Израиль сбил дроны с помощью лазера, установленного на самолете

Израиль сбил дроны с помощью лазера, установленного на самолете

Министерство обороны Израиля совместно с компанией Elbit Systems провело успешный эксперимент по сбиванию беспилотного летательного аппарата с помощью лазера, установленного на другом самолете.

Носителем лазера был Cessna 208B Grand Caravan. Через несколько секунд воздействия лазера мишень упала в неконтролируемый штопор и упала. За проведение испытаний отвечала 151-я ракетная экспериментальная группа ВВС Израиля с базы Пальмахим, сокращенно Janat 151.

Испытания проводились в центральной части Израиля, где на «Янат 151» есть испытательный центр «Полигон 82». В ходе них было реализовано несколько различных сценариев и сбито неопределенное количество дронов. Камеры были разрушены на расстоянии около километра. Небольшая дальность и длительное время воздействия, необходимые для сбивания беспилотника, указывают на то, что это чистый эксперимент, а не испытание прототипа, готового к использованию на боевых самолетах. Там дальность должна быть намного больше, а мощность лазера должна быть достаточно большой, чтобы уничтожить цель за очень короткое время, предпочтительно менее чем за секунду.

«Я хочу поздравить Управление оборонных исследований, Elbit и ВВС с их техническим прорывом», - сказал министр обороны Бенни Ганк. - Сегодня мы сделали еще один шаг к многоуровневой противовоздушной обороне Израиля . Лазерная система добавит новый уровень защиты на большом расстоянии от различных целей, защищая государство с гораздо меньшими затратами.

К сожалению, тип используемого лазера не разглашается. По мнению Минобороны, использование лазерного оружия для противовоздушной обороны имеет много преимуществ. Одно из них - стоимость - намного ниже, чем в случае пусков зенитно-ракетных комплексов или стыковки истребителей. Еще одно преимущество - возможность борьбы с дронами на больших дистанциях и на большой высоте. К тому же одна лазерная станция может покрыть большую территорию страны.

Лазер установлен на левом борту Cessna 208B Grand Caravan
Лазер установлен на левом борту Cessna 208B Grand Caravan

«Мы гордимся тем, что находимся в авангарде развития этих стратегических возможностей вместе с Министерством обороны и ВВС», - сказал Орен Сабаг, генеральный менеджер Elbit Systems ISTAR. - Испытания прошли успешно благодаря использованию множества уникальных технических решений. По нашему мнению, использование высокомощных лазеров для дешевого уничтожения ракет и беспилотных летательных аппаратов вблизи районов их запуска и вдали от населенных пунктов будет значительным улучшением обороноспособности Израиля.

Работа над зенитным лазером ведется в Израиле несколько лет. В 2020 году было объявлено, что Минобороны намерено ввести его в строй в течение полутора лет. К достоинствам лазерного оружия можно отнести бесшумность, отзывчивость, незаметность и невысокую стоимость. Последние имеют особое значение, учитывая, что в настоящее время эффекторы системы Iron Dome используются для борьбы с небольшими (и дешевыми) коммерческими беспилотными летательными аппаратами. Более того, возможность непрерывного взаимодействия (пока включен лазер) поможет бороться с роями дронов .

В настоящее время Израиль по-прежнему использует американские системы Patriot, но в конечном итоге хотел бы полагаться только на системы отечественного производства. Самый нижний слой должен быть. Iron Dome , способный перехватывать ракеты и небольшие беспилотники на дальностях до 70 километров. Рогатка Дэвида (которая, по данным производителя, способна поражать цели на расстоянии 40-300 километров от позиций системы и на высоте 50 километров с помощью противоракетных ракет Stunner) является промежуточным звеном защиты между самый низкий и комплекты Chec 2 и 3, предназначенные для поражения баллистических ракет большой дальности. Проблема в том, что запуск ракеты «Тамир» через «Железный купол» стоит около 49000 долларов. Ожидается, что создание лазерного луча будет стоить всего около трех долларов.

Работа над лазерным оружием ведется в других странах уже много лет с разными результатами. Самые известные - американские программы. Одной из самых масштабных программ была ЯЛ-1 . Летающий лазер должен был стать первой линией защиты от баллистических ракет. Его сердцем должен был стать лазер COIL ( химический кислородно-йодный лазер ), излучающий луч с длиной волны 1,315 микрометра, невидимый для человеческого глаза.

Лазер должен был нагревать корпус снаряда так, чтобы он распался на куски под действием перегрузок из-за пониженной температурой прочности. Одиночный «выстрел» длился от трех до пяти секунд, что с учетом прицеливания и фазы прицеливания давало двенадцать секунд от обнаружения до поражения цели. Предполагается, что самолет возьмет достаточно горючего (вещества, по составу похожего на ракетное топливо) для двадцати «выстрелов» межконтинентальных ракет или даже сорока для небольших и чувствительных тактических ракет.

ЯЛ-1 в полете. Башня с лазерной головкой в ​​боевом положении
ЯЛ-1 в полете. Башня с лазерной головкой в ​​боевом положении

Несмотря на успешные испытания в 2010–2011 годах, в следующем году программу отменили. Основной причиной оказалась высокая стоимость и проблематичная тактика использования, которая вынуждала самолет нести дежурство вблизи или даже в воздушном пространстве противника.

Однако с 2016 года реализуется программа Self-Protect High Energy Laser Demonstrator (SHiELD), которая должна предоставить самолетам возможность защищаться от ракет класса "земля-воздух" и "воздух-воздух", движущихся со сверхзвуковой скоростью. . Используемый лазер должен быть в состоянии уничтожить ракету противника в полете или, по крайней мере, повредить ее инфракрасную систему наведения или радар.

В 2018 году макет контейнера, прикрепленного к истребителю F-15, успешно прошел летные испытания. Позже была успешно сбита ракета класса "воздух-воздух", размещенная на земле лазером, который воспроизводил отдельные характеристики контейнера SHiELD. Все испытания запланированы на 2024 финансовый год.

Создание боевого авиационного лазера - большая проблема. В отличие от ракет с бесконтактными детонаторами, лазерный луч должен попадать прямо в цель. В зависимости от мощности лазера и выносливости цели он должен воздействовать на цель точно в одной и той же точке в течение от нескольких до нескольких десятков секунд. Удерживать луч на цели при высоких скоростях носителя и движущегося к ней снаряда с учетом резких маневров, турбулентности или силы ветра - очень сложная задача.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Израиль сбил дроны с помощью лазера, установленного на самолете
Акциум: раздельное командование
Акциум: раздельное командование