Истребители JF-17 в ВВС Нигерии

Истребители JF-17 в ВВС Нигерии

Нигерия - самое сильное государство в Западной Африке как в экономическом, так и в военном отношении.

Однако его вооруженные силы сильно недофинансированы, поэтому персонал плохо обучен и вынужден использовать устаревшее оборудование. В 2019 году Абуджа выделила на вооруженные силы лишь 0,46% ВВП (средний мировой показатель составляет 2,2%). Таким образом, можно было бы ожидать, что все закупки будут строго контролироваться и ограничиваться самыми насущными оперативными потребностями, включая эффективное искоренение Боко Харам . Однако Нигерия приступила к дорогостоящей и амбициозной программе модернизации военно-воздушных сил, чтобы оснастить ее китайско-пакистанским боевым самолетом JF-17 Thunder.

Три для начала

21 марта из Пакистана вылетел транспортный самолет Ил-76, на котором был доставлен первый заказанный Абуджей самолет JF-17A Block 2. Истребители были доставлены в аэропорт Макурди на востоке Нигерии. Первая партия состоит всего из трех экземпляров, которым были присвоены номера NAF-720, NAF-721 и NAF-722 и которые были официально переданы летчикам в мае. Известно, что есть планы заказать еще - чтобы можно было оборудовать две полные эскадрильи (то есть всего около двадцати четырех машин). Другое дело, удастся ли реализовать эти амбициозные планы.

В 2018 году Комитет по координации экономики Пакистана выделил 184,3 миллиона долларов на постройку самолета, заказанного Нигерией. Первоначально было неясно, сколько JF-17 пойдет в Африку, поскольку Абуджа внесла лишь небольшие суммы на строительство. С самого начала вся программа была омрачена проблемой недостаточного финансирования. В конечном итоге невзгоды были преодолены, и контракт был заключен. С середины 2020 года нигерийские пилоты и техники проходят обучение в Пакистане.

В этом месяце появилась информация об очередной партии JF-17, якобы доставленной в Нигерию. Однако, скорее всего, это недоразумение. В репортаже одной из нигерийских телеканалов пара JF-17 была показана в полете с комментариями к новым истребителям. Некоторые интерпретировали это как недавно доставленные предметы.

Контракт с JF-17 является частью долгосрочной программы модернизации нигерийской авиации. Помимо закупок в Пакистане, нигерийцы также заказали в последние годы двенадцать А-29 Super Tucano в США и восемь ударных вертолетов Ми-35М в России. В отличие от двух последних типов поставок молний, ​​они предполагают, что эти действия рассчитаны больше на пропагандистский эффект, чем на реальный спрос со стороны генерального штаба.

Гром в раю

Военно-воздушным силам Нигерии для атаки наземных целей нужны больше специализированные ударные самолеты, чем истребители. Из-за характера действий, проводимых против исламистов, и близости гражданского населения атаки, в которых может быть использован JF-17, очень опасны для ошибки. Раньше здесь были случайные бомбардировки мирных жителей. Одна из самых трагических ошибок такого рода произошла, когда в 2017 году на лагерь вынужденных переселенцев Ранн в штате Борно была сброшена бомба.

Эта бомба была сброшена с истребителя Chengdu F-7. Пока что численность ВВС Нигерии базируется на восьми машинах этого типа, которые, конечно же, являются китайской разновидностью МиГ-а-21 (представленного в 2008-2010 гг.), И тринадцатью учебно-тренировочными самолетами Alpha Jetach, которые также Свою роль играл штурмовик.

Практика показывает, что для эффективной борьбы с вооруженными формированиями необходима поддержка с воздуха. В ударах по укрепленным укрытиям Боко Харам решающее значение имели как способность эффективно распознавать, так и огромное преимущество огневой мощи, обеспечиваемой вертолетами и самолетами. Кроме того, борьба с группировками, действующими в дельте Нигера, на десятках небольших островов, не может вестись без поддержки с воздуха.

Покупка JF-17, разработанного в качестве стандартного преемника МиГ-21, кажется очевидным решением. Однако все вызовы безопасности в Нигерии имеют внутренний характер и требуют подготовки, отличной от гипотетического вооруженного конфликта с другой страной. Поэтому предположения нигерийской программы модернизации вызывают удивление. Вам нужна четверть сотни новых бойцов для борьбы с вооруженными бандами, сепаратистами и Боко Харам? Ни одна группа, с которой сталкиваются вооруженные силы Нигерии, не имеет самолетов или современного зенитного оружия, поэтому такой огромный спрос при таком низком бюджете может стать неожиданностью. Еще один А-29 или даже современные учебно-тренировочные самолеты, такие как М-346FA., было бы гораздо более рациональным решением с точки зрения вооруженных конфликтов, развязанных Нигерией (кстати, слухи о такой покупке ходили несколько месяцев назад, но и Абуджа, и Леонардо их опровергали).

Итак, нужны ли Нигерии новые бойцы сейчас, или программа модернизации в основном является пропагандистской попыткой показать силу и амбиции Абуджи как региональной державы? Фактические оперативные потребности не указывают на то, что Нигерии нужен большой парк многоцелевых боевых самолетов. Однако это не означает, что программа полностью бессмысленна. Сил, имеющихся в распоряжении Абуджи, недостаточно для эффективного осуществления гипотетического закрытия своего воздушного пространства и перехвата нарушителей. В настоящее время такая необходимость маловероятна, но это иллюстрируется необходимостью модернизации авиации. Однако это направление его реализации не должно быть приоритетным, поскольку «Боко Харам» и другие экстремистские формирования представляют гораздо более серьезную угрозу.

В настоящее время все указывает на то, что нигерийцы довольны своей новой покупкой. Пилоты Thunder уже выполнили свои первые учения по воздушным боям со своими коллегами на F-7. В свою очередь, начальник штаба вооруженных сил Пакистана генерал Надим Раза недавно посетил Нигерию, где встретился, в частности, с президентом Мухаммаду Бухари и министром обороны генералом Баширом Салихи Магаши. Оба высокопоставленных лица выразили удовлетворение первым опытом нигерийской авиации с Thunder.

Карманная мощность

Международные амбиции Нигерии не лишены значения. Выбор Макурди в качестве первой базы для нигерийских JF-17 можно рассматривать как доказательство того, что Абуджа не хочет - по крайней мере, на данный момент - наступать в Западной Африке. Как местная держава Нигерия является самым важным участником всех миротворческих операций, проводимых в рамках Экономического сообщества Западной Африки (ЭКОВАС). Президентский кризис в Гамбии ясно показал, что коллективная политическая воля, подкрепленная хорошо организованными военными действиями, может эффективно защитить демократию в регионе. В случае с Банжулом ЭКОВАС не пришлось использовать авиацию, поскольку угрозы морской блокады и наземной интервенции было достаточно, чтобы сломить сопротивление диктатора Гамбии.

Между тем, Макурди расположен в центральной части страны, менее чем в 200 километрах от Абуджи и далеко от остальных стран-членов ЭКОВАС. Единственная близлежащая межгосударственная граница - Камерун, который не принадлежит ЭКОВАС. Поэтому, несмотря на то, что JF-17 может сойти за своего рода Вундерваффе в западноафриканской реальности (среди оставшихся членов ЭКОВАС истребители есть только в Мали и Гвинее, но неизвестно, способны ли они летать на all), правительство Бухари, похоже, сигнализирует партнерам о том, что они не намерены заменять силу аргументов аргументом силы.

Однако, если ЭКОВАС желает оставаться силой, способной стабилизировать Западную Африку, его сильнейший член должен иметь современные истребители, которые могут обеспечить контроль в воздухе. Поэтому вопрос модернизации нигерийской авиации заключается не в том, стоит ли она того, а в том, нужно ли это делать прямо сейчас.

У нигерийской программы могут возникнуть ассоциации с покупкой Угандой российских Су-30. После фактического краха печально известной Армии сопротивления Бога угандийцам не приходится сталкиваться с какой-либо серьезной военной угрозой, и внутренняя ситуация остается намного более стабильной, чем в Абудже. Однако, в отличие от Нигерии, Уганда готовится к возможному, хотя и маловероятному международному конфликту. Каждые несколько месяцев напряженность между Угандой и Руандой проявляется в виде столкновений на границе или взаимных обвинений в поддержке вооруженной оппозиции.

С точки зрения обеих стран, которые годами участвуют в гонке вооружений на местном уровне, модернизация вооруженных сил воспринимается не как изобретение, а как необходимость сохранения преимущества перед потенциальным противником. Больше всего от конфликта выигрывают страны, продающие оружие обеим сторонам. Уганда стала одним из важнейших получателей российского оружия, в то время как Руанда поддерживает отношения с Китаем в этом вопросе.

Говоря о получателях, напоследок стоит отметить, что JF-17, вопреки намерениям китайцев и пакистанцев, не стал экспортным хитом. Пока что, кроме Пакистана, только две страны решили купить машины Thunder - кроме Нигерии, а также Мьянма, которая на данный момент получила семь экземпляров. Это чрезвычайно слабый результат в контексте планов сверхдержав, принятых несколько лет назад, если предположить, что большинство нынешних пользователей МиГ-21 встанут в очередь на Гром. Хотя список потенциальных покупателей длинный ( в этом контексте мы писали об Аргентине два месяца назад ), пакистанцам явно не хватает влияния, и Пекин, несмотря на его обширное влияние, особенно в Африке , похоже, не готов помочь.

Ситуация в Нигерии

Нигерия состоит из нескольких сотен этнических и религиозных групп. Социальная сплоченность - огромная проблема, которая не была решена с момента обретения независимости от Британии. Страна борется с социально-политическими проблемами, самой большой из которых является борьба с исламистской Боко Харам, контролирующей большую часть северных штатов. Экстремистам регулярно удается столкнуться с не уступающей по оснащенности армией.

Не менее опасна ситуация на юге. Обычно внимание властей привлекали действия сторонников независимой Биафры , но активизировались и военизированные формирования, якобы действующие от имени жителей дельты Нигера . В этом случае конфликт, хотя и менее связанный со СМИ, чем борьба с «Боко Харам», гораздо более опасен для государства. Воздействие на нефтяные объекты может отпугнуть иностранных инвесторов и серьезно повредить имиджу крупной корпорации Нигерии. Этническая и религиозная напряженность подпитывается чумой фейковых новостей .

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Истребители JF-17 в ВВС Нигерии
Вера Алентова
Вера Алентова – что с ней сейчас