Экспансия с Востока. Захватят ли китайские автомобили российский рынок?

Обещанного три года ждут: экспансия китайского автопрома в Россию откладывается

Чего ждать российскому автовладельцу от современного «китайца»

Портал «АвтоВзгляд» провел в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» онлайн-конференцию на тему «Удачная покупка или головная боль: все о китайских автомобилях».

Статистика утверждает, что российский авторынок с начала года не просто снижается, а по-настоящему рушится. Так, только в минувшем мае зафиксирован обвал продаж новых машин на 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Плохо всем автобрендам, в особенности иномаркам. Кроме китайских! Они пострадали в меньшей мере. Их доля на российском рынке даже выросла до 6,1%.

По мнению заместителя главного редактора сайта «Китайские автомобили» Алексея Швайкова, продавцы китайских авто из-за кризиса, спровоцированного украинскими событиями, подняли цены на свои авто не так сильно – по сравнению с дилерами других марок. Стоимость «китайцев» в автосалонах сейчас лишь на 20-40% выше, чем в начале 2022 года. Кроме того, доставить машину в Россию из Китая теперь куда проще, нежели из Европы, что обеспечивает их физическое наличие в розничной сети.

– Китайские поставщики автозапчастей тоже в меньшей степени подняли цены, нежели прочие – в пределах 40%, – отмечает совладелец сети станций технического обслуживания «Сити-сервис» Сергей Братищев.

Обвал российских продаж европейских, японских и корейских автобрендов намекает, что освобождаемые ими ниши отечественного рынка могли бы занять китайские автопроизводители. И посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй в начале мая этого года пообещал, в частности, что китайские автомобили будут в дальнейшем наращивать долю российского рынка. Однако ждать, что вал машин из Поднебесной вот-вот захлестнет Россию, не стоит.

– Если российский авторынок начнет активно расти, то да, китайцы постараются захватить на нем максимально возможную долю. Если не начнет, то ожидать от них каких-то серьезных усилий для продвижения в России не стоит. Сейчас предпосылок для этого не просматривается, – считает г-н Швайков.

– На строительство в нашей стране новых китайских автозаводов тоже рассчитывать особо не стоит, – полагает Сергей Братищев, – российский рынок слишком мал, чтобы такой шаг показался бы выгодным для китайских автопроизводителей…

При всем при том автомобили китайских марок имеют все шансы отвоевать со временем серьезную долю российского рынка. Помимо заметно более низкой, чем у моделей-одноклассников европейских и других азиатских марок, цены «китайцы», как показывает практика последних месяцев, заметно выгодней и в повседневном содержании. При приближающейся к корейским легковушкам надежности и потребительским свойствам «китайцы» на 40-45% дешевле с точки зрения затрат на техобслуживание.

По данным Сергея Братищева, цены на запчасти к китайским авто в данный момент имеют тенденцию к еще большему снижению, из-за чего разрыв в стоимости ТО «китайца» и «корейца» только увеличится. В текущих экономических условиях этот фактор может стать для многих российских автовладельцев решающим при выборе нового автомобиля в пользу китайской модели.

И процесс пересадки россиян на «китайцев» уже начался. По наблюдениям обоих экспертов, участвовавших в онлайн-трансляции, организованной порталом «АвтоВзгляд» и «МК», в регионах степень распространения легковушек из Поднебесной куда более высока, нежели в обеих столицах. Это заметно как по количеству машин на улицах, так и по достаточно плотному покрытию России фирменными дилерскими центрами китайских автобрендов.

– Если вы не ждете, например, от Haval F7, что он будет не хуже BMW X3, то китайская машина для вас вполне может стать удачным приобретением, нормальной рабочей лошадкой, – считает Алексей Швайков.

Как и когда китайские автомобили захватят российский рынок

Глобальный дефицит микрочипов продолжает останавливать конвейеры автозаводов по всему миру, включая Россию. И пока предприятия больше стоят, чем работают, дилерам становится банально нечем торговать! Поэтому прошедший ноябрь ознаменовался падением уровня продаж новых авто на 20,4%. Правда, как заметил портал «АвтоВзгляд», некоторым маркам удалось не обрушить, а, напротив, нарастить продажи.

Последние новости:  Зачем автомобилю нужна ABS и чем ее заменить?

Статистика, опубликованная Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), безрадостна: в последний месяц осени LADA недосчиталась 31% клиентов, а Kia и Hyundai просели на 31 и 17%, соответственно. На этом фоне особенно заметен успех «китайцев», которые буквально громят всех и вся! Так, Haval показал скачок на 202% (4909 машин): в списке национальных бестселлеров «поднебесная» марка закрепилась на восьмом месте — аккурат между «Шкодой» и «Ниссаном».

Также мощно выступила Chery, пристроив 4097 автомобилей, — это сразу на 174% лучше прошлогоднего результата. Премиальных SUV под брендом CheryExeed продали сравнительно немного — всего 403 кроссовера, однако рост продаж оставил аж 291%.

Наконец, дилеры Geely передали клиентам 2826 «Кулреев», «Атласов» и «Тугелл». Если по то популярность этих моделей выросла на 40%. Для справки, почти столько же за отчетный месяц было продано народных UAZ!

В итоге, согласно статистике AEB, китайские марки уверенно занимают 7-процентную долю российского рынка, не только обойдя американские бренды, откинув их на шестое место, но и начав наступать на «пятки» японскому автопрому.

Что будет дальше? Пока продажи «японцев» и «китайцев» несопоставимы: с начала года в нашей стране продано примерно 198 000 первых и около 90 000 вторых. Однако глобальный дефицит полупроводников и магния может изменить этот расклад.

При этом стратегия Поднебесной направлена на то, чтобы обеспечивать магнием внутренний рынок и свои предприятия за рубежом. И пока другие автопроизводители будут ограничиваться тем, что есть, китайский автопром сможет стабильно отгружать свою продукцию клиентам.

В общем, в 2022-м россияне, скорее всего, будут чаще покупать технику от Haval, Chery и Geely, нежели дефицитные «Тойоты» и «Ниссаны». Во всяком случае, при столь впечатляющих темпах роста такой прогноз выглядит весьма вероятным.

Кстати, есть мнение, что дефицит микрочипов — искусственная мера китайцев для порабощения мира. Ведь почему-то заводы по производству электроники неожиданно перестали выпускать нужное количество изделий. И тому есть .

Автору этого материала довелось ещё в нулевых поработать на СТО и понаблюдать, как слесаря матерились, если к ним привозили «китайца». «Это же не металл, это пластик сплошной», — говорили они. Но кряхтя залезали под днище и начинали орудовать ключами и отвёртками. Осторожно — чтобы не отвалился бампер.

Но, как объяснили автоэксперты, времена изменились. И китайские машины стали гораздо качественнее, чем во время своего появления на рынке.

Немного статистики

По данным аналитического агентства «Автостат», которые есть в распоряжении редакции «Секрета фирмы», в последние годы продажи китайских машин стабильно растут. Увеличение продаж, причём как в процентном, так и в фактическом выражении, фиксировали и до февраля 2022 года.

В 2018 году в России продали 28 589 новых китайских машин, это 1,7% от всех проданных иномарок. В 2019 году продали уже 32 607 «китайцев», что составило 2% от всего импорта. В 2020 году — 52 971 китайскую иномарку, или 3,6%, в 2021-м — 114 261 «китаец», или 7,5%. За 2 первых месяца в России продали 17 545 китайских машин, что составило 9,5% от всего объёма новых иномарок. Как видно, КНР всё сильнее захватывает российский рынок.

За первые 2 месяца 2022 года количество проданных новых китайских машин в России выросло на 72% по сравнению с январём — февралём 2021 года. В 2022 году за этот период продали 17 545 штук, а в 2021 году — 10 203.

Лидером по росту популярности среди россиян за этот период стала марка EXEED — за 2 месяца 2022 года продали 1072 машины, а за 2 месяца 2021 года только 215. Рост составил 399%. Для остальных китайских марок показатели за первые 2 месяца 2021 и 2022 года следующие:

  • Haval: рост на 95%, с 3107 машин до 6053 машин;
  • Geely: рост на 77%, с 2028 машин до 3592 машин;
  • Chery: рост на 56%, с 3685 машин до 5753 машин.
Последние новости:  «Автоваз» будет выпускать Renault Duster под брендом Lada

И только у Changan продажи упали на 12%. Эта марка в январе — феврале 2021 года продала 556 машин, а в 2022-м — 487.

Портал «Дром» сообщил «Секрету», что продажи новых китайских машин в 2021 году выросли на 105% по сравнению с 2020 годом. А доля рынка — почти что вдвое. Там подтвердили, что китайский бренд Haval стал самым популярным среди китайских брендов и вошёл в топ-10 по продажам среди других автобрендов в России.

Дефицит поставок

Приведённые цифры говорят, что китайские автопроизводители вели активную экспансию и до февраля 2022 года. Но после начала специальной военной операции для китайского автопрома может наступить звёздный час, ведь многие европейские марки заявили о своём уходе с российского рынка. Речь идёт о популярных среди россиян BMW, Wolkswagen, Skoda и других. Производство в России прекратили компании Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Skoda и Stellantis (Peugeot, Citroen и Opel). О временной приостановке заявили и Nissan с Renault.

При этом на «классические» для российского рынка бренды давят не только санкции. Ещё в начале марта BMW заявил, что приостанавливает производство машин в Германии из-за проблем с поставками некоторых комплектующих с Украины.

В агентстве «Автостат» сообщили «Секрету», что многие «классические» производители с 2020 года испытывали дефицит с поставками полупроводников и чипов. Но у производителей из КНР такой проблемы не было, что поспособствовало росту продаж.

«Автопроизводители были вынуждены корректировать свои производственные программы, вследствие чего к дилерам поступало меньше автомобилей, чем они могли бы реально продать. У китайских компаний таких проблем практически не было, так как некоторые из крупных производителей полупроводников расположены в КНР. Поэтому перед покупателями стоял выбор: ждать автомобиль несколько месяцев или пойти к «китайцам» и сразу купить его», — рассказали в пресс-службе агентства. Естественно, многие автолюбители выбрали второй вариант.

Кроме этого, раньше у китайских автозаводов не было полноценного производства в России. Но сейчас открылся завод Haval в Тульской области, а у Geely имеется предприятие в Белоруссии.

Можно ли доверять китайскому автопрому?

Опрошенные «Секретом фирмы» автомобильные эксперты говорят о том, что китайский автопром за прошедшие годы стал значительно качественнее. Теперь китайские машины — это уже не дешёвые копии западных или японских производителей.

«За последние годы ведущие китайские производители предложили такое количество современных интересных моделей и по дизайну, и по комплектации, что и без санкций они продавались весьма неплохо. В 2021 году доля ведущих китайских марок выросла в 2,5 раза. При этом ещё в прошлом и позапрошлом годах выбор был большим. Но люди выбирали китайские машины. И сейчас у них может наступить звёздный час», — заявил автоэксперт Игорь Моржаретто.

По его мнению, вскоре китайские производители постараются занять место на российском рынке, которое освободили другие производители. И китайцы предложат максимальное количество новых моделей для россиян.

«У китайских производителей сейчас развитая дилерская сеть и, главное, есть уверенность в поставках запчастей. В отличие от европейских производителей», — отметил Моржаретто.

С ним согласен и технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов.

«С нулевых годов качество, безусловно, улучшилось. В первую очередь прибавила в качестве кузовная часть, качество лакокрасочного покрытия, довольно достойный уровень стал по отделочным материалам в салоне и по общему качеству сборки. Стоит отметить, что довольно резкий скачок совершили в технологиях, внедряемых в современные автомобили. Об этом даже говорит массовое появление китайских электрокаров и гибридов достойного качества», — заявил он.

Также он отметил китайские машины премиум-сегмента, которые уже не вызывают каких-то глобальных нареканий, как это было буквально 10 лет назад.

Типичные «болячки»

Но, несмотря на отмечаемое всеми экспертами улучшение качества китайских машин, остались и проблемы. О них «Секрету» рассказал автоэксперт Максим Кадаков.

«Сейчас по надёжности всё стало гораздо лучше, но я считаю китайские машины не настолько надёжными, как европейские, японские или корейские», — заявил он.

Последние новости:  Xiaomi построит завод для выпуска сотен тысяч электромобилей в год

Среди основных проблем китайских машин автоэксперт назвал роботизированные коробки передач и турбомоторы, требующие высококачественного топлива. Кроме того, некоторые машины быстрее ржавеют. По словам эксперта, «некоторые машины просто слишком быстро старятся, проехал 50 000 километров, а ощущение, что проехал все 100 000».

Технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов отметил проблемы с подбором нужных запчастей для «китайцев». В результате для многих автовладельцев покупка запчастей на китайский автомобиль идёт на свой страх и риск.

«Обслуживание и ремонт китайского автомобиля сводятся к одному — это подбор нужных запчастей. Нет каких-то нормальных каталогов, нет точной технической информации, какая деталь стоит на том или ином автомобиле, модели, марке. Поскольку на сборочный конвейер могут поставляться не просто разные запчасти по брендам, но и просто физически разные запчасти. В итоге получается, что одна запчасть может не подходить к другой и это нигде не указывается и не оговаривается», — рассказал он.

Не стоит ждать подарков

Автоэксперт Максим Кадаков считает, что пока рано говорить о том, что западные бренды ушли из России — они только приостановили свою деятельность. И после того, как антироссийская истерия стихнет, производители постараются вернуться. Прежде всего те, у кого есть своё производство в России, так как это огромные инвестиции, цепочки поставок, склады и т. д.

«В нашем представлении можно включить тумблер, и повалят китайские машины или запчасти. Это не совсем так, поскольку автопром — это весьма неповоротливая история. По щелчку ничего не происходит, нужны рыночные сертификаты, нужны расчёты, нужна, например, русификация мультимедиа. Это всё требует времени», — рассказал Кадаков.

Кроме этого, он добавил, что в условиях высокого спроса и ограниченного предложения «никто никаких подарков делать не будет». Пустующие ниши на рынке всегда заполняются по более высоким ценам. И если средняя китайская машина в январе, допустим, могла стоить 2 млн рублей, то в марте в новых условиях она может стоить 2,5–3 млн рублей.

«Пока весь этот вакуум не заполнится — «китайцами» или фирмами, которые будут возобновлять производство, никаких бросовых цен, никаких подарков не будет. Поэтому нам не стоит обольщаться, никто нам в этом смысле не друг и не товарищ. Есть рынок, есть цена, хотите покупайте, не хотите — купит кто-то другой».

Стоит отметить, что в середине марта китайский производитель Haval поднял цены почти на 50%. Как сообщил «Коммерсант», цены на автомобили, собранные в Туле, выросли на 850 000–950 000 рублей. Причиной назвали проблемы с логистикой и дефицитом комплектующих.

Светлое будущее на российском авторынке

«Сейчас по электронной начинке мало какой китайский автомобиль уступает европейскому или японскому автопроизводителю, чего нельзя было сказать о китайском автопроме каких-то даже лет 5–7 назад. Это серьёзный рост для производства за такой короткий срок, но всё же китайским коллегам есть куда стремиться и по качеству, и по стандартизации технических параметров автомобиля для упрощения его ремонта и подбора запасных частей», — считает представитель FIT SERVICE Алексей Рузанов.

В «Автостате» добавили, что на фоне объявленных санкций китайскому автопрому «повезло».

«Сейчас «китайцам», можно сказать, и вовсе повезло: на фоне объявленных санкций из-за Украины целый ряд европейских, японских и американских автопроизводителей объявил о приостановке поставок/производства машин в РФ. Как долго это продлится, сказать сложно, но даёт очень серьёзный шанс китайским компаниям ещё больше увеличить свою рыночную долю», — рассказали «Секрету» в агентстве.

Представитель портала «Дром» считает, что в сложившейся ситуации у китайских производителей может вообще не остаться конкурентов на российском рынке.

«В дальнейшем мы ожидаем не просто роста цен, гораздо вероятнее переформатирование модельного ряда представленных в России авто. Масс-сегмент может как полностью уйти к китайским брендам, так и разделить его с корейскими. Премиум, скорее всего, заберут полностью оставшиеся после введения санкций бренды», — рассказали в пресс-службе портала.

Оцените статью
( Пока оценок нет )