Ахтиарская Бухта Где Находится

Ахтиарская бухта

Это центральная и самая огромная бухта Севастополя. Ее называют «Ахтиарская бухта» или «Севастопольская бухта». Имеет длину в восемь километров и тянется от открытого моря в западную сторону до монастыря в Инкермане, ближе к концу немного сужается и заканчивается устьем реки Черной.

Занимая довольно большое пространство на воде, эта бухта является удобной стоянкой для кораблей. На северной стороне бухты, в балке, которая была названа Сухарная, располагался небольшой татарский поселок Ахтиар. Отсюда и появилась название самой бухты, а также и городу, который сейчас называют Севастополю. 

Впервые бухту обследовали в 1773 году, здесь прибыл из Балаклавы «описной партии» под управлением штурмана Ивана Батурина. Они создали «первые обстоятельные сведения» и нарисовали карту гавани. Бухта была полностью измерена: «длина более шести верст, ширина от 250 до 450 сажень, глубина от 35 до 60 футов», а также измерены и описаны все маленькие бухты.



К концу осени 1782 года для усиления русской сухопутной армии в Крым из Херсона прибыли два корабля «Осторожный» и «Храбрый». Они были первыми русскими кораблями, которые остались у Ак-Яра зимовать. По указанию командира, капитана 1-го ранга, И.М.Одинцова был выполнен замер глубин бухты и создана карта. 

В итоге пришли к выводу, что бухта является удобным местом для базирования черноморского флота. Тут находится много кораблей, как военных, так и других. Некоторые корабли используются в туристических целях. Любой турист может забронировать речной круиз или морской. Существуют как эконом классы, так и премиум и люкс.

По приказу Екатерины II 8 апреля 1783 года Крым стал частью России. Чуть позже, в начале мая 1783 года, вице-адмирал Ф.А. Клокачёв прибыл в Ахтиарскую бухту с эскадрой из 5-ти фрегатов и 8-ми другими кораблями. Также 7 мая к ним присоединились еще 11 судов Днепровской флотилии.

Таким образом, теперь морские силы России в южной части страны начали базироваться в Ахтиарскую бухту и называться Черноморским флотом. 3 июня 1783 года считается днем основания города Ахтиар. Название ”одолжили” у татарского поселка Ак-Яр, который находится рядом. 10 февраля 1784 года появился новый указ Екатерины II, который по закону признал появление нового города – Севастополя. Чуть позже, в 1797 году император России Павел I своим указом вернул городу его первое название – Ахтиар. А уже следующий император Александр I в 1801 году, поставил точку в этих изменениях. С 1801 года этот город называется Севастополем. В Ахтиарской бухте находятся исторические фортификационные сооружения: Константиновская батарея, Михайловская батарея и другие. 

Ахтиарская бухта Севастополь - фото

Красивые фото Крыма

Назад в раздел

  • Перейти к отзывам (0)
  • Посмотреть фотогаллерею (6)
  • Доступность
  • Для детей
  • Автостоянка
  • Платно

Ахтиарская бухта – центральная и крупнейшая на территории всего Севастополя. Местные жители также называют ее «Севастопольская бухта». Залив имеет продолжительность несколько километров от открытого моря, заканчиваясь и сужаясь в устье реки Черная. Из-за обширной акватории Ахтиарская бухта является крупной стоянкой кораблей. Это стало возможным в 1773 году, когда «описная партия» под командованием штурмана Ивана Батурина провела масштабное ее обследование. Благодаря этому мероприятию стала известна и полная длина и ширина залива.

Ахтиарская бухта имеет важное стратегическое значение нашей страны. Этот залив является морскими воротами Севастополя. Еще до образования самого города Россия подыскивала место, где можно базировать флот на Черном море. Знаменитый полководец Суворов предложил использовать именно эту бухту, так как она была идеальным вариантом для строительства города-крепости. Первые военные корабли прибыли в акваторию в 1782 году для укрепления позиций сухопутных войск, ими стала пара кораблей с названиями «Осторожный» и «Храбрый». Также эти суда стали первыми оставшимися на зиму кораблями. По итогам операции было принято решение базировать морские части южной части страны в Ахтиарская бухте.

На территории акватории можно найти большое количество интересных мест и достопримечательностей:

  • Графская пристань
  • Памятник затопленным кораблям
  • Константиновская батарея
  • Михайловская батарея

А также к ним можно отнести Инкемарский пещерный монастырь, в который ссылались жители Римской империи, проповедовавшие христианскую веру, предположительно в 8 веке нашей эры. Также туристу стоит посетить дельфинарий и музей-аквариум Севастополя, где собраны экспонаты жителей коралловых рифов и глубин Черного моря.

Можно заказать морскую прогулку по Ахтиарской бухте.

Для начал нужно приехать в город Севастополь, далее двигаться в центр города, машину можно оставить на бесплатной стоянке набережной Артиллерийской бухты.

Приезжаем в Севастополь и садимся на троллейбус: № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10к, 12, 13, 22, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова» . Также можно добраться на маршрутном такси: № 4, 6, 12, 13, 13а, 16, 31, 63, 71, 109, 110, 112, 120, остановки те же. Или на автобусе: № 5, 12, 16, 22, 29, 30, 77, 92, 94, 109. Выходим на остановке и движемся вниз к набережной.

Краткие выводы об объекте:

  • Ахтиарская бухта – центральная и крупнейшая на территории всего Севастополя.
  • Залив имеет продолжительность несколько километров от открытого моря.
  • Ахтиарская бухта является крупной стоянкой кораблей.
  • Залив является морскими воротами Севастополя.
  • На территории акватории можно найти большое количество интересных мест и достопримечательностей.
  • Можно заказать морскую прогулку по Ахтиарской бухте.

Задавайте их в специальном разделе сайта, и

крымчане

ответят Вам

Перейти в раздел

На данный момент нет отзывов на эту достопримечательность.

Оставьте отзыв, будьте первым!

ахтиарская бухтаСвыше 230 лет назад в Ахтиарской бухте началась история Черноморского флота России.

Залив, глубоко врезающийся в сушу полуострова, во время войны с турками привлёк внимание великого А. Суворова. Летом 1778 года полководец сосредоточил по обоим берегам бухты значительные оборонительные сооружения для защиты от вторжения турецкой армады. Буквально за 2 дня были построены несколько батарей и редутов. Подошедшая вплотную к берегу вражеская флотилия, понаблюдав в бинокль за внезапно возникшими из ниоткуда серьёзными военными укреплениями, так и не решилась причалить и высадиться на крымскую землю возле небольшой татарской деревушки Ак-Яр. Адмирал Гассан-Паша со всеми своими 170 кораблями уплыл восвояси в Константинополь, и к весне 1783 года указом Екатерины II Крым стал частью Российской империи.

Моряки двух фрегатов, оставшихся зимовать в Ахтиарской бухте, произвели замеры и составили карты гавани, обследовали берега. К маю 1783 года в залив вошли корабли Азовской и Днепровской флотилии, основав базу Черноморского флота, а по оба берега бухты возник город моряков, изначально называвшийся Ахтиаром, а впоследствии Севастополем.

Достопримечательности Ахтиарской бухты

На протяжении вот уже двух сотен веков Ахтиарская, или Севастопольская бухта, включающая 20 маленьких бухточек и заливчиков, служит морскими воротами Крыма. Протяжённостью почти 8 км, бухта не раз оказывалась в эпицентре сражений и по сей день хранит память о героизме своих защитников в обелисках и памятниках на её берегах.

севастопольская бухта крым

Инкерманский пещерный монастырь

Келии монастыря вырублены в скале Монастырской на высоком правом берегу речки Чёрной, впадающей в Ахтиарскую бухту в самой окраине, наземные постройки скита ютятся у подножия скалы прямо над железнодорожными путями участка Мекензевы Горы — Севастополь.

Последние новости:  Новые регионы готовятся "вернуться в родную гавань" (с)

Дата возникновения монастыря – спорный вопрос для историков. Одни называют VIII-IX век, когда на задворки Римской империи ссылались все проповедующие христианскую веру, другие утверждают, что монахи поселились в скале гораздо позже – в XIV-XV столетии. Во всяком случае, помещения, вырубленные в скалах, образованы в разные времена и служили жильём для обитателей пещер, а также кладовыми для продуктов и в качестве хлевов для скота.

инкерманский монастырь

Вход в Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь довольно необычен – по туннелю под железнодорожным полотном.

В монастыре сразу пять храмов проводят богослужения – два наземных и три пещерных, соединённых одним коридором, с окнами и балконными дверями, довольно светлые для пещер.

Территория монастыря поддерживается в идеальной чистоте, всюду царит особое благоговение и тишина.

Руины крепости Каламиты

На берегу Ахтиарской бухты, на плато Монастырской скалы сохранились руины средневековой крепости, сооружённой предположительно Мангупским князем Алексеем в 1437 году на перекрёстке дорог, ведущих к Херсонесу с севера и глубины полуострова. Каламита служила и защитой порта Авлиты, развившегося в период расцвета княжества Феодоро. В это же время примерно возник и пещерный монастырь, считают многие исследователи. С приходом турков укрепление переименовали в Инкерман – «пещерная крепость», но назначение у неё осталось прежним – охранять Каламитский порт, через который осуществлялись торговые связи со всем миром. После присоединения Крыма к России и крепость, и монастырь под скалой опустели – турки были изгнаны, а переселенцы греки ушли из Крымского полуострова, но вскоре при содействии русского правительства скит был освящен во имя Папы Римского Климента, а крепость прекратила свое существование навсегда.

руины крепости каламиты

Севастопольский музей-аквариум

Идея строительства и открытия аквариума в Севастополе принадлежит известному путешественнику Н. Миклухо-Маклаю. В 1873 году на базе биологической станции, находящейся на берегу Ахтиарской бухты, сооружено отдельное здание для демонстрации морских обитателей в их естественных условиях – один из старейших аквариумов в Крыму.

Сегодня экспозиция музея-аквариума состоит из 5 залов, в которых представлены жители черноморских глубин и тропических морей, коралловых рифов. Интересны секции с экзотическими животными Атлантического и Индийского океанов, а также опасные представители Мирового океана.

севастопольская бухта музей аквариум

Стоимость билета для взрослых 275 рублей, детского – 140 рублей. Время работы в летний период – с 10 до 19 часов без обеденного перерыва и выходных, зимой до 17 часов, выходной – понедельник.

Дельфинарий

Дельфинарий в Артиллерийской бухте любят посещать не только дети, но и взрослые. Прямо на набережной, в центре Севастополя, у туристов имеется уникальная возможность прокатиться по волнам «буксиром», держась за дельфиний плавник. Общение с удивительными животными, умными, ласковыми и понимающими, приносит массу удовольствия детишкам и позитивные эмоции взрослым. Купание происходит под наблюдением опытного инструктора, по необходимости выдаются спасательные жилеты, но обязательным условием для плавания с дельфином является наличие навыков способности держаться на воде.

Стоимость взрослого билета – 340 рублей, детского – 165 рублей.

Где остановиться

На южном берегу Ахтиарской бухты – несколько туристических объектов для комфортного размещения приезжающих на отдых – отель Арт-Бухта и Best Western, Гостевой дом Айва и Океан, на северном берегу – гостевой дом Крымский дворик, гостиница Руслан и Людмила, цены за проживание в номере одного человека колеблются от 600 до 2625 рублей в сутки.

севастопольская бухта

Как добраться до Ахтиарской бухты

Россия, Крым, г. Севастополь

Авиаперелёт в Симферополь из российских городов обойдётся в 6-13 тысяч рублей.

Из крымской столицы до Севастополя добираются любым из доступных видов транспорта – железнодорожным или автомобильным. Средняя стоимость проезда на поезде 364 рубля, на автобусе 460 рублей, время в пути немногим больше 2 часов.

Городской транспорт представлен маршрутными автобусами, такси, троллейбусами и катерами.

Через Керченский пролив, преодолев его на пароме, в Севастополь прибывают автобусом из Анапы или Краснодара. Цена билета 430 или 830 рублей соответственно.

Ахтиарская бухта — это морские ворота Севастополя.

Самая большая бухта Севастополя «Севастопольская бухта» или «Ахтиарскоя бухта» длиной восемь километров тянется от открытого моря в западном направлении до Инкерманского монастыря, в конце постепенно сужается и оканчивается устьем реки Черной. Ахтиарскоя бухта это морские ворота города. Занимая большое водное пространство, она служит удобной стоянкой для флота. На ее северном берегу в балке, впоследствии названной Сухарной, находилось небольшое татарское селение Ахтиар что и дало название бухте, а затем и временное название городу Севастополю. Впервые она была обследована еще в 1773 году прибывшей сюда из Балаклавы «описной партией» под командованием штурмана Ивана Батурина которая собрала «первые обстоятельные сведения» и составила карту гавани. В документе были указаны размеры бухты: «длина свыше шести верст, ширина от 250 до 450 сажень, глубина от 35 до 60 футов», дано описание и размеры всех мелких бухт.

Обратите внимание на интересные места и достопримечательности, которые находятся рядом с городом Севастополь в Крыму и в окрестностях.

— 960 м

Михайловская береговая казематированная батарея (равелин) памятник фортификации XIX века. В превосходном состоянии, есть на что посмотреть, открыт 4 июля 2010 года.

Еще больше интересного!

Этот город занимает особое место в истории России. Он родился как база флота, предназначенного для покорения Константинополя, но так и не выполнившего своей миссии. Флота, корабли которого дважды были затоплены своими же моряками, но не спустили флага. Город-воин, который два раза героически держал многомесячную оборону и был разрушен до основания. Оба раза он был оставлен защитниками, но не замарал воинской чести, став символом гражданского мужества и воинской доблести. Находясь на самом краю страны, он всегда был в центре событий, всегда был очень значимой частью России. И остается таковым по сей день. 

Суворовым указанный

Отправной точкой, с которой начинается история создания русского города на юго-западе Крыма, можно считать 1778 год. Крымское ханство тогда формально считалось независимым, а за влияние на него боролись Российская империя и Оттоманская Порта. Правителем был ставленник Санкт-Петербурга Шахин Гирей, но на его власть активно покушались поддерживаемые турецким султаном многочисленные родственники, норовившие при первом удобном случае высадить десант и учинить гражданскую войну. Выросший в Европе Шахин Гирей популярностью у татарской знати не пользовался, и переворот имел хорошие шансы на успех, так что русскому корпусу была поставлена задача ни в коем случае не допустить высадку турецкого десанта. Командовал нашими войсками в Крыму тогда генерал-поручик, а впоследствии генералиссимус Александр Васильевич Суворов.

Однажды при объезде берегов на юго-западе полуострова он обратил внимание на вместительную и удобную бухту, в глубине которой располагалась татарская рыбацкая деревенька Ак-Яр, или Ахтияр, что переводится как «белый утес». В бухте стояли немногочисленные турецкие корабли, зашедшие туда якобы для пополнения запасов воды. Суворов отлично понимал, что это разведчики, а поскольку место замечательно подходит для высадки десанта, то водой дело вряд ли ограничится. Поэтому генерал распорядился укрепить бухту — построить по берегам несколько полевых батарей и редутов. Мера оказалась весьма своевременной — 16 июля 1778 года сильная турецкая эскадра с войсками действительно вошла в Ахтиярскую бухту. Увидев русские укрепления, незваные гости не решились на высадку и поспешили ретироваться. «За вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов» Екатерина II пожаловала Александру Васильевичу богато украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом.

Последние новости:  Обзор ASUS ROG Strix SCAR II (GL704GM): как тайваньцы 17-дюймовый игровой ноутбук уменьшили

Первый русский корабль появился в бухте тоже благодаря Суворову — он пригласил туда приданный крымскому отряду фрегат «Восьмой» Азовской флотилии, которым командовал капитан II ранга Иван Михайлович Берсенев. Капитан оценил удобство Ахтиярской бухты с точки зрения профессионального моряка и, будучи хорошим геодезистом и картографом, набросал первую карту местности, которая была доставлена им в штаб Азовской флотилии. Так бухта стала всерьез рассматриваться как возможная база для русских кораблей.

Первая зимовка

Осенью 1782 года, за полгода до официального присоединения Крыма к России, в Ахтиярскую бухту были отправлены два фрегата Азовской флотилии — «Восьмой», которым теперь командовал капитан-лейтенант Степан Юрасов, и «Одиннадцатый» под началом Ивана Щербачева. Общее руководство экспедицией было поручено капитану I ранга Ивану Одинцову. Морякам было приказано не просто осмотреть бухту, а остаться в ней на зимовку, дабы досконально изучить условия: можно ли там круглогодично держать большой флот, каковы температуры и ветра, хватает ли воды, промерить глубины, изучить течения, окрестности и всё необходимое.

Из донесения капитана Одинцова главному командиру Херсонского порта генералу Ивану Абрамовичу Ганнибалу:

«С начала пребывания моего в Ахтиарской бухте прошлого 1782 года с 17 ноября по 7 марта 1783 года порученной мне эскадры фрегаты стоят на одних якорях посредине самой бухты; при перемене якорей канаты всегда бывают целы, потому что грунт ил мягкий; при всех бывающих крепких ветрах волнения никакого не бывает, кроме вестового, от которого при ветре не малое волнение; а по утихании — зыбь, но безвредна. В разных местах опущены с грузом доски, также и фрегаты осматриваемы при кренговании; однако червь нигде не присмотрен: сему причина — часто бывающая при остовом ветре, по поверхности губы из речки Акерманки, пресная вода; в губе превеликое множество дельфинов или касаток; но они безвредны».

Цитата по: В.Ф. Головачев «История Севастополя, как русского порта». СПб., 1872)

Кстати, морякам Одинцова принадлежит и первый русский топоним (точнее, гидроним), по сей день существующий на карте города-героя. Экипажи фрегатов зимой «килевали» корабли — вытаскивали на берег, чтобы очистить дно от водорослей, ракушек и ила. А небольшую бухту, где удобно было производить эти работы, назвали Килен-бухта.

Потемкинская дипломатия

Решение о «заведении» Черноморского флота и базировании крымской эскадры в Ахтиярской бухте было принято в самом начале 1783 года. Одиннадцатого января адмиралтейств-коллегии дан был высочайший указ Екатерины II:

«Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить Нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего генерал-губернатора князя Потемкина».

Сухопутное прикрытие гавани Потемкин поручил командующему первым корпусом в Крыму генерал-поручику графу Антону Богдановичу де Бальмену. Нельзя не отдать должное дипломатическому таланту Потемкина, проявившемуся в наставлениях относительно тактики переговоров с крымским ханом Шахин Гиреем:

Ордер Г. А. Потемкина генерал-поручику графу де Бальмену от 20 января 1783 года:

«Высочайшая Ея Императорского Величества есть воля приобресть навсегда гавань Ахтиарскую, исполнение чего и возлагаю я на Ваше Сиятельство. Вы, содержа в непроницаемой тайне вам предписанное, объявите Хану, что имеете повеление расположить главную часть войск у оной гавани… присовокупив к тому, что флот Ее Императорского Величества, не имея в Черном море гавани, не может употребиться к удержанию действий на море, турками производимых, а чрез то невозможно будет защищать и его самого… ежели Хан на сие отвечать вам будет с упрямством, то, Ваше Сиятельство, в разговоре упомяните ему, что вы имеете повеления… приготовить войски к выходу из Крыма, и тогда ту часть войск, которая оставлена при Хане для его охранения, присовокупите к Ахтиару же, куда и отправляется для назначения укреплений инженер… Но если бы Хан без всякого упрямства строению способствовал, в таком случае войски, находящиеся при нем, по прежнему оставьте. Рекомендую вам ласкать правительство Татарское, стараясь приобресть на свою сторону начальников, кои в народе важны. Не упустите. Ваше Сиятельство, употребить все способы занести в них доброхотство и доверие к стороне нашей, дабы потом, когда потребно окажется, удобно можно было их склонить на принесение Ея Императорскому Величеству просьбы о принятии их в подданство».

Цитата по: А.А. Лебедев «У истоков Черноморского флота России», СПб., 2011)

Аналогичные указания получил и назначенный командовать «заводимым на Черном море флотом» вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев:

Из ордера Г.А. Потемкина вице-адмиралу Ф.А. Клокачеву от 23 января 1783 года:

«При настоящем поручении Вашему Превосходительству команды над флотом на Черном и Азовском морях находящемся, весьма нужно скорое ваше туда отправление, чтобы, приняв в ведомство ваше состояние там корабли и прочие суда, идти в море могущие, снабдить их всем потребным к предпринятою немедленного плавания. Собрав повсюду теперь находящиеся, кроме тех, кои нужны для примечания в Керченском проливе, имеете войти со всеми в гавань Ахтиарскую, где командующий войсками в Крыму г. генерал-поручик и кавалер граф Бальмен сильный учинил отряд, как ради охранения, так и для производства тамошних укреплений… Я рекомендуя Вашему Превосходительству стараться ласковым обхождением с тамошними жителями приобресть их доверенность. Сие подаст вам способ через них часто узнавать о состоянии турецких морских сил…»

Цитата по: А.А. Лебедев «У истоков Черноморского флота России». СПб., 2011)

Итак место для города и будущей базы флота было выбрано еще до официального присоединения Крыма к Российской империи, манифест о котором вышел 8 (19) апреля 1783 года. В это время два русских фрегата уже стояли в бухте, на берегу поставили полевой лагерь наши гренадеры, а со стороны Азова к месту будущей стоянки двигалась эскадра адмирала Клокачева.

«Столица полуденная»

Второго мая эскадра из девяти боевых кораблей под флагом вице-адмирала Клокачева и контр-адмирала Мекензи вошла в Ахтиярскую бухту. Здесь она нашла два фрегата экспедиции Одинцова, которые поступили под начало Клокачева. Бухта, которую адмирал видел впервые, произвела на него неизгладимое впечатление:

Из письма адмирала Клокачева вице-президенту адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву от 6 мая 1783 года:

«При сем непремину я вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; а войдя и осмотрев могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной и глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов; ко всему же тому сама природа такие устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть — военную и купеческую. Вез собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее мест описывать, и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту».

Последние новости:  Рогозин в День России зачитал стихотворение из "Брата-2" на фоне "Сармата"

Цитата по В.Ф. Головачев «История Севастополя, как русского порта». СПб., 1872)

Карта, о которой писал Клокачев, была готова к началу июля, готовил ее уже известный нам капитан II ранга Берсенев. Интересно, что на ней впервые появляются привычные сегодня названия: к Килен-бухте, добавилась большая Южная бухта или, собственно, Гавань, а небольшая бухта, где складировались порох и снаряды названа Артиллерийской, или Арт-бухтой. Чуть позже к ним добавятся Корабельная (бухта, где близко к берегу могли подходить большие линейные корабли) и Карантинная бухта.

Не прошло и недели, как Клокачеву пришлось покинуть эскадру. Потемкин в это время посетил Херсон и остался крайне недоволен темпом строительства новых кораблей. Разгневанный князь снял с должности надзиравшего над строительством флота Ивана Ганнибала (старшего сына «арапа Петра Великого» и двоюродного деда Пушкина) и срочно вызвал на его место Клокачева. Соответственно, командование ахтиярской эскадрой и строительство порта принял на себя Фома Фомич Мекензи. Ему и суждено было закладывать новый город.

Фома Фомич был потомственным русским моряком — он родился в Архангельске, а отцом его был поступивший на русскую службу шотландец Томас Маккензи, ставший на новой родине Фомой Калиновичем Мекензи и дослужившийся до звания контр-адмирала. В море Фома Фомич ушел в 1765 году мичманом. В Чесменской битве командовал брандером, поджег турецкий корабль. Был ранен, награжден боевым Георгием IV класса. В начале 1783-го едва разменявший пятый десяток офицер был произведен в контр-адмиралы и переведен на Черное море.

Перед Мекензи стояла задача — к следующей зиме подготовить жилища экипажей и базу флота, поэтому нужно было торопиться. Главной проблемой оказалась нехватка строительных материалов, прежде всего дерева и различных металлических вещей, необходимых для ведения работ. Их доставляли из Таганрога и Херсона, но грузы постоянно опаздывали и тормозили процесс.

Наконец 14 июня в присутствии приехавшего в Крым светлейшего князя Потемкина были торжественно заложены первые четыре каменных здания: часовня во имя Николая Чудотворца (ныне Дом офицеров Черноморского флота России), «дом командующего», пристань напротив этого дома (тогда Екатерининская, Графской ее станут называть при графе М.И. Войновиче) и адмиралтейская кузница. Этот день и сегодня считается днем рождения города — пока еще безымянного, неофициально именуемого по названию бухты Ахтияром.

Из письма светлейшего князя Григория Потемкина императрице Екатерине II от 13 июня 1783 года:

«…Не описываю о красоте Крыма, сие бы заняло много время, оставляя для другого случая, а скажу только, что Ахтиар лучшая гавань в свете. Петербург, поставленный у Балтики, — северная столица России, средняя — Москва, а Херсон Ахтиарский да будет столица полуденная моей Государыни. Пусть посмотрят, который Государь сделал лутчий выбор…»

Кстати, в то посещение черноморской эскадры Потемкин по предложению Клокачева решил дать фрегатам, которые по азовской традиции числились под номерами, отдельные имена. Приказ, обращенный контр-адмиралу Мекензи, был подписан 18 июня 1783 года:

«Безыменным в команде вашего превосходительства фрегатам даны от меня следующие названия: седьмому — «Херсон», восьмому — «Осторожный», девятому — «Поспешный», десятому — «Крым», первому-на-десять — «Храбрый», второму-на-десять — «Стрела», третьему-на-десять — «Победа», четвертому-на-десять — «Перун», пятому-на-десять — «Легкий», шестому-на-десять — «Скорый», купленному у купца Фурсова — «Вестник», а бомбардирскому кораблю — «Страшный». Ваше превосходительство о таковом оном именовании имеете предложить в команде вашей».

Символично, что первыми в Ахтиярской бухте зимовали фрегаты, получившие названия «Храбрый» и «Осторожный».

Достойный поклонения

Судя по словам Потемкина в письме к Екатерине, он знал о том, что рядом с новой базой флота находятся развалины древнего Херсонеса Таврического. Светлейший прямо об этом говорит. Но название городу дали другое.

Это одна из загадок, по сей день не имеющих точного ответа. Античный город Херсонес, он же средневековый византийский Херсон и русский Корсунь, были крупнейшими поселениями юго-западного Крыма, опорными центрами древних империй. Город с названием Севастополь тоже существовал, но на кавказском побережье Понта Эвксинского, на территории современной Абхазии. Однако в XVIII веке в честь города где крестился князь Владимир, был назван Херсон в устье Днепра, а настоящий Херсонес (Корсунь) получил название Севастополь. Кстати, в это же время на карте появилась Одесса, названная так по античному городу Одессос, который находится в районе… болгарской Варны.

Обычно эти странности объясняют слабым развитием в те времена (а точнее, полным отсутствием) археологии как отдельной науки. Недоразумение случилось еще в 1778 году, когда Потемкин сознательно или по ошибке предложил назвать заложенный в устье Днепра город в честь древнего Херсонеса, на тот момент находившегося на территории другого государства. Через пять лет ситуация изменилась, но Херсон уже был — не менять же название главной базы Черноморского флота. Тогда-то и возникла идея с абстрактным, но красивым названием Севастополь — «город достойный поклонения», «величественный город». Еще один вариант перевода (он был популярен в дореволюционное время) связан с тем, что греческое слово «себастос» в римское время часто использовали в значении «август», «император» — то есть название можно перевести еще как «императорский город» или «город императора». Неизвестно, кто был инициатором этого названия — Потемкин, Екатерина или кто-то из академиков. Но точно, что впервые оно появляется 10 (21) февраля 1783 года в указе императрицы: «устроить крепость большую Севастополь, где ныне Ахти-Яр».

Указом Екатерины II Севастополь был объявлен открытым для торговли городом. Уже весной 1784 года в него прибыли первые торговые суда из Керчи и Таганрога, а затем из Херсона и Николаева. В первый же год в порту отметились около двадцати иностранных судов. Севастополь стал воротами русского Крыма, торговля помогала развиваться и порту, и городу. Но в феврале 1804 года возмужавший Севастополь был объявлен главным военным портом Черноморского флота, которым до этого считался Херсон. В связи с эти коммерческий порт в Севастополе был закрыт, вход торговым кораблям запрещен. Деловые люди и купцы перебрались в Феодосию и Евпаторию, а Севастополь стал постепенно приходить в упадок, ведь теперь это была исключительно военная база. К 1822 году из 25 тыс. населения лишь 500 не состояли на государевой службе, остальные были военными или членами семей. Снабжением занимались флотские чиновники, не всегда чистые на руку. К счастью, правительство быстро одумалось, и уже в начале 1820-х годов порт снова открыли, правда, только для внутренней торговли.

В 1820–1830 годы XIX столетия командирами Черноморского флота последовательно были два великих адмирала — Алексей Самуилович Грейг и Михаил Петрович Лазарев. Именно благодаря им Севастополь стал настоящей базой флота и красивейшим городом Крыма. Впоследствии ему не раз пришлось пережить тяжкие испытания, дважды город был разрушен до основания, но он всегда возрождался благодаря заложенным некогда традициям и удивительному характеру своих жителей. Впрочем, это уже другая история.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com