- Хроники нарнии 1 часть содержание
- Хроники нарнии 1 часть содержание
- Племянник чародея [ ред.]
- Лев, Колдунья и платяной шкаф [ ред.]
- Конь и его мальчик [ ред.]
- Принц Каспиан [ ред.]
- Покоритель Зари, или Плавание на край света [ ред.]
- Серебряное кресло [ ред.]
- Последняя битва [ ред.]
- Хроники нарнии 1 часть содержание
- Об авторе
- Краткое содержание книги «Лев, колдунья и платяной шкаф»
- Хроники нарнии 1 часть содержание
- Что надо знать о «Хрониках Нарнии»
- В каком порядке читать
- Откуда что взялось
- Люси
- Квакль-бродякль
- Нарния
- Дигори Керк
- Как «Хроники Нарнии» связаны с Библией
- Аслан и Иисус
- Шаста и Моисей
- Дракон–Юстас и крещение
- Последняя битва и Апокалипсис
- Источники «Хроник Нарнии»
- Античная мифология
- Средневековая литература
- Английская литература
- «Код Нарнии», или Как объединены семь книг
- «Лев, колдунья и платяной шкаф»— Юпитер
- «Принц Каспиан» — Марс
- «Покоритель Зари» — Солнце
- «Серебряное кресло» — Луна
- «Конь и его мальчик» — Меркурий
- «Племянник чародея» — Венера
- «Последняя битва» — Сатурн
- Что все это значит
Хроники нарнии 1 часть содержание
США, Великобритания | 2005 г. | 143 мин. | приключения, фэнтези, семейный
2005 г.
Анна ПопплуэллКиран ШахДжеймс МакЭвойУильям МоуслиТильда СуинтонДжорджи ХенлиДжим БродбентДжеймс КосмоДжуди МакИнтошСкандар Кейнс
Четверо детей путешествуют по шкафу в страну Нарнии и узнают о своей судьбе…
Во время Второй мировой войны дети Певенси (Питер, Сьюзен, Эдмунд, Люси) эвакуируются из Лондона в загородный дом профессора Кирка.
Во время игры в прятки Люси обнаруживает шкаф и прячется внутри, только чтобы обнаружить, что она попала в волшебный зимний мир. Люси находит фонарный столб и встречает фавна по имени мистер Тамнус, который приглашает ее в свой дом и сообщает ей, что она находится в Нарнии. Тамнус усыпляет Люси, сыграв колыбельную на флейте, а когда Люси просыпается, он с грустью объясняет, что Белая Ведьма прокляла Нарнию, чтобы она вечно переживала зиму и никогда Рождество., и все встреченные люди должны быть доставлены к ней. Однако вместо этого Тамнус отправляет ее домой, где Люси обнаруживает, что почти не прошло времени, а ее братья и сестры не верят ее истории из-за нормального состояния гардероба.
Однажды ночью Люси успешно возвращается через шкаф, но Эдмунд следует за ней. Эдмунд встречает Белую Ведьму, которая утверждает, что она королева Нарнии. Эдмунд рассказывает ей о своих братьях и сестрах и Тамнусе, а ведьма предлагает ему рахат-лукум и королевское звание, если он приведет своих братьев и сестер в ее замок. После ее отъезда Эдмунд и Люси воссоединяются. Люси сообщает Питеру и Сьюзен, но Эдмунд назло лжет. Когда Питер и Сьюзен сообщают об этом профессору Кирку, он предполагает, что Люси говорит правду.
Убегая от экономки после случайного разбитого окна, четверо братьев и сестер уходят в гардероб и входят в Нарнию. Питер ругает Эдмунда за ложь и заставляет его извиниться перед Люси. Они обнаруживают, что Ведьма взяла Тамнуса, и они встречают пару говорящих бобров, которые говорят, что Аслан планирует вернуться и восстановить контроль над Нарнией, и есть пророчество, в котором говорится, что два сына Адама и две дочери Евы сядут на троны Кэр Паравел, правление Ведьмы закончится.
Эдмунд ускользает, чтобы навестить Ведьму, но она приходит в ярость из-за того, что он пришел без своих братьев и сестер. Ведьма посылает волков на поиски детей, и Эдмунд заключен в тюрьму, где он встречает Тамнуса. Дети и бобры убегают, и Ведьма требует, чтобы Эдмунд раскрыл их местонахождение. Тамнус защищает Эдмунда, но Ведьма раскрывает предательство Эдмунда, прежде чем превратить Тамнуса в камень.
Пока Питер, Люси, Сьюзен и бобры путешествуют, они сталкиваются с Дедом Морозом, признаком того, что сила Ведьмы ослабевает. Он дает им инструменты для самозащиты — Люси получает лекарство, исцеляющее любую травму, и кинжал; Сьюзен получает волшебный рог, лук и колчан со стрелами; и Петр получает меч и щит. Ускользнув от волков Могрима из-за таяния льда, группа наконец достигает лагеря Аслана, где он оказывается благородным львом, обещающим помочь Эдмунду. Два волка устраивают засаду на Люси и Сьюзен, но Питер убивает Могрима, и некоторые из солдат Аслана следуют за другим волком в лагерь Ведьмы и спасают Эдмунда.
Белая Ведьма отправляется в лагерь Аслана, чтобы забрать Эдмунда, но Аслан тайно предлагает себя вместо него. В ту ночь, когда Люси и Сьюзен тайно наблюдают, Белая Ведьма убивает Аслана, а затем разворачивает армию, чтобы убить его войска. Люси и Сьюзен посылают предупреждение, и Эдмунд убеждает Питера взять на себя командование. Утром обе армии яростно сталкиваются, но Аслан воскрешается, ссылаясь на магию, недоступную пониманию Ведьмы. Аслан ведет Сьюзен и Люси в замок Ведьмы, чтобы освободить окаменевших заключенных. Эдмунд смертельно ранен, спасая Питера от Ведьмы, но прибывает подкрепление, и Аслан убивает Ведьму. Эдмунд исцеляется лекарством Люси, а Певенси коронованы королем Петром Великолепным, королевой Сьюзен Нежной, королем Эдмундом Справедливым и королевой Люси Доблестной.
Пятнадцать лет спустя дети Певенси, теперь уже молодые взрослые, преследуют белого оленя. Они натыкаются на фонарный столб, который впервые увидела Люси, и внезапно вываливаются из шкафа в то же время и в тот же день, когда они ушли, снова становясь детьми. Профессор Кирк находит детей и спрашивает, почему они в шкафу.
В середине титров Люси пытается использовать шкаф, но профессор Кирк говорит ей, что он тоже пытался, и они, вероятно, вернутся в Нарнию, когда меньше всего этого ожидают.
Хроники нарнии 1 часть содержание
Цикл можно читать двумя способами: в порядке написания и по очерёдности событий. Мы выбрали второй способ и расставили пересказы соответственно сюжету.
Племянник чародея[ред.]
Кратко Подробно
Англия, начало 20-го века. Мальчик вместе со своей больной мамой переехал в Лондон к дяде с тётей и познакомился с девочкой-соседкой.
Дядя оказался чародеем-самоучкой. Он создал волшебные кольца, которые переносят людей в другие миры. Чтобы испытать их, он подарил одно кольцо девочке, та исчезла, и мальчик отправился её спасать.
Дети очутились в Лесу-между-мирами, откуда попали в умирающий мир Чарн, где случайно разбудили злую и могущественную Колдунью. Ухватившись за мальчика, Колдунья проникла в мир людей.
Друзья попытались увести Колдунью из своего мира и попали в мир, который в этот момент создавал Великий Лев. Наделив зверей речью и создав мифических существ, Лев назвал свой мир Нарнией и поручил мальчику защитить его от Колдуньи, которую тот сам туда и привёл. Дети отправились в волшебный сад, принесли оттуда яблоко — плод вечной молодости — и бросили его в землю.
Колдунья тоже нашла сад и съела яблоко. Это дало ей вечную молодость и силу, но не сделало счастливой, ведь счастье приносит только плод, полученный в дар.
Из яблока выросло дерево, призванное оберегать Нарнию от Колдуньи. Плод этой яблони Лев подарил мальчику. Вернувшись домой, тот дал его своей умирающей маме, и она выздоровела.
Беда не приходит одна, не приходит одна и радость.
Сердцевину яблока мальчик закопал в саду и из него выросла чудесная яблоня. Рядом дети зарыли и дядины кольца.
Вскоре отец мальчика получил в наследство поместье. Мальчик переехал туда и через много лет стал профессором. Волшебную яблоню расколола молния, и профессор сделал из неё шкаф.
Лев, Колдунья и платяной шкаф[ред.]
Кратко Подробно
Англия, Вторая Мировая война. Родители отправили четверых детей — Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси — подальше от бомбёжек Лондона, в провинцию, к пожилому и одинокому профессору. Через волшебный шкаф в доме профессора дети попали в параллельный мир — страну Нарнию, населённую говорящими зверями и мифическими существами.
Нарнию захватила Белая Колдунья и погрузила страну в вечную зиму, где Рождество никогда не наступит. Согласно древнему пророчеству, весна придёт и Колдунья погибнет, когда в Нарнию явится Великий Лев, а королями и королевами в ней станут две дочери Евы и два сына Адама.
Чтобы пророчество не сбылось, Колдунья заколдовала Эдмунда и с его помощью попыталась захватить остальных детей. У неё ничего не вышло, так как наступила весна и в Нарнию пришёл Великий Лев.
Произошла битва между армиями Колдуньи и Льва. Лев победил, дети стали королями и королевами и правили Нарнией пятнадцать лет, после чего случайно вернулись в Англию, где прошло всего несколько минут, и снова стали детьми.
Конь и его мальчик[ред.]
Кратко Подробно
Во время правления Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси, в Тархистане, отделённом от Нарнии большой пустыней, жил мальчик Шаста. Однажды мальчик узнал, что он не сын рыбака, а приёмыш, найденный в лодке у берега.
Шаста познакомился с говорящим конём и сбежал и ним в Нарнию, откуда конь был родом. По дороге беглецы встретили Аравиту, дочь богача, которая сбежала от нежелательного замужества вместе со своей говорящей лошадью.
В столице Тархистана беглецы случайно расстались. Шаста попал во дворец, встретился с гостями тархистанского царя, Эдмундом и Сьюзен и узнал, что он точная копия принца Орландии — соседней с Нарнией страны.
Аравита тем временем узнала, что тархистанский царь разрешил своему сыну, принцу напасть на Орландию, а затем и на Нарнию, чтобы отомстить королеве Сьюзен, которая сбежала, не пожелав выходить замуж за принца.
Друзья решили предупредить короля Орландии, и совершили нелёгкий переход через пустыню. В Орландии Аравиту ранил огромный лев, и Шаста один отправился к королю.
Предупредив короля об опасности, Шаста встретил Великого Льва и узнал, что тот всю жизнь помогал ему. Затем мальчик попал в Нарнию и рассказал говорящим зверям о надвигающейся войне. Слух об этом дошёл до нарнийских правителей, и они поспешили на помощь Орландии.
Произошла битва. Нарнийцы победили тархистанцев и взяли в плен принца, которого Великий Лев временно превратил в осла. В храме тархистанской богини принц снова стал человеком, но, покинув храм, он превратится в осла навсегда. В Тархистане наступил мир.
Шаста оказался ещё одним сыном короля Орландии, которого в детстве украл предатель-придворный. Повзрослев, он стал королём и женился на Аравите.
Принц Каспиан[ред.]
Кратко Подробно
Через год Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси снова попали в Нарнию. За этот год в Нарнии прошло много сотен лет, говорящие звери и деревья исчезли. Нарнию завоевали жители соседней страны — тельмаринцы. Теперь страной правил тиран Мираз, который уничтожил почти всех коренных нарнийцев и запретил все рассказы о «старой Нарнии».
Наследником Мираза должен был стать его племянник, принц Каспиан, выросший на «сказках о старой Нарнии» и веривший в Великого Льва. Неожиданно у Мираза родился сын, и он решил избавиться от Каспиана.
Принц бежал, собрал армию из коренных нарнийцев, но победить Мираза не смог. Тогда Каспиан протрубил в волшебный рог Сьюзен, и призвал детей на помощь. С помощью детей и Льва истинные нарнийцы победили Мираза, а Каспиан стал королём, поскольку тоже был сыном Адама (человеком).
Ты произошёл от лорда Адама и леди Евы, <…> и это достаточно почётно для того, чтобы беднейший нищий высоко держал голову, и достаточно стыдно, чтобы склонить до земли голову величайшего императора.
Дети покинули Нарнию. Питер и Сьюзен стали слишком взрослыми и больше в Нарнию не вернутся, а Люси и Эдмунда ожидали новые приключения.
Покоритель Зари, или Плавание на край света[ред.]
Кратко Подробно
Эдмунд и Люси Пэвенси вместе с кузеном Юстасом попали в Нарнию и оказались на корабле «Покоритель зари», на котором юный король Каспиан Десятый отправился к краю света на поиски семи лордов, верных подданных его отца.
Дети присоединились к путешественникам, открыли много неизвестных островов, пережили удивительные приключения и отыскали двух живых лордов. Несносный характер Юстаса изменился к лучшему, а Каспиан нашёл себе невесту — прекрасную дочь звезды.
Последние три лорда спали волшебным сном. Заклятие можно было снять, достигнув края света и оставив там друга. Остаться согласился храбрый мышиный рыцарь.
На краю света Эдмунда, Люси и Юстаса встретил Великий Лев, который всё путешествие следил за детьми и оберегал их. Лев отправил детей домой, предупредив, что Эдмунд и Люси выросли и больше не попадут в Нарнию.
Серебряное кресло[ред.]
Кратко Подробно
Юстас дружил с одноклассницей Джил, которую постоянно обижали хулиганы. Однажды Юстас рассказал ей о Нарнии. Мальчик мечтал снова попасть туда, попросил об этом Великого Льва, и он создал для детей портал в тот момент, когда за ними гнались хулиганы.
На этот раз Лев поручил детям важную миссию — найти и спасти принца Рилиана, сына короля Каспиана Десятого. В этом им помогут четыре знака, которые Джил выучила наизусть.
Королевские совы, живущие в Кэр-Паравеле, нашли детям проводника — квакля-бродякля. Вместе с ним они пересекли горы, убежали из замка великанов-людоедов и проникли в Подземье, где и нашли Рилиана.
Принца с помощью серебряного кресла заколдовала ведьма, превращающаяся в огромную зелёную змею. Дети сняли чары с Рилиана и с трудом выбрались из Подземья. Рилиан стал правителем Нарнии. Дети вернулись в свой мир и навсегда остались друзьями.
Последняя битва[ред.]
Кратко Подробно
В последние дни существования Нарнии жил обезьян Хитр. Он нашёл львиную шкуру, заставил своего друга, глупого ослика, надеть её и убедил говорящих зверей, что это — Великий Лев. Звери подчинились Хитру из страха перед Львом, и обезьян начал продавать их в рабство тархистанцам.
Тириан, последний король Нарнии, догадался, что Хитр — обманщик, и попытался бороться с тархистанцами, но проиграл. Тогда он попросил настоящего Великого Льва прислать ему помощь, и в Нарнию снова попали Юстас и Джил.
Тем временем Хитр заявил, что Великий Лев и тархистанская богиня Таш — одно и тоже, и этим призвал кровавую богиню в Нарнию. Таш поселилась в хлеве ослика, и ей начали приносить жертвы.
Люди не должны вызывать демонов, пока не поймут, кого зовут.
Дети и Тириан начали Последнюю битву, проиграли её, и их принесли в жертву Таш. Хлев, куда они попали, оказался другим миром, где появился настоящий Великий Лев и прогнал Таш. Затем Лев уничтожил Нарнию и перенёс ещё верящих в него зверей в новый мир.
Исследуя новый мир, Тириан, Юстас и Джил попали в Страну Великого Льва, где встретили всех героев цикла. Страна Великого Льва — это центр мироздания, состоящий из всех существующих миров. Англия, в которой жили герои, всего лишь отражение этой Страны.
Великий Лев сообщил героям, что в Англии они погибли во время аварии на железной дороге, и поэтому могут навсегда остаться в его Стране. После этого Лев изменил облик и стал великим и прекрасным существом, а герои начали новую жизнь.
Хроники нарнии 1 часть содержание
Очень добрая и любимая детьми книга. Такими и должны быть сказки для детей и даже взрослых. В ней показана настоящая дружба, воспитывается чувство локтя и любовь в семье. Это приключенческая книга об освобождении целого народа маленькой выдуманной страны четырьмя отважными английскими детьми.
Об авторе
Клайв Стейплз Льюис (1898 — 1963)- знаменитый английский сказочник, писатель, филолог, ирландец по происхождению, имеющий медаль Карнеги и звание почетный доктор. Уже в детстве Льюис писал рассказы про животных и рисовал к ним картинки. Поступил в колледж в Оксфорде, откуда попадает на фронт во Францию, участвуя в Первой Мировой войне, был ранен, после войны вернулся к учебе. По окончанию, стал преподавателем философии. Во время Второй мировой войны работал на радио, ведя религиозные передачи, чем и стал очень известен в стране. Будучи изначально атеистом, вернулся в христианство и стал знаменитым богословом.
Писателю принадлежат такие знаменитые произведения:
- «Пока мы лиц не обрели»
- «Хроники Нарнии»
- «Космическая трилогия»
- «Страдание»
- «Письма Баламута»
Краткое содержание книги «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Книга написана в жанре фэнтези. Это первое произведение из серии «Хроники Нарнии», которое завоевало читательскую любовь во всем мире. Описываемое время — Вторая мировая война. Четверо детей – Питер, Сьюзен, Эдмунда и Люси Пэвэнси отправляются из Лондона, подальше от бомбардировок к профессору Дигори Керку, который является другом отца и матери детей.
У профессора дети играют в прятки, и Люси залазит в платяной шкаф, откуда переносится в НарниюТам она знакомится с фавном по имени Тумнус, он вводит девочку в курс событий, которые творятся в стране. Нарнию захватила Белая Колдунья, которая сама себя назвала королевой и превратила страну в край вечной зимы. Она запретила праздновать Рождество.
Люси обратно через платяной шкаф возвращается в дом к профессору и рассказывает остальным детям о приключениино они не верят. Тогда Люси собирается одна обратно, но Эдмунд тоже заходит в шкаф и попадает прямиком в лапы Белой Колдуньи. Она делает все, чтобы понравиться мальчику, и он доверчиво пьет и ест все, что колдунья предложит, тем самым попадая от нее в зависимость. Она заставляет Эдмунда заманить всех детей к ней
Когда они переходят в Нарнию, то встречают Бобра, который говорит о пророчестве, в котором говориться, что зиму победит Аслан и четыре человека станут во главе Нарнии. Фавна забрали слуги колдуньи, потому что про него рассказал Эдмунд. Мальчик, не дослушав до конца, бежит к замку, но колдунья на него зла, что он пришел один и отправляет его в темницу в кандалы. А остальные дети вместе с Бобрами идут ко льву Аслану
В дороге они видят Санта-Клауса и получают каждый свой подарокПитер — меч и щит, Люси – напиток, залечивающий раны, и кинжал, а Сьюзен – рог и лук со стрелами. Увидев льва, дети просят его о помощи, ведь брат попал в беду.
Сидя закованным, мальчик начинает прозревать, что его хотели просто использоватьАслан предлагает колдунье хороший обмен – себя на ЭдмундаКолдунья соглашается, прокрадывается ночью ко льву и убивает его. Но свершается пророчество, что если тот, кто по доброй воле и невиновный зайдет на жертвенный стол, то он сломается, а смерть не наступит. Так получилось и с Асланом.
На другой день было великое сражение, и Аслан снова помогает детям и жителям Нарнии одолеть Белую Колдунью. И два брата и две сестры становятся правителями этой чудесной страны. Правят они пятнадцать лет, но однажды, когда загоняли белого оленя на охоте, они попадают обратно в Англию, где время за их отсутствие остановилось
Книгу «Лев, колдунья и платяной шкаф», а также другие шедевры фэнтези вы можете читать в свободном онлайн-доступе на нашем сайте.
Хроники нарнии 1 часть содержание
25 января 2017Литература
Что надо знать о «Хрониках Нарнии»
«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, занимающие верхние строчки большинства списков лучших книг всех времен и народов, — загадочное явление, ключ к которому до сих пор не найден. Попробуем разобраться, как их читать
По своей основной специальности Льюис был историком литературы. Бóльшую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Льюис опубликовал восемь книг в жанре христианской апологетики (передачи о религии на Би-би-си в годы Второй мировой сделали его известным по всей Британии, а «Письма баламута» — в Европе и США), духовную автобиографию, три повести-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника стихов Полное собрание стихотворений, оказавшееся довольно объемным, вышло совсем недавно.. Как и в случае с Льюисом Кэрроллом, Джоном Р. Р. Толкином и многими другими «детскими» писателями, книги для детей, которые принесли Льюису мировую известность, были для него далеко не самым важным из написанного.

Главная трудность «Нарний» — в невероятной разнородности материала, из которого они собраны. Особенно это заметно на фоне художественных книг Джона Толкина, ближайшего друга Льюиса и товарища по литературному сообществу «Инклинги» «Инклинги» — неофициальный литературный кружок английских христианских писателей и мыслителей, собиравшийся в Оксфорде в середине прошлого века вокруг Клайва Льюиса и Джона Толкина. В него также входили Чарльз Уильямс, Оуэн Барфилд, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон и другие., перфекциониста, крайне внимательного к чистоте и стройности тем и мотивов. Толкин работал над своими книгами годами и десятилетиями (большинство так и не были закончены), тщательно шлифовал стиль и внимательно следил за тем, чтобы в его до деталей продуманный мир не проникли посторонние влияния Например, во «Властелине колец» не упоминаются tobacco («табак») и potato («картофель»), потому что это слова не германского, а романского происхождения, но только pipe-weed и taters.. Льюис писал быстро («Нарния» создавалась с конца 1940-х по 1956 год), мало заботился о стиле и валил в одну кучу разные традиции и мифологии. Толкин не любил «Хроники Нарнии», видя в них аллегорию Евангелия, а аллегоризм как метод был ему глубоко чужд (он не уставал отбиваться от попыток представить «Властелина колец» как аллегорию, в которой Война за кольцо — это Вторая мировая, а Саурон — это Гитлер). Аллегоризм действительно не чужд Льюису Сам Льюис, хорошо знавший, что такое аллегория (этому посвящена его самая известная ученая книга, «Аллегория любви»), предпочитал говорить о «Нарнии» как о притче (он называл это supposition, «гипотеза»). «Хроники Нарнии» — что-то вроде художественного эксперимента: как выглядело бы воплощение Христа, его смерть и воскресение в мире говорящих зверей., и все же видеть в «Нарниях» простой пересказ библейских историй — значит предельно их упрощать.
В первой части цикла присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная королева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из греческой и римской мифологии, бесконечная зима — из скандинавской, английские дети — прямиком из романов Эдит Несбит, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дублирует евангельскую историю предательства, казни и воскресения Иисуса Христа. Чтобы разобраться в том, что же такое «Хроники Нарнии», попробуем разложить их сложный и разноплановый материал на разные слои.
В каком порядке читать
Путаница начинается уже с последовательности, в которой следует читать «Хроники Нарнии». Дело в том, что публикуются они вовсе не в том порядке, в котором были написаны. Книга «Племянник чародея», где рассказывается о сотворении Нарнии, появлении там Белой колдуньи и происхождении платяного шкафа, была написана предпоследней, а первой появилась «Лев, колдунья и платяной шкаф», которая сохраняет значительную часть очарования первоначальной истории. В такой последовательности она опубликована в самом дельном русском издании — пятом и шестом томах восьмитомного собрания сочинений Льюиса, — и с нее начинаются и большинство экранизаций книги.
После «Льва, колдуньи и платяного шкафа» следует «Конь и его мальчик», затем «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», затем приквел «Племянник чародея» и, наконец, «Последняя битва».
1 / 7
Обложка книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». 1950 годGeoffrey Bles, London
2 / 7
Обложка книги «Конь и его мальчик». 1954 годGeoffrey Bles, London
3 / 7
Обложка книги «Принц Каспиан». 1951 годGeoffrey Bles, London
4 / 7
Обложка книги «Покоритель зари, или Плавание на край света». 1952 годGeoffrey Bles, London
5 / 7
Обложка книги «Серебряное кресло». 1953 год Geoffrey Bles, London
6 / 7
Обложка книги «Племянник чародея». 1955 годThe Bodley Head, London
7 / 7
Обложка книги «Последняя битва». 1956 годThe Bodley Head, London
Всплески интереса к «Хроникам Нарнии» в последние годы связаны с голливудскими экранизациями серии. Любая экранизация неизбежно смущает поклонников литературного первоисточника, но здесь неприятие фанатами новых фильмов оказалось куда острее, чем в случае «Властелина колец». И дело, как ни странно, даже не в качестве. Экранизацию книг о Нарнии затрудняет тот самый аллегоризм, или, точнее, притчевость, страны Аслана. В отличие от «Властелина колец», где гномы и эльфы — это прежде всего гномы и эльфы, за героями «Нарний» часто отчетливо проступает второй план (когда лев — это не просто лев), а потому реалистичная экранизация превращает полную намеков притчу в плоский экшен. Гораздо лучше фильмы Би-би-си, снятые в 1988–1990 годах, — с плюшевым Асланом и сказочными говорящими зверями: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» и «Серебряное кресло».

Откуда что взялось
Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написания. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые — и не без некоторого страха — вплотную столкнулся с детьми, общаться с которыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.
1 / 2
Фрагмент обложки книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон
2 / 2
Обложка книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон
Люси
Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь преподавателя древних языков в Школе святого Павла (ее закончил Честертон), в 1939-м эвакуированная из Лондона в Оксфорд, а в 1943 году оказавшаяся в доме Льюиса. Джун было шестнадцать, и Льюис был ее любимым христианским автором. Однако, только прожив несколько недель в его доме, она поняла, что известный апологет К. С. Льюис и хозяин дома Джек (так его называли друзья) — одно и то же лицо. Джун поступила в театральное училище (причем обучение ей оплатил Льюис), стала известной театральной актрисой и режиссером (ее сценический псевдоним — Джилл Реймонд) и вышла замуж за внука знаменитого психоаналитика сэра Клемента Фрейда, писателя, радиоведущего и члена парламента.

Посвящены же «Нарнии» крестнице Льюиса — Люси Барфилд, приемной дочери Оуэна Барфилда, автора книг по философии языка и одного из ближайших друзей Льюиса.
Квакль-бродякль
Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» списан с внешне мрачного, но доброго внутри садовника Льюиса, а его имя — аллюзия на строку Сенеки, переведенную Джоном Стадли Джон Стадли (ок. 1545 — ок. 1590) — английский ученый, известный как переводчик Сенеки. (по-английски его зовут Puddleglum — «угрюмая жижа», у Стадли было «стигийская угрюмая жижа» про воды Стикса): Льюис разбирает этот перевод в своей толстенной книге, посвященной XVI веку C. S. Lewis. English Literature in the Sixteenth Century: Excluding Drama. Oxford University Press, 1954.

Нарния
Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния — латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается блаженная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.
1 / 2
Нарния в латинском Малом атласе Древнего мира Мюррея. Лондон, 1904 год Getty Research Institute
2 / 2
Карта Нарнии. Рисунок Паулины Бейс. 1950-е годы© CS Lewis Pte Ltd. / Bodleian Libraries University of Oxford
Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса — это Оксфорд, перенесенный в середину графства Даун». По некоторым данным Речь идет о цитате из письма Льюиса брату, бродящей из публикации в публикацию: «Та часть Ростревора, откуда открывается вид на Карлингфорд-Лох, — это мой образ Нарнии». Однако, по всей видимости, она вымышлена. В дошедших до нас письмах Льюиса таких слов нет: они взяты из пересказа разговора с братом, описанного в книге Уолтера Хупера «Past Watchful Dragons»., Льюис даже называл брату точное место, ставшее для него образом Нарнии, — это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.
1 / 3
Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохThomas O’Rourke / CC BY 2.0
2 / 3
Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохAnthony Cranney / CC BY-NC 2.0
3 / 3
Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохBill Strong / CC BY-NC-ND 2.0
Дигори Керк
Прототипом пожилого Дигори из «Льва и колдуньи» стал репетитор Льюиса Уильям Керкпатрик, готовивший его к поступлению в Оксфорд. А вот хроника «Племянник чародея», в которой Дигори Керк противостоит соблазну украсть яблоко вечной жизни для своей смертельно больной матери, связана с биографией самого Льюиса. Льюис пережил смерть матери в девять лет, и это было для него сильнейшим ударом, приведшим к потере веры в Бога, вернуть которую он смог только к тридцати годам.

Как «Хроники Нарнии» связаны с Библией
Аслан и Иисус
Библейский пласт в «Нарниях» был наиболее важным для Льюиса. Творец и правитель Нарнии, «сын Императора-за-морем», изображен в виде льва не только потому, что это естественный образ для царя страны говорящих зверей. Львом от колена Иудина в Откровении Иоанна Богослова назван Иисус Христос. Аслан творит Нарнию песней — и это отсылка не только к библейскому рассказу о сотворении Словом, но и к творению как воплощению музыки айнуров Айнуры — во вселенной Толкина первые создания Эру, верховного начала, участвующие вместе с ним в творении материального мира. из «Сильмариллиона» Толкина.
Аслан появляется в Нарнии в Рождество, отдает свою жизнь, чтобы спасти «сына Адама» из плена Белой колдуньи. Силы зла убивают его, но он воскресает, потому что стародавняя магия, существовавшая до сотворения Нарнии, гласит: «Когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама смерть отступит перед ним».

В финале книги Аслан является героям в образе агнца, символизирующего Христа в Библии и раннехристианском искусстве, и приглашает их отведать жареной рыбы — это аллюзия на явление Христа ученикам на Тивериадском озере.
Шаста и Моисей
Сюжет книги «Конь и его мальчик», рассказывающей о бегстве мальчика Шасты и говорящего коня из страны Тархистан, которой правит тиран и где почитаются ложные и жестокие боги, в свободную Нарнию, — аллюзия на историю Моисея и исхода евреев из Египта.
Дракон–Юстас и крещение
В книге «Покоритель зари, или Плавание на край света» описывается внутреннее перерождение одного из героев, Юстаса Вреда, который, поддавшись алчности, превращается в дракона. Его обратное превращение в человека — одна из ярчайших в мировой литературе аллегорий крещения.
Последняя битва и Апокалипсис
«Последняя битва», заключительная книга серии, рассказывающая о конце старой и начале новой Нарнии, представляет собой аллюзию на Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. В коварном Обезьяне, совращающем жителей Нарнии, заставляя их поклониться лже-Аслану, угадывается парадоксально изложенный сюжет об Антихристе и Звере.
Источники «Хроник Нарнии»
Античная мифология
Хроники Нарнии не просто наполнены персонажами античной мифологии — фавнами, кентаврами, дриадами и сильванами. Льюис, хорошо знавший и любивший античность, не боится разбрасывать отсылки к ней на самых разных уровнях. Одна из запоминающихся сцен цикла — шествие освободившихся из‑под гнета природных сил, Вакха, менад и Силена, предводительствуемое Асланом в «Принце Каспиане» (соединение довольно рискованное с точки зрения церковной традиции, считающей языческих богов бесами). А в самый возвышенный момент в финале «Последней битвы», когда герои видят, что за пределами ветхой Нарнии открывается новая, относящаяся к прежней как прообраз к образу, профессор Керк бормочет про себя, глядя на удивление детей: «Все это есть у Платона, все у Платона… Боже мой, чему их только учат в этих школах!»

Средневековая литература
Льюис знал и любил Средневековье — и даже считал себя современником скорее древних авторов, чем новых, — а всё, что знал и любил, старался использовать в своих книгах. Неудивительно, что в «Нарниях» множество отсылок к средневековой литературе. Вот только два примера.
В «Бракосочетании Филологии и Меркурия», сочинении латинского писателя и философа V века Марциана Капеллы, рассказывается, как дева Филология приплывает к краю света на корабле вместе с львом, кошкой, крокодилом и командой из семи матросов; готовясь пить из чаши Бессмертия, Филология извергает из себя книги точно так же, как Рипичип, воплощение рыцарства, в «Покорителе зари» отшвыривает шпагу на пороге страны Аслана. А пробуждение природы в сцене творения Асланом Нарнии из «Племянника чародея» напоминает сцену явления девы Природы из «Плача Природы» — латинского аллегорического сочинения Алана Лилльского, поэта и богослова XII века.
Английская литература
Основной специальностью Льюиса была история английской литературы, и он не мог отказать себе в удовольствии поиграть с любимым предметом. Главные источники «Нарний» — два лучше всего изученных им произведения: «Королева фей» Эдмунда Спенсера и «Потерянный рай» Джона Мильтона.
Белая колдунья очень похожа на Дуэссу Спенсера. Она пытается соблазнить Эдмунда восточными сладостями, а Дигори — яблоком жизни точно так же, как Дуэсса соблазняла Рыцаря Алого креста рыцарским щитом (совпадают даже детали — бубенцы на экипаже Белой колдуньи достались ей от Дуэссы, а Зеленая колдунья из «Серебряного кресла», как и Ложь, оказывается обезглавлена своим пленником).
Обезьян, наряжающий ослика Лопуха Асланом, — отсылка к колдуну Архимагу из книги Спенсера, создающему ложную Флоримеллу; тархистанцы — к спенсеровским «сарацинам», нападающим на главного героя, Рыцаря Алого креста, и его даму Уну; а падение и искупление Эдмунда и Юстеса — к падению и искуплению Рыцаря Алого креста; Люси сопровождают Аслан и фавн Тумнус, как Уну у Спенсера — лев, единорог, фавны и сатиры.

Серебряное кресло тоже родом из «Королевы фей». Там на серебряном троне в подземном царстве восседает Прозерпина. Особенно интересно сходство сцен творения мира песней в «Потерянном рае» и «Племяннике чародея» — тем более что этот сюжет не имеет библейских параллелей, но близок соответствующему сюжету из «Сильмариллиона» Толкина.
«Код Нарнии», или Как объединены семь книг
Несмотря на то что Льюис не раз признавался, что, начиная работать над первыми книгами, не планировал серию, исследователи давно пытаются разгадать «код Нарнии», замысел, объединяющий все семь книг. В них видят соответствие семи католическим таинствам, семи степеням посвящения в англиканстве, семи добродетелям или семи смертным грехам. Дальше всех пошел по этому пути английский ученый и священник Майкл Уорд, предположивший, что семь «Нарний» соответствуют семи планетам средневековой космологии. Вот как:
«Лев, колдунья и платяной шкаф»— Юпитер
Его атрибуты — царственность, поворот от зимы к лету, от смерти к жизни.
«Принц Каспиан» — Марс
Эта книга об освободительной войне, которую ведут коренные жители Нарнии против поработивших их тельмаринцев. Важный мотив книги — борьба с узурпатором местных божеств и пробуждение природы. Одно из имен Марса — Mars Silvanus, «лесной»; «это не только бог войны, но также покровитель лесов и полей, а потому идущий войной на врага лес (мотив кельтской мифологии, использованный Шекспиром в «Макбете») — вдвойне по части Марса.
«Покоритель Зари» — Солнце
Помимо того что край света, где восходит солнце, — это цель странствия героев книги, она наполнена солнечной и связанной с солнцем символикой; лев Аслан также является в сиянии как солярное существо. Главные антагонисты книги — змеи и драконы (их в книге целых пять), а ведь бог солнца Аполлон — победитель дракона Тифона.
«Серебряное кресло» — Луна
Серебро — это лунный металл, а влияние Луны на приливы и отливы связывало ее с водной стихией. Бледность, отраженный свет и вода, болота, подземные моря — основная стихия книги. Обитель Зеленой колдуньи — это призрачное царство, населенное потерявшими ориентацию в пространстве большого мира «лунатиками».
«Конь и его мальчик» — Меркурий
В основе сюжета — воссоединение близнецов, которых в книге несколько пар, а созвездием Близнецов управляет Меркурий. Меркурий — покровитель риторики, а речь и ее обретение — также одна из важнейших тем книги. Меркурий — покровитель воров и обманщиков, а главные герои книги — конь, которого похитил мальчик, или мальчик, которого похитил конь.
«Племянник чародея» — Венера
Белая колдунья очень напоминает Иштар, вавилонский аналог Венеры. Она соблазняет дядюшку Эндрю и пытается соблазнить Дигори. Сотворение Нарнии и благословение зверей населять ее — торжество производительного начала, светлой Венеры.
«Последняя битва» — Сатурн
Это планета и божество несчастливых происшествий, и крах Нарнии происходит под знаком Сатурна. В финале великан Время, который в черновиках прямо именуется Сатурном, восстав ото сна, трубит в рог, открывая путь в новую Нарнию, как круг времен в IV эклоге Вергилия, завершаясь, приближает эсхатологическое Сатурново царство «Читателю, незнакомому с классической филологией, скажу, что для римлян „век“, или „царство“ Сатурна, — это утраченная пора невинности и мира, что-то вроде Эдема до грехопадения, хотя никто, кроме разве что стоиков, не придавал ей такого большого значения», — писал Льюис в «Размышлениях о псалмах» (пер. Натальи Трауберг).
Что все это значит
В такого рода реконструкциях много натяжек (особенно с учетом того, что Льюис отрицал наличие единого плана), но популярность книги Уорда — а по ней даже сняли документальный фильм — свидетельствует о том, что искать в «Нарниях» отсылки ко всему, чем Льюис с огромным увлечением занимался как ученый, — занятие крайне благодарное и увлекательное. Более того, внимательное изучение связей ученых штудий Льюиса с его художественными сочинениями (а кроме сказок о Нарнии он написал аллегорию в духе Джона Беньяна, подобие романа в письмах в духе Эразма Роттердамского, три фантастических романа в духе Джона Мильтона и Томаса Мэлори и роман-притчу в духе «Золотого осла» Апулея) и апологетикой показывает, что так заметная в Нарниях мешанина — не недоработка, а органичная часть его метода.
Льюис не просто использовал образы европейской культуры и литературы в качестве деталей для украшения своих интеллектуальных конструкций, не просто пичкал сказки аллюзиями, чтобы удивить читателей или подмигнуть коллегам. Если Толкин в своих книгах о Средиземье конструирует на основе германских языков «мифологию для Англии», Льюис в «Нарниях» переизобретает заново европейский миф. Европейская культура и литература были для него живым источником восторга и вдохновения и естественным строительным материалом, из которого он создавал всё им написанное — от лекций и научных книг до проповедей и фантастики.

Эффектом такого свободного и увлеченного владения материалом оказывается возможность говорить языком сказки об огромном количестве довольно серьезных вещей — и не просто о жизни и смерти, но о том, что находится за чертой смерти и о чем в столь любимые Льюисом Средние века решались говорить мистики и богословы.
«Хроники Нарнии» в подкасте «Экспекто патронум»
Редакторы Arzamas обсуждают «Льва, колдунью и платяной шкаф» и отвечают на вопрос «Что делать, если меня бесит мой брат?»
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив