Гоплит

По сравнению с военной силой империй Ближнего Востока, армии классической Греции кажутся небольшими, технически отсталыми, тактика их представляется весьма примитивной. Несмотря на это, греки нанесли сокрушительные поражения персам при Марафоне (490 г. до н.э.) и Платеях (479 г. до н.э.).

В 480 г. до н.э. 7000 спартанцев с союзниками надолго задержали при Фермопилах армию персов, численностью, по крайней мере, в 10 раз превышающей их собственную. Греческая военная культура была совершенно иной. Строгая военная этика позволяла грекам формировать армии, основу которых составляли ударные части гоплитов — тяжелая пехота, сражавшаяся в плотном строю (фаланга).

Гоплиты представляли собой ополчение из имущих граждан, лично заинтересованных и исходе большинства битв, проникнутых националистическими идеями, подкрепленными пропагандой и героическим мифом. Народный греческий эпос «Илиада» содержит детальное описание поединков между героями, он не отражает реалии военной истории, но позволяет понять образ мыслей греческих воинов классического периода.

«Илиада», написанная Гомером около 800 г. до н.э., посвящена Троянской войне (около 1200 г. до н.э.), сюжет ее сосредоточен вокруг противоборства ахейского героя Ахилла и троянца Гектора. В повествование вплетены и другие эпизоды. Греки, участвовавшие в Троянской войне, были представителями доклассического, бронзового века Микенской цивилизации (между 1400 и 1000 гг. до н.э.). Трудно определить порой, описывает ли Гомер военное мастерство Микенской эпохи или тактику своего времени (от Троянской войны его отделяют несколько столетий), или же это смешение обоих, своеобразный литературный прием.

Археологические свидетельства указывают на то, что микенские армии могли использовать опыт Ближнего Востока. Их ударной силой были боевые колесницы, поддерживаемые отрядами пехоты. Найденное оружие включает бронзовые мечи, подобные тем, что использовали Народы Моря, и широкие бронзовые наконечники тяжелых копий. На так называемой вазе с воином из Микен изображен воин, держащий копье и щит в форме полумесяца, в шлеме с рогами, возможно, из бронзы или обитом кожей. Он облачен в кирасу и наголенники из неизвестного материала.

Ничто не подтверждает, но и не опровергает рассказ Гомера о поединках героев — библейская история о Давиде и Голиафе, тоже своего рода эпос, указывает на то, что подобные поединки, предшествующие сражению, практиковались у Народов Моря, современников микенцев, которые были выходцами из того же культурного региона. Многие историки считают, что Гомер описывает прежде всего свое время, так называемые Темные века Греции. Битвы того времени представляли собой неорганизованную свалку, в которой, руководствуясь воинской этикой, знать и герои старались выбрать себе достойного противника и вступить с ним в поединок.

Совершенно другие методы ведения боя возникли после 700 г. до н.э. По мере того как Коринф, Спарта и Аргос развивали тактику фаланги, в которой главная роль отводилась гоплитам. Это развитие определялось двумя факторами: экономическим и политическим. Что касается экономики, то восстановление торговых путей и возникновение греческих колоний в Италии, Анатолии и на Эгейских островах увеличило общее благосостояние и, соответственно, число людей, которые могли позволить себе приобретать дорогие доспехи и оружие, что ранее являлось привилегией небольшого круга аристократии.

Политико-культурные предпосылки появления фаланги связаны с возникновением примерно в это же время полиса. Аристотель доказывал, что полис представлял собой самодостаточное и автономное государство, граждан которого объединяло сознание общности и одинаковое понимание цели, что выражалось в ряде законов и гражданских обязанностей, в равной степени касающихся всех граждан.

В Афинах все свободные граждане были обязаны принимать участие в управлении государством путем голосования, рабы-полицейские буквально «затаскивали» их на Акрополь для участия в народном собрании. Все высшие должностные лица, включая военное командование, избирались на определенные сроки, обычно на один год. В Спарте все мужчины, полноправные граждане, должны были проходить военную подготовку и совершенствоваться в воинском искусстве ни протяжении всей своей жизни. Все они, начиная с двух спартанских царей, подчинялись своду правил, разработанных в VIII в. до н.э. легендарным законодателем Ликургом.

Основная обязанность граждан полиса состояла в защите его в военное время. В Спарте, тоталитарном военизированном государстве, полноправным гражданам вообще запрещаюсь заниматься каким-либо делом, кроме военного. Однако даже в «демократических» Афинах все лица мужского пола в возрасте между 17 и 59 годами должны были участвовать в войне.

Таким образом, можно утверждать, что фаланга представляла собой вооруженный полис, группу равноправных граждан-воинов, связанных патриотическими убеждениями, в глазах которых никакая иная армия, сформированная из рекрутов или наемников-профессионалов, не может символизировать государственную границу. Учитывая почти полное единообразие вооружения воинов фаланги, мы видим, что ничего подобного в армиях империи Ближнего Востока не встречалось.