День Бориса и Глеба — история и значение первого церковного праздника на Руси - Последние новости России и Мира сегодня

День Бориса и Глеба — история и значение первого церковного праздника на Руси

Содержание статьи
  1. Житие Бориса и Глеба
  2. Сказание о Борисе и Глебе
  3. Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси
  4. За что канонизировали Бориса и Глеба
  5. Величание святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  6. Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  7. Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  8. Молитва третья святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  9. Икона Бориса и Глеба
  10. Стихотворение о Борисе и Глебе. Борис Чичибабин
  11. Храмы в честь Бориса и Глеба
  12. Церковь Бориса и Глеба в Дегунине
  13. Памятник святым благоверным князьям Борису и Глебу
  14. Борисоглебский монастырь в Торжке
  15. Борисоглебский переулок в Москве
  16. Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба
  17. В праздник Бориса и Глеба Сеятелей 15 мая христиане прославляют князей Бориса и Глеба
  18. В праздник Бориса и Глеба Сеятелей 15 мая принято было сеять овощи и устраивать ярмарки
  19. В праздник Бориса и Глеба Сеятелей 15 мая множество примет связаны с соловьем
  20. Борис и Глеб Сеятели 15 мая – что за праздник
  21. Приметы Борисова дня 15 мая
  22. Правила Соловьиного праздника 15 мая

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.

— это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

  • 15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.
  • 6 августа по новому стилю — совместное празднование святым.
  • 18 сентября по новому стилю — память святого князя Глеба.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвящен истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцем.

Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089-1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.

Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.

Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.

За что канонизировали Бориса и Глеба

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.

Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость.

Тропарь — Перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба

Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии.

Величание святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

О, двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии!

Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте, юныя убо во святей вере и чистоте, повреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую.

Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и правителем нашим к победе на враги, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада.

Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию) и вся чтущия святую память вашу во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Нет умения и сил прославить вас, святии братие! Вы небеснии люди и земнии ангелы, столпы и утверждение земли нашей. Помогите своему отечеству, вознесите молитву о всей земли Русской, о блаженное вместилище, приявшее ваши телеса честныя, как многоценное сокровище, блаженная церковь, в которой стоят ваши святые раки! И не только нашему племени дано было Богом спасение, но и всей земли. От всех стран туда приходят и безмездно получают исцеление.

О, блаженнии страстотерпцы Христовы, не забывайте отечества, где пожили вы телесно, не оставляйте его посещением, и в молитвах всегда молитесь о нас, чтобы не постигло нас зло и чтобы не коснулась болезнь телес ваших рабов. Ибо вам дана благодать молиться за нас. К вам прибегаем, умоляем вас, припадая к вам со слезами. Но надеясь на вашу молитву, возопием ко Спасу: Господи, поступи с нами милосердно, помилуй нас, ущедри, заступи молитвами пречестных Твоих страстотерпцев, не предай нас в поношение, но излей милость Твою на овец пажити Твоей, ибо Ты — Бог наш, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Молитва третья святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Возвеличим чудотворцы и мученики, звезды незаходимыя, сыны великаго князя Владимира, блаженнии Романе и Давиде, иже на земли ангелы и на небеси человеки Божий, кровию бо вашею всю землю Российскую освятисте. О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Икона Бориса и Глеба

Святые Борис и Глеб

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый. Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках. Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом. Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Стихотворение о Борисе и Глебе. Борис Чичибабин

* *

Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Храмы в честь Бориса и Глеба

За всю историю на Руси были построены сотни храмов в честь святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба. После их мученической смерти первой возвели деревянную церковь в Вышгороде, рядом со храмом, в который были положены их мощи и которых сгорел. В том пожаре останки святых братьев остались невредимыми.

К новому храму в честь Бориса и Глеба приезжали паломники: по Руси шла молва о чудесах и исцелениях от мощей святых страстотерпцев.

В 1240 году храм в Вышгороде разрушили монголы — мощи Бориса и Глеба были утрачены. На месте сгоревшей церкви построили новую, тоже деревянную. В 1651-ом ее сожгли поляки, в конце XVII века она была восстановлена. В 1860 году на этом месте поставили небольшую каменную церковь, которая сохранилась до наших дней.

Утерянные мощи неоднократно пытались найти, но все попытки увенчались неудачей. Почитание святых Бориса и Глеба было очень велико, в их честь строили храмы по всей русской земле — начиная от храмов на местах гибели каждого из братьев и заканчивая огромными соборами в крупнейших городах.

Церковь Бориса и Глеба в Дегунине

Расположен храм на Дегунинской улице в Москве, дом 18а.

Село Дегунино — древнее, самое раннее упоминание о нем мы встречаем в письменных документах 1336 года. В этом году Иван Калита пожаловал село княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353-ом его сын — великий князь Симеон Гордый — завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 году Димитрий Донской подарил его своему сыну, князю Андрею.

Потом почти два века летописцы молчат о селе. И только в Писцовой книге 1584 года мы читаем, что Дегунино — вотчина кремлевской церкви Рождества и в селе есть «... церковь Борис и Глеб, древена, ..., при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею».

В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. В 1623-1624 годах деревянный храм снова отстроили. Каменный храм возвели рядом с деревянным в 1866 году. В 1940-ом Борисоглебская церковь была закрыта, колокольню разобрали на кирпичи. В здании церкви открыли трикотажную фабрику «Родина». В храме шили спортивные костюмы. В 1991 году храм вернули Русской Православной Церкви.

Памятник святым благоверным князьям Борису и Глебу

Памятник Борису и Глебу находится у стен Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове. Его установили в 2006 году, проект принадлежит известному скульптору Александру Рукавишникову.

Монумент — по своему уникальный. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб изображены на одном пьедестале, и оба — на конях.

Борисоглебский монастырь в Торжке

Борисоглебский монастырь в Торжке основал в 1038 году бывший конюший равноапостольного князя Владимира — боярин Ефрем. Мученическая смерть святых Бориса и Глеба потрясла Ефрема настолько, что покинул светскую жизнь и основал монастырь на высоком берегу реки Тверцы.

Центром монастыря был каменный собор. Он простоял невредимым около 700 лет. В 1577 году при Иване Грозном к нему пристроили два придела. Когда в 1607-ом поляки брали Торжок и после пожаров, которые настигли город позже, храм и монастырь сильно пострадали.

Возрождать обитель начали во второй половине XVIII века. На месте древнего в 1785-1796 годах построили новый Борисоглебский собор. А в 1804-ом в монастыре заложили надвратную многоярусную церковь-колокольню. В нижнем ярусе был арочный проем — главный вход в монастырь. Во втором ярусе — церковь, в третьем — колокола.

В одной из башен размещалась монастырская библиотека. Верхную часть этой башни реставраторы восстановили в 1970-1980 годах.

Введенская церковь — самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVII веке на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX веке было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью. Есть в обители еще одна церковь — Входо-Иерусалимская. Она построена в 1717 году.

Борисоглебский переулок в Москве

Борисоглебский — один из Арбатских переулков в Москве. Одно время — в 1962–1994 годах — переулок назывался улицей Писемского, в память о жившем здесь писателе Алексее Писемском.

Борисоглебский переулок начинается от улицы Новый Арбат (перед домом 22), проходит на север, постепенно поворачивая на северо-восток, пересекает Большую Молчановку и выходит на Поварскую улицу.

Переулок был назван в конце XVIII века по церкви Святых Бориса и Глеба, которая стояла на Поварской улице. Деревянная церковь известна с 1635 года, каменная церковь была построена в 1686–1690 годах; перестроена в 1799–1802 годах на средства генерал-майора П. Н. Жеребцова и его супруги. Снесена в 1936 году.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному: Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Церковно-народный праздник Бориса и Глеба Сеятелей отмечается ежегодно 15 мая. Традиционно в этот день православная церковь чтит память христианских святых князей Бориса и Глеба, которые погибли от рук своего старшего брата. На Руси их прозвали сеятелями потому, что в этот день мая обычно люди начинали сеять тыкву и огурцы. Известны истории и другие названия данного праздника — это Борисов день, Барыш-день и Соловьиное торжество.

  • В праздник Бориса и Глеба Сеятелей 15 мая множество примет связаны с соловьем

В праздник Бориса и Глеба Сеятелей 15 мая христиане прославляют князей Бориса и Глеба

После смерти князя Владимира Великого в 1015 году начались новые междоусобные войны. Его старшему сыну Святополку достался Киев, Ярослав получил Новгород, Борис стал руководить Ростовом, а Глеб городом Муром.

Правда Святополку было мало одного города, он захотел править всей Русью, поэтому осмелился совершить страшный грех — убить своих младших братьев. Совершить кровопролитие Святополк решил не своими руками, а нанял убийц. 24 июля 1015 года был убит Борис. Его закололи возле реки Альт. Глеб же был в этот момент в Муре. Святополк вызвал его в Киев под предлогом попрощаться с отцом, который на тот момент был уже похоронен. По дороге в Киев Глеба убили. Случилось это 5 сентября. Ярослав, когда узнал о смерти братьев, пошел войной на Святополка и совершил с ним то, что он с младшими братьями.

Став полноценным князем Киевской Руси, Ярослав в 1014 году добился того, чтобы его убитых младших братьев канонизовали. Именно тогда Русь обрела первых святых, а день памяти Бориса и Глеба стал первым православным праздником в христианском мире.

Братья были похоронены в городе Вышгороде возле Киева. Вскоре люди начали замечать, что возле их могил начали происходить различные чудеса. При правительстве Ярослава Мудрого в Вышгороде была вознесена новая церковь, куда перенесли тела Бориса и Глеба. Владимир Мономах, также решил помянуть братьев и построил в их честь храм.

В праздник Бориса и Глеба Сеятелей 15 мая принято было сеять овощи и устраивать ярмарки

Традиционно 15 мая люди на Руси начинали сеять тыкву с огурцами, именно поэтому Бориса и Глеба стали величать Сеятелями. Люди считали, что этот день самый лучший для высаживания данных овощей, если отложить это дело на потом, то и вовсе можно остаться без урожая. Чтобы овощи выросли здоровыми, в землю специально закапывали пестик от ступки. Плюс ко всему, в праздник продолжали сеять хлеб на полях.

В День Бориса и Глеба свой праздник отмечали торговцы разных рангов. Праздновали, как продавцы международного уровня, так и обычные владельцы лавок в деревнях. В этот день было принято устраивать ярмарки, где можно было приобрести все что угодно — от пшеницы до раритетных вещей. Именно из-за этого, 15 мая еще начали величать днем Барыша. Торговцы традиционно молились Борису и Глебу и просили у них хорошего заработка. Они считали, что если 15 мая удастся получить хорошую выручку, то весь год для них будет удачным. Вечером они устраивали пышные застолья. К столу приглашали всех желающих, ведь понимали, что, чем больше людей угостишь, тем больше вернется. Застолья устраивали и простые люди. Традиционно подавали яичницу, различные каши с салом, которыми угощали детей. После заката разводили костры и водили вокруг них хороводы.

Согласно поверью, в День Бориса и Глеба еще до восхода солнца нужно было пересчитать все деньги в доме и даже те, которые хорошо спрятаны. Люди верили, что это принесет удачу и еще больше достатка.

День Бориса и Глеба традиционно еще называли Соловьиным праздником, поскольку, согласно поверью, 15 мая начинает петь соловей. В этот день охотники мечтали его поймать, особенно ценились птицы белого цвета.

В праздник Бориса и Глеба Сеятелей 15 мая множество примет связаны с соловьем

15 мая люди следили за приметами. В основном они были связаны с соловьем, который мог предвещать хороший урожай:

если 15 мая соловей, все-таки, начинал петь, значит злаковые культуры и овощи уродятся;
в праздник соловей начал раньше петь за кукушку — лето будет счастливым;
черемуха зацвела — две недели будет холодно;
если соловей весь день поет, то будет ясно, если молчит — стоит ждать грозу.

По народному календарю 15 мая 2022 года отмечается день Бориса и Глеба, прозванных Сеятелями, а православная церковь вспоминает сыновей киевского князя Владимира Святославовича - Бориса и Глеба. Это первый православный праздник, учрежденный на Руси в 1115 году.

Русские князья, сыновья Владимира Святославовича Борис и Глеб были убиты старшим братом Святополком Окаянным в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, а впоследствии их стали почитать заступниками земли русской.

С 15 мая местами на Руси начинали сажать огурцы и тыквы. Чтобы они уродились большими — в грядке зарывали пестик от ступки. Кроме того, в этот день продолжали засеивать поля, люди так и говорили: «Борис и Глеб сеют хлеб».

День Бориса и Глеба — история и значение первого церковного праздника на Руси

С Бориса и Глеба начинают петь соловьи. Если поют громко, основательно — значит, не за горами лето. Если соловей поет всю ночь — следующий день будет солнечным. А если соловья услышишь раньше, чем кукушку, то все лето проживешь счастливо. Говорили также, что если при первой соловьиной трели скинуть рубаху, то блохи кусать не будут.

Иногда этот день называли также «барыш-день», а святого Бориса — барышником. Купцы бурно праздновали его память в надежде получать за это барыши в течение всего года. Успешный год сулила и удачная продажа чего-либо в этот день.

В этот день считается дурной приметой складывать деньги вместе с чеками — к большим тратам. Нельзя оставаться без купюр в кошельке — к большим и незапланированным расходам. Если в этот день к вам пришли деньги неожиданно — нужно их потратить на благотворительность или помощь близким. Нельзя пересчитывать деньги после захода солнца — к долгам. А вот пересчитать деньги до восхода солнца — хорошая примета, к прибыли и приумножению благосостояния.

День Бориса и Глеба — история и значение первого церковного праздника на Руси

Нельзя подметать, выметать сор, выбрасывать из дома мусор — можно вымести или выбросить финансовую удачу. Если подмести после гостей, то деньги уйдут вместе с ними. После ухода гостей нужно подметать от выхода к центру комнаты, чтобы замести в дом удачу.

Принято делиться — пригласить гостей, помочь нуждающимся. Такая примета сулит достаток в течение года.

Также Борису и Глебу молились об удаче в полевых работах, о хорошем урожае, здоровье для людей и скотины.

Нужно провести ревизию кошелька, в котором вы храните деньги или карточки, выбросить из него всё ненужное, например, скидочные карты, которыми вы не пользуетесь, чеки, старые записки. Если навести здесь порядок, в доходах и тратах исчезнет хаос.

Задабривают домового. Для этого за печкой или в укромном углу на кухне ставят блюдо с кашей или другое угощение.

Если 15 мая 2022 года днём появились облака, но к вечеру исчезли — погода будет ясная. Небо на восходе ясное — к дождливому лету. Тёплый день — к урожаю хлебов. Черёмуха зацвела — к похолоданию. Солнце на закате ясное, без облаков — лето будет засушливое.

Увидеть зайца или кролика — к хорошим новостям. Ворона каркает возле дома — к неприятностям. Ветреный и холодный день — к прохладному лету. Собаки воют — будут дуть холодные ветра.

День Бориса и Глеба — история и значение первого церковного праздника на Руси

Церковный православный календарь 2022 года содержит много праздничных, поминальных и постных дней. Ежедневно почитают мучеников, святых. Так, 15 мая – день памяти Бориса и Глеба, русских князей, братьев-великомучеников. Это день, когда были перенесены их мощи.

Праздник 15 мая называют Борисовым днем, Соловьиным праздников, Борисом и Глебом Сеятелями, Свистоплясками, Свистуньей. С этим днем связаны традиции и приметы, некие правила. Уже начинают петь соловьи, а дачники сеют огурцы и тыкву.

Борис и Глеб Сеятели 15 мая – что за праздник

Наверняка мало кому известно, что именно Борис и Глеб Сеятели – первый в православии праздник, который начали отмечать на Руси. Его история началась в 1015 году. Он связан с братьями-христианами, причисленными к лику святых.

Бориса при крещении назвали Романом, у Глеба было имя Давид. Братья были князьями. Во время междоусобной борьбы их убил старший брат Святополк Окаянный. Трагедия произошла в 1015 году. Борис с Глебом – первые святые Руси, заступники русских земель. Их память чтят с 1150 года, когда были обретены мощи.

Приметы Борисова дня 15 мая

Практически со всеми народно-христианскими праздниками, к которым относится и Борисов день, связаны приметы и традиции. Так, 15 мая принято сажать огурцы и тыкву. Для получения хорошего урожая, нужно зарыть пестик от ступки. С этого праздничного дня начинают засевать поля.

Приметы в Борисов день:

  1. громкое пение соловьев сулит наступление настоящего лета;
  2. соловьиное пение в течение всей ночи сулит солнечный день;
  3. соловьи запели раньше кукушек – лето будет счастливым;
  4. восход ясного солнца сулит солнечное лето;
  5. в течение мая часто идет дождь – будет большим урожай;
  6. пением соловьем во время цветения черемухи – к похолоданию на 14 дней;
  7. сильный западный ветер ветки гнет – следующего дня будет ясная погода;
  8. утром слышно соловьиное пение – к хорошему дню;
  9. когда начинают петь соловьи, пора сеять поля;
  10. теплый праздничный день – будет темный хлеб;
  11. под солнечными лучами пригрелась и спит кошка – погода будет теплой;
  12. не слышно пения соловья – к похолоданию, дождливым дням;
  13. безоблачный закат – лето будет сухим.

Правила Соловьиного праздника 15 мая

С праздничным днем 15 мая связаны некие народные правила. На Бориса и Глеба Сеятелей, Соловьиный праздник необходимо:

— оказать помощь всем, кто в ней нуждается;

— помириться со всеми;

— попросить прощения;

— поговорить с начальством о повышении;

— сделать ранее отложенную работу;

— выполнить все дела по дому;

— дать домашним растениям спокойствие;

— устроить второй половинке романтическое свидание.

15 мая нельзя рыбачить, охотиться и пересаживать комнатные цветы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com