Колесницы как транспорт

Кроме использования колесницы в качестве боевой единицы существовал и другой способ использования — в качестве транспорта для пехотинцев. Бойцов можно было погрузить и быстро доставить к месту сражения; в случае необходимости они могли снова взойти на колесницу и столь же быстро ретироваться.

Такие методы, возможно, использовались в бронзовом веке греками: на сохранившихся изображениях греческих колесниц среди их экипажа почти никогда не присутствуют лучники. О таком использовании колесниц говорят и описания, оставленные Гомером, и росписи на глиняной посуде раннего железного века; в то время как самая ранняя конница в Греции изображается парами, причем всадники сидят на лошадях, как на ослах, ближе к крупу, и один из них — тяжелый пехотинец, а не стрелок.

По аналогии с ассирийскими изображениями можно предположить, что колесницы использовались в бою вплоть до VII в. до н.э., но только в качестве транспорта для пехоты, а не как колесницы с лучниками. Греческая колония Кирена в Северной Африке использовала колесницы, запряженные четверками лошадей, в последние столетия I тысячелетия до н.э., чтобы доставлять тяжелую пехоту в пограничные области, не утомляя ее долгими марш-бросками.

В течение этого тысячелетия народ гарамантов в западной части Северной Африки также использовал колесницы. Некоторые из их запряженных четверками колесниц имели упряжку с двумя дышлами, каждое с хомутами для двух лошадей вместо обычного отдельного дышла. Эта конструкция иногда применялась на Кипре и в других странах Ближнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э., так же как и серпоносные колесницы, описанные Ксенофонтом. Карфаген также использовал колесницы до конца IV столетия до н.э.

Использование колесниц кельтами

В Европе дольше всех применяли колесницы кельтские народы, используя их в сражениях а Италии и Анатолии (Малой Азии) до III в. до н.э. Как и в других местах, эти колесницы были постепенно заменены конницей, но Юлий Цезарь, когда высадился в Британии в 55 и 54 гг. до н.э., столкнулся с сильным колесничным войском. Колесницы были легкой постройки, с кузовом, открытым спереди и сзади, и с двойными обручами по бокам, запряженные двумя лошадьми. Они принадлежали людям более знатного происхождения, чем бойцы в этих же колесницах.

Цезарь так описал их тактику:
"Прежде всего они двигаются во всех направлениях и бросают дротики, конским топотом и грохотом колес приводя ряды врагов в замешательство. Проложив себе путь сквозь строй кавалерии, они спрыгивают с колесниц и сражаются пешими. Тем временем, возничие постепенно удаляются от места сражения и разворачивают колесницы, чтобы, если превосходящий противник начнет теснить их бойцов, иметь возможность вывезти их с поля боя. Таким образом они сочетают мобильность кавалерии и устойчивость пехоты в сражении. Благодаря ежедневной практике и тренировкам они достигли такого совершенства, что могут нестись галопом по крутым склонам, не теряя управления, моментально останавливаться, разворачиваться, вскакивать на дышло и стоять на хомуте, а затем мгновенно возвращаться обратно в кузов".