- «Открылась бездна звёзд полна»
- Партия сказала: «Надо» — колонист ответил: «Есть!»
- Эскадра первой величины и второй свежести
- «Звёздные войны» под микроскопом
- Материал по игре
- Бесконечность не предел
- Ваше видение, их будущее
- Ломать и строить
- Не забытое старое
- Новое политическое мышление
- Война и мир
- Надежды
- Endless Space 2
- Оценка: 8.5
- Не удача, а талант
- Космическая макроэкономика
- Места на всех не хватит
- Манит нас космос далекий
Созданный на Земле аппарат вырвался за пределы Солнечной системы, самые удалённые объекты которой, включая Нептун и Плутон, мы теперь можем рас Зонд «Кассини» развернул перед нами панораму колец Сатурна, а учёные из NASA буднично подсчитывают потенциально обитаемые миры за тридевять световых лет. И, хочется верить, не за горами колонизация Марса — человечество будто бы заново попало под обаяние космоса. Возможно, поэтому в последнее время так популярны стратегии о строительстве звёздных империй —
Galactic Civilizations III
,
Master of Orion
,
Stellaris
… Вот и разработчики из
Amplitude
предлагают взгляд на тот вариант будущего, где сталкиваются интересы диковинных рас и сражаются на орбитах планет их армады. Вопрос лишь в том, убедительнее ли эта картина, чем остальные.
«Открылась бездна звёзд полна»
У прохождения
Endless Space 2
много общего с работой над произведением искусства. Как берущий в руку карандаш художник или писатель, садящийся за рассказ, геймер ещё до первого хода хотя бы примерно воображает, каким макаром вести партию и что должно получиться в финале. Выбрать ли из восьми рас Несгибаемых с их беспощадным пацифизмом, рвануть ли к научной победе вместе с Софонами, построить ли скупающую планеты корпорацию Люмерис или же разговаривать с соседями на языке угроз, насилия и порабощения — тут нет равных Пожирателям. Иначе говоря, фракции в игре отличаются не мелкими бонусами, а основательно. К тому же никто не мешает вывести собственную расу атомных мутантов с восьмиугольными телами, которые питаются кровью. Наконец, какую форму придать Галактике и до какого возраста её состарить? В поиске ответов нет ничего сложного, если вы подходите к игре обстоятельно — как того и требуют 4X-стратегии.
Вступительный ролик Империи людей стилистически напоминает агитку инопланетян из XCOM 2.
Итак, у вас есть план. И вы начинаете его воплощать: с планетой на отшибе и двумя кораблями — исследовательским и колонизаторским. А от первых ходов, как это водится, зависит многое. С каких построек и технологий начать? Куда отправить зонды и что за аномалии они встретят по пути? Повезёт, если под боком есть богатый ресурсами мир — с хорошим заделом на производство зданий и пропитание граждан. Иначе сядут поселенцы на шарик уныния и будут грызть камни вместо хлеба. Хотя обжиться дают где угодно — на леднике, в пустыне, на вулкане или пепле, — для колонизации такой экзотики нужно открыть соответствующие технологии.
Бывает и так, что изобильным место не назовёшь, но оно даёт титан, гиперий и, скажем, немного адамантия — сюда есть смысл втиснуть хотя бы небольшое поселение. Ведь того и гляди здесь обоснуется противник. Даже, казалось бы, пустые системы, где нет ничего, кроме чёрной дыры или туманности, всё равно приносят мощный бонус после включениях их в сферу влияния. Шутки ради авторы разрешают исследовать и знакомую по
Endless Legend
Ауригу — правда, весна на ней уже никогда не наступит.
И на каждом шагу игра поручает задания разной степени важности, от сюжетных — у каждой расы они свои — до мелочи, где надо выбрать меньшее из зол. Например, использовать ли встреченных на фронтире животных как скот или наладить с ними общение? Решить судьбу восстания рабочих, вернуться к древним руинам с набором ресурсов роскоши, помочь потерпевшим крушение путешественникам, выполнить задание одной из малых рас, не расселяющихся дальше родных систем, — подобных событий в
Endless Space 2
предостаточно, и они здорово разнообразят паузы между ходами. А ещё вносят элемент случайности. Вместе с научным развитием, экономикой и политикой это запросто сводит изначальный замысел на нет, но вместе с тем помогает выстроить свою историю покорения космоса. В том и прелесть творчества, что, занимаясь им, учишься принимать решения на лету и менять подход к проблемам.
Не так важен размер владений, как могущество владельца.
Партия сказала: «Надо» — колонист ответил: «Есть!»
Космос, конечно, вечный, но не резиновый, поэтому рано или поздно в нём назревает конфликт. И чтобы встретить врага достойно, а не со спущенными штанами, нужно уделять внимание сразу нескольким аспектам развития. Открывая технологии в четырёх областях знаний, придерживаться золотой середины — сейчас, допустим, изучаем межпланетный агробизнес для общения с малыми фракциями, а потом берёмся за бронетехнику для усиления гарнизонов. Скорость работы учёных зависит от очков науки, которые тоже не с потолка капают — нужны здания и, как вариант, благоприятный для исследований политический режим. А он, как и всё производство в целом, зависит от настроений на периферии: какой партии симпатизируют поселенцы, насколько развито у них производство, много ли населения участвует в труде и обороне.
Вообще, система политики — гордость и краса
Endless Space 2
. У вас есть шесть партий — милитаристы, пацифисты, промышленники, экологи, учёные и верующие. И каждая получает долю голосов в Сенате после выборов раз в двадцать лет, причём результаты голосования могут разниться от системы к системе. Скажем, в Квадрусе коренные жители всеми клешнями за холодильник битком и здоровый тяжпром, а в Арктуре из-за эмигрантов растёт лобби «зелёных». Но ничто не вечно: политика здесь, как и в реальной жизни, штука переменчивая. Во-первых, популярность той или иной идеологии зависит от действий игрока: если бряцать оружием, строить бункеры да крейсеры и ударяться в агрессивную риторику, возрастает удельный вес сторонников войны. Во-вторых, на Сенат можно повлиять, потратив пыль и очки влияния (местные аналоги валюты и культуры), либо — как же без этого — внаглую подтасовать результаты выборов. Малоэффективно? Устройте переворот, приведя к власти одну-единственную партию.
Новые миры встречают симпатичными заставками; жаль, эти картинки часто повторяются.
Наконец, немаловажную роль в общественной жизни играют герои — с ними связан отдельный квест по поиску Академии, откуда они, собственно, и вербуются. Хотя у каждой такой личности изначально есть специальность — один хорош как администратор, другой как военный, а вот вам без пяти «скиллов» акула бизнеса, — назначать их на посты можно произвольно. А там — улучшать их способности по мере накопления опыта. При этом губернатор из учёных представляет свою партию в Сенате, а адмирал топит с трибуны за милитаризм. И раз уж поначалу обходишься единственным героем (а без связи с Академией — сидишь с ним довольно долго), именно он и делает политическую погоду. Практическая же польза в том, что партия у власти даёт доступ к определённым законам, и чем опытнее сенаторы, тем больше козырей у них в рукавах: представленный в парламенте вояка открывает бонусы для развития флота, а «белый воротничок» подстёгивает индустрию. Принимай хоть десять биллей сразу — лишь бы хватило очков влияния.
На фоне такой тщательной проработки внутренней политики, внешняя, увы, выглядит удручающе. Действия противников предсказуемы, будто соперничество деревень Вилларибо и Виллабаджо из старой рекламы, — те же Пожиратели начинают с требования дани, а Люмерис заканчивают экономической победой. Это не значит, что их легко заткнуть за пояс, но, попав в одно созвездие с той или иной фракцией, уже примерно знаешь, к чему готовиться и как строить дипломатию. С кем будешь воевать, с кем — торговать. И кто раньше захватит приглянувшуюся систему — методы колонизации, как и методы менеджмента, у каждой расы свои. Играете за Софонов — не жалуйтесь на ветви Несгибаемых, удавившие ваш аванпост в зародыше.
Эскадра первой величины и второй свежести
Последний довод королей (ну или звёздных лордов) — это, понятно, война. А для победы в сражениях нужен крепкий флот. Ковать военное железо нам предлагают в два этапа: открывая типы кораблей в рамках научных исследований и добавляя к стандартным корпусам модули на верфи. Потому что любое судно по умолчанию — бестолковая болванка с минимальным вооружением на борту. Строится эта посудина настолько же быстро, насколько и рвётся в клочья вражескими канонирами. Но немного возни в редакторе и пара технологий для разблокировки ячеек на корпусе — и готов грозный дредноут. Сохранив удачный проект, можем собирать из таких звездолётов флотилии. Это удобно, но есть нюанс: в пылу войны недолго забыть об очередном «апгрейде» и нарваться своими фрегатами пятого поколения на какие-нибудь Когти-8.
Капитан Врунгель одобряет: превращаем «Беду» в «Победу».
Иногда же, наоборот, выгодно разгрузить транспорт от турелей и ракетных установок — например, поставить на корабль-исследователь дополнительные зонды вместо пушки, чтобы изучать за ход больше аномалий и систем. В отдельных случаях даже самый полезный модуль бывает помехой, ведь чем больше оборудования, тем дольше строительство. С другой стороны, безоружному судну нечего противопоставить пиратам, которые начинают донимать практически сразу, не говоря уже об участии в крупных битвах.
Досадно, что в
Endless Space 2
силы сторон сходятся стенка на стенку. Перед сражением нам дают выбор из трёх тактик для «чайников» — например, эскадра с хорошей защитой принимает удар на обшивку и прогибается в авангарде, чтобы заманить противника в кольцо, а атакующие звездолёты действуют ровно наоборот. Дальше — дело статистики и желания смотреть ролик, по-киношному демонстрирующий, как звучит в вакууме выстрел из бластера или взрыв имперского крейсера.
То же самое происходит, когда оккупируешь планету конкурента: у вас, условно говоря, пятьсот десантников, а у него — триста пехоты и десяток танков. Сошлись — разбежались зализывать раны. И всё без какого-либо участия со стороны игрока, поэтому даже хорошо, что теперь схватки протекают в одну стадию, а не в три, как в оригинале. Так что после пары-тройки подобных сражений их анимацию просто пропускаешь, чтобы скорее получить результат.
а вот вмешиваться — нет.
«Звёздные войны» под микроскопом
увлекательна, но вовсе не идеальна. Да и авторы привили ей не все удачные механики — например, дело с распределением жителей по специальностям там оформлено куда лучше и удобнее. А удовольствие от управления космической империей то и дело портят баги, среди которых попадаются такие, что приходится перезапускать игру, — как, допустим, пропадающая возможность начать бой, из-за чего и ход-то завершить нельзя. Или бесят «тормоза» во второй половине партии. Но изъяны игры не отменяют её обаяния: здесь действительно чувствуешь себя правителем звёздных систем и вершителем судеб, отправляющим экспедиции и карательные эскадры к чёрту на кулички.
Сотрудники
Amplitude
создали масштабное, всесторонне продуманное и в то же время органичное произведение, которое не скачет с пятого на десятое, но и не прощает ошибок. Да, это развитие идей предыдущих игр студии, поэтому разрыва шаблонов вы не дождётесь, но не наломать дров, оставив исправно работающие вещи как есть, тоже надо уметь. Знакомиться с 4X-стратегиями посредством
Endless Space 2
, пожалуй, бессмысленно — она громоздка и требует долгого, терпеливого постижения азов. Зато поклоннику жанра подарит десятки настолько же увлекательных, насколько и напряжённых часов у монитора. Причём, в отличие от
Stellaris
, которой остро не хватало контента на старте продаж, здесь в этом смысле полна коробочка.
Плюсы:
атмосфера космического приключения, которую дополняют квесты с принятием решений; уникальные фракции и продуманный геймплей политики, науки, развития колоний; графика и музыкальное оформление вдохновляют.
Минусы:
сражения по-прежнему стенка на стенку; предсказуемый ИИ; в нюансах чёрт ногу сломит; хоть и редкие, но раздражающие баги.
Материал по игре
Как улучшить то, что и так отлично работает?
Amplitude Studios
подходит к этому вопросу очень обстоятельно. Почти каждый их проект проходит через стадию раннего доступа. При этом игроки могут активно влиять на разработку через площадку
Games2Gether
, предлагая свои дизайнерские идеи, голосуя за лучшие из них и сообщая о багах. В результате студия создает именно то, что хотели бы видеть их поклонники.
Endless Space 2
не стала исключением — это результат работы большой группы любителей глобальных стратегий.
Бесконечность не предел
Пожалуй, самое сложное в
4Х-стратегиях
— это понять, что в них вообще надо делать и какие кнопки нажимать. Количество информации на экране может легко ошеломить неподготовленного игрока и побудить его навсегда закрыть игру. Endless Space 2 аккуратно решает эту проблему с помощью обучения — подробного, но совсем не надоедливого.
Опытные стратеги могут пропустить обучение и сразу приступить к выбору фракции и установке параметров партии. Рас в игре восемь штук. Из старых знакомых: воинственные крейверы, которые освоили дипломатию и рабовладение, промышленники из Объединенной империи — они теперь могут покупать технологии за очки влияния, ученые софоны и гордые клоны аристократа Горацио (эти две фракции почти не изменились).
Если не получается определиться с предпочтениями, всегда можно воспользоваться рандомом.
Из новых рас у нас есть паразиты водяны которые развиваются, пожирая другие фракции, пришельцы из другой вселенной рифтборн живущие по другим законам физики, само время в их колониях течет по-другому, а также жадные люмерии — богатейшая торговая империя, они не способны к колонизации, зато могут выкупить любую планету и продать ее вам втридорога, и, наконец, анфоллен — растения-пацифисты, способные пробуждать на своих планетах существ, похожих на «стражей» из Endless Legend.
Если вас не устраивают стартовые варианты, ничто не мешает создать собственную фракцию, с уникальным набором приглянувшихся параметров. Помимо фракции можно выбрать сложность и продолжительность партии, размер и тип галактики, ее возраст, количество созвездий и многое другое. Уже на этом этапе игра предлагает нам огромное пространство для экспериментов.
Тип и размер галактики, количество созвездий — все это можно изменять, и итоговые результаты будут кардинально отличаться по геймплею.
Начинаем мы с одной-единственной планеты где-то на просторах огромной неизведанной галактики. Очень скоро мы отправимся в победное (если повезет) шествие по соседним звездам. Между звездными системами протянуты артерии маршрутов, по которым мы ведем наш растущий флот. Что мы найдем на конце каждой такой линии, неизвестно. Посылка в неразведанные системы корабля-колонизатора может выйти боком всем, кроме тех, кто играет за водянов. Их колонизаторы «Ковчеги» могут нести на себе мощное вооружение. Остальным лучше использовать исследовательские корабли.
Прилетев на место, флот отправит нам краткую информацию о том, что он обнаружил в системе: какие планеты, сколько на них ресурсов, насколько они пригодны для жизни. На планетах частенько можно найти разные любопытные объекты: остатки древних цивилизаций, особые виды жизни или предметы. Исследовав находку, мы сможем получить новые технологии или стратегически важные ресурсы.
Исследовательский корабль может отправить зонды в нужном нам направлении. Они способны обнаружить системы далеко за пределами нашего созвездия. До этих мест мы сможем добраться через червоточины, но только после изучения соответствующей технологии.
Ваше видение, их будущее
Не все найденные планеты пригодны для жизни: на одних идут кислотные дожди, на других влаги вообще нет, на третьих температура слишком низкая. Однако цивилизация, активно занимающаяся наукой, со временем научится терраформировать планеты.
Дерево технологий, как и раньше, делится на четыре области: кроме упомянутой научной ветки мы можем пойти по пути экономики, войны или развития имперской инфраструктуры. Разумеется, способы эффективного развития у каждой расы отличаются. Играя за милитаризованную империю, нам будет гораздо проще отбирать чужие планеты, чем создавать с нуля собственные колонии.
Ветки развития делятся на несколько эпох. Чтобы исследовать суперсовременные технологии, придется потратить немало ходов на изучение предыдущих этапов этой ветки.
У каждой планеты есть четыре основных параметра: очки промышленности, пищи, исследования и производства «пыли» — общегалактической валюты. С ее помощью мы торгуем с чужими империями, покупаем апгрейды и платим жалованье героям. Герои — это уникальные персонажи, которых вы будете встречать по мере разрастания вашей империи. Всего их четыре класса: искатель, страж, надзиратель и советник. Вероятность появления героя определенного класса повышается, если вы уделяете много внимания свойственной ему отрасли: необходим искатель — занимайтесь исследованием новых планет. Каждый класс обладает как общими, так и уникальными способностями, а поставить героев можно во главу флота или сената.
Каждый герой индивидуален. Он принадлежит к определенной расе и политической партии и многое успел пережить.
Ломать и строить
Покоряя просторы космоса, вы можете встретить не только основные цивилизации, но и второстепенные, и с ними можно завязать дипломатические отношения. На это будут тратиться очки влияния империи — ресурс, что поставляют наши колонии. Играя за Объединенную империю, эти очки можно тратить на мгновенную покупку технологий. Но выигрыш от сотрудничества с другими фракциями тоже велик. Во-первых, вы приобретаете союзника, у которого по мере улучшения отношений появляются особые действия. Во-вторых, это источник дополнительных ресурсов, таких как очки промышленности, исследования или «пыли». Правда, никто не мешает начать войну и отбить у надоевшего союзника планету для своей колонии.
Создание аванпоста на планете позволяет нам насладиться ее пейзажем.
Во время путешествий по незнакомым системам вы можете наткнуться на случайно генерируемые локации (например, на Академию, где можно тренировать героев) и квесты (разыскать древний артефакт или провести 10 сканирований планет). Но не спешите радостно снаряжать корабли в путь — неприятностей вокруг не меньше. В космосе полно пиратов, да и другие фракции не всегда будут к вам дружелюбны.
Космические бои в Endless Space 2, как и в первой части, проходят автоматически. Повлиять на них можно лишь перед самой битвой, выбрав для своего флота тактику боя и распределив корабли по направлениям наступления. После этого останется только наблюдать за противостоянием со стороны. Правда, зрелище выходит по-киношному эпичным, особенно если вы успели построить флот побольше. Но если не хочется ждать, никто не мешает вам пропустить любой ролик с битвой.
Наземные сражения нам тоже не подвластны, и они не так зрелищны, как космические баталии.
Любой звездолет в игре можно модернизировать на свой вкус.
От того, как вы покоряете галактику и развиваете свою империю, зависит партийная система Империи. В нашем сенате представлены шесть партий: пацифисты, ученые, индустриалисты, экологи, военные и теократы. При усиленном вложении в исследования и науку возрастет авторитет ученых, а если увлечетесь войной — получите рост милитаристских взглядов у населения. Чем сильнее влияние партии, тем больше ее представителей в сенате. Значит, они смогут лоббировать больше законов, направленных на улучшение технологий в своей области.
Каждые двадцать ходов проводятся выборы в сенат; подсчет голосов ведется в каждой системе.
На первый взгляд, Endless Space 2 недалеко ушла от первой части. Серьезных изменений и новых игровых механик здесь немного. Но дьявол, как известно, в мелочах. Космос выглядит и звучит потрясающе, а звездные системы вокруг игрока под завязку полны необычных событий и предметов. Каждый раз, когда ты думаешь, что пора бы закрыть игру и поспать пару часиков, она затягивает тебя «ну еще на двадцать минуточек». Жалко лишь, что бои так и не сделали полноценными. Да и третье измерение на галактической карте (как в Homeworld 2) пришлось бы к месту. Может, в третьей части добавят?
- графика и визуальный стиль;
- музыкальное сопровождение;
- разнообразие рас и путей достижения победы;
- космические бои.
- невозможно непосредственно влиять на ход битвы;
- встречаются баги, порой не позволяющие даже запустить игру.
Как мы играли
Во что:
игра предоставлена издателем.
На чем:
PC
Сколько:
двенадцать часов.
Ачивка редакции
«Любитель Spore»
Назло игре создать расу, абсолютно не похожую на остальные.
О локализации
Версия для прессы, предоставленная издателем, была полностью на английском языке. Но после официального выхода из раннего доступа в ней появилась частичная поддержка русского языка. В комментариях к обновлению разработчики извиняются перед русскоязычным сообществом за то, что не успели полностью перевести игру к релизу и обещают доделать полный перевод в ближайшее время.
Отличная глобальная стратегия, где можно пропасть на несколько недель и после этого все равно открыть для себя что-то новое.
Классические механики, инновации и большой потенциал.
Endless Space 2 — новая игра от французской студии Amplitude и одна из самых ожидаемых стратегий 2017 года. Рискованный проект, который неизбежно будут сравнивать со Stellaris от Paradox Interactive, должен определить будущее и студии и жанра 4X-стратегий в целом.
Не забытое старое
Amplitude провели серьёзную подготовительную работу. В последние два года к другому их 4Х-проекту — Endless Legend — вышло четыре масштабных дополнения. Каждое из них совершенствовало геймплей и расширяло игровые механики, многие из которых перекочевали с поверхности планеты Ауриги в бесконечный космос.
Очень многие новшества, которые появились во второй части Endless Space — это адаптированные элементы геймплея из Endless Legend: малые фракции, квесты, накапливаемые стратегические ресурсы, уникальные механики для каждой расы.
Внешняя политика в игре также довольно стандартна для стратегий от Amplitude. Изначально все империи находятся в состоянии холодной войны. Однако заключив с соседями прочный мир, с ними можно торговать — обмениваться ресурсами, технологиями и даже мирами.
На месте и возможности для взаимодействия с малыми расами. Их можно просто завоевать или подкупить. Однако фирменной находкой серии Endless всегда были интересные мини-квесты, которые в случае успешного выполнения не только обеспечивали лояльность фракции, но и давали дополнительный бонус.
Новое политическое мышление
Amplitude не просто перенесли в Endless Space 2 свои классические механики, но и добавили новых. Если раньше в играх серии за всю внутреннюю политику отвечал единственный параметр счастья населения, который можно было повышать с помощью специальных зданий и ресурсов, то теперь в ней появились формы правления, политические партии, выборы и законы.
Каждый гражданин империи теперь обладает собственными политическими взглядами (прямо как в Stellaris), которые делают его последователем одной из шести идеологий: промышленников, учёных, пацифистов, зелёных, жрецов или военных. В зависимости от действий игрока, эти идеологии будут становиться более или менее привлекательными для населения.
Каждые двадцать ходов в империи проходят выборы. Победившая на них партия получит немного опыта и сможет принимать законы — специальные бонусы, которые усилят какой-то аспект вашей империи. Что-то вроде национальных идей из Europa Universalis IV — у каждой идеологии свои. Больше побед — больше опыта. Больше опыта — более эффективные законы можно принимать.
В демократических империях больше партий получают опыт. В федерациях больше лимит планет, которыми можно управлять. В республике эффективнее действуют законы.
Не совсем понятны преимущества диктатуры, в которой может править лишь одна единственная партия, есть минимум ячеек под бонусы от законов, а недовольное население склонно бунтовать. Возможно, это должно показать игроку по ту сторону монитора, как хорошо жить в демократическом обществе и как плохо — в диктатуре. Но как элемент геймплея выглядят неоднозначно.
Война и мир
Увы, заимствуя у Endless Legend так много, разработчики не перенесли в новую игру проработанную систему тактических боёв. Вместо этого, как и в оригинальной Endless Space, игрок может только выбирать стратегию поведения своих сил, следуя которой искусственный интеллект сам рассчитает исход боя.
Возможно, тактические бои всё же добавят в грядущих дополнениях, но пока не совсем понятно, почему, имея на руках рабочую модель, в которой оставалось лишь заменить внешний вид юнитов, Amplitude решила от неё отказаться. Игроку остается лишь смотреть пафосный ролик, в котором враждующие эскадры обстреливают друг друга из разнокалиберных орудий, которые можно собственноручно установить в редакторе кораблей.
Если сражение развернулось в колонизированной системе, то по его завершению она переходит под контроль победителя. В каждой системе можно возводить различные строения, развивающие индустрию, сельское хозяйство, экономику, науку и ряд других отраслей. Там же создаются боевые юниты. Все эти процессы знакомы любому, имеющему опыт не только в играх Amplitude, но и в любых других 4Х-стратегиях.
Надежды
Возможно кому-то покажется странным, что мы всё время сравниваем новое творение Amplitude с игрой, которая формально относится к другой серии. Но представьте, если бы кто-нибудь решил после выхода Civilization VI всерьёз сравнивать её не с пятой, а, допустим, с третьей или второй частью.
С 2011 года много воды утекло. И Endless Space 2 — это не просто сиквел одноименной старой игры, но продолжение всей серии Endless. Несмотря на разные поджанры, она развивалась как единое целое. И для фанатов приятно будет узнать, что любимая вселенная не только не потеряла ничего из своего богатого наследия, но и приобрела несколько новых любопытных элементов, которые наверняка будут расширены в DLC.
Игра вряд ли сможет сравниться со Stellaris, новым королем жанра, в масштабности геймплея. Однако ей удалось избежать главного его недостатка – однообразия стратегий развития. Каждая из восьми имеющихся на данный момент в игре рас имеет уникальные сильные и слабые стороны. Поэтому партия за космическую саранчу cravers никогда не будет походить на партию за пацифистов unfallen. Именно на это стоит обратить внимание тем, кто сомневается, брать игру или нет.
Endless Space 2 — это правильное консервативное продолжение серии. Оно не изменяет ключевые механики, но добавляет много нового, делая игру объемнее. Сразу скажем — вторая часть вышла очень и очень неплохой. Оставив все самое лучшее, что было в оригинале, разработчики смогли очень элегантно заставить вас чувствовать игру по-новому.
На старте вам все так же дают одну планету, которая будет столицей вашей империи — дальше крутитесь сами. Места немного, поэтому уже в самом начале игры запускаются процессы активной колонизации. Число миров, подконтрольных вам, будет постоянно расти. Новые технологии позволят построить аванпост на пустынных, ледяных или лавовых планетах. Да что там — в определенный момент можно будет создать станцию рядом с газовым гигантом и начать добычу ценных ресурсов.
Но не стоит забывать, что в Endless Space 2 вы не одни. В галактике есть и другие империи, которые занимаются теме же вещами, что и вы. С каждой из них вам придется договориться или сразиться. Не удивляйтесь, если уже к середине игры вы окажетесь зажатыми между несколькими государствами. И вам очень сильно повезет, если вы будете мощнее, чем они.
Любопытно, что в вашей империи будет жить не только ваша раса, но и несколько других. Причем совсем не обязательно, что к концу игры титульной окажется та, с которой вы начинали. Можно построить настоящее мультинациональное общество.
Среди противников можно встретить, как старых знакомых, так и новичков на поприще галактического завоевания. Яйцеголовые софоны, например, все так же сосредоточены на науке. А вот незнакомые вам Водяни — религиозные фанатики, единственное стремление которых — нести свет истины окружающим их варварам. Не говоря уже о Несгибаемых — расе растений, оплетающих своими стеблями целые планеты.
В отличие от оригинальной Endless Space, расы действительно ощущаются по-разному. У всех есть свои слабые и сильные стороны, которые влияют на их поведение. Некоторые из старых крупных фракций теперь стали малыми. Их можно найти на некоторых планетах и наладить с ними дипломатические отношения, но у них нет имперских амбиций. Если их ассимилировать, то их население станет гражданами вашего государства с соответствующим мировоззрением. Кто-то будет поддерживать партию милитаристов, кто-то — зеленых.
Новая политическая система — это, пожалуй, главное отличие Endless Space 2 от оригинала. Она значительно улучшает позднюю игру и еще сильнее кастомизирует фракции. Так, вполне можно выбрать индустриальную империю человека и сделать из нее как рай диктатора, так и честную республику. Правда, в игре случаются интересные ситуации вроде переворота, после которого к власти без вашего желания могут прийти зеленые. Да, в Endless Space 2 вполне возможна диктатура экологов. Увы, случается это без каких-либо предпосылок, что выглядит несколько странно.
Политические партии будут возглавлять нанятые герои. У каждого из них тоже есть свои приоритеты в политической жизни. Побороться за власть смогут как агрессивные милитаристы, так и пацифисты-исследователи. Вы можете оказывать официальную поддержку какой-то из партий, но прямо изменить результаты выборов нельзя.
Как бы там ни было с политической системой, заниматься придется еще и экономикой, войной, исследованиями и дипломатией. Технологическое древо в игре изменилось. Чтобы достигнуть определенного уровня развития в одной из четырех веток, нужно открыть несколько технологий на предыдущей. Кроме того, в процессе исследований появляется возможность построить так называемое «чудо» — специальное здание, дающее немаленькие бонусы. Еще можно выполнить определенное задание — результат будет примерно тем же. Все так же, как и в «Цивилизации»: кто сделал первым, тот получает все. Тем, кто не успел, стоит выбрать что-то другое.
В игре появилось немалое побочных заданий. У каждой фракции есть свои уникальные цели, которые придется выполнить. Они служат своеобразной вводной в игру, а по их завершении вам выдаются ресурсы. Это сильно уменьшает чувство брошенности, присущее всем песочницам.
С экономикой и войной не все так радужно. Первой несколько не хватает баланса. Торговля слишком хороша и дает возможность накапливать местную валюту — «пыль» — настолько быстро, что можно просто купить немалых размеров флот за один ход. Или постоянно выкупать корабли на планетах в осаде, устраивая сладкую жизнь атакующему. При этом сами планеты зарабатывают не так и много.
Война, как мы уже писали в нашем превью, осталась исключительно схематичной. При столкновении вы видите лишь шансы на победу и можете выбрать план битвы из доступного набора. «Черепаха», например, усилит прочность корпуса кораблей. Вы не знаете, как будет действовать враг, поэтому битвы — это всегда рулетка. Единственное, что вы можете — это улучшать модули. У вас есть несколько типов корпусов, на которые можно навесить лазеры, ракетницы, дополнительную броню и много чего другого. Естественно, чем больше модулей, тем дороже в производстве корабль. Но таким образом можно создать десятки разных судов под ваши потребности, от линкоров, до осадных дредноутов. Правда общую скуку космических битв это практически никак не уменьшает. Все же, Endless Space 2 не о войне.
Есть некоторые проблемы и с интерфейсом. Так, можно отключить оповещение о том, что на какой-то из планет не ведется никакое строительство, но при этом все равно нужно будет два раза нажимать на кнопку завершения хода. В древе технологий тоже придется покопаться — сходу понять его нелегко.
При всем этом Endless Space 2 — очень стильная игра. Не совсем понятно, почему на это не обращают внимания, но это одна из самых красивых космических стратегий вообще. И дело вовсе не в количестве графических наворотов. Потрясающие изображения рас и событий, даже радиальное меню — все это радует глаз. Правильные шрифты, красивые планеты — все выглядит потрясающе. Создатели игры ответственно подошли к ее дизайну, не ограничиваясь мантрой «и так сойдет». И это замечательно.
Endless Space 2
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Стиль.
- Глубина.
- Проработанная политическая система.
- Разнообразие заданий.
- Разнообразие фракций.
- Кастомизация кораблей.
Минусы:
- Огрехи интерфейса.
- Скучная боевая система.
- Дисбаланс экономики.
Оценка:
8.5
Вердикт
: замечательная космическая стратегия, которая определенно стоит вашего времени.
Говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. Однако Amplitude Studios успешно опровергла этот тезис, выпустив сначала Endless Space, а затем ее фэнтезийную сестру, Endless Legend. Теперь французы представили публике прямой сиквел своей космической 4X-стратегии. Как насчет искупаться в бурных водах в третий раз?
История французской Amplitude Studios отлично бы смотрелась на страницах журнала Forbes. В 2011 году два сотрудника Ubisoft, увлеченные идеей сделать игру своей мечты, распрощались с работодателем и основали небольшую компанию. Смелая авантюра принесла свои плоды: Endless Space унаследовала лучшие черты Galactic Civilizations и Master of Orion, и, словно черная дыра, поглощала все свободное время любителей пошаговых космических стратегий. Закрепив успех двумя проектами в той же вселенной (Endless Legend и Dungeon of the Endless), авторы анонсировали продолжение, перешли под управление Sega Europe и теперь работают бок о бок с The Creative Assembly и Relic Entertainment. Тем прекраснее, что в Endless Space 2 по-прежнему чувствуется первоначальный энтузиазм.
Жанр |
Пошаговая стратегия |
Издатель |
Sega |
Разработчик |
Amplitude Studios |
Минимальные требования |
Процессор Intel Core i3-4330TE 2,4 ГГц/APU A6-6400K Dual-Core 3,9 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с 1 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 550 Ti/AMD Radeon HD 5830, 8 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования |
Процессор Intel Core i5-3470T 2.8 ГГц/AMD FX-4170 4,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon R7 370 |
Дата выхода |
19 мая 2017 года |
Возрастной ценз |
от 12 лет |
Платформы |
PC |
Официальный сайт |
Не удача, а талант
Кардинальных изменений в Endless Space 2 нет, она исповедует принцип «не сломано — не чини» и развивает заложенные в оригинал идеи. Основная цель до безобразия проста — одна из восьми выбранных рас должна так или иначе добиться доминирования в галактике. К победе ведут шесть путей: максимально развить науку или экономику, набрать больше всех очков, построить большее количество чудес света, захватить все ключевые системы противника или устроить массовый геноцид. Простор для маневра большой, поэтому, как и в «Цивилизации», приходится просчитывать каждый ход и заранее прикидывать, на что тратить время и ресурсы.
Игрок начинает с двумя кораблями в родной планетарной системе и, ход за ходом, развивает свое государство, прибирает к рукам незаселенные миры и постепенно продвигается в неизведанные уголки Вселенной. Участки космоса по-прежнему соединены между собой паутинообразными путями, по которым и передвигаются корабли. Перелет между секторами может занимать один или несколько ходов: пока корабль находится в таком коридоре, он становится бесполезным. Что поделать, достижение вселенского господства — дело небыстрое.
На захват планет тоже тратится уйма времени. Для начала на пустующих территориях строится аванпост, который медленно заселяется жителями империи. В это время поселение не только требует ресурсов на содержание, но и абсолютно беззащитно перед внешней агрессией. Без должной охраны пролетающий мимо пират может легко стереть в пыль надежду колонии на открытие новых горизонтов. Зато после окончательной миграции можно начать обустройство нового дома.
Космическая макроэкономика
Экономика Endless Space 2 построена на пяти базовых элементах: пища, производство, «пыль» (эквивалент золота), наука и влияние системы. Как и в первой части, каждая планета независима от других и обладает уровнем счастья населения. Если жители недовольны, они начнут массово покидать дома и производительность упадет. В таком случае придется тратить ходы на постройку развлекательных центров или супермаркетов. Мало пищи — численность колонии перестанет расти, нужно сооружать фермы. Страдает промышленность — развивайте заводы. Микроменеджмент прост, но чертовски увлекателен, а каждая из восьми рас слегка отличается в нюансах.
С развитием технологий количество возможных построек увеличивается. Научные открытия размечены в меню в виде симпатичного дерева с четырьмя ветвями — армия, экономика и торговля, наука и исследования, развитие империи. Несмотря на порой нелогичную расстановку улучшений (что военные разработки делают в других отраслях?), разобраться в ветках развития не составит труда.
Для становления империи важна и политика. На каждой планете есть несколько фракций с различными взглядами, общественный вес которых изменяется под влиянием происходящих событий. Развязали войну — порадовали милитаристов, заселили озелененную планету — экологи ваши. Каждые несколько десятков ходов будут начинаться выборы, после чего победившее большинство встанет у руля. Это даст возможность принимать соответствующие законы с дополнительными бонусами. Нечто похожее реализовано в Civilization VI с помощью социальных институтов — на процесс это влияет не сильно, но все же расширяет доступные возможности. Герои тоже перекочевали из прошлой игры — их можно поставить во главе флота или назначить руководителями колоний.
Места на всех не хватит
Большой империи со временем становится тесно среди звезд. Свободные для заселения территории заканчиваются, и с каждым ходом становится все сложнее развиваться мирным путем. Помимо надоедливых пиратов, на карте располагаются небольшие колонии низших по развитию рас. Они похожи на города-государства в последних частях Civilization и изначально настроены к игроку нейтрально. Но стоит обратить на какой-нибудь народец потоки лести (тратятся очки политического влияния — валюта для дипломатии), как он тут же поделится изрядной порцией «пыли». Впрочем, иногда проще ассимилировать одиночек, сделав их частью своего государства.
С расами покрупнее предстоит взаимодействовать чаще. Искусственный интеллект глуп и безынициативен — почти не стремится конфликтовать, на контакт идет неохотно. Как и в большинстве пошаговых стратегий, в Endless Space 2 дипломатия сделана для галочки: можно поторговаться за какую-нибудь систему, договориться о мире и предложить дань. Скудный набор — даже шпионажа нет. Так что зачастую война оказывается самым логичным решением.
Боевая система недалеко ушла от первой части. Сражаться могут только сгруппированные во флот суда, остальные ждут своей очереди. Арсенал улучшений корабельных пушек и брони слегка расширился, но до Galactic Civilizations III игре еще много световых лет. К счастью, стали богаче тактические возможности боя. Как и в первой части, до битвы можно выбрать одну из доступных карточек. Некоторые предлагают быструю, но опасную атаку, другие усиливают защиту, но понижают урон из пушек. На исход сражения может повлиять и формация юнитов, а графики и диаграммы отобразят показатели сторон и помогут прикинуть, как поведут себя подконтрольные единицы.
Увы, прямого управления кораблями по-прежнему нет — бал правят цифры. А высадка на планеты и того примитивнее: выбираем один из вариантов атаки, пропускаем ход и ждем, пока народ не вымрет. Изнурительно. Зато после нажатия кнопки «бой» можно посмотреть красивую заставку перестрелок, с яркими взрывами и хорошо детализированными модельками.
Манит нас космос далекий
Как и предшественница, Endless Space 2 работает на условно-бесплатном движке Unity. Но если первая часть была скорее схематичной, то здесь поначалу даже теряешься в красивых графиках и ярких меню. Первый взгляд на новую солнечную систему сопровождается плавной анимацией с брифингом: игроку показывают каждую планету, сообщая о ее климатических условиях. Порой происходящее на экране воспринимается как медитативная заставка с прекрасной музыкой. Не зря в Deluxe-издание авторы положили саундтрек — многие композиции заслуживают того, чтобы войти в постоянные плейлисты покупателей.
Жаль, что сюжет не получил такого же развития, как визуальная часть. Перед началом кампании нам в коротких заставках рассказывают предысторию мира и сторон конфликта. По ходу игры появляются интересно описанные задания с небольшой наградой за их выполнение. Текстовые вставки, будь то история героев или описание квестов, читаются, как отрывки из какого-нибудь остросюжетного научно-фантастического романа. «Космические рейнджеры» — первая ассоциация, которая приходит в голову, вот только никакой интерактивности в зарисовках Endless Space 2 нет.
Несмотря на то, что Sega приобрела Amplitude Studios летом прошлого года, чувствуется, что игра создавалась на ограниченные ресурсы ранее независимой студии. Тем не менее, Endless Space 2 обладает ключевым качеством любой хорошей пошаговой стратегии — она до жути увлекательна. Поэтому на все, что перечислено в недостатках, очень легко закрыть глаза.
Достоинства
:
- простая, но многогранная экономическая система;
- очень красивый космос;
- прекрасная музыка.
Недостатки
:
- недостаточно прописанная история;
- озвучение хорошее, но его мало;
- неинтерактивные бои.
Графика |
По сравнению с предыдущей частью игра значительно похорошела. Безумного восторга от визуальной составляющей нет, но |
8 |
Звук |
Озвучение персонажей, помощника и перестрелки кораблей на хорошем уровне, но без изысков. А вот шикарная музыка остается в голове и после выхода из игры. Вы еще долго будете вспоминать здешний саундтрек каждый раз, когда зайдет речь о космосе |
9 |
Одиночная игра |
Восемь рас со своими особенностями, богатая экономическая и интересная политическая модели, случайная генерация космических просторов – готовый набор для множества увлекательных партий. Жаль, что ИИ глуповат, а модернизация кораблей не так хороша, как хотелось бы. |
8 |
Коллективная игра |
Все то же самое, что и в пункте выше. Минус недалекий искусственный интеллект и плюс соперники, сбегающие посреди многочасовой партии, как только запахнет жареным. |
8 |
Общее впечатление |
Комплексная, но при этом доступная новичкам космическая стратегия. |
8 |
Олег Москалев
- Endless Space