Будет ли еще использоваться B-1B?

Будет ли еще использоваться B-1B?

Сорок семь лет - это время с первого полета бомбардировщика B-1 Lancer в этом году.

Для современного строительства это не очень преклонный возраст. В том же году был запущен «Боевой сокол», двумя годами ранее - «Орёл», который только что получил совершенно новое воплощение . Если предположить, что суматоха вокруг B-1A делает B-1B совершенно отдельным самолетом, оказывается, что его едва ли 40. И все же будущее улан обречено. Их будущее закончится в 2036 году. Новый американский бомбардировщик B-21 Raider почти готов.

К сожалению, все указывает на то, что следующие пятнадцать лет будут трудными и разочаровывающими. В течение нескольких лет Lancers - и поэтому аварийные ситуации выше среднего - страдали от ряда различных неисправностей, которые мешали нормальной повседневной работе. Процесс постепенного сокращения парка B-1B уже начался, и очередная приостановка полетов из-за очередной поломки кажется лишь вопросом времени. Планируется, что в середине 1930-х годов на вооружении будет всего 45 экземпляров, и даже это кажется оптимистичным предположением в контексте технических проблем, как недавних, так и преследующих Lancers почти полвека.

Официально линейное обслуживание Lancer единственной в настоящее время версии B-1B началось в июне 1985 года. Всего было построено сто машин (Lancers A, которые изначально предназначались для замены B-52 - всего четыре), из которых 62 остались в строю на начало 2021 года. В середине 1990-х годов « Кости» были окончательно лишены ядерного оружия в соответствии с договором о разоружении СНВ и перешли на роль тактических ударных самолетов, несущих широкий спектр бомб и крылатых ракет с обычными боеголовками.

Кошмар механиков

К настоящему времени Lancers построили более 12 000 самолетов в боевых условиях. В декабре 1998 года они приняли боевое крещение в рамках операции Desert Fox. Во время войны в Афганистане способность нести большое количество бомб и длительное время перемещаться с грузом в зоне наблюдения делала Lancers самолетом непосредственной поддержки с воздуха. Принято считать, что эта роль по сути отведена Thunderbolts II, но именно Lancers доверяют большинство задач. Специализированный истребитель танков просто не смог дать наземным войскам такой же самолет, который доставит на поле боя двадцать четыре управляемые бомбы GBU-31 и ждет с ними в режиме ожидания несколько часов.

И все было бы замечательно, если бы не гремлины, бродящие по салону улан. Этой весной флот снова был на мели. Он начался с машины номер 86-0104, которая тянула за собой след несгоревшего топлива во время приземления в Эллсворте, Южная Дакота, 8 апреля. Техники быстро нашли неисправность: большое отверстие в корпусе фильтра топливного насоса в форсажной установке. С одной стороны, это, конечно, пожароопасность, с другой - даже при отсутствии пожара такой дефект практически не позволяет эффективно использовать форсажную камеру, которая необходима, в том числе, при взлете.

Подготовка бомбы GBU-31 JDAM к подвешиванию в бомбоотсеке B-1B
Подготовка бомбы GBU-31 JDAM к подвешиванию в бомбоотсеке B-1B

Первоначальная проверка всего флота показала, что остальные подверглись риску аналогичного повреждения, поэтому двенадцать дней спустя все улан-мотыги были остановлены для тщательной проверки. Что еще хуже, это вторая идентичная неисправность, которая привела к приостановке полетов Lancers. В 2018 году перфорация корпуса фильтра топливного насоса произошла в экземпляре 86-0109.

Кстати о 2018 году - в мае того же года произошел еще один потенциально трагический провал. Как мы тогда писали , во время обычного тренировочного полета загорелась сигнальная лампа, сигнализирующая о возгорании в крыле. После того, как аварийные процедуры были завершены, сигнал тревоги продолжался, поэтому следующим шагом должно быть катапультирование. Процедура эвакуации B-1B выполняется должным образом, чтобы выброшенные сиденья не сталкивались в воздухе. Когда первый член экипажа дернул ручку катапульты, люк в крыше самолета вылетел, как и планировалось, но ракетный двигатель не сработал, и сиденье осталось на месте.

Через несколько секунд командир экипажа приказал катапульте остановиться и принял решение совершить вынужденную посадку. В течение двадцати пяти минут, прошедших до приземления, существовала постоянная опасность, что сиденье выскочит само по себе или из-за турбулентности или других ударов самолета. В конце концов вся команда из четырех человек благополучно приземлилась. Тогдашний секретарь ВВС Хизер Уилсон выразила признательность командиру, который решил, несмотря на риск, спасти самолет и весь экипаж, вместо того, чтобы позволить трем летчикам катапультироваться, приговорив последнего к верной смерти. В конце концов, было решено, что виновато не само сиденье, а секвенсор, ответственный за порядок срабатывания сидений.

B-1B взлетает с базы Неллис
B-1B взлетает с базы Неллис

Однако в течение года одноразовые сиденья Lancers начали нервничать сами по себе и привели к очередной остановке полета. На этот раз техники заметили неисправно установленный парашют по крайней мере в одной машине, которая выпрямляла сиденье после катапультирования и до того, как основной купол развернулся для замедления спуска. Если он катапультировался, сиденье могло неправильно расположиться в воздухе, и это могло помешать правильной работе основного парашюта и, как следствие, привести к гибели летчика.

Все это происходило на фоне постоянных технических проблем меньшего масштаба, слишком маленького, чтобы информация об отдельных инцидентах могла быть опубликована. Ситуация достигла критического уровня в августе 2019 года, когда у ВВС США было всего шесть полностью боеспособных B-1B. Остальные либо все еще прошли осмотр одноразового сиденья, либо прошли плановые осмотры и ремонт на предмет других дефектов.

Почти паралич

Уже в девяностые годы были обнаружены первые проблемы с повреждением конструкции планера. Чтобы решить эту проблему, в прошлом году Global Strike Command решила ограничить налеты Lancers до 300 часов в год на самолет, при условии, что это число может быть увеличено только с особого разрешения из-за срочных оперативных потребностей. Кроме того, на базе Тинкер была налажена двухэтапная программа ремонта планера. Цель состоит в том, чтобы удержать Lancers в полете до 2040 года (на всякий случай), а цена составит астрономическую рабочую нагрузку в 19 000 человеко-часов на самолет.

Еще неокрашенный B-1B завершает переходный полет после всесторонней проверки на базе Тинкер
Еще неокрашенный B-1B завершает переходный полет после всесторонней проверки на базе Тинкер

Нельзя забывать о ключевой определяющей значительного потенциала Lancer. Он был первым представителем совершенно новой категории бомбардировщиков - бомбардировщиков проникающего действия, достигающих стратегически важной цели не в составе масштабных бомбардировочных экспедиций , а самостоятельно и незаметно проникающих в противовоздушную оборону противника.

Американские авиаторы обычно тренировались летать на высоте 150 метров над землей со скоростью около 1000 километров в час. Кстати, именно для этого Lancer нужны два характерных «плавника» на носу. Эти небольшие аэродинамические элементы (например, кольцо вихревых генераторов под хвостовым оперением) предназначались для стабилизации длинного фюзеляжа, ограничения изгибающих усилий и продления срока службы планера. Даже когда реальная судьба Lancers изменилась, и когда изменилась геополитическая картина мира, а гипотетические полеты за пределами поля зрения советских радаров остались лишь мелодией далекого прошлого, американская авиация продолжала практиковать проникновение на малых высотах.

Они тренировались - потому что больше не тренируются. Это очередное решение о продлении срока службы Lancers. Вы можете догадаться, что экипажи трясут носом, потому что полет прямо над землей - это и вызов, и удовольствие, но неофициально известно, что минимальная высота полета в эксплуатационных условиях увеличена со 150 метров до 1500. Ранее , сообщество Lancer выиграло спор о минимальной высоте полета, но на этот раз дело было решено. В противном случае Lancers оказались бы на коротком пути к постоянному заземлению по соображениям безопасности. Стоит помнить, что так преждевременно закончилась карьера бомбардировщиков Vickers Valiant в британской авиации.

Что ж, уланцы, наверное, никогда не использовали способность летать на высоте 150 метров в реальной боевой обстановке. Конечно, это наблюдение не означает, что оно практиковалось напрасно, а означает лишь то, что этот навык стал бесполезным и, помимо износа планера, он также представлял опасность для экипажей (всего таким образом разбились четыре самолета). Трудно не услышать злобный смешок судьбы, учитывая, что он использовался всего несколько раз вне тренировочных полетов, чтобы… напугать контрабандистов наркотиков. Хотя уланам, конечно, не удавалось атаковать лодки контрабандистов, низкого прохода было достаточно, чтобы заставить их выбросить свой груз за борт.

Стивен Уокер на веб-сайте The War Zone подчеркивает дополнительный фактор: Lancer создавался как ядерный бомбардировщик, он должен был находиться в боевой готовности на земле и, помимо тренировочных полетов, только изредка взлетать с ядерным оружием в рамках чрезвычайной ситуации патрули. Планеры не были рассчитаны на интенсивную эксплуатацию, начавшуюся в 21 веке. По словам Уокера, это нормально, что экипаж принимает на себя теоретически 100% функциональный самолет, но при этом обнаруживает так много неисправностей во время предполетных операций, что им приходится переходить на резервный самолет.

Ради справедливости к уланам следует напомнить, что не все их проблемы возникли по вине конструкции как таковой. Неоднократно официальные лица Пентагона утверждали, что они либо не понимают эту машину, либо не видят в ней пользы, либо просто не верят в нее. В-52 никогда не сталкивались с подобной неразборчивостью, что положительно сказалось на характере и продолжительности их службы. B-1B повезло меньше.

Так что же ждет этих несомненно красивых бомбардировщиков в ближайшие пятнадцать лет? Американское участие в войне в Афганистане наконец-то подошло к концу , поэтому мы больше не увидим улан над Гиндукушем и Спин-Гаром. Возможно, время от времени они будут появляться в небе Африки, где американцы начали соревноваться за влияние с Россией и Китаем. Но никого не должно удивлять, если улан никогда больше не совершит настоящий боевой вылет.

B-1B на катарской базе Аль-Адид
B-1B на катарской базе Аль-Адид

ВВС США продолжают попытки адаптировать Lancers к требованиям современного поля боя и повысить его боевой потенциал (в ноябре прошлого года Bone совершил первый полет с подвешенной на внешнем узле под носовой частью ракеты AGM-158 JASSM. фюзеляж), но, похоже, теперь им отводится роль демонстраторов силы. В феврале этого года B-1B впервые приземлился в Индии, в марте самолеты этого типа также впервые приземлились в Норвегии и Польше - в Повидзе. В рамках «динамической модели применения силы», разработанной для ограничения предсказуемости перемещений компонента авиационной бомбы США, улан также посещает Гуам , где они являются средством давления на Китай.

Однако технические требования к Лансерам с каждым годом растут. Больше времени в руках техников (в среднем семьдесят четыре часа обслуживания на час полета), очевидно, меньше времени в руках экипажей, больший процент бюджета тратится на ремонт и меньше - на тренировочные полеты. Поэтому было принято решение вывести из эксплуатации самые старые семнадцать единиц в 2021 финансовом году, оставив 43 машины и две экспериментальные. Но для того, чтобы весь этот маневр был успешным, экономия, полученная при отправке семнадцати на свалку, должна быть использована как можно точнее, чтобы поддерживать другие Lancer в приемлемом состоянии ремонта.

В противном случае деньги растают, как камфора, и ВВС США «выиграют» только постольку, поскольку выгода состоит в том, чтобы преобразовать больший флот неисправных бомбардировщиков в меньший флот неисправных бомбардировщиков. Но даже если уланам ограничиться своей ролью глобальных демонстраторов силы, они не смогут играть ее на Земле. Им нужно лететь - в Тихий океан, в Европу, на Ближний Восток, на базу Аль-Адид (где они находились в течение многих лет во время конфликта в Афганистане) или в Индийский океан на острове Диего-Гарсия.

Первый экземпляр семнадцати человек, приговоренных к досрочному выходу на пенсию, был снят со службы в феврале этого года. Это был Lancer 85-0066, который в 2005 году сильно пострадал в результате пожара на Гуаме. Спустя четыре года его вернули в строй (стоимостью более 30 миллионов долларов) и переименовали в Get Your Kicks . Сейчас он находится на свалке на базе Дэвис-Монтан, где содержится в таком состоянии, которое при необходимости может быть снова введено в эксплуатацию.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Будет ли еще использоваться B-1B?
стрельба в мытищах что случилось
Стрельба в Мытищах – что случилось