Подпишитесь на наш телеграмм канал про спорт и заработок

5 лучших работ Киры Муратовой

Кира Муратова всегда хотела, чтобы после нее остались только ее фильмы, — не нужно ни документальных картин, ни публикаций дневников, ни воспоминаний друзей и коллег. «Сноб» публикует подборку из фильмов режиссера, благодаря которому мир вокруг стал другим, да и мы сами навсегда изменились

Кадр из фильма «Короткие встречи»

Эта фраза на всех новостных сайтах: «На 84-м году жизни умерла Кира Муратова» — кажется какой-то дикой, словно написанной про другого человека. Придраться хочется ко всему, начиная с этого 84-го года: авторам некрологов, как всегда, хочется еще хоть немного продлить уже закончившуюся жизнь, но нет ли в этом какой-то бессмысленной жестокости? Почему бы просто не написать, что ей было 83 года? Или вот это соседство слов «жизни» и «умерла» — это ведь так странно. И отчего всегда «умерла Кира Муратова», а не «Кира Муратова умерла»? Как будто смерть главнее, как будто смерть должна быть на первом месте.

Дело не только в нежелании принять эту смерть: в конце концов, Кире Георгиевне действительно было 83, и в последние годы она болела и не снимала кино — сложно сказать, что здесь было причиной, а что следствием. Просто Муратова сбила что-то в нашем восприятии мира, заставив нас видеть и слышать по-другому. Слова от многократного повторения лишаются своего смысла, потом приобретают новый, чтобы через некоторое время вернуться к первоначальному значению — только уже чуть-чуть другому, едва заметно сдвинутому и оттого режущему слух. Изображение распадается на фрагменты, превращается в мозаику, элементы которой продолжают перемещаться, складываясь в новые узоры. Время замыкается в кольцо, склеивается в ленту Мебиуса, дробится на фрагменты, собирается в одну точку. Люди кажутся уродами и идиотами, вызывая раздражение, неприязнь, ненависть, — только для того, чтобы через мгновение мы поняли, что такое любовь.

Учитывая, что работать в кино Кира Муратова начала 60 лет назад, фильмов у нее совсем немного — едва наберется два десятка, включая короткометражные и снятые в соавторстве. Каждый из них что-то изменял в нашем восприятии, но без некоторых уже просто невозможно представить ни нас самих, ни кинематограф, ни вообще этот мир.

«Короткие встречи» (1967)

Первый полнометражный фильм, который Муратова сняла самостоятельно, сыграв заодно главную роль. Формально — любовный треугольник, состоящий из геолога, чиновницы и ее домработницы, а на деле — пример абсолютно неевклидовой геометрии, где прямые, может быть, и пересекаются, но непонятно, где и когда. Помимо Высоцкого и совсем еще юной Руслановой, в «Коротких встречах» появляются непрофессиональные актеры — все эти чудаковатые старики и деревенские девицы, которых будет так много в будущих фильмах режиссера. Странности происходящему добавляет музыка Каравайчука, который сам всегда выглядел как один из муратовских персонажей.

«Астенический синдром» (1989)

Фильм, состоящий из двух частей, черно-белой и цветной: в первой женщина, похоронившая мужа, то и дело набрасывается на окружающих, словно пытаясь расшатать окружающую действительность, а во второй — мир уже истеричен и раздерган, так что главный герой не в состоянии привести его в порядок и в самых неподходящих местах проваливается в глубокий сон. В 1989 году «Астенический синдром» шокировал матом, едва ли не впервые отчетливо прозвучавшим с экрана. Сейчас этим никого уже не удивишь, но менее тяжелой картина не становится: сумасшедший дом, собаки на живодерне, дикие дети за решеткой, поезд, уносящий героя во тьму, — кругом уродство и истерика, так что мир, похоже, никогда не соберется обратно из того мусора, на который рассыпался.

«Чувствительный милиционер» (1992)

После «Астенического синдрома» было вообще не очень понятно, как можно снимать какое-то кино, однако Кира Муратова неожиданно представила публике «Чувствительного милиционера» — историю нежного стража порядка по имени Толя и младенца Наташи, которую он нашел в капусте. Сказку, снятую почти в духе соцреализма, по-прежнему населяют странные и не всегда приятные люди, однако мир становится удивительным и ярким, словно мы видим его глазами новорожденного — еще не различая добра и зла, но застывая в восхищении от голосов, запахов и красок.

«Второстепенные люди» (2001)

Самая смешная картина Муратовой, где главная героиня бродит по городу с чемоданом, где лежит труп случайно убитого сожителя, и встречается с такими же второстепенными и бессмысленными, но в целом очень милыми людьми. Персонажи время от времени начинают петь и танцевать, мертвые воскресают, а приговоренные к смерти умирают сами, чтобы палач не брал грех на душу. Критики, которые раньше были уверены, что собак и канареек Муратова любит гораздо больше, чем людей, внезапно обнаружили, что Кира Георгиевна с нежностью относится ко всем идиотам и недотыкомкам, населяющим ее картины.

Читайте еще:  9 зарубежных звезд, настоящие имена которых вы могли не знать

«Вечное возвращение» (2012)

Для Киры Муратовой этот фильм стал последним — о том, что снимать она больше не будет, режиссер объявила сразу после премьеры. Манера муратовских персонажей повторять реплики здесь становится основой сценария: несколько пар актеров раз за разом разыгрывают одну и ту же сцену, то заставляя зрителей смеяться и плакать, то бессовестно и безобразно фальшивя. «Вечное возвращение» — чистая музыка и шаманская поэзия — погружает в транс, то ли отрицая возможность вырваться из этого круга, то ли предлагая утешиться тем, кто боится конца и яркого света после заключительных титров.

Памяти Киры Муратовой 5 самых ярких фильмов режиссера

Сегодня, 5 ноября, исполнилось бы 85 лет Кире Муратовой. В фильмографии режиссера не так уж много фильмов — около 20, но среди них есть те, которые сейчас называют шедеврами и классикой отечественного кинематографа. Работы Муратовой всегда отличались от большинства фильмов ее коллег. Она не боялась экспериментировать, снимать неоднозначное, артхаусное кино, которое часто не вписывалось в привычные рамки. Тем не менее сниматься у нее считали удачей такие звезды, как Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Нина Русланова… До своего юбилея Муратова не дожила: в июне прошлого года ее не стало. Режиссер скончалась после долгой болезни в Одессе, где она жила и снимала кино еще с начала 1960-х годов. Вспоминаем самые яркие работы Киры Георгиевны.

Кира Муратова
Кира Муратова

«Короткие встречи»

Вышедший в 1967 году фильм с Владимиром Высоцким и Ниной Руслановой — первая самостоятельно снятая работа Муратовой. Речь в ней идет о любовном треугольнике с участием мужественного геолога в исполнении Высоцкого. Кстати, жену главного героя сыграла сама Муратова, которой на тот момент было 33 года, и это ее единственная большая актерская работа. Уже утвержденная на эту роль актриса не смогла сниматься из-за проблем со здоровьем, и режиссер решила заменить ее самостоятельно. В ленте появляются и непрофессиональные актеры, занятые в эпизодических ролях. Широкий показ фильма начался только через 20 лет после премьеры (поначалу фильм показывали лишь в киноклубах и маленьких кинозалах).

Кадр из фильма quotКороткие встречиquot
Кадр из фильма «Короткие встречи»

«Астенический синдром»

«Шедевр пессимизма» — так называли вышедшую в конце 1980-х драму Муратовой «Астенический синдром». Лента шокировала публику звучащими с экрана нецензурными выражениями — такого в советском кино еще никогда не слышали. Кинокартина, состоявшая из двух частей — цветной и черно-белой, наполнена тяжелыми психологическими сценами в сумасшедшем доме, на живодерне и в прочих невеселых обстоятельствах. Муратова экспериментирует с формой: когда заканчивается первая, черно-белая часть картины, зрителя переносят в зал кинотеатра, и оказывается, что вся показанная история была всего лишь «фильмом в фильме». А далее начинается сюжет с участием одного из зрителей того самого кинотеатра — человека, страдающего астеническим синдромом, то есть засыпающего в самых неподходящих местах и ситуациях.

Фильм был выпущен в ограниченный прокат, но добился успеха: на Берлинском фестивале 1990 года заслужил «Серебряного медведя», в том же году получил «Нику» в номинации «Лучший игровой фильм».

Кадр из фильма quotАстенический синдромquot
Кадр из фильма «Астенический синдром»

«Три истории»

Три новеллы, объединенные темой убийства, легли в основу фильма 1997 года «Три истории». Сценарий каждой истории Кира Муратова попросила написать своих друзей из мира кино: автором сценария одной из новелл — «Офелия» — стала Рената Литвинова. Она же сыграла в ней и главную роль — работницу роддома, убивающую женщину, которая отказалась от своего ребенка.

В «Трех историях» также снимались Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин и другие. Надо сказать, что Литвинова была любимицей и хорошей подругой Муратовой. Рената снялась в шести лентах режиссера и называла Киру Георгиевну своим учителем и «главным человеком кино».
Кадр из фильма quotТри историиquot
Кадр из фильма «Три истории

»

«Второстепенные люди»

Черный юмор в духе Киры Муратовой: главная героиня ее ленты 2001 года разгуливает по городу с чемоданом, в котором спрятан труп случайно убитого приятеля. Другие персонажи — такие же «второстепенные люди», которые ничего толком не умеют и все делают невпопад, но в этом-то и есть их прелесть.

В кадре творится что-то немыслимое: мертвые воскресают, герои то и дело начинают петь и танцевать. В этой ленте сыграли звезды комедийной программы «Маски-шоу» Наталья Бузько и Георгий Делиев, которых Муратова не раз снимала в своих фильмах.
Кадр из фильма quotВторостепенные людиquot
Кадр из фильма «Второстепенные люди»

«Настройщик»

В фильме 2004 года «Настройщик» центральную женскую роль Муратова снова доверила Ренате Литвиновой. Главного героя — настройщика роялей, возлюбленного героини Литвиновой — сыграл Георгий Делиев. Лента основана на мемуарах знаменитого сыщика царской эпохи Аркадия Кошко — лучшего следователя мира по версии конгресса криминалистов 1913 года. Герой Делиева ради того, чтобы обеспечить красивую жизнь своей избраннице, решается нарушить закон, а именно — продумывает ограбление двух своих пожилых приятельниц.

Читайте еще:  Год без Юлии Началовой: как сегодня живет семья певицы

Интересно, что в «Настройщике» Муратова впервые показала сцену поцелуя. По словам режиссера, она ни разу не видела в кино поцелуя, который бы ей понравился, поэтому решила снять его сама.

Критики называли черно-белую криминальную ленту «самым уравновешенным и самым безупречным фильмом Муратовой после «Коротких встреч». Он был представлен во внеконкурсной программе 61-го Венецианского кинофестиваля. Сама создательница относила этот фильм к своим «салонным и абсолютно поверхностным» работам, которые в ее фильмографии чередовались с «шедеврами пессимизма».

Кадр из фильма quotНастройщикquot
Кадр из фильма «Настройщик»

Киноленты культового режиссера от 60-х до нулевых

6 июня 2018 ушла из жизни украинский режиссер Кира Муратова. Для многих Муратова до сих пор остается ярчайшим режиссером своего поколения: ее творчество отличалось неповторимым стилем интеллектуального кино, позволяющего зрителю рефлексировать и интуитивно анализировать собственную жизнь. Мы собрали 5 лучших фильмов Киры Георгиевны, которые должен посмотреть каждый.

1. «Короткие встречи» (1967)

Фильм появился в те времена, когда была модной профессия геолога, которого в фильме сыграл Владимир Высоцкий. В основе сюжета —  любовный треугольник между эффектным Максимом (Высоцкий), его женой, работницей райкома Валентиной (Кира Муратова) и работницей кафе Надей (Нина Русланова). Киноленту стоит посмотреть ради облика Высоцкого: легкое отношение к деньгам и умение подать себя буквально вскружили голову юной Наде, которая в итоге влюбляется в него без памяти и входит в семью Максима под видом домработницы. Фильм получил высокие оценки кинокритиков и стал призером премии «Ника».

2. «Астенический синдром» (1990)

Двухсерийный фильм состоит из двух частей  — черно-белой и цветной. Первая часть посвящена истории женщины, которая недавно похоронила своего мужа и находится на грани нервного срыва. Второй сюжет также поднимает вопрос о нервном состоянии и рассказывает историю школьного учителя, который из-за неприятностей в личной жизни и на работе впадает в астенический синдром, засыпая в любом общественном месте. Фильм стал первой советской лентой, в которой прозвучала нецензурная речь, что вызвало неоднозначную реакцию партийных работников. Но несмотря на это, картина была удостоена двух премий: «Ника» (в номинации «Лучший игровой фильм», 1990) и специального приза жюри Берлинского кинофестиваля (1990).

3. «Увлеченья» (1994)

Первый фильм режиссера, в котором главную роль сыграла Рената Литвинова. Актриса потом не раз снималась у Муратовой, а впоследствии стала использовать черты ее творчества в своих работах. История «Увлечений» разворачивается в городке на берегу моря в канун ежегодного турнира на местном ипподроме. Две девушки: блондинка Лилия (Литвинова) и брюнетка Виолетта — увлекаются скачками, а жокеи влюбляются в девушек, что приводит к любовным треугольникам и дуэлям.

4. «Три истории» (1997)

Фильм с Олегом Табаковым и Ренатой Литвиновой описывает три разные истории, в которых разворачиваются убийства. Виновниками преступлений становятся люди на первый взгляд абсолютно невинные. Картина была удостоена огромного количества наград и номинаций: «Кинотавр», премия «Ника», «Балтийская жемчужина» и другие.

5. «Настройщик» (2004)

Фильм — участник внеконкурсной программы 61-го Венецианского кинофестиваля описывает страстную любовь настройщика пианино Андрюши (Георгий Делиев) к изнеженной блондинке Лине (Рената Литвинова), привыкшей к достатку и роскоши родительского дома. Ради нее он готов на все, даже предать, украсть или убить. В этом фильме режиссер впервые показала поцелуй: по словам Киры Муратовой, ей никогда не нравились экранные поцелуи из-за искусственности, поэтому она решила создать свой. Фильм получил несколько престижных отечественных наград  («Нику», «Золотого орла») и несколько западных премий.

Лучшие фильмы Киры Муратовой

​Пять фильмов Киры Муратовой, которые должен увидеть каждый.

5 лучших работ Киры Муратовой

Пять фильмов Киры Муратовой, которые должен увидеть каждый.

«Три

истории

» (1997)

Киноальманах, исследующий природу убийцы. Во всех трех новеллах главные герои, слабые и безобидные на первый взгляд, идут на роковой шаг. В первой — клерк убивает человека ради квартиры, во второй — медсестра отправляется на месть всем матерям, отказавшимся от своих детей, в третьей — маленькая девочка мечтает о комнате, которая достанется ей после смерти пожилого соседа. Одним из сценаристов фильма стала Рената Литвинова, ученица Киры Муратовой, она же сыграла одну из главных ролей. В фильме также сыграли Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин и Леонид Кушнир.

«Настройщик

» (2004)

Ироничная трагикомедия рассказывает о бедном настройщике роялей Андрюше, который влюбляется в богатую и красивую Лину. Чтобы ухаживать за возлюбленной, главный герой готов на все — обман, грабеж и даже убийство. Главная женская роль и здесь досталась Ренате Литвиновой и вошла в ее фильмографию как одна из лучших. В роли Андрюши — Георгий Делиев, украинский актер и любимчик Муратовой, а в роли обманутых дам — Алла Демидова и Нина Русланова.

«Короткие

встречи

» (1967)

Первая самостоятельная режиссерская работа Киры Муратовой с молодыми Высоцким и Ниной Руслановой, где она сама сыграла одну из ролей. По сюжету провинциальная девушка приезжает в большой город. Здесь она находит работу и жениха — молодого геолога Максима. Однажды Надя отправляется к нему домой — дверь ей открывает девушка Максима, Валентина. Вместо того чтобы устроить скандал, Валентина тепло принимает Надю дома и предлагает ей остаться.

«Астенический

синдром

» (1989)

Читайте еще:  Звезда сериала «Миссия: "Аметист"» Агния Дитковските: как складывалась личная жизнь актрисы

За картину Кира Муратова была удостоена специального приза жюри на Берлинском кинофестивале. Фильм состоит из двух новелл, где главные герои сталкиваются с тяжелыми испытаниями, которые выбивают их из колеи. Киру Муратову часто называют наследницей Гоголя — в своих работах режиссер прибегала к преувеличениям, фантасмагоричным, абсурдным ситуациям. «Астенический синдром» не исключение. Как она сама говорила, жизнь и есть сплошной абсурд.

«Познавая

белый

свет

» (1978)

Трогательная светлая лента о любовном треугольнике между штукатуром Любой и двумя шоферами. Желания главной героини просты — любить, быть любимой и, как следствие, счастливой. Ее жизнь меняется после знакомства с Михаилом — подобно актрисе, она вдруг почувствовала, что нашла своего режиссера.

Фото: Getty Images

Режиссер Кира Муратова умерла в Одессе на 84-м году жизни.

Кира Муратова (урождённая Короткова) родилась 5 ноября 1934 в бессарабском городе Сороки, в семье секретаря сорокского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии Юрия Александровича Короткова. Её мать – Наталья Исааковна Короткова-Скурту – еврейского происхождения, родом из Сорок; член компартии Румынии с 1928 года. Кира с отцом и матерью ещё перед войной поселились в Бухаресте, где родители находились на нелегальной работе. (читать подробнее)

В её картинах снимались Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Рената Литвинова. Она завершила карьеру в 2012 году.

Locals выбрал 5 самых громких фильмов Муратовой, которые обязательно нужно увидеть каждому.

Долгие проводы (1971)

Мать-одиночка долгое время была обеспокоена только здоровьем и счастьем сына Саши. Когда сын подрос, у матери появилось время на женское счастье и она стала принимать внимание от заботливого и мягкого Николая Сергеевича. В каникулы Саша едет навестить отца. После летнего отдыха мама замечает, что ребенок изменился. Женщина находит у сына письмо папе, в котором говориться, что он хочет уехать к нему жить. Не зная, как поступить в такой ситуации, мать окончательно разрушает свои хрупкие отношения с ребенком.

Астенический синдром (1989)

Двухсерийный фильм-перевертыш. Одна часть цветная, другая – монохромная. Части никак не связаны между собой. Астенический синдром в медицине – это болезненное состояние, при котором настроение становится неустойчивым и в любой момент может последовать взрыв, а организм всеми силами старается сохранить внутренний баланс. Фильм “Астенический синдром” – это две новеллы. В первой – женщина, только что похоронившая любимого мужа, пребывая в нестабильном, ослабленном состоянии попадает к другим таким же людям, находящимися на грани нервного срыва. Вторая новелла – о школьном учителе, и другой грани астенического синдрома. Из-за пережитых неприятностей, он начинает засыпать в самых неподходящих местах. В конце концов, руководство отправляет его на принудительное лечение в психиатрическую больницу, где он с изумлением обнаруживает не психов, а вполне обычных людей, не безумнее тех, кто спокойно ходит по улицам.

Три истории (1997)

Три истории, в которых Кира Муратова рассматривает возможность совершить убийство. В каждой новелле на убийство решается человек, кажется, абсолютно не приспособленный для этого.
В первой истории остро встает квартирный вопрос – и тихий служащий везет длинный ящик с телом соседа в знакомую котельную №6. Во второй истории милая служащая больницы оказывается монстром, который ненавидит мужчин и женщин. Офа любит только детей, и особенно внимательно следит за судьбой отказников, от которых отказались в роддоме. А еще она любит Шекспира – особенно те страницы, где льется кровь. В третьей истории сталкиваются молодость и старость. Дедушка-инвалид и соседская девочка, которая помнит, что когда дедушка умрет, его комната достанется им с мамой.

Второстепенные люди (2001)

Это вечное возвращение к теме “маленького человека”. Что делает человека второстепенным? Какие неинтересные мысли и плоские чувства бродят внутри него? Кира Муратова говорит, что незначительным его делает безразличие других людей и отсутствие любви. Ее герои – трогательны в своей инфантильности и неуклюжести. Они словно играют в “казаков-разбойников”, они понарошку убийцы и понарошку страдальцы. Чувствительные, нелепые, печальные, жестокие – но не по-настоящему. “Второстепенный человек” даже жестоким не может быть на самом деле. А вот любить – может.

Вечное возвращение (2012)

bagde]bagde]
К женщине приходит ее бывший однокурсник и жалуется, что не может выбрать между проверенной годами любовь к жене и сиюминутной страстью к девушке. Мужчина злиться, уходит, хлопает дверью, возвращается… Один и тот же диалог происходит с разными персонажами, в разной обстановке. И только под конец становится понятно, что все это – не больше, чем пробы у уже умершего режиссёра, но продюсеры надеются закончить картину. Муратова разрушает стереотипы и так говорит о своей новой работе: ” Знаете, есть такой стереотип, скажем: Паша любит Машу, Маша любит Сашу, Саша любит Толика… Ну в конце фильма все устроены, а кто не устроен, тот попадает под машину, или его сбрасывают со скалы… Есть определенное количество таких стереотипов, которые мне осточертели. И это был главный импульс сделать этот фильм.

Оцените статью
( Пока оценок нет )