Перейти к содержимому

Основное снаряжение гоплита


Важной деталью снаряжения гоплита служил юппон, или аргосский щит, от которого и пошло название гоплита, ГЪплон представлял собой круглый, слегка выпуклый щит, первоначально делавшийся из дерева и обитый по краям бронзой, а позднее целиком покрытый бронзой, диаметром от 80 до 100 см (от 31 до 39 дюймов). Он имел двойную ручку, состоявшую из кожаного ремня или металлической полосы по центру, под которую просовывали руку до локтя, и веревочной или кожаной рукоятки у противоположного края. Щит можно было закрепить па предплечье, а его выпуклая форма позволяла носить его на плече. Такой щит носить было легче, чем щит с одной ручкой, хотя им нельзя было столь же свободно манипулировать. Гоплон неизменно украшали гербом — мордами горгон, минотавров и других известных грекам чудовищ. Спартанцы ввели строгое единообразие: на своих щитах они помещали только лямбду, начальную букву того имени, под которым они более всего известны — лакедемоняне.

Другой отличительной чертой снаряжения гоплита был шлем. Известны несколько типов греческих шлемов. Самым распространенным был шлем коринфского типа, полностью закрывавший голову и лицо. Оп имел Т-образную щель для рта и глаз, а позднее и выступ для защиты носа, Коринфский шлем трансформировался в аттический, который не закрывал лицо полностью, но имел прикрепленные пластины, защищавшие щеки. Наиболее ранним типом был иллирийский, закрывавший голову и щеки, но не лицо, с металлическим гребнем. Поздний фракийский тип напоминал фракийский головной убор из шкуры лисы с заостренным верхом и козырьком для защиты лица и длинными щитками для щек, иногда соединенными на подбородке, напоминавшими бороду.

Ведутся споры вокруг прочих составляющих доспехи гоплита. Некоторые историки воспринимают греческое искусство слишком буквально и утверждают, что гоплиты сражались обнаженными; однако многие другие памятники искусства и археологические находки не подтверждают этого. В больших количествах были найдены бронзовые кирасы и наголенники, имеется много изображений гоплитов в доспехах. Одним из ранних произведений является «ваза Чиги», датирующаяся приблизительно 650 г. до н.э., с изображениями гоплитов, облаченных в «мускульные» бронзовые кирасы, поверхность которых воспроизводит мускулатуру человеческого тела. Известны мускульные кирасы VII в. до н.э.

В греческом искусстве их изображения встречаются довольно часто, однако они были слишком дороги, чтобы быть обычной частью снаряжения; некоторые из них на самом деле являются настоящими произведениями искусства. Кирасы состояли из нагрудной и спинной частей, скрепленных петлями, иногда с полукруглой, свисающей с передней части пластиной для защиты паха, С VI в. до н.э. распространение получили кирасы, изготовленные из слоев льняной ткани, склеенных вместе, толщиной около 5 см (2 дюйма). Они состояли из корсета, закрывающего торс и плечи, а также юбки, закрывающей нижнюю часть живота, обычно разделенной на птерши («крылья»), чтобы не сковывать движения. Бронзовые наголенники для защиты ног (они часто воспроизводили мускулатуру ноги) завершали доспехи го -плита.

Основным оружием гоплита было копье длиной 1,5—2,5 м (5—8 футов) с древком из ясеня, железным листовидным наконечником и заостренным толстым концом. Было найдено несколько видов мечей. В V в. особенно широко были распространены два вида: один из них имел железное листовидное лезвие длиной около 60 см (24 дюйма), его
использовали как рубящее оружие; другой, копие, будучи, возможно, этрусского или македонского происхождения, длиной 65 см (26 дюймов) имел лезвие в форме собачьей лапы с одним ребром; он напоминал индийский 7урка кукри, предком которого он мог являться. Мечи использовались как вспомогательное оружие ближнего боя, основным же оружием гоплитов оставалось копье.

Ксенофонт детально описывает лишь один вариант построения фаланги гоплитов, а именно тот, который применяли спартанцы. В других греческих государствах построение фаланги могло быть иным. Спартанская фаланга делилась на 6 мор, каждой норой командовал полемарх\ под его началом находились 4 лохага, 8 пентекостеров и 16 эно-мотархов. Последние командовали эномо -тиями (взводами) по 36 человек каждый. Эномотия состояла из 3 шеренг по 12 человек, причем эиомотарх возглавлял правое крыло, а его ураг (заместитель) занимал место в задней шеренге. Афинское войско состояло из 10 таксисов (полков), каждый из которых формировался из граждан определенного афинского дема (племени), под командованием таксиарха. Численность таксисов могла варьироваться. Несмотря на упоминания об афинских лохагах в описани -ях некоторых сражений, маловероятно, чтобы более мелкие, нежели таксисы, соединения афинской армии имели такую же сложную структуру, как у спартанцев.

При том боевом порядке, в котором действовала фаланга, форма гоплона позволяла прикрывать только левую часть тела, причем левая часть щита заметно выдавалась. Поэтому фаланга образовывала плотный ряд с перекрывающими друг друга щитами, при этом щит каждого воина прикрывал и незащищенный правый бок его соседа. Это породило явление, описываемое Фукидидом:

«Это справедливо в отношении всех армий, что, когда они идут в бой, правое крыло имеет склонность чрезмерно растягиваться, и каждая сторона стремится своим правым флангом охватить строй противника. Происходит это из-за того, что страх заставляет каждого искать надежной защиты для своей неприкрытой стороны за щитом своего товарища, стоящего справа, полагая, что чем теснее смыкаются щиты, тем лучше он защищен. Самый же крайний справа воин, стоящий впередней шеренге, всегда старается держать спою незащищенную сторону' подальше от противника, и его страх передается остальным, которые следуют его примеру» (Фукидид V.71).

Даже дисциплинированные спартанцы не могли избежать этого: во время битвы при Мантинее в Пелопонесской войне (418 г. до н .а.), которую Фукидид описывает в данном отрывке, правое крыло спартанцев постепенно охватило левый фланг афинян, в то время как правое крыло афинян охватывало левый фланг спартанцев.

Фукидид отмечает, что в фаланге спартанцев при Маитинее количество рядов на разных участках было неодинаковым, но что «в целом, они были выстроены в восемь рядов» (Фукидид V.68). Ксенофонт дает понять, что спартанцы изменяли число рядов фаланги, руководствуясь тактическими соображениями; иногда эномотия выстраивалась в шеренги по 3 человека, глубиной в 12 шеренг, иногда же — в 6 рядов по 6 человек в каждом. Фукидид рассказывает, что при Де-лиуме (424 г. до н.э.) афинская фаланга насчитывала 8 рядов, в то время как их противники, фиванцы, выстроили фалангу в 25 рядов. По-видимому', построение в восемь рядов было обычной афинской практикой, поскольку именно оно упоминается в описании сражения между афинянами и сиракузянами в 415 г. до н.э. Самыми тяжелыми фалангами были фиванские: при Левктрах (317 г. до
н.э.) спартанцы выстроились в 12 рядов, но на правом фланге их строй протаранила мощнейшая фиванская фаланга, имевшая в глубину 50 рядов по 80 человек в каждом, специально выстроенная фиванским полководцем Эпаминондом,

Однако фаланга представляла собой нечто большее, нежели тактический «паровой каток». Спартанские гоплиты, интенсивно тренировавшиеся на протяжении всей своей жизни, могли быстро перестраиваться и образовывать мобильные формации для внезапной атаки. Ксенофонт сообщает, что они были обучены приемам контрмарша, что позволяло им быстро переориентировать фалангу в любом направлении. Геродот отмечает, что спартанские гоплиты использовали этот прием при Фермопилах, где они удачно имитировали отступление — тактический ход, обычно ассоциируемый с легкими войсками, При Кунаксе греческие наемники, «Десять Тысяч», обученные спартанцем Клеархом, пробились через левый фланг персов, затем пропустили сквозь свои ряды персидские серпоносные колесницы, перестроившись так, что те не причинили им никакого вреда, преследовали бегущего с пом боя противника на протяжении примерно разпернулись, вернулись назад и, наконец, заняли оборонительную позицию, чтобы отразить атаку персидской кавалерии. Все это подразумевает наличие построения одновременно мощного, гибкого и маневренного.