узкая): она должна состоять из капюшона пирамидальной формы (сарitium, отсюда название нового ордена, признанное за последним официально с 1536 г.) и длинной коричневой мантии; рекомендуется ходить всегда босиком; в исключительных случаях разрешается носить сандалии; ходить можно только пешком; другие способы передвижения строго запрещаются. Число монахов в одном монастыре не должно превышать 12.

Во главе капуцинов поставлен был „генеральный викарий“, избираемый самою братией из своей среды (на 3 года) и подчиненный начальнику францисканского ордена. В первые же годы, при выборе викария, произошли недоразумения, повлекшие за собою исключение из ордена самого основателя и его ближайших сотрудников. Главою капуцин становится Вернардин Окино (Веrnhardin Ochino), энергичный проповедник, не боявшийся порицать публично недостатки папства (в 1543 г. перешедший в протестантство и сделавшийся ярым противником папизма). Это, конечно, не прошло ему даром, и ордену с трудом удалось умилостивить разгневанного папу (Павла III) и отстоять свое существование. Орден был преобразован (1544 г.), и с тех пор капуцины становятся послушным орудием папства, конкурируя в усердной ультрамонтанской деятельности с своими коллегами – иезуитами. С половины XVI столетия (когда в 1573 г. по просьбе Карла IX было отменено запрещение селиться капуцинам вне Италии) орден быстро распространяется: в 1573 г. он появляется во Франции, в 1593 г. – в Германии, затем в Швейцарии, Испании, Португалии. В 1619 г. он освобождается от подчинения францисканцам, получает своего генерала, право участвовать в процессиях с собственным крестом и т. д. Вскоре капуцины появляются в Америке, Африке, Азии, повсюду энергично работая асi mаjorem рарае gloriam. Гонение на монахов в XVIII веке значительно сократило число капуцинских монастырей, но в последнее время они вновь распространяются. По последним данным (Statistica generalis по 1 янв. 1889 г.) насчитывается 536 монастырей и 100 госниций, где живет (по статистике 1894 г.) – 3.328 патеров, I. 327 клириков и 2.519 „мирских братьев“, принадлежащих к этому ордену. Есть капуцины и в России (в Польше). Если иезуиты ареною для своей деятельности избрали науку, политику и школу, то капуцины отличаются более в области миссионерства и проповедничества, и нельзя отрицать, что они до сих пор имеют большое влияние на католический народ.

Кроме мужского, существует еще женский капуцинский орден, основанный в Неаполе в 1538 г. (основательница – Маriа Laurentia Longa) и подчиненный генералу капуцинов. Несколько монастырей этого ордена существуют во Франции Италии, Испании и Америке.

Н. Сахаров

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

для сайта Cackle

Капуцины монашеский орден

Меньшие братья

История капуцинов начинается в XVI веке. Это ответвление ордена францисканцев возникло в 1525 году — его основателем стал Маттео Басси. Спустя три года понтифик Климент VII утвердил новую общину, изначально получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни».

Родился орден капуцинов в результате реформ. В XVI веке это было классическим случаем для католической церкви, претерпевавшей изменения со всех сторон. От ордена францисканцев, и без того разделенного на две ветви — обсервантов и конвентуалов, — отделилась еще одна ветвь. Новая община предполагала более тщательное следование идеалам Святого Франциска: согласно его учению, праведнику следует быть бедным, послушным и целомудренным.

Маттео Басси
Маттео Басси. Источник: dunyadinleri.com

Басси, основатель ордена, был обсервантом. Создавать некое новое ответвление он, в общем-то, не планировал: просто хотел реформировать ту часть ордена, в которую входил сам. Однако другие обсерванты столь радикальное стремление к аскетизму не поддержали. Чтобы уладить назревавший конфликт, папе пришлось согласиться с тем, что францисканцы отныне будут разделены на три ветви. Последняя из них со временем получила название «капуцины», под которым и вошла в историю.

Это название, кстати, изначально было насмешливым и пренебрежительным. Оно относилась к остроконечным капюшонам — непременным атрибутам «Меньших братьев отшельнической жизни», — а затем перешло и на самих монахов.

Нищенствующий орден

Капуцины относятся к числу нищенствующих орденов. Это значит, что члены такого ордена дают обет бедности и лишаются права на частую собственность. Их единственная возможность выжить — это людские пожертвования. Кроме францисканцев к нищенствующим орденам еще в Средние века относились кармелиты, доминиканцы, августинцы.

Герб ордена капуцинов
Герб ордена капуцинов. Источник: wikimedia.org

Тридентский собор 1545 — 1563 годов освободил членов нищенствующих орденов от обета бедности и разрешил им владеть частной собственностью, но не единолично, а коллективно. Но на францисканцев в целом и на капуцинов в частности это не распространилась. Они остаются, пожалуй, самым нищим из всех нищенствующих орденов.

По всему миру

Капуцины всегда были активными миссионерами. Уже в XVII веке они основали христианские общины в Африке, в Америке и в Индии, а в XIX-м начали распространять свое учение среди жителей Китая. При этом начиналась их подобная деятельность отнюдь не безоблачно: первые миссионеры-капуцины, проповедовавшие в Египте в XVI веке, были убиты в Каире мусульманами.

Капуцинский монастырь в Староконстантинове 1916 год
Капуцинский монастырь в Староконстантинове, 1916 год. Источник: wikimedia.org

В первые годы XVIII века Петр I разрешил капуцинам селиться на территории России. Вскоре после этого они основали школу при астраханском приходе, в которой, что интересно, учился поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Клариссы-капуцинки

Вскоре после утверждения «Меньших братьев отшельнической жизни» появился Второй орден капуцинов — женский. Монахинь, вошедших в него, начали именовать клариссами-капуцинками (женщин из францисканского ордена принято было называть клариссами). Вероника Джулиани — первая святая этого ордена и, пожалуй, наиболее известная капуцинка — была канонизирована в 1839 году. У женщины, прошедшей на рубеже XVII — XVIII веков путь от кухарки до настоятельницы монастыря, обнаружились стигматы. После этого она начала вести духовный дневник, в котором к моменту ее смерти насчитывалось более двадцати двух тысяч страниц. В своих записях Вероника Джулиани рассказывала о единении с Христом.

44jpg

Вероника Джулиани. (helionews.ru)

Занимательно, но орден капуцинок в некоторой степени связан с историей кинематографа. Первый коммерческий показ фильмов, снятых братьями Люмьер, состоялся 28 декабря 1895 года в парижском Grand Café, расположенном на бульваре Капуцинок. Эта дата считается официальным днем рождения кинематографа. А бульвар такое название получил в связи с тем, что в тех краях находился женский монастырь этого ордена.

Капуцины монашеский орден

Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне в далеком 1209 году ознаменовал собой перелом в аскетическом идеале и новую эпоху в монашеской жизни, основав названный впоследствии его именем орден монахов францисканцев.

За столетия существования ордена, он увековичил себя в тысячах лиц, мест, событий и произведений. Это и реальные люди, хорошо знакомые вам, такие как Франсуа Рабле, Бертольд Шварц, и выдуманные, но знакомые еще лучше: славный монах Тук - друг Робина из Локсли, и брат Лоренцо в Ромео и Джульетте, и многие многие другие. От «Пап», управлявших католическим миром до простых монахов - писателей, музыкантов, изобретателей, естествоведов и горе-ученых. Орден францисканцев и его послушников можно встретить где угодно.

К 16-му веку те, кто начинал как «Серые братья» (по цвету рясы), «Кордельеры» (из-за бечевки-пояса), босоногие и преданные господу - они разрослись в государство без границ. Им были отданы в управление университеты, они были советниками и исповедниками государственных лиц, вплоть до королевских особ, они управляли инквизицией и вели миссионерскую деятельность на острие географических открытий и торговли. Им были отданы лучшие соборы и земли. Они собирали налоги трудом, золотом и натуральным сырьем, контролируя практически всю мирскую жизнь граждан: от рождения до смерти, включая образование, медицинскую помощь, вплоть до каждой свободной минуты каждого дня, неусыпно, именем бога, руководя всем миром и получая за это плату.

Но как далеко этот образ жизни и мышления находился от того, о котором говорил Джованни Франческо?

Спор о том, что важнее - правила, каноны и их соблюдение (observantio - соблюдение) или благополучие общины (conventum - монастырь) -разделили мнения монахов практически сразу же с образования самого ордена. Одни настаивали на том, что Джованни говорил о бедности, другие о том, что одной бедностью орден не сможет помогать людям. В итоге, внутри ордена «нищенствующих», но не бедных монахов возник раскол, и в 1446 году Папа Евгений Четвертый предоставил «обсервантам» - догматикам, желающим стать ещё беднее - автономию. В 1517 году, когда Мартин Лютер прибил к одной из церквей пожелание отдалить церковь от мирских благ и начал Реформацию, создав повод для войн в Европе на следующие 300 лет, раскол между бедными и совсем бедными монахами был признан папой Львом Десятым окончательно. И в ордене оформилось раздение на два ордена меньших братьев, фактически обсервантов и конвентуалов.

Но! Под вдохновляющим течением новых мыслей об абсолютном аскетизме церкви, спустя всего 11 лет после записки Мартина, от ордена меньших братьев - бедных и нищенствующих монахов францисканцев - догматиков, при главенстве Матвея Басси и подтверждении Папы Климента Седьмого, отделяется орден монахов капуцинов. Изначально капуцины не хотели отделяться, и с 1525 года пытались реформировать все сообщество францисканцев, состоявшее из тысяч монастырей и десятков тысяч монахов, но общество монахов не очень хотело реформироваться именно в эту сторону и возвращаться к идеям о полном отказе от любой собственности, любых средств к существованию и жить только служением Господу. А потому капуцины остались при своем - основав орден с целью вернутся к идее абсолюта аскетизма.

Прозвище Капуцины - они получили в качестве насмешки от своих же бывших братьев за их забавный cappuccio (с ит. - капюшон). Но монахи гордо отвечали что носят одежды самого основателя ордена францисканцев, и им это в радость, шутка прижилась. Итак, Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum. Согласно представлениям монахов, бедность и отказ от собственности должны быть максимальными, и никакие оговорки или уловки не должны позволять обходить это правило. Полный запрет на накопительство и стяжание, даже запасы еды запрещалось иметь больше, чем на несколько дней. Дали козу - сьел козу. Держать как животное нельзя - ничего личного. Всё необходимое монахи должны были получать единственным способом - милостыней. Запрещенность доходила до того, что младшим братьям вообще запрещалось прикасаться к деньгам.

Жили монахи небольшими сообществами, в среднем по 8 человек, собираться в группы более 12 человек запрещалось. Из одежды - простая туника, пояс-бечевка с узлом, как символ обета. Первое время в ордене даже не носили сандалии, предпочитая быть босоногими. Одной из особенностей быта был также отказ от бритья и отпуск бороды. По мнению ордена, борода была естественной, ее носил даже Иисус, а значит она не заслуживала дополнительного внимания.

Жизнь монаха состояла прежде всего из молитв: утренней и вечерней, личной двухчасовой молитвы. Ведения проповедей и сбора милостыни. Капуцины в средние века были молодым орденом с неизбежными трудностями, но их самоотверженность в желании распространять христианство и открытие миссий в Египте, помощь католикам в турецком плену, привели к канонизации некоторых монахов, принявших мученическую смерть. А орден окреп и постепенно разрастался.

Но ни что не проверяет на прочность так, как время. Несмотря на выбранный путь максимального аскетизма, человечечкое все же пробивалось в их мир. Монахи «обрастали» скромными личными вещами, и первым делом одели сандали, почтение к канонизированным братьям склоняло их к созданию более изящных реликвариев для сохранения частиц святого. Трепет перед Господом и пожертвования на нужды храма в виде картин и убранства медленно, но верно разбавляли суровую обстановку. Но орден был и остается максимально близким к идеалам аскетизма, а немногие драгоценные вещи - это, разве что, изящные деревянные кресты, окропила с золотой нитью, алтарная утварь да несколько реликвариев, помещенных ныне из храма в музей. И хотя убранство церквей и личные вещи все еще разительно отличались аскетизмом от других, Ордо францисканцев, настоящим мерилом всего и всех была смерть.

Святой Франциск говорил о смерти, как о сестре, но какое отношение к смерти было у монахов капуцинов? В средние века, территория церквей уже была территорией, прочно связанной с рождением, погребением и смертью, перерождением. Именно поэтому, особенно в периоды расцвета барокко, мы можем лицезреть удивительные гробницы, где изображены спящие короли и королевы, а ангелы, которые должны разбудить их своими трубами, возвещая начало перерождения, соседствуют с черепами, костями и ликами смерти. К примеру, именно так выглядит Крипта при храме капуцинов в Вене, но в ней похоронены не обычные монахи, а Габсбурги и правители Австрии.

Но, если вы отправитесь в Рим, недалеко от палаццо Барберини и фонтана Тритона, в античном центре города вы найдете неприметную церковь, коих в Риме предостаточно.

Церковь Санта-Марии-делла-Кончеционе украшена немногими полотнами с изображениями Архангела Михаила (Гвидо Рени) и Св.Франциска (Караваджо). Основное внимание современников привлекает крипта в катакомбах церкви.

В одном из текстов, встречающих посетителей, можно прочитать следующее:

«Что вы сейчас - однажды были мы, что мы сейчас - вам предстоит однажды стать».

В самой крипте, останки более 3000 монахов капуцинов развешены по стенам, собраны в узоры и декор в стиле барокко, одеты в рясы, и взирают на вас из ниш в стене, повторяя иссохшими устами: «Человек есть прах, и в прах обратится». Как говорил основатель ордена францисканцев - Добропорядочному христианину не стоит боятся смерти. Но каким образом эту идею капуцины довели до абсолюта, соорудив из останков своих братьев напоминание о смерти через искусство?

Этому есть несколько обьяснений. В похожей крипте в Палермо все началось с брата Сильвестро Губбио. Он был похоронен и канонизирован. Спустя какое-то время братья решили извлечь его тело и мумифицировать, чтобы иметь возможность почитать его и после его смерти. Спустя еще какое-то время, такую практику повторили с другими братьями, а спустя еще какое-то время и вовсе предложили жителям Палермо мумификацию в катакомбах, как способ погребения для всех желающих. А брат Сильвестро и скелеты капуцинов стали лишь стражами на пути в разветвленную сеть тунеллей и катакомб, заполненных скелетами в одеждах, взирающими на вас со стен.

Для римских катакомб у капуцинов более изящная история. Место на кладбище в Риме даже в средние века представляет собой, своего рода, недвижимость, и давшие обет беднейшие из бедных монахов не имеют права на собственность ни в жизни, ни в смерти. После смерти братьев для отпевания приносили в гробу, нижняя часть которого представляла собой поддон, а верхняя снималась. После завершения обрядов тело помещалось в могилу в рясе и с небольшим деревянным крестом в подвале храма или на его территории, а гроб, как лишняя собственность, удалялся. Спустя 30 лет после погребения, останки извлекались, чтобы освободить место следующему брату.

И так как в 1631 году церковь досталась капуцинам в обмен на монастырь, монахи переехали с останками более 300 братьев. Чтобы их разместить, в церковь по приказу Папы Урбана Восьмого доставили святую землю из Иерусалима, здание церкви и крипту освятили, а у алтаря поставили изображение Главы Воинства Господа и стража Его - Архангела Михаила.

Сегодня крипты и в Риме, и в Палермо, и в Вене - популярные туристические места, куда публика идет за адреналином от созерцания свидетельств близости смерти, и лишь недоуменно поглядывает на редких монахов, одетых как и столетия назад в простую рясу и сандалии, проходящих мимо своих старых братьев.

Ваш - ScientaeVulgaris

Монашеский орден

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


Т. 30, С. 608-612
опубликовано: 2 августа 2017г.

  • История
  • К. в Восточной Европе
  • Капуцинки

КАПУЦИНЫ

[лат. capuccini; офиц. название - Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, O. F. M. Cap., орден меньших братьев капуцинов], монашеский орден, представляет собой ветвь 1-го (муж.) ордена францисканцев. Монахи-К. носят рясу бурого цвета с коническим капюшоном (итал. cappuccio).

История

Орден К. возник в XVI в. в Италии в рамках движения за церковное обновление, к-рое активизировалось в период подготовки к Тридентскому Собору (1545-1563). Появление К. было связано с реформой францисканского ордена после его разделения в 1517 г. на конвентуалов и обсервантов. Основатель ордена францисканец-обсервант Маттео да Башо (ок. 1495-1552) в 1525 г. покинул обитель в Монтефьорентино и стал странствующим монахом-проповедником, живущим в соответствии с заветами католич. св. Франциска Ассизского и питающимся подаянием. В княжестве Камерино он получил поддержку местного епископа и кнг. Катарины Чибо, племянницы Римского папы Климента VII (1523-1534). Действия М. да Башо не были одобрены провинциальным капитулом обсервантов. Францисканец отправился в Рим, и папа Климент VII бреве «Сum nobis nuper» (от 8 марта 1526) и буллой «Religionis zelus» (от 3 июля 1528) официально признал деятельность М. да Башо и его последователей и их право свободно проповедовать. Новая община получила название «меньшие братья отшельнической жизни» и сначала существовала как конгрегация в рамках ордена францисканцев-конвентуалов. Первым настоятелем К. стал М. да Башо, однако вскоре он отказался от должности и вернулся к обсервантам. В 1535 г. его преемник Лудовико да Фоссомброне также оставил общину К., вернувшись к обсервантам. В 1542 г. следующий настоятель, Бернардино Окино, перешел в кальвинизм. Внутренний кризис в общинах К. удалось преодолеть при настоятелях Марио из Меркато-Сарачено (в миру Андреа Фабиани) и католич. св. Лаврентии из Бриндизи. Орден К. был утвержден буллой Римского папы Пия IV «Pastoralis officii cura» от 2 апр. 1560 г. 28 янв. 1619 г. Римский папа Павел V буллой «Alias felicis recordationis» провозгласил полную автономию К. и присвоил главе ордена титул генерального министра.

Основы устава К. были намечены на капитуле в Альбачине в 1529 г. В 1536 г. в римском монастыре св. Евфимии был составлен 1-й устав К., т. н. Евфимианские конституции, определявшие жизнь ордена до 1552 г. и отличавшиеся крайней строгостью. Призыв к пустынножительству и нищенствующему образу жизни дополнялся необходимостью для членов ордена проповедовать беднейшим слоям населения. Новый устав, принятый в 1552 г. под влиянием идей католич. Контрреформации, смягчил нек-рые требования Евфимианских конституций. Тогда же было предусмотрено создание орденских школ для повышения уровня образования монахов. К. уделяли особое внимание медитации: ее главными темами были Страсти Христовы, конец света, Страшный Суд и спасение человека. Из аскетических упражнений К. практиковали cамобичевание и строгие посты. Внешним проявлением строгого образа жизни были отказ от брадобрития, ношение крестообразного одеяния и сандалий.

В первые годы существования К. были в оппозиции к францисканцам-обсервантам, к-рые пытались добиться ареста М. да Башо и запрета на его проповедь в Анконской марке. Однако при поддержке папы Климента VII новая община продолжила свою деятельность, хотя на нее были наложены ограничения, касавшиеся прежде всего распространения идей К. Буллой «In suprema» от 16 нояб. 1532 г. обсервантам был запрещен переход в общину К. С 1537 по 1574 г. действовал запрет на создание общин К. за пределами Италии. Несмотря на это, число К. быстро росло. В 1535 г. в Италии было ок. 700 членов общин К. (основную их часть составляли бывш. обсерванты). К 1571 г. численность К. достигала 3300, а к 1587 г.- ок. 6 тыс. чел. После отмены запрета на деятельность К. к северу от Альп новые общины возникли во Франции (1574), в Испании (1577-1578), в Швейцарии (1581), в Тироле (1593), в Богемии (1599), в Юж. и Зап. Германии (нач. XVII в.), в Ирландии (1615). В XVII в. общины К. были образованы в Вост. Европе. В 1-й пол.- сер. XVII в. миссии К. появились на территории совр. Канады (1632) и совр. амер. шт. Виргиния (1650). Широкое распространение орденских обителей способствовало укреплению позиций К. в иерархии францисканцев. Быстрый численный рост ордена поставил вопрос об изменении и о приведении в соответствие с новым статусом ордена его устава. Генеральный капитул 1643 г. принял новую редакцию монашеских конституций К. (действовали по 1908) и уравнял в правах предальпийские и заальпийские провинции ордена. В 1626 г. был издан 1-й сборник литургических текстов К.

Мон-рь капуцинов и замок Рапперсвилль на Цюрихском оз

Мон-рь капуцинов и замок Рапперсвилль на Цюрихском оз.

Мон-рь капуцинов и замок Рапперсвилль на Цюрихском оз.

Во 2-й пол. XVI в. К. удалось создать эффективную 2-ступенчатую систему образования. После 7-летнего обучения в орденских школах (curiculum studiorum), действовавших в центрах провинций ордена под руководством провинциалов, член ордена К. мог продолжить образование в «высшей» школе (studium generale), которой руководил генеральный министр. Развитие собственной системы школ было необходимо ввиду активной миссионерской деятельности ордена как в католических, так и в правосл. и нехристианских государствах. К. приняли участие в реставрации католич. Церкви в странах, охваченных протестантской Реформацией, а также способствовали проведению в жизнь решений Тридентского Собора, распространяли новые формы католич. благочестия (напр., коронование чудотворных образов Божией Матери). К. окормляли заключенных и солдат, заботились о раненых. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии, в Испании и во Франции К. ухаживали за больными и нередко сами погибали от болезни. Самоотверженность К. была удостоена публичной благодарности франц. кор. Людовика XIV.

Много внимания К. уделяли христианской проповеди среди нехристианских народов. Миссионерская деятельность вскоре стала основной для К. Еще находясь в составе ордена францисканцев-конвентуалов, К. смогли организовать ряд миссий в разных странах мира. Члены ордена Хуан Суасо де Медина-дель-Кампо и Хуан де Троя отправились в 1550 г. в Египет. В нач. XVII в. были организованы миссии К. в Иране и Османской империи. В 1600 г. миссионерскую деятельность в Африке начал капуцин Амброджо да Сончино, к-рый опекал католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 г. К. прибыли в Конго, в 1622 г. миссия была перенесена в Тунис и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась в 1910). После 1619 г. масштаб проповеднической деятельности К. существенно вырос. С 1622 г. миссии К. были подчинены генеральному прокуратору ордена; специальный комиссар стал заведовать делами миссии испан. К. в Зап. Индии. В 1779 г. аналогичная должность была создана и для миссии франц. К. По инициативе Конгрегации пропаганды веры французские К. отправились в Индию, где в 1641 г. основали миссионерский центр в Мадрасе, а в 1671 г.- в Пондишери (Пудуччери). Неск. миссионерских станций К. было создано в Грузии: в Кутаиси и Гори (1661), в Тбилиси (1697). Франц. К. в 1635 г. основали миссию в Сенегале и на о-вах Зелёного Мыса. Испан. К. открыли в 1645 г. миссию в Нигерии, в 1648 г.- в Бенине, но из-за сопротивления португ. властей в 50-х гг. XVII в. были вынуждены покинуть эти территории. В 1632 г. появились постоянные миссии франц. К. в Сев. Америке, в 1633 г.- на Антильских о-вах, в 1681-1704 гг.- на Гаити (возобновили деятельность в 1768). В 1699 г. они начали проповедовать в Бразилии, но из-за франко-португальской войны К. пришлось уехать из страны; с 1705 г. миссионерскую деятельность там вели итал. К., к-рые организовали апостольские префектуры на территории совр. штатов Баия (1712), Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1737). В 1703 г. Конгрегация пропаганды веры поручила итал. К. вести миссионерскую деятельность в Тибете и Непале, но вслед. политических трудностей К. в 1745 г. отправились в Сев. Индию, где приняли под опеку миссии, созданные ранее кармелитами и иезуитами. К 1761 г. орден поддерживал 238 католических миссий, в 1782 г.- 523. К кон. XVIII в. численность ордена достигла 35 тыс. чел. К. проповедовали в Европе, Азии, Африке и Америке.

Французская революция (1789-1799) и последующие события тяжело отразились на состоянии ордена. В 1790 г. все монашеские ордены и конгрегации на территории Франции были упразднены. Политика секуляризации проводилась также на землях, занятых франц. войсками в период наполеоновских войн. В Австрии в результате церковной политики имп. Иосифа II (1765-1790) местные структуры К. были отделены от ордена. В 1804 г. Римский папа Пий VII выделил из ордена испанские провинции, подчинив их отдельному генеральному викарию. В нач. XIX в. секуляризация капуцинских обителей была проведена в Баварии, Богемии и Венгрии. В 1782-1847 гг. численность ордена сократилась с 28,5 тыс. до 11 тыс. чел. и продолжала уменьшаться. Между 1789 и 1847 гг. не состоялось ни одного генерального капитула К., управление орденом осуществлялось либо викариями, либо генеральными прокураторами, назначавшимися папой Римским.

Несмотря на внешние потрясения, в этот период продолжалась миссионерская деятельность К. в Америке и Азии. В 1787 г. в Анконе (Италия) была открыта миссионерская семинария для К., отправлявшихся в Тибет. В 1795 г. подобная семинария для латиноамер. миссии была создана в Санлукар-де-Баррамеда (Испания). Под руководство К. передан учрежденный в 1820 г. апостольский викариат Тибета и Индостана, впосл. из него были выделены апостольские викариаты Сардхана и Агра. В 1842 г. проповедники-К. прибыли в Китай, однако постоянная миссия появилась только в 1921 г. К. приняли участие в христианизации Филиппин. В 1848 г. К. открыли католич. миссию в Чили, в 1852 г.- в Гватемале, в 1870 г.- в Уругвае. Организатором постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 г. стал Гвильельмо Массая; в 1863 г. проповедь христианства в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 г. была создана ветвь К. эфиоп. обряда (подготовка католических пресвитеров-К. эфиоп. обряда ведется в орденской семинарии в Адди-Грате).

Мон-рь капуцинов в Зальцбурге Акварель XIX в частное собрание

Мон-рь капуцинов в Зальцбурге. Акварель. XIX в. (частное собрание)

Мон-рь капуцинов в Зальцбурге. Акварель. XIX в. (частное собрание)

С сер. XIX в. началось восстановление орденских структур в Европе; большую роль в этом сыграли генеральные министры ордена Венанцио Бурдезе (1847-1853) и Бернард Кристен (1884-1908). Последний реорганизовал пастырскую и миссионерскую работу К., подчинив контроль за ней генеральному министру ордена (до этого миссии К. координировал назначаемый папой Римским прокуратор ордена), способствовал воссоединению с орденом его испан. ветви (1885). В 1884 г. был учрежден ежегодник «Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum»; по распоряжению генерального министра ордена в каждой провинции создавались низшие семинарии (серафические коллегии), где могло обучаться местное население. В 1908 г. в Риме основана международная коллегия католич. св. Лаврентия из Бриндизи.

Несмотря на определенные успехи, орден К. не смог восстановить свою деятельность и структуры в прежних масштабах. Во 2-й пол. XIX в. в ордене насчитывалось ок. 7-8 тыс. монахов, в 1910 г. в 55 провинциях действовали чуть более 10 тыс. К. В 1909 г. законодательство ордена было обновлено, принятый тогда новый устав ордена, скорректированный и дополненный в 1925 г. с учетом норм Кодекса канонического права 1917 г., действовал до 1968 г. После кратковременного сокращения численности К., связанного с первой мировой войной, в 1920-1939 гг. орден снова стал быстро развиваться. Наиболее активными оказались нидерланд., баварская, польск., рейнско-вестфальская и испан. ветви ордена. К 1940 г. К. насчитывалось уже более 13 тыс. чел.

После второй мировой войны в странах социалистического лагеря (кроме Польши) обители К. были ликвидированы. Восстановление структур ордена в Вост. Европе стало возможным после 1989 г. В др. странах К. затронул общий кризис католического монашества: в 1965 г. в ордене насчитывалось 15,7 тыс. чел., в 1991 г.- 11 тыс. После Ватиканского II Собора были выработаны новые орденские конституции (1968), которые, претерпев несколько переработок, были утверждены Папским престолом в 1990 г.

Падре Пио из Пьетрельчины Фотография Кон XIX в

Падре Пио из Пьетрельчины. Фотография. Кон. XIX в.

Падре Пио из Пьетрельчины. Фотография. Кон. XIX в.

В 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII присвоил титул Doctor Ecclesiae члену ордена К. католич. св. Лаврентию из Бриндизи. В 2002 г. папа Иоанн Павел II канонизировал члена ордена К. Пия из Пьетрельчины (Падре Пио). В настоящее время в ордене состоит более 10 тыс. монахов, подвизающихся в 620 обителях (An. Pont. 2011. P. 1430).

К. в Восточной Европе

В 1629-1631 гг. К. начали проповедническую деятельность в Силезии, в 50-70-х гг. XVII в. появились обители К., составившие позднее Силезскую кустодию ордена (организована в 1754). В Польше после нескольких неудачных попыток благодаря стараниям польск. кор. Яна III Собеского (1674-1696) были основаны обители К. в Варшаве и Кракове. Сначала К. в Польше входили в состав орденской провинции с центром в Болонье, в 1754 г. была организована Польская провинция в честь католич. святых Адальберта (Войтеха) и Станислава.

С XVIII в. миссии К. действовали на территории Российской империи - в С.-Петербурге, Москве и Астрахани. В 1705 г. царь Петр I Алексеевич подписал в Гродно грамоту, позволявшую К. селиться в Москве. Однако этим разрешением они смогли воспользоваться только в 1720 г. В июне 1720 г. неск. К. в сопровождении францисканцев-реформатов прибыли в С.-Петербург. Взаимное недопонимание между францисканцами и К. вынудило последних оставить столицу Российской империи и отправиться в Москву. Первые годы миссия К. в Москве находилась в юрисдикции префекта ордена в Грузии, в 1731 г. она получила статус апостольской префектуры (префекту были подчинены также резиденция К. в Астрахани и миссия К. на Украине). В Астрахань К. прибыли в 1710 г. по просьбе местных католиков. При католич. храме они открыли школу, которая более 100 лет оставалась единственной в городе. В 1722 г. ее посетил Петр I; в ней учились А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Усилиями К. в Астрахани были построены каменный храм, госпиталь и аптека. В правление имп. Екатерины II Алексеевны К. уехали из России и продолжили деятельность в Грузии.

На территориях, отошедших Российской империи после раздела Польши, в 1795 г. была образована Русская провинция ордена, объединившая обители К. в Брусилове, в Ходоркове, в Дунаевцах, в Куне, в Лубешове (Польша, ныне Любешов, Украина), в Остроге, во Владимире-Волынском, в Староконстантинове, в Устилуге, в Виннице и Збриже. Несмотря на ограничения, наложенные царскими властями, на территории Российской империи в 1828 г. в составе миссий К. находилось 83 чел., в 1839 г.- 77 чел. Во 2-й пол. XIX в. число К. сократилось. За участие К. в Польском восстании 1863 г. российские власти закрыли обители в Дунаевцах, в Куне, в Любешове, в Остроге, во Владимире-Волынском и Устилуге. Двое К. были казнены, 16 членов ордена отправлены в ссылку. Впосл. также были закрыты мон-ри в Варшаве, Люблине и Закрочиме, относившиеся к Польской провинции.

Ветвь ордена К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого, поддержанная Римским папой Пием XI (1922-1939), по указанию к-рого 2 голл. члена ордена были направлены на учебу в Восточный папский институт. 16 дек. 1931 г. пресв. К. Гандалф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с 3 членами ордена К. при поддержке Пинского еп. Зигмунда Лозиньского он основал 1-ю общину К. визант. обряда в Лубешове. В 1932 г. К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 г.- новициат. В нач. 30-х гг. XX в. в Эстонии по приглашению апостольского администратора Эдуарда Профиттлиха К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После того как территории Эстонии и Польши во время второй мировой войны были заняты советскими войсками, миссии К. визант. обряда закрылись, а монахи, большинство из к-рых были голландцами, вернулись на родину. В 40-х гг. XX в. им удалось создать несколько пастырских центров в Нидерландах для рус. беженцев и эмигрантов.

С кон. XX в. К. открыли миссии на Украине (в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске). В 2004 г. на территории России и Украины была организована вице-провинция ордена К.

Капуцинки

[лат. cappucinae], общее название неск. жен. конгрегаций.

Клариссы-капуцинки (лат. Moniales Cappucinae S. Clarae, Moniales Clarissae Cappucinae), жен. конгрегация, основательницей к-рой считается испанка Мария Лоренса Лонго (1463-1542), прибывшая в Неаполь ок. 1506 г. и вступившая там в терциарии францисканцев. Вдохновленная благочестием появившихся в городе К., она испросила у Римского папы Павла III (1534-1549) разрешение на создание обители. Насельницы основанной в 1535 г. обители Санта-Мария-ди-Джерузалемме следовали уставу католич. св. Клары Ассизской, дополненному конституциями католич. св. Колетты Буале, и некоторым установлениям муж. общины К. Первое время жен. общину окормляли театинцы. В 1553 г. была основана 2-я обитель кларисс-капуцинок - в Перудже. Благодаря щедрым пожертвованиям обители кларисс-капуцинок появились в Италии, во Франции, а также в Испании, Португалии и Мексике. В XVIII в. конгрегации кларисс-капуцинок принадлежало более 200 обителей, где подвизались ок. 2,5 тыс. монахинь. После II Ватиканского Собора были выработаны новые конституции (1976, утверждены в 1986). Большинство обителей кларисс-капуцинок находится в юрисдикции местных епископов.

Клариссы-капуцинки ведут созерцательный образ жизни, основанный на нестяжательстве, покаянии, смирении, молитвах и размышлениях о Страстях Христовых. В настоящее время они действуют в Мексике (51 обитель), Италии (36 обителей), Испании (32 обители) и в других странах. В 2011 г. конгрегация насчитывала более 2 тыс. монахинь и 151 обитель.

Капуцинки-терциарки (лат. Terciariae Capucinae) следуют уставу францисканских терциариев и конституциям конгрегации, предусматривающим активное социальное служение наряду с созерцательным образом жизни. Первые жен. общины этого типа были созданы Франсуазой Таффен (1581-1642) и Элизабет Шпицлин (1545-1611), к-рые, начав деятельность в Швейцарии, основали много терциарских мон-рей. Обители капуцинок-терциарок действуют в Австрии, Германии, Нидерландах, Италии, Швейцарии и в некоторых африкан. странах.

Кроме того, в наст. время существует 6 жен. конгрегаций капуцинок, присоединенных (с сохранением автономии) к ордену К. Это присоединение предполагает следование общим монашеским идеалам и возможность сотрудничества с др. религ. структурами в социальном служении с сохранением независимости конгрегации. Наиболее крупные конгрегации: Капуцинки-терциарки Св. Семейства, Сестры-капуцинки матери Рубатто, Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии.

Капуцинки-терциарки Св. Семейства (испан. Hermanas Terciarias Capuchinas de la Sagrada Familia), конгрегация была основана в 1885 г. в Масамагреле близ Валенсии пресв. Луисом Амиго-и-Феррером, членом ордена К. Деятельность конгрегации имела целью перевоспитание падших девушек. В 1905 г. присоединена к ордену К. В 2011 г. в составе конгрегации было ок. 200 обителей (гл. обр. в Испании, Колумбии и Венесуэле), в которых подвизались 1292 монахини.

Сестры-капуцинки матери Рубатто (итал. Suore Cappuccine di Madre Rubatto), община основана в Лоано близ Генуи в 1885 г. блж. Римско-католической Церкви Анной Марией (в монашестве Франческа) Рубатто (1844-1904). Генуэзский капуцин Иринео из Стелланелло составил первые правила. Монахини заботились о больных на дому. В 1909 г. новые общины были присоединены к ордену К., в 1916 г. конгрегация была утверждена Римским папой Бенедиктом XV. В 2011 г. конгрегация насчитывала 403 монахини, подвизавшиеся в 63 обителях (в Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии и Эфиопии).

Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии (португ. Irmãs Missionárias Capuchinas de São Fransisco de Assis do Brasil), конгрегация основана монахом-капуцином Клементе Рекалкати (1868-1913), прибывшим для оказания помощи католической миссии сестер-капуцинок матери Рубатто. В 1951 г. конгрегация утверждена Римским папой Пием XII. В 2011 г. в ней насчитывалось 249 монахинь, подвизавшихся в 54 обителях.

Ист.: Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae / Ed. C. Urbanelli. R., 1980-1986. 2 vol.; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1964; I frati cappuccini: Documenti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988-1993. 5 vol. in 6 pt.

Лит.: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. Münch., 1863-1865. 3 Bde; Terzorio C., da. Le missioni dei Minori Cappuccini. R., 1913-1938. 10 vol.; Cuthbert Fr. The Capuchins: A Contribution to the History of the Counter-Reformation. L., 1928. 2 vol.; Liber memorialis Ordinis Fratrum Minorum sancti Francisci Cappuccinorum quarto iam pleno saeculo ab Ordini condito (1528-1928). R., 1928; Aulon I., d'. Histoire des frères-mineurs capucins de la province de Toulouse. Tolouse, 1936-1937. 2 vol.; Haarlem Z., van. Les premières tentatives d'une mission des Capucins en Russie // CF. 1941. Vol. 11. N 2. P. 223-255; idem. Le premier diplome concédé par Pierre le Grand aux Capucins // CF. 1941. Vol. 11. N 3/4. P. 438-473; idem. L'Expédition des Capucins en Russie // CF. 1942. Vol. 12. N 1. P. 41-65; idem. Les Capucins en Saint-Pétersbourg (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 2-3. P. 208-247, 351-375; idem. Les Capucins en Astrakhan' (1710-1725) et en Moscou (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 4. P. 530-551; Pobladura M., de. Historia generalis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1947-1951. 4 vol.; Bohdziewicz P. Kościół pokapucyński w Astrachaniu // Roczniki humanistyczne. Lublin, 1949. T. 1. S. 271-288; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven. Utrecht, 1955. Vol. 38. P. 17-30, 47-53, 73-86, 110-120; Graf T. Die Kapuziner. Freiburg, 1957; Abate G. Matteo da Bascio e gli inizi dell'ordine cappuccino // CF. 1960. Vol. 30. P. 30-77; idem. Conferme dei vicari generali cappuccini date dai maestri conventuali (1578-1900) // CF. 1963. T. 33. P. 423-441; Optat de Veghel. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laurentianum. R., 1960. Vol. 1. P. 98-130, 213-244; Gadacz K. Capucins polonais déportés en Russie et en Sibérie pour leur participation à l'insurrection de 1863 // Miscellanea M. de Pobladura. R., 1964. Vol. 2. P. 455-482; Mareto F., da. La cappuccine nel mondo (1538-1969). Parma, 1970; Bérubé C. Les Capucins à l'école de S. Bonaventure // CF. 1974. Vol. 44. P. 275-330; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // CF. 1978. Vol. 48. P. 311-398; Urbanelli C. Storia dei cappuccini delle Marche. Ancona, 1978-1984. 3 t. in 4 pt.; Le origini della riforma cappuccina: Atti del convegno di studi storici, Camerino, 18-21 sett. 1978. Ancona, 1979; Celestine P. Early Capuchin Missions in India: Pondicherri, Surat, Madras, 1632-1834. Sahibabad, 1982; Saccardo G. Congo e Angola: Con la storia dell'antica missione dei Cappuccini. Venezia, 1982-1983. 3 vol.; La réforme capucine (1525-1625): Un siècle de renaissance franciscaine. P., 1983; Kafel S. J. Bracia mniejsi Kapucyni na mapie współczesnego świata: Szkic faktograficzny // Studia Franciszkańskie. Poznań, 1984. Vol. 1. P. 259-284; Los Capuchinos en la Península Ibérica: 400 años de historia (1578-1978). Sevilla, 1985; Trzysta lat kapucynów w Polsce, 1681-1981: Materiały z Sympozjum w Zakroczymiu, 27-29 października 1981. Zakroczyn, 1987; Antonios A. The Apostolic Vicariate of the Gallas (1846-1938). R., 1993; The Capuchins in Africa. R., 1993; Alatri M., d'. I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; Dydycz A. P. Kapucyni na Litwie (1756-1993). R., 1994; Iriarte L. Le Cappuсcine: Passato e presente. R., 1997; Fregona A. I frati cappuccini nel primo secolo di vita: 1525-1619. Padova, 2006; Vacca S. Momenti i figure della spiritualità dei cappuccini in Italia. R., 2007; Scarvaglieri G. I Cappuccini e l'impegno nel sociale. R., 2008.

Читайте еще:  Почему Растения Не Вымерзают Зимой Под Снегом
Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Капуцины Монашеский Орден
Битва при Платеях: победа бегством