Бастион Береговой Ракетный Комплекс

Бастион береговой ракетный комплекс

В 80-е годы прошлого века в СССР для замены комплексов «Редут» и «Рубеж» началась разработка нового комплекса береговой обороны на основе перспективных на тот момент противокорабельных ракет. Новый подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) получил название «Бастион». Ввиду развала СССР довести разработку комплекса до конца удалось лишь в последние годы. После начала выпуска данного комплекса Россия превратилась в лидера на рынке производства береговых противокорабельных комплексов и видимо сохранит это лидерство на ближайшие десятилетия.

ПБРК «Бастион» был разработан НПО машиностроения на основе новейшей на тот момент сверхзвуковой противокорабельной ракеты 3М55 «Оникс» (экспортное название «Яхонт», по классификации НАТО SS-N-26 Strobile) с дальностью стрельбы до 300 км. Комплекс «Бастион» предлагается в двух вариантах подвижном «Бастион-П» и стационарном «Бастион-С». В состав подвижного комплекса входит 4 мобильных пусковых установки на шасси МЗКТ-7930 (по 2 ракеты на ПУ), машина управления, транспортно-заряжающие машины, а также могут дополнительно применятся машины целеуказания с РЛК «Монолит-Б».

В 2006 году был подписан контракт на поставку одного комплекса «Бастион-П» во Вьетнам (стоимость 150 млн. долларов) и двух комплексов в Сирию. Вьетнамский контракт на сегодняшний день выполнен. Фактически на деньги от данного контракта удалось оплатить завершающую часть НИОКР. Вторым экспортным заказчиком стала Сирия, которая подписала контракт на поставку двух комплексов в 2007 году. Самый широкий спрос на данные комплексы ожидается в регионе Юго-Восточной Азии. В настоящее время государства данного региона приступили к существенному наращиванию своих флотов. В данном случае российский ПБРК, предназначенный для уничтожения надводных кораблей различных классов и типов как в составе соединений, так и в виде одиночных целей, будет пользоваться повышенным спросом. В настоящее время Вьетнам уже начал переговоры по дальнейшим поставкам данных комплексов.

ПБРК Бастион и его основное оружие   ПКР Оникс

В 2008 году МО России выдало НПО машиностроения контракт на поставку 3 комплексов 3К55 «Бастион-П», для оснащения 11-й отдельной ракетно-артиллерийской бригады Черноморского флота, дислоцированной под Анапой. Последний ПБРК был передан бригаде в начале этого года. Все три ПБРК сведены в отдельный дивизион.

Бастион-П

Подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) «Бастион» вооруженный унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой «Оникс» разработан для уничтожения надводных кораблей всех классов и типов из состава корабельных и авианосных ударных групп, десантных соединений, конвоев, а также отдельных одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия противника. Данный комплекс в состоянии обеспечит защиту побережья протяженностью более 600 км от возможных десантных операций противника.

Время с момента получения приказа на марше до полного развертывания на боевых позициях составляет 5 минут, после чего комплекс полностью готов к ведению стрельбы. Позиция комплекса может быть удалена от береговой линии на 200 километров. После своего развертывания ПБРК может оставаться в полной боевой готовности в течение 3-5 суток, в зависимости от имеющихся запасов топлива.

В состав ПБРК «Бастион» входят:

— Самоходные ПУ К-340П на базе МЗКТ-7930 «Астролог» (экипаж — 3 человека);
— Противокорабельные ракеты «Оникс» в транспортно-пусковых контейнерах;
— Автомобиль боевого управления К-380Р на базе КамАЗ-43101 (экипаж — 4 человека);
— Автоматизированная система боевого управления комплексом;
— Оборудование информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
— Комплекс средств технического обслуживания.

Дополнительно к ПБРК «Бастион» могут поставляться:

— Транспортно-заряжающие машины К-342Р;
— Машины обеспечения боевого дежурства;
— Учебно-тренировочные средства;
— Вертолетный комплекс целеуказания.

Самоходная ПУ К-340П была создана на базе четырехосного шасси МЗКТ-7930 «Астролог» и способна развивать по шоссе скорость до 70 км/ч. Запас ее хода составляет – до 1000 км. Полная масса пусковой установки с 2-я снаряженными транспортно-пусковыми контейнерами, заправленными баками и экипажем из трех человек составляет 41 тонну. Командир машины, оператор пуска и водитель размещаются в кабине установки, оснащенной кондиционером. Для подготовки ракет к пуску транспортно-пусковые контейнеры перемещаются в вертикальное состояние. Интервал старта ракет при залповой стрельбе с одной ПУ составляет от 2 до 5 секунд.

Машина боевого управления комплексом K380P изготавливается на базе трехосного шасси КаМАЗ-43101 или МЗКТ-65273. Все необходимое оборудование смонтировано в контейнере ISO-1C, общая масса автомобиля с топливом и расчетом – 25 тонн, время развертывания в боевое состояние 3-4 минуты.

Транспортно-заряжающая машина К342Р изготовлена на том же шасси, что и ПУ. Расчет ее 2 человека, на машине расположены 2 транспортно-пусковых контейнера с ракетами, а также подъемный кран грузоподъемностью 5,9 тонн, который используется для перезарядки пусковой установки и загрузки ракет.

Противокорабельная ракета (ПКР) «Оникс» помещается в специальный герметичный транспортно-пусковой контейнер. В нем ракета, будучи полностью готовой к боевому использованию, покидает завод-изготовитель, хранится, транспортируется и подается на ПУ. Техническое состояние ракеты и ее систем можно контролировать без извлечения из контейнера через специально предусмотренный борт-разъем. Транспортно-пусковой контейнер достаточно неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода газа и жидкости, не предъявляет дополнительных требований по микроклимату на носителях и в местах хранения. Все это не только упрощает эксплуатацию ракеты, но и служит залогом ее высокой надежности.

Противокорабельная ракета «Оникс»

Основными особенностями ракеты «Оникс» являются: полная автономность ее боевого применения (принцип «выстрелил и забыл»), высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета, набор гибких траекторий полета, полная унификация ракеты для широкой номенклатуры носителей (наземные ПУ, надводные корабли всех классов, подводные лодки), малая заметность ракеты для современных РЛС.

ПКР «Оникс» выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет трапециевидное складное крыло и оперение. Высокая тяговооруженность вместе с хорошей аэродинамикой планера обеспечивают ракете отличную маневренность, которая позволяет «Ониксу» осуществлять эффективные маневры уклонения от средств огневого поражения противника.

Силовая установка «Оникса» включает в себя маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, имеющий интегральный стартовый твердотопливный ускоритель. Двигатель ракеты рассчитан на маршевый полет со скоростью в 2,0-3,5 маха в широком диапазоне высот от 0 до 20 000 метров.

По сути, вся ПКР – от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет из себя силовую установку органично совмещенную с планером. Исключением является центральный конус воздухозаборника. В нем расположены: боевая часть, антенна радиолокационной станции самонаведения, блоки системы управления. Все свободные внутренние полости «Оникса», включая воздушный тракт прямоточного двигателя, задействованы под хранение топлива и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.

Последние новости:  Genius Slimstar 126

После того как ракета покидает пусковой контейнер, включается твердотопливный разгонный блок, смонтированный по принципу «матрешки» прямо в камере сгорания маршевого двигателя. За несколько секунд работы разгонный блок разгоняет ракету до скорости в 2 маха, после этого стартовый ускоритель отключается, его выбрасывает из маршевого двигателя потоком воздуха, а «Оникс» продолжает полет на скорости в 2,5 маха, на прямоточном жидкостном воздушно-реактивном двигателе.

«Оникс» оснащается комбинированной системой наведения на цель (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной – на заключительной фазе полета). Полетное задание ракеты формируется по данным, полученным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция головки самонаведения, смонтированная на ракете, способна захватить надводную цель класса «крейсер» на удалении до 75 км.

После того как происходит первоначальный захват цели, «Оникс» выключает свою радиолокационную станцию и производит снижение на предельно малую высоту (порядка 5-10 метров). В результате этого на среднем участке своего полета ракета находится ниже границы действия ПВО противника. В дальнейшем, после того как ракета выходит из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На данном сравнительно небольшом участке полета сверхзвуковая скорость «Оникса» сильно затруднят возможность поражения средствами ПВО малой дальности, а также возможность постановки помех ее головке самонаведения.

Обзор всей зоны поражения с большой высоты создает все условия для предварительного целераспределения ракет по отдельным кораблям группы и селекции ложных целей. Одно из главных достоинств ракет «Оникс» — это их программа наведения на цель, которая позволяет действовать против одного корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или напротив «стаей» против ордера кораблей. Именно в условиях залпового применения в полной мере раскрываются все тактические возможности комплекса «Бастион-П» и его главной ударной силы. Выпущенные ракеты способны сами распределять и квалифицировать цели по их важности, выбирать тактику атаки и план ее осуществления.

В автономную систему управления «Оникса» заложены не только данные по противодействию РЭБ, но и приемы уклонения от различных средств ПВО противника. После уничтожения главной цели в ордере, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли, исключая возможность атаки одной и той же цели двумя ракетами. Для того чтобы исключить возможные ошибки при поражении именно заданной цели и выборе маневра, в бортовую вычислительную систему ракеты заложены электронные портреты всех существующих современных классов кораблей. Помимо этого, в ней содержатся и тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет ракете самой определять, что за цель перед ней – авианосец, десантная группа, конвой, и атаковать главные цели.

Заблаговременное снижение ПКР из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели, позволяет сорвать сопровождение ракеты стрельбовыми комплексами ПВО, что вместе с очень высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета ракеты на участке самонаведения значительно снижает возможности по ее перехвату даже самыми развитыми корабельными системами ПВО.

Бастион береговой ракетный комплекс

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

Комплекс К-300П «Бастион-П» (подвижный), ракета К-310 / 3М55 — SSC-X-5 / SSC-5 STOOGE
Комплекс К-300С «Бастион-С» (стационарный)

Береговой противокорабельный ракетный комплекс со сверхзвуковой унифицированной крылатой ракетой 3М55 «Оникс» / «Яхонт». Разработка комплекса наземного базирования начата в первой половине 1990-х годов НПО Машиностроения (г.Реутов). Проект подвижного комплекса «Бастион» середины 1990-х годов предполагал размещение СПУ с тремя ракетами в ТПК на шасси типа МАЗ-543. Разработка конструкции СПУ первоначально велась очевидно ЦКБ «Титан» (г.Волгоград). В состав батареи комплексов предполагалось включать 4 СПУ, машину боевого управления, аппаратуру управления и опционально вертолетный комплекс целеуказания. В середине 2000-х годов в СМИ фигурировал вариант СПУ на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» с тремя транспортно-пусковыми стаканами (ТПК), опирающимися при старте на поддомкраченную платформу. Точно разработчик варианта СПУ неизвестен. К 2008 г. создана боевая машина / СПУ на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» с размещением в транспортном модуле двух транспортно-пусковых стаканов, опирающихся при старте ракет на грунт. Разработчик боевой машины (СПУ) — ООО «Техносоюзпроект» (Белоруссия). Общая концепция применения комплекса и инфраструктура были сохранены в первоначальном проектном виде.

Государственные испытания комплекса завершены в районе мыса Железный Рог (Тамань), вероятно, в октябре 2010 г. (источник, источник). Комплекс принят на вооружение ВС России в 2010 г. Серийное производство ракет «Оникс» (для ВС России)  и «Яхонт» (для поставок на экспорт) ведется НПО «Стрела» (г.Оренбург).


СПУ К-340П комплекса К-300П «Бастион-П» в стартовом положении (Годовой отчет за 2014 г. НПО машиностроения, г.Реутов).

Пусковая установка:
— вариант на шасси МАЗ-543 — фигурировал в прессе в 1990-е годы. Возможно, реально не разрабатывался.

— вариант СПУ К-340 на шасси МЗКТ-7930 с тремя ТПК, опирающимися при старте на поддомкраченную платформу. Разработка не завершена, но, вероятно, велась ЦКБ «Титан» (г.Волгоград).

— К-300П «Бастион-П» — подвижный вариант комплекса — самоходная пусковая установка (СПУ) К-340П на шасси МЗКТ-7930. На СПУ размещается 2 ракеты в транспортно-пусковых стаканах / контейнерах (ТПК) К-341П (?), которые перед пуском приводятся в вертикальное положение и при старте ракет опираются непосредственно на грунт. Прицеливание ракет (ввод полетного задания) происходит до подъема ТПК в стартовое положение внутри кузова СПУ. Разработчик — ООО «Техносоюзпроект» (Белоруссия), разработка завершена к 2008 г. как минимум.
Экипаж СПУ — 3 чел
Скорость максимальная по шоссе — 70 км/ч
Запас хода — 1000 км


СПУ К-340П комплекса «Бастион» в предстартовом положении, рисунок из буклета НПО Машиностроения ().


СПУ К-340П комплекса К-300П «Бастион-П» в стартовом положении. Фото 2010 г. ().


Батарея / дивизион комплексов К-300П «Бастион» 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады, полигон «Раевская», весна 2010 г. ().


Приведение транспортно-пусковых стаканов с ракетами в пусковое положение. СПУ К-340П комплекса «Бастион» ВС Сирии. Учения, июль 2012 г. (кадр видеозаписи, ).


Кабина СПУ К-340П комплекса «Бастион» ВС Сирии. Учения, июль 2012 г. (кадр видеозаписи, ).

Устройство транспортного модуля СПУ комплекса: настил пола кузова транспортного модуля, наружная обшивка его бортовых и торцевых стенок и створки крыши кузова выполнены в виде каркаса с закрепленными на нем панелями из пластиковых обшивок с наполнителем из теплоизоляционного материала. Каждая из двух створок крыши кузова выполнена в виде моноблочной панели. Каркас панели установлен на транспортном агрегате посредством двух кулис, шарнирно соединенных с полом кузова. Механизм раскрытия створок выполнен в виде гидромотора, кинематически связанного с валом, проложенным вдоль верхней части бортовой стенки кузова. На валу закреплены зубчатые колеса, которые контактируют с роликовыми секторами, закрепленными на внутренней поверхности каркаса створки. Стыки неподвижных друг относительно друга панелей пола и стенок кузова герметизированы. Каждая из створок по периметру уплотнена гибким профилем, благодаря чему кузов в походном положении представляет собой замкнутый объем. По бортам переднего или заднего торца кузова смонтированы коллекторы забора воздуха из окружающей среды. Коллекторы включают вентилятор и жалюзи с раскрывающимися створками. По бортам противоположной части кузова смонтированы аналогичные выпускные жалюзи. Создана конструкция модуля, обеспечивающая заданные условия эксплуатации ракет (в том числе и в тропических условиях).

Последние новости:  Индексация Пенсий в 2022 Году Неработающим Пенсионерам На Сколько Процентов Последние Новости

Для обеспечения надлежащего температурного режима транспортный модуль оборудован универсальным кондиционером (охлаждение или нагрев).

Устройство транспортного модуля позволяет производить старт ракет как минометным способом (с включением разгонного РДТТ после выхода ракеты из ТПК) так и с включением разгонного РДТТ в ТПК.

— К-300С «Бастион-С» — стационарный вариант комплекса (проект) — одиночная шахтная пусковая установка.

Ракета 3М55 «Оникс» / «Яхонт» — более подробно описание ракеты 3М55 дается в отдельной статье.


Испытания комплекса К-300П «Бастион-П». Фото 2012 г. или ранее (Годовой отчет за 2012 г. НПО «Стрела», г.Оренбург).


Двойной пуск ракет «Оникс» комплекса К-300П «Бастион-П» (Годовой отчет за 2014 г. НПО машиностроения, г.Реутов).


Конструкция
— сверхзвуковая крылатая ракета нормальной аэродинамической схемы с лобовым воздухозаборником с центральным телом.


Система управления и наведение
— инерциальная система управления с БЦВМ и радиовысотомером, с радиолокационной активно-пассивной ГСН.

Дальность обнаружения цели  ГСН в активном режиме — 50 км (по одним данным)

Дальность обнаружения цели  класса «крейсер» ГСН в активном режиме — 75-77 км

Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме минимальная — 1 км

Сектор обнаружения ГСН — +-45 градусов

После обнаружения и захвата цели ГСН ракеты, ГСН выключается и ракета «ныряет» под нижнюю границу зоны ПВО цели и управляется инерциально. После выхода за линию радиогоризонта СПУ вновь включается ГСН. Распределение целей происходит на первом этапе работы ГСН (на высоте). При групповом старте ПКР на первом этапе группа ракет перераспределяет цели по определенному алгоритму, исключая возможность поражения одной цели несколькими ракетами (если это не главная цель). Ракеты запрограммированы на совершение противоракетных маневров. В память бортовой БЦВМ заложены электронные «портреты» основных кораблей потенциальных противников и логика определения построения корабельных ордеров для выбора главной цели.

Двигатель
:

— стартовый РДТТ — размещен в сопле маршевого двигателя. 

Масса РДТТ — около 500 кг
 

— маршевый ПВРД 3Д55 — разработан филиалом №2 НПО «Машиностроение».

Тяга — 4000 кг

Масса сухая — 200 кг
Топливо — керосин Т-6

ТТХ ракеты и комплекса
:

Длина ТПК — 8900 мм

Диаметр ТПК — 710-720 мм

Размах крыла — 1700 мм 

Масса ракеты — 3000 кг

Масса ракеты с ТПК — 3900 кг

Масса БЧ:
— 200 кг (в рекламном буклете)
— 250 кг

Дальность действия:

— на малой высоте — 120 км

— при полете по смешанному профилю — 300 км
Удаление СПУ от береговой черты максимальное — 200 км

Скорость полета:

— 750 м/с (2.5 М, на высоте 14000м)

— 680 м/с (2 М, на малой высоте)

— 2.5-2.8 М / до 3500 км/ч (BrahMos)

Скорость к моменту окончания работы стартового РДТТ — 2 М

Высота полета по смешанному профилю — до 14000 м

Высота полета на конечном этапе:
— 5-15 м (видимо «Оникс»)
— 10-15 м (видимо «Яхонт»)

Максимальный угол атаки при маневрировании — до 15 град.

Батарея комплексов может обеспечить защиту побережья на протяженности более 600 км.
Ракета может использовать несколько профилей полета:

— Lo-Hi-Lo (смешанный профиль) — после старта ракета набирает высоту 14000 м м перед поражением цели снижается до высоты 5-15 м.

— Lo-Lo-Lo (низковысотный профиль) — высота полета — несколько десятков метров, скорость ниже, дальность меньше.

Время между стартами двух ракет с одной СПУ — 2.5 с
Время средств комплекса в боевую готовность из походного положения — менее 5 мин
Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств — 24 часа (30 суток с МОБД, до 5 суток по данным рекламного буклета)
Назначенный срок службы — 10 лет

Гарантированный срок хранения в ТПК — 10 лет (7 лет по др.данным)

Межрегламентный период в ТПК — 3 года

Максимальный боекомплект комплекса:
— подвижный вариант — 24 ПКР (12 СПУ по 2 ПКР)
— стационарный вариант — 36 ПКР

Тип БЧ — проникающая (кумулятивная ?)

Модификации:
— «Бастион» (проект, вариант 1) — в первоначальном варианте проекта комплекса предполагалось использование СПУ с тремя ракетами в ТПК на шасси МАЗ-543.

— «Бастион» (проект, вариант 2) — во второй половине 1990-х годов в СМИ обычно публиковались описания комплекса с СПУ с тремя ракетами в ТПК на шасси МЗКт-7930.

— К-300П «Бастион» — подвижный ракетный комплекс, принятый на вооружение в 2010 г. СПУ с двумя ракетами в ТПК на шасси МЗКТ-7930.

— К-300С «Бастион» — стационарный ракетный комплекс с размещением шахтных ПУ в позиционном районе. По состоянию на 2012 г. — проект.

— «Бастион-5» — ракетный комплекс, упомянут в годовом отчета за 2008 г. НПО электромеханики (г.Миасс). Либо модернизация комплекса «Бастион» либо наименование ОКР в рамках которой создан подвижный комплекс «Бастион». Работы по ОКР «Бастион-5» велись НПО электромеханици в 2008-2011 г.г. и их планировалось продолжить и в 2012 г.

Состав средств комплекса:
Основные средства комплекса:
— противокорабельная ракета K-310 «Яхонт» в транспортно-пусковом контейнере;
— самоходная пусковая установка К-340П на шасси МЗКТ-7930 (экипаж 3 чел);
— машина боевого управления (МБУ) К-380П на шасси КамАЗ-43101 (экипаж 4 чел) или МЗКТ-65273 (экипаж 4 чел);
Скорость по шоссе максимальная — 75 км/ч
— аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
— автоматизированная система боевого управления (АСБУ) ракетного комплекса;
— комплекс средств технического обслуживания (КСТО).

Последние новости:  Запись На Приём к Врачу Екатеринбург Через Интернет Орджоникидзевский Стоматология На Фрезеровщиков


Машина боевого управления (МБУ) К-380П на шасси МЗКТ-65273 ().


Машина боевого управления (МБУ) К-380П на шасси КамАЗ-43101 ().


Из буклета НПО Машиностроения — машина боевого управления (МБУ) К-380П на шасси КамАЗ-43101, СПУ К-340П и, вероятно, машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) на шасси МЗКТ-7930 ().

Дополнительные средства:
— транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) К-342П;
— машина обеспечения боевого дежурства (МОБД);
— учебно-тренировочный комплекс (УТК);
— вертолетный комплекс целеуказания (ВКЦ) 1К130Е с РЛС И-801 «Око»;
— в состав средств обнаружения и целеуказания может входить самоходная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б» (входит в штатный состав батарей в ВС России);
Состав батареи (дивизиона) комплексов К-300П Бастион-П:
— 4 самоходных пусковых установки К-340П с 2-мя транспортно-пусковыми стаканами для ракет «Яхонт» (экипаж 3 человека);
— 1-2 машины боевого управления (АСБУ) ПБРК (экипаж 5 человек);
— 1 машина обеспечения боевого дежурства (МОБД);
— 4 Транспортно-заряжающие машины К-342П;
Статус: Россия
— 2009 г. октябрь — расчеты 11-й бригады (см.ниже) проходят обучение на ракетный комплекс «Бастион» в Военном учебно-научном центре ВМФ в Петербурге.

— 2010 г. — комплекс принят на вооружение ВС России.

— 2010 г. весна — по неподтвержденной информации две батареи по 4 СПУ комплексов К-300П «Бастион» поступили на вооружение 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады, базирование — п. Уташ (около г.Анапа) Краснодарского края.

— 2010 г. декабрь — третий батарейный комплект комплексов «Бастион» передан береговым частям ВМФ России (11-я ОБРАБ).

— 2011 г. март — в СМИ сообщается со ссылкой на источник в Генеральном штабе ВС России о предстоящем размещении ракетных комплексов «Бастион» на Курильских островах. Оснащение группировки на Курилах новыми типами вооружений планируется завершить в 2014-2015 г.г.

— 2013 г. 30 октября — СМИ сообщают, что ракетный комплекс «Бастион» с ракетами 3М55 «Оникс» завершил войсковые испытания. «Под руководством командующего ЧФ вице-адмирала Александра Витко завершена итоговая проверка за 2013 год отдельной ракетно-артиллерийской бригады, в ходе которой особое место было уделено вопросам освоения новых видов вооружения, проходящих заключительный этап войсковых испытаний на флоте. В соединении прошел обкатку противокорабельный ракетный комплекс «Бастион», расчет которого после совершения стокилометрового марша в район огневых позиций провел контрольную стрельбу по малогабаритной мишени». Для усложнения условий стрельбы в качестве надводной мишени была использована металлическая емкость объемом менее четверти кубического метра, находившаяся в море на удалении в несколько десятков километров от берега.

— 2014 г. 9 сентября —

ракетный комплекс «Бастион» с ракетами 3М55 «Оникс» в ходе учений в Крыму поразил свободно дрейфующую цель (источник).

Количество СПУ комплексов «Бастион» и штатных единиц в составе ВС России (данные на сентябрь 2012 г.):

Дата Поставлено Итого Примечание
весна 2010 г. 8 СПУ, 2 батареи / дивизиона, без ТЗМ 8 СПУ
2 бтр
25-й отдельный береговой ракетный дивизион 11-я  ОБРАБ (п.Уташ), без ТЗМ
2010 г. декабрь 4 СПУ, 1 батарея / дивизион 12 СПУ
3 бтр
25-й отдельный береговой ракетный дивизион 11-я  ОБРАБ (п.Уташ)
2012 г. нд 12 СПУ
3 бтр
25-й отдельный береговой ракетный дивизион 11-я  ОБРАБ (п.Уташ)

Экспорт:
Вьетнам:
— 2001-2002 г.г. — по сообщениям СМИ обсуждается поставка ракетных комплексов «Бастион» во Вьетнам.

— 2005 г. декабрь — подписан контракт на поставку во Вьетнам ракетных комплексов «Бастион» (две батареи / дивизиона).

— 2009 г. февраль — подготовка вьетнамских расчетов ракетных комплексов «Бастион» ведется в Военном учебно-научном центре ВМФ в Петербурге.

— 2010 г. май — предположительно поставлена одна батарея / дивизион комплексов «Бастион».

— 2011 г. 11 августа — в СМИ появилась информация о подготовке НПО машиностроения контракта на поставку комплексов во Вьетнам минуя «Рособоронэкспорт». Сообщается о планах поставить комплексы в 2013-2014 г.г. Вероятно, речь идет о подготовке второго контракта на поставку комплексов «Бастион».

— 2011 г. октябрь — Вьетнаму поставлен второй батарейный комплект (дивизион) комплексов «Бастион». Тем самым завершен контракт на поставку двух (батарейных) комплектов комплексов. Во Вьетнам поставлена так же мобильная РЛС «Монолит-Б».

— 2012 г. февраль — в СМИ сообщается, что ведутся переговоры о поставке второго дивизиона комплексов.

Сирия:
— 2007 г. январь — заключен контракт на поставку ракетных комплексов «Бастион», предполагаемая сумма контракта — 300 млн. USD.

— 2010 г. август — в конце месяца Сирия получила первый батарейный комплект комплексов «Бастион».

— 2010 г. сентябрь — согласно СМИ предполагается получение Сирией не менее двух батарей комплексов «Бастион» (в прессе — «двух комплексов»).

— 2011 г. июнь — Сирия получила второй батарейный комплект комплексов «Бастион». Поставок РЛС «Монолит-Б» для комплексов в Сирию не велось.

— 2011 г. 01 декабря — СМИ сообщили о завершении поставки Сирии двух батарейных комплектов ракетных комплексов «Бастион».

— 2012 г. июль — в ходе учений ВМС и войск береговой обороны Сирии продемонстрирован сирийский комплекс «Бастион».

Источники:
Бастион (береговой ракетный комплекс), 2012 г. (источник).
«Бастион» и «Яхонт» — не только Сирия // Помимо России, они есть у Вьетнама и Индонезии. 2010 г. (источник).
Источник: Россия поставила Вьетнаму второй береговой комплекс «Бастион». 2011 г. (источник).
Комплекс П-800 / 3К55 Оникс / Яхонт — SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE, статья.
Лента.ру. Сайт , 2009 г., 2011 г.
НПО электромеханики. Годовой отчет за 2008 г. г.Миасс, 2009 г. (источник).
НПО электромеханики. Годовой отчет за 2009 г. г.Миасс, 2010 г. (источник).
НПО электромеханики. Годовой отчет за 2010 г. г.Миасс, 2011 г. (источник).
НПО электромеханики. Годовой отчет за 2011 г. г.Миасс, 2012 г. (источник).
ОАО «ВПК «НПО машиностроения», официальный сайт, 2012 г.
Ракетный комплекс «Бастион».  2012 г. (источник).
Транспортный модуль боевой машины грунтового ракетного комплекса (патент), 2010 г. (источник).
Черноморскому флоту России передан третий ПБРК «Бастион». 2011 г. (источник).
Andreas Parsch and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles © 2005-2008 г.г.
BMPD. Сайт , 2012 г.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Шутько, журналист и репортер Anticwar.ru. Об армии он пишет более 15 лет. Несколько раз он был военным корреспондентом в Афганистане.

andreyshutko7@gmail.com