Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

7 фактов о Борисе Грачевском, которых вы не знали

Искренний, глубокий, разносторонний, начитанный, галантный, живой – таким он остался в памяти тех, кому выпал счастливый билетик пообщаться с ним вживую. Это интервью было записано в 2010 году, именно тогда в Красноярск последний раз приезжал Борис Грачевский.

Шуточный кастинг

Встреча в том далёком 2010-м состоялась в кинотеатре «Дом кино». Конферансье, юморист, педагог, дирижёр оркестра с названием «Дети» легко, без усилий полтора часа держал внимание ребятни. Они и хохотали до слёз, и замирали в полной тишине на несколько секунд. Не обошлось и без шуточного кастинга.

Борис Юрьевич продемонстрировал, каким образом подбираются дети для съёмок. Конечно, это была несложная импровизация, но и дети-участники, и дети-зрители поняли, как нелегко попасть на экран. Ребятам надо было прочитать одно и то же стихотворение (помните незатейливые строчки: «Муха села на варенье, вот и всё стихотворенье»). Но сделать это нужно было, представив себя в определённой ситуации. Тимофею – как герою-победителю мух, Насте – как очень сентиментальной, плаксивой, очень жалеющей сироток-мух девочке, Саше – как человеку, которому изрядно надоели эти жужжащие насекомые, и ему постоянно приходится от них отмахиваться. И сами задания, и комментарии их выполнения были смешнее, чем самый смешной анекдот. Но ребятам и этого хватило, чтобы понять: быть актёром «Ералаша» нелегко!

И всё равно на вопрос, не пропала ли охота сниматься в киножурнале, звучало дружное: «Нет!». Тогда Грачевский рассказал историю съёмок одного из первых выпусков «Ералаша», где брат кормил сестру манной кашей. Хронометраж картины – три минуты. Снимали три дня. И всё это время героине пришлось есть манную кашу. С тех пор (а девочка уже давно взрослая женщина со своими детьми) манку она ненавидит. Другому мальчику пришлось падать в колодец с высоты трёх метров. Друг его так шутит, подтяжки отпускает. Чтобы мальчик не простыл, воду в колодце подогревали. Однажды перестарались. На пятом падении мальчик выскочил из воды как ошпаренный, потому как нескольких градусов не хватило, чтобы ему таковым стать. Вы думаете, эти рассказы успокоили детей? Нет! Они раззадорили их ещё больше, да и те взрослые, которые были в зале, уверена, пошли бы, нет, побежали бы сниматься в новой серии «Ералаша», если бы маэстро хоть одним пальцем поманил их.

Добромир на съемках фильма Acceleration Ускорение

Пусть «совок», но они гордились…

Вижу. Почти сразу могу определить характер ребёнка. Но это скорее не опыт общения, а природная способность чувствовать людей изнутри. Чуть-чуть стоит поговорить с ребёнком – и я могу о нём рассказать очень многое. Но для работы мне важнее не особенности его характера, а умение работать. Ведь работа актёра – это работа нелёгкая. За несколькими минутами эфира скрывается многочасовой, а чаще всего многодневный труд. Лично для меня очень важна психическая составляющая.

Много сейчас детей интересных, но психически неуравновешенных, с «тиками». Иногда после долгих поисков находим подходящих, начинаем снимать, а ребёнок срывается или так сильно переживает, что не может ничего сделать. И это несмотря на то, что была проведена работа с психологом. Ещё один важный момент: при одних эмоциях лицо ребёнка одно, при других – сильно изменяется. Вот как у вас, Лена. Когда вы улыбаетесь, я чувствую большую палитру красок-чувств. Перестали улыбаться – всё скрылось. При съёмках очень важно видеть, как будет изменяться лицо в той или иной ситуации.

– Я учту (Улыбаюсь). Нынешние дети стали умнее, взрослее. То, что 20 лет назад смотрели десятилетние дети, сегодня легко понимают и принимают пятилетки. К тому же дети стали свободнее, развязнее. Это и хорошо, и плохо. Приобретённая ими свобода принесла и положительное, и отрицательное. Каких качеств не хватает сегодняшним детям?

– Мне жалко отсутствия одного – настоящего патриотического отношения к своей родине. Я не говорю, что те, советские дети не баловались, не писали на стенах. Тогда, конечно, они были перепичканы патриотизмом. Сегодня то время неуважительно называют совковым. Но ведь как те дети любили свой «совок», как гордились им! Всё: школа, радио, телевидение – воспитывало в детях любовь к родине. Сегодня всё по-другому.

Опера должна быть зрелищной

При такой истории идол не нужен

– Где, по-вашему, искать причины – в государстве, в семье?

– В обществе в целом. Резко отбирать всех идолов и героев нельзя было. Хотя я против «сотворения себе кумира». Ведь у нас грандиозная история. При такой истории фигура-идол не нужна. Не нужен ещё один Ленин. Я как-то писал, что из Ленина попытались сделать Христа, но не получилось. Потому что слишком близко все всё видели. Не прошло нужного времени между реальным человеком и легендой. Но важны не персоналии. Важно другое – твоя улица, твой дом, твоя страна. Мы же победили в войне? Победили! И не в одной. Нельзя не гордиться такой страной. Когда я приезжаю в небольшой провинциальный городок, а мне жители с любовью рассказывают про свои улочки и музеи, это настолько трогательно звучит! И пусть даже немного наивно, но очень душевно и, повторюсь, трогательно. В Москве уже такого не встретишь.

Читайте еще:  Три или пять: как складывалась личная жизнь актера Зиновия Гердта

– Что ещё вас расстраивает в сегодняшнем времени?

– Для меня большое горе – отсутствие детских добрых программ. Тех программ, где была бы обратная связь. Но для этого нужна целая система журналистов, корреспондентов, которые будут ездить в далёкое село, например, под Красноярском. Где в селе есть, допустим, замечательный мальчик, который умеет рисовать не только рукой, но и ногой. Представляете, он ездил в Англию и победил там. Сегодня он у нас в гостях! Вот такими героями, интересными, живыми, реальными, мы разбудим гордость своих и понимание. В том числе и понимание растущими детьми своего возраста. Те передачи, которые появились при первых шагах перестройки: «До 16 и старше», «Башня», – имели колоссальный эмоциональный фон.

Очень важно то, что сегодня интересует подростков. Надо говорить на понятном им языке, жить их интересами, направлять их. Сейчас модны эти игры, эти танцы –значит, рассказываем о них, отмечая и положительное, и отрицательное. Вчера в самолёте смотрел «Письма Джульетте». Да, примитивная американская картина. Но суть – пишут люди письма некоей героине, которую не видят, но очень верят ей. И целый штат отвечает на эти письма. Это очень важно – доверие кому-то, вера в кого-то, во что-то.

Творческие встречи с актром собирают полные залы

Мне как-то раз девочка 15 лет рассказала интимнейшую историю о своей любви к взрослой женщине. Я был в ужасе. Говорю: «Почему ты мне это рассказываешь, а не психологу или маме?» А она: «Вы единственный взрослый человек, которому я доверяю, я вам верю». Я с ней поговорил, как мог. Спросил, дружила ли она с мальчишкой, целовалась ли. Как мог, объяснил, что те чувства, которые сейчас у неё, скорее всего, не любовь. Слава богу, через некоторое время у неё всё встало на свои места. Но ведь ей важно было высказаться, быть понятой.

В книгах сила

– Понимание и восприятие мира человеком закладываются в детстве. Какой вид воспитания, по-вашему, лучший – кнута или пряника? Вас как воспитывали?

– Меня воспитывали без кнута. И я своих детей старался воспитывать так же. Самое страшное, когда родитель планирует порку, как в грустном анекдоте: «В пятницу буду тебя пороть. Не мог же ты за неделю нигде не набедокурить!» Так вот, я не понимаю и не принимаю порку для профилактики. Нет, бывало, конечно, разозлил сын, ты ему тресь подзатыльник или по попе где-то шлепнул. Это всё жизненно. Это эмоции. И слишком добрым быть нельзя – на шею быстро сядут. Но страшно, когда бьют, чтобы унизить. Мне известен случай, когда 12-летнюю девочку регулярно бил отец. Это чудовищно.

– А книги сегодняшним детям могут быть помощниками? Или, учитывая время, от них можно отказаться?

– Уверен, не будет никакой трагедии, если ребёнок вырастет без Пушкина или Гоголя. И он даже может стать хорошим человеком. Мой сын – директор нефтяной компании – не любитель чтения. И ничего, живёт припеваючи. Но всё же книги – это такая сила, формирующая твоё мировоззрение, тебя самого, твоё отношение к мужчине, к женщине, что отказываться от них глупо. Я очень много читал и читаю. И вам советую.

Военная драма Ленинград инклюзивного театра глубоко тронула душу

После встречи с детьми Борис Юрьевич предложил посмотреть журналистам совсем не «Ералаш». За два года до нашей беседы Борис Грачевский попробовал себя в роли режиссёра и сценариста полнометражного фильма «Крыша». Фильм о проблемах взрослых, нехватке любви и о том, каким эхом всё это отзывается в детях. Я в конце премьеры расплакалась. Тут же захотелось позвонить дочери и сказать, как сильно я её люблю. Посмотрите фильм, пожалуйста. И – любите. Так просил Грачевский. А ему можно верить.

13 фактов, которые вы не знали о Грачевском

– Место рождения, обозначенное в паспорте Грачевского, – дом отдыха «Полушкино», Московская область. Когда Грачевскому при смене паспорта вместо д/о предложили поставить просто «д.» (имея в виду дом), он категорически отказался.

– Дед Грачевского Мендель Наумович, не имея никакого образования, служил старостой в синагоге. Не зная ни одной ноты, руководил городским оркестром (г. Раменки).

– Первый выход на сцену – в пять лет, но не в одиночку, а с отцом, который работал в «Полушкино» конферансье. Тот знал много анекдотов, умело владел вниманием публики. Возможно, именно у него Борис Юрьевич перенял умение быть увлекательным рассказчиком, интересным собеседником, мастером слова.

– В детстве периодически прогуливал занятия и даже срывал уроки. Но один раз, чтобы не опоздать на урок, по тонкому льду переполз Клязьму.

– Получив среднее техническое образование, работал на заводе токарем.

– Первая работа Бориса Грачевского на киностудии М. Горького – грузчик. Позже, пожелав получить театральное образование, поступил на заочное отделение ВГИКа.

– Работал администратором на съёмках картин Василия Шукшина и Александра Роу.

– В сказке А. Роу «Варвара-краса, длинная коса» сыграл роль грозящей руки чудища. Вода, из которой высовывалась конечность, была налита в корыто. Шутливо называл это своей главной ролью.

– первой исполнительницей музыкальной заставки к «Ералашу» («Мальчишки и девчонки, а также их родители…») была Елена Камбурова, композитор заставки – Алексей Рыбников («Приключения Буратино» и др.)

Читайте еще:  Интересные факты о Даниле Козловском

– Ко многим сюжетам «Ералаша» сценарии Грачевский написал сам. Сам же в них и снялся.

7 фактов о Борисе Грачевском, которых вы не знали

– Льва Толстого Грачевский называл удивительным, русским, но «медленным писателем», задумываясь, как же современные дети будут его читать.

– После второго брака Грачевский дал обещание больше не жениться. Но женился, признав, что передумал. И был счастлив!

– Девиз Грачевского – ходить по солнечной стороне жизни.

Биография Бориса Грачевского

Борис Грачевский – главный «папа» знаменитого «Ералаша», прошедший путь от токаря на заводе до создателя самого любимого зрителями детского киножурнала. Советский и российский сценарист и режиссер, заслуженный деятель искусств России. Обладатель многих кинематографических и государственных наград, в числе которых два «Золотых Остапа», «Золотой овен», премия Правительства РФ, ордена Дружбы и Почета.

На фото Борис Грачевский

На фото: Борис Грачевский

Детство, юность, семья

Борис родился весной 1949 года в подмосковных Раменках, в семье Юрия и Ольги Грачевских. Из роддома Юрий Максимович повез молодую жену и наследника прямо в дом отдыха «Полушкино», где работал культмассовиком. Мама Бори, Ольга Лазаревна, заведовала в том же доме отдыха библиотекой.

Борис Грачевский в детстве

Борис Грачевский в детстве

Оба родителя имели еврейские корни, а дедушка Бориса, Мендель (Максим) Наумович, служил старостой в синагоге, хоть и не имел никакого образования. Кинорежиссер вспоминал, что его дед, не зная ни одной ноты, руководил городским оркестром, а окладистой бородой и шевелюрой напоминал Владимира Вернадского.

Борис Грачевский с мамой

Борис Грачевский с мамой

Отец брал маленького Борю на концерты, мальчик наблюдал за его работой и восхищался, какой у него веселый, остроумный папа. Юрий Максимович знал множество анекдотов и однажды, когда Боре было пять лет, создал вместе с ним номер. Мальчик был счастлив выходить на сцену и получать свою заслуженную долю аплодисментов отдыхающих.

Грачевский пошел в школу, увлекся спортом, с удовольствием участвовал в дворовых играх, имел второй разряд по лыжам и баскетболу. О детских годах кинорежиссер однажды рассказал:

Я был нормальным пацаном, не пай-мальчиком, но и не задирой. Мог и приколоться, а когда стал постарше, то начал придумывать всякие фокусы. Бывало, что прогуливал занятия и даже срывал уроки. Но один раз, чтобы не опоздать на урок, я по тонкому льду на животе переполз Клязьму!

После восьмого класса родители Грачевского решили, что их сыну нужна профессия, которая будет его кормить по жизни. Боря отправился в механический техникум при заводе имени Сергея Королева в Подлипках. Получив среднетехническое образование и специальность токаря, стал работать на том же заводе. Вскоре способного рабочего перевели на должность техника-конструктора.

Борис Грачевский в школьные годы

Борис Грачевский в школьные годы

В 1968 году был призван на срочную службу в армии. Там с Борисом произошел несчастный случай, в результате которого в его анамнезе оказалась черепно-мозговая травма и клиническая смерть. Домой он вернулся со второй группой инвалидности.

Борис Грачевский в армии

Борис Грачевский в армии

На завод Грачевский возвращаться не хотел, попросил отца помочь ему устроиться на работу в кино или на телевидение. На киностудию имени Максима Горького как раз требовался грузчик, и Борис стал носить реквизит, разгружать машины. Засмотревшись на «кухню» кинематографа, Грачевский решил получить театральное образование и поступил на заочное отделение ВГИКа, которое, впрочем, окончил лишь через двадцать с лишним лет – по специальности «Организация производства».

Тем временем его взяли разнорабочим на съемки фильма «Преступление и наказание», где он с жадным любопытством наблюдал за тонкостями всего процесса создания кино. Особенно Грачевскому запомнились съемки сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», где он был администратором.

Как Грачевский хулиганил в детстве

По его признанию, там ему досталась первая и самая главная его роль в кино: грозящая рука чудища, высовывающаяся из воды. За кадром звучал голос Георгия Милляра с угрожающими интонациями «Должэтот сайт !», а в это время Борис лежал у корыта с водой и двигал страшной рукой. Работал он также с Марком Донским и Василием Шукшиным, озвучивал мультфильмы.

Творческий путь

Поворотным в жизни Грачевского стал 1974 год. Он давно вынашивал идею создания детских короткометражных фильмов, но полностью оформиться в проект ей помог писатель и заместитель главного редактора киностудии Александр Хмелик. К тому моменту ему было поручено наладить производство детского кино. Он вспомнил о Борисе и его таланте организатора и пригласил его на должность директора новой студии.

Борис Грачевский и Александр Хмелик

Борис Грачевский и Александр Хмелик

Было решено создать юмористический киножурнал наподобие «Фитиля», но для детей. Долго думали над его названием, решили было уже назвать «Фитильком», но все точки над i расставила дочка Хмелика, Маша, предложив назвать новое детище «Ералашем».

Уже по первым выпускам стало понятно, что проект будет успешным, каждый выпуск «мальчишки и девчонки, а также их родители» ждали с большим нетерпением. За более чем 45 лет существования «Ералаша» было снято более 1200 сюжетов, ко многим из которых Грачевский написал сценарии и даже снялся в некоторых из них. Актеры воплотили на экранах целую плеяду детских образов: отличники и двоечники, хулиганы и пай-мальчики, изворотливые хитрецы и благородные рыцари.

Борис Грачевский в молодости

Борис Грачевский в молодости

Тысячам ребят киножурнал помог осуществить детскую мечту сняться в настоящем кино. Не все из них после становились актерами, но те, кто решил посвятить себя этой профессии, сейчас широко известны зрителям. В их числе Александр Лойе, Велимир Русаков, Александр Головин, Анна Цуканова, Наталья Ионова и много других состоявшихся актеров. Грачевский наладил работу многочисленного коллектива, реализовал в киножурнале множество идей, в числе которых – съемки в «Ералаше» самых известных и популярных актеров, публичных персон, звезд шоу-бизнеса. Геннадий Хазанов и Максим Галкин, Сергей Гармаш и Филипп Киркоров с удовольствием снимались в выпусках – по доброй традиции абсолютно бесплатно.

Читайте еще:  Россия на "Евровидении". Лучшие и худшие результаты в истории

Детище Грачевского по-прежнему радует ребятишек и их родителей

Детище Грачевского по-прежнему радует ребятишек и их родителей

Поначалу «Ералаш» снимался в столице и ее окрестностях, но вскоре ареал съемок расширился, появились тематические миниатюры, к примеру, несколько серий были сделаны по заказу ГАИ и в легком юмористическом жанре рассказывали школьникам о важности соблюдения правил дорожного движения. Грачевский считал, что, несмотря на перемены в обществе и неумолимый прогресс, дети остались такими же, как и когда он снимал первые серии «Ералаша»:

Дети так же стесняются, так же хвалятся, так же пытаются схитрить. Изменилось только направление интересов, да гаджетов стало больше.

2009 год стал для Грачевского годом съемок первого полнометражного фильма «Крыша», в котором он выступил автором сценария совместно с Ириной Бурденковой и режиссером. В социальной драме о взаимоотношениях взрослых и детей главные роли сыграли Софья Ардова и Маша Белова. Их партнерами по съемкам стали Валерий Гаркалин, Евдокия Германова, Георгий Мартиросян и другие замечательные актеры. Продюсером, сценаристом и режиссером выступил Борис Юрьевич и в картине «Между нот или Тантрическая симфония».

Грачевский: Как изменился юмор в «Ералаше»

В 2020 году в программе «Всемирные игры разума» Борис Грачевский вступил в состязание с известным эрудитом Юрием Хашимовым на тему «Дети кино», а вскоре принимал у себя дома Тимура Кизякова с программой «Когда все дома» и показал свою коллекцию фигурок слонов и галстуков.

Личная жизнь Бориса Грачевского

За своей первой женой, Галиной, Борис стал ухаживать во времена, когда работал грузчиком киностудии. Студентка московского Института путей сообщения вскоре ответила ему взаимностью, и в 1970 году они сыграли скромную свадьбу.

Борис и Галина Грачевские в молодости

Борис и Галина Грачевские в молодости

Бытовые условия в бараке, где жила молодая семья, были, мягко говоря, неудовлетворительными, поэтому когда Галина Яковлевна забеременела, пара переехала к ее родителям в коммунальную квартиру. Там в 1972 году родился их первенец Максим, сейчас он предприниматель. Через семь лет, когда Грачевские переехали в собственное жилье, в семье родилась дочка Ксения.

Борис Грачевский с дочерью Ксенией

Борис Грачевский с дочерью Ксенией

35 лет супруги, как казалось со стороны, жили душа в душу. Громом среди ясного неба стал уход Бориса из семьи. Особенно тяжело перенесла эту новость Ксения, которая прекратила всяческое общение с отцом и даже уволилась из «Ералаша» и открыла свое дело – туристическое агентство. «Мама терпела все его выходки, а он взял и ушел, а теперь тошно – признавалась она журналистам.

Причиной ухода Грачевского из семьи стала актриса Анна Панасенко, с которой Борис расписался, а в 2012 году у них родилась дочь Василиса. Прожив вместе три года, пара рассталась с громким скандалом. Анна говорила, что муж настроен против ее актерской карьеры, Борис же рассказал, что его избранница с головой погрузилась в ночную жизнь, не обращая внимания ни на него, ни на дочурку. Актриса оставила себе громкую фамилию и весьма солидное состояние, включая квартиру в Москве.

Борис Грачевский и Анна Панасенко

Борис Грачевский и Анна Панасенко

Грачевскому исполнилось 65, когда он встретил 30-летнюю актрису Екатерину Белоцерковскую. Третья свадьба была негромкой, состоялась в 2017 году. Папа «Ералаша» не раз признавался, что счастлив в этом браке, а весной 2020 года жена подтвердила его слова рождением их сына Филиппа. Четырежды отец сообщил радостную новость на своей странице в Instagram и хвастливо заметил, что «мальчика они родили сами», намекая на свою мужскую состоятельность.

Борис Грачевский и Екатерина Белоцерковская

Борис Грачевский и Екатерина Белоцерковская

В 2018 году худрук «Ералаша» признался, что победил рак кожи.

Последние годы жизни и смерть

Конец 2020 года кинорежиссер и сценарист проводил на «удаленке» вместе со всем коллективом. «Авторы пишут, я читаю, редактирую, посылаю режиссерам», – поделился он в одном из интервью. Грачевский заканчивал работу над двумя документальными фильмами: «Дети глазами кукол» и «Дети пишут Богу» – пронзительной ленте о людских желаниях.

Борис Грачевский в передаче Судьба человека 2018

Борис Грачевский в передаче «Судьба человека» *(2018)

В планах Грачевского были съемки новых выпусков «Ералаша», причем сразу по два сюжета в неделю, несмотря на карантинные условия. Проекты Бориса Юриевича на Youtube набирали обороты, киножурнал выходил на канале «Карусель». Но, к сожалению, судьба внесла свои коррективы.В конце декабря 2020 года Бориса Грачевского госпитализировали – он заболел коронавирусом. Врачи оценили его состояние как стабильное, мужчина вышел на связь с прессой: «Я в больнице №52. Новый год проведу здесь, лечусь». Однако позже состояние ухудшилось настолько, что Грачевского пришлось вводить в медикаментозную кому. 14 января 2021 года Бориса Грачевского не стало. Ему был 71 год.

Грачевского похоронили на Троекуровском кладбище. На церемонию прощания в Дом кино пришли сотни коллег и друзей покойного режиссера, похороны же состоялись для узкого круга самых близких людей

Лучшие фильмы

    Оцените статью
    ( Пока оценок нет )