Фавна с Картины Арнольда Беклина - Последние новости России и Мира сегодня

Фавна с Картины Арнольда Беклина

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (третья версия) - 1883
Старая национальная галерея Берлин


Арнольд Бёклин (Arnold Böcklin), (1827, Базель, Швейцария - 1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия), - швейцарский живописец, график, скульптор. Бёклин один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы. Художник попеременно жил и работал в Швейцарии (Базель) и в Италии.


"Остров мёртвых" (Die Toteninsel) - наиболее известная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Всего Бёклин создал пять вариантов картины.

Лодка приближается к небольшому острову, поросшему кипарисами. В лодке двое: гребец и фигура, укутанная в белую ткань. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, похожий на гроб. Интерпретаторы сюжета картины гребца зачастую ассоциируют с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Символичен и тот факт, что в Южной Европе кипарисы ассоциируют со смертью и их часто высаживают на кладбищах.

Стикс и Ахерон в древнегреческой мифологии это реки в Аиде (царстве мёртвых).

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (первая версия) - май 1880
Художественный музей Базель


В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Это была тридцатичетырёхлетняя вдова немецкого финансиста Георга фон Берна, которая собиралась выйти замуж во второй раз - за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, "способную выразить её скорбь по умершему мужу". Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию; художник три года перед этим пережил личную трагедию - похоронил свою семимесячную дочь. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской.

"Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней, и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море, и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом" - написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени.

Вскоре картина была готова. В первоначальной версии в лодке была только таинственная фигура в белом саване. Но заказчицу это не устроило, и Мария Берна попросила внести некоторые изменения, а именно добавить в лодку сидящую на веслах женщину - сюжет просто для Фрейда: вдова изо всех сил работает веслами, дабы в преддверии нового замужества поскорее отвезти бренные останки первого супруга на далекий, заброшенный, фантастический остров.

Надо сказать, что совесть у художника при получении обусловленной платы не была абсолютно чиста - на самом деле он написал две картины. Одну, поменьше, для Марии Берна, а вторую, побольше, для своего мецената и покровителя, Александра Гюнтера. Патрон, правда, тоже ее не получил - Бёклин оставил картину себе. И использовал в виде демонстрационного образца. В итоге "Остров мертвых" стал безумно популярен - художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению писателя Владимира Набокова, можно было найти в каждом берлинском доме.

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (вторая версия) - июнь 1880
Метрополитен-музей Нью-Йорк

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (четвёртая версия)
Уничтожена в Роттердаме во время Второй мировой войны

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (пятая версия)
Музей изобразительных искусств Лейпциг


Кстати, упомянутый уже Зигмунд Фрейд тоже повесил репродукцию этой картины у себя в кабинете. Вообще "Остров мёртвых" многократно упоминается в литературе, под таким название были сняты фильмы, написаны музыкальные произведения. Позже Сальвадор Дали, на которого творчество Бёклина наложило свой отпечаток, написал картину "Истинная картина "Острова мертвых" Арнольда Беклина. Час Ангела".

Сальвадор Дали - Истинная картина "Острова мертвых" Арнольда Бёклина. Час Ангела - 1932


Эту картину ещё называют "Истинное изображение "Острова мёртвых" Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы".

И Россию эта мода не обошла стороной. Поэт Арсений Тарковский, отец кинорежиссёра Андрея Тарковского, упоминает репродукцию картины в перечне безвозвратно ушедших примет дореволюционного времени:

Где "Остров мёртвых" в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?

Картина Бёклина вдохновила Сергея Васильевича Рахманинова на создание грандиозной симфонической поэмы с одноименным названием.

Сергей Рахманинов - симфоническая поэма "Остров мёртвых"
Королевский стокгольмский филармонический оркестр
Дирижёр - Эндрю Дэвис

Люблю вопросы на стыке двух культур. В данном вопросе оказались сплетены живопись и литература. У швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина, представляющего сторону живописи в данном вопросе, картина с древнегреческим Паном не самая известная вещь. Самая известная его вещь "Остров мертвых", а вот картина "Пан в камышах"/ "Пан в тростнике" просто была первой куплена венценосным лицом - королем Людвигом I. Это приобретение дало старт его карьере. Выглядит картина с древнегреческим богом виноделия и излишеств вот так

Фавна с Картины Арнольда Беклина

А теперь о другой стороне - литературной. И тут не могу согласиться с автором этого вопроса, более того, даже уверен, что в этой викторине или игре присутствует ненамереннаяЗнаменитый и неоднозначный вятич-романтик, бунтарь, политзаключенный и прекрасный оратор, умерший в Крыму в полнейшей нищете, дословно написал в своей сказке о любви такие строки:

Фавна! обращаю ваше внимание! Кому же пришло в голову, что речь идет о картине "Пан в камышах", как вы сами видите: поза совершенно не та! Между тем, у художника символиста Арнольда Бёклина, с работами которого Александр Гриневский (Грин) познакомился, благодаря своей музе Кате Бибергаль, есть непосредственно полотна с фавнами, более подходящие к данному описанию. Это может быть работа "Спящая Диана, созерцаемая двумя фавнами" или же "Фавны у ключа". Справедливости надо сказать, что и на них нет фавна, смотрящего на спящую девушку снизу вверх, зато такое расположение фигур типично для другого мифологического сюжета как то "Юпитер и Антиопа". Впрочем, простим Александру Грину, подарившему юношескому миру надежду в сказке "Алые паруса". А в ответе речь идет о главном герое этого произведения Грее и правильный ответ, таким образом находится под буквой В).

Культура

Деятели культуры

«Партнер» №10 (145) 2009г.

Марина Аграновская (Эммендинген)

Гражданин Европы

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, Мюнхен, Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих... Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

В этих бесконечных переездах были веские причины: в молодости – желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее – преподавательская работа, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, – безденежье. Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.

Такая подвижность позволила Бёклину не только много увидеть и свести знакомство с выдающимися современниками в разных странах, но и отразить в своем творчестве художественные идеи, будоражившие в ту пору Европу. Его называли символистом и неоклассиком, последним романтиком и провозвестником сюрреализма.

В мире фавнов и нимф

Бёклин начал с романтических пейзажей. Характерные приметы романтизма часто встречаются и в его зрелых работах: клубящиеся тучи, таинственные тени и всполохи света, нагромождения скал, бушующие волны, живописные руины, одинокие виллы на пустынных берегах... Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное – соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками Помпей, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи. Художник словно открыл окно в страну, где в камышах играет на дудочке лесной бог Пан, фея-ночь осыпает мирно уснувшую землю маковыми зернами, Тритон трубит в морскую раковину, среди волн плещутся нереиды, а на цветущих лугах резвятся нимфы.

В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с мастерами европейского искусства, отвечая великим предшественникам – художникам Ренессанса, барокко, классицизма – собственными «репликами» на их произведения. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего.

Поздние работы художника стилистически принадлежат уже ХХ веку.

В серии «Война» (1896 - 97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума.

Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Изображение наделено у него какой-то магической достоверностью и одновременно недосказанностью. Символизм Бёклина был не книжным, не теоретическим, а прочувствованным, естественным – он так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность. В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых».

«Картина для грез»

Обычно Бёклин не давал названий своим работам, но название «Остров мертвых», скорее всего, принадлежит самому художнику: в апреле 1880 г. он писал из Флоренции заказчику картины, меценату Александру Гюнтеру, что «Остров мертвых» («Die Toteninsel») скоро будет закончен. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»). Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

  К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма. Собранные вместе четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

В основе сюжета картины – античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших. Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов близ Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей.

  Но каким бы островом ни вдохновлялся Бёклин, ему удалось отрешиться от натуры и передать главное – этот остров с вырубленными в скалах склепами и маленькой пристанью не принадлежит земной жизни, он находится в ином, недоступном живущим пространстве. Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного.

«Остров мертвых» в интерьере эпохи

После того как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина».

И не только немецкой. Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. Она висела над кроватью в комнате В.И. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На фотографии столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим всё тот же офорт.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Картина воспринималась современниками как реквием целой эпохе, как прощание с культурой, основанной на гуманистических ценностях и отступающей под натиском индустриализации.

Фавна с Картины Арнольда Беклина Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы. Создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы» (1932).

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. По словам Кузьмы Петрова-Водкина, репродукции с картины Бёклина «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи». Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910 гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому „Остров мертвых“». Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил „Остров мертвых“», – писал он в поэме «Про это» (1923).

В 1920-е гг. популярность Бёклина была уже на исходе. Проказники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла мадам Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно».

Впрочем, и позднее у картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой цели философа Ницше и композитора Вагнера. В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала рейхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

Разумеется, нет никаких оснований считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала авторитет «любимого художника Гитлера». Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. В книгах по истории искусства, вышедших во второй половине ХХ в., ему обычно уделялось лишь несколько строчек, да и то прохладных. Даже в былой популярности художника искусствоведы часто усматривали доказательство невысокого уровня его работ. Случай в истории европейского искусства не новый и вполне объяснимый: ведь отправной точкой для развития живописи ХХ столетия стало творчество импрессионистов – противников и антагонистов Бёклина.

Наступивший век реабилитировал художника: приуроченная к столетию со дня его смерти выставка с триумфальным успехом прошла в 2001-2002 гг. в Базеле, Париже и Мюнхене. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы. И хотя имя Арнольда Бёклина остается еще недостаточно известным сегодняшней публике, этот художник уже возвращается к нам из длительного и, думается, незаслуженного забвения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com