Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание

Содержание статьи
  1. Хроники нарнии 1 часть содержание
  2. Хроники нарнии 1 часть содержание
  3. Племянник чародея [ ред.]
  4. Лев, Колдунья и платяной шкаф [ ред.]
  5. Конь и его мальчик [ ред.]
  6. Принц Каспиан [ ред.]
  7. Покоритель Зари, или Плавание на край света [ ред.]
  8. Серебряное кресло [ ред.]
  9. Последняя битва [ ред.]
  10. Хроники нарнии 1 часть содержание
  11. Об авторе
  12. Краткое содержание книги «Лев, колдунья и платяной шкаф»
  13. Хроники нарнии 1 часть содержание
  14. Что надо знать о «Хрониках Нарнии»
  15. В каком порядке читать
  16. Откуда что взялось
  17. Люси
  18. Квакль-бродякль
  19. Нарния
  20. Дигори Керк
  21. Как «Хроники Нарнии» связаны с Библией
  22. Аслан и Иисус
  23. Шаста и Моисей
  24. Дракон–Юстас и крещение
  25. Последняя битва и Апокалипсис
  26. Источники «Хроник Нарнии»
  27. Античная мифология
  28. Средневековая литература
  29. Английская литература
  30. «Код Нарнии», или Как объединены семь книг
  31. «Лев, колдунья и платяной шкаф»— Юпитер
  32. «Принц Каспиан» — Марс
  33. «Покоритель Зари» — Солнце
  34. «Серебряное кресло» — Луна
  35. «Конь и его мальчик» — Меркурий
  36. «Племянник чародея» — Венера
  37. «Последняя битва» — Сатурн
  38. Что все это значит

Хроники нарнии 1 часть содержание

США, Великобритания | 2005 г. | 143 мин. | приключения, фэнтези, семейный

2005 г.

Анна ПопплуэллКиран ШахДжеймс МакЭвойУильям МоуслиТильда СуинтонДжорджи ХенлиДжим БродбентДжеймс КосмоДжуди МакИнтошСкандар Кейнс

Четверо детей путешествуют по шкафу в страну Нарнии и узнают о своей судьбе…

Во время Второй мировой войны дети Певенси (Питер, Сьюзен, Эдмунд, Люси) эвакуируются из Лондона в загородный дом профессора Кирка.

Во время игры в прятки Люси обнаруживает шкаф и прячется внутри, только чтобы обнаружить, что она попала в волшебный зимний мир. Люси находит фонарный столб и встречает фавна по имени мистер Тамнус, который приглашает ее в свой дом и сообщает ей, что она находится в Нарнии. Тамнус усыпляет Люси, сыграв колыбельную на флейте, а когда Люси просыпается, он с грустью объясняет, что Белая Ведьма прокляла Нарнию, чтобы она вечно переживала зиму и никогда Рождество., и все встреченные люди должны быть доставлены к ней. Однако вместо этого Тамнус отправляет ее домой, где Люси обнаруживает, что почти не прошло времени, а ее братья и сестры не верят ее истории из-за нормального состояния гардероба.

Однажды ночью Люси успешно возвращается через шкаф, но Эдмунд следует за ней. Эдмунд встречает Белую Ведьму, которая утверждает, что она королева Нарнии. Эдмунд рассказывает ей о своих братьях и сестрах и Тамнусе, а ведьма предлагает ему рахат-лукум и королевское звание, если он приведет своих братьев и сестер в ее замок. После ее отъезда Эдмунд и Люси воссоединяются. Люси сообщает Питеру и Сьюзен, но Эдмунд назло лжет. Когда Питер и Сьюзен сообщают об этом профессору Кирку, он предполагает, что Люси говорит правду.

Убегая от экономки после случайного разбитого окна, четверо братьев и сестер уходят в гардероб и входят в Нарнию. Питер ругает Эдмунда за ложь и заставляет его извиниться перед Люси. Они обнаруживают, что Ведьма взяла Тамнуса, и они встречают пару говорящих бобров, которые говорят, что Аслан планирует вернуться и восстановить контроль над Нарнией, и есть пророчество, в котором говорится, что два сына Адама и две дочери Евы сядут на троны Кэр Паравел, правление Ведьмы закончится.

Эдмунд ускользает, чтобы навестить Ведьму, но она приходит в ярость из-за того, что он пришел без своих братьев и сестер. Ведьма посылает волков на поиски детей, и Эдмунд заключен в тюрьму, где он встречает Тамнуса. Дети и бобры убегают, и Ведьма требует, чтобы Эдмунд раскрыл их местонахождение. Тамнус защищает Эдмунда, но Ведьма раскрывает предательство Эдмунда, прежде чем превратить Тамнуса в камень.

Пока Питер, Люси, Сьюзен и бобры путешествуют, они сталкиваются с Дедом Морозом, признаком того, что сила Ведьмы ослабевает. Он дает им инструменты для самозащиты — Люси получает лекарство, исцеляющее любую травму, и кинжал; Сьюзен получает волшебный рог, лук и колчан со стрелами; и Петр получает меч и щит. Ускользнув от волков Могрима из-за таяния льда, группа наконец достигает лагеря Аслана, где он оказывается благородным львом, обещающим помочь Эдмунду. Два волка устраивают засаду на Люси и Сьюзен, но Питер убивает Могрима, и некоторые из солдат Аслана следуют за другим волком в лагерь Ведьмы и спасают Эдмунда.

Белая Ведьма отправляется в лагерь Аслана, чтобы забрать Эдмунда, но Аслан тайно предлагает себя вместо него. В ту ночь, когда Люси и Сьюзен тайно наблюдают, Белая Ведьма убивает Аслана, а затем разворачивает армию, чтобы убить его войска. Люси и Сьюзен посылают предупреждение, и Эдмунд убеждает Питера взять на себя командование. Утром обе армии яростно сталкиваются, но Аслан воскрешается, ссылаясь на магию, недоступную пониманию Ведьмы. Аслан ведет Сьюзен и Люси в замок Ведьмы, чтобы освободить окаменевших заключенных. Эдмунд смертельно ранен, спасая Питера от Ведьмы, но прибывает подкрепление, и Аслан убивает Ведьму. Эдмунд исцеляется лекарством Люси, а Певенси коронованы королем Петром Великолепным, королевой Сьюзен Нежной, королем Эдмундом Справедливым и королевой Люси Доблестной.

Пятнадцать лет спустя дети Певенси, теперь уже молодые взрослые, преследуют белого оленя. Они натыкаются на фонарный столб, который впервые увидела Люси, и внезапно вываливаются из шкафа в то же время и в тот же день, когда они ушли, снова становясь детьми. Профессор Кирк находит детей и спрашивает, почему они в шкафу.

В середине титров Люси пытается использовать шкаф, но профессор Кирк говорит ей, что он тоже пытался, и они, вероятно, вернутся в Нарнию, когда меньше всего этого ожидают.

Хроники нарнии 1 часть содержание

Цикл можно читать двумя способами: в порядке написания и по очерёдности событий. Мы выбрали второй способ и расставили пересказы соответственно сюжету.

Племянник чародея[ред.]

Кратко Подробно

Англия, начало 20-го века. Мальчик вместе со своей больной мамой переехал в Лондон к дяде с тётей и познакомился с девочкой-соседкой.

Дядя оказался чародеем-самоучкой. Он создал волшебные кольца, которые переносят людей в другие миры. Чтобы испытать их, он подарил одно кольцо девочке, та исчезла, и мальчик отправился её спасать.

Дети очутились в Лесу-между-мирами, откуда попали в умирающий мир Чарн, где случайно разбудили злую и могущественную Колдунью. Ухватившись за мальчика, Колдунья проникла в мир людей.

Друзья попытались увести Колдунью из своего мира и попали в мир, который в этот момент создавал Великий Лев. Наделив зверей речью и создав мифических существ, Лев назвал свой мир Нарнией и поручил мальчику защитить его от Колдуньи, которую тот сам туда и привёл. Дети отправились в волшебный сад, принесли оттуда яблоко — плод вечной молодости — и бросили его в землю.

Колдунья тоже нашла сад и съела яблоко. Это дало ей вечную молодость и силу, но не сделало счастливой, ведь счастье приносит только плод, полученный в дар.

Из яблока выросло дерево, призванное оберегать Нарнию от Колдуньи. Плод этой яблони Лев подарил мальчику. Вернувшись домой, тот дал его своей умирающей маме, и она выздоровела.

Беда не приходит одна, не приходит одна и радость.

Сердцевину яблока мальчик закопал в саду и из него выросла чудесная яблоня. Рядом дети зарыли и дядины кольца.

Вскоре отец мальчика получил в наследство поместье. Мальчик переехал туда и через много лет стал профессором. Волшебную яблоню расколола молния, и профессор сделал из неё шкаф.

Лев, Колдунья и платяной шкаф[ред.]

Кратко Подробно

Англия, Вторая Мировая война. Родители отправили четверых детей — Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси — подальше от бомбёжек Лондона, в провинцию, к пожилому и одинокому профессору. Через волшебный шкаф в доме профессора дети попали в параллельный мир — страну Нарнию, населённую говорящими зверями и мифическими существами.

Нарнию захватила Белая Колдунья и погрузила страну в вечную зиму, где Рождество никогда не наступит. Согласно древнему пророчеству, весна придёт и Колдунья погибнет, когда в Нарнию явится Великий Лев, а королями и королевами в ней станут две дочери Евы и два сына Адама.

Чтобы пророчество не сбылось, Колдунья заколдовала Эдмунда и с его помощью попыталась захватить остальных детей. У неё ничего не вышло, так как наступила весна и в Нарнию пришёл Великий Лев.

Произошла битва между армиями Колдуньи и Льва. Лев победил, дети стали королями и королевами и правили Нарнией пятнадцать лет, после чего случайно вернулись в Англию, где прошло всего несколько минут, и снова стали детьми.

Конь и его мальчик[ред.]

Кратко Подробно

Во время правления Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси, в Тархистане, отделённом от Нарнии большой пустыней, жил мальчик Шаста. Однажды мальчик узнал, что он не сын рыбака, а приёмыш, найденный в лодке у берега.

Шаста познакомился с говорящим конём и сбежал и ним в Нарнию, откуда конь был родом. По дороге беглецы встретили Аравиту, дочь богача, которая сбежала от нежелательного замужества вместе со своей говорящей лошадью.

В столице Тархистана беглецы случайно расстались. Шаста попал во дворец, встретился с гостями тархистанского царя, Эдмундом и Сьюзен и узнал, что он точная копия принца Орландии — соседней с Нарнией страны.

Аравита тем временем узнала, что тархистанский царь разрешил своему сыну, принцу напасть на Орландию, а затем и на Нарнию, чтобы отомстить королеве Сьюзен, которая сбежала, не пожелав выходить замуж за принца.

Друзья решили предупредить короля Орландии, и совершили нелёгкий переход через пустыню. В Орландии Аравиту ранил огромный лев, и Шаста один отправился к королю.

Предупредив короля об опасности, Шаста встретил Великого Льва и узнал, что тот всю жизнь помогал ему. Затем мальчик попал в Нарнию и рассказал говорящим зверям о надвигающейся войне. Слух об этом дошёл до нарнийских правителей, и они поспешили на помощь Орландии.

Читайте еще:  Салазки Для Ssd в Ноутбук

Произошла битва. Нарнийцы победили тархистанцев и взяли в плен принца, которого Великий Лев временно превратил в осла. В храме тархистанской богини принц снова стал человеком, но, покинув храм, он превратится в осла навсегда. В Тархистане наступил мир.

Шаста оказался ещё одним сыном короля Орландии, которого в детстве украл предатель-придворный. Повзрослев, он стал королём и женился на Аравите.

Принц Каспиан[ред.]

Кратко Подробно

Через год Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси снова попали в Нарнию. За этот год в Нарнии прошло много сотен лет, говорящие звери и деревья исчезли. Нарнию завоевали жители соседней страны — тельмаринцы. Теперь страной правил тиран Мираз, который уничтожил почти всех коренных нарнийцев и запретил все рассказы о «старой Нарнии».

Наследником Мираза должен был стать его племянник, принц Каспиан, выросший на «сказках о старой Нарнии» и веривший в Великого Льва. Неожиданно у Мираза родился сын, и он решил избавиться от Каспиана.

Принц бежал, собрал армию из коренных нарнийцев, но победить Мираза не смог. Тогда Каспиан протрубил в волшебный рог Сьюзен, и призвал детей на помощь. С помощью детей и Льва истинные нарнийцы победили Мираза, а Каспиан стал королём, поскольку тоже был сыном Адама (человеком).

Ты произошёл от лорда Адама и леди Евы, <…> и это достаточно почётно для того, чтобы беднейший нищий высоко держал голову, и достаточно стыдно, чтобы склонить до земли голову величайшего императора.

Дети покинули Нарнию. Питер и Сьюзен стали слишком взрослыми и больше в Нарнию не вернутся, а Люси и Эдмунда ожидали новые приключения.

Покоритель Зари, или Плавание на край света[ред.]

Кратко Подробно

Эдмунд и Люси Пэвенси вместе с кузеном Юстасом попали в Нарнию и оказались на корабле «Покоритель зари», на котором юный король Каспиан Десятый отправился к краю света на поиски семи лордов, верных подданных его отца.

Дети присоединились к путешественникам, открыли много неизвестных островов, пережили удивительные приключения и отыскали двух живых лордов. Несносный характер Юстаса изменился к лучшему, а Каспиан нашёл себе невесту — прекрасную дочь звезды.

Последние три лорда спали волшебным сном. Заклятие можно было снять, достигнув края света и оставив там друга. Остаться согласился храбрый мышиный рыцарь.

На краю света Эдмунда, Люси и Юстаса встретил Великий Лев, который всё путешествие следил за детьми и оберегал их. Лев отправил детей домой, предупредив, что Эдмунд и Люси выросли и больше не попадут в Нарнию.

Серебряное кресло[ред.]

Кратко Подробно

Юстас дружил с одноклассницей Джил, которую постоянно обижали хулиганы. Однажды Юстас рассказал ей о Нарнии. Мальчик мечтал снова попасть туда, попросил об этом Великого Льва, и он создал для детей портал в тот момент, когда за ними гнались хулиганы.

На этот раз Лев поручил детям важную миссию — найти и спасти принца Рилиана, сына короля Каспиана Десятого. В этом им помогут четыре знака, которые Джил выучила наизусть.

Королевские совы, живущие в Кэр-Паравеле, нашли детям проводника — квакля-бродякля. Вместе с ним они пересекли горы, убежали из замка великанов-людоедов и проникли в Подземье, где и нашли Рилиана.

Принца с помощью серебряного кресла заколдовала ведьма, превращающаяся в огромную зелёную змею. Дети сняли чары с Рилиана и с трудом выбрались из Подземья. Рилиан стал правителем Нарнии. Дети вернулись в свой мир и навсегда остались друзьями.

Последняя битва[ред.]

Кратко Подробно

В последние дни существования Нарнии жил обезьян Хитр. Он нашёл львиную шкуру, заставил своего друга, глупого ослика, надеть её и убедил говорящих зверей, что это — Великий Лев. Звери подчинились Хитру из страха перед Львом, и обезьян начал продавать их в рабство тархистанцам.

Тириан, последний король Нарнии, догадался, что Хитр — обманщик, и попытался бороться с тархистанцами, но проиграл. Тогда он попросил настоящего Великого Льва прислать ему помощь, и в Нарнию снова попали Юстас и Джил.

Тем временем Хитр заявил, что Великий Лев и тархистанская богиня Таш — одно и тоже, и этим призвал кровавую богиню в Нарнию. Таш поселилась в хлеве ослика, и ей начали приносить жертвы.

Люди не должны вызывать демонов, пока не поймут, кого зовут.

Дети и Тириан начали Последнюю битву, проиграли её, и их принесли в жертву Таш. Хлев, куда они попали, оказался другим миром, где появился настоящий Великий Лев и прогнал Таш. Затем Лев уничтожил Нарнию и перенёс ещё верящих в него зверей в новый мир.

Исследуя новый мир, Тириан, Юстас и Джил попали в Страну Великого Льва, где встретили всех героев цикла. Страна Великого Льва — это центр мироздания, состоящий из всех существующих миров. Англия, в которой жили герои, всего лишь отражение этой Страны.

Великий Лев сообщил героям, что в Англии они погибли во время аварии на железной дороге, и поэтому могут навсегда остаться в его Стране. После этого Лев изменил облик и стал великим и прекрасным существом, а герои начали новую жизнь.

Хроники нарнии 1 часть содержание

Очень добрая и любимая детьми книга. Такими и должны быть сказки для детей и даже взрослых. В ней показана настоящая дружба, воспитывается чувство локтя и любовь в семье. Это приключенческая книга об освобождении целого народа маленькой выдуманной страны четырьмя отважными английскими детьми.

Об авторе

Клайв Стейплз Льюис (1898 — 1963)- знаменитый английский сказочник, писатель, филолог, ирландец по происхождению, имеющий медаль Карнеги и звание почетный доктор. Уже в детстве Льюис писал рассказы про животных и рисовал к ним картинки. Поступил в колледж в Оксфорде, откуда попадает на фронт во Францию, участвуя в Первой Мировой войне, был ранен, после войны вернулся к учебе. По окончанию, стал преподавателем философии. Во время Второй мировой войны работал на радио, ведя религиозные передачи, чем и стал очень известен в стране. Будучи изначально атеистом, вернулся в христианство и стал знаменитым богословом.

Писателю принадлежат такие знаменитые произведения:

  • «Пока мы лиц не обрели»
  • «Хроники Нарнии»
  • «Космическая трилогия»
  • «Страдание»
  • «Письма Баламута»

Краткое содержание книги «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Книга написана в жанре фэнтези. Это первое произведение из серии «Хроники Нарнии», которое завоевало читательскую любовь во всем мире. Описываемое время — Вторая мировая война. Четверо детей – Питер, Сьюзен, Эдмунда и Люси Пэвэнси отправляются из Лондона, подальше от бомбардировок к профессору Дигори Керку, который является другом отца и матери детей.

У профессора дети играют в прятки, и Люси залазит в платяной шкаф, откуда переносится в НарниюТам она знакомится с фавном по имени Тумнус, он вводит девочку в курс событий, которые творятся в стране. Нарнию захватила Белая Колдунья, которая сама себя назвала королевой и превратила страну в край вечной зимы. Она запретила праздновать Рождество.

Люси обратно через платяной шкаф возвращается в дом к профессору и рассказывает остальным детям о приключениино они не верят. Тогда Люси собирается одна обратно, но Эдмунд тоже заходит в шкаф и попадает прямиком в лапы Белой Колдуньи. Она делает все, чтобы понравиться мальчику, и он доверчиво пьет и ест все, что колдунья предложит, тем самым попадая от нее в зависимость. Она заставляет Эдмунда заманить всех детей к ней

Когда они переходят в Нарнию, то встречают Бобра, который говорит о пророчестве, в котором говориться, что зиму победит Аслан и четыре человека станут во главе Нарнии. Фавна забрали слуги колдуньи, потому что про него рассказал Эдмунд. Мальчик, не дослушав до конца, бежит к замку, но колдунья на него зла, что он пришел один и отправляет его в темницу в кандалы. А остальные дети вместе с Бобрами идут ко льву Аслану

В дороге они видят Санта-Клауса и получают каждый свой подарокПитер — меч и щит, Люси – напиток, залечивающий раны, и кинжал, а Сьюзен – рог и лук со стрелами. Увидев льва, дети просят его о помощи, ведь брат попал в беду.

Сидя закованным, мальчик начинает прозревать, что его хотели просто использоватьАслан предлагает колдунье хороший обмен – себя на ЭдмундаКолдунья соглашается, прокрадывается ночью ко льву и убивает его. Но свершается пророчество, что если тот, кто по доброй воле и невиновный зайдет на жертвенный стол, то он сломается, а смерть не наступит. Так получилось и с Асланом.

На другой день было великое сражение, и Аслан снова помогает детям и жителям Нарнии одолеть Белую Колдунью. И два брата и две сестры становятся правителями этой чудесной страны. Правят они пятнадцать лет, но однажды, когда загоняли белого оленя на охоте, они попадают обратно в Англию, где время за их отсутствие остановилось

Книгу «Лев, колдунья и платяной шкаф», а также другие шедевры фэнтези вы можете читать в свободном онлайн-доступе на нашем сайте.

Хроники нарнии 1 часть содержание

25 января 2017Литература

Что надо знать о «Хрониках Нарнии»

«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, занимающие верхние строчки большинства списков лучших книг всех времен и народов, — загадочное явление, ключ к которому до сих пор не найден. Попробуем разобраться, как их читать

По своей основной специальности Льюис был историком литературы. Бóльшую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Лью­ис опубликовал восемь книг в жанре христианской апологетики (передачи о ре­лигии на Би-би-си в годы Второй мировой сделали его известным по всей Британии, а «Письма баламута» — в Европе и США), духовную автобиографию, три пове­сти-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника сти­хов Полное собрание стихотворений, оказав­шее­ся довольно объемным, вышло со­всем недавно.. Как и в случае с Льюисом Кэрроллом, Джоном Р. Р. Толкином и многи­ми другими «дет­скими» писателями, книги для детей, которые принесли Льюи­су мировую из­вестность, были для него далеко не самым важным из напи­санного.

Читайте еще:  Лунный Календарь На Январь 2022 Магия
Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Клайв Стейплз Льюис. Оксфорд, 1950 год © John Chillingworth / Getty Images

Главная трудность «Нарний» — в невероятной разнородности материала, из ко­торого они собраны. Особенно это заметно на фоне художественных книг Джо­на Толкина, ближайшего друга Льюиса и товарища по литературному сооб­ще­ству «Инклинги» «Инклинги» — неофициальный литератур­ный кружок английских христианских писа­те­лей и мыслителей, собира­вшийся в Окс­фор­де в середине прошлого века вокруг Клай­ва Льюиса и Джона Толкина. В него так­же входили Чарльз Уильямс, Оуэн Бар­филд, Уор­рен Льюис, Хьюго Дайсон и другие., перфекциониста, крайне внимательного к чистоте и строй­ности тем и мотивов. Толкин работал над своими книгами годами и десятиле­тиями (большинство так и не были закончены), тщательно шлифовал стиль и внимательно следил за тем, чтобы в его до деталей продуманный мир не про­никли посторонние влияния Например, во «Властелине колец» не упо­ми­на­ют­ся tobacco («табак») и potato («карто­фель»), потому что это сло­ва не германского, а романского про­исхо­жде­ния, но только pipe-weed и taters.. Льюис писал быстро («Нарния» создавалась с конца 1940-х по 1956 год), мало заботился о стиле и валил в одну кучу разные традиции и мифологии. Толкин не любил «Хроники Нарнии», видя в них ал­легорию Евангелия, а аллегоризм как метод был ему глубоко чужд (он не ус­тавал отбиваться от попыток представить «Властелина колец» как аллегорию, в которой Война за кольцо — это Вторая мировая, а Саурон — это Гитлер). Ал­легоризм действительно не чужд Льюису Сам Льюис, хорошо знавший, что такое ал­легория (этому посвящена его самая из­вест­ная ученая книга, «Аллегория любви»), пред­по­чи­тал говорить о «Нарнии» как о притче (он на­зывал это supposition, «гипотеза»). «Хро­ни­ки Нарнии» — что-то вроде художественного эксперимента: как выглядело бы воплощение Христа, его смерть и воскресение в мире го­ворящих зверей., и все же видеть в «Нарниях» про­стой пересказ библейских историй — значит предельно их упрощать.

В первой части цикла присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная ко­ролева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из греческой и римской мифо­ло­гии, бесконечная зима — из скандинавской, английские дети — прямиком из ро­манов Эдит Несбит, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дубли­рует евангельскую историю предательства, казни и воскресения Иисуса Христа. Чтобы разобраться в том, что же такое «Хроники Нарнии», попробуем разло­жить их сложный и разноплановый материал на разные слои.

В каком порядке читать

Путаница начинается уже с последовательности, в которой следует читать «Хроники Нарнии». Дело в том, что публикуются они вовсе не в том порядке, в котором были написаны. Книга «Племянник чародея», где рассказыва­ется о сотворении Нарнии, появлении там Белой колдуньи и происхождении платяного шкафа, была написана предпоследней, а первой появилась «Лев, колдунья и платяной шкаф», которая сохраняет значительную часть очарова­ния первоначальной истории. В такой последовательности она опубликована в самом дельном русском издании — пятом и шестом томах восьмитомного собрания сочинений Льюиса, — и с нее начинаются и большинство экраниза­ций книги.

После «Льва, колдуньи и платяного шкафа» следует «Конь и его мальчик», затем «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», затем приквел «Племянник чародея» и, наконец, «Последняя битва».

1 / 7

Обложка книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». 1950 годGeoffrey Bles, London

2 / 7

Обложка книги «Конь и его мальчик». 1954 годGeoffrey Bles, London

3 / 7

Обложка книги «Принц Каспиан». 1951 годGeoffrey Bles, London

4 / 7

Обложка книги «Покоритель зари, или Плавание на край света». 1952 годGeoffrey Bles, London

5 / 7

Обложка книги «Серебряное кресло». 1953 год Geoffrey Bles, London

6 / 7

Обложка книги «Племянник чародея». 1955 годThe Bodley Head, London

7 / 7

Обложка книги «Последняя битва». 1956 годThe Bodley Head, London

Всплески интереса к «Хроникам Нарнии» в последние годы связаны с голли­вудскими экранизациями серии. Любая экранизация неизбежно смущает по­клонников литературного первоисточника, но здесь неприятие фанатами но­вых фильмов оказалось куда острее, чем в случае «Властелина колец». И дело, как ни странно, даже не в качестве. Экранизацию книг о Нарнии затрудняет тот самый аллегоризм, или, точнее, притчевость, страны Аслана. В отличие от «Властелина колец», где гномы и эльфы — это прежде всего гномы и эльфы, за героями «Нарний» часто отчетливо проступает второй план (когда лев — это не просто лев), а потому реалистичная экранизация превращает полную наме­ков притчу в плоский экшен. Гораздо лучше фильмы Би-би-си, снятые в 1988–1990 годах, — с плюшевым Асланом и сказочными говорящими зверями: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» и «Серебря­ное кресло».

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1988 год © BBC / IMDb

Откуда что взялось

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написа­ния. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые — и не без некоторого страха — вплотную столкнулся с детьми, общаться с кото­рыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказ­ки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.

1 / 2

Фрагмент обложки книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон

2 / 2

Обложка книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон

Люси

Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь преподавателя древних языков в Школе святого Павла (ее закончил Честертон), в 1939-м эвакуированная из Лондона в Оксфорд, а в 1943 году оказавшаяся в доме Льюиса. Джун было шестнадцать, и Льюис был ее любимым христианским автором. Однако, только прожив несколько недель в его доме, она поняла, что известный апологет К. С. Льюис и хозяин дома Джек (так его называли дру­зья) — одно и то же лицо. Джун поступила в театральное училище (причем обучение ей оплатил Льюис), стала известной театральной актрисой и ре­жиссером (ее сценический псевдоним — Джилл Реймонд) и вышла замуж за внука знаменитого психоаналитика сэра Клемента Фрейда, писателя, радиоведущего и члена парламента.

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Люси Барфилд в 6 лет. 1941 год © Owen Barfield Literary Estate

Посвящены же «Нарнии» крестнице Льюиса — Люси Барфилд, приемной дочери Оуэна Барфилда, автора книг по философии языка и одного из бли­жайших друзей Льюиса.

Квакль-бродякль

Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» списан с внешне мрачного, но доброго внутри садовника Льюиса, а его имя — аллюзия на строку Сенеки, переведенную Джоном Стадли Джон Стадли (ок. 1545 — ок. 1590) — англий­ский ученый, известный как переводчик Се­неки. (по-английски его зовут Puddleglum — «угрю­мая жижа», у Стадли было «стигийская угрюмая жижа» про воды Стикса): Льюис разбирает этот перевод в своей толстен­ной книге, посвященной XVI веку C. S. Lewis. English Literature in the Sixteenth Century: Excluding Drama. Oxford University Press, 1954.

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Квакль-бродякль Хмур. Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1990 год © BBC

Нарния

Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния — латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается бла­женная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.

1 / 2

Нарния в латинском Малом атласе Древнего мира Мюррея. Лондон, 1904 год Getty Research Institute

2 / 2

Карта Нарнии. Рисунок Паулины Бейс. 1950-е годы© CS Lewis Pte Ltd. / Bodleian Libraries University of Oxford

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса — это Оксфорд, перенесенный в сере­дину графства Даун». По некоторым данным Речь идет о цитате из письма Льюиса брату, бродящей из публикации в публикацию: «Та часть Ростревора, откуда откры­ва­ет­ся вид на Карлингфорд-Лох, — это мой образ Нар­нии». Однако, по всей видимости, она вы­мыш­ле­на. В дошедших до нас письмах Льюи­са таких слов нет: они взяты из пере­ска­за разговора с братом, описанного в кни­ге Уолтера Хупера «Past Watchful Dragons»., Льюис даже называл брату точное место, ставшее для него образом Нарнии, — это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.

1 / 3

Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохThomas O’Rourke / CC BY 2.0

2 / 3

Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохAnthony Cranney / CC BY-NC 2.0

3 / 3

Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохBill Strong / CC BY-NC-ND 2.0

Дигори Керк

Прототипом пожилого Дигори из «Льва и колдуньи» стал репетитор Льюиса Уильям Керкпатрик, готовивший его к поступлению в Оксфорд. А вот хроника «Племянник чародея», в которой Дигори Керк противостоит соблазну украсть яблоко вечной жизни для своей смертельно больной матери, связана с биогра­фией самого Льюиса. Льюис пережил смерть матери в девять лет, и это было для него сильнейшим ударом, приведшим к потере веры в Бога, вернуть кото­рую он смог только к тридцати годам.

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Дигори Керк. Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1988 год © BBC

Как «Хроники Нарнии» связаны с Библией

Аслан и Иисус

Библейский пласт в «Нарниях» был наиболее важным для Льюиса. Творец и правитель Нарнии, «сын Императора-за-морем», изображен в виде льва не только потому, что это естественный образ для царя страны говорящих зверей. Львом от колена Иудина в Откровении Иоанна Богослова назван Иисус Христос. Аслан творит Нарнию песней — и это отсылка не только к библейско­му рассказу о сотворении Словом, но и к творению как воплощению музыки айнуров Айнуры — во вселенной Толкина первые со­здания Эру, верховного начала, уча­ствую­щие вместе с ним в творении ма­те­ри­аль­ного мира. из «Сильмариллиона» Толкина.

Читайте еще:  Пеликан Содержание 2011

Аслан появляется в Нарнии в Рождество, отдает свою жизнь, чтобы спасти «сына Адама» из плена Белой колдуньи. Силы зла убивают его, но он воскре­сает, потому что стародавняя магия, существовавшая до сотворения Нарнии, гласит: «Когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама смерть отступит перед ним».

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Аслан на Каменном столе. Иллюстрация Паулины Бейнс к книге «Лев, колдунья и платяной шкаф». 1950-е годы © CS Lewis Pte Ltd. / narnia.wikia.com / Fair use

В финале книги Аслан является героям в образе агнца, символизирующего Христа в Библии и раннехристианском искусстве, и приглашает их отведать жареной рыбы — это аллюзия на явление Христа ученикам на Тивериадском озере.

Шаста и Моисей

Сюжет книги «Конь и его мальчик», рассказывающей о бегстве мальчика Шасты и говорящего коня из страны Тархистан, которой правит тиран и где почитаются ложные и жестокие боги, в свободную Нарнию, — аллюзия на историю Моисея и исхода евреев из Египта.

Дракон–Юстас и крещение

В книге «Покоритель зари, или Плавание на край света» описывается вну­треннее перерождение одного из героев, Юстаса Вреда, который, поддавшись алч­ности, превращается в дракона. Его обратное превращение в человека — одна из ярчайших в мировой литературе аллегорий крещения.

Последняя битва и Апокалипсис

«Последняя битва», заключительная книга серии, рассказывающая о конце старой и начале новой Нарнии, представляет собой аллюзию на Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. В коварном Обезьяне, совращающем жителей Нарнии, заставляя их поклониться лже-Аслану, угадывается пара­доксально изложенный сюжет об Антихристе и Звере.

Источники «Хроник Нарнии»

Античная мифология

Хроники Нарнии не просто наполнены персонажами античной мифологии — фавнами, кентаврами, дриадами и сильванами. Льюис, хорошо знавший и лю­бивший античность, не боится разбрасывать отсылки к ней на самых разных уровнях. Одна из запоминающихся сцен цикла — шествие освободившихся из‑под гнета природных сил, Вакха, менад и Силена, предводительствуемое Асланом в «Принце Каспиане» (соединение довольно рискованное с точки зрения церковной традиции, считающей языческих богов бесами). А в самый возвышенный момент в финале «Послед­ней битвы», когда герои видят, что за пределами ветхой Нарнии открывается новая, относящаяся к прежней как прообраз к образу, профессор Керк бормо­чет про себя, глядя на удивление детей: «Все это есть у Платона, все у Плато­на… Боже мой, чему их только учат в этих школах!»

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Шествие с менадами. Иллюстрация Паулины Бейнс к ниге «Принц Каспиан». 1950-е годы © CS Lewis Pte Ltd. / narnia.wikia.com / Fair use

Средневековая литература

Льюис знал и любил Средневековье — и даже считал себя современником скорее древних авторов, чем новых, — а всё, что знал и любил, старался использовать в своих книгах. Неудивительно, что в «Нарниях» множество отсылок к средневековой литературе. Вот только два примера.

В «Бракосочетании Филологии и Меркурия», сочинении латинского писателя и философа V века Марциана Капеллы, рассказывается, как дева Филология приплывает к краю света на корабле вместе с львом, кошкой, крокодилом и командой из семи матросов; готовясь пить из чаши Бессмертия, Филология извергает из себя книги точно так же, как Рипичип, воплощение рыцарства, в «Покорителе зари» отшвыривает шпагу на пороге страны Аслана. А пробу­ждение природы в сцене творения Асланом Нарнии из «Племянника чародея» напоминает сцену явления девы Природы из «Плача Природы» — латинского аллегорического сочинения Алана Лилльского, поэта и богослова XII века.

Английская литература

Основной специальностью Льюиса была история английской литературы, и он не мог отказать себе в удовольствии поиграть с любимым предметом. Главные источники «Нарний» — два лучше всего изученных им произведения: «Королева фей» Эдмунда Спенсера и «Потерянный рай» Джона Мильтона.

Белая колдунья очень похожа на Дуэссу Спенсера. Она пытается соблазнить Эдмунда восточными сладостями, а Дигори — яблоком жизни точно так же, как Дуэсса соблазняла Рыцаря Алого креста рыцарским щитом (совпадают даже детали — бубенцы на экипаже Белой колдуньи достались ей от Дуэссы, а Зеленая колдунья из «Серебряного кресла», как и Ложь, оказывается обезглавлена своим пленником).

Обезьян, наряжающий ослика Лопуха Асланом, — отсылка к колдуну Архимагу из книги Спенсера, создающему ложную Флоримеллу; тархистанцы — к спен­серовским «сарацинам», нападающим на главного героя, Рыцаря Алого креста, и его даму Уну; а падение и искупление Эдмунда и Юстеса — к падению и ис­куплению Рыцаря Алого креста; Люси сопровождают Аслан и фавн Тумнус, как Уну у Спенсера — лев, единорог, фавны и сатиры.

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Уна и лев. Картина Брайтона Ривьера. Иллюстрация к поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей». 1880 год Частная коллекция / Wikimedia Commons

Серебряное кресло тоже родом из «Королевы фей». Там на серебряном троне в подземном царстве восседает Прозерпина. Особенно интересно сходство сцен творения мира песней в «Потерянном рае» и «Племяннике чародея» — тем бо­лее что этот сюжет не имеет библейских параллелей, но близок соответствую­щему сюжету из «Сильмариллиона» Толкина.

«Код Нарнии», или Как объединены семь книг

Несмотря на то что Льюис не раз признавался, что, начиная работать над пер­выми книгами, не планировал серию, исследователи давно пытаются разгадать «код Нарнии», замысел, объединяющий все семь книг. В них видят соответ­ствие семи католическим таинствам, семи степеням посвящения в англикан­стве, семи добродетелям или семи смертным грехам. Дальше всех пошел по этому пути английский ученый и священник Майкл Уорд, предположив­ший, что семь «Нарний» соответствуют семи планетам средневековой космо­логии. Вот как:

«Лев, колдунья и платяной шкаф»— Юпитер

Его атрибуты — царственность, поворот от зимы к лету, от смерти к жизни.

«Принц Каспиан» — Марс

Эта книга об освободительной войне, которую ведут коренные жители Нарнии против поработивших их тельмаринцев. Важный мотив книги — борьба с узур­патором местных божеств и пробуждение природы. Одно из имен Марса — Mars Silvanus, «лесной»; «это не только бог войны, но также покровитель лесов и полей, а потому идущий войной на врага лес (мотив кельтской мифологии, использованный Шекспиром в «Макбете») — вдвойне по части Марса.

«Покоритель Зари» — Солнце

Помимо того что край света, где восходит солнце, — это цель странствия ге­роев книги, она наполнена солнечной и связанной с солнцем символикой; лев Аслан также является в сиянии как солярное существо. Главные антаго­нисты книги — змеи и драконы (их в книге целых пять), а ведь бог солнца Аполлон — победи­тель дракона Тифона.

«Серебряное кресло» — Луна

Серебро — это лунный металл, а влияние Луны на приливы и отливы связывало ее с водной стихией. Бледность, отраженный свет и вода, болота, подземные моря — основная стихия книги. Обитель Зеленой колдуньи — это призрачное царство, населенное потерявшими ориентацию в пространстве большого мира «лунатиками».

«Конь и его мальчик» — Меркурий

В основе сюжета — воссоединение близнецов, которых в книге несколько пар, а созвездием Близнецов управляет Меркурий. Меркурий — покровитель рито­рики, а речь и ее обретение — также одна из важнейших тем книги. Мерку­рий — покровитель воров и обманщиков, а главные герои книги — конь, ко­торого похитил мальчик, или мальчик, которого похитил конь.

«Племянник чародея» — Венера

Белая колдунья очень напоминает Иштар, вавилонский аналог Венеры. Она соблазняет дядюшку Эндрю и пытается соблазнить Дигори. Сотворение Нарнии и благословение зверей населять ее — торжество производительного начала, светлой Венеры.

«Последняя битва» — Сатурн

Это планета и божество несчастливых происшествий, и крах Нарнии происходит под знаком Сатурна. В финале великан Время, который в черновиках прямо именуется Сатурном, восстав ото сна, трубит в рог, открывая путь в новую Нарнию, как круг времен в IV эклоге Вергилия, завершаясь, приближает эсхатологическое Сатурново царство «Читателю, незнакомому с классической филологией, скажу, что для римлян „век“, или „царство“ Сатурна, — это утраченная пора невинности и мира, что-то вроде Эдема до грехопадения, хотя никто, кроме разве что стоиков, не придавал ей такого большого значения», — писал Льюис в «Размышлениях о псалмах» (пер. Натальи Трауберг).

Что все это значит

В такого рода реконструкциях много натяжек (особенно с учетом того, что Льюис отрицал наличие единого плана), но популярность книги Уорда — а по ней даже сняли документальный фильм — свидетельствует о том, что искать в «Нарниях» отсылки ко всему, чем Льюис с огромным увлечением занимался как ученый, — занятие крайне благодарное и увлекательное. Более того, внимательное изучение связей ученых штудий Льюиса с его художествен­ными сочинениями (а кроме сказок о Нарнии он написал аллегорию в духе Джона Беньяна, подобие романа в письмах в духе Эразма Роттердамского, три фантастических романа в духе Джона Мильтона и Томаса Мэлори и роман-притчу в духе «Золотого осла» Апулея) и апологетикой показывает, что так заметная в Нарниях мешанина — не недоработка, а органичная часть его метода.

Льюис не просто использовал образы европейской культуры и литературы в качестве деталей для украшения своих интеллектуальных конструкций, не просто пичкал сказки аллюзиями, чтобы удивить читателей или под­миг­нуть коллегам. Если Толкин в своих книгах о Средиземье конструирует на основе германских языков «мифологию для Англии», Льюис в «Нарниях» переизобретает заново европейский миф. Европейская культура и литература были для него живым источником восторга и вдохновения и естественным строительным материалом, из которого он создавал всё им написанное — от лекций и научных книг до проповедей и фантастики.

Хроники Нарнии 1 Часть Содержание
Дверь Хлева. Иллюстрация Паулины Бейнс к книге «Последняя битва». 1950-е годы © CS Lewis Pte Ltd / thehogshead.org / Fair use

Эффектом такого свободного и увлеченного владения материалом оказывается возможность говорить языком сказки об огромном количестве довольно серь­езных вещей — и не просто о жизни и смерти, но о том, что находится за чер­той смерти и о чем в столь любимые Льюисом Средние века решались говорить мистики и богословы.

«Хроники Нарнии» в подкасте «Экспекто патронум»

Редакторы Arzamas обсуждают «Льва, колдунью и платяной шкаф» и отвечают на вопрос «Что делать, если меня бесит мой брат?»

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com