Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

FAQ по игровым манипуляторам

В жизни мы осуществляем манипуляции с помощью рук. А вот с электротехникой не всё так просто. И тут на помощь приходят манипуляторы. Это нам позволяет расширять возможности взаимодействия с техникой. Поэтому давайте рассмотрим, что собой являют игровые манипуляторы, и какие они бывают.

Общая информация

манипуляторы это

Манипулятор – это устройство, которое отличается от привычных нам мышек и клавиатур формой и принципом действия. По последней характеристике можно сказать, что они способны распознавать плавное нажатие.

В качестве примера давайте рассмотрим гоночный симулятор. При использовании клавиатуры при поворотах может быть значение только «не/нажато». И виртуальный руль управления выкручивается полностью. Компьютерные манипуляторы позволяют устранить эту серьезную неудобность. Так, при их использовании можно выставить много разных положений. Руль – просто пример.

Читая статью далее, можно убедиться, что игровые манипуляторы – это численное подразделение дополнений для компьютеров и приставок. И руль приведён в качестве примера того, как функционируют устройства данного типа. Но не все игры без проблем могут работать с игровыми манипуляторами.

Настройка

использование манипулятора

Прежде чем играть, необходимо обработать манипуляторы. Это значит что все нестандартные функции требуется настроить на свой вкус. Справедливости ради следует сказать, что по ним значения выставлены уже в режиме «по умолчанию». Но этого может быть недостаточно. Так, возвращаясь к рассмотренному ранее примеру с рулем, отметим, что если нас не устраивает резкость его поворота, то мы идём к настройкам и изменяем отвечающий за это параметр в меньшую или большую сторону.

Предупреждение

манипулятор это устройство

Сейчас можно встретить полноценные приложения к играм. Так, популярным является использование манипулятора, в котором смоделирован полностью управляющий комплекс автомобиля (где кроме руля ещё и коробка передач, и три педали есть). Но необходимо понимать, что такие разработки довольно хрупкие для полноценной имитации всей ситуации. Подавляющее большинство манипуляторов не рассчитано на то, что к ним будет чрезмерное применение силы. Хотя резкие движения они переносят без проблем, следует отметить, говоря про манипуляторы: это во многом зависит от качества используемой марки и наличия оригинала/подделки. В принципе, подобное можно отнести практически ко всем сферам нашей жизни.

Джойстики

игровые манипуляторы

Есть желание ощутить себя в кабине самолета, и при этом даже не покидать свою комнату? Что же, эта идея очень легко может быть реализована. Благодаря постоянным совершенствам систем манипуляции появились джойстики. Они существуют во многих вариациях и моделях – даже с обратной связью. Наверное, чтобы игра легкой не казалась. Правда, для развлечений, где необходимо быстро и резко реагировать на различные события, они не подойдут. Так, если нужно развернуться на 180 градусов с помощью мыши, то это плёвое дело. С джойстиком необходимо подождать, пока субъект управления медленно, но уверенно будет разворачиваться. В основном он применяется в гонках и симуляторах.

Руль

клавиатура манипулятор

Нами уже рассматривались подобные манипуляторы. Это устройство позволяет в полной мере насладиться игрой. Самые современные образцы не только предоставляют удобство в управлении, но и позволяют чувствовать различное сопротивление на разных местах. Так, на асфальтовом шоссе вы заметите небольшое дрожание руля. При езде по виртуальной гальке человек ощущает сильное подергивание и несколько затрудненное управление. Правда, ценовое различие просто поражает. Возьмем два устройства: в одном есть простое сопротивление, а второе — такое, как было описано. Разница в их цене будет трехкратной, если не больше.

А теперь давайте уделим внимание основным моментам, которые важно учитывать, чтобы остаться довольными покупкой. Первоначально необходимо проверить, удобно ли будет играть с использованием такого руля. Для этого желательно пощупать экземпляр, который понравился. Особое внимание обратите на то, как он крепится. Наилучшими считаются те экземпляры, где используются специальные струбцины, поскольку они обеспечивают максимально реалистичный эффект. Менее желательными считаются те образцы, где крепление производится благодаря присоскам. Выбирая себе компьютерные манипуляторы, также обратите внимание на такую характеристику, как угол поворота руля. Чем больше он будет, тем легче управлять. Про люфт можно сказать, что он должен быть минимальным (а лучше его полное отсутствие). В противоположном случае управление будет очень сложным. Также внимания заслуживают используемые педали. Необходимо обратить внимание на их размер и удаленность одной от другой. Для комфортного управления должно быть много места и удобное расположение.

Геймпады

Они очень похожи на джойстики, только вот вместо рычага у них используется крестик. Геймпады появились вместе с первыми игровыми консолями. На то время это было оптимальное решение. Сейчас же геймпады уже давно перешли из своего статуса консольных придатков в общеигровые. Они нашли своё применение в файтингах, аркадах и других простых играх, что неудивительно. Ведь в данном случае можно управлять всеми движениями субъекта только одним пальцем, что и нужно в данных случаях. В качестве примера можно привести игры-драки. Так, обычные манипуляторы компьютера здесь неудобны – попробуй успеть за круговыми движениями стрелочек, чтобы сделать какой-то трюк. А вот геймпады оказались буквально избранными в определённых сферах. Правда, в реальности можно встретиться с существенным их недостатком, а именно – нединамичностью. Прежде всего, можно отметить тот факт, что удобны они исключительно в руке. Поэтому подойдут они для тех, кто не хочет покупать дорогие дополнения, но и от игр отказываться намерения не имеет.

Технические особенности

компьютерные манипуляторы

В основу манипуляторов может быть положен цифровой или аналоговый принцип действия. Первый является более примитивным, чем второй. Практически все манипуляторы сейчас выпускаются с обратной связью. Так называют имитацию внешних воздействий, которую может почувствовать геймер, чтобы лучше погрузиться в игровой мир. Такой эффект ранее имели лишь дорогие манипуляторы. Это сейчас только самые дешевые и примитивные образцы не обладают им. В качестве устройства, которое так делает, используется один или даже несколько моторчиков.

Для примера приведем следующее. Происходит управление самолетом, но в одну из турбин попадает птица, которая её выводит из строя. В таком случае посылается команда манипулятору, и он начинает крениться на бок с помощью одного моторчика.

Важным также является характеристика эргономики. Предпочтительным является, чтобы устройства повторяли профиль ладони. Тогда они будут удобными в использовании благодаря тому, что не покажутся чужеродным предметом. Также при наличии выбора желательно останавливаться на тех устройствах, которые имеют встроенный интерфейс USB. В его пользу по сравнению со стандартным игровым портом можно привести несколько позитивных особенностей:

  1. Двунаправленная передача данных, а также значительная пропускная способность. Благодаря этому является возможной работа полноценно функционирующей системы связи.
  2. Также к шине может подключаться довольно много манипуляторов, что позволит играть на компьютере нескольким людям одновременно.
  3. Наличие питания от USB. В таком случае нет необходимости заботиться о внешнем блоке питания. Правда, такой вариант не подходит, если нужно обеспечить относительно высокую мощность.

Заключение

манипуляторы компьютера

Вот нами и была рассмотрена тема манипуляторов. Конечно, это только общий осмотр без углубления в различные вопросы, и его хватит, чтобы определится с выбором для себя. Хотя, возможно, для взаимодействия успешно подойдут мышь и клавиатура.

Манипулятор, как-никак, — сложное устройство и к тому же дорогое. Он создан специально для новых возможностей, а также для более чувствительной передачи ощущений человеку. Но если финансы позволяют и есть желание, то можно потратить часть своего заработка на то, чтобы приобрести такое дополнение для своего компьютера или приставки.

FAQ по игровым манипуляторам.



I. Общие вопросы:
II. Thrustmaster
III. Контроллеры Suncom
IV. Force Feedback

Стандартный игровой порт является специализированным интерфейсом для подключения игровых манипуляторов. В настоящее время практически всегда располагается на звуковых картах и имеет совмещенный с MIDI разъем (не путать с интерфейсом — интерфейсы никак не связаны друг с другом). Существуют также отдельные платы игровых портов, такие, как Thrustmaster ACM Game Card, CH Gamecard CG3, PDPI L4 Gameport и т. д.

Q: Что такое «Dual Gameport» (двойной игровой порт) и где его взять?

Все игровые порты на всех современных платах являются «двойными», или Dual Gameport. Название «двойной» объясняется тем, что на определенном этапе в прошлом интерфейс игрового порта был усовершенствован, и количество воспринимаемых входных сигналов возросло вдвое. Этот усовершенствованный интерфейс и получил название Dual Gameport.

Q: Сколько и какие входные сигналы поддерживает современный игровой порт?

Современный игровой порт поддерживает следующие аналоговые сигналы: 4 оси (X1, Y1, X2, Y2) и четыре кнопки (Button1, 2, 3 и 4). Все, что выходит за эти рамки, поддерживается в цифровом виде при помощи специальных нестандартных интерфейсов.

Q: Каковы преимущества и недостатки игрового порта?

Преимуществом игрового порта является абсолютная совместимость и поддержка всеми операционными средами (начиная от DOS и заканчивая Win2000), обеспечение поддержки устройств ввода практически во всех играх и иных приложениях. Недостатками его являются низкая для современных компьютеров скорость и ограниченные возможности, а также просто колоссальная загрузка ЦП. Интерфейс игрового порта был разработан около 15 (!) лет назад, и с тех пор он остался практически без изменений.

Q: Какие функции управления присваиваются различным аналоговым осям?

Чаще всего оси присваиваются следующим образом: (приводятся также наиболее часто встречающиеся английские термины, используемые в играх для обозначения осей).
X1 (или Х) — «вверх-вниз» джойстика (pitch — тангаж)
Y1 (или Y) — «вправо-влево» джойстика (roll — крен)
Х2 (или rZ) — «вправо-влево педалей» (rudder — руль направления; или yaw — курс, рысканье)
Y2 (или Z) — «вперед-назад» сектора газа (throttle — тяга)
Естественно, для автомобильных рулей ситуация иная:
X1 — руль вправо-влево (steer right-left)
Y1 — газ-тормоз (accelerate-brake)
или:
X1 — руль вправо-влево
Y1 — газ
X2 — тормоз

Q: Что такое «аналоговый хэт»? Что такое «ТМ-совместимый хэт» и «СН-совместимый хэт»?

Хэт, или переключатель вида, является многопозиционным (4, 5, 8 или 9 положений) переключателем, перемещаемым крестообразно в 4 или 8 сторон. Аналоговым хэтом называется хэт, использующий стандартный набор аналоговых входных сигналов игрового порта.
Различные производители используют различный способ считывания положений хэта. «Пионерами» в этой области были компании Thrustmaster и CH Products. Они применили различные подходы к реализации функций хэта:
У ТМ хэт имеет 5 различимых положений (вверх-вниз-вправо-влево-центр), мэппится на ось Y2 (или Z), и эмулирует ступенчатое изменение сопротивления.
У СН положения хэта эмулируются как одновременное нажатие двух или более стандартных кнопок джойстика (BUTTON 1-4). Хэт имеет 4 различимых положения. Кстати, так же мэппятся и дополнительные кнопки джойстиков СН (BUTTON 5, 6). Этот подход оставляет свободным одну аналоговую ось, зато на джойстиках СН по этой причине нельзя нажимать одновременно несколько кнопок, так как результат может оказаться самым непредсказуемым.
Отсюда и обозначение типа хэта на джойстиках других производителей: ТМ-совместимый (мэппинг на 3-ю ось) и СН-совместимый (мэппинг по кнопкам).

Q: Что такое «аналоговый джойстик» и «цифровой джойстик»?

Аналоговым джойстиком является игровой контроллер, который посылает в игровой порт аналоговый сигнал — то есть некий переменный электрический сигнал определенного напряжения и силы тока. Сигнал обрабатывается контроллером игрового порта и ЦП, а дальше, уже в цифровом виде, используется программными интерфейсами. Аналоговые джойстики имеют в своей основе потенциометры.
Цифровыми джойстиками в современном мире называют устройства, в которых на компьютер подается уже цифровой сигнал, который был сгенерирован самим джойстиком. При этом такие джойстики также чаще всего тоже используют потенциометры, просто их аналоговый сигнал оцифровывается внутри устройства. Преимуществом такого решения является то, что аналоговый сигнал превращается в цифровой до того, как он попал в игровой порт в сильно зашумленное в электронном смысле внутреннее пространство компьютера. Недостатками такого решения являются возможные проблемы с совместимостью с играми и нестандартными игровыми портами, так как передача цифровых данных через игровой порт не стандартизирована, и каждый производитель делает это своим способом.
Не путайте то, что я описал выше, с джойстиками типа ATARI, времен компьютеров Amiga, Commodore 64 и MSX, когда джойстик был цифровым от начала до конца — по сути, это были просто 5 кнопок, смонтированные в коробочке с торчащей из нее палкой, четыре из который отвечали за перемещение в восьми направлениях, а пятая — за стрельбу.

Q: Что такое «оптический джойстик»?

В «оптическом» джойстике вместо потенциометров используются оптические сенсоры, похожие на те, которые применяются в мышках. Естественно, сигнал на компьютер подается в цифровом виде, отсюда следуют те же преимущества и недостатки, что и у цифровых джойстиков. Однако оптические системы считывания не подвержены механическому износу, что является известной проблемой потенциометров.

Q: Почему со временем у многих джойстиков появляется «дрожание» и «скачки» сигнала?

Потенциометры, используемые джойстиками, являются обычными переменными резисторами с определенными характеристиками. Эти резисторы подвергаются постоянным нагрузкам, что приводит к износу рабочего слоя и изменению его электрических характеристик на отдельных участках. Помимо этого, с течением времени на скользящих контактах и рабочем слое скапливается налет, состоящий из пыли и продуктов окисления, что ухудшает их контакт между собой. Лечится чисткой или заменой потенциометров.

Q: Почему иногда наблюдается «увод» джойстика по одной из осей?

Причин может быть несколько:
а) Неправильная калибровка — возможно, в ходе калибровки было неточно указано центральное положение. Повторите калибровку.
б) Механический дефект джойстика — к примеру, проворот оси потенциометра в шестеренке или иной детали передачи движения джойстика, или появление большого люфта между ручкой и потенциометром. Тогда в отпущенном положении, когда ручка джойстика стоит вертикально, один из потенциометров может быть смещен относительно требуемого среднего положения. Естественно, обнаружить можно только путем вскрытия.
в) (самое распространенное) Хорошо известный недостаток игровых портов, выполненных на старых ISA-звуковых картах или «мультяхах» (Multi IO Cards) — наводки соседних элементов платы и недостаток питания. Дело в том, что при считывании положения джойстика используется константа — напряжение в 5 вольт. Если эта величина по тем или иным причинам изменяется, смещается и вся позиционная шкала. Если вы хотите избежать подобных проблем, купите новый саунд или отдельных игровой порт.

Q: Почему иногда джойстики подключаются не только к игровому порту, но и к СОМ или клавиатурному порту?

Это применяется для реализации дополнительных возможностей джойстиков, к примеру, программирования и эмуляции клавиатурных команд, использования более 4 кнопок, обмена цифровой информацией и т. д. Все подобные джойстики требуют специального программного обеспечения либо для их программирования, либо для их работы.

Q: Чем отличаются джойстики USB?

Конструктивно — ничем. Отличается электронная начинка, так как они все «цифровые» в том смысле, который вкладывается в это понятие применительно к джойстикам. Понятно, что через USB — порт невозможно подавать аналоговые сигналы. USB позволяет избавиться от типичных проблем игрового порта, как то малая скорость, высокая загрузка ЦП и ограничения по количеству входных сигналов. За USB, видимо, будущее игровых контроллеров.

Q: Как правильно калибровать джойстики в меню Game Controllers?

Самым правильным является точное следование инструкциям по калибровке :-)
Единственный совет касается калибровки секторов газа: для обеспечения четкого «нуля» при полном отклонении сектора газа назад, при калибровке рекомендую отклонять сектор газа назад не до упора, а до первого промежуточного положения (Idle Detente), если оно есть. Если нет — примерно до 8-10% хода сектора газа.

Функционально — ничем. Они отличаются используемыми материалами, качеством исполнения и, соответственно, ценой. Самый дорогой — TM PFCS, затем идет X-Fighter, и самая дешевая модель — Top Gun.

Q: Как сконфигурировать джойстики ТМ этой серии в меню Game Controllers?

Вышеперечисленные модели джойстиков ТМ работают как стандартный джойстик 2 оси, 4 кнопки, Переключатель вида. Можно также использовать позицию Thrustmaster Flight Control System.

Русские варвары врывались в кишлаки, аулы, стойбища, оставляя после себя города, библиотеки, университеты и театры.

Правила — тут.

Говоря о компьютерных и видеоиграх и управлении в них, нам не нужно вспоминать метафору «курицы и яйца»: самые первые игры появились в середине 1950 годов, а первые стандартизированные игровые манипуляторы – лишь в начале 1970-х. В этом двадцатилетнем разрыве существуют десятки игровых проектов, авторы которых не стеснялись изобретать собственный способ управления персонажем. В ход шло все «органы управления» тогдашних «компьютеров»: тумблеры, кнопки, регуляторы…

Однако постепенно подходы унифицировались. Для управления в игре стали использовать возможности клавиатурных кнопок и их комбинаций. Иногда немногочисленные кнопочные комбинации сводили воедино с помощью некоего четырёхпозиционного переключателя-рычага – прообраза современных джойстиков.

Рычаг и кнопка «огня» — с этого всё начиналось

Именно такие «джойстики» были на первых коммерческих игровых аппаратах. Эти аппараты устанавливали в наиболее людных местах – чаще всего в моллах. Чтобы солидные корпуса устройств не мешали проходу, их устанавливали в нишах коридоров – аркадах. Так этот архитектурный термин дал название одному из первых жанров видеоигр.

Впрочем, привязка эволюции игровых манипуляторов к развитию жанров видеоигр тоже не даст нам особых подсказок. Любые новые жанры вначале вполне буднично обходились теми игровыми устройствами, которые уже были в руках пользователей. И лишь только общая энергия изменений и запросов пользователей в конце концов давали старт чему-то новому.

Элементарная манипуляция

Подходя к вопросу формально, мы можем выделить три базовых элемента в эволюции игровых манипуляторов.

Во-первых, это дискретные переключатели. От них произошли клавиатуры и первые геймпады. Сами геймпады, по сути, были компактным представлением курсорных клавиш клавиатуры с несколькими функциональными кнопками. Тут надо отметить, что первые «джойстики» игровых автоматов тоже были по сути своей геймпадами – поскольку работали в дискретном режиме «включено-выключено».

Имитация аркадной машины для домашнего использования

Вторым базовым элементом можно считать аналоговые переключатели. В мире современных игровых манипуляторов они представлены джойстиками, стиками и кнопками на современных геймпадах, а также рулями и педалями. Основное отличие аналоговых манипуляторов от дискретных состоит в том, что сигнал в них воспринимается не двоичным состоянием «включено-выключено», а некоторым спектром состояний-градаций. То есть, с помощью угла отклонения джойстика мы можем определять скорость движения персонажа, с помощью угла поворота руля – угол поворота виртуального болида.

Третий элемент – аналоговое позиционирование. Сейчас к нему можно отнести столь разные на первый взгляд устройства, как мышки и световые пистолеты. Далее эта линия тянется к манипуляторам приставки Wii, к Kinect. Однако в рамках данного материала нас в основном будут интересовать только мышки.

Классический геймпад

Компьютерная мышь в качестве игрового манипулятора имеет несколько ипостасей. Первая из них – указатель. Функция, целиком и полностью взятая из «серьёзного» использования мыши в программах, сделала популярными и квесты, и стратегии, и простые (Casual) игры в веб-браузерах. Добавив в функцию указателя возможностей аналогового ввода, мы получаем игровое устройство, лучше всего подходящее для жанра боевиков от первого или третьего лица. Наконец, были в истории игровой индустрии и случаи, когда мышь выполняла функцию исключительно аналогового ввода: к примеру, мышкой позволялось управлять автомобилем в первой части аркадных гонок Need for Speed или управлять движением хоккеиста в NHL 94.

К настоящему времени универсальными игровыми манипуляторами можно считать: джойстики (аналоговые устройства), геймпады (дискретные, с элементами аналоговых, устройства), рули и педали (как единые игровые комплексы), а также клавиатуры и мышки.

Джойстики

В настоящее время универсальность использования джойстиков значительно снизилась. Это связано с двумя эволюционными моментами. Первое: джойстики 1970-80 годов были дискретными устройствами, использующими вместо восьмипозиционной площадки (какую мы можем сейчас видеть у геймпадов) рычаг. Второе: все функции, которые имелись у первых джойстиков, с большим комфортом воплощены сегодня в геймпадах.

Первые джойстики не отличались удобством

Таким образом, современные джойстики оттеснены ныне в довольно узкую нишу манипуляторов, использующихся в играх жанра авиа- и мотосимуляторов. Эта узкая спецификация привела к тому, что часто в игровой набор состоит не только из самого джойстика, но и из рукоятки управления – именно так они наиболее точно имитируют управление самолёта.

Saitek Pro Flight Yoke System

Джойстик Pro Flight Yoke System был выпущен компанией Saitek в 2008 году, однако, до сих пор остаётся одним из лучших «авиагражданских» манипуляторов на рынке. За прошедшие годы он оброс кое-какой «обвязкой», о который мы тоже расскажем чуть ниже.

Сам по себе джойстик (точнее – система) состоит из блока с с двухручечным штурвалом, имитирующим своей формой штурвал самолётов гражданской авиации, и блока Pro Flight Throttle Quadrant – с тремя рычагами и шестью дополнительными кнопками-переключателями. Оба блока крепятся на краю рабочей поверхности с помощью винтовых струбцин – крепление отличается высокой степенью надёжности.

Pro Flight Yoke System в сборе

Джойстик Pro Flight Yoke System сделан из пластика, хотя осевое крепление у него металлическое – стальное. Джойстик обеспечивает аналоговое управление по двум независимым осям – поворотом «лево-право» и «на себя-от себя». Дополнительные функции привязаны к двухпозиционным «качающимся» переключателям, которые расположены на вершинах рукояток.

На правой рукоятке таких переключателей два, на левой – один. Помимо них тут расположена функциональная кнопка (красного цвета) и восьмипозиционная «шляпка» управления обзором. Между рукоятками на лицевой панели штурвала у Pro Flight Yoke System расположен жидкокристаллический информационный дисплей с тремя управляющими кнопками. В базе джойстика имеется хаб на три порта USB и гнездо для подключения электропитания. Рычаги блока Pro Flight Throttle Quadrant имеют фигурные цветные набалдашники для «слепого» использования.

И Pro Flight Yoke System, и Pro Flight Throttle Quadrant входят в линейку устройств Saitek, имеющую внутренне номенклатурное имя PZ. Также к этой линейке относятся: дополнительный педальный блок Pro Flight Rudder Pedals, кокпит-панель Pro Flight Instrument Panel, панели Pro Flight Radio Panel и Pro Flight Switch Panel. Наконец, отметим, что блок Pro Flight Throttle Quadrant имеет «панельную» альтернативу Pro Flight Throttle, Prop and Mixture System.

Logitech Flight System G940

Джойстик Flight System G940 компании Logitech появился на рынке в конце 2009 года. Он относится к HOTAS-системам (Hands On Throttle-And-Stick – комплект, состоящий из джойстика и многофункциональной ручки под левую ладонь), которые используются для управления самолётами в «боевых» авиасимуляторах. Комплект Flight System G940 составляют непосредственно джойстик, блок с двумя рычагами и педальный блок. Все устройства снабжены противоскользящими резиновыми «ножками» и отверстиями для крепления шурупами.

Flight System G940

Джойстик системы Logitech сделан с использованием технологии обратной связи. Он обеспечивает аналоговое управление по двум осям: «лево-право» и «на себя-от себя». Стик джойстика вмонтирован в довольно тяжёлое основание прямоугольной формы, на котором расположены три балансировочных регулятора. Основные органы управления разместились на самом стике. Тут имеются: 2 кнопки-гашетки (курковая и верхняя), две восьмипозиционные «шляпки», три функциональные перепрограммируемые кнопки. Ещё две функциональные кнопки можно найти у основания стика спереди и слева по центру его штыря, на специальном выступе.

Блок рычагов, помимо них самих (рычаги можно использовать в спаренном и раздельном режимах), вмещает восемь функциональных кнопок с LED-подсветкой. На рычагах же расположились 2 четырёхпозиционные «шляпки», 4 функциональные кнопки, 2 аналоговых диска с насечками и трёхпозиционный переключатель режимов.

О педальном блоке можно сказать, что он обеспечивает аналоговое управление по двум осям, угол нажатия каждой из педалей приблизительно равен 30 градусам.

Thrustmaster HOTAS Warthog

HOTAS Warthog – джойстик из линейки HOTAS, которую уже второе десятилетие кряду выпускает компания Thrustmaster. Первое появление HOTAS Warthog в магазинах случилось в 2010 году – то есть, по меркам рынка перед нами очень свежее и современное устройство.

В комплект поставки HOTAS Warthog входят сам джойстик и блок с двойным рычагом управления двигателем.

Дизайн джойстика HOTAS Warthog повторяет форму ручки управления штурмовика Fairchild Republic A-10C Thunderbolt II – с 2006 года принятого на вооружение в ВВС США. Сам джойстик состоит из основания и рукоятки, которые соединяются крепёжным механизмом. Это сделано для возможности модернизации устройства в будущем. Сам рычаг джойстика обеспечивает аналоговое управление самолётом по двум осям «лево-право» и «на себя-от себя». Помимо этого, тут имеются: два восьмипозиционных дискретных мини-стика на головке, два четырёхпозиционных дискретных мини-стика (один из них на головке джойстика, а другой – на выступе слева), один из которых также выполняет функцию кнопки (на выступе слева), гашетка и её кнопка-дубликатор, боковая кнопка рядом с гашеткой и две кнопки у основания, одна из которых нажимается с помощью широкого «курка». Конструкция джойстика отличается большой массивностью и массой благодаря использованию в ней металла.

HOTAS Warthog

Блок управления двигателем со сдвоенными рычагами также является репликой соответствующего узла управления штурмовиком A-10C Thunderbolt II. Разработчики утверждают, что сохранили не только масштаб всех элементов управления, но и степень усилий, которые надо прилагать для нажимания тех или иных кнопок и тумблеров. А кнопок и тумблеров на блоке очень много: помимо сдвоенных рычагов управления двигателем на базе собрано более 30 элементов. К счастью, разобраться с их функциями помогают информационные надписи, которые опять-таки скопированы с реального образца на A-10C Thunderbolt II.

Завершая рассказ о HOTAS Warthog, надо отметить, что в состав его комплекта входит фирменная утилита, позволяющая программировать все органы управления джойстика и рычажного блока. Её название – TARGET, что является аббревиатурой для «Thrustmaster Advanced pRogramming Graphical EdiTor».

Геймпады

За прообраз геймпада можно считать мобильный блок из клавиш, дублирующих курсорные кнопки клавиатуры. Такой легко сделать самостоятельно. Однако для придания устройству большей эргономики, кнопки, отвечающие за движение, размещались компактно и «убирались» под единый четырёхпозиционный манипулятор – именно такая схема была у геймпадов первых игровых приставок.

Какая эргономика? Нет, не слышали…

Собственно, эволюция геймпада как игрового устройства связана именно с приставками и развитием видеоигр. Начав как прямоугольное устройство с четырёхпозиционным манипулятором и двумя (четырьмя) функциональными кнопками, геймпад сначала приобрёл более физиологически обусловленную эргономичную форму, потом – увеличил количество функциональных кнопок (до 10-12) и нарастил число положений манипулятора до восьми. Последней модернизацией геймпадов стало появление среди органов управления аналоговых стиков (одного или двух) и перевод функциональных кнопок (в первую очередь – курковых) с дискретного на аналоговый режим. 

Radica Phoenix Revolution Customizable Gamepad

Как известно, помимо многих оригинальных взглядов на дизайн и функциональность, у двух ведущих современных игровых систем – Sony PlayStation 3 и Microsoft Xbox 360 – существуют разительно отличные подходы к устройству классических геймпадов. При том, что и в том, и в другом случае речь идёт о манипуляторе с двумя аналоговыми стиками, восьмипозиционной площадкой и несколькими основными кнопками, расположение узлов на лицевой поверхности отлично. У Sony стики стоят внизу напротив друг друга, у Microsoft же правый стик соседствует с дискретной восьмипозиционной площадкой, над которой расположен его брат-близнец. Какая из версий более удобна и эргономична – решать пользователю.

Phoenix Revolution Customizible Gamepad

Именно так в 2006 году решила компания Radica, выпустив геймпад Phoenix Revolution Customizable Gamepad. Его уникальное свойство состоит в узловой структуре конструкции, позволяющей размещать стики, кнопки и восьмипозиционную площадку так, как удобно владельцу. Благодаря двум встроенным моторам геймпад поддерживает технологию обратной связи. Кнопки соответствующего блока и боковые курки работают как в дискретном, так и в аналоговом режиме, предусматривающим 256 градаций силы нажатия.

Phoenix Revolution Customizable Gamepad выпускался в версии, совместимой с приставкой Sony PlayStation 2.

Flexiglow Cyber Snipa PC Gamepad 2

В 2007 году гонконгская компания Flexiglow расширила линейку игровых устройств Cyber Snipa геймпадом Cyber Snipa PC Gamepad 2. Это устройство представляет собой «геймпад» в его самом изначальном смысле – дублируя часть клавиш клавиатуры в наиболее эргономичной с игровой точки зрения конфигурации.

Cyber Snipa PC Gamepad 2

На геймпаде собраны кнопки клавиатуры, наиболее часто употребляемые для управления в играх: TAB, «пробел», Shift, Alt, Ctrl, WASD+QE, RTFG, Z+H, XCBNV, F1-F4, Esc, 1-7 – всего 37 позиций. Их размер, конфигурация и расположение подобрано в соответствии с их функциональностью в играх разных жанров, в основном, конечно, в боевиках от первого и третьего лица. Манипулятор подключается к порту USB и сразу может быть применён в игровых проектах. Однако для большего удобства использованию в комплекте с ним идёт утилита, благодаря которой пользователь может перепрограммировать функции всех кнопок геймпада и сформировать несколько загружаемых профилей.

Datel TurboFire EVO 360

Китайская компания Datel в 2011 году выпустила геймпад TurboFire EVO 360 для приставки Microsoft Xbox 360, который не только обладает всеми функциями оригинального устройства, но и добавляет к его достоинствам возможность настройки многих параметров с их информационным представлением на встроенном дисплее.

TurboFire EVO 360

В целом, дизайн TurboFire EVO 360 мало чем отличается от дизайна фирменного манипулятора Xbox 360: расположение стиков, кнопок, восьмипозиционной площадки и боковых курков идентично. Однако с помощью трёх дополнительных кнопок пользователь может изменить немало «внутренних» параметров работы геймпада. Среди них – переключение TurboFire EVO 360 в режим для левшей, регулировка силы обратной связи, переназначение кнопок, создание макросов на комбинации нажатий, включение режима автоматического «огня» и снайперского режима. Все изменения отображаются на встроенном цветном дисплее с размером диагонали 1,7 дюйма.

Рули и педали

Руль и педали – манипулятор одного игрового жанра со всеми вытекающими последствиями. При существовании вполне реального прототипа, эволюция рулей и педалей шла по пути последовательного приближения к нему.

Даже в СССР делали игровые рули

Отсюда и замена пружинной тяги на систему моторов с имитацией обратной связи, и увеличение угла максимального разворота рулевого колеса, и игра с дизайном и количеством педалей, и многочисленные попытки максимально точно воспроизвести классические образцы рычага коробки передач. 

Thrustmaster T500 RS Force Wheel+Ferrari F1 Wheel

Комплект T500 RS Force Wheel появился в ассортименте компании Thrustmaster в 2010 году в качестве флагманской модели игрового руля. Комплект состоит из самого руля и педального блока с тремя педалями. Манипулятор совместим с компьютером и приставкой Sony PlayStation 3. Крепление рулевой колонки к грани рабочей поверхности осуществляется с помощью винтовой пластмассовой струбцины.

Ferrari F1 Wheel на основе T500

Руль T500 RS Force Wheel поддерживает режим обратной связи, который, как возвратное движение руля обеспечивает 65-тиваттный мотор. К рулю не прилагается отдельный блок коробки передач – его заменяют 2 подрулевых переключателя. Помимо них на руле расположена восьмипозиционная площадка и 11 функциональных кнопок. Сам руль обеспечивает аналоговое управление болида с чрезвычайно высокой степенью чувствительности: полный ход колеса равен 3 полным оборотам, 1080 градусам.

Педальных блок сделан из металла и весьма массивен. Все педали обладают независимым ходом. Режим считывания информации о нажатии – аналоговый.

В 2011 году Thrustmaster выпустил рулевое колесо Ferrari F1 Wheel, интегрированное в платформу T500. Оно является визуальной и функциональной репликой настоящего рулевого колеса Ferrari 150° Italia.

Logitech G27 Racing Wheel

Рулевой комплект G27 Racing Wheel появился в ассортименте Logitech в 2009 году, он заменил собой прежнего флагмана – G25. Комплект состоит из рулевой колонки, блока коробки передач и педального блока. Первые две позиции имеют жёсткое крепление к рабочей поверхности с помощью винтовых струбцин. G27 Racing Wheel совместим с компьютером и приставками Sony – PlayStation 2 и 3 через порт USB.

G27 Racing Wheel

Поскольку G27 Racing Wheel считается флагманской моделью, в конструкции рулевой колонки Logitech применила несколько металлических узлов, а оплётка колеса сделана из кожи. Руль поддерживает режим обратной связи и силового возврата колеса в исходное положение, вращение осуществляется на 900 градусов. Из дополнительных органов управления на рулевой колонке расположены 2 подрулевых переключателя и 6 функциональных кнопок. Уникальной деталью в дизайне можно считать светодиодный указатель оборотов виртуального мотора.

На блоке коробки передач помимо самого рычага переключения расположены 8 функциональных кнопок и восьмипозиционная площадка. Вырез коробки передач Ж-образный, шестиступенчатый.

Педальный блок состоит из трёх аналоговых педалей, имитирующих классическую подвесную конструкцию.

Fanatec Porsche 911 GT3 RS V2 Wheel

В 2011 году компания Fanatec выпустила новую (вторую) версию своего игрового колеса, разработанного ею совместно с автогигантом Porsche — Porsche 911 GT3 RS V2 Wheel. Как ясно из названия, манипулятор копирует форму рулевой колонки автомобиля Porsche 911. Комплект Porsche 911 GT3 RS V2 Wheel состоит из самого руля и педального блока. Манипулятор совместим с компьютером и приставкой Sony PlayStation 3.

Porsche 911 GT3 RS V2 Wheel. Интеграция кнопок в общий облик потрясает

Уникальной особенностью дизайна Porsche 911 GT3 RS V2 Wheel можно считать удивительную «вписанность» функциональных кнопок во внешний вид руля. В самом деле, на первый взгляд невозможно сказать, что на лицевой панели находятся 10 кнопок и восьмипозиционная площадка. Помимо них на колонке есть 2 подрулевых переключателя и 2 дополнительные сервисные кнопки. Само рулевое колесо обтянуто кожей и вращается на программируемый угол – от 90 до 900 градусов. Функция обратной связи в Porsche 911 GT3 RS V2 Wheel осущесвляется с помощью трёх микромоторов.

Педальный блок Porsche 911 GT3 RS V2 Wheel состоит из трёх педалей, которые работают в аналоговом режиме.

Игровые клавиатуры и мышки

Клавиатурный стандарт на платформе PC выработан много десятилетий назад и практически не менялся. Те же минимальные вариации, которые существовали, никогда не имели под собой цель сделать клавиатуры удобнее для управления в играх.

Warrior XXtreme

Что касается эволюции мышек, то переход от механического к оптическому позиционированию, смена вида подключения на USB и рост чувствительности одинаково благотворно влияли как на рабочие, так и на игровые возможности этого манипулятора. Позиционирование же устройства в качестве игрового обычно означает существование изменений в эргономике, количестве функциональных кнопок и наличие специальных опций – типа возможности смены чувствительности «на лету».

Wolfking Warrior XXtreme и Zalman fg1000 FPS Gaming Mouse

Хотя многие производители уверены, что присвоения клавиатуре или мышке ярлыка «игровая» достаточно выкрасить кнопки WASD в оранжевый цвет и слегка изменить форму корпуса манипулятора (для мышки), некоторые фирмы всё идут на интересные эксперименты по созданию устройств, действительно помогающих лучше ощутить вкус игрового процесса.

Хорошим примером могут служить снятые ныне с производства игровая клавиатура Warrior XXtreme компании Wolfking и мышь-пистолет fg1000 FPS Gaming Mouse, созданная в 2007 году известным производителем систем охлаждения Zalman.

fg1000 FPS Gaming Mouse

Форма клавиатуры Warrior XXtreme представляет собой два соединённых круга. Однако не форма тут главное, а конфигурация кнопок. На клавиатуре умещается полторы стандартные раскладки, однако, форма отдельных клавиш сделана с учётом их эргономического использования в играх различных жанров. Также на клавиатуре присутствуют несколько функциональных кнопок и блок для управления мультимедийными функциями.

Внешне мышь fg1000 FPS Gaming Mouse напоминает перевёрнутый пистолет. Водя «верхней» гранью «ствола» по рабочей поверхности, мы перемещаем курсор. Левая кнопка расположена на месте спускового крючка, помимо неё на корпусе присутствуют ещё 3 клавиши и диск прокрутки, вмонтированный в выступ рукоятки.

AZiO Levetron Mech4

Внешний вид новейшей игровой клавиатуры Levetron Mech4 производства компании AZiO Corp. ориентирован в первую очередь на поклонников серии Mech Warriors и прочих гигантских человекоподобных боевых роботов. В самом деле, поставив эту клавиатуру на стол, вы ощутите себя практически в кабине MadCat.

Levetron Mech4

Levetron Mech4 обладает рабочей функциональностью, расширенной за счёт дополнительных клавиш и встроенного аналогового регулятора громкости. Кроме того, клавиатура позволяет прикреплять к основному блоку клавиш два дополнительных: цифровой и перепрограммируемый. Механизм крепления цифрового блока позволяет использовать его с левой или правой стороны, функциональный блок «навешивается» сверху на заднюю грань. Levetron Mech4 относится к механическим ударопрочным и водонепроницаемым клавиатурам, конструкторы гарантируют её работоспособность на уровне 50 миллионов нажатий.

Mad Catz Cyborg R.A.T.9

Назвать мышь Cyborg R.A.T.9 игровой компании Mad Catz позволил тот факт, что этот манипулятор предоставляет невероятные возможности по изменению собственной эргономики и широчайшую функциональность.

Cyborg RAT9

Cyborg R.A.T.9 относится к классу беспроводных мышек. Благодаря использованию частоты 2,4 гигагерца конструкторы гарантируют задержку на уровне 1 миллисекунды. Корпус Cyborg R.A.T.9 полностью конфигурируется по длине, ширине, углу подъёма, расположению относительно центра тяжести и форме захвата. Кроме того, в комплект мышки входят специальные грузики, с помощью которых владелец может регулировать массу своего экземпляра Cyborg R.A.T.9.

Мышь поддерживает 4 программируемых режима чувствительности, которую можно поднимать до уровня 5600 точек на дюйм. Помимо двух основных клавиш, в Cyborg R.A.T.9 используется ещё пять дополнительных – перепрограммируемых. Верхняя и боковая панели корпуса мышки – сенсорные.

Читайте еще:  Обзор 4К-проектора BenQ W2700: на уровень выше
Оцените статью
( Пока оценок нет )