Анализ предложения F-35 в Швейцарии и Финляндии

Анализ предложения F-35 в Швейцарии и Финляндии

30 июня 2021 года Федеральный совет Швейцарии принял решение об избрании многоцелевого боевого самолета F-35A Lightning II в качестве нового истребителя для ВВС Швейцарии.

В то же время в ближайшее время ожидается объявление результатов аналогичного тендера в Финляндии. Благодаря тому, что обе страны славятся порядком и открытостью общественной жизни, это дает хорошую возможность увидеть, как могут выглядеть разные предложения на один и тот же самолет и почему окончательную сумму необходимо потратить на покупку и последующее обслуживание истребителей. в очереди несколько десятков лет не всегда легко определить.

F-35 сокрушает конкурентов

Источнок: anticwar.ru

Наверное, никто не ожидал столь явной победы F-35A в Швейцарии. Американский истребитель набрал 336 баллов, опередив на 95 баллов не разглашаемый самолет, занявший второе место. Особое внимание было уделено ее современным системам разведки и готовности работать в сетецентрической среде, что обеспечит Швейцарии информационное преимущество и, по сравнению с другими конкурентами, предоставит пилотам максимальную осведомленность о поле боя. Конкурентами были Dassault Rafale, F / A-18E / F Super Hornet и Eurofighter Typhoon. В отличие от Финляндии в Швейцарии, JAS-39E Gripen был отклонен по формальным причинам.

Что еще интереснее, F-35 не только выиграл по боевым возможностям, но и оказался самым дешевым самолетом из всех. Ожидается, что тридцать шесть Lightning II будут стоить 5,068 миллиарда швейцарских франков, а стоимость эксплуатации в течение тридцати лет составит 10,43 миллиарда франков. Для последующего сравнения этих сумм с Финляндией, они переведены в евро: 4,68 миллиарда на покупку и 9,64 миллиарда на техническое обслуживание, соответственно.

Как Lockheed удалось предложить такую ​​низкую стоимость, хотя все мы хорошо помним многочисленные отчеты только из Соединенных Штатов об ужасающих расходах на техническое обслуживание этих самолетов, которые даже Пентагон не может позволить себе в достаточном количестве ? Что ж, американский производитель предположил в своих расчетах, что при нормальной мирной эксплуатации - а трудно предположить, что в течение тридцати лет Швейцария будет участвовать в какой-либо войне - F-35A потребует от пилотов на 20% меньше полетов, чтобы сохранить привычки и навыки. соответствующий уровень подготовки по сравнению с конкурирующими самолетами. Lightning II настолько прост в использовании, что обучение можно значительно сократить без ущерба для уровня обучения.

Кроме того, американцы предложили пакет логистической поддержки, отвечающий требованиям независимости, предъявляемым швейцарцами. Компания предлагает включить Швейцарию в общеевропейскую программу технического обслуживания и ремонта, дополненную созданием в этой стране дополнительного склада запасных частей, которого должно хватить на шесть месяцев самостоятельной эксплуатации швейцарского парка F-35.

Lockheed также предложила возможность собрать четыре экземпляра непосредственно в Швейцарии, чтобы ознакомить местные военно-воздушные силы и промышленность с конструкцией F-35, что положительно повлияло бы на понимание его эксплуатации и обслуживания. Неизвестно, решатся ли на это швейцарцы, потому что запуск сборочной линии для четырех истребителей, безусловно, будет дорогостоящим. В любом случае промышленное предложение, покрывающее около 60% стоимости покупки, было единственной частью рейтинга F-35, которую Lockheed не получила.

Закупка новых истребителей (совмещенная с закупкой зенитных комплексов Patriot) по программе «Air 2030» - крупнейшая оборонная программа в новейшей истории Швейцарии. Новые истребители заменят стоящие на вооружении F-5E / F и F / A-18C / D. Если ничто не помешает, Lightning II должен поступить в эксплуатацию в 2030 году. Правительство выделило максимум 6 миллиардов франков на покупку самолетов, что почти на миллиард больше, чем предложение Lockheed.

Швейцарский F/A-18C

Финансовые предположения программы HX

Источнок: anticwar.ru

Процесс выбора нового истребителя для ВВС Финляндии начался в 2015 году. Новый самолет должен занять место бывшего в употреблении F/A-18C/D. Их вывод начнется в 2025 году, а затем должны начаться поставки новых истребителей. Завершение поставок намечено на 2030 год. В тендере участвуют F-35A Lightning II, F/A-18E Super Hornet (вместе с EA-18G Growler), Eurofighter Typhoon, JAS 39E Gripen (вместе с самолетом раннего предупреждения GlobalEye) и Dassault Rafale. Правительство Финляндии намерено объявить победителя до конца этого года.

Не было сразу уверенности, что Финляндия купит новые истребители. Во-первых, была создана экспертная комиссия, которая рассмотрит все возможные варианты, которые соответствовали бы современным угрозам и обеспечивали адекватную защиту воздушного пространства страны. Были приняты во внимание сокращение авиации и усиление наземной противовоздушной обороны, дальнейшая модернизация существующего F / A-18C / D, а также закупка небольшого количества новых пилотируемых самолетов и их пополнение парком беспилотных летательных аппаратов. В конечном итоге комиссия рекомендовала закупку классических многоцелевых боевых самолетов.

Финляндия намерена купить шестьдесят четыре истребителя, почти вдвое больше, чем Швейцария. Хотя обе страны нейтральны и не входят ни в один из военных союзов, их позиция и ситуация с безопасностью совершенно разные. Швейцария со всех сторон окружена дружественными и демократическими государствами, входящими в НАТО и / или Европейский Союз. С другой стороны, Финляндия имеет протяженную границу с агрессивной и экспансионистской Россией, обладающей значительным военным потенциалом.

Сумма, направленная на закупку многоцелевых истребителей, вооружения и дополнительных датчиков, оценивалась в 9,3 миллиарда евро . Еще 500 миллионов евро было выделено на прочие расходы, связанные с покупкой самолетов. Это касается таких вопросов, как интеграция новой машины в систему национальной обороны или зарубежная подготовка первой группы пилотов и механиков. Эта сумма также включает резерв на случай непредвиденных обстоятельств.

Приобретенные в ближайшее время самолеты будут эксплуатироваться примерно до 2060 года. Было подсчитано, что их использование и обслуживание будут стоить максимум 270 миллионов евро в год, или 10% текущего годового оборонного бюджета. Таким образом, исходя из стоимости денег в 2020 году, покупка и эксплуатация самолетов к 2060 году, как ожидается, будет стоить около 20 миллиардов евро. Кроме того, планируется сразу два апгрейда истребителя. Первый запланирован примерно на 2040 год, а второй - через десять лет. Было подсчитано, что каждое обновление будет стоить около одного миллиарда евро.

Предложение на F-35A для Финляндии

Источнок: anticwar.ru

Сколько именно самолетов было предложено американской компанией, не разглашается, но на более ранних этапах утверждалось, что F-35 настолько современен, что меньшее количество самолетов этого типа способно выполнять те же задачи, что и большее количество самолетов более старого поколения. Это может быть завуалированное сообщение о том, что с учетом финского бюджета вы не можете купить шестьдесят четыре F-35.

«Производство F-35 будет продолжаться как минимум еще двадцать лет, а сервисные работы будут продолжаться до 1950-х годов», - сказала Бриджит Лодердейл из Lockheed. Финляндия будет не только поддерживать свои собственные истребители, но также будет участвовать в поддержке глобального парка F-35, производя важные компоненты.

F-35A на базе Эйлсон на Аляске
F-35A на базе Эйлсон на Аляске

Неизвестно, насколько серьезно можно отнестись к этим словам. Компания утверждает, что у нее есть много решений, подготовленных для финской промышленности, но не все из них должны касаться участия в производстве самого истребителя. Как известно, доли в производстве F-35 получают путем выигрыша внутренних тендеров Lockheed на поставку отдельных деталей, и теоретически ни одна страна не имеет гарантированных заказов. Кроме того, обслуживание этих самолетов зависит от сети международных сервисных центров. Поэтому ожидается, что промышленное участие Lockheed будет связано в основном с другими оборонными программами.

Lockheed также утверждала, что благодаря многочисленным заказам на F-35 из других европейских стран были созданы возможности для разделения нескольких затрат, что снизило бы общие затраты на техническое обслуживание. Загвоздка в том, что Финляндия не является членом НАТО и хотела бы быть максимально суверенной в обращении со своими истребителями.

Сравнение

Источнок: anticwar.ru

Пропорционально пересчитав цену 36 швейцарских истребителей на 64 машины для Финляндии, мы получим 8,32 миллиарда евро. Это составляет почти миллиард евро в резерве - до максимальной суммы, разрешенной заказчиком. Так что все нормально.

Интереснее становится, если посмотреть на операционные расходы, потому что в тех же пропорциях они составят 17,13 млрд евро. Если разделить эту сумму на тридцать лет, то окажется, что годовая эксплуатация шестидесяти четырех F-35A в Финляндии будет стоить 571 миллион евро, что более чем вдвое превышает предполагаемые 270 миллионов. Напомним, что эти расчеты действительны для предложения по Швейцарии, которое предполагает на 20% меньше рейсов, чем самолеты-конкуренты. Финляндия не обязательно допускает такие же ограничения на полеты.

Еще раз подчеркнем разницу в геостратегическом положении двух стран. Если игнорировать мирную ситуацию, в которой истребители обеих стран используются в типичных миссиях по охране воздушного пространства, в случае войны швейцарская доктрина предполагает использование авиации для защиты домашнего воздушного пространства от использования военно-воздушными силами других стран. Предположение такое же, как и во время Второй мировой войны, когда Швейцария оставалась нейтральной, и ее больше всего беспокоили немецкие, английские и американские самолеты, сокращавшие свой путь через ее территорию или летавшие туда из-за навигационных ошибок. Сама Швейцария не предполагает активного участия в войне.

Финская доктрина, с другой стороны, предусматривает ключевую роль в замедлении атаки агрессора на выбранных направлениях и утомления его войск до завершения мобилизации резервистов и всех сил, предназначенных для обороны на суше.

Разницу в подходе можно увидеть и в комплектации вооружения и снаряжения, приобретенных у истребителей. Соглашение США об экспорте вооружений в Швейцарию, помимо сорока самолетов, распространяется только на сорок ракет малой дальности AIM-9X Sidewinder, двенадцать бомб Mk 82 с системами наведения JDAM и двенадцать бомб малого диаметра GBU-53 / B II. бомбы. Кроме того, швейцарцы могут заказать шесть запасных двигателей F135.

Пакет вооружения для Финляндии, напротив, впечатляет: он включает 150 ракет AIM-9X Block II +, 200 ракет AGM-158B JASSM-ER , 100 ракет AGM-154C-1 JSOW, 500 ракет GBU-53 / B Small. Ракеты Diameter Bomb II, 150 бомб BLU-111, 120 бомб BLU-117, 32 бомбы BLU-109 (все с пакетами наведения JDAM KMU-572, KMU-556 и KMU-557 соответственно), но только два запасных двигателя.

Здесь нет ракет средней дальности воздух-воздух, но, во-первых, у Финляндии есть запасы, которые в настоящее время используются для F / A-18, а во-вторых, все еще есть поставки 300 AIM-120C-7, которые начались около десятилетия. тому назад.

Конечно, это максимальное количество, и Финляндия может в конечном итоге заказать меньше боеприпасов, но ее стратегическая ситуация не позволяет этого. Об этом свидетельствуют, например, планы не учитывать запасы вооружения в будущих военных играх, проводимых по программе HX. С одной стороны, это связано с тем, что нет требования, чтобы победитель программы HX был совместим с существующим оружием Hornets, а с другой стороны, отдельные участники торгов должны продемонстрировать, как весь пакет, состоящий из самолетов и вооружения. Если добавить к швейцарской цене самолета пакет вооружений, требуемый Хельсинки, запланированная сумма в 9,3 миллиарда евро на покупку самолетов будет легко достигнута или даже превышена.

Нет простых ответов

Источнок: anticwar.ru

На заглавный вопрос может быть только один ответ: все зависит от обстоятельств. От количества закупленных машин, комплектации вооружения и дополнительного оборудования, предположений относительно способа и интенсивности использования самолета, отношений между покупателем и продавцом, возможного зачета пакета и многих других факторов. Прямое сравнение стоимости двух сделок в сфере военной авиации практически невозможно.

Что касается примера Швейцарии и Финляндии, то уже видно, что последняя не сможет покупать и обслуживать шестьдесят четыре истребителя по швейцарской цене. Что еще хуже (для Финляндии), все это с 20% сокращением рейсов. И все же предложение на F-35 в Швейцарии оказалось дешевле других. Может ли быть шанс получить теоретически дешевый, но опущенный Gripen E в Швейцарии?

Источнок: anticwar.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com

Анализ предложения F-35 в Швейцарии и Финляндии
Когда сдавать анализ на COVID-19.