Действительно ли Швейцарии нужны новые истребители

Действительно ли Швейцарии нужны новые истребители

На следующей неделе Совет Федерации, правительство Швейцарии, примет решение о выборе нового типа многоцелевых истребителей для вооруженных сил этой альпийской страны.

Министр обороны Виола Амхерд отдает предпочтение F-35A, который сам по себе вызывает споры. Между тем голоса, критикующие нынешние планы закупки истребителей, исходят не только от левых и пацифистских группировок, но и из военных кругов. Последние требуют тщательного переосмысления потребностей и пересмотра стратегии безопасности.

Gruppe für eine Schweiz ohne Armee (группа для Швейцарии без вооруженных сил), пацифистское политическое движение, стремящееся уничтожить швейцарскую армию как таковую, уже угрожает предложить референдум по этому вопросу, если будет выбран американский самолет. Идею поддержали зеленые. Народный референдум - мощный инструмент в швейцарской политике, который однажды уже сорвал модернизацию военно-воздушных сил. В 2014 году решение правительства о покупке двадцати двух истребителей JAS 39E Gripen было отменено большинством в 52% голосов .

Следующая попытка получить преемников F-5E / F, который изначально планировалось снять с вооружения в 2016 году, и F / A-18C / D заняла несколько лет. На референдуме, проведенном только в сентябре прошлого года, швейцарцы согласились приобрести 30-40 самолетов, а бюджет программы был установлен в размере 6 миллиардов франков (почти 25 миллиардов злотых). Однако при явке 59,4% «за» проголосовали только 50,1% участников.

Министр Амхерд счел предложение Lockheed Martin оптимальным с финансовой точки зрения, что может быть удивительно, учитывая широко распространенную критику F-35 как слишком дорогой машины. Однако в оборонном ведомстве и военном агентстве по закупкам Armasuisse учитывали не стоимость единицы самолета, а эксплуатационные расходы на протяжении всего срока службы самолета. При таком подходе Lightning II должен был быть намного лучше конкурентов, а именно: Eurofighter Typhoon , Dassault Rafale и Boeing F / A-18E / F Super Hornet.

Еще одним преимуществом была признана логистическая система ODIN (Operational Data Integrated Network). Это значительно облегчает техническое обслуживание, хотя швейцарцы знают об угрозах безопасности данных, связанных с системой. Чтобы исправить это и в то же время поощрить Швейцарию, Lockheed Martin предложила создать в стране передовой кибернетический центр в случае победы. Они также будут совместно созданы местными компаниями по кибербезопасности Kudelski Group и Nozomi.

Таким образом, Швейцария сможет независимо контролировать данные, проходящие через ODIN. С другой стороны, у Соединенных Штатов будет гарантия, что их системы защищены от несанкционированного доступа. Вашингтон уже сотрудничает с Японией в этой сфере на аналогичной основе.

Дополнительные баллы в оценке F-35 получили благодаря высоко оцененным тренажерам. Это важный вопрос для швейцарцев по нескольким причинам. Тренажеры позволяют сократить количество тренировочных полетов, а значит, снизить эксплуатационные расходы. Менее частые полеты также означают снижение шума и выбросов углекислого газа, что в последнее время является политической темой в Швейцарии.

Критика со стороны военных

Источник: anticwar.ru

Большая часть споров вокруг F-35 связана с финансами и политикой. Есть опасения, что, несмотря на положительные оценки, стоимость программы превысит заявленные 6 млрд франков. Некоторые критики также предупреждают, что выбор американского самолета будет означать установление более тесных отношений с США и тем самым поставит под угрозу нейтралитет. Однако содержательная, прозаичная и резкая критика исходила из военных кругов. Его автор - генерал в отставке Андре Блаттманн, командующий вооруженными силами Швейцарии в 2009–2016 годах. Он подготовил краткий отчет по этому поводу, распространенный среди избранных политиков и гражданских активистов.

Блаттманн не против покупки самолетов, но рекомендует учитывать роль авиации в системе обороны страны. Хотя тендер требует способности атаковать наземные цели, риск вооруженного конфликта, в который может быть вовлечена Швейцария, практически равен нулю в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Задачи истребителей швейцарского люфтваффе сосредоточены на миссиях по охране воздушного пространства , хотя к ним относятся очень серьезно . По словам Блаттманна, для этого типа операций более двадцати машин более чем достаточно.

Швейцарский F/A-18C

Генерал предупреждает, что гораздо большую угрозу национальной безопасности в настоящее время представляют беспилотные летательные аппараты, против которых сверхзвуковые самолеты не очень эффективны. Поэтому в этом плане необходимо пересмотреть новую комплексную систему ПВО «Air2030», которая включает закупку истребителей. Блаттманн рекомендует направить средства, сэкономленные на покупке самолетов, на развитие возможностей в области нейтрализации беспилотных летательных аппаратов и кибербезопасности .

Что немаловажно, бывший командующий швейцарской армией скептически относится к возможности сохранения бюджета в 6 миллиардов франков, особенно когда общие средства, выделенные на «Air2030», составляют 7 миллиардов франков. Кроме того, Armasuisse еще не представил график и способ оплаты самолетов. Блаттманн обеспокоен тем, что затраты на закупку и эксплуатацию истребителей могут превысить сметную смету до такой степени, что это приведет к «каннибализации» других проектов модернизации вооруженных сил.

Отвечая на вопрос газеты Neue Zürcher Zeitung , генерал указал еще на одну важную вещь: решения о вооруженных силах, особенно те, которые связаны с большими деньгами, должны быть понятны народу.

«Если мы не сможем объяснить рядовому гражданину, зачем нам самолеты, мы катастрофически проиграем следующее голосование», - сказал он.

Источник: anticwar.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Действительно ли Швейцарии нужны новые истребители
Виктор Коклюшкин
Виктор Коклюшкин умер или нет