Фрида Спектакль Тверь - Последние новости России и Мира сегодня

Фрида Спектакль Тверь

Режиссер-постановщик – Чакчи Фросноккерс

Художник-постановщик – Ульяна Елизарова

Хореограф - Александр Лялюшкин

Музыкальный оформитель - Полина Огаркова

Премьера спектакля - 18 сентября 2021г.

Спектакль рекомендован к просмотру лицам, достигшим 16 лет.

Продолжительность спектакля 2 часа без антракта.

Пресса

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями, она была неистовой католичкой и с детства пыталась приучить Фриду к вере. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

Юношество Фриды было охвачено революционными порывами. Вместе с друзьями она основала закрытое общество «качучас», с которым выходила на демонстрации, посвящённые левому движению и освобождению Мексики от тоталитаризма. Там же она познакомилась со своим первым возлюбленным Алехандро. Именно с ним 17 сентября 1925 года Фрида попала в аварию, серьезно повлиявшую на всю ее дальнейшую жизнь. Автобус, в котором она ехала с Алехандро, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Спасала лишь переписка с Алехандро, которая вскоре прекратилась. Алехандро перестал отвечать на письма Фриды.

Позже Фрида знакомится с известным мексиканским художником Диего Ривера, с которым у них завязываются отношения до конца жизни Фриды. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», - говорила она. Ей было 22 года, ему 43. Их пару называли слон и голубка.

Их любовь не могли разрушить ни многочисленные измены Диего, ни его востребованность, оставлявшая Фриду в тени. Она была поглощена им. И мыслью о совместном ребёнке, которому так и не суждено было появиться на свет. Из-за подорванного полиомиелитом и аварией здоровьем у Фриды было несколько выкидышей, навсегда убивших мечту о продолжении рода. В один из кризисных моментов, после очередного выкидыша, Фрида узнаёт об измене Диего с ее сестрой. Не в силах выдержать предательства, Фрида рвёт отношения с Диего и с головой уходит в работу. Вместе с тем, начинается один из самых сложных периодов ее жизни, Фрида постоянно пьёт, не спит, много пишет и уничтожает себя изнутри. Фрида обрезает свои знаменитые косы, тем самым навсегда прощаясь с прошлым и с собой в прошлом.

В конце сороковых годов Фрида вновь возвращается к Диего. Они восстанавливают ее родительский «Голубой дом», заселяют разными экзотическими животными и, кажется, наконец, обретают покой. Но вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена, состояние Фриды вновь ухудшилось.

В 1953 году прошла первая персональная выставка Фриды Кало, на которую ее привезли в кровати, потому что ходить она уже не могла.

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от острого воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».

Фото: Нина Голик

Экспериментальный спектакль для взрослых «Фрида. Memoria» рассказывает о судьбе мексиканской художницы Фриды Кало. Спектакль, полный фантазий, творческих поисков, страсти, любви, страданий... Также, как и работы Фриды, постановка наполнена символами, метафорами, несущими в себе глубокий смысл. Это история о любви и предательстве, творчестве и противоречии, победы цвета над темнотой, жизни над смертью.

Продолжительность спектакля 2 часа без антракта.

Этот спектакль - чистая эмоция! Сильнейшая эмоция! Актрисы бесподобны, каждая вложила в общее своё, создав очень многогранный образ. Свет через боль! Сила через слабость! Невероятная Фрида! Невероятно талантливая постановка ! Спасибо

Спектакль без текста.
Свет, акустика, игра актеров впечатлили.
Куклы, атрибутика, костюмы мне не понравились.
Самое интересное, что после просмотра, не было желания обсуждать и делиться впечатлениями о спектакле, что странно...
Спектакль очень необычный.
Рекомендую к просмотру!!!

Спектакль неординарный, необычное начало, от игры актёров замирает сердце. В некоторые моменты в зале было так тихо, что было слышно, как тикают часы. Не могу сказать, что мне понравилось все, но 2 часа пролетели незаметно. В постановке очень много символизма.
Перед просмотром рекомендую прочитать описание жизни героини.
Всем приятного просмотра, рекомендую 👍🏻🙂

Потрясающий спектакль! Неординарно,талантливо,эмоционально! Браво режиссеру,актёрам и всем кто причастен к этому событию! Спасибо огромное!

Я люблю нестандартные и смелые постановки ( живу в СПб). Т.к.я достаточно неплохо знакома с творчеством Фриды- мне было просто и всё понятно. Этот спектакль не оценят любители классики и комедий, люди, которые не часто посещают подобные мероприятия. На мой взгляд: я бы уменьшила период её детства и сделала больший акцент на творчество ( в идеале какие-то то репродукции включить)... Очень смеялась, когда пара рассуждала о рыбе и олене- они думали, что у неё от алкоголизма началась белая горячка с галлюцинациями- искренне посмеялась!!! В целом- я была рада попасть на спектакль: были очень смелые задумки и интересное восприятие, очень чувствовалось, что создатели глубоко прониклись судьбой этой сильной женщины. Но ещё раз повторюсь: надо как минимум вывесить не работы при входе, её специфическое восприятие мира не понятно многим -кто вообще не видел её работ или не понимает в какой период её жизни они созданы.

Потрясающий спектакль! Очень понравилась игра актрис театра. Невероятные эмоции! Всё прекрасно!

Не смотря на печальный сюжет, испытала полный восторг от увиденного! Не ожидала! Спасибо актерам и режиссёру за удовольствие, которое получила от просмотра. Спасибо!

Спасибо за невероятные эмоции!!! Я прожила жизнь Фриды вместе с девушками- актрисами, Музыка, хореография восхитительны!

Потрясающий спектакль! Музыка, игра актёров, декорации, куклы, хореография - восторг!
Я не читала историю Фриды, но пантомима погружает настолько, что будто прожила, прочувствовала ее на 100%! Прочла уже после спектакля и поразилась точности образов!
Сердечно благодарю и рекомендую!

Очень проникновенный и трогательный спектакль. Актрисы так точно передали весь спектр чувств (от счастья, восторга, радости до разочарования, опустошенности), которые испытывала художница. Эмоций сдержать было просто невозможно! Огромное спасибо!

Удивляюсь таланту режисера.!!! За 2 часа рассказать зрителям
о непростой жизни талантливой художницы, со всеми перепитиями, болью, радостями!!! Только пантомимой...
Спасибо всему коллективу театра!!
Чеико организована работа каждого.. Молодцы!!!

Спектакль очень понравился. Интересная подача, много решений, волнующих и заставляющих думать. Приятно, что театр снова стал делать спектакли для взрослой аудитории. Спасибо.

Интересный захватывающий спектакль.

Спасибо огромное за такой потрясающий спектакль. Мы с друзьями были в полном восторге.

Тверской Государственный Театр Кукол

Наталья, благодарим Вас за оставленный отзыв!

Тверской Государственный Театр Кукол

Елена, мы очень рады, что спектакль Вам понравился и произвел на Вас глубокое впечатление. Благодарим Вас, что нашли время написать отзыв.

Фрида Кало - великая мексиканская художница, ставшая душой и сердцем женской живописи во всём мире. 

Нам удалось побывать на закрытой репетиции и пообщаться с режиссёром-постановщиком спектакля Чакчи Фросноккерсом. Чакчи является художественным руководителем независимого Малого театра кукол в Санкт-Петербурге. Молодой, мегаталантливый, он поставил свой первый спектакль уже в 15 лет!

Фрида Спектакль Тверь

Стоит отметить, что это уже не первое сотрудничество Чакчи с Тверским театром. Он подарил тверским зрителям семейный спектакль «Журавлиные перья», который заработал множество наград и премий, в том числе стал победителем Международного Большого детского фестиваля, проводимого при поддержке фонда Сергея Безрукова!

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ПОСТАВИТЬ СПЕКТАКЛЬ ПРО ФРИДУ?

1,5 года мы с командой ездили в Тверь, ставили этюды, танцевальные пробы. Я хотел сделать максимально откликающийся в актёрах материал. Все артистки распределены по событиям жизни Фриды, которые они выбирали сами. Каждая из них взяла себе отдельный кусок жизни и солирует в нем. Оказалось, что у всех болей предостаточно. У каждой актрисы нашлась своя личная боль. Сама Фрида никогда не рыдала и не жаловалась, она была стойкой. Мало кто бы выдержал масштаб ужаса в ее жизни - что не год, то трагедия.

Данный спектакль – вызов. Жизнь подкидывает тебе препятствия, а ты уходишь с головой в искусство и достигаешь бессмертия. Все, кто занимается искусством, творец/создатель или зритель, воспринимающий акт искусства, стремятся к бессмертию. Искусство именно для этого. И Фрида ярчайший пример бессмертия, потому что она эту жизнь победила. Как бы жизнь не пыталась с ней бороться, она себя обессмертила.

Фрида Спектакль Тверь

КАКОЙ ЖАНР У ДАННОГО СПЕКТАКЛЯ?

Это хроника одной жизни. Только не надо делать упор на слово «хроника». Главное здесь «жизнь». Потому что жизнь очень разная. В пьесе драматурга Нины Садур есть очень хорошая фраза: «Жить вообще больно». Но это надо принять. Почему мы смотрим сериалы, ходим на водевили и комедии-положения? Потому что нам больно в жизни и мы хотим вот так, как у них - где они радостно поют и скачут. А так не бывает. Жить больно в каждом ее отрезке. Не бывает 365 дней без боли и это противоестественно для человека. Человек разумное существо, а разум дает страдания. Но прелесть в том, что это жизнь и это пульсация. Потому что не факт, что за гробом будет страдание, и не факт, что отсутствие страдания - это хорошо.
 

В СПЕКТАКЛЕ ЗАДЕЙСТВОВАНА ТОЛЬКО ЖЕНСКАЯ ЧАСТЬ АКТЕРСКОЙ ТРУППЫ.  ПОЧЕМУ? 

Нам важна Фрида. Она появляется в живом плане, она появляется в куклах, в символах,  в животных, которых она рисовала и имела в своем доме. Все остальные герои лишь обстоятельства ее жизни.

Интересно, что про Диего Ривера мы, конечно, знаем, а он был гораздо известней при жизни, чем она. У Фриды была всего одна персональная выставка, и то перед смертью, на которую ее вкатили буквально на кровати, потому что она передвигаться не могла. А сегодня все поменялось. Мы знаем Диего Ривера, как мужа Фриды Кало. 

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО СПЕКТАКЛЯ?

Это синтетический театр. Здесь и пластика, и театр предмета и фактуры. Это язык визуального искусства. Все артистки молчат, только одна говорит за всех, озвучивает происходящее на сцене. Причём это может быть бытовой звук, а может и событийный, например, скрежет по душе.

В этом спектакле мы находимся на стыке мексиканской культуры и совершенно фантазийного мира, который отражает наше внутреннее состояние. 
Так в спектакле есть аутентичные хореографические вещи, например, мексиканские дробушки, а есть фанатазийные. Например, сцену, где Фрида пьет и уничтожает себя, пережив выкидыш и уйдя от Диего, хореограф объясняет говорящим телом.

ТЕАТР КУКОЛ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЭТО СТЕРЕОТИП, ВЕРНО?

Да. До 17 года 20 века в нашей стране театр кукол был исключительно для взрослых. После сатиру запретили и, потеряв эту главную функцию, театр кукол ушел в театр для детей. И потом у нас сложилось такое неверное сознание. В Европе, например, такого не было. Они как считали театр кукол театром для всех, так и считают до сих пор. А мы уже 30 лет пытаемся убедить прогрессивную общественность, что театр кукол не только для детей. Очень многие театры кукол России, расширяя свой репертуар, уже убедили зрителей в обратном. Тверской театр кукол на пути к этому, и, мне кажется, на хорошем пути.

 
Ведь сейчас наблюдается кризис в драматических театрах. Диалоги артистов в исторических костюмах уже не работают. Публика на это не покупается. Потому что сейчас век интровертов. Все в сети. Мы зациклены на себе. Поэтому когда человек приходит в зрительный зал, а перед ним страдает артист, ему уже сложно сопереживать живому человеку и из театра выходят равнодушными. Это самое главное преступление. Можно уйти в гневе, растроганным или наоборот счастливым, но безразличным уходить нельзя. А кукле или предмету сегодня зритель может сопереживать. Например, в «Журавлиных перьях» и маленький, и взрослый зритель сочувствует кукольной героине. Я не уверен, что тот же уровень сопереживания был бы вызван живой актрисой.

Мы с нетерпение ждем ПРЕМЬЕРЫ спектакля, которая состоится уже 18 и 25 сентября в 17:00.

Над спектаклем работали:
Режиссёр-постановщик – Чакчи Фросноккерс
Художник-постановщик – Ульяна Елизарова
Музыкальный оформитель – Полина Огаркова
Хореограф – Александр Лялюшкин

Фрида Спектакль Тверь

В постановке про мексиканскую художницу про Фриду Кало участвуют все актрисы театра.

«Спектакль, в общем, будет чёрно-белым», – ошарашивает меня режиссёр-постановщик Чакчи Фросноккерс из Санкт-Петербурга. В Тверском театре кукол он ставит спектакль с рейтингом «16+» про Фриду Кало, эксцентричную, яркую личность. Казалось бы, на сцене должно расцветать буйство красок, но не в этом случае.

Создатели сделали акцент на неординарности самой фигуры Фриды Кало в посвящённом ей спектакле «Фрида. Memoria». Но кто знает сюжеты её полотен и так сразу же сможет сопоставить сюжеты картин на холсте и на сценической площадке.

На репетиции спектакля корреспонденту  удалось побывать 24 августа.

Фрида Спектакль Тверь

Палитра боли

Мексиканская художница Фрида Кало – это пример того, как можно создать искусство, ценя себя в искусстве. Т.е. ценя свою неординарность – творец больше всего известна своими автопортретами. Ну, кто из обывателей хотя бы раз в жизни, мельком, не видел этот цветастый лик со сросшимися бровями и цветами на голове? Даже не представляя, кто это, человек больше её не забудет.

Почему же спектакль на подмостках Тверского театра кукол не балует глаз красками? Дело в том, что вся жизнь художницы Фриды Кало – это история преодоления. В детстве – полиомиелит, в подростковом возрасте – автомобильная авария, сложная операция, хромота.

Фрида Спектакль Тверь

– Эстетически нам было важно понять, как эта жизнь сплетается с искусством. Ведь, главное, она (Фрида. – Ред.) не куксится. Она никогда не расстраивается, много работает, пишет. Она – пример стойкости и, главным образом, победы над смертью, – комментирует Чакчи. – Она, безусловно, бессмертна и одержала победу над смертью.

В будущем спектакле, который представят на сцене Тверского театра кукол 18 сентября, занята вся женская часть труппы театра кукол. Девять актрис – девять эпизодов, рассказывающих о разных этапах жизни художницы: юность, авария и т.д.

В течение полутора лет петербургский режиссёр ездил в Тверь, чтобы делать с исполнительницами этюды будущей постановки. Брали события из жизни Фриды и распределяли между актрисами. И, в итоге, в спектакле девять эпизодов, за которые так и отвечают девять прекрасных дам.

Мне довелось увидеть репетицию эпизода «Детство» спектакля «Фрида. Memoria». К слову, название отсылает к главному драматическому приёму. В самом начале действа заслуженная артистка России Надежда Ицкович в роли Фриды Кало в летах вспоминает всё, что с ней было. Надо подчеркнуть, что Фрида Кало прожила 47 лет и такой сценический ход – допущение: «Что было бы, если…».

И эту сцену воспоминаний репетировали буквально пошагово.

Фрида Спектакль Тверь

Ловец снов

Чакчи Фросноккерс полностью отдаётся процессу. Словно охотник, который сосредоточенно и смело выглядывает вдали свою жертву, режиссёр стоит вплотную к краю сцены и внимательно наблюдает, ловя каждое движение актрис и кукол.

Иногда он отвлекается, но только для того, чтобы сказать, какая труппа Тверского Театра кукол талантливая и как прекрасно справляется с поставленной задачей. За полчаса, без единой записи, удерживая всё в голове, творец расставляет акценты и поправляет, показывает нужные движения вместо куклы и объясняет, какая должна быть реакция в тот или иной момент.

Внезапно я вздрагиваю от того, как Чакчи эмоционально вскрикивает:

– Люблю! Обожаю! Умницы!

В первый раз кажется, что театрального деятеля кто-то ранил, и ему плохо. Потом осознаёшь, что это мощная энергетика, способ закрепить наработанный материал.

– У нас была цель «раскрутить», разговорить актрис… Актрисы, как и все люди, впрочем, думают, что жизнь их ущербна, неинтересна. Но откликается каждое событие жизни Фриды в них, в памяти актрис. И вдруг они понимают про себя, что и они не лыком шиты, – поясняет Чакчи.

Фрида Спектакль Тверь

И, правда, на сцене возникает слаженная игра ансамбля. Особенно это стало заметно в сцене, когда идёт «перемотка» событий, словно на видеоплёнке. Все действуют по чётко прописанной схеме и ни разу не сталкиваются, быстро двигаясь по сценической площадке. А в другом эпизоде сами актрисы предлагают траекторию движения кукол, чтобы передний и задний планы могли синхронно существовать и фокусировать внимание зрителя.

Для того, чтобы показать жизненный путь художницы от девчонки-непоседы до сторонницы троцкизма для каждого этапа были специально изготовлены куклы. Атмосферы добавляют чёрные парики на актрисах-кукловодах.

– Надежда Анатольевна, так, представьте, что вам устроили бенефис и нужно рассказать что-то о себе. Мука ведь, правда? Держите это в голове и расскажите, кто вы, и что привело вас сюда,

– поясняет для Надежды Ицкович задачу режиссёр-постановщик.

И вот, словно сновидение наяву, продолжается магия репетиции. По мановению рук режиссёра, который будто дирижирует.

Фрида Спектакль Тверь

Нейронные связи времён

– Всё, занимаюсь только эстетикой, потому что этика может умереть уже послезавтра, – сыплет прямо здесь и сейчас сочинёнными афоризмами режиссёр и кудесник Чакчи.

К слову, и сам он выглядит необычно: белая джинсовая куртка, белая водолазка, зелёно-изумрудные штаны, белые кроссовки. Своими неукротимой энергией и оптимизмом, может, и короткой стрижкой, он сам чем-то напоминает искусно сделанную куклу.

В свои 27 лет, образно выражаясь, режиссёр полжизни уже ставит спектакли. Он из семьи кукольников и с 15 лет в профессии – 38-й по счёту спектакль. Серьёзные моменты в рабочем процессе сменяются шутками про бенефисы, про то, что «ничего не получится», «всё испорчено», а также забавной командой к началу сцены: «Дамы, работаем!».

– Чтобы не было напряжения в репетициях, чтобы было весело. Репризу какую-то кинуть, пошутить, а потом отметить что-то важное. Хорошо, когда ты не врёшь – когда я говорю про красоту актрис, я же не вру, – смеётся Чакчи. – Если стоять и сухо говорить, то это кошмар. А так они концентрируются на оценке или событийном ряде, а потом раз шутка – они посмеялись – а информация в голове отложилась. Нейронные связи!

Фрида Спектакль Тверь

На протяжении шести лет режиссёр работает вместе с художницей Ульяной Елизаровой, которая также родом из Санкт-Петербурга. Творческий тандем и взаимопонимание в кукольном искусстве – вещь необходимая.

– Всё, что я видел по Фриде – это, скорее, про колорит, скорее про фактуру, скорее про стилистику, нежели про желание раскрыть многогранную и необычную личность. Да и жизнь её не была яркой – отсюда и такие избыточные цвета в картинах, – резюмирует наш диалог на репетиции Чакчи.

Постскриптум

Что касается псевдонима режиссёра-постановщика Дмитрия Петрова, то Чакчи – имя божества из скандинавской мифологии, а Фросноккерс – «отзвук» какой-то из фамилий семейного древа.

Фрида Спектакль Тверь

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com