Чудесные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили

3 ч 00 мин

Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Варвара Владимирова, Василий Реутов, Алексей Фалилеев, Валентин Васильев, Степан Степаков, Николай Горшков

«Лето одного года» — полная искренности, радости, смеха и виртуозной актёрской игры история о разладе и примирении семьи, о поиске общего языка людьми разных поколений. В основу спектакля легла знаменитая пьеса американского драматурга Эрнеста Томпсона «На Золотом озере» – в 1981 году по пьесе был снят одноименный фильм с участием Генри Фонда, Кэтрин Хепберн и Джейн Фонда, который получил несколько премий «Оскар» и принес драматургу премию «Золотой глобус» за лучший сценарий. Роли главных героев пьесы, пожилых супругов Норман и Этель Тэйеров, на сцене БДТ исполняют народные артисты СССР Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. В оформлении спектакля использованы мотивы картин художника Эндрю Уайета.

Андрей Прикотенко, режиссер-постановщик: «В центре истории – умный, ироничный герой – профессор славистики американского университета на рубеже лет. И мы постараемся рассказать пронзительную историю о нем, о его семье, о Золотом озере, на берегу которого разворачивается действие пьесы».

Творческая группа и исполнители

Перевод с английского З. Л. Гинзбург

Режиссёр-постановщик – Андрей Прикотенко
Художники-постановщики – Петр Окунев, Ольга Шаишмелашвили
Художник по костюмам – Ольга Лукина
Художник по свету – заслуженный работник культуры Грузии Владислав Власов
Автор музыкально-шумового оформления – Николай Якимов
Анимация – Дмитрий Высоцкий, Андрей Сикорский
Видеопроекция – Вадим Дуленко
Помощники режиссера – Людмила Кузнецова, заслуженный работник культуры России Нина Цинкобурова
Суфлер – Вера Поповская
Фото – Стас Левшин

Норман Тэйер – народный артист СССР Олег Басилашвили
Этель Тэйер, его жена – народная артистка СССР Алиса Фрейндлих
Челси Тэйер-Уэйн, их дочь – Варвара Владимирова
Билл Рэй, дантист – заслуженный артист России Василий Реутов / Алексей Фалилеев
Билли Рэй, его сын – Валентин Васильев / Степан Степаков
Чарли Мартин, почтальон – Николай Горшков

В спектакле звучат интерпретации народных индейских песен в исполнении Николая Якимова, Евгении Логвиновой, Татьяны Алёшиной, Родиона Старченкова, Марии Гуледани и артистов театра; использованы фрагменты картин Эндрю Ньюэлла Уайта.

Премьера состоялась 29 декабря 2010 года.
 Спектакль предназначен для зрителей старше 12 лет. 

Продолжительность спектакля – 3 часа с одним антрактом.

В основе спектакля режиссера Андрея Прикотенко «Лето одного года» лежит пьеса о старике, написанная молодым человеком. На момент издания пьесы «На Золотом озере» автору, американскому актеру Эрнесту Томпсону, было всего 28 лет, и успех пьесы стал полной неожиданностью для него.

Главная изюминка этого спектакля – неповторимый тандем двух великих актеров, Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих. Зритель, хоть раз видевший эти два светила на одной сцене, не упустит ни одной возможности купить билеты на спектакль с их участием. Отзывы о спектакле «Лето одного года» удивляют своим разнообразием и порой контраполируют друг с другом, но тем больше поводов сходить на «Лето одного года», купить билет на которое можно в театральной кассе, с тем чтобы своими глазами увидеть постановку и сделать собственные выводы об этом неординарном спектакле.

Спектакль идет с одним антрактом.

О спектакле Расписание Отзывы (22)

«Лето одного года» — полная искренности, радости, смеха и виртуозной актёрской игры история о разладе и примирении семьи, о поиске общего языка людьми разных поколений. В основу спектакля легла знаменитая пьеса американского драматурга Эрнеста Томпсона «На Золотом озере» – в 1981 году по пьесе был снят одноименный фильм с участием Генри Фонда, Кэтрин Хепберн и Джейн Фонда, который получил несколько премий «Оскар» и принес драматургу премию «Золотой глобус» за лучший сценарий. Роли главных героев пьесы, пожилых супругов Норман и Этель Тэйеров, на сцене БДТ исполняют народные артисты СССР Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. В оформлении спектакля использованы мотивы картин художника Эндрю Уайета.

Дата премьеры29 декабря 2010

Продолжительность3 часа, 1 антракт

Специальные предложения

Место проведения

Рецензия «Афиши» на спектакль

Премьера с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили

Пьеса Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», широко известная по оскароносному голливудскому фильму 80-х годов, — из тех хорошо сделанных пьес, что пишут для театра профессиональные артисты, у которых вдруг открылся драматургический талант. Ставка в них, разумеется, сделана на актеров. А также на сентиментальный сюжет, в котором утверждаются неоспоримые социальные ценности. В данном случае речь идет о разрушенных почти до основания отношениях отца и дочери, которые восстанавливает внук, причем приемный. Актерская команда режиссеру Прикотенко досталась отменная — главное теперь, чтобы он сосредоточился на ней, а не на формалистских опытах, которыми в последнее время чересчур увлекся.

9

Ему 70 с хвостиком, ей 70 без хвостика. И вроде бы больше не к чему стремиться, нечего доказывать ни себе, ни окружающим, остается только жить или доживать в свое удовольствие.
Она радуется жизни, он злобно шутит о приближающейся смерти. Престарелая пара проводит очередное лето в своем загородном доме на Золотом озере. Пустоту заполняет приехавшая на 80-летие отца дочь. Вечная тема «отцов и детей» — взрослые хотят «продолжиться» в своих детях, последние же мучаются от того, что им навязывают чужие желания и интересы. Отсюда и обиды, слезы, молчание. И только внуку, и то приемному, удается «склеить разбитую чашку». И вновь хочется жить, дышать, любить, потому что есть ради кого и ради чего.
Сентиментальная пьеса Эрнеста Томпсона, переведенная на 27 языков. По ней снят фильм, получивший Оскара. Очень удачно, что столь пожилую пару сыграли именно Алиса Бруновна и Олег Басилашвили. И возраст подходящий, и пережили они на сцене БДТ много «жизней» вместе, став настолько гармонично родными. Невольно возникала мысль, а быть может это спектакль без масок.
И каждый раз на финальных аплодисментах я встаю, как и многие в зале, у меня комок в горле и слезы на глазах. Я благодарна им за их талант, за их игру, за все мои эмоции и переживания, за то, что они есть.

9

Одни из моих любимейших спектаклей БДТ «Лето одно года» (Олег Валерьянович Басилашвили, Алиса Бруновна Фрейндлих, дочь Фрейндлих — Варвара Владимирова). Смотрела 4 раза — 1 раз в Питере, 3 раза в Москве (на сцене театра Сатиры). Вроде бы тяжелые темы: одиночество заедает, близкие люди могут стать далёкими, дети не понимают родителей, а последние ожидают от своих детей быть другими. Но всё это идет без тени надрыва, с лёгкоё иронией, трогательными шутками Нормана (Басилашвили), смехом и с тихой грустинкой. Спасибо, БДТ!

1

Скучнейшая пьеса с претензией на сентиментальность и комедийность. Тема ворчливой старости и старческой влюбленности — заезжена в театре по самое не могу. Мотивировка конфликта, его развитие,динамика раскрытия образов — отсутствует напрочь. Понты дешевы и пошлы (чего стоит только предложение искупаться нагишом мужику, его 13 летнему сыну, будущей жене и теще — гы, гы, гы!).
Главные играют профессионально, что хоть как-то спасает действо. Без взлетов конечно, и без откровений, но ровно, без падений. Единственное светлое пятно — Федор Ларов в роли почтальона Чарли. Дочка- вообще ничто (не иначе как мамочка Алиса Бруновна на сцену протащила), ее друг/муж — ну так, кое-что, кое-как.
Особая тема — реакция зала. Покажи палец — ржут, произнеси кумир нечто с малейшей претензией на глубокомысленность и чувства — заходятся в овациях. Чисто дети!
Конечно, невозможно умолчать об АБФ. В силу известных обстоятельства сама по себе она вызывает омерзение и гадливость. Но мастер большой, этого не отнимешь.
В целом ощущение добросовестной шабашки. Приехали, показали великих, срубили сборы и уехали. Даже цветы не все забрали. Наверное, тем кто стоял у сцены с цветами и хотел вручить их кумирам, но так и остался со своим букетиком, было обидно.

Последние новости:  Открылся прием заявок на участие в фестивале короткометражного кино «Короче» Определены даты проведения киносмотра.

3

Не стоит ходить на подобного рода спектакль, если конечная цель – насладиться игрой уважаемых актеров. В какой-то момент чувствуешь себя ребенком, которого обманули без зазрений совести, а ведь его желания были такими чистыми.

Очень и очень жаль, что талантливые люди тратят свое драгоценное время на посредственный спектакль. Басилашвили и Фрейндлих в Москве будут собирать полные залы (и он, и она, и режиссер это прекрасно понимают). Ну вот зачем же так разочаровывать зрителей?

Давно хочется попасть на моноспектакль «Оскар и Розовая Дама» с АБ. Привезите его в Москву, пожалуйста.

9

Игра Фрейндлих и Басилашвили даже не игра.. Они живут здесь и сейчас в этом месте в это время! Очень здорово! Талантливейшие актеры, артисты!!

Все отзывы

У них много общего. Родились в 1934 году: он — в сентябре, она — в декабре. Дети российских столиц: он — Москвы, она — Ленинграда. У обоих отцы, как говорили в России до революции, инородцы: у него — грузин, у нее — немец. Оба до сих пор работают в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге и поддерживают вне сцены дружеские отношения. В 2003 году этот театр приезжал в Минск с гастролями, и счастливчикам удалось увидеть на сцене Дома офицеров А. Фрейндлих и О. Басилашвили в «Калифорнийской сюите», поставленной в БДТ Николаем Пинигиным.

Этим выдающимся театральным артистам долго не везло с кинематографом. Роли были, но народом не запоминались. Например, в фильме 1966 года «Старшая сестра» Басилашвили сыграл вместе со своей бывшей (три года как развелись) женой Татьяной Дорониной. Та «забила» всех, в том числе и его. Что касается Фрейндлих, то лакомый на таланты Эльдар Рязанов пытался снять ее в главных ролях в «Гусарской балладе» и «Иронии судьбы…». Играла блестяще, пела дивно — ах, эти модуляции волшебного голоса! Но лицо! Экран делал его странным и убеждал в нефотогеничности актрисы.

И вот когда молодость ушла, начался взлет Фрейндлих и Басилашвили в кино. У большинства актеров иначе: пока молоды — экран их любит и пожирает, постарели — с глаз долой, в эпизоды.

1977 год. «Служебный роман». Она — мужеподобная, точнее, бесполая начальница по прозвищу Мымра, а в конце фильма еще и Самодура. Он — ее заместитель Самохвалов, подлец и карьерист. Фрейндлих и Басилашвили показали высочайшую степень импровизации, выдумки, мастерство и озорство. Самодура-мымра железная снаружи и трогательная внутри, смешная и правдивая одновременно, что актерски сделать неимоверно трудно. Самохвалов очарователен и гнусен, тем самым страшен в своей успешности и глянцевитости. Роли-перерождения, роли-перевертыши, где гадкий утенок оказывается прекрасным лебедем и наоборот. В итоге Алиса Фрейндлих была признана в СССР лучшей актрисой года, Басилашвили дали Госпремию РСФСР.

После 1977-го снимались порознь, но в каких ролях! Фрейндлих — это королева Анна в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», жена Сталкера в одноименном фильме, Огудалова в «Жестоком романсе», скульпторша из ленты «На Верхней Масловке». У Басилашвили — косяком главные роли в выдающихся фильмах «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», в сериалах «Противостояние», «Идиот», «Мастер и Маргарита»… В 2008-м снова сошлись: в кинофантазиях на темы Гоголя «Марево» представили Товстогуба и Товстогубиху. И тем самым еще раз подтвердили: у гениальных лицедеев нет амплуа, а есть огромная актерская вольница. Это не актеры роли, а актеры темы. Фрейндлих показывает в кино, как жизнь пробует на излом чуткую многослойную женскую натуру. Басилашвили — как в неожиданных обстоятельствах раскрывается слабый по сути мужчина.

За кадром

Чудесные Алиса Фрейндлих и Олег БасилашвилиКинопроб для «Служебного романа» Эльдар Рязанов не проводил: актеры были утверждены сразу. Басилашвили поначалу отказывался от Самохвалова, он хотел сыграть главную роль — недотепу Новосельцева. Самохвалов должен был водить машину, а Басилашвили этого не умел и однажды на съемках устроил небольшую автоаварию. «Волгу» Самохвалова приходилось тянуть тросом, актер только делал вид, что лихо рулит. Съемки шли полгода. Актеры жили и работали на два города: с вечернего спектакля в Ленинграде — на поезд, с поезда утром — на «Мосфильм». И обратно. Гримеры замазывали тоном синяки под глазами раскисшего от недосыпаний Басилашвили, который должен был выглядеть бодрым и довольным жизнью Самохваловым. Чтобы стать совсем некрасивой, Фрейндлих перекрасилась из блондинки в серо-буро-малиновую шатенку, нацепила стариковские очки, кримпленовый костюм на два размера больше своего и мальчиковые туфли. (Парадокс, но сегодня все эти вещи, включая очки, находятся в тренде. Именно так одевается, например, Ксения Собчак.) Платье-макси в сцене свидания с Новосельцевым (эта сцена — импровизация актеров) было скопировано с концертного платья самой актрисы. А клетчатое с темно-синим воротником потом имело успех и в других фильмах («Экипаж» 1979 года). После «Служебного романа» тысячи советских женщин просили парикмахеров причесать их под преобразившуюся Фрейндлих: приподнять волосы от корней и уложить мягкой волной. Чудачки! Они не понимали, что актриса не просто поменяла костюм и прическу. Ее глаза засияли! А это действует на мужчин лучше пикантного декольте.

P.S.

Фильмы быстро стареют. «Служебный роман» в 1977-м посмотрели 60 млн зрителей. В их сознании картина еще долго жила, а потом, когда развалился Союз и новосельцевы спились, а самохваловы стали олигархами, вроде умерла. Но телеканалы, которые кроме ток-шоу и сериалов питаются еще и старым добрым советским кино, стали крутить историю про Мымру. Лента о страстях человеческих с точными деталями и психологическими мотивировками обрела второе дыхание. Успех ленты-стайера попытались в 2011-м повторить украинско-российской кинокомедией «Служебный роман. Наше время» с Владимиром Зеленским, Светланой Ходченковой и Маратом Башаровым. Вот этот ниочемный фильм забылся очень быстро.

Чего вы не знаете о Фрейндлих

Чудесные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили
Королева Анна в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»

Пережила блокаду. Фрейндлихи жили на первом этаже в доме на Исаакиевской площади и во время налетов редко уходили в бомбоубежище. Один раз все-таки спустились. Именно в этот день в их дом попала бомба.

В 2004 году в ее питерскую квартиру на ул. Рубинштейна приходил президент России Владимир Путин. Поздравил любимую актрису с днем рождения и сам открыл шампанское.

Было три брака, причем второй, с режиссером Игорем Владимировым, начался как служебный роман. У пары родилась дочь Варвара — единственный ребенок Алисы Бруновны. Есть внуки и правнуки. Внук Никита, режиссер, в 2017 году снял бабушку в фильме «Карп отмороженный».

В 2016-м снималась в Минске (лента Валерия Тодоровского «Большой») вместе с учащимися нашей хореографической гимназии-колледжа.

Воображаемое интервью с Олегом Басилашвили

Чудесные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили
Граф Мерзляев в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»

— Когда вы в первый раз попали в кинообъектив?

— На Чистых прудах снимали «Подкидыша». Это был 1938 год. Попросили поездить перед камерой на трехколесном велосипеде…

— Леонид Гайдай хотел снять вас в роли Остапа Бендера при условии, что похудеете на 30 килограммов…

— Ради Бендера я сел на диету: капуста, творог… Гантели, бег… Стал стройным, словно тополь. Потом узнал: съемки давно идут, Бендера играет Гомиашвили. Зато моя физическая форма позволила в дальнейшем сыграть Самохвалова.

— Вы наивный человек?

— Бывает… Думаю: вот выйдет фильм и люди поймут, что надо быть добрее, внимательнее другу к другу.

— Почему в перестройку вас потянуло в политику?

— Помните ли вы Москву конца восьмидесятых? В магазинах пусто. На полках можно найти только «Завтрак туриста» — омерзительную гадость из рыбных отходов. Люди ели. Ради них, ради людей надрывали мы свои сердца на съезде народных депутатов, в Верховном совете, пытаясь перестроить всю политическую систему страны…

Последние новости:  «Сатирикон» вернул на сцену «Чайку» Юрия Бутусова Пока что единственный повторный показ намечен на 1 июня.

— Какое чувство вы испытали, получив звание народного артиста СССР?

— Неловкость перед коллегами по сцене: они не хуже меня.

Ответы взяты из книги О. В. Басилашвили «Неужели это я?! Господи…»

Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал условия, при которых в Беларусь могут вернуться те, кто ранее из нее сбежал. Об этом он сказал во время общения с работниками агрокомбината «Юбилейный» в Оршанском районе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.

По словам Главы государства, 95 % из тех, кто ранее убежал за границу, хотят вернуться назад и заявляют об этом открыто.

– Побежали за границу, а сегодня 95 % (они уже пишут открыто) хотят назад вернуться: «Вот, если бы Александр Григорьевич простил и открыл границу…», 95 % вернулись бы. Я не против: кто в тюрьму, кто куда – кто что заслужил. Надо возвращаться. Вы там не приживетесь, – сказал А. Лукашенко.

Фото из Telegram-канала «Пул Первого»

Президент Беларуси продолжает региональную рабочую поездку сельхозтематики

Смотрите

также

:

Брать ли с собой зонт? Синоптики рассказали, какая погода будет в Минске 22 июня

В Минске 22 июня ожидаются осадки и до 21 градуса выше нуля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.

дождь погода

В ближайшие сутки в столице будет облачно с прояснениями. Ночью и утром временами пройдут осадки (вероятность более 90 %), возможна гроза. В дневные часы ожидается небольшой кратковременный дождь (вероятность 60–70 %). Ветер прогнозируется западный с переходом к северному, 5–10 м/с. Порывы могут достигать 14 м/с.

Ночная температура воздуха составит +10…+12 °C. Днем потеплеет до +19…+21 °C.

Смотрите

также

:

Президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопросы работников агрокомбината «Юбилейный» Оршанского района, высказался по поводу школьной формы: важны разнообразие и доступность, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.

Глава государства заявил, что обязательно займется этим вопросом.

— Доступность, цена. Обещаю, что никто там на карман работать не будет, — сказал А. Лукашенко. — Должна быть масса разнообразия. Не надо загонять детей в какое-то узкое пространство. Это разнообразие должно быть достаточным.

Фото из Telegram-канала «Пул Первого»

Смотрите

также

:

Головченко отмечает значительный прогресс в цифровой трансформации ЕАЭС

В цифровой трансформации ЕАЭС достигнут существенный прогресс. Об этом премьер-министр Беларуси Роман Головченко сказал на заседании Евразийского межправсовета в расширенном составе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.

Чудесные Алиса Фрейндлих и Олег БасилашвилиЦифровая трансформация стала мировым трендом. По словам Р. Головченко, сейчас важно проконтролировать результативность проекта, эффективность освоения средств, выделенных из бюджета Евразийского экономического союза.

Премьер-министр Беларуси отметил, что стратегические направления развития евразийской интеграции остаются актуальными, но стоит учитывать изменения обстановки и при необходимости адаптироваться к складывающейся ситуации.

Фото БелТА

Смотрите

также

:

Водитель Geely из-за невнимательности столкнулся с попутным авто

Утром 21 июня на дорогах Минска случилось происшествие с участием двух авто, есть пострадавший. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в столичной Госавтоинспекции.

По предварительной информации, 31-летний водитель Geely около 9:30 двигался по ул. Академика Карского. На пересечении с ул. Юрия Семеняко он столкнулся с попутным Skoda под управлением 67-летнего мужчины. В результате пострадала пассажирка Skoda.

На месте работают сотрудники отдела ГАИ Фрунзенского РУВД Минска. Обстоятельства ДТП выясняются.

Фото и видео ГАИ Минска

Смотрите

также

:

Какой вклад в расследование важнейшего для страны уголовного дела вносят столичные судебные эксперты, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Чудесные Алиса Фрейндлих и Олег БасилашвилиВ апреле 2021 г. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов наших соотечественников и иных граждан вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

При расследовании этого уголовного дела возле д. Логоза Логойского района обнаружено ранее неизвестное массовое захоронение мирных граждан. С места раскопок были изъяты костные останки, фрагменты одежды, обуви, боеприпасов. Специалисты управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску провели судебные медико-криминалистические экспертизы костных останков, обнаруженных в месте массового убийства людей нацистскими преступниками, их соучастниками и преступными формированиями. Устанавливалось количество убитых (замученных) и захороненных людей, их возраст, пол, рост, давность захоронения, причина смерти. Также изымались генетические образцы для возможной последующей идентификации конкретных людей.

— Проведение экспертиз осложнялось большим количеством предоставленных на исследование костных останков, а также их значительной фрагментацией и видоизменением вследствие длительного нахождения в месте захоронения, — рассказывает начальник управления судебно-медицинских экспертиз УГКСЭ по г. Минску Инесса Наумик. — В процессе исследования применялись как классические методы — измерительные, сравнительные, исследование в ультрафиолетовом спектре, атомно-эмиссионный анализ, так и современные — генетические. Все они позволили установить видовую принадлежность и давность захоронения предоставленных на экспертизу костных останков, пол, возраст, рост людей.

Видовая принадлежность определялась в ходе сравнительного анализа. При определении давности захоронения учитывались макро- и микроскопические изменения костной ткани, а также особенности свечения в ультрафиолетовом свете. Пол и рост людей описывались по размерным характеристикам костей с применением соответствующих таблиц и расчетных формул. При определении возраста учитывались степень заращения швов черепа, наружные возрастные изменения костей и выраженность костномозговой полости. Для костей детей изучались размерные характеристики, а также сроки прорезывания зубов. Атомно-эмиссионный анализ применялся для нахождения металлов, характерных для выстрела, в краях огнестрельных повреждений костей.

В результате экспертиз различных объектов, изъятых с места раскопок возле д. Логозы, было установлено, что давность захоронения соответствовала периоду Великой Отечественной войны, а значительное количество захороненных людей были женщинами, детьми и гражданами пожилого возраста. При этом на костных останках имелись повреждения, которые носили признаки огнестрельных.

Стоит отметить, что такая работа проводилась и проводится не только экспертами управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску — она ведется в масштабах всей страны с задействованием областных управлений и центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз.

Смотрите

также

:

О ЛЮБВИ. МИМОЛЕТНОСТИ

Н. Саймон. «Калифорнийская сюита».
АБДТ им. Г. Товстоногова. Режиссер Николай Пинигин, художник Зиновий Марголин

На афише БДТ — новое название. Скромное, вроде бы ничего не говорящее: Нил Саймон. «Калифорнийская сюита». О чем сюита, почему «калифорнийская», чего от нее ждать нам, зрителям, — вроде бы ничего заранее неясно. Впрочем, нет, если не просто скользнуть взглядом по афише, а поворошить в памяти, она заговорит.

Ну, конечно, Нил Саймон — это же популярный американский драматург, чьи «хорошо сделанные пьесы» прижились и у нас. На сцене БДТ годами шел спектакль «Этот пылкий влюбленный» с блистательным дуэтом А. Фрейндлих и В. Стржельчика. Было такое еще «до того» — до эпохи всеобщей коммерциализации театров, и ставил спектакль Г. Товстоногов. Попробуйте вообразить, что его спектакль наглым «чесом» прокатывается по российским городам и весям с билетами по сногсшибательной цене — невозможно! Но уже тогда о таком спектакле говорили — «бенефисный», «актерский», как бы осторожно выделяя из сводной афиши репертуарного театра-дома, намекая на возможность его автономного существования.

Теперь таких «автономных» постановок с неприкрытым коммерческим лицом развелось — жуть! Одна Москва систематически наводит дрожь на Питер своими гастрольными наскоками — громкие имена, убойная стоимость билетов и весьма скромный художественный результат. Впрочем, народ валом валит, прессой же очередные гастролеры вовсе не интересуются — касса «сделана» и без нее.

Тут-то и подоспевает премьера БДТ. Пьеса — «звездная», на двоих, и звезды в наличии. А Георгия Александровича уже десять лет как нет с нами, и одно имя не может охранить театр от всяческих, так скажем, веяний. Идет же рядом с его неувядаемым «Дядей Ваней» сегодня разудалая «Кадриль» — и ничего…

А. Фрейндлих(Ханна Уоррен),О. Басилашвили(Уильям Уоррен).Фото А. Беляковой

Да, но ведь здесь-то — товстоноговские звезды — Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, они должны, обязаны служить гарантами того, что спектакль не свалится ни в одну, ни в другую бездну — ни в антрепризность, ни в провинциализм.

Последние новости:  В конце лета 2022 года в Москве поставят памятник Иосифу Кобзону Монумент появится в Оружейном переулке.

К тому же другой спектакль Н. Пинигина, идущий сейчас на большой сцене БДТ, — «Арт» — никак в провинциализме не упрекнешь. Напротив, изысканное зрелище, где за дискуссиями о ценностях абстрактной живописи проступает интереснейшее сцепление характеров, психологически тонко проработанных актерами. Значит, с этим режиссером и такое возможно?

Вот такие душераздирающие гадания по афише смущали меня, и выход был один — окунуться в спектакль, отбросив все предвзятости.

Первое впечатление… никакое. Номер в гостинице средней руки. Справа — спальня, слева — гостиная. Окна — во всю стену, и за ними — синее небо и ветвь цветущего дерева (юг!). Обстановка ничем не примечательная, сугубо функциональная. Но есть в ней (видимо, специально для нас, а не для обычных постояльцев американских гостиниц) особый шик: пользуясь дистанционным пультом (как для «телика»), можно не сходя с места раздвинуть занавеси на окнах и даже поднять на дыбы перегородку между комнатами (правда, зачем — неясно). Словом, оформление художника З. Марголина скорее информативно, чем образно. Вы получаете подтверждение, что Калифорния — это южный штат Америки и механизация быта в гостинице — на высоте. Не более того.

А. Фрейндлих (Диана Николс),О. Басилашвили (Сидней Николс).Фото А. Беляковой

Впрочем, Бог с ней, с обстановкой. Вот от окна отделилась тоненькая женская фигурка в элегантном брючном костюме, приблизилась к нам… Она! Еще ничего не сказано, ничего не произошло, а ощущение внутреннего напряжения уже возникло. В том, как она закуривает сигарету, звонит по телефону портье, нервным движением поправляет коротко стриженые под мальчишку волосы, во всем сквозит эта внутренняя тревога и ожидание… чего? поединка? А вот и противник — большой, вальяжный, в светлой спортивной куртке, загорелый и моложаво-седой. Американская белозубая улыбка и спокойная доброжелательность — полная противоположность женщине.

Бывшие супруги, родители повзрослевшей дочери, которую им теперь приходится «делить». Но главное — не их теперешний спор. Актеры играют прошлое, которое никуда не ушло, стоило им встретиться, — оно ожило. Привычная конфронтация во всем, даже в мелочах, ибо у них разные жизненные ценности. Ей мила нью-йоркская деловая суета, знакомства, связи, встречи, марка автомобиля — стандартный набор. Ему — здешняя размеренность и тишина. У него другой стандартный набор. Он готов ей во всем уступать, но то, как искажается его лицо прежде, чем он ответит ей спокойно, и долгая пауза перед этим ответом, во время которой он привычно надувает щеки, говорят о многом. Чем неподвижнее он, тем нервнее и короче ее движения, кажется, что она танцует вокруг него какой-то мальчишеский «индейский» танец. У нее и мимика — как у дерзкого ребенка, который дразнит противника, уверенный в своей безнаказанности. Это отблески их былых семейных стычек, вечного спора за первенство… в любви? Совершенно нелогично с ее стороны вести себя сейчас так, когда каждый — отдельно, и что ей до него?.. А сколько затаенной ревности в небрежном, казалось бы вопросе, ирония прикрывает нечто, саднящее душу.

Наконец решила — уступить сейчас, чтобы победить потом. На глазах — слезы, на губах — старательная улыбка, и в голосе — непреклонность. Маленький стойкий и очень одинокий солдатик. Уже от порога он вдруг рывком поворачивает ее за плечо к себе лицом — и она благодарно и так по-женски утыкается ему в грудь. Минута блаженной слабости. А когда закроется за ним дверь, она попытается «сохранить лицо» хотя бы перед самой собой: позвонит портье с выговором за опоздавший к этому свиданию заказ — его любимый чай с лимоном.

Двое сыграли этюд о любви, которая не умирает, даже когда ее давно и согласно похоронили.

Следующая пара — другая история. И снова — о любви. Хотя, казалось бы, главное событие — несбывшаяся надежда уже немолодой актрисы на получение «Оскара». Она суетлива и даже несколько истерична: и платье-то ей не нравится, и времени собраться на церемонию — в обрез (впрочем, какой женщине его бы достало?). «Суматошные сборы» — так можно было бы оза-главить первый этюд, так сказать изнанка быта «звезды». Не стесняясь, задирает юбки: а что такого, она — обычная женщина. Загадочен скорее ее муж — словно в панцире своего смокинга и белоснежной сорочки, с гладко прилизанными на пробор седыми волосами, ироническим изломом бровей, сигарой в зубах и какой-то нарочитой чеканностью речи. Загадка раскрывается в развязке этой истории: «Оскара» она, конечно, не получила, немного (а вернее, сильно) подвыпила — и теперь играется этюд на тему «Что их связывает?» Снова поединок, но уже в ином жанре.

О. Басилашвили (Марвин Майклз),А. Фрейндлих (Милли Майклз).Фото Б. Стукалова

«Почему ты меня не любишь?» — вопрос она задает прямо в лоб, но ответа нет. Им сейчас владеют только два чувства — непонятное злорадство и вполне понятная усталость уже немолодого человека. С каким мстительным наслаждением он чеканит свое «Ты вела себя от-вра-ти-тель-но!» — словно реванш берет. И каким привычным жестом снимает свой широкий радикулитный пояс — сейчас, наверное, хорошо бы растереться чем-нибудь согревающим, прилечь … Но нет, куда там! Она вскакивает на кровать, в боевой стойке, полураздетая, в полупрозрачном одеянии, сползающем с плеч, — фурия, все еще привлекательная, несмотря на годы и неудачи. Она «рвет страсти в клочья», он уходит в глухую оборону, корректно отбиваясь от ее обвинений в склонности к мальчикам: он — денди, он — джентльмен. Она — вся яростный вызов, он — ледяной сарказм. А мне тайный голос нашептывает: «Не верю». Не верю, потому что актер демонстрирует мне своего героя, и я буквально съеживаюсь, глядя как Басилашвили манерничает. Увы, и актриса здесь не вызвала моего сочувствия — ее Диана кричит о своей любви, ползает на коленях, и все это отдает немного vulgar, как писывали во времена Пушкина (поклон юбилею!). Впрочем, и здесь финал лирический: она покинула «поле боя» — их безрадостное супружеское ложе, убежала в гостиную, там скорчилась на полу у перил — и это мгновение тишины было моментом истины. Он наконец пожалел ее, страдающую, подошел, и она благодарно приникла к нему на грудь. Два не очень счастливых человека, необходимых друг другу в своем одиночестве. Музыка.

Что-то после этой истории мне немного взгрустнулось, и не героев жалко — актеров. Они заслуживали драматургии поглубже, посодержательнее… Оставался третий акт.

…Первое впечатление — шоковое: он вскакивает с кровати и мечется по спальне, седые кудряшки взъерошены, вид самый жалкий. Разыгрывается «классическая» ситуация: жена вот-вот появится на пороге, а в его постели спит мертвецки пьяная девица, неведомо как сюда попавшая. Ситуация водевильная, и театр выжимает из нее все возможное, к полному восторгу зала. И чем больше суетится актер, тем сильнее восторг. Хочется крикнуть — да остановитесь же! О, где ты, тень Г. А.?..

И она появилась. В облике жены. Поразительно то мудрое домашнее спокойствие, которым веет от всего облика скромной Милли — гладко причесанной, темноволосой и, кажется, даже темноглазой. (Знаменитые зеленые глаза-виноградины Алисы Фрейндлих, неужели вы умеете менять цвет?) Через все режиссерские смакования комедийных ситуаций она проходит с громадным чувством собственного достоинства и, не побоюсь сказать, женского материнского величия. Как неожиданно сострадающе смотрит она на спящую девчонку, прикрывая ее голый зад одеялом. Муж торопится помочь ей — и они укрывают ее вместе… Не случайно именно в этот момент у него вырывается: «Милли, я люблю тебя больше, чем когда-нибудь…» Она принимает это несвоевременное признание со спокойным достоинством — а как же иначе? Она знает — он не может не любить ее, ведь вся их прошлая жизнь была прожита в абсолютном и естественном доверии друг к другу. Вот эту атмосферу домашнего тепла, уюта чистоты отношений несет в себе Фрейндлих-Милли. Ей и в голову не приходит какое-нибудь грязное подозрение, несмотря на странное поведение мужа. Так долго не приходит, что надо ей прямо напороться на девчонку в постели, чтобы начать что-то понимать в происходящем. Вот эта внутренняя неуязвимость Милли и составляет ее нравственную силу, тот свет, отблески которого освещают и сиюминутную несуразицу, вклинившуюся в ее жизнь.

Как она, сидя у изголовья кровати, говорит по телефону с детьми, ссылаясь на пропажу багажа в аэропорту, — потому, мол, и голос у нее «не такой». Никто никогда не узнает, что она здесь пережила. А рука чужой девчонки, откинутая во сне, лежит у нее на коленях — и она не отталкивает ее, она — Мать. И когда на закрытие занавеса супруги выходят дружно под руку, он, уже пристойно одетый, благообразный, и она, с виду такая мышка, зал снова благодарно аплодирует, отзываясь не только на мастерство актрисы, но и на свет добра, который она несла.

Театр побеждает тогда, когда в теперешних анекдотах, цепь которых и составляет «Калифорнийскую сюиту», ему удается высветить историю взаимоотношений трех пар, таких разных и в то же время схожих, ибо их истории — это вечная история Мужчины и Женщины, история Любви. И первенство в этой игре с прошлым принадлежит А. Фрейндлих, ее мастерство и мудрая человечность таланта делают игру ювелирной, она — как брилиант, поворачиваемый под лучом театрального света, вспыхивает мимолетно разными гранями.

Особый сюжет спектакля — это публика. Она — его благо и зло. «Погода в зале» лучше всего свидетельствует о «погоде в доме» — сегодняшнем БДТ.

Театр взял пьесу, достаточно поверхностную, с дешевыми репризами. Например, Он в первом акте упоминает о некой «трогательной девушке» —и следует ее реплика: «За какое место она тебя трогает?» Полный восторг зала. Подвыпившая Актриса во вторым акте гордо сообщает, что она «блеванула на Версаче» (то есть на обладательницу костюма от Версаче на рауте). Опять восторг понимания. И тогда приходит отчетливая мысль: «Да, зал в БДТ уже не тот».

Зал, на мой взгляд, мешает О. Басилашвили уберечься от пошловатого комикования, «тянет» актера своими реакциями. Но этот же зал благодарно откликается на бесхитростную проповедь добра, на все те мимолетности любви, которые рассыпаны по спектаклю.

Оцените статью
( Пока оценок нет )